Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Справедливость как философско-этическая и правовая категория 27
1. Основные подходы к содержанию понятия «справедливость» . 27
2. Исторические этапы развития понятия «справедливость». Классификация концепций справедливости XX века 54
3. Справедливость и равенство: соотношение понятий 101
4. Феномен развития идей о справедливости в России 121
Глава 2. Справедливость как принцип российского гражданского права 147
1. Принцип справедливости в системе принципов российского права 147
2. Понятие и содержание принципа справедливости в гражданском праве ; 168
3.-Соотношение принципа справедливости с принципами разумности и добросовестности 179
Глава 3. Реализация принципа справедливости в основных институтах гражданского права 206
1. Принцип справедливости в общих положениях Гражданского кодекса России 206
2. Принцип справедливости в праве собственности и иных вещных правах 229
3. Принцип справедливости в обязательственном праве 254
4. Принцип справедливости в наследственном праве 265
Глава 4. Соблюдение принципа справедливости в нормотворчестве и правоприменении 283
1. Реализация принципа справедливости при разработке и принятии гражданского законодательства в современных условиях 283
2. Определение приоритетов совершенствования гражданского законодательства с точки зрения принципа справедливости 295
3. Принцип справедливости в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации 324
4. Принцип справедливости в судебных постановлениях судов общей юрисдикции 349
Заключение 366
Список использованной литературы и нормативных источников 389
- Основные подходы к содержанию понятия «справедливость»
- Исторические этапы развития понятия «справедливость». Классификация концепций справедливости XX века
- Принцип справедливости в системе принципов российского права
- Принцип справедливости в общих положениях Гражданского кодекса России
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из вечных идей и желаний человечества, основополагающих духовно-нравственных универсалий является достижение справедливости. Многие вещи (в том числе законы, институты и социальные системы) на протяжении веков оценивались и будут оцениваться с позиций справедливости либо ее отсутствия (несправедливости). Так, в титуле 1 «О справедливости и праве» книги первой Дигестов Юстиниана указано, что «право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо согласно превосходному определению Цельса, право есть искусство доброго и справедливого»,1
В современном обществе справедливость зачастую рассматривается как обеспечение интересов и прав человека. Принятие справедливого решения по делу на уровне общества состоит в учете различных интересов и нахождении компромиссов. Таким образом, справедливость представляет собой некий компромисс интересов отдельных людей, социальных групп, ибо именно нахождение последнего и составляет сущность управления обществом в современных условиях.-Поэтому можно с уверенностью отметить, что функции права в качестве средства социального компромисса в обществе полностью соответствуют природе справедливости.
Справедливость также представляет собой категорию общественного сознания и общечеловеческую ценность, тесно связанную с пониманием права. Тема справедливости принадлежит к числу вечных философских проблем, являясь неотъемлемой частью теоретической юриспруденции. Два обстоятельства придают ей особую актуальность в современных российских условиях.
Во-первых, период перестройки характеризовался сменой политического, экономического и социального курсов развития страны, что не могло не привести к определенному кризису российского правосознания, философскую основу которого долгое время составлял марксизм-ленинизм, из которого советское правоведение черпало представления об основных закономерностях, ценностях и принципах. Естественно, что пошатнувшаяся, а затем - разрушенная мировоззренческая основа должна быть либо заново аргументирована и укреплена, либо чем-то заменена. Вопросы, считавшиеся ранее решенными бесповоротно, вновь оказались открытыми и требующими широкого обсуждения.
Во-вторых, большая разница в уровне доходов, а значит - жизни определенной (избранной) категории граждан и большинства ставит проблему справедливости с особой остротой. В современных социально-исторических условиях России, когда в массовом сознании происходит процесс переоценки ценностей, отчуждение к праву и государству, когда смыслом жизни для многих становятся власть, деньги, успешная карьера любым путем, в том числе и правонарушением, актуальность научной разработки проблемы справедливости необычайно возрастает. Тем более что эту тему не обходят вниманием и российские политики.3
Обращение человечества к проблеме справедливости, как правило, было связано с периодами обострения социальной ситуации, когда требовалось найти выход из создавшихся напряженных условий жизни общества. К одному из таких сложных моментов истории, думается, следует отнести и сегодняшнее состояние современного российского общества, в котором за последние годы произошли значительные социально-экономические и общественно-политические изменения,
внесшие существенные коррективы в условия жизни людей. К ним можно отнести: резкое падение производства, активизировавшиеся процессы значительной социальной дифференциации, инфляцию и предшествующую ей экономическую реформу, поглотившую практически все сбережения граждан. Все эти изменения, а также добавившиеся к ним задержки выплат пенсий и зарплат в совокупности привели к ухудшению материального положения основной части населения вплоть до нищеты отдельных слоев. В связи с этим неминуемо обострились криминальная обстановка в стране, национальные и межэтнические проблемы. Возникшая социальная напряженность стала проявляться в различных формах социального протеста (демонстрациях, забастовках, голодовках и
ДР-) Актуальность исследования избранной темы обнаруживает себя, по
крайней мере, в трех аспектах. Во-первых, принцип справедливости как
общий принцип права находит свое продолжение (и конкретизацию) в
различных отраслях, в том числе - в гражданском праве и
законодательстве. В связи с принятием Гражданского кодекса РФ,
ознаменовавшего собой эпоху рыночных отношений, зарождения и
развития в России гражданского оборота, вызывает повышенный интерес
сам процесс реализации этого общего принципа права в гражданском
праве как одной их крупнейших (фундаментальных) отраслей права, а
также механизм внедрения принципа справедливости в ткань отраслевого
гражданского законодательства, в частности, в ПС РФ.
Во-вторых, - и это логически вытекает из первого вывода, употребление только в трех статьях Гражданского кодекса РФ понятия
«справедливость» порождает вполне объяснимый исследовательский
интерес в плане поиска в структурированном тексте ПС РФ норм, так или
иначе отражающих («вбирающих» в себя) принцип справедливости.
В-третьих, в связи с тем, что гражданские правоотношения уже заняли прочное место в обществе и государстве, а также учитывая их разнообразие и разнонаправленность, представляется весьма эффективным исследование реализации принципа справедливости в различных подотраслях гражданского права для выявления общей динамики, а также закономерностей реализации принципа справедливости в гражданском праве России в целом.
Степень теоретической разработанности проблемы и круг источников. Теоретические исследования понятия справедливости начали появляться в СССР только в 1960-1980-е гг. в рамках разработки общеметодологических принципов построения системы- и структуры общественно-политических и этических категорий. Это работы ОЛ. Крутовой, B.C. Пазенка, диссертационные исследования АЛ. Мухсинова, КЮ. Судима и др. На данный период пришлись основательные исследования, посвященные принципам гражданского права, как в самостоятельном значении, так и в связи с другими проблемами, таких ученых как ММ. Агарков, С Л. Братусь, В Л. Грибанов, Т.И. Илларионова, Ю.Х. Калмыков, ВА. Коток, ГА. Свердлык, ЕА. Тихонова, АЛ. Экимов, В.Ф. Яковлев.
Различные аспекты феномена справедливости нашли освещение в трудах отечественных философов и социологов РА. Бабахановой, ЗА. Бербешкиной, ГД Бандзеладзе, РЛ. Гибрадзе, Л.Л. Гончарук, Л.Г. Гринберга, АА. Гусейнова, В.Е. Давидовича, ГА. Емельянова, БЛ. Калиникова} Е.Л. Лушина, В.З. Роговина, Н.Д. Табунова, В А. Тимофеева, В А. Шилова, А.Ф. Шишкина и др.
В литературе того времени, посвященной проблематике справедливости, существовало три распространенные позиции. Так, часть авторов считала, что в понятии справедливости отражены явления этического порядка и поэтому данная категория имеет этическую природу;
другие оценивали его как этическое и правовое; наконец, третьи относили справедливость к разряду как социальных, так и этических понятий.
Лишь в конце 1980-х гг. в научных кругах возобладала идея, согласно которой справедливость - это объективное качество общественных отношений. Несмотря на зарождение и последующее развитие этой идеи (преимущественно в уголовном праве) было бы неверно судить о всестороннем исследовании данного феномена в доперестроечные годы. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в условиях советской государственности не могло быть и речи о рыночных отношениях и свободном товарообороте (структура норм Гражданского кодекса РСФСР - яркое тому подтверждение). Во-вторых, FK РФ, являющийся одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям, был принят относительно недавно,4 поэтому столь сложная и вместе с тем - актуальная проблема еще не нашла должного отражения в научных трудах российских цивилистов. В-третьих, некоторую осторожность ученых в выборе исследования принципа справедливости можно также объяснить «негативным» опытом нашего советского прошлого, в котором этот принцип понимался и трактовался весьма своеобразно. В связи с этим сейчас (в условиях новой российской государственности) необходимо разобраться, что означает понятие «социальная справедливость» и как этот важнейший принцип права «проецируется» на гражданское право - важнейшую отрасль российского права.
Еще в «эпоху застоя» изучение проблем справедливости стало обретать более конкретную социально-практическую направленность. Например, ОТ. Дробницкий писал о том, что понятие справедливости тесно связано с повседневно практическими и социально-реформистскими действиями людей, ему свойственно проникать в различные сферы
общественного сознания, политику и право, социальную философию и даже политическую экономию.5 Внесшей значительный вклад в разработку методологии изучения справедливости можно считать работу З.А. Бербешкииой,6 которая, оставаясь еще по сути этической, уже стремится преодолеть эти рамки, выходя к обсуждению проблем социалистического распределения, равенства, демократии, прав человека. Проблеме взаимосвязи справедливости и права посвящена монография Г.В.Малъцева, в которой была сделана попытка масштабного исследования правовых сторон проблемы и ее взаимосвязи с социально-экономическими основами общества.7
Оригинальному-осмыслению обсуждаемой проблемы способствовали исследования, посвященные критическому анализу западных теорий справедливости. Хотя они и имели негативный идеологический налет, обусловленный особенностями развития советского общества того периода, несомненно, изучение специфических подходов к проблемам справедливости предпринимаемых западной наукой, способствовало более глубокой теоретической проработке собственной концепции.
К началу 1980-х гг. в России понятие справедливости было сформировано как широкая социально-философская категория, позволяющая использование ее для оценки общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Так, З.А. Бербешкина, посвятившая исследованию данной проблемы монографию, писала: «Справедливость можно считать обобщающим философским понятием, выражающим объективные экономические, политические, правовые, нравственные условия жизни того или иного класса, общества и тенденции
.
их развития». Эта точка зрения в дальнейшем была развита в работах В.Е.Давидовича, АЛ. Бутенко, ВЛ. Киселева и др.
Именно научные разработки 1980-х гг. стали отправной точкой для еще более глубоких научных исследований последующего десятилетия. О справедливости в экономической сфере общества писали такие ученые как ОТ. Зернова, ЯЛ. Керемецкий, Л.Э. Купелъский, А.С. Лещенко, НА.Лунина, Е.С Ляхович, Г. Мадинъе, Т.П. Моисеева, И.В.Морозов, А.Т. Москаленко, КВ. Мостовая, Н.Л. Мусхелишвили, А.С. Ревушкин, ЭЛ. Рудык, С.А. Свиридов, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер, А.В. Шумский и др. Свое проявление в научных изысканиях ученых, в частности, ВгА. Печенева- и ОБ. Шулъчевой, нашли не только социально-экономические аспекты проблемы справедливости, но и исследованы политический и нравственный аспекты.
Сейчас можно с уверенность сказать о том, что в юридической литературе достаточно исследован механизм восстановления справедливости посредством наказания в-уголовном праве.9 Возложение обязанности понести наказание продиктовано санкцией уголовно-правовой нормы на том основании, что субъект совершил -деяние, описанное в диспозиции. Так, Б.С. Никифоров охарактеризовал наказание как средство наиболее активного вторжения в процесс упорядочения системы. «Важнейшим элементом общественной полезности наказания, его существеннейшая интегративная цель заключается... в том, что применение наказания есть способ возвращения нарушенного социально-психологического порядка в упорядоченное состояние, есть метод его
восстановления. В результате применения наказания состоявшееся нарушение как бы «погашается» как в социальной действительности, так и в общественном сознании».10 По мнению КХМ. Ткачевского, восстановление справедливости немыслимо без реального исполнения назначенного судом наказания, без реализации его карательной сути.11 С точки зрения А.И. Зубкова, восстановление справедливости происходит уже на стадии назначения уголовного наказания.12 Ученые и специалисты в области уголовного права сходятся во мнении, что существует тесная взаимосвязь между принципом справедливости и принципом дифференциации наказания, являющимся основой реализации принципа справедливости, но не на всех уровнях ее проявления.
В гражданском праве ввиду сложности и многовариантности возникающих, изменяющихся и прекращающихся правоотношений все намного сложнее. Трудности возникают и в связи с тем, что научные разработки, посвященные проблеме реализации принципа справедливости в гражданском праве, появились относительно недавно и, безусловно, на данный момент эта проблема все еще требует глубоких научных исследований и разработок с учетом динамично меняющегося и весьма объемного гражданского законодательства России.
В современной зарубежной науке данной проблеме посвящены труды Б. Барри, Р. Барроу,13 Р. Дарендорфа, Ю. Каменка, Р. Позика, 4 Р. Пайпса, К. Поппера, Дж. Роулза,15 У. Франкена/6 Э. Фрома, Ф. Хайека,17 О. Хеффе, Г. Шпренгера18 и др.
Право и справедливость в пропілом подвергались теоретическому анализу как два самостоятельных, изолированных друг от друга явления. Довольно часто, подчеркивая ограниченную связь права и справедливости, были абсолютизированы их общие черты. Очевидно, что эта позиция требует критической переоценки. Поэтому современная концепция справедливости должна осветить следующие проблемы: единство и различие морального и правового сознания; нравственное обоснование правотворчества; роль права в развитии справедливости как одной из центральных категорий этики; механизм взаимодействия моральных и правовых норм в процессе реализации; причины кризиса морально-правовой практики1 современного общества и др. В работах ДА. Керимова, В.Н. Кудрявцева, B.C. Нерсесянца, В.П. Сальникова и других делаются довольно удачные разработки данной концепции.
Признавая известный прогресс в области теоретической разработки феномена справедливости, следует отметить, что исследования указанных авторов" относятся преимущественно к социалистическому этапу развития науки и соответствующего общества. В этой связи представленные в подобных работах выводы относительно проблем справедливости несут свою специфику в суждениях, связанную с существовавшими в то время социальными нормами, проявлявшимися в резком критическом отношении, и соответствующем неприятии социально-политических и правовых реалий западного общества.
В настоящее время известно, что качество жизни определяется не только материальным достоянием, но и моральным климатом, способностью общественных систем обеспечить гармонизацию взаимоотношений между
людьми на основе гуманизма и справедливости. Там, где в общественном мнении (сознании) нравственность мало востребована, принижаются интересы личности, отсутствуют условия для ее духовного развития, вряд ли следует говорить об актуализации принципа справедливости. Устанавливая степень нравственной ответственности, нормы морали, общество в значительной мере определяет прочность всех социальных институтов, их. роль и авторитет в обществе и государстве.
Изменившиеся социально-экономические, политические условия в нашей стране требуют нового, адекватного изменившимся обстоятельствам взгляда на указанную проблему. Безусловно, сейчас этот «адекватный» взгляд только формируется российской "научной общественностью. В этой связи исследование проблемы, связанной с определением понятия и раскрытием содержания принципа справедливости в гражданском праве России приобретает особую значимость в период проводимой в нашей стране правовой реформы.
Объектом исследования являются- общественные отношения, возникающие в сфере реализации принципа справедливости в гражданском праве России.
Предметом исследования выступает механизм реализации принципа справедливости в гражданском праве России.
Цель и задачи исследования. В процессе настоящего исследования перед диссертантом стояла цель: выявление и рассмотрение теоретических и прикладных проблем реализации принципа справедливости в гражданском праве России, их комплексное исследование и анализ, выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию современного гражданского права и законодательства.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1. Модернизировать категориально-понятийный аппарат, необходимый для анализа обозначенной проблемы посредством раскрытия объема и содержания понятия «справедливость» как философско- этической и правовой категории;
2. Осуществить историко-теоретический анализ эволюции понятия «справедливость», уточнив классификацию концепций справедливости XX века, а также в исторической ретроспективе раскрыть понимание феномена
І справедливости в России;
3. Дать определение понятиям «справедливость» и «равенство», сравнив их и уточнив содержание и объем понятия «равенство»;
4. Определить место, роль и значение принципа справедливости- в системе принципов российского права;
5. Исследовать место, роль и значение принципа справедливости в современном гражданском праве;
6. Выявить особенности применения принципа справедливости в современной российской законотворческой и правоприменительной деятельности;
7. Раскрыть особенности закрепления принципа справедливости в общих положениях Гражданского кодекса России;
8. Выявить особенности отражения принципа справедливости в праве собственности и иных вещных правах, обязательственном праве и наследственном праве;
9. Выявить наиболее важные проблемы реализации принципа справедливости в гражданском законодательстве России и разработать основные направления решения этих проблем;
10. Проанализировать специфику применения принципа справедливости в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции;
11. Определить приоритеты совершенствования гражданского законодательства в современных условиях с точки зрения принципа справедливости.
Нормативную основу исследования составили
внутригосударственное гражданское законодательство, и прежде всего -Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья), а также международные документы. Анализируются как действующие источники права, так и акты, которые еще не вступили в законную силу, либо прекратили свое действие, представляя, однако, интерес с научной точки зрения в рамках исследуемой проблемы.
Методологическим основанием исследования является общенаучный диалектический метод познания социальных явлений в процессе их исторического развития, в рамках которого использовались и другие специальные методы изучения социально-правовых явлений: историко-компаративный, сравнительно - правовой, социологический, статистический, метод правового моделирования;
В основу исследования легли различные источники, среди которых можно выделить работы по философской, социологической, и общей теории права, а также по отраслевым юридическим наукам и иной специальной литературе. Проведение исследования потребовало изучения специальных отечественных и зарубежных источников по проблематике темы. Анализу подвергнуты работы Е.В Аграновской, С. С. Алексеева, В.К Бабаева, ВМ. Баранова, В.В. Бородина, А.Б. Венгерова, В.М. Витрука, Н.Н Вопленко, Г.С Гуревича, А.В. Зиновьева, В.Н. Карташоеа, ДА. Керимова, В.Н Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, ЕА. Лукашовой, Г.В. Мальцева, НИ. Матузова, B.C. Нерсесянца, Г.В. Плеханова, И.Ф. Покровского, В.П. Сальникова, В.М. Соколова, B.C. Соловьева, Е.В. Татаринцева, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, А.К Экимова, Л.С. Явича и многих других. В зарубежной литературе известны
работы Г. Гегеля, Т. Гоббса, К Канта, Ш. Монтескье, Ф. Ницше и др. К специальной юридической литературе относятся работы С.С. Алексеева, В.М. Баранова, Р.З. Лившица, Г.В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, Л.С. Явича.
При написании диссертации использовались различные публицистические материалы, описывающие проблемы соотношения права и справедливости, а также потенциал научных идей, имеющих отношение к исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования и результаты, полученные лично диссертантом, усматриваются не только в постановке самой проблемы, но и в системном анализе принципа социальной справедливости как одного из важнейших принципов общей теории права, и самое- главное, в исследовании механизма и особенностей его реализации («проецирования») в гражданском праве.
Диссертация является новаторской в части комплексного исследования особенностей и проблем реализации принципа справедливости в теории гражданского права, где исследуются проблемы закрепления и реализации принципа справедливости в современном гражданском законодательстве; по результатам проведенного- исследования диссертантом определяются перспективы развития и приоритеты совершенствования гражданского законодательства.
В процессе исследования найдены ответы на эти общие для многих отраслей знания вопросы, расширяющие те специфические проблемы, которые стоят перед юриспруденцией и относятся к теме справедливости. Здесь же рассмотрен процесс развития и функционирования права и справедливости в их динамичном взаимодействии и взаимопроникновении.
Научная новизна исследования выражается в:
- обосновании необходимости и значимости комплексного подхода к определению, раскрытию содержания и уточнению понятия «справедливость»;
- проведении историко-теоретического анализа эволюции понятия «справедливость» и раскрытии аспектов понимания справедливости в России в прошлом и настоящем;
- комплексном анализе особенности применения принципа справедливости в законотворческой и правоприменительной деятельности;
- системном выявлении особенности закрепления принципа справедливости в общих положениях Гражданского кодекса России, на которых базируется весь массив гражданского законодательства;
- системном выявлении особенности закрепления принципа справедливости в основных институтах гражданского права;
- выявлении основных проблем, связанных с реализацией в гражданском праве принципа справедливости, возникших в процессе реформирования российского общества, а также выявлении причин их появления;
- разработке основных путей решения проблемы реализации справедливости в гражданском праве и приоритетов -совершенствования гражданского законодательства.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы и обобщения вносят существенный вклад в развитие теории и практики гражданского права России; могут быть использованы в ходе дальнейшей разработки и углубления методологии и теории справедливости, в поисках новых подходов к исследованию особенностей, а также различных аспектов проблем закрепления справедливости не только в гражданском праве, но и в других отраслях права. Кроме того, результаты работы могут быть использованы при практическом решении как актуальных проблем реализации справедливости, так и проблем оптимизации в этом контексте общественных отношений в целом.
В работе переосмыслено содержание понятия «справедливость», «принцип справедливости в гражданском праве», исследован механизм его
реализации в гражданском праве России, а также особенности закрепления и применения этого принципа в ПС РФ. Комплексное исследование особенностей применения принципа справедливости в деятельности Конституционного Суда РФ, с изучением соответствующей судебной практики, дает возможность ее теоретического обобщения и переосмысления. Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных разработках по многим проблемам теории гражданского права, а также в целях повышения теоретического уровня преподавания курса «Гражданское право Российской Федерации». Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы законодателем в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование гражданского и иных отраслей законодательства, а также учеными-юристами в научной работе. Материалы глав, посвященные характеристике принципа справедливости в институтах гражданского права, могут послужить определенным стимулом для самостоятельных диссертационных исследований в целях более широкого и основательного их.- анализа, чего в современной цивилистике пока не сделано.
Источниковедческую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории государства и права, конституционному праву, гражданскому праву, теории и истории прав человека, отраслевым юридическим наукам, политологии, социологии, философии, этике, психологии и др. Исследованию подвергалось гражданское, а также гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, международно-правовые документы, утратившее силу и действующее российское отраслевое законодательство, документы, в том числе: Конституция РФ 1993 г., Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая и третья),
гражданское право дореволюционной России и СССР, международно-правовые акты в области прав человека, а также гражданское законодательство зарубежных государств, разъяснения пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, Российской Федерации, относящиеся к рассматриваемой проблеме.
Эмпирическую базу проведенного исследования составили:
1. Участие в социологическом исследовании «Экономика России: государство и бизнес»,19 проводимом Советом по национальной стратегии, Институтом «Восток-Запад» и Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в сентябре-ноябре 2004 г. Одним из поднаправлений исследования стал опрос 500 респондентов на тему соответствия современного российского законодательства (в том числе -гражданского) принципу справедливости.
2. Участие в научно-исследовательском проекте «Справедливость в современной России», проводимом политической партией «Партия социальной справедливости» в 2003-2004 гг.
По результатам этого проекта были выработаны рекомендации: необходимы эффективные способы стимулирования развития предпринимательства, создания условий для формирования среднего класса, доступности и массовости высшего образования, более эффективного использования и распределения природных ресурсов.
3. Участие в мониторинге бедности в России (при поддержке Фонда социальных реформ при Правительстве России, 2001 г,), в рамках которого, при поддержке неправительственных общественных организаций Москвы, был реализован локальный системный мониторинг
бедности определенных категорий населения в Москве и Московской области.
4. Участие в социологических исследованиях на тему «Отражение справедливости в современном законодательстве», проводимых совместно с Хакасским республиканским общественным благотворительным фондом «Наше право», Карельской общественной организацией «Молодежный правозащитный Союз Республики Карелия» и общественным фондом Республики Башкортостан «Международный стандарт».
Результаты диссертационного исследования позволяют вынести на защиту следующие -выводы и предложения, отражающие позицию автора по теоретическим и практическим проблемам реализации принципа справедливости в гражданском праве России:
1. Понятие справедливости необходимо рассматривать в широком и узком плане. В широком плане справедливость является социально-философской категорией, выступая сложным феноменом или сферой взаимодействия экономики, права, политики и морали, отражая многоплановость общественно-экономических связей и отношений людей. В узком плане, учитывая специфическую моральную составляющую категории «справедливость», содержащей социально-экономический, политический, правовой аспекты отношений между личностью и обществом, справедливость выступает как этическая категория.
2. Под социальной справедливостью, являющейся частью более общего понятия «справедливость», необходимо понимать форму общественного сознания, выявляющую такое соотношение между действиями, событиями в обществе и государстве, при котором обеспечивается наилучшее сосуществование индивидов, реализация их возможностей, и в соответствии с которым осуществляется должное
воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий.
3. В целях более детального изучения понятия справедливости как правовой категории в России необходимо, чтобы одним из основных методов исследования проблемы справедливости стал метод юридического мировоззрения, согласно которому право является всеобщим и конечным мерилом социальных отношений (норм, представлений и оценок). Именно на основе права (его основных принципов) конструируется справедливость, которая потом переносится (проецируется) на все другие сферы человеческих отношений. Итогом формирования современного правопонимания, а также в целях развития в российской правовой мысли оригинальных представлений о справедливости должна стать разработка в рамках российской действительности собственного учения о справедливости, состоящего из двух частей: аксиологии справедливости и аксиософии справедливости. Первая часть должна быть посвящена изучению формальной- структуры справедливости, ее внешних форм и требований, которые обнаруживаются при любой системе ценностей, в различных социально-политических условиях. Вторая часть - изучению самобытного содержания справедливости, присущего вполне конкретной системе ценностей в конкретной стране - России.
4. Общим для справедливости и равенства является требование одинакового подхода к людям, исключающее предпочтения и привилегии одних и дискриминацию других, выражение соразмерности и эквивалентности. Их различие состоит в том, что равенство выражает отношения совпадения, взаимной заменимости объектов, их соизмеримости по определенным параметрам, а справедливость - оценку подобных отношений как справедливых или несправедливых, их соответствие господствующим в обществе моральным представлениям и идеалам.
5. Принцип социальной справедливости как принцип общей теории права нашел свое продолжение в гражданском праве в качестве принципа справедливости как отраслевого принципа права. Принцип справедливости в гражданском праве представляет собой некое свойство гражданского права как частного права, основанное на началах равенства сторон, имущественной самостоятельности и автономной воли,
6. Основные начала гражданского законодательства (ст. 1 Гражданского кодекса РФ) являются основными элементами принципа справедливости в гражданском праве. Соответственно, нарушение (неприменение или неправильное применение к конкретным гражданско- правовым отношениям) хотя бы одного из основных начал гражданского законодательства ведет к несоблюдению принципа справедливости в гражданском праве.
7. Понятия добросовестности, разумности и справедливости, не являясь тождественными, взаимодополняют и взимообуславливают друг друга следующим образом. "Добросовестность в гражданском праве-предполагает проявление субъектами гражданских правоотношений должной заботливости о соблюдении прав и законных интересов других участников имущественного оборота. Разумность в гражданском праве означает проявление субъектами гражданских правоотношений так называемого чувства меры, рационального понимания объективной реальности.
Принципы добросовестности и разумности являются отраслевыми принципами гражданского права (характеризуют наиболее существенные черты гражданского права), в то время как принцип справедливости -следствие реализации в гражданском праве принципа общей теории права -принципа социальной справедливости, имеющего морально-правовое содержание.
8. Современное российское гражданское законодательство не придает должного значения принципам добросовестности, разумности и
справедливости. Очевиден недостаток нормы п. 3 ст. 10 ПС РФ, устанавливающей презумпцию разумности и добросовестности. Эта норма создает иллюзию того, что случаи зависимости защиты гражданских прав, от добросовестности их осуществления должны быть прямо перечислены в законе. Однако гражданское законодательство создается и реализуется только в отношении добросовестных субъектов, если исключение не будет сделано в самом законодательстве. Кроме того, в названной статье не говорится о необходимости добросовестности и на других стадиях осуществления прав, а также о добросовестности в исполнении юридических обязанностей.
9. Функционирование гражданско-правовой нормы посредством- выполнения ее предписаний создает в обществе состояние законности и социальной стабильности. В случае нарушения обязанности воздерживаться от совершения деяния, описанного в диспозиции нормы, действуют предусмотренные Гражданским кодексом РФ меры гражданско- правовой защиты, установленные гражданско-правовой нормой. Принцип справедливости в гражданском праве реализуется, в частности, посредством реализации механизма гражданско-правовой защиты, разработанного с учетом специфики гражданско-правовых отношений.
10. Принцип справедливости в гражданском праве предполагает системность, то есть одновременность реализации в законотворческой и правоприменительной сферах, а также в правосознании. Таким образом, при изучении принципа справедливости в гражданском праве неизбежны три направления исследований: во-первых, исследование проблем реализации принципа справедливости в законотворческой деятельности; во-вторых, исследование проблем реализации принципа справедливости в правоприменительной деятельности, в том числе при разрешении конкретных гражданских дел.
При наличии рправедливых законов возможна несправедливая их реализация. В настоящее время на этом этапе правового процесса наблюдается кризис реализации принципа справедливости, который обусловлен низким уровнем правосознания и правовой культуры, неэффективностью функционирования институтов демократии. В-третьих, исследование проблем реализации, а точнее - внедрения принципа справедливости в правосознание граждан, выявление не симптомов, но причин правового нигилизма и выработка эффективных механизмов его искоренения. Все перечисленные направления исследований целесообразно интегрировать в Концепцию правовой реформы в Российской Федерации в-целях наиболее полной и комплексной реализации поставленных в ней задач.
11. Всеобщность и универсальность принципа справедливости как отраслевого принципа гражданского права означают, что он един для всех без исключения субъектов гражданских правоотношений. Свойства всеобщности и универсальности принципа справедливости в гражданском праве вытекают из сущностных свойств основных прав человека - их прирожденное™ и неотчуждаемости.
12. Принцип справедливости в гражданском праве в общей форме выражен в основных началах гражданского законодательства, которое основывается на признании: равенства участников регулируемых им отношений; неприкосновенности собственности; свободы договора; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечения восстановления нарушенных прав; судебной защиты прав. Реализация принципа справедливости в гражданском праве обуславливается соблюдением основных начал гражданского законодательства в их совокупности (как в правотворчестве, так и в правоприменении). Соответственно, нарушение (неприменение или
неправильное применение к конкретным гражданско-правовым отношениям) хотя бы одного из основных начал, зафиксированных в норме ст. 1 Гражданского кодекса РФ ведет к несоблюдению принципа справедливости в гражданском праве.
13. Нецелесообразность, а во многих случаях невозможность нормативного закрепления точных границ субъективных прав и обязанностей участников гражданских правоотношений делают необходимым использование механизма «плавающей» границы меры дозволенного или должного поведения. Эта граница в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств устанавливается судом или соглашением сторон с учетом принципа справедливости в сочетании с принципами разумности и добросовестности.
14. За последние несколько лет совершенствования судебной системы, осуществляемого в рамках правовой реформы в России, выработалась достаточно стабильная практика обращения Верховного Суда РФ к понятию «справедливость», что безусловно свидетельствует о возрастании значимости этого понятия в правоприменительной деятельности - Вместе с тем необходимо более широкое использование принципа справедливости при разрешении конкретных гражданско-правовых споров судами всех инстанций.
Апробация результатов исследования. Основные положения и теоретические выводы диссертации докладывались на межвузовских, общероссийских и международных конференциях, в частности, на научно-исследовательской интернет-конференции «Актуальные проблемы гражданского права в условиях становления российской государственности» (22 мая - 5 июня 2003 г.); международной научной конференции «Право и государство: традиции и перспективы» (г. Минск, 29-30 октября 2003 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Российское право: история, современность и
перспективы» (г. Киров, 27-28 ноября 2003 г.); межрегиональной конференции «Дискуссионные вопросы гражданского права» (г. Тюмень, 16 февраля - 18 февраля 2004 г.); научно-практической конференции «Российское право в период социальных реформ» (г. Нижний Новгород, 26 ноября 2004 г.); международной научно-практической конференции «Современные проблемы публично-правового и частноправового регулирования: Теория и практика» (г, Уфа, 31 марта - 1 апреля 2005 г.); научно-практической конференции «Актуальные проблемы правовой реформы в России» (г. Калининград, 23 апреля 2005 г.).
Результаты исследования апробированы при обсуждении диссертации учеными кафедры гражданского и предпринимательского права Академии труда и социальных отношений. По теме исследования опубликована монография, а также статьи в ведущих научно-периодических изданиях, в которых нашли отражение основные выводы и положения диссертационного исследования.
Структура работы обусловлена целями исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
Основные подходы к содержанию понятия «справедливость»
Значимость и необходимость четкого определения понятия «справедливость» заключается в огромной роли, которую она играет во всех областях жизни общества: экономической, социальной, юридической, политической, духовной. В то же время широкая сфера применения принципов справедливости обусловила сложность и неоднозначность в понимании этого сложного феномена. Теоретическая разработка проблем справедливости на современном этапе развития государства и права призвана внести существенный вклад в формирование духовных основ общества, способствовать достижению согласия и гармонизации социальных отношений.
итак, справедливость «выступает как поле взаимодействия экономики, права, политики, морали...», что данную категорию «...можно считать обобщающим философским понятием, выражающим объективные экономические, политические, правовые, нравственные условия жизни того или иного класса, общества и тенденции их развития». Из этого следует, что справедливость выступает как необходимое явление общества, что получило отражение в позиции законодателя, назвавшего справедливость социальной.21 Термин «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»,исходя из чего правомерно утверждать, что социальная справедливость - критерий, посредством которого оцениваются взаимоотношения между людьми, а также поведение индивида в обществе. В обществе, как определенной органичной форме существования человечества, сформированы определенные нравственные нормы, гарантирующие нормальное существование и развитие в нем индивида.
Нравственные нормы поведения представляют собой совокупность сформированных обществом представлений о добре и зле. Неразделимая связь между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, их соответствие являются основанием для существования справедливости в обществе. Справедливость обеспечивается нормами морали, нравственности, которые, в свою очередь, выступают содержанием предписаний норм определенной отрасли права. Предписания норм конкретной отрасли права реализуются в качестве прав и обязанностей субъектов, исполнение которых обеспечивает состояние справедливости _в обществе. Так, в уголовном праве справедливость заложена в уголовно-правовых нормах, в гражданском - в гражданско-правовых. Отмечая многогранность и значимость феномена справедливости, Дж. Роулз, автор одного из наиболее выдающихся трудов по теории справедливости, писал: «Многие вещи могут полагаться справедливыми и несправедливыми; не только законы, институты и социальные системы, но и самые различные конкретные действия, включая решения, суждения и обвинения. Мы также называем справедливыми и несправедливыми расположения и нерасположения людей, да и самих людей».26 Справедливость, как принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества, затрагивает все сферы социальной жизни. Вследствие этого различают юридическую (ретрибутивную), личную справедливость, дистрибутивную, процедурную справедливость в трактовке человека и его" достоинств и, наконец, собственно социальную справедливость.
Юридическая (ретрибутивная или воздающая) справедливость -правовое понятие, санкционирующее определенные общественные отношения, соответствующие этим отношениям правила поведения, поступки и действия людей.27 Справедлив и прав не тот, кто в равной степени может совершить правонарушение по отношению к каждому, а тот, кто в равной степени по отношению к каждому не хочет и неиложет в силу своих нравственных принципов его совершить. Если право формальной справедливости воспринимает нравственные ценности в качестве внешней среды и обстоятельств, то право «фактической» справедливости включает их в качестве условий своего развития. В этом смысле развитие нравственных начал в обществе есть важная предпосылка и условие становления и развития права, его свойств и признаков. Ограничение свободы, которое несет за собой право, обусловлено общественным интересом, выступающим в форме общественного блага.
Исторические этапы развития понятия «справедливость». Классификация концепций справедливости XX века
Слово «справедливость» имеет в русском языке множество значений. Под ним подразумеваются беспристрастность действий, суждений; признание кем-либо чьей-нибудь правоты, достоинства; воздаяние должного на законных и честных основаниях; соответствие человеческих отношений, поступков общепринятым моральным и правовым нормам. Справедливость является понятием о должном, связанным с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Данное понятие «содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость».
Справедливость - важнейшая категория социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Понятие справедливости пронизывает практически все аспекты деятельности людей. Не найдется ни одной сферы человеческого бытия, в которой не существовало бы критерия справедливости и относительно которой всякие суждения, имеющие отношение к справедливости, были бы лишены смысла.
Следствием сложности и многогранности этого понятия является наличие в русском языке множества значений слова «справедливость». Справедливость можно встретить в различных контекстах и образах. Так, по мнению Г. Шпренгера, понятие справедливости содержит как дескриптивные, так и нормативные элементы и всего теснее связано с моральными и политическими убеждениями, из которых она выводит свой точный смысл,81 а в поэме Гомера «Илиада» термин справедливость употребляется как синоним должного в нравственном смысле.82
Возникновение понятия справедливости было связано с разделом земель, когда пахотные земли делились на длинные, узкие прямоугольные участки. Прямая линия участников раздела земли была символом справедливого. Греческое слово orthos первоначально означало нечто, расположенное по прямой линии впоследствии - истинность, справедливость, правильность, а сам термин «справедливость» в греческом языке толковался как уклад жизни, обычай.84 В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля «справедливость» приравнивается к слову «правда» («правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте»). Нравственный аспект справедливости выражается, главным образом, в том, что она, являясь категорией этики, обязательно предполагает оценку (ценностный подход). «Справедливость как оценочное этическое понятие всегда выражает отношение индивида, класса или общества к определенным социальным явлениям и человеческим поступкам».86 С позиций идеи справедливости в обществе оцениваются: характер господствующей власти и идеологии, действующие законодательство и правовая доктрина, общественный и правовой порядок, внутренняя и внешняя политика, поступки отдельных государственных деятелей и партий, действия целых наций, народов, стран, а также отношения между личностью и обществом.
В рамках данного параграфа наиболее предпочтительным представляется использование теоретического плюрализма, который предполагает «правомерность и даже необходимость сосуществования разных теорий одного и того же социального объекта». Теории справедливости зачастую не исключают друг друга, а напротив - отражают различные аспекты проблемы.
Принцип справедливости в системе принципов российского права
Право и справедливость настолько тесно связаны друг с другом, что очень часто отождествляются, чему во многом способствуют и лексические данные. Латинское слово «justitia» понимается как правосудие, законность, справедливость. В словаре русского языка СИ. Ожегова справедливость определяется как беспристрастие, а справедливый - как действующий беспристрастно, правильно, на законных, честных основаниях, в соответствии с истиной.333 В юридической литературе принцип справедливости рассматривается в качестве свойства всего права. Как этическая, оценочная категория, свидетельствующая об истинности, правильности определенного поведения с точки зрения интересов общества, категория справедливости в праве проявляется в различных аспектах, демонстрируя свои грани, однако,-как представляется, эти грани изучены не в полной мере, особенно с учетом новой - кардинально изменившейся за последнее десятилетие -ситуации в России.
Проанализируем в целом систему принципов права и соотнесем понятия «справедливость» и «право». К настоящему времени в отечественной и зарубежной научной литературе выработано множество различных определений права, которые в той или иной степени адекватно отражают реальную правовую действительность. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т.е. естественное право. Во-вторых, право - это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве. М.Н. Марченко отмечает, что «право всегда есть вполне определенные нормы, или правила поведения»,334 подкрепляя свою точку зрения высказыванием Е.Н. Трубецкого о том, что любое право «выражает собою правило поведения». В каком бы смысле не употреблялось слово «право», отмечал Е.Н. Трубецкой, «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий».335
Принципами права являются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее.-характерные черты права, определяют его юридическую природу.336 Принципы права, пронизывая все правовые нормы, являются стержнем правовой системы государства, играют важную роль в регулировании общественных отношений. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Именно поэтому при разрешении конкретных юридических вопросов необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права и, естественно, знать эти принципы.
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основных вида принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые. Поскольку предметом исследования выступает принцип справедливости целесообразно рассмотреть систему общих принципов права.
Общие принципы - это основные начала, определяющие наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.339 Они распространяются абсолютно на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений. К их числу относятся:
Принцип справедливости в общих положениях Гражданского кодекса России
Институт права собственности, оказывая непосредственное влияние на формирование новой российской государственности начала XXI в., служит фундаментом формирования рыночных отношений и является одним из приоритетных направлений реализации экономической и социальной функции государства. Право собственности как основа функционирования любого правового государства всегда подчиняется социальным целям и задачам. В противном случае государство может потерять свой публичный статус и превратиться в рядового частного собственника.497 Вследствие того, что институт права собственности отражает все изменения, происходящие в жизни каждого государства и общества, исследование проблем реализации принципа справедливости в этом российском институте на современном этапе развития представляется наиболее эффективным и показательным в рамках исследуемой темы.
Многие из древних законодателей дают основание думать, что родовая (или коллективная) собственность предшествовала личной. Иными словами, сознание не только права «своей» собственности, но и обязанности считаться с «чужой» собственностью возникло благодаря совместной жизни и коллективной защите «своего» от покушений «чужих». Древнейшей нормой для защиты права собственности была, как считает Г.К. Гине, норма «Не укради». Сознание обязательности этой нормы должно было быть связано с существованием общественной среды, которая охраняла свое благополучие и не допускала ни покушений на них извне, ни нарушения мира внутри.498 Таким образом, сознание права на «свою» собственность и обязанности уважать «чужую» собственность обязаны невидимому своим происхождением коллективному взаимодействию людей, живущих в организованном обществе.
Правила, определяющие взаимоотношения людей, могут быть сведены к следующим трем простейшим формулам: нельзя (запрет), можно (дозволение), надо (обязывание). Например, воспитание детей и даже дрессировка животных начинаются с внушения правил, сводящихся к формуле «нельзя». Когда определены границы возможного, то этим уже установлены и сами возможности. Границы, отмечающие пределы собственности, указывают, в каких пределах предоставляется свобода действий собственника. Однако возникает вопрос: как правильно, справедливо установить эти пределы и границы? Кто и как должен это делать и кем и как будете оценена подобная «справедливость»?
Отрицательные. правовые последствия тотального разгосударствления бывшей социалистической собственности для экономического и социального положения России заключаются в том, что российский народ снова, как ив 1917 г., лишился своей (на тот момент «социалистической») собственности по воле «новых русских» и попал в экономическую зависимость от западных производителей. В 1990-е гг. в России фактически произошел государственный переворот, и оказавшиеся у руля власти чиновники механически перенесли западный путь развития в Россию конца XX в. Отсутствие выраженных «кровавых последствий», как после революции 1917 г., не умаляет негативной роли новой «революции» - передела собственности в России.50
Проблемы права собственности являлись501 и являются наиболее актуальными среди прочих правовых категорий российского гражданского права.502 По мнению Г.В.Ф. Гегеля, осуществление права возможно лишь при наличии свободы и собственности. А свобода личности, по мнению большинства ученых, может иметь место лишь при наличии собственности. Глубину этого мнения выразил Н.А. Бердяев, считавший, что собственность «по природе своей есть начало духовное, а не материальное».503
Исследованию института права собственности (как центрального института гражданского права) и связанных с ним проблем посвящены многочисленные работы отечественных авторов дореволюционного, советского и современного российского периода, в том числе С.С.Алексеева, М.И. Брагинского, В.В. Безбаха, Ю.Е. Булатецкого, А.В. Бенедиктова, В.В: Витрянского, СЕ. Десницкого, В.М. Иванова, И.А. Исаева, В.А. Кикотя, КМ. Коршунова, М.И. Кулагина, Е.А. Лукашевой, В.П. Мозолина, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, И.Б. Новицкого, А.С Пиголкина, КС Перетерского, Л.И. Петражщкого, И.А. Покровского, В.К. Пучинского, О.Н. Садикова, Е.В. Спекторского, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.М. Хвостова, С.А. Хохлова, А.Е. Шерстобитова, Г.Ф. Шершеневича, В.А. Язева и др.
В работах этих авторов отражены исторические, теоретические и цивилистические аспекты института права собственности и его роли в жизни государства и общества, исследовано соотношение института права собственности с другими гражданско-правовыми институтами, а также с другими областями знаний (экономикой, политологией, философией, религией).