Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Правовая реформа и правосознание как взаимовлияющие правовые явления
1. Понятие правосознания и его теоретико-исторические предпосылки формирования 13-36
2. Понятие правовой реформы и ее обусловленность состоянием правосознания 37-58
3. Необходимые условия развития правосознания в период правовой реформы 59-79
Глава 2. Формирование положительного правосознания в условиях современной правовой реформы
1. Правотворчество как предпосылка формирования положительного правосознания в условиях современной правовой реформы 80-103
2. Государственная идеология и проблемы формирования положительного правосознания в условиях современной правовой реформы 104-126
3. Правовое воспитание как способ формирования положительного правосознания в условиях современной правовой реформы 127-149
Заключение 150-154
Литература 155-173
- Понятие правосознания и его теоретико-исторические предпосылки формирования
- Понятие правовой реформы и ее обусловленность состоянием правосознания
- Правотворчество как предпосылка формирования положительного правосознания в условиях современной правовой реформы
Введение к работе
Очевидно, что действующее право оказывает влияние на правосознание и формирование представлений членов общества по поводу этого права, по поводу их прав и обязанностей. И наоборот, правосознание влияет на действующее право, определяет практику правоприменения и обусловливает нормотворческую деятельность в государстве.
Любая реформа осуществляется, в конечном итоге, действиями конкретных людей, ее результаты также выражаются в поведении людей, его изменении. «Акт волевой предшествуется и подготавливается чисто интеллектуальным процессом распознавания права, то есть уяснение себе того, чего право желает... Только после того, когда человек усвоил себе, распознал, умственно произвел перед собой содержание права, - только после этого и можно говорить об его охоте повиноваться праву, или об отсутствии таковой».1
В период правовой реформы изменяются не только правовые нормы, но и правосознание (поскольку у конкретного человека не может быть одинакового отношения к двум правовым нормам, регулирующим одно и то же правоотношение по-разному). В связи с этим возникает очевидный вопрос: насколько должно измениться правосознание, чтобы человек не нарушил новую правовую норму, новое правило поведения, и не действовал в соответствии с отмененным правилом поведения. Точно так же и отношение к правовым нормам, которые уже не отвечают уровню развития правоотношений в обществе, особенно экономическим. Таким образом, у человека появляется осознание того, что норма права «устарела» и необходима другая, «новая», норма для регулирования отношений.
Актуальность исследования обосновывается необходимостью построения гражданского общества и правового государства в современной России, характеризующихся высоким уровнем правосознания граждан, изучения
Гредескул H. А. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. Харьков, 1900. С.42.
правовой реформы, проводимой в России, в неразрывной связи с правосознанием, выделяя при этом: понятие правосознания и понятие правовой реформы с точки зрения их взаимовлияния, необходимые условия развития правосознания в период правовой реформы, формирование положительного правосознания в условиях современной правовой реформы.
Проблему актуализируют и всесторонние изменения в российском обществе, происшедшие за последние годы:
- в результате социально-экономических преобразований произошли
существенные изменения социальной структуры общества, выражающиеся в
том, что значительная часть населения, причислявшая себя при социализме, в
основном к относительно благополучным слоям общества, оказалась внизу
социальной лестницы;
- социально - экономические преобразования, произошедшие в
современном российском обществе, с одной стороны, открыли возможности
для роста духовного потенциала российских граждан, проявления ими чувства
личного достоинства, усилили потребность в большей социальной
защищенности, с другой стороны, издержками реформирования российского
общества стали падение производства, сокращение рабочих мест, уменьшение
доходов граждан;
- возникшая социально - экономическая нестабильность, осложненная
резкой криминализацией большинства сфер общественно-политической и
правовой жизни, негативным образом отразилась на обыденном правосознании
граждан. Как следствие, пренебрежительное отношение граждан России к
праву, закону, правам граждан, иным правовым ценностям.
Названные обстоятельства подчеркивают остроту и актуальность избранной темы, необходимость ее изучения и обобщения. Теоретическое познание феномена правового сознания, выявление его сущностных характеристик, причин изменения необходимы для выработки цельной правовой стратегии по формированию положительного правосознания у населения как результат целостной правовой реформы. По этим причинам
избранная диссертационная тема представляется исключительно актуальной как в научном, так и практическом аспектах.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретическое
исследование проблем правосознания в период правовой реформы, проводимой
в России, предполагает осмысление идей, концепций, научных взглядов
учёных-теоретиков и учёных, исследующих данное правовое явление с
отраслевых позиций. В этом плане теория права располагает определённым
арсеналом идей, разработанных категорий, имеющих фундаментальное
значение для исследования избранной темы. В ходе выполнения
диссертационного исследования использованы труды ученых - теоретиков:
С. С. Алексеева, В. М. Баранова, П. П. Баранова, Н. В. Варламовой,
Г. А. Злобина, И. А. Ильина, И. А. Иванникова, Н. М. Кейзерова,
Д. А. Керимова, С. А. Комарова, В. Н. Кудрявцева, В. Н. Лопатина, Л. П. Мальцева, Б. К. Мартыненко, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца, Е. В. Назаренко, И. Ф. Покровского, Д. А. Потопейко, И. Ф. Рябко, Л. И. Спиридонова, В. А. Сырцева, Д. Ю. Шапсугова и других1.
В течение последнего десятилетия по проблемам правосознания в период правовой реформы, проводимой в России, был проведен ряд научно-практических конференций, «круглых столов», парламентских слушаний в Государственной Думе и Совете Федерации, сессий различных отраслевых и общественных академий наук, на которых были высказаны разнообразные и подчас противоречивые мнения по различным аспектам проблемы. При этом следует констатировать, что проблемами правосознания занимаются в основном представители иных наук: философии, политологии и т. п.
См.: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. M., 1963; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. M., 1973; КозюбраН.И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979; Остроумов Г.С Правовое сознание действительности. М., 1989; Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. M., 1988.
2 Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг правового пространства и правоприменительной
практики: методология и мировоззрение» (Российская академия государственной службы при Президенте Российской
Федерации, 23 июня 2003 года), «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» //
3 См.: «Региональные особенности состояния правопорядка, уровня правосознания и защищенности населения» //
1 .shtml
В частности, в последние годы по проблемам современной правовой реформы в России было защищено несколько кандидатских диссертаций: В. Н. Волохов «Проблемы формирования правовой системы Российской Федерации (философско-социологический анализ)»1, который исследовал сущность и содержание правовой системы государства, выделил и характеризовал ее структуру и элементы; А. В. Пешняк «Либерализм в реформировании современной России» , который раскрыл сущность и основное содержание либеральных подходов к реформированию общества. Названные диссертации защищены не по юридической специальности и теоретико-правовая проблематика правосознания как социального феномена осталась за пределами научного интереса.
Лишь некоторые учёные в той или иной мере анализируют теоретико-правовые проблемы правосознания. Среди этих авторов прежде всего следует выделить работы таких исследователей, как: П. П. Баранов, исследовавший правосознание и его актуальные проблемы3, Е. А. Белканов «Структура и функции правосознания»,4 исследовавший правосознание как правовую категорию; Т. Б. Сазонова «Право и правосознание в учениях И. А. Ильина»,5 рассмотревшая взгляды Ильина на проблемы российской действительности через его оригинальную концепцию о сущности правосознания; Д. В. Гусев «Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности»,6 который исследовал процесс становления и развития российского законодательства и сформулировал на этой основе теоретическое представление о его понятии и системе; В. В. Сафронов «Правосознание гражданина» , обосновавший место и
1 Волохов В. H. «Проблемы формирования правовой системы Российской Федерации» (философско-социологический
анализ). Автореферат диссертации на соискание ученной степени кандидата философских наук. М., 1999.
2 Пешняк А. В. «Либерализм в реформировании современной России». Автореферат канд. дисс. М., 2003
3 Баранов П. П. Место категории «правосознание» в юридической доктрине И. А. Ильина // Проблемы самобытности России
в творчестве И. А. Ильина. Ростов-на-Дону, 1995; Баранов П. П. «Правосознание и правовое воспитание». Н. Новгород,
1993; Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового
воспитания. Ростов-на-Дону, 1999 и ряд других работ.
4 Белканов Е. А. «Структура и функции правосознания». Автореф. канд. дисс. Екатеринбург, 1996.
5 Сазонова Т.Б. «Право и правосознание в учениях И. А. Ильина». Автореферат канд. дисс. Благовещенск, 1998.
6 Гусев Д. В. «Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской
государственности». Автореферат канд. дисс. Омск, 2003.
7 Сафронов В. В. «Правосознание гражданина». Автореферат канд. дисс. Красноярск, 2004.
роль правосознания гражданина в системе видов правосознания и раскрывший значение правового сознания для граждан. Однако и в работах указанных авторов проблемы правовой реформы, проводимой в России, в неразрывной связи с правосознанием не находят цельного систематического освещения.
Подводя итог краткому обзору литературы, посвященной вопросу правосознания и правовой реформы в России, можно утверждать, что тема настоящей диссертации не являлась до сих пор предметом самостоятельного теоретико-правового исследования.
Хронологические рамки диссертации ограничены последними тринадцатью годами российской истории - с конца 1991 года по настоящее время. Выбор этого исторического отрезка объясняется революционным обновлением российского общества в связи с экономическими реформами, начатыми в январе 1992 года и породившими новые условия для эволюции и трансформации правосознания, на которые у государства не обнаружилось адекватной организационной реакции. Беспрецедентное по масштабам изменение вектора политико-правового развития России, передел собственности через механизмы поспешной приватизации государственного имущества, сложность переходного периода, существенное изменение доминирующих представлений о праве и правовых явлениях и многое другое -все это характерные черты рассматриваемого периода, отмеченного резким ростом правового цинизма, юридической демагогии и правового дилетантизма, юридического фетишизма и правового популизма, нравственным разложением государственных чиновников, что представляет широкое поле для теоретических и прикладных изысканий.
Данный период характеризуется тем, что современное правовое сознание основной массы граждан России, возраста от 30 лет, сформировалось при другом типе общества, а правосознание современного молодого поколения формируется в момент острого общественно-культурного кризиса. Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах российского общества, привели к существенному изменению качества жизни.
Непосредственным результатом действия этих факторов является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество на протяжении XX века. Особо остро перед нашим обществом стоит проблема маргинализации общественного правосознания. Это проявляется и в утрате широкими слоями населения интереса к принципиальным вопросам государственно-правового развития, глубоком разочаровании в избранном курсе реформирования общества, нарастании социальной тревоги и готовности принять любые, но зато эффективные способы упорядочения социальных связей.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является теоретико-правовое осмысление правовой реформы и изменения правосознания, определение конкретных способов формирования положительного правосознания в условиях современной правовой реформы.
В соответствии с намеченной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- определить степень научной разработанности исследуемой проблемы,
сформулировать дефиниции правосознания и правовой реформы;
- выявить и анализировать теоретико-исторические предпосылки
формирования современного правосознания;
- определить основные проблемы изменения правосознания в условиях
современной правовой реформы;
проанализировать проблемы, связанные с формированием правосознания в условиях переходного общества и проводимой в современной России правовой реформы, выработать и обосновать предложения в действующее законодательство, направленные на регламентацию общественных отношений по формированию положительного правосознания.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования в диссертации служит взаимовлияние правовой реформы, проводимой в современной России, и правосознания.
Предметом исследования являются проблемы формирования положительного правосознания в период правовой реформы, проводимой в современной России.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили идеи, концепции, научные взгляды учёных-теоретиков, исследующих данное правовое явление.
Методологической основой диссертационного исследования являются законы диалектики и формальной логики, принципы системного и сравнительного анализа. Вместе с тем при проведении исследования активно использовались методы правового моделирования, индукция и дедукция, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Наряду с этим исследуемый феномен рассматривался как в статике, так и в динамике - с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиции их внутренних противоречий, под углом зрения взаимодействия с окружающей правовой, политической, экономической, социальной и иной средой.
Источниковую базу диссертации составили Конституция РФ, памятники российского законодательства, официальные документы государственных органов власти и управления - законы, указы Президента Российской Федерации, аналитические документы различных фондов, исследовательских центров, материалы научно-практических конференций, «круглых столов», опубликованные труды ученых-теоретиков, посвященные проблемам правосознания и правовой реформы.
Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования состоит в конкретном обосновании противоречивости современного правосознания граждан, односторонности сведения содержания правовой реформы лишь к изменению законодательства, формулировании новых определений понятий «правовая реформа», «правосознание», «положительное правосознание» в характеристике особенностей изменения правосознания в период современной правовой реформы в России.
Новизна находит выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Правосознание - форма общественного сознания, отражающая
осмысление и ощущение субъективного и позитивного права, а также процесса
их реализации, и определяющая поведение людей в конкретных юридически
значимых ситуациях в случае отсутствия регулирующей юридической нормы
(либо ее незнание конкретным субъектом), или ее несоответствия жизненным
реалиям.
Правовая реформа представляет собой системное, целенаправленное изменение как законодательства, так и правосознания, осуществляемое государством посредством правотворчества, учитывающего состояние правосознания граждан и предусматривающего перспективы реализации создаваемых правовых норм, и через содержащую элементы положительного правосознания государственную идеологию, являющуюся основой создания механизмов правового воспитания граждан, что позволяет сформировать новое правосознание.
Сущность позитивных изменений правосознания, происходящих в ходе правовой реформы автором определяется как положительное правосознание -правосознание, характеризующееся осознанием предпосылок, оснований и целей принятия новых норм права, ощущением полноты прав человека, гармонично взаимоувязанных с его обязанностями.
В целях обеспечения воздействия правовой реформы и на позитивное право, и на правосознание необходимо принятие следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон «Об информационной безопасности Российской
Федерации»;
Концепция государственной идеологии Российской Федерации;
Государственная программа правового воспитания граждан;
11 Постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее включение в государственный образовательный стандарт предметов по правовому обучению для всех специальностей.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сделанные выводы и предложения значительно расширяют и обогащают понятийный аппарат правовой реформы и правосознания, отражающий их взаимовлияние в переходный период развития общества.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно дает конкретизированное представление о негативных проявлениях современной правовой реформы, что может быть использовано для совершенствования форм и методов деятельности государства по формированию положительного правосознания, повышению эффективности правовой реформы и в конечном счете построению гражданского общества и правового государства.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов для студентов юридических институтов и факультетов по учебным курсам истории государства и права, теории государства и права, отраслевым юридическим дисциплинам.
Апробация результатов диссертационного исследования
осуществлялась различными способами их внедрения: в процессе преподавания истории и теории государства и права в Кубанском государственном университете, на семинарах кафедры теории и истории права и государства РЮИ СКАГС, в выступлении на научно-практической конференции «Государственность и право славянских народов: проблемы теории и практики» (28-29 апреля 2005 года, г. Ростов-на-Дону), в опубликованных статьях.
Содержание темы диссертационной работы получило свое освещение в следующих научных публикациях (общим объемом 2,9 п. л.):
Рябцев Р. А. Проблемы изменения правосознания граждан в России в период правовой реформы (конец XX - начало XXI в.в.) // Синтез. № 2(3). 2003. Философия. Право. Экономика. Краснодар, 0,5 п. л.
Рябцев Р. А. Влияние судебно-правовой реформы на правосознание //Актуальные проблемы юриспруденции. Сборник статей. Краснодар, 2003. 0,5 п. л.
Рябцев Р. А. Задачи правовой реформы в России по формированию правосознания // Синтез. № 1(4). 2004. Философия. Право. Экономика. Краснодар, 0,6 п. л.
4 Рябцев Р. А. Роль правотворчества в формировании правосознания в условиях современной правовой реформы // Синтез. № 3(6). 2004. Философия. Право. Экономика. Краснодар, 0,3 п. л.
5. Рябцев Р. А. Правовое воспитание как метод формирования
правосознания в условиях современной правовой реформы // Политические и
правовые проблемы воспитания граждан. Сб. науч. трудов. Краснодар.
Московский педагогический государственный университет. 2005. 0,5 п. л.
6. Рябцев Р. А. Государственная идеология и проблемы формирования
положительного правосознания в условиях современной правовой реформы //
Северо-Кавказский юридический вестник. 2005. №2. 0,5 п.л.
Понятие правосознания и его теоретико-исторические предпосылки формирования
В то же время в тени продолжают оставаться учения, которые в той или иной степени касались изучения правосознания, которые, собственно говоря, и стимулировали современную разработку проблематики теории правосознания.
Это возникшие на основе рационалистической методологии договорные и естественно-правовые концепции XVII-XVIII веков, акцентировавшие внимание на характеристиках индивидуального и общественного правосознания. Не случайно Гегель обращает внимание на изменение общественного правосознания со времени развития рационалистической философии.
Это своеобразные воззрения исторической школы права (Германия, первая половина XIX века), представители которой видели основу права в «народном духе», в правосознании народа. И в дальнейшем в немецкоязычной литературе эта традиция внимания к проблемам правосознания не была утеряна. Так, Иеринг говорит о наличии здорового правового чувства как об основной качественной характеристике общественного правосознания.3
Особо выделяются учения, рассматривавшие юридическую действительность с точки зрения нравственной (или религиозно-нравственной), начиная с моральной философии И. Канта. В России это концепции В. С. Соловьева, В. Н. Трубецкого, П. И. Новгородцева.
Специфичны различные варианты психологических и социологических правовых доктрин, появившиеся в конце XIX - в начале XX века. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого все правовые явления рассматривала с точки зрения индивидуального правосознания. Отдельные представители школы «свободного права» (научное направление конца XIX -начала XX века, предшествовавшее современным социологическим учениям) видели в «правовом чувстве» судьи или народа критерий для справедливого разрешения дела в сложных случаях (наличие устаревших правовых норм, пробелов в праве, коллизий правовых норм, необходимость в толковании оценочных понятий и т.д.).
Затрагивались учеными и некоторые аспекты объекта настоящего исследования. Проблема особенностей национального правосознания занимала центральное место в дискуссиях об историческом пути и назначении России, направлениях ее дальнейшего развития (П. Я. Чаадаев, славянофилы и западники и другие направления отечественной философской и политической мысли). Именно в России И. А. Ильиным была создана оригинальная политико-юридическая концепция, в центре которой находится категория «правосознания».4
С конца 80-х годов XX века в рамках теории отечественного правосознания актуализирована проблема правового нигилизма.
Что же такое правосознание?
И. А. Ильин писал: «человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить - значит, для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни.»1
Понятие правовой реформы и ее обусловленность состоянием правосознания
Рассматривая опыт реформ конца 80-х, а также 90-х годов, можно выделить три главных фактора, определяющих выбор объекта и направляющих содержание правовой реформы в Российской Федерации.
Во-первых, позитивное право и правосознание реформируется в тех сферах, где имели место нарушения наиболее значимых прав и свобод человека и гражданина. Например, в уголовном праве это - нормы, которые в СССР под угрозой применения жестоких, несоразмерных характеру и последствиям нарушений санкций, обеспечивали подавление инакомыслия и поведения, отклонявшегося от «коммунистических» догматов, обеспечивали приоритет государственных интересов над частными (нормы об ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду, спекуляцию, частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, гомосексуальные связи; нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересам государства, а не гражданского общества).
Во-вторых, реформа проводилась для изменения тех общественных отношений, где господствовало «право силы», то есть доминировали определенные социальные субъекты (социальные группы или индивиды) в силу наличия у них экономической или политической власти. Другими словами, в качестве объекта правовой реформы были избраны те сферы российского общества, где имеют место нарушения социального равенства, отсутствуют его действенные юридические гарантии.
Соответственно в фокусе реформы оказываются прежде всего те сферы общественной деятельности, в которых одна сторона правоотношений характеризуется повышенной уязвимостью (несовершеннолетние, недееспособные и частично дееспособные, представители меньшинств, потребители, пациенты), ибо «противостоят» значительно более сильной (в силу политического или экономического статуса, опыта, возраста, организованности, иных факторов) стороне. Свободы и права этих субъектов нарушить «легче». Поэтому им необходима дополнительная (повышенная) юридическая охрана, надежность которой в значительной степени является показателем цивилизованности общества, его правовой культуры.
Под этот критерий подпадает, в частности, реформа в области уголовного правосудия, в котором (в рамках «советского» уголовно-процессуального права) подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, лишенные эффективных средств защиты своих прав, противостояли преобладающей мощи государственной «принудительной» машины в лице органов милиции, предварительного расследования, прокуратуры, а зачастую и суда. Среди преобразований здесь следует особо отметить введение института судебного обжалования арестов, а также начало практического воплощения в жизнь процедуры состязательного правосудия в рамках суда присяжных, признанной в 1993 году конституционной.1
Другие важнейшие шаги реформ в этом направлении - это принятие законодательства о защите прав потребителей, прав пациента (не случайно первым законом в последней области стал принятый в 1992 году Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2, ведь именно в сфере психиатрии в советский период происходили явные нарушения прав пациентов), системы нормативных актов о школьном образовании.
Третий важнейший фактор, определивший выбор объекта и направления правовой реформы, - необходимость правовыми средствами утвердить важные ценности, отвергнутые в ходе «строительства коммунизма». Так, в гражданском праве изменения коснулись прежде всего норм о праве собственности: отменялись те положения, которые ранее устанавливали приоритет «общественной» собственности над личной и налагали на последнюю ряд ограничений и запретов (прежде всего, запрет частной собственности на средства производства).
Правотворчество как предпосылка формирования положительного правосознания в условиях современной правовой реформы
Развитие правовой реформы требует выработки новых теоретических подходов в вопросе о социальных функциях права и составляющих его норм, оценке реальной роли последних в процессе социальных преобразований в целом.
Любая реформа осуществляется, в конечном итоге, действиями конкретных людей, ее результаты также выражаются в поведении людей, его изменении. «Акт волевой предшествуется и подготавливается чисто интеллектуальным процессом распознавания права, то есть уяснение себе того, чего право желает. ... Только после того, когда человек усвоил себе, распознал, умственно произвел перед собой содержание права, - только после этого и можно говорить об его охоте повиноваться праву, или об отсутствии таковой».1 На наш взгляд правотворчество как предпосылку формирования положительного правосознания необходимо рассмотреть именно через процесс создания правовых норм, которые отдельный человек сможет распознать, умственно произвести перед собой содержание права адекватно его смыслу.
Нормы права в обществе способны играть двоякую роль: с одной стороны, средства закрепления, а значит, «консервации» существующих общественных отношений, с другой - «инструмента» их изменения, преобразования. Именно последняя в современных российских условиях приобретает ключевое значение: создаваемые в процессе правовой реформы новые нормы, как уже отмечалось выше, выступают в качестве «модели» принципиально иных, отличных от существующих форм мышления и поведения социальных субъектов, «перекодирования» программы их деятельности во всех сферах жизни общества. Правотворческая деятельность тем самым приобретает характер сознательного, целенаправленного проектирования, «конструирования» новых реалий устройства и функционирования ощества -реалий, еще не сложившихся, но уже заложенных в «проекте», в роли которого выступает правовая норма. Благодаря своим двум основным качествам -нормативность (закрепление рамок целостного поведения, независимо от места и времени его осуществления, а не одного конкретного действия) и общеобязательность (гарантированная государством обязательная сила юридических норм для всех субъектов в пределах его территории, отсутствие конкретных «адресатов») - последняя приобретает способность служить действенным средством реформирования общественной жизни, а вместе с тем, и новую социальную функцию - проективную.
В этом - наличии особых проективных норм и источников права -некоторые западные исследователи усматривают специфическую черту современной российской действительности. Впрочем, таковая, по мнению Я. Паппе, характерна не только для России, но и для любого переходного общества, к коим ныне, безусловно, принадлежит и наша страна - в отличие от общества стабильного (современные западные демократии): «...законы, которые сейчас принимаются - это проекты; они задают нормы поведения, которых до сих пор не было (или которые не признавались за нормы большинством). Иначе говоря, мнение проектировщика о том, как нам надо жить. Проектировщик этот - Верховный Совет или Государственная Дума -легитимен, уважаем, специально для этого и был избран. Но это вовсе не означает, что большинство из тех, кого касается любой конкретный закон, должно быть с ним согласно. В этом принципиальное отличие нашей ситуации от ситуации стабильного общества». «Законы, которые сейчас принимаются, являются средствами (мостками, перилами), обеспечивающими переходный процесс и задающими нормы жизни в новой системе.