Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-правовой анализ гражданского общества 13
1. Гражданское общество как предмет правового исследования и его сущность 13
2. Основные политико-правовые концепции формирования и развития гражданского общества 74
Глава 2. Динамика системных отношений гражданского общества и государства 127
1. Исследование правовых механизмов соотношения гражданского общества и государства 127
2. Право как основа взаимосвязей гражданского общества и государства 169
Заключение 192
Библиография 197
- Гражданское общество как предмет правового исследования и его сущность
- Основные политико-правовые концепции формирования и развития гражданского общества
- Исследование правовых механизмов соотношения гражданского общества и государства
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На рубеже XX —XXI веков вопросы
Щ о дальнейших путях развития российской государственности, о способах
управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны.
*
На первый взгляд социальная теория накопила богатейшие и разносторонние знания об обществе; выработаны действенные инструменты проникновения в глубочайшие пласты жизни людей; практика общественного обустройства стала сложной и многообразной. Но остаются и неразрешенные вопросы.
Одной из узловых становится проблема создания и развития гражданского общества, которая стала предметом изучения ученых самых разных направлений и отраслей социального знания. Дискуссия получила новые стимулы в связи с проблемой укрепления российской государственности и повышения роли правового регулирования. Для обеспечения реальной демократии и свободы личности, любой государственной власти необходим противовес, в качестве которого и выступает гражданское общество. В связи с этим наибольший интерес для обсуждения вызывают вопрос о соотношении государства и гражданского общества, который является сегодня одним из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции.
Соответствующая проблематика активно обсуждается в научной
юридической литературе, хотя, следует обратить внимание, что правовая
^ сущность гражданского общества еще не достаточно проработана. Становление
логической конструкции гражданского общества предполагает его правовой
анализ. Гражданское общество - феномен с развитыми экономическими,
культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами,
независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан
высокого правового, социального, экономического и морального статуса,
(И^ создающих с государством развитые правовые отношения. Отсюда
4 методология теоретико-правового анализа гражданского общества охватывает все стороны жизни, такие как процессы достижения свободы, равенства,
^ справедливости и других человеческих ценностей. Только в условиях
господства права гражданское общество создает реальные возможности для самореализации личности, установления оптимальной меры государственного воздействия на общественные процессы, воплощения в жизнь прав и свобод человека, обеспечения правопорядка. Право является тем социальным институтом, который наиболее очевидно накапливает положительный опыт
ф разумной организации всей совокупности общественных отношений. Правовой
аспект анализа гражданского общества заключается в том, чтобы выявить логику гражданско-правовой действительности, ее становления и изменения. Важно объективно представить конкретное содержание правовой области и правовой системы общества и ее элементов.
Гражданское общество находится в состоянии непрерывного движения, поиска наиболее совершенных гражданских отношений, формирования рациональных, цивилизованных властных структур, свободной развитой
Ш личности. Поэтому концепция гражданского общества является не только
политологической, философской, но и правовой. Правовая сущность гражданского общества как социального явления, развивается в контексте всего исторического процесса в качестве одной из его сторон. Такой подход позволяет позитивно решать проблематику гражданского общества как правового феномена. Это тем более необходимо подчеркнуть, что право и все его элементы, в основном, исследуются средствами юридической науки. С позиций юриспруденции дается определение роли права в обеспечении жизнедеятельности гражданского общества, исследуются: структура правовой действительности, методологические проблемы функционирования правовой системы гражданского общества.
Изучение гражданского общества в правовом контексте неразрывно
связано с вопросом о государстве. Речь идет не о противопоставлении или
~ отделении государства от общества, а в установлении эффективных способов и
5
каналов связи. Интерес в этой связи представляет характер взаимоотношений
государства и гражданского общества. В русле традиции западных демократий
- государство и гражданское общество выступают в качестве равноправных
партнеров, что закрепляется как в теоретическом плане, так и в общественном сознании. В подобной ситуации возникает система разнообразных эффективных рычагов влияния гражданского общества на государство, а также гражданское общество выступает субъектом строительства государства.
Главная цель идущих здесь поисков - это создание оптимального
(фк социального и правового порядка, позволяющего раскрыть весь позитивный
потенциал отдельных личностей, общества в целом. Конечной целью является создание общества, в котором все социальные группы и общности имели бы права, гарантированные законами, а государство было бы социально ориентированным, т.е. действовало бы в интересах человека. Поэтому формирование правового государства и гражданского общества, обеспечение верховенства права - процессы неизбежно взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Ш Теоретическое осмысление представленного вопроса, его понятийно-
категориальное содержание подчеркивает естественную необходимость формирования правовой теории гражданского общества. Размышляя о ее развитии применительно к российским условиям, важно осознать, ориентирована ли она на проблематику правового государства в национальном или межнациональном обществе. Перед российским государством стоит задача создания такого гражданского общества, которое бы учитывала особенности
w национального и мирового опыта формирования демократического
гражданского общества и правового государства.
В силу вышеизложенного, правовые основы соотношения гражданского общества и государства является одной из актуальных задач теории государства и права, чем автор и руководствовался при выборе темы диссертации.
Степень разработанности темы. В отечественной науке советского периода понятие «гражданское общество» долгое время вообще не употреблялось при анализе общественных отношений. Это было связано, прежде всего, с конкретной политической практикой, которая требовала преодоления буржуазных отношений, поскольку, гражданское общество считалось их атрибутом. Только в 80-х годах понятие «гражданское общество» вводится в научный оборот, хотя отечественная наука далеко не сразу оказалась готовой к грамотному его освоению. Вне поля зрения большинства ученых оказались вопросы правового изучения гражданского общества, его взаимодействия с государством и с правом. Это в немалой степени было связано с господством формационного видения развития общества и государства. Хотя именно общецивилизационный подход, являющийся методологической основой концепции гражданского общества, показал свою несомненную ценность уже тем, что в рамках теории гражданского общества в истории общественно-правовой мысли XVII-XX веков было сформулировано немало жизнеспособных гражданско-правовых идей, состоятельность которых подтвердилась развитием всей последующей европейской цивилизации.
В ходе диссертационного исследования были проанализированы концепции, теории происхождения и развития общества, государства, права, авторами которых являются известные западанные ученые, философы, юристы, такие как Платон, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдт, Т. Пейн, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Токвиль, К.Маркс, Антонио Грамши, и российские П.Пестель, Н.Муравьев, Б.Чичерин, С.А.Муровцев, Н. Новгородцев, С.Франк, И.Ильин, Н.Г. Чернышевский, В.И. Ленин, Н.А. Бердяев.
Внимательно были изучены зарубежные и отечественные источники. Среди них работы Г. Алмонда, В. Гавела, Э. Геллнера, А. Гроца, Дж. Кина, Д. Кола, В.Корпи, М. Кризана, Д. Плевника, Л. А Растрепо, Г. Роде, А. Селигмана, X. Хернеса, и др. В работах отечественных ученых: С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, А. С. Ахиезера, К.С.Гаджиева, Е.Н.Гуренко, Л.Карпова, С.А.
7
Комарова, И.И.Кравченко, Г.Н. Манова, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, И.В.
Ростовщикова, В.Г. Смолькова, В.П.Ступишина, В.Г. Хороса, О.И. Шкаратана
jL и других рассматривались различные аспекты формирования и развития
гражданского общества, генезиса его исторических, экономических, правовых, духовно-нравственных оснований.
Изучение отечественной историографии по проблеме правового анализа
гражданского общества показывает, что в более глубокой проработке
нуждаются проблемы методологии теоретико-правового исследования
; гражданского общества, включая динамику отношения «гражданское общество
- государство», методологические аспекты взаимосвязи гражданского
общества и правового государства, а также правовые основы развития
гражданского общества. Особо выделяются правовые вопросы формирования
концепции гражданского общества: своеобразия междисциплинарных
подходов, логической реконструкции проблематики в правовых дисциплинах.
Вышесказанным и определены объект и предмет, цели и задачи
диссертационной работы.
& Объект исследования - гражданское общество и государство. В центре
внимания диссертанта находятся правовые формы социальных отношений общества, государства, права, личности, а также эволюция институциональной и функциональной структуры их взаимодействия.
Предмет исследования - состояние развития правовой теории и практики формирования, жизнедеятельности гражданского общества, способы и механизмы соотношения государства и общества.
Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в обобщении опыта теоретического исследования гражданского общества и государства, их отношений как единого процесса, методологию формирования правовых приоритетов и методов осуществления социальной справедливости.
Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых
она реализуется:
#
выявить особенности правового исследования гражданского
общества;
ж проанализировать и систематизировать различные подходы к
определению гражданского общества, его сущности и функциональных характеристик;
изучить основные концепции формирования и развития
гражданского общества;
исследовать динамику взаимосвязи гражданского общества и
Ф государства;
определить роль права в процессе взаимосвязей гражданского
общества и государства.
Методологическая основа диссертационного исследования. В процессе диссертационного исследования применялись различные методы научного познания. В частности, диалектический метод познания социально-правовых явлений и процессов, исторический, системный, структурно-функциональный и
сравнительно-правовой методы научного познания.
w В исследовании также были использованы общенаучные (дедукция,
индукция, синтез) и частнонаучные (социологические, юридические) методы.
Работа не претендует на завершенность выводов по всем теоретическим
аспектам гражданского общества и государства.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и концепции, изложенные в научных трудах по теории государства и права, истории политических и правовых учений: С.С. Алексеева, А.В., Бобылева, С.Л.Гаджиева, Р. Давида, О.И. Ильина, С.А. Комарова, А.П. Кочеткова, М. Р. Кулиева, И.И. Левина, О.Э. Лейста, А.В. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, А. Миграняна, B.C. Нерсесянца, Одинцовой А.И., Т.В. Опейкиной, Ю.М. Резника, К.С. Серебрякова, А.Г. Троегубова, М.В. Цыбулевской, В. Хороса и др.
Источниковедческую базу исследования составляют широкий круг источников по проблемам права, теории государства, а также опубликованные
9 в виде специальных сборников документы и материалы, иллюстрирующие правовые и социальные институты в зарубежных странах. Нормативную базу исследования составляют законодательные акты, и, прежде всего российские и советские конституции, своды законов. Опираясь на эти источники, автор исследовал нормативно-правовую базу государства, гражданского общества и правовую систему на различных этапах его становления.
Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и заключается в том, что в диссертации дается комплексный анализ вопросов, связанных с правовыми аспектами функционирования гражданского общества и его соотношения с государством.
Данное теоретическое исследование является одним из первых в современных условиях, в котором с правовой точки зрения рассматривается понятие и структура гражданского общества, характер взаимного влияния государства и гражданского общества, а также роль права в динамике их отношений. В работе представлена общая концепция формирования гражданского общества, развивающая и дополняющая научные представления о гражданском обществе в целом, тенденциях его развития; прослежена зависимость процесса становления правового государства от степени развития гражданского общества.
В диссертации наряду с исследованием общетеоретических аспектов проблемы значительное место уделено практическим вопросам формирования и функционирования гражданского общества и его соотношения с современным российским государством.
Учитывая сложность и многогранность феномена гражданского общества, автор не ставил своей целью подробно охарактеризовать и проанализировать все аспекты. Работа посвящена исследованию наиболее важных вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение для формирования гражданского общества.
Новизна исследования определяется попыткой диссертанта по-новому, обозначить основные в этой сфере проблемы, намечены пути повышения эффективности функционирования российского общества.
На защиту выносятся следующие основные положения.
Исследование является одной из первых попыток междисциплинарного комплексного анализа гражданского общества и государства. Автором представлен анализ особенностей формирования гражданского общества в России.
В работе исследуется широкий круг недостаточно разработанных проблем, касающихся гражданского общества и государства, в том числе:
Идея гражданского общества является достоянием юридического и социально - философского знания, выраженного в концепции правового государства и генезиса гражданского общества, представленном многофакторным анализом эволюции последнего;
Процесс изучения гражданского общества следует рассматривать сквозь призму соотношения экономических, социальных, политических, культурных, национальных и духовных факторов, проводя всесторонний и многофакторный анализ такого сложного феномена, каким является гражданское общество;
Исследованы правовые формы развития гражданского общества, выявлены критерии качественной определенности его правовой системы;
4. Для формирования гражданского общества нужно сильное,
дееспособное государство. Ситуация сегодня такова, что «ослабленное»
государство следует охранять от некоторых проявлений отдельных элементов
гражданского общества, деятельность которых не урегулирована правом.
Взаимодействие «общество - государство» вышло на иной, новый виток, они
тесно переплетаются, требуют взаимной поддержки;
5. Проведение анализа новых подходов к праву, его публичной роли в
гражданском обществе. Для этого необходимо определить предметную область
права, его место в системе взаимосвязей гражданского общества и государства.
В этом случае приемлема система отношений «гражданское общество — право -государство», включающая прогнозирование возможных изменений в развитии общества в связи со становлением правового государства, расширением правового регулирования общественных отношений и совершенствованием деятельности гражданского общества в целом.
Теоретическое и практическое значение исследования определяются его актуальностью, научной новизной, обоснованными и аргументированными выводами и предложениями.
В теоретическом плане основные положения работы позволяют определить понятие, структуру, функции гражданского общества, механизмы взаимодействия последнего с государством. В работе представлена логическая правовая конструкция гражданского общества, в основе которой лежит право. Материалы диссертации дополняют и развивают отдельные разделы теории государства и права, отраслевых юридических наук, что позволяет привлечь внимание к наиболее важным и перспективным направлениям научных исследований.
Практическая значимость работы определяется тем, что сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в научной работе, а также в практике преподавания курсов теории права и государства, истории политических и правовых учений.
Материалы диссертации применимы в процессе политического прогнозирования и моделирования развития российской государственности и современной правовой системы. Научно-практическое значение диссертации состоит также в том, что в ней указываются конкретные средства решения сложных проблем взаимосвязанного развития гражданского общества, права и государства. Содержащиеся в работе выводы дают возможность более четко наметить некоторые перспективные направления современных правовых исследований, точнее определить специфику актуальных проблем отечественной юриспруденции.
Дидактическое значение данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке учебников, учебных и методических пособий, проведение учебных занятий по курсам теории государства и права, истории правовых учений, при написании студентами разного рода письменных работ.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение:
- в 8 научных публикациях автора общим объемом 1,41 п. л.;
- в докладах на ежегодных научно-практических конференциях
Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина
«Державинские чтения» (1998-2003 гг.); на научно - практической
конференции: «Роль общественных объединений в формировании
гражданского общества» (Тамбов 4 октября 2001 г.); на межрегиональной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы уголовного
законодательства и правоприменительной практики» (Тамбов 27 февраля 2002
г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Местное
самоуправление - механизм реализации конституционности России» (г.
Москва, 16-17 мая 2002 г..); на научно-практической конференции
«Гражданский форум: власть народа или народ и власть?» (Тамбов, 17 октября,
2002г.)
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографии.
Гражданское общество как предмет правового исследования и его сущность
Гражданское общество как предмет правового исследования привлекает за последнее десятилетие ученых многих направлений1. Анализ данного явления раскрыл разнообразные стороны гражданского общества и показал всю его разноплановость и многомерность.
Вместе с тем, углубление правовых исследований по каждому параметру выявило дополнительные задачи, которые важно решать обществу и государству, чтобы в России развивалось подлинно гражданское общество. С появлением новых научных исследований одновременно формируются противоречивые взгляды, как на само понимание этого сложнейшего феномена, так и на различные его составляющие. Гражданское общество рассматривается как сфера самовыражения личности и условие демократии в России.
Для юристов гражданское общество вводилось в научную сферу исследований, прежде всего, учеными - теоретиками права, которые на первый план выдвигали рассмотрение общих закономерностей развития политико-правовых институтов гражданского общества. На современном этапе развития общества проявилась объективная необходимость дать научный анализ основных тенденций, возникающих в правовом поле гражданского общества, выявить противоречия и пробелы между законодательством и реальными социально-экономическими, политическими и иными общественными отношениями.
Науки отличаются одна от другой своим специфическим предметом исследования - углом зрения, что делает одно и то же явление объектом изучения многих наук, чем, собственно, и вызывается необходимость интеграции современного знания о взаимодействии государства и гражданского общества. Это обстоятельство и заставляет схематично очертить интересы государства и гражданского общества, определить теоретико-правовой угол зрения, отграничить его от смежных наук обществознания.
Государственности как особому, публично-властному способу организации и существования социально стратифицированного общества всегда сопутствует формирование в нем совокупности различных негосударственных образований. Непубличновластные негосударственные отношения, институты, образования интегрируют и выражают, но по-своему, то же самое общество, являясь еще одним объективно необходимым модусом его бытия. Почти повсеместно укоренившаяся трактовка (и номинация) общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов, образований, именно в качестве гражданского общества нуждается в уточнении и корректировке.
В связи с этим наибольший интерес для обсуждения вызывают вопрос о соотношении гражданского общества и государства, который имеет давнюю историю и носит дискуссионный характер. Гражданское общество есть действительно сообщество частных (неполитических) лиц, носителей частных целей и интересов. Верен и другой высказанный тезис: государство -совершенно то же самое (по кругу охватываемых индивидов, по человеческому субстрату) сообщество, но только сформировавшееся на публично-властный манер. Именно это обстоятельство объясняет, почему термины «гражданское общество» и «государство» очень длительное время были синонимами: их относили к одному и тому же коллективу людей.
В этой связи необходимо обратить внимание на полемику, которая развернулась по вопросу о правовом статусе гражданского общества. Правовой ранг в современной общественной системе оспаривается на различных основаниях, одно из которых состоит в том, что государственно-правовые определения, развитые Гегелем в его «Философии права», выражают точку зрения «объективного духа», в силу чего они являются не гражданскими, а государственно-правовыми. Гегелевская философская система, выделяет право, мораль и нравственность как формации объективного, а не абсолютного духа (искусство, религия и философия) и, потому, не могут быть точкой зрения последнего, а значит и завершающим, адекватным знанием. Однако, при всей логичности этой позиции, следует, как нам представляется, согласиться с B.C. Нерсесянцем, который считает, что конструкция гегелевской системы, на которую совершенно справедливо ссылаются сторонники высказанной точки зрения, предполагает «собственно философское значение» (точка зрения «абсолютного духа») «философии права». Другой вопрос - «как реализуются у Гегеля его же собственные исходные предпосылки».
Основные политико-правовые концепции формирования и развития гражданского общества
Приступая к исследованию гражданского общества и характера его взаимоотношений с государством нельзя не определиться с пониманием фундаментальных вопросов сущности гражданского общества, его структуры.
Множество исторически существующих идей и взглядов на гражданское общество, затрудняет его изучение, в связи, с чем предполагается анализ наиболее существенных из них, преимущественно тех концепций, где проблематика гражданского общества выделяется в самостоятельный предмет изучения.
При исследовании истоков и сущности гражданского общества возникает ряд трудностей, связанных с тем, что гражданское общество и его структуры не зафиксированы в каких-либо институциональных формах, они не существуют в каком-либо «завершенном состоянии». Их нельзя ввести декретом, нельзя также выделить основные постулаты теории гражданского общества, так как она была бы слишком многоаспектной, поскольку каждая из существующих концепций гражданского общества представляет собой довольно сложный комплекс проблем. В связи с этим нам представляется необходимым кратко остановиться на истории становления и развития идеи гражданского общества. Это позволит выяснить ряд важных и принципиальных вопросов, в частности: 1) в силу каких причин возникает идея гражданского общества; 2) что лежит в основе постепенного различения понятий «гражданское общество» и «государство»; 3) какое место в концепциях гражданского общества занимают вопросы конкретного (индивидного) бытия людей, их независимость, свобода, человеческое достоинство.
Впервые понятие, которое можно перевести как «гражданское общество», было использовано античными философами Платоном, Аристотелем, Цицероном для обозначения сложившихся в Древней Греции и Древнем Риме общественных систем.
Одним из первых подошел к проблеме взаимоотношения государства и общества Платон. Для него понятия государства и общества еще слиты, хотя при анализе социальной ткани государства он исследует основные элементы общества - сословия и отношения между ними в форме разделения труда. В своей знаменитой работе «Государство» Платон обосновал мысль о том, что наилучшее удовлетворение человеческих потребностей требует разделения труда между членами политически организованного общества. Разделение труда в качестве основного принципа строения государства в идеальном проекте Платона конкретизируется в виде деления населения на три сословия (правителей-философов, стражей-воинов, производителей - ремесленников и земледельцев).1 Выделяя классы, занятые трудом для удовлетворения потребностей, Платон как бы отделяет сферу труда, которая позднее стала обозначаться как «гражданское общество», в отличие от «политического общества». Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства как совместного поселения граждан. Однако сословия у Платона напоминают замкнутые касты, а суть взаимоотношений государства и человека в том, что не государство существует для человека, а человек для государства. Стремясь преодолеть имущественное расслоение общества, идеальное государство Платона преодолевает частнособственнические отношения граждан. Тем самым, государство получает искомую стабильность, а его члены - опору и защиту в лице самого государства. Однако в реальной жизни подобного разделения еще не было известно.
В правовой сфере Платон выделяет господство закона над властью. Таким образом, он одним из первых обосновывает патерналистское отношение государства к гражданину и формулирует принцип верховенства закона над властью.
Исследование правовых механизмов соотношения гражданского общества и государства
Государство как правовая форма организации и функционирования политической власти является институцией гражданского общества. Такая характеристика государственности предполагает строгое концептуальное различие сфер гражданского общества и государства1. Эти понятия обладают качественной спецификой и отражают различные стороны жизни общества.
Первая - это сфера свободной, автономной активности гражданина, который выступает как самостоятельный, независимый индивид, преследующий свои частные цели и интересы. Граждане в этой сфере формально равны, и отношения между ними регулируются правом. Столь же автономными являются и ассоциации, общественные учреждения, которые создаются гражданами в этой сфере (общественные объединения, средства массовой информации, политические партии, профсоюзы, гражданские движения, союзы предпринимателей и т.д.).
Вторая сфера - это область публично-властных отношений и институтов, в которой государство как аппарат должно действовать только в общих интересах. Если граждане вступают или оказываются втянутыми в публично-властную сферу, то возникают публично-правовые отношения двоякого рода. Во-первых, граждане выступают как политически активные субъекты, устанавливают эти отношения по своей воле и формируют, в общем, и целом аппарат публичной власти. Они реализуют тот элемент своей правосубъектности, который именуется конституционно-правовыми отношениями. Во-вторых, граждане вступают в отношения с представителями аппарата публичной власти. В этом случае возникают отношения формального неравенства, отношения повеления-подчинения.
В течение долгого времени само выражение гражданское общество (civitas sive, societas civilis) выступало как синоним категории «политическое общество» и, соответственно, «государство», т.е. отождествлялось именно с государством. Древние мыслители, конечно же, различали, но четко не противопоставляли государство и гражданское общество.
Для древних греков вся общественная жизнь была политической, т.е. полисной, которая охватывала все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т. д. Помимо полиса, который обозначал и совокупность всех граждан, и городское поселение, и государство, у них было понятие политий - права гражданства, форма правления, конституция, конкретные особенности государственного управления.
Доминировали представления об обществе как некоем организме, быть членом общества означало быть гражданином - частью государства и, следовательно, действовать в соответствии с его нормами, не нанося вреда другим гражданам. Граждане-подданные государства и граждане как частные лица общества не различались, так как гражданское общество античности представляло собой общество граждан как подданных государства не только в понятии, но и в действительности. Полисный характер организации античного общества делало «политическое государство как таковое... подлинным единственным содержанием жизни и воли граждан»1.
Такое положение вещей было связано не с недостаточной аналитичностью мышления античных философов, а с объективным наличием множества взаимосвязанных аспектов политической реальности.
В период Нового времени, несмотря на развитие идей личной свободы и гражданского состояния, понятия «гражданское общество» и «государство» продолжали использовались как синонимы.
По мнению Руссо, законную силу имеет лишь та система правления, которая основывается на участии каждого гражданина в решении любого вопроса, касающегося его жизни и благосостояния всех членов общества1. Поэтому Руссо и не видел различий между сферой властных отношений и другими сферами жизнедеятельности людей. Гражданское общество и государство выступали у него как части одного целого2.
Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует в естественном состоянии, «по природе». Государство представляет собой некое «новое тело» с комплексом прав, которые превосходят права отдельных лиц, составляющих его, государство образуется на основе естественно сложившихся общественных отношений. В том случае, когда по каким-то причинам правительство уничтожается, общество сохраняется со всеми естественными законами и правами. Народ, составляющий общество, является сувереном3.
Хотя с образованием государства суверенитет общества переходит к нему, оно не может полностью поглотить общество. Более того, главная цель государства состоит в защите общества; государство призвано, не заменить общество, а управлять им, государство - это инструмент общества, помогающий ему организовать нормальную жизнь.
Как следует из вышеизложенного характерным моментом концепций гражданского общества, выработанных в XVII-XVIII вв., является то, что гражданское общество не противопоставляется государству. По существу они отождествляются и даже сливаются. Причинами этого, как отмечает Б.Г. Капустин, были