Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозное правосознание Дружкина Юлия Алексеевна

Религиозное правосознание
<
Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание Религиозное правосознание
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дружкина Юлия Алексеевна. Религиозное правосознание : диссертация... кандидата юридических наук : 12.00.01 Саратов, 2007 222 с. РГБ ОД, 61:07-12/1351

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Общая характеристика религиозного правосознания 14-73

L Понятие, источники, функции и виды религиозного правосознания 14-35

2. Уровни религиозного правосознания. Каноническое и синкретическое правосознание 36-55

3. Структура религиозного правосознания: психологический и идеологический аспекты 56-73

ГЛАВА 2. Религиозное правосознание в отечественной правовой культуре 74-171

1. Влияние религиозного правосознания на нормотворчество 74-100

2. Религиозное правосознание и соблюдение прав человека 101-120

3. Особенности правоприменения в поликонфессиональном государстве 121-133

4. Деформации современного религиозного правосознания 134-154

5. Проблемы формирования религиозного правосознания в России. Сакрализация правовой культуры как фактор преодоления правового нигилизма 154-171

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время в свете проводимых в Российском государстве экономических, политических, конституционных реформ важнейшим вопросом их успешной реализации является состояние и развитие отечественного правового сознания как фундаментальной основы будущей правовой государственности России.

Известно, что правосознание не сводится к простому усвоению и воспроизведению действующих юридических норм, а есть сложное духовное явление, которое имеет разнообразные политико-правовые, культурно-исторические, религиозно-нравственные, национально-этнические корни1.

На рубеже двух веков государство и право столкнулись с проблемами, знаменующими новые явления в общественных отношениях. Наряду с глобализацией и универсализацией экономических и политических процессов не только сохраняются, но и получают невиданную ранее силу факторы национальной, культурной и религиозной идентичности.

Эти факторы играют все более возрастающую, и даже определяющую роль для судеб современной государственности и правопорядка. Прежние, привычные для XX века условия государственной стабильности в экономике и политической демократии, испытывают мощное корректирующее влияние со стороны традиционных социальных факторов, среди которых религиозному сознанию, религиозной морали, религиозным структурам принадлежит важнейшая роль.

1 См.: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания / И,Е. Фарбер. - М., 1963; Лукашева И.Е. Социалистическое правосознание и законность / И.Е. Лукашева. - М., 1973; Могилевский АЛ. Правосознание и религия / А.А. Могилевскнй. — Ашхабад, 1977; Ильин И.А. О сущности правосознания / И,А, Ильин. Собр. соч,: в 2-х томах. - М., 1993; Хвыля-Олинтер A.R Влияние религиозного фактора на формирование правового сознания // Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение: материалы межвузовской научно-практической конференции, 30 марта 20G3 г. - Белгород, 2003.

Религия всегда выступала ведущим социальным источником права и правосознания. Правовые системы исторически базируются на исходных догматах традиционных конфессий. Кризисные явления в современной государственности и праве цивилизованных стран во многом имеют корни в кризисе правосознания, постепенно, в течение двух последних веков утрачивавшего связь с религиозной культурой. Особую негативную значимость эти процессы получили в России* советский период истории которой отмечен острым религиозным нигилизмом со стороны государства.

Снижение авторитета права, разрастание правового нигилизма, неустойчивость современной демократии - неизбежная реакция общества на отчуждение права от своих социальных источников, в том числе - в религиозной правовой культуре. Особую негативную значимость эти процессы получили в России, советский период истории которой отмечен острым религиозным нигилизмом государства.

Все это не могло не сказаться самым отрицательным образом на реальном состоянии российской государственности и правового регулирования в пореформенный период- Сейчас постепенно приходит понимание того, что современная Российская Федерация - наследница сложного баланса сил в историческом формировании поликонфессиональной российской государственности. Так, процессы возрождения этнорелигиозного сознания в мире, особенно в его исламской части, движение к панисламизму напрямую затрагивают стабильность России не только как исторического центра православия, но и как великой мусульманской страны.

К сожалению, длительное игнорирование религиозного фактора, в частности, религиозной морали в советский период, привело к тому, что общественное правосознание современной России оказалось во многом беззащитным перед крайними, экстремистскими формами религиозного правосознания (например, вахаббизм), угрожающими правопорядку и государственной целостности, в частности, на Северном Кавказе.

Результатом этих процессов стали участившиеся в последнее время факты правонарушений на религиозно-этнической почве.

Культурное и социальное единство народов сегодняшней России как гарантия стабильности российской государственности имеет глубокие корни в сфере религиозного правового сознания, в связи с чем государство должно стремиться к формированию его общих правовых принципов, исключающих политический и национальный раскол и крайние формы выражения религиозной идентичности, В этом стратегическом для российской государственности вопросе свое слово должна сказать юридическая наука, которая под влиянием классовой и общечеловеческой методологии долгое время не уделяла анализу религиозного правосознания необходимого внимания,

В условиях вызовов современного мира такое положение в отечественном правоведении уже не может сохраняться. Религиозное правосознание в силу своего повышенного практического значения для правового регулирования современной России должно стать полноценным предметом фундаментального правоведения. Это расширит границы традиционной теории правосознания, откроет для этой теории дополнительные научные и прикладные горизонты.

В изучении религиозного правосознания нуждается не только теория государства и права, но и отраслевые юридические науки - конституционное, уголовное, процессуальное право, которые в настоящее время испытывают дефицит сведений в вопросах этноконфессиональных элементов государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, защиты прав человека, безопасности личности, регулирования миграционных процессов.

Религиозное правосознание - это неотъемлемый духовный компонент российской правовой культуры и жизненного бытия российского народа в их органическом единстве. Присущие в этом смысле российской правовой культуре правовые идеалы, традиции, принципы, нормы и образцы

поведения, па началах толерантности, могут и должны способствовать консолидации граждан, концентрации их усилий на формирование социального правового государства, соблюдению законности и правопорядка в российском полиэтничном и поликонфессиональном обществе.

Таким образом, на нынешнем этапе становления российской правовой государственности, в условиях активизации религиозного фактора в глобализирующемся мире, появилась необходимость серьезного изучения и последующего культурного формирования религиозного элемента правосознания.

Степень научной разработанности темы. Исследования правосознания проводились учеными различных областей научного знания -философии, юриспруденции, социологии, психологии, истории.

В российской философско-правовой мысли многие вопросы общей теории правосознания были подвергнуты основательному исследованию И А Ильиным, Б А Кистяковским, ШІ Новгородцевым, JLH, Петражицким, НА Бердяевым и другими учеными.

Различные аспекты теории правосознания нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых-юристов: М.И. Байтина, ГШ. Баранова, ИЛ. Бабич, ЕА Белканова, Р.С. Байниязова, В.И. Бегянина, Г.Дж. Бермана, А.С. Бондарева, М,Ю. Варьяса, HJL Вопленко, Н,Л, Гранат, А.В. Грошева, ДА Керимова, С.Н. Касаткина, В Л. Кудрявцева, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, ЕЛ. Лукашевой, И.М. Максимовой, В.П. Малахова, О.В. Мартышина, ЬШ. Матузова, Д.В. Меняйло, АЛ Овчинникова, Б А Осипяна, ПС. Остроумова, И.Ф, Покровского, СВ. Полениной, А.Р. Ратинова, А.М. Рудинского, Т.Б, Сазоновой, В.Н, Синкжова, Т.В. Синюковой, HJL Соколова, В.В. Сорокина, Л.А Тихомирова, И,Е. Фарбера, Т.В, Губаевой, В А Щегорцева и других.

Несмотря на то, что проблемы правосознания традиционно широко исследуются в литературе, вопросы именно религиозного правосознания в контексте отечественной правовой культуры до сих пор не выступали предметом самостоятельного монографического исследования.

Объект исследования - общественные отношения в сфере религиозной и правовой жизни российского общества.

Предметом исследования являются структуры, уровни, формы религиозного правосознания как самостоятельной правовой категории науки теории государства и права.

Цель исследования состоит во всестороннем научном анализе религиозного правосознания как источника и духовно-нравственного компонента правовой культуры Российского государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-дать общую характеристику религиозного правового сознания как самостоятельного предмета юридической науки;

-сформулировать определение религиозного правосознания и раскрыть современные методологические подходы к изучению закономерностей отечественного религиозного правосознания;

-разработать теорию источников, функций, субъектов и видов отечественного религиозного правосознания;

-рассмотреть уровни религиозного правосознания: каноническое и синкретическое правосознание, последнее из которых зачастую является причиной возможных его деформаций;

-показать сущность и роль религиозного правосознания в нормотворческом и правоприменительном процессах в России, ее отдельных субъектах и в решении проблем по преодолению правового нигилизма;

-проанализировать влияние религиозного правосознания на право, правовое воспитание, правовую культуру и на формирование российской правовой системы в целом;

-определить авторскую позицию по ряду дискуссионных вопросов общей теории правосознания в аспекте темы исследования.

Методологическая основа исследования. При изучении роли религиозного правосознания в отечественной правовой культуре автор

опиралась на законы метафизики и диалектики, общенаучные методы познания - единство анализа и синтеза, логический, исторический, системный, структурно-функциональный - и частнонаучные методы -формально-юридический, сравнительно-правовой.

Анализ религиозного правосознания как правовой категории, имеющей сложную и глубокую духовно-нравственную природу, обусловил необходимость использования специальных методов научного и философского религиоведения - философского экзистенциализма, философско-теологического, феноменологического подходов и приемов исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых, изложенные в специальной юридической литературе, научных трудах по общей теории государства и права, истории, философии, социологии, психологии и религиоведению-

Общественное сознание, его природа, структура, закономерности были предметом изучения многих известных ученых-обществоведов, в частности: Э- Фромма, П. Берара, Э, Дюркгейма, К.Г. Юнга, А. Радклиффа-Брауна, У, Джеймса, О. Шредера, М, Форварда, А.И. Демидова, И,Д. Невважая, М-Э. X. Денильханова, Л.Н. Митрохина и других.

В силу специфики предмета исследования в работе использована литература, посвященная философским, историческим, каноническим вопросам религии, жизни церкви, нормативным и догматическим источникам регулирования в сфере конфессиональных отношений (Митрополит Кирилл, X, Донин, А. Кураев, А.П. Лопухин, А, Мень, М.И. Одинцов, Р.А. Папаян, Н.С Суворов, Н. Тальберг, ILA. Флоренский, А.И- Хвыля-Олинтер, В А. Цыпин и другие).

Автором проанализирован значительный массив источников светского права, касающихся правового статуса религиозных организаций

(объединений) и верующих, а также и собственно источников вероучений» составляющих основу традиционных мировых религий.

Нормативно-правовой и эмпирической базой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, иные нормативно-правовые акты и документы религиозных организаций (объединений), относящиеся к предмету исследования.

Научная новизна диссертации определяется поставленными выше целями и задачами и состоит в том, что представленная автором диссертация - первая научная работа в теории государства и права, в которой на монографическом уровне разработана общая теория религиозного правосознания как самостоятельный раздел общей теории правового сознания и правовой культуры общества.

Заявленная тема - это новое направление научного исследования отечественного правосознания в пространстве российской правовой культуры.

Новизна такого подхода нашла непосредственное отражение в выносимых на защиту следующих основных идеях, выводах и положениях:

1. На основе анализа признаков» черт и закономерностей религиозных правовых отношений автор сформулировала научное определение религиозного правосознания- Религиозное правосознание - это взгляды, доктрины, чувства, настроения индивидов, социальных общностей по поводу права и законности, формирующиеся под влиянием религиозного мировоззрения и выполняющие посредством этого роль социального источника права и самостоятельного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях. В работе выявлены исторические, социальные, нормативные, культурные источники религиозного правосознания, дается их характеристика применительно к основным религиозным вероучениям, прослеживается эволюция в правовой культуре.

2. Разработана система функций религиозного правосознания,
проведена их научная классификация на познавательную, оценочную,
регулятивную и культурно-мировоззренческую - основные направления
воздействия на поведение субъектов; раскрывается роль и социальное
назначение данных функций в общественных отношениях.

  1. Аргументированы подходы к научному пониманию категории субъекта религиозного правосознания, показано соотношение религиозного, конфессионального, атеистического статусов личности применительно к психологическим процессам религиозного осознания права.

  2. Раскрыта структура религиозного правосознания, обосновываются такие ее виды (в зависимости от субъекта), как доктринальное религиозное правосознание, обыденное религиозное правосознание, правосознание верующих и правосознание атеистов; дается их социоправовая характеристика,

  3. Впервые в общей теории права показана уровневая структура религиозного правосознания, которая отражает его видовую специфику; анализируются специфические признаки канонического и синкретического правосознания, прослеживается их взаимосвязь в поведении субъектов.

  4. На основе анализа этноконфессиональных аспектов религиозного правосознания делается вывод, что оно представляет собой самостоятельный социальный источник права, вбирает самые разнообразные духовные элементы, отражает различные сферы общественной идеологии и психологии и поэтому имеет сложную содержательную морфологию, не совпадающую полностью ни с одним из известных видов правосознания, развиваясь в общественных отношениях по собственным культурным закономерностям,

  5. Исследована роль религиозного правосознания в нормотворческом процессе. Делается вывод, что религиозное правосознание дает важную для генезиса права духовно-культурную основу нормотворческого процесса: выступает самостоятельным регулятором {саморегулятором) поведения субъектов в юридически значимых ситуациях. Раскрываются направления,

формы и методы выражения конфессиональной составляющей в формировании нормотворческой среды правового регулирования; выделяются приоритеты российской правовой традиции в духовной сфере, учет которых в законотворчестве содействует правомерному поведению индивидов, ограничивая его деструктивные формы,

  1. Обосновывается место религиозного правосознания в современной доктрине прав человека, раскрывается соотношение принципов свободы совести с иерархией религиозных ценностей. Делается вывод, что развитое религиозное правосознание - это фундаментальная гарантия прав человека, дающая реальные критерии в системе ценностей современного общества.

  2. Выявляется специфика правоприменительного процесса в условиях поликонфессионального государства. Высшая законность, поиск справедливости, соразмерность - это ценности, которые характеризуют процесс применения права, основанный на религиозном правосознании, являющемся частью российской национальной и религиозной правовой культуры. Делается вывод, что правоприменение в многонациональном и многоконфессиональном Российском государстве должно осуществляться субсидиарно с учетом специфики национальной и религиозной правовой культуры регионов России.

Ш. На основе анализа законодательной и правореализационной практики показаны наиболее характерные деформации религиозного правосознания, выявляются их причины - десакрализация правовой культуры, несоответствие нравственно-духовного идеала права - праву как системе юридических норм, действующих в конкретном государстве. Обосновываются рекомендации по формированию в регионах культуры толерантности индивидов, социальных общностей; по устранению деформаций религиозной духовности, созданию единого нравственного правового уклада жизни народов России, укреплению целостности национального самосознания и культурной идентичности.

11. Раскрывается перспектива развития религиозного правосознания в общественных отношениях современной России. Обосновывается вывод, что развитие религиозного правосознания имеет принципиальную значимость для повышения уровня развития отечественного правосознания и общей правовой культуры граждан, формирования общероссийской правовой идеологии, совершенствования законодательства, так как оно содержит духовные, культурно-исторические, религиозно-нравственные, национально-этические элементы, фундаментирующие уважение к праву, закону, соблюдению прав и интересов людей в общественных отношениях.

Научное и практическое значение исследования состоит в том, что положения диссертации позволяют рассматривать религиозное правосознание в качестве важнейшего элемента российской правовой культуры. Положения и выводы диссертации дополняют ряд разделов науки теории государства и права; их можно использовать в преподавании (учебном и воспитательном процессе) фундаментального правоведения и иных отраслевых наук, в исследовательской деятельности при анализе этноконфессиональных проблем укрепления правопорядка в современной России на федеральном и региональном уровнях.

Апробация результатов исследования, Научно-теоретические выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», где выполнялась работа. По этим проблемам автор выступала с научным докладом «Влияние религиозного правосознания на развитие правовой системы России» на межвузовском научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы современной российской правовой системы» (Саратов, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2006), Основные положения диссертации нашли отражение в четырех научных публикациях автора общим объемом 1/7 п. л.

Структура диссертации определена характером исследуемых в ней научно-теоретических вопросов и состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, и списка литературы.

Понятие, источники, функции и виды религиозного правосознания

Правосознание является одним из ключевых и наиболее сложных теоретических понятий юриспруденции, В правовой системе правосознание выполняет довольно значительную функциональную нагрузку: преобразование потоков информации от правовой системы к субъекту имеет принципиальное значение для реализации права. Информационный обмен осуществляется через юридические категории, концепции, правовые чувства, с помощью которых люди оценивают правовую реальность. Правосознание -это своеобразная интерпретация правовой реальности. В силу многообразных коммуникационных связей правосознание оіражает общую настроенность и состояние "человеческого элемента" правового регулирования, служит интеллекту&тыюй основой правовой системы.

В литературе авторы в своих определениях акцентируют внимание на различных аспектах правосознания как сложного социального явления. Так, Д.А. Керимов пишет, что правосознание - одна из форм сознания человека и общества наряду с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, наукой и философией, С этой точки зрения, содержанием правосознания являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву .

По мнению Г.В. Дыльнова, правосознание - специфическая форма общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовой реальности (хода правового развития общества), так и ее оценку с точки зрения социальной справедливости, а также новые требования к правовому регулированию тех или иных общественных отношений, отражающих интересы и потребности граждан \

Как отмечает M.R Марченко, правосознание - это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства2.

Правосознание - это "живое слово о той духовной атмосфере, в которой нуждается право и государство для своего процветания" \

"Правосознание играет роль фильтра, усваивая и воспринимая лишь то, что является собственно правом", - указывал О.Э, Лейст 4.

Таким образом, правосознание не сводится к простому усвоению и воспроизведению в сознании граждан юридических норм. Российское правосознание - сложное духовное явление, оно имеет разнообразные политико-правовые, культурно-исторические, религиозно-нравственные, национально-этнические корни.

Что такое религиозное правосознание, и каковы его признаки? Является ли религиозное правосознание только правосознанием веруюших? Обязательно ли для субъекта религиозного правосознания рефлектировать принадлежность к той или иной системе религиозного вероучения? Имеются ли в общественных отношениях некие объективные структуры религиозного правосознания, выступающие неявным, но необходимым элементом существующих светских правовых систем и национальных правовых культур?

Ответы на эти вопросы необходимы не только для теоретического обоснования религиозного правосознания, но и для углубления наших представлений о социально-психологических механизмах современного правосознания в целом.

"В России издавна первостепенную роль в народной жизни играли не столько законы, сколько духовные, нравственные, религиозные и иные ценности и регуляторы, такие как совесть, честь, долг, порядочность, гражданское чувство, оказывавшие и оказывающие мощное определяющее воздействие на поведение людей. Все это составляет то, что нередко называют "русской душой", в которую не всегда могут вписаться западные модели и эталоны бытия, например "американская мечта", ,.. К тому же, закон должен быть правовым, то есть покоится на идеях естественного права, выражающих прежде всего нравственные ценности, принципы справедливости", - верно отмечает НЛ Матузов \

Правосознание является областью сознания, в которой происходит процесс формирования духовных основ правовой культуры. Поэтому правосознание находится в глубокой связи с другими формами общественного сознания, особенно - с религией, поскольку всегда в истории права религиозные нормы выступали важным источником права и законодательства, а соответствующие религиозные институты всегда являлись непререкаемым нравственным авторитетом.

Каковы источники религиозного правосознания? Прежде всего, это основополагающие законы основных религиозных учений. В древнем Израиле право исходило из единого религиозного источника -Пятикнижного законодательства Моисеева (священной Торы). В странах арабского Востока первоисточником всякого права стал священный для всех мусульман Коран. В Западной Европе и других христианских странах вся идея права брала свое начало в Священном Писании Библии, У других народов первоисточниками их правовых систем стали догматы их традиционных верований и идеологий: буддизма, синтоизма, конфуцианства и т. д.

Большинство политико-правовых документов, принятых разными народами в разных частях света, имеют четко выраженный религиозный характер и происхождение: законы древневавилонского царя Хамураппи, законы древнеиндийского царя Ману, законы XII таблиц, кодекс Юстиниана, Судебник Мхитара Гоша, Великая хартия вольностей, Саксонское зерцало, Декларация независимости США и т. д., в которых на первое место ставится милость Всемогущего Бога, право Божественных законов и ответственность правителей народов перед лицом Высшего существа. Все они однозначно свидетельствуют о прямой связи между религией, системами верования и формами государственно-правового управления обществом.

Другим важным источником религиозного правосознания является религиозная мораль. Мораль как форма общественного сознания, в котором находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, позволяет видеть в ней нормативно-ценностную систему регуляторов социальной жизни и поведения людей. Выступая в роли индивидуального и общественного кредо, мораль зависит от особенностей социальных условий, в которых она возникла и функционирует. Разумеется, мораль имеет историческую, социально обусловленную детерминацию, но только в религии она выступает как внеисторическое образование, получает законченный статус правила, земного приложения божественного закона. Без религии мораль как нормативная система невозможна (даже если она провозглашается воинственно-атеистической), истинная нравственность без религии немыслима. Именно религия дает человеку непреходящие духовные ценности. Религиозная мораль приобретает возрастающую роль в нравственном воспитании, в распространении общечеловеческих моральных ценностей.

Уровни религиозного правосознания. Каноническое и синкретическое правосознание

Каноническое правосознание - это взгляды, доктрины, чувства, настроения людей, их отношение к праву и другим правовым явлениям в государстве, формирующиеся под влиянием религиозного мировоззрения, основанного на том или ином, индивидуальном для каждого, традиционном религиозном вероучении; иудаизме, христианстве, исламе, буддизме, положения которого являются определенным ориентиром их поведения в юридически значимых ситуациях.

Источник канонического правосознания - система соответствующего религиозного вероучения.

Иудаизм, Иудейский канон составляет Танах (Ветхий Завет Библии), который был написан и составлен задолго до появления христианства, и Талмуд, в основе которого первая часть Ветхого Завета - Пятикнижие или Тора (3 части). Расширенное устное толкование библейских положений впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н. э. Иегудой-ганаси и получило название Мишны (6 разделов, 63 трактата). В свою очередь собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишна и Гемара составляют Талмуд, в котором различают галаху (закон) и агаду (миф, легенду). Основные принципы поведения иудея сформулированы в десяти заповедях Моисея, шесть из которых посвящены правилам поведения в обществе: 5-я - почитай отца твоего и мать твою; 6-я - не убивай; 7-я - не прелюбодействуй; 8-я - не кради; 9-я - не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10-я - не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего. - - ничего, что есть у ближнего твоего).

Христианство. Основой, источником религиозного вероучения христиан (православных, католиков, протестантов) является Священное Писание - Библия1, В окончательном виде канон библейских книг сформировался примерно к III-IV в. Окончательное закрепление канон-книг, входящих в СЕ. Писание содержится в 33 (24) правиле Карфагенского Собора 419 г. Св. Писание Христианской Церкви - Библия - делится на две части: Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет состоит из книг: Бытия, Исхода, Левита, Чисел, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфи, 4 книги Судей, 2 книги Паралеп оминона, Иова, Псалтири, 4 книги Соломоновых, 12 книг пророческих (книги т. н. "малых пророков11), Исайи, Иеремии, Иудифи, Иезекйиля, Даниила, Товии, Есфири, 2 книги Ездрьь Основатель Церкви Иисус Христос так говорил о значении Ветхого Завета: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5.17) . В Ветхом Завете право занимает весьма значительное положение и регламентирует широкий круг отношений (от организации общественной жизни народа до семейных и имущественных и бытовых) \ Большинство ветхозаветных предписаний, согласно решению Апостольского собора 49 г., утратило свою силу. Собор предписал лишь " воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян, 16:28-29). К числу тех норм Ветхого Завета, которые сохранили обязательную силу по настоящее время, относятся десять заповедей

Моисеевых (Исх, 20: 2-17), Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяний апостолов, Посланий апостолов и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Четыре Евангелия являются первоисточником христианского догматического и нравственного учения и канонического права. "Заповеди Христовы как прямое выражение Божественной воли, общеобязательны для Церкви, они составляют краеугольный камень ее учения и жизни" .

Христианская мораль - это система нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующее им поведение, тесно связанное с догматами христианского вероучения, которые неизменны, и поэтому основные нормы морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении христиан, Кроме того, в христианской морали есть такие нравственные наставления, которые отсутствуют в нерелигиозной морали. Например, учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и т. д. Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Это известные десять ветхозаветных заповедей, в которых содержится два вида любви: любовь к Богу н любовь к ближнему- Хотя, на самом деле, весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить обязанности человека к Богу и ближнему, они разделены на десять заповедей. Обязанности к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним

— в последних шести заповедях (правила поведения в обществе): 5-я почитай отца твоего и мать твою; 6-я - не убивай; 7-я - не прелюбодействуй; 8-я

- не кради; 9-я - не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10-я - не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего,.. ничего, что есть у ближнего твоего); евангельские "заповеди блаженства"» которые нисколько не нарушают заповедей закона, напротив, эти заповеди взаимно восполняются: 1-я - блаженны нищие духом, т.е. смиренные; 2-я - блаженны плачущие (о грехах своих); 3-я - блаженные кроткие; 4-я - блаженны алчущие и желающие правды; 5-я - блаженны милостивые; 6-я - блаженны чистые сердцем; 7-я - блаженны миротворцы; 8-я - блаженны изгнанные за правду; 9-я — блаженны гонимые за веру и другие новозаветные нравственные наставления.

Ислам оформился в VII в. н. э. "Ислам - это нерасторжимое единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и определенных форм культуры. Это цельная система ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления, как для каждого верующего, так и всей мусульманской общины. Ислам охватывает и регулирует все стороны человеческой жизни - от концепции и практики государственной власти до мельчайших подробностей быта .. Д - отмечает II Аль-Мансури , Поведение мусульманина основано на ценностях и установках шариата - внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравственности и права, он - т,закон жизни". Шариат наряду с адатом (местными обычаями и правилами поведения мусульман) является универсальным регулятором социальных отношений мусульманского мира, личного статуса мусульман.

Мусульманское право - не синоним шариата- Л. Р, Сюкияйнен уточняет: "Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и Сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала, В отличие от него мусульманское право - преимущественно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание" .

В шариате различают два основных элемента: религиозно-этический -акида и собственно правовой - фикх, определяющий параметры мусульманского права. В свою очередь фикх содержит предписания и обязательства по отношению к Аллаху - ибадат, а также нормы поведения по отношению к себе подобным - муамалат, К источникам ("корням") мусульманского права2 по традиции, идущей от АиьШафш, относят Коран, Сунну, Иджму, Кийяс.

Влияние религиозного правосознания на нормотворчество

Нормотворчество представляет собой регламентированную специальными юридическими нормами деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, должностных лиц Российской Федерации и регионов России, содержанием которой является подготовка, обсуждение, принятие и опубликование законов и иных нормативно-правовых актов. Также данная деятельность связана не только с созданием, но и изменением, дополнением или отменой нормативно-правовых актов.

Безусловно, что нормотворчество должно быть основано на познании, прежде всего, духовно-культурных ценностей права, учете правовых традиций в государстве и материальных интересов, потребностей индивидов и их социальных общностей, обусловленных социально-экономическими, политическими условиями развития государства.

Нормотворчество - это исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит обобщение, анализ и оценка прошлой, настоящей правовой действительности и перспективы будущего правового развития в государстве. Этот процесс связан и с выработкой определенных взглядов, представлений, концепций, доктрин относительно правового регулирования отношений индивидов в будущей правовой действительности и разработкой и принятием нормативно-правовых предписаний,

Нормотворчество - это творческая деятельность, основным результатом которой являются нормы права, которые воплощаются в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов России, а также указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах, инструкциях, положениях министерств, ведомств, государственных комитетов, уставах субъектов РФ и других подзаконных актах.

Нормотворчество является важнейшим средством, инструментом управления обществом посредством принятия соответствующих норм-правил поведения, обязательных для каждого индивида, составляющего это общество.

Следует особенно отметить, сам процесс нормотворчества связан с процессом принятия соответствующих нормативных предписаний, которые изначально регулируют правотворческий (законотворческий) процесс, что весьма важно для того, чтобы процесс по подготовке, принятию, изменению, дополнению, либо отмене тех или иных нормативно-правовых актов соответствовал сірого установленному законом, в его истинно-правовом значении, порядку.

От уровня правосознания и правовой культуры субъектов, активно принимающих участие в нормотворческом процессе, зависит качество принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов, адекватных историко-правовым, религиозно-нравственным, культурным традициям государства и являющихся важнейшим и эффективным регулятором поведения индивидов в обществе.

"Правосознание есть тот благородный источник, в котором перерождаются и бесправная сила и бессильное право: право становится благородною силой, а сила становится силой правоты. Право есть внешний порядок жизни. Творить внешний порядок жизни право может только через внутреннюю упорядоченность души, т. е. через правосознание. Право живет правосознанием" , - писал И.А, Ильин,

Религиозное правосознание есть духовное наследие культуры России в рамках ее правового пространства. Религиозное правосознание как совокупность чувств, взглядов, доктрин, настроений индивидов, социальных общностей по поводу права и законности, формирующихся под влиянием религиозного мировоззрения, ориентирует сознание индивидов на создание системы правовых норм, разграничивая действия субъектов на разрешенные и запрещенные с точки зрения религиозной морали, определяя нравственные позиции по отношению к правопорядку. Нормы религиозной морали служат основой, источником религиозного правосознания, оказывая существенное влияние на право, духовно восполняя его содержание, его культуру, обогащая его, совершенствуя и, тем самым, повышая его значимость и эффективность.

"Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как сам Бог жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь" .

Религиозное правосознание выполняет роль источника права и является самостоятельным регулятором (саморегулятором) поведения субъектов в юридически значимых ситуациях, поскольку всегда в истории права религиозные нормы выступали важным источником права и законодательства, а соответствующие религиозные институты всегда являлись непререкаемым нравственным авторитетом.

Поэтому религиозное правосознание играет достаточно важную роль при создании нормативно-правовых предписаний, исходящих как от представителей законодательной, так и исполнительной власти государства. Религиозное правосознание представляет полноту духовного мира и правовой государственности России, имеет великое правокультурное значение в процессе формирования права, "пронизывая" все стадии нормотворческого процесса, начиная с создания нормативно-правовых положений, регулирующих в полном объеме правотворческий процесс, его подготовительную стадию (стадию рассмотрения законодательных предложений, подготовки законопроектов) и заканчивая моментом опубликования законов и иных нормативно-правовых актов.

Религиозное правосознание, синтезируя в себе религиозно-нравственные нормы как мировоззренческие установки на право и жизненный, историко-правовой опыт индивидов, делает возможным для каждого следование правовым нормам как прототипам религиозных норм в силу правовых традиций, сложившихся в обществе.

Религиозное правосознание позволяет наполнить право духом "правды" и справедливости, и направляет сознание субъектов нормотворческого (законодательного) процесса на создание законов, культурно-ориентированных, основанных на истинно-нравственных ценностях - нормах религиозной морали, являющихся объективно высшим проявлением справедливости. Религиозное правосознание, исследуя правовые предписания, позволяет научиться различать правильное (справедливое) и неправильное (несправедливое), законное (правовое) и беззаконное (неправовое, противоправное).

Право существует в человеческом обществе изначально. "Дело закона" написано Богом в сердцах человеческих (Рим. 2, 15). Первые законоустановления даются человеку еще в раю (Быт, 2. 16-17), После нарушения человеком божественного закона (грехопадения), право становится границей, выход за которую грозит разрушением, как личности человека, так и человеческого общежития" .

Право как система нормативно правовых предписаний, создаваемая человеческим сообществом, есть результат его исторического развития, оно офаниченно и несовершенно. "Человеческий закон никогда не содержит полноту закона божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановлснным принципам, а не разрушать их". Но что необходимо и важно помнить субъектам, "творящим" право (государственные, светские законы) - это то, что любая противоречащая религиозной норме "светская норма делает преступником не нарушителя ее, а самого законодателя" .

Основополагающий принцип права - "не делай другому тогоэ чего не желаешь ссбе\ Право как духовное творчество религиозного правосознания, его отражение есть проявление "божественного закона мироздания" (норм религиозной морали) в социально-экономической, политической сферах общества.

Религиозное правосознание дает единственно возможную для генезиса права духовно-культурную материю в виде чувств, представлений, концепций, доктрин субъектов нормотворческого процесса.

Религиозное правосознание и соблюдение прав человека

Вопрос о правах человека, их гарантиях - фундаментальный в теории права. Права человека представляют собой достаточно важный социальный и политико-юридический институт, выступающей, прежде всего, показателем духовно-нравственного, социально-правового развития общества, государства в целом.

Определение понятия прав человека как логическая операция заключается в том, чтобы раскрыть содержание прав путем указания на основные, существенные признаки изучаемого объекта, отличающие его от других общественных явлений и выделяющие из числа правовых \

В литературе приводится множество определений (дефиниций) прав человека. "Права человека - это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности" ,

У О. Хеффе правами названы "справедливые притязания людей по отношению друг к другу,... а затем и по отношению к государству" В-А, Четверний понимает под правом человека "минимальную, неотъемлемую меру свободы114.

А.П Бережнов считает, что права человека - это "определенный минимум общесоциальных (в рамках отдельного общества), общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе, вне зависимости от особенностей его социально-правовой системы 1 1, А.Б. Венгеров определяет права как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека"2, О.Э. Лейст полагал, что права - это "гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом"3, В.К, Забигайло считает правами человека "юридически закрепленные возможности личности обладать и пользоваться конкретными благами1 4.

Л.К Глухарева предлагает следующее определение прав человека - "это нормативно выраженные возможности человека в его самореализации и развитии, которые следуют из его способностей (состояния), и (или) из поддержки со стороны государства и общества"5.

Ф.М. Рудинский считает, что права человека - это "неотъемлемые свойства и возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека116. Аналогичный взгляд высказан ЕЛ. Лукашевой; "Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обшеством, государством, другими индивидами11 ,

В.Н. Синюков справедливо отмечает, что "права человека не абстрактная категория. Она суть категории морали, духовности, культуры, которая имеет конкретный смысл в социально-экономическом, культурно-историческом, нравственном измерениях общества". Институт защиты и обеспечения прав человека - закономерный элемент российской правовой культуры; он имеет в России весьма глубокие культурно-правовые и этноментальные основания- Российской правовой культуре присуще не возвышение и обожествление личности как отдельного индивида в ее эмпирической обыденности, а в элиминации всего быто-человеческого в пользу возвышенно-человеческого, наполнении последнего божественным смыслом, Россия будет адекватна себе лишь на основе своего культурного идеала, осознания своих ценностей в области прав человека !,

К сожалению, имеют места ситуации, когда "концепцией прав человека прикрывается ложь» оскорбление религиозных и национальных ценностей1 , в права и свободы интегрируются идеи, противоречащие не только религиозной, но и традиционной морали (надругательство над святынями, аборты, эвтаназия). Существующая в определенной части российского общества концепция прав человека защищает эти явления как неотъемлемое право личности на самостоятельный выбор в жизни. Такая нравственная автономия во многом противоречит нормам российской цивилизации. Вопрос о правах человека - "вопрос жизни и судьбы" людей. Ценности российской цивилизации во многом отличаются от западноевропейского стандарта общечеловеческого счастья. Религиозные, общественные и нравственные ценности стоят выше сугубо эгоистического индивидуализма. Между тем, достаточно часто наши СМИ соблазняют людей хорошо продающимися образцами "успешного образа жизни" в виде привлекательного потребления, насилия, разврата и азарта. Законодательство должно "быть чутким к нравственным нормам 1 общества. Назначение правовой защиты человека сегодня в том, чтобы противодействовать манипуляции сознанием и вовлечению людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию, игромапиго. Необходимо также создание Культурно-национальных Центров правовой защиты граждан России с участием представителей духовенства, традиционно представленных в нашем государстве конфессий \

В чем состоит специфика позиции Церкви на проблему прав человека? Эта позиция раскрывает общие особенности религиозного правосознания по этому вопросу.

Как отметил Митрополит Кирилл: "Вклад России в развитие прав человека может состоять в утверждении баланса между свободой личности и соборностью общества- Между прочим, для этого есть все основания во Всеобщей декларации прав человека 1948 гД в которой, в частности, говорится: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Другим не менее важным вкладом России в развитие и реализацию концепции прав человека может быть привнесение нравственного начала в эту важную для современных международных отношений политико-философскую парадигму113.

Думается, что здесь нет противоречий с позиции Российского государства. В соответствии с Конституцией России, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (чЛ, 3 ст. 17).

Права и свободы человека я гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18),

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения» места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч, 2 ст. 19)" \

Действительно, на сегодня Россия признала международно-правовые акты в области прав человека, гарантируя их соблюдение, приняла Декларацию прав и свобод человека и гражданина (1991 г.)2, Конституцию (1993 г.), соответствующую международно-правовым стандартам в этой области- Впервые в истории Российского государства учрежден пост Уполномоченного по правам человека- Но главным все же остается вопрос о создании необходимых предпосылок, условий, гарантий, механизмов реализации прав индивидов.

Похожие диссертации на Религиозное правосознание