Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовые ценности и освоение их личностью Бабенко Андрей Николаевич

Правовые ценности и освоение их личностью
<
Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью Правовые ценности и освоение их личностью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабенко Андрей Николаевич. Правовые ценности и освоение их личностью : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2002 395 c. РГБ ОД, 71:03-12/14-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методологические основы изучения правовых ценностей .

1 Основные теории ценностей и оценок в правовой аксиологии .

2. Право как ценность и ценности права.

3. Основания ценностных критериев в праве.

ГЛАВА II. Правовые ценности в системе социально-нормативного регулирования .

1. Система правовых ценностей и ценностные иерархии личности .

2. Правовые и моральные ценности.

3. Нормы права и правовые ценности.

ГЛАВА III. Ценностно-культурные основания взаимодействия государства и личности .

1. Государство и правовые ценности.

2. Ценностно-культурный аспект концепций естественного и позитивного права

3. Значение правового диалога в ценностном осмыслении процесса реализации прав и свобод граждан.

ГЛАВА IV. Освоение правовых ценностей и правовая социализация

1. Основные теории освоения правовых ценностей личностью.

2. Правовая социализация и правовая установка.

3. Освоение правовых ценностей - основное направление правового воспитания сотрудников органов внутренних дел .

Заключение

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

После провозглашения в начале девяностых годов либеральных основ правовой модернизации, по верному замечанию С.С.Алексеева, нет «ни одного важного государственного документа, речи или выступления российского государственного деятеля, в котором бы не прозвучали громкие слова о приверженности новой России идеалам и ценностям права, требованиям правопорядка и законности» .

Вместе с тем, состояние научного осмысления ценностно-правовой сферы российского общества, а также уровень развития теории правовых ценностей не отвечают требованиям сегодняшнего дня, тем нуждам, которые возлагают на право миллионы наших соотечественников. Кризис культурных основ общества непосредственно отражается на правовой жизни, приводит к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям.

Ни одна правовая система не может эффективно существовать без наличия разделяемых большинством граждан основополагающих ценностей права. Иерархии правовых ценностей не являются внеисторическими и вневременными категориями. Каждое изменение общественного строя создает свои системы ценностей, трансформируя старые. В то же время, правовые ценности сами по себе обладают абсолютностью, заданной цивилизационным значением права, которое выполняет регулирующую и адаптивную функцию в социуме.

Возникновение правовых ценностей связано с рождением личности-носительницы индивидуальных форм сознания и деятельности, что требовало регулирование отношений между нею и государством. Возникающая асиммет-

1 Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на Земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху.-М., 1998. С.8.

ричность правового пространства порождает два типа ценностей, один из которых утверждает ценность государства, а другой - ценность личности в правовых отношениях.

Современная российская государственно-правовая жизнь страдает определенной ценностной расколотостью. Аксиосфера права характеризуется наличием двух основных противоречащих систем ценностей. С одной стороны, это приоритет правовых ценностей равенства, государственной власти, уравнительной справедливости, с другой - ценностей свободы, конкуренции, индивидуальных прав и свобод. Обе группы ценностей наполнены истинным ценностно-правовым содержанием, выступающим мотивом правового поведения и определяющим правовую жизнь социума. Такая биполярность ценностно-правового сознания в конкретном обществе не позволяет праву полноценно функционировать, эффективно регулировать правовые отношения. Указанное противоречие необходимо тщательно изучать, следить за динамикой его развития, учитывать в правотворческой, а самое главное - в правовоспитательной работе.

Актуальность предложенной темы обусловлена также и тем обстоятельством, что современное социальное пространство представляет собой пространство воплощенных ценностей; весь мир измеряется ценностями, а поэтому право, обладая ценностным содержанием, должно занимать подобающее место в иерархии социальных ценностей. Государство, в свою очередь, выступая хранителем правовых ценностей, должно не только провозглашать, но и обеспечивать реализацию последних. Цивилизованность государственного аппарата определяется его фактическим отношением к правовым ценностям. Властные субъекты, игнорирующие правовые ценности и ценность права, разрушают гуманные основы государственности, подрывают авторитет государства в глазах гражданского общества.

Трудности развития государственно-правовой системы в современной России во многом связаны с изменением и ломкой правовых ценностей. Государство утрачивает возможность влияния на аксиосферу права, сворачивает правовоспитательную работу, отказывает в содействии освоению правовых ценностей гражданами. Это приводит к обесцениванию права, к правовому нигилизму (отрицанию ценностей права), недоверию к правоохранительным органам.

Особую актуальность приобретают проблемы изучения правовых ценностей личности, которые являются своего рода способом воплощения должного в сущее право. Правовые ценности, формулируемые теоретиками права и провозглашаемые государством, создают идеальную модель права. Личность, осваивая эти ценности, делает их мотивами своего правового поведения, воплощая их в реальную правовую действительность. Правовые ценности, проникающие в разум и душу личности, объединяют человеческое сообщество, дают людям возможность сосуществовать. В современной России остро стоит проблема единения и интеграции. Право и правовые ценности могут выступать той общезначимой основой, которая объединит общество на пути социального развития. Без четкой формулировки правовых ценностей, без освоения этих ценностей населением становится проблематичным решение задач продвижения по пути прогресса.

Современный этап развития правовой сферы в России характеризуется серьезным изменением ценностных ориентиров, которые касаются места человека в системе правоотношений, защиты его насущных прав и свобод. Мир права должен быть «взвешен» ценностями для определения в нем места человека и придания этому миру подлинно гуманного, человеческого смысла. Важно использовать для разрешения проблем аксиосферы права новые, нестандартные

решения, а также мощный потенциал правокультурных и социокультурных факторов в их ценностном измерении.

Ситуация осложняется тем, что в последнее десятилетие общество, переживая период фактической капитализации, находится в условиях ценностного хаоса, когда провозглашаемые новые ценности не находят достаточной социальной поддержки, а старые ценности теряют сторонников, при этом теоретические основы аксиологии права обновляются крайне медленно.

Несмотря на то, что в работах ряда исследователей (С.С.Алексеева, В.В.Варчука, В.ГТрафского, Д.А.Керимова, В.Н.Кудрявцева, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца и др.) ценностный аспект права и государства находит свое отражение, концептуальное переосмысление основ аксиологии права остается нереализованным в полной мере.

Степень научной разработанности проблемы

Аксиология права - сравнительно молодое направление юриспруденции, оформившееся в середине XX века. Несмотря на это, теория правовых ценностей своими истоками уходит в основание европейского правосознания. Уже на ранних этапах развития античной юриспруденции осознавалась ценность права и законов для общества и государства. В это же время началось осмысление отдельных правовых ценностей (одной из таких ценностей в Древней Греции выступал принцип справедливости - «дике»).

Важный вклад в разработку основ социальной значимости права и правопорядка внесли французские просветители - Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, английские государствоведы - Т.Гоббс, Дж. Локк, основатели классической немецкой философии И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, ученые нового времени -К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Г.Риккерт, Ю.Хабермас.

Создание непосредственных основ аксиологии права связано с именами неокантианца В.Виндельбанда, представителем исторической школы права К.Савиньи, представителями позитивистской и прагматистской традиции Р.Иеринга, О.Холмса, Р.Паунда и др. Значительную роль в обосновании ценности формального права сыграл основатель теории «чистого права» Г.Кельзен. Активное развитие получает российская ценностно-правовая традиция, сформировавшаяся к концу XIX века и нашедшая свое выражение в работах И.А.Ильина, Б.А.Кистяковского, П.И.Новгородцева, Вл.Соловьева, Б.Н.Чичерина и др.

Советский период развития аксиологии права связан с произведениями С.С.Алексеева, В.П.Казимирчука, В.Н.Кудрявцева, П.М.Рабиновича, В.Н.Фаткуллина, А.Ф.Черданцева, Л.Д.Чулюкина, и др. Труды в этой области были опубликованы в бывших странах социалистического содружества: венграми В.Пешкой и З.Петером, чехословаками В.Кнаппом, А.Кроковой, болгарами М.Михайловой и Н.Неновски.

Дальнейшая разработка теории права с точки зрения аксиологии проводилась В.М.Артемовым, В.В.Варчуком, Н.В.Витруком, В.Д.Зорькиным, Д.А.Керимовым, Э.В.Кузнецовым, Е.А.Лукашовой, Г.В.Мальцевым, В.С.Нерсесянцем, М.Ф.Орзихом, В.П.Сальниковым, А.П.Семитко, Ю.В. Тихо-нравовым, и др.

Середина 90-х годов XX века знаменовалась новым обращением к проблеме правовых ценностей в условиях постсоциалистических преобразований в процессе становления новой системы ценностей. Наиболее фундаментальные в этом плане работы С.С.Алексеева, В.Г.Графского, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца обозначают общий контур правовой теории ценностей, обходя некоторые важные ее вопросы. Вместе с тем, практика правовых реформ и построения право-

вого государства постоянно требует расширения представлений о современном состоянии правовой аксиосферы общества, ставит актуальнейшие вопросы в этой области.

Объект и предмет исследования

Объектом научного анализа выступают те реальные явления и процессы правовой сферы современного российского общества, в которых проявляются или должны проявляться ценностные феномены. Кроме того, в качестве объектов выступают те историко-правовые явления, в которых нашли свое отражение представления о праве как ценности.

Предметом диссертационного исследования являются закономерные связи и зависимости процессов функционирования правовых ценностей, а также динамика правовой сферы российского общества, обусловленная ценностными явлениями, перспективные тенденции освоения правовых ценностей гражданами. Учитывая системный характер закономерных связей в обществе, в качестве предмета анализа выделено, с одной стороны, право как ценность, а с другой стороны - определенные системы ценностей, включающие в себя различные правовые ценности российских граждан.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что научный взгляд на правовые явления как ценности позволит существенно обогатить не только возможности понимания современных процессов в сфере права в России, но и будет способствовать преодолению разрыва между должным и сущим в функционировании права, поможет сделать более эффективным правовое регулирование общественных отношений.

Цели и задачи исследования

Цель предпринятого исследования заключается в выявлении и осмыслении основных тенденций динамики ценностно-правовой сферы современного российского общества; анализ последней с точки зрения основных аксиологических теорий, разработка способов и методов, повышающих эффективность правовой социализации. Эти целевые установки обусловлены утратой действенности ценностных ориентации в правовой сфере как на уровне принятия государственных решений, так и на уровне правового поведения граждан, а также тем, что имеющиеся аксиологические концепции не в полной мере обеспечивают практическую деятельность по наполнению правовых явлений ценностным смыслом.

Кроме того, в новом ракурсе предпринят анализ методологических и общетеоретических основ ценностного осмысления правовых явлений. Это необходимо для преодоления определенной ограниченности социально-классового подхода к изучению правовых ценностей. Для полного и адекватного анализа процессов, происходящих в аксиосфере права, наряду с социально-классовым подходом должны использоваться также иные парадигмы. Поставленная цель, ее сложность и многоплановость обусловили содержание основных исследовательских задач, к которым относятся прежде всего:

1. Выявление и рассмотрение сущности категорий «правовая ценность», «ценность права», обоснование ценностного содержания права как социального явления; выделение критериев, по которым происходит отбор правовых ценностей. Исходной основой для реализации этой задачи стало рассмотрение и сопоставление основных аксиологических концепций, а также различных теорий правовых ценностей.

  1. На основе сопоставления и исследования основных методологических позиций аксиологов права, проанализировать соционормативную функцию правовых ценностей в современном российском обществе; определить место последних в системе социального регулирования; соотнести с близкими им по содержанию ценностями морали; рассмотреть нормативные способы проявления правовых ценностей.

  2. Выявить аксиологические основы правового взаимодействия граждан России и государства, предложить способы оптимизации этого взаимодействия посредством конструктивного диалога. Обосновать ценность прав и свобод личности, а также их значение в иерархии правовых ценностей.

  3. Осмыслить культурное значение правовых ценностей, а также их место и роль в различных типах правовых культур и правовых идеологий с точки зрения современного развития России.

  4. Представить некоторые элементы правовой реальности в качестве правовых игр, раскрыть глубинные ценностные основания правовых игр, обосновать важное значение правовых игр в процессе освоения правовых ценностей гражданами России.

  5. Определить место и роль правовых ценностей в системе нормативного регулирования.

  6. Сформулировать основные закономерности правовой социализации российских граждан - процесса освоения правовых ценностей; показать значение правового воспитания в этом процессе, а также особенности правовой социализации сотрудников органов внутренних дел.

Методология и теоретические источники исследования Следует учитывать то, что гносеологические основы человеческой деятельности тесно связаны с аксиологическими критериями этой деятельности.

Это в полной мере относится и к правовой сфере. Мир права предстает миром ценностей, который субъект в меру своих возможностей познает и осваивает. Ценностные ориентации направляют человека в море правовых фактов, инициируют его познавательную деятельность. При разработке проблем правовой аксиологии важно обеспечить учет всего многообразия методологических подходов к данной проблематике. Обращаясь к описанию методологии данного исследования, нельзя не отметить, что во второй половине XX столетия завершилась эпоха «неклассического» мышления, которая в начале века сменила господствовавшее многие десятилетия «классическое мышление». Новая гносеологическая парадигма основана на синтезировании обеих методологических установок - неклассической и классической. Эта парадигма складывается под влиянием открытий в области кибернетики, теории информации, теории систем и синергетики. Последняя берется за применение системных принципов к процессам социального развития, а также обосновывает новое понимание гармонии и хаоса.

Особенность методологии изучения правовых ценностей определяется их спецификой, выражающейся в том, что любое обнаружение и исследование ценностей ведет к их формированию, построению. Это требует постоянного гуманитарного оправдания гносеологической экспансии. Разрешение проблемы ценностей с позиций гуманизма становится условием дальнейшего существования человеческой цивилизации.

Новая методологическая парадигма, используемая в данном исследовании, предполагает позицию обоснованного методологического плюрализма, что ведет к использованию наряду с традиционными методами, методов герменевтики, правовой социологии, сравнительного правоведения. Несмотря на то, что потенциал традиционных методологических стратегий теории и философии

права далеко не исчерпан, на современном этапе изучения аксиосферы права необходимы обобщения результатов исследований специалистов различного профиля (социологов, философов, этиков и т.д.).

Отмечая значительный вклад в современные способы видения аксиосферы права таких специалистов как С.С.Алексеев, В.М.Артемов, Н.Л.Гранат, В.Г.Графский, Д.А.Керимов, В.Н.Кудрявцев, В.В.Лазарев, А.С.Мамут, В.С.Нерсесянц, автор обращается к содержательно значимым исследованиям проблем, поставленных в работах В.С.Афанасьева, В.И.Букреева, А.М.Бушуева, В.В.Барчука, Р.Б. Головкина, И.В.Дражиной, О.Г.Дробницкого, В.Д. Зорькина, В.П.Илларионова, М.С.Каган, А.А.Крылова, Э.В. Кузнецова, В.М.Кукушина, А.Ф.Майдыкова Г.В.Мальцева, Е.В. Пономаренко, Л.Л.Попова, Н.А.Розова, В.П.Сальникова, А.П.Семитко и др.

Идеи, получившие развитие в поставленной работе, в той или иной степени рассматривались в трудах ряда зарубежных авторов и прежде всего Г.Барбера, Дж.Гибсона, Давида Р., Р.Дарендорфа, Ж.Карбонье, Э.Кон, Ж.Курильски-Ожвэн, Л.Лавеля, В.Малова, А.Нашица, Р.Нисбета, Т.Парсонса, Р.Паунда, В.Пешки, Н.Рулана, С. Уайт и др.

Научная новизна исследования

В диссертации сделана попытка на новой методологической основе рассмотреть динамику правовой аксиосферы российского общества. В работе представлен оригинальный для российской правовой науки подход к основам понимания правовых ценностей (конструктивная аксиология), который позволяет определить право как сильное и действенное средство воздействия на материальную и духовную культуру, а также возможность гармонизации процессов установления, построения и освоения ценностей права.

Предложенное в работе аксиологическое видение правовой сферы общества позволяет значительно шире использовать возможности синергетики, культурологии права, герменевтики, теории игр в правовых исследованиях. Предлагаются новые аргументы для вычленения правовых ценностей, новыми методологическими средствами обоснована ценность права, предложены методы, способствующие формулировке и усвоению правовых ценностей российскими гражданами, меры по совершенствованию работы по правовому воспитанию в правоохранительных органах.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Реформирование российского общества выявило его ценностно-правовой дуализм, а также снижение авторитета и степени влияния правовых ценностей. Актуальными являются положения конструктивной аксиологии в приложении к правовой жизни, что позволяет не просто анализировать ценностно-правовые феномены, определяя закономерности их функционирования, но и оказывать влияние на их становление и развитие. Право представляет собой одну из главных (кардинальных) ценностей общества. Социальная ценность права связана с обеспечением порядка, организованности, а также предупреждением и разрешением социальных конфликтов.

  2. Правовые ценности - это переживаемые людьми и определяемые культурой формы их позитивного отношения к правовой системе общества, которые обуславливают выбор поведения, соответствующий этой системе, а также юридическую оценку событий. Ценностное отношение в праве - сложный, многоуровневый феномен, определяющийся структурой правовой жизни и включающий как первичные желания и предпочтения в сфере права, так и осознанный и рационально выраженный выбор

правового поведения. Правовые ценности обосновываются при помощи ценностных критериев, которые в процессе развития цивилизации претерпевают изменения в диапазоне от приоритета общественного блага до осознания значимости и ценности личности. Данные изменения определяются мировоззрением и культурными основами жизни общества. Современная динамика правовой жизни России делает актуальной концепцию конструктивной аксиологии, исключающую как крайний индивидуализм, так и крайний коллективизм, и в то же время, стремящуюся раскрыть традиционные российские ценности. Правовые ценности получают свое реальное воплощение в ценностных иерархиях классов, социальных групп, отдельной личности. Иерархии ценностей - крайне сложное, многомерное и многослойное, постоянно меняющееся образование. От структуры данной иерархии, а также от ее соответствия провозглашаемым в обществе ценностям зависит правовое поведение личности. Правовые ценности подразделяются по своему содержанию на абсолютные (кардинальные), или ценности-цели, предельно общие и имеющие наивысшее значение; правовые ценности среднего уровня, определяющие степень развития и тип правовой культуры общества и личности, а также инструментальные правовые ценности, используемые для урегулирования и построения конкретных правоотношений и предполагающие защиту иных типов ценностей. Типология разновидностей ценностных иерархий в зависимости от доминирования тех или иных правовых ценностей предполагает: этатистскую (доминирование ценности государства и уравнительности); либеральную (приоритет ценности свободы); утилитарную (первоочередное восприятие инструментальных

ценностей); равновесную (правовые ценности гармонично взаимодействуют, выступая в своем формально-правовом выражении).

Проблема взаимоотношения права и нравственности - это проблема соотношения разных ценностных иерархий, диалектики взаимодействия права и морали как ценностных феноменов. На высшем уровне ценностной иерархии правовые и моральные ценности характеризуются высшей степенью единства и общности. На нижележащих же уровнях нравственные и правовые ценности приобретают самостоятельность и своеобразие, последние при этом выступают строго определенной, специфической формой именно правового долженствования. В западноевропейской правовой культуре наблюдается инструментальное отношение к правовым ценностям, а в российском, традиционном правосознании происходит смешение правовых и нравственных ценностей. Противоположные ценностные основания правовой жизни на Западе и Востоке делают непродуктивным механическое копирование средств правового регулирования (правовых норм и институтов). В то же время, в международно-правовых отношениях в сфере частного права, в условиях развития электронного, делового оборота в информационных сетях, проявляется все более активное взаимодействие и взаимопроникновение нравственных и правовых ценностей.

Правовые ценности являются важнейшим элементом юридического воздействия в обществе и оказывают непосредственное влияние на механизм правового регулирования. Характер такого влияния определяется типом правовой культуры. Правовые ценности занимают важное место в системе ценностей человеческого

общества. Место это определяется рядом социально-культурных факторов. Большая часть ценностно-правовых феноменов может быть отнесена к явлениям нормативного характера. Государство определяет иерархию правовых ценностей общества. Эффективно регулируя общественные отношения, эта система соответствует традиционным ценностям культуры общества. В противном случае происходит разрушение старых и отторжение новых ценностей, приводящее к анемии и ценностной дезориентации граждан. Правовая политика современного российского государства, понимаемая как комплекс мероприятий, реализуемых в сфере действия права и посредством права, нуждается в изменениях, направленных на воссоздание в обществе ценностных основ правовых явлений. Реализацией данного направления может стать качественное улучшение работы по правовому воспитанию подрастающего поколения, введение массового правового всеобуча и т.д.

Процесс освоения правовых ценностей личностью включает ряд этапов, в частности, осознание, предпонимание, понимание, объяснения, интерпретации, придание личностного значения и оценивания. Освоение правовых ценностей выступает действенным механизмом правовой социализации. Освоение ценностей -творческий процесс, позволяющий личности открывать их для себя как особый мир, лежащий на границе с иными духовными мирами. Осваиваясь личностью, правовые ценности становятся ее внутренними ориентирами, жизненными законами. К сожалению, в современном российском обществе правовой нигилизм проявляется в незнании норм и ценностей права и пренебрежении им. Правовой ценностью, позволяющей открыть ценностное сознание граждан для

восприятия всей ценностно-правовой сферы, может стать личное достоинство. Освоение абсолютных (кардинальных) правовых ценностей высшего уровня в детском и подростковом возрасте делает дальнейшую правовую социализацию эффективной и плодотворной. На практике же происходит усвоение положений «предельно нормативных» ценностей низшего уровня, относящихся к отдельным отраслям права. В целях совершенствования правовой социализации имеет смысл начать исследования в области правовой педагогики, а также активнее внедрять изучение права в средних школах.

Ценности права формируются в процессе диалога, реализуются посредством диалога и могут быть освоены лишь в процессе диалога. Правовой диалог мыслится в широком смысле и включает в себя правовое общение разных уровней - социального, теоретического, инструментального и т.д. Наиболее значимый диалог разворачивается между государством и гражданским обществом. В процессе этого диалога рождаются действительные ценности права. Поэтому социальноориентированное государство в целях внедрения ценностных основ правового взаимодействия может использовать диалог с личностью и гражданским обществом, а также поощрять диалогичность во взаимоотношениях между гражданами и их объединениями. «Выведение» прав человека из абсолютных ценностей не всегда представляется возможным, и порой отталкивает от этих прав. Права человека должны обсуждаться нейтрально, в диалоге, отдельно от мировоззрений, чтобы их приятие и освоение не было отказом от традиционных ценностей, что разрушительно для личности и общества.

Для освоения правовых ценностей большое значение имеет правовое воспитание. Существующая концепция правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологического аспекта. Актуальной представляется проблема нравственно-правового воспитания сотрудников органов внутренних дел, которое должно обогащаться прогрессивными методами, в частности, использованием ролевых игр. Аксиологическое изучение права приводит к выводу о социализирующей функции правовой игры. Согласие субъектов выполнять определенные роли в правовой игре, понимаемой как эмоциональная активность в правовой сфере, сопровождаемая чувством напряжения и выводящая за рамки обыденной жизни, становится важнейшим элементом поддержания правопорядка. В игре усваиваются и передаются правовые ценности, которые приобретают высший «статус» правил игры. Данное положение открывает широкие перспективы в разработке игровых методик в правовом воспитании, а также в исследовании игрологических закономерностей правового регулирования. Сотрудники органов внутренних дел относятся к четко очерченной социальной группе со специфической правовой культурой, а потому рекомендуется использовать эффект «обратной связи», когда представитель социальной группы идентифицирует свои ценностные ориентации с ценностями группы. В связи с этим обосновывается важность пропаганды правовых ценностей, которые должны быть реализованы в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Практическая и теоретическая значимость диссертации состоит, прежде всего, в обновлении и углублении ценностно-правового аспекта изучения общества, расширении горизонта аксиологических исследований в юриспруденции. Такие исследования в условиях социальных изменений, сопровождающихся ценностным хаосом российского общества, приобретают характер насущной потребности, что обусловлено необходимостью заполнения ценностного вакуума, а также восстановления механизмов правовой регуляции.

Предпринятое в диссертации исследование правовой аксиосферы общества позволило выдвинуть ряд новых и уточнить некоторые теоретические положения для разработки способов решения важных проблем правовой социализации. Положения, выдвинутые в работе, по-новому освещают вопросы построения ценностно-правовых иерархий, соотношение правовых и моральных ценностей, определяют ценность прав и свобод личности.

Разработанные теоретические положения могут быть использованы как в целях развития научных исследований аксиосферы современного российского общества, так и в преподавании курсов философии права, теории права и государства, теории управления органами внутренних дел и т.д.

Апробация работы и внедрение результатов исследования

Содержание работы, ее основные идеи и теоретические положения изложены в двух индивидуальных монографических исследованиях, научных статьях, тезисах выступлений (общим объемом свыше 43 п.л.). С отдельными положениями и предварительными результатами исследования автор выступал на более чем десяти научно-теоретических, научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах (1996-2002 гг.). Среди них: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общественной безопасности» (г.Иркутск, сентябрь 1996); межвузовская научно-практическая конферен-

ция «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г.Иркутск, апрель 1999); межвузовская региональная конференция, посвященная 50-летию Всеобщей декларации прав человека «Всеобщая декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения» (г.Москва, февраль 1999); Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г.Иркутск, 2000); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г.Иркутск, 2001); Международная научно-практическая конференция «Силовые структуры как социокультурное явление: история и современность» (г.Иркутск, май 2001); Межвузовская научно-методическая конференция «Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел» (г.Иркутск, февраль, 2001) и др.

Материалы и положения диссертационного исследования использовались при проведении научных исследований по планам НИР Академии управления МВД России в 2000-2001 гг., а также по планам НИР Восточно-Сибирского института МВД России, (г. Иркутск) в 1996-2001 гг.

Кроме того, ряд положений и идей диссертационного исследования нашли свое отражение в преподаваемых автором курсах «Политология», «Социология права» (Восточно-Сибирский институт МВД России, факультет заочного обучения, юридическое отделение); специальном курсе для студентов факультета регионоведения Иркутского государственного университета «Философия права» (1996-1997 гг.), курсах философии для адъюнктов и соискателей Восточно-Сибирского института МВД России 1999-2001 гг.

Кроме того, по теме диссертации опубликовано учебное пособие, позволяющее использовать результаты исследования в учебном процессе. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и библиографии (состоящей из более чем 410 наименований работ на русском и иностранных языках)

Основные теории ценностей и оценок в правовой аксиологии

По мнению некоторых современных ученых в наступающей новой исторической эпохе главной в формах общественного сознания станет ценностная составляющая. «Ценностному сознанию суждено стать ведущей формой мировоззрения в новом веке, открывающем новое тысячелетие и новую историческую эпоху»1.

Имеется три основных объяснения взаимодействия духовных ценностей с социальными системами. Первое говорит о воплощении идеалов, ценностей в реальной действительности (Платон, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант). Второе напротив утверждает обусловленность идей и ценностей материальным бытием (К.Маркс). Третье не обуславливает одно другим, а настаивает на функциональной взаимоприспособленности элементов в живом социокультурном целом, причем идеи и ценности участвуют в социальных процессах совместно с другими элементами системы (М. Вебер, Т. Парсонс).

Основными формами мировоззрения являются мифы, религии и идеологии. Каждая из этих форм переживала в рамках человеческой цивилизации взлеты и падения, периоды мирного сосуществования и ожесточенной борьбы. В настоящее время в мире наблюдается плюрализм ценностно-мировоззренческих оснований, что ставит на повестку дня вопрос об их необходимом общении и сосуществовании. При этом такое общение должно происходить на языке ценностей. Можно согласиться с мнением о том, что восприятие мира в форме ценностей рождается из либерально-демократической идеологии, однако вызывает серьезное сомнение точка зрения о близком конце либерально-Розов Н. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - демократических взглядов. Ценности свободы, разума, гражданского равенства, прав и свобод не всегда вступают в сфере сознания в борьбу с иными взглядами и поэтому обуславливают лишь гуманные и справедливые способы своей реализации. Можно предположить, что в лоне либеральной идеологии рождается новое ценностно-правовое мировоззрение, обладающее высокой степенью толерантности, распространяющее способы мирного взаимодействия в социально-культурном пространстве.

Ценностная сфера общества не соизмерима с масштабами отвлеченного обсуждения проблем этой сферы учеными. Вопросы выживания и развития человеческого рода, его цивилизаций и культур - вот масштабы, соизмеримые с основаниями построения ценностей морали и права.

Общая теория права, подобно большинству общественных дисциплин, описывает и объясняет свой объект. В сфере ее интереса - сущность и формы права, функционирование правовой системы в обществе, источники права, взаимодействие права с государством, соотношение права и закона и т.д. Главную задачу здесь видят обычно в раскрытии закономерностей возникновения, развития и функционирования правовой системы. Установка на поиск и открытие этих закономерностей предполагает, что исследователь находится как бы вне правовой системы, мысленно абстрагируется от нее. Однако реально правовед не в состоянии находиться вне бытия правовой системы. Продуцируемое им теоретическое знание есть компонент правового бытия. Познавательное отношение теоретика к бытию детерминирует его включенность в это бытие. Кроме того, его включенность определяется его деятельным отношением к правовой жизни. Последнее в этом случае выступает не как вместилище всевозможных закономерностей, но как мир разнообразных потребностей людей. Поэтому правовед должен стремиться выявлять значимость материальных и духовных потребностей (в том числе, связанных с правом) для жизни общества, социальных групп и личности. Описание категории значимости логически ведет к постановке проблемы ценностей, в частности, проблемы ценностей в правоведении.

Следует заметить, что в прошлом, от Аристотеля до идеологов Просвещения, высшим кредо постижения мира выступал эпистемологический принцип: главным провозглашалось получение знания-отражения, знания-истины. Целью науки, как правило, являлась законосообразная истина, отъединенная от аксиологической сферы.

Подмена бытия ценностью в предмете современного научного освоения выражает сближение научных форм познания с творческими, присущими искусству методами. Так как именно мир искусства «населен» ценностями.

Применительно к правовой сфере это означает развитие оснований для творческой реализации в праве. Эти основания касаются, прежде всего, законодательной базы, развития регионального законодательства, но, кроме этого, означают и новое ценностное отношение субъекта к праву. Это отношение должно характеризоваться высокой степенью гуманности, уважением к правам и свободам личности.

Представители классической теории провозглашают в качестве цели своей науки самоустранение своей субъектности из результата познания, ибо это необходимо для эффективности социально-правовой практики, тогда как эта практика, выражающаяся в воздействии на правовое сознание и правовое чувство людей, т.е. в конечном итоге на правовые ценности, требует познания ценностей, а не внеценностного бытия.

Для современной науки, теории права в том числе, возможно и желательно слияние гносеологических и аксиологических критериев исследования. Мир права представляется миром ценностей, который индивид в меру своих возможностей познает и осваивает. Поэтому познавательные, практические формы деятельности современного человека тесно переплетаются с ценностным восприятием. Ценностная ориентация направляет человека в море правовых фактов, инициирует его познавательную деятельность в праве.

В этой связи заслуживает внимания вопрос о соотношении ценности и результата познания - истины. Неклассическая наука прямо указывает на совпадение истинного и неистинного в ценности. Превращенные, «ложные» ценности, иллюзии и заблуждения в праве - объективные факты жизни, требующие своего осмысления. Неклассический ход мысли в правовой аксиологии означает поиск зависимости правовых ценностей от положения субъекта ценностных отношений, а также характеристики существования «ложных» правовых ценностей. В процессе изучения последних немаловажным представляется осмысление эффективности ценностного восприятия окружающего мира с точки зрения групповых интересов.

Для построения стройной теории правовой аксиологии следует исходить из современного уровня развития познавательной деятельности. Обращаясь к описанию методологии, используемой в данном исследовании, нельзя не отметить, что во 2-ой половине XX в. завершилась эпоха "неклассического мышления", которая в начале века сменила господствовавшее более 300 лет " классическое мышление", и в науке начала формироваться новая гносеологическая парадигма, основанная на синтезировании обеих методологических установок - неклассической и классической1. Заслуживает внимания утверждение Е.Князевой и С.Курдюмова:"Синергетический стиль мышления-это стиль мышления пост 1 Каган М.С. Философская теория ценности.- С.-П.,1997.С.45. неклассической науки", который является " некоторого рода синтезом позитивных элементов детерминистической и вероятностной картин мира"1.

Американский исследователь научной методологии У.Уивер выделил в истории научной мысли три этапа : "классический", который он охарактеризовал как "организованная простота"; "неклассический" основывающийся на открытиях теории относительности и квантовой механики и делающий акцент на "неорганизованную сложность"; и "постнеклассический" («неонеклассиче-ский»), складывающийся под влиянием открытий в области кибернетики, теории информации и теории систем, определяемый как "организованная сложность2". Имеется немало примеров того, как в различных областях человеческого знания нащупываются конкретные формы перехода к этой новой, синтетически-диалогической парадигме.

Система правовых ценностей и ценностные иерархии личности

Строение системы правовых ценностей определяется особенностями объекта ценностных отношений. Наличие системы правовых ценностей обусловлено различиями сфер правовой действительности. Это право в его нормативном выражении, правовая деятельность, определяемая правовой культурой, правовые институты и пр.

Уже в 60-е годы в нашей литературе наметился ряд ценностных классификаций. Ценности, как правило, делят на ценности жизни и ценности культуры. Различие между ними очевидно. Жизнь дана человеку природой, культура -создана людьми. Жизнь — реальная основа культуры. Жизнь, здоровье, общение с себе подобными - это особая группа ценностей, которая опосредовано связана с культурой.

Культурные ценности делятся на материальные и духовные. Это деление основывается на традиционном делении культуры на материальную и духовную. В.П.Тугаринов считает целесообразным выделить еще одну группу ценностей - социально-политические ценности1. К ним он относит общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность. По традиции собственно аксиологическими считаются духовные ценности - идеи, образы, цели, нормы, принципы, идеалы2. Они характеризуют внешние запросы людей и, в отличие от материальных ценностей, не выражаются в количественных показателях и не измеряются ими. Их также называют ценностями культуры в узком смысле. Они отражают стремление человека к совершенствованию

действительности и самого себя, что позволяет ему еще более реализовать свою сущность. Таким образом, духовные ценности относятся к сфере должного. В рамках духовных ценностей выделяются различные группы ценностей. Например, к ним относятся политические, моральные, правовые и многие другие.

В настоящее время в России на первый план справедливо выходит естественно-правовая концепция, которая важна для перевода в правовые понятия категории социальных интересов, ценностных ориентации, выраженных в общественном сознании.

Право, усвоенное, ставшее действительностью в обычаях и судебной практике, неизбежно выходит за рамки закона, создавая при регулировании новых общественных отношений нечто новое, более гуманное и рациональное по содержанию, становящееся ценностью.

Происходит возрождение важнейших общечеловеческих ценностей, среди которых существенное место занимает право. Развитие нового общества невозможно без раскрытия гуманистической, нравственной природы права, обеспечивающей развитие человека. Интересные работы по правовой аксиологии С.С.Алексеева, В.Н.Кудрявцева, П.М.Рабиновича, А.Ф.Черданцева и др. исследователей 70-80-х годов1 не всегда рассматривали право в качестве общечеловеческой ценности. Это неудивительно, так как на протяжении всей истории советского государства право рассматривалось как явление классовое.

Внеклассовый подход не является новым. Многие философы и правоведы России начала XX века неоднократно подчеркивали собственную ценность права. Забвение естественно-правовой теории привело к произволу, злоупотреблениям и беззаконию. Это низвергало важнейшие ценности права, выработанные многовековым прогрессом правового человеческого сознания: свободу совести, свободу слова, свободу союзов и собраний, неприкосновенность личности, жилища и переписки, право на достойное существование. Эти ценности лежат в основе естественных прав человека.

Право относится к категории духовных ценностей, но имеет и собственную специфику, которая заключается в том, что оно закрепляет и отображает и иные ценности и социальные явления.

Каждая отрасль права в специфической форме, через конкретные нормы и институты олицетворяет определенные социальные и духовные ценности общества, которые, в свою очередь, становятся правовыми ценностями. В этом случае социальные ценности обретают «второе рождение» в ценностях права. Это идеи равенства, свободы, ответственности, справедливости.

По мнению ряда авторов, само право не порождает никаких ценностей, оно лишь их закрепляет в своих нормах. «Ценности возникают в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, они стали и правовыми ценностями, юридическими идеями (принципами). И уже, в свою очередь через право влияют на общественную жизнь, выступая в качестве отправных начал целеполагающей деятельности людей при формировании с помощью юридических норм необходимого общественного порядка»1.

Значение правовых ценностей, конечно, не ограничивается поддержанием общественного порядка. В праве может отражаться конфликт ценностей. Нормы права могут противопоставлять одни ценности другим, поддерживать одни из них и низвергать другие.

В качестве основного подхода к классификации правовых ценностей следует выделить необходимость отражения общечеловеческих ценностей в правовых нормах.

Стоит отметить зависимость правовых ценностей от конкретно-исторических условий. Ценности в процессе развития человеческого общества изменяются, теряют очертания; то, что было ценно на определенных этапах, при других обстоятельствах утрачивает свое значение.

Пример появления новых ценностей состоит в изменении отношения к природе. Ее охрана в недалеком прошлом находилась вне сферы правовых ценностей. Теперь же в силу изменившихся условий отношение к природной среде приобрело ярко выраженный аксиологический аспект.

Идеальное состояние любого общества с точки зрения отражения ценностей в правовых установлениях состоит в том, что право своевременно реагирует и отражает в своих нормах общепризнанные ценности того или иного общества.

При этом соответствие нормы и ценности должно происходить не только на законодательном уровне, т.к. в противном случае теряется подлинный смысл и ценность права. Напротив, соответствие системы ценностей и правовых норм приводит к ситуации, когда многие юридические нормы выполняются даже тогда, когда о них люди ничего не знают. В этом случае имеет место совпадение ценностей, которые нашли отражение в правовых нормах с теми, которыми руководствуются люди, не знающие порой о существовании правовых норм. Ни один закон в обществе не получит признания, если он прямо или косвенно не корреспондирует признанным ценностям. Поэтому ценность можно считать целью, внутренним смыслом правовой нормы1.

В жизни ситуация гораздо сложнее. У каждого человека, социальной группы существуют свои ценности, которые порой в корне отличаются друг от друга. С утверждением гражданского общества это разнообразие увеличивается. Решение может быть найдено в примате общечеловеческих ценностей в праве над всеми остальными. Следует определить те правовые ценности, которые должны получить в иерархии статус основных ценностей-целей. Эти ценности-цели должны быть направлены на охрану жизни, здоровья, чести, достоинства человека.

Ценностно-культурный аспект концепций естественного и позитивного права

Различия в логике правового мышления, в конечном счете определяются различием в понимании ценностного значения права. Стоит проанализировать два основных взгляда на природу правовых ценностей: естественно-правовой -объявляющий источником ценностей биопсихологические потребности и интересы людей - и позитивистский, где ценность - идеальная сущность, сфера бытия которой находится вне опыта и которая не зависит от человеческих интересов.

Юснатурализм индивидуалистичен, его характеристики вытекают из антропоцентрической установки, а ценность идентична полезности, выгодности, желаемости. В утилитарном обществе, где обезличивающим и уравнивающим масштабом людей становятся деньги, право собственности владение оказывается центральным разделом общей теории права. В правовой сфере последствия потребностного подхода и отождествления ценности с целью деятельности становятся наиболее явными при оценке правовых установок. Оценивание - рациональная и эмоциональная реакция субъекта на значимость для него определенного объекта. В процессе оценивания правового явления (нормы, института, поведения) последнее соотносится с уже существующими ценностями права, которые выполняют роль критерия оценки. Правовая оценка, в конечном счете, выявляет применительно к данной конкретной ситуации устойчивое мнение личности о праве как ценности.

Можно сделать вывод, что принципиальное противопоставление «естественного» «искусственному», соединенное с их противоположной нравственной оценкой, составляет смысл и суть понятия естественного права в его различении и соотношении с позитивным правом. Постоянным компонентом этой естест венно-правовой схемы является принцип противопоставления в области права «естественного» «искусственному», включающий в себя их ценностную оценку й приоритет «естественного» над «искусственным»1.

Общая модель естественного права является исходно объективной, абсолютной, безусловной ценностной моделью, а не только объяснительной схемой и конструкцией долженствования. Однако конкретное содержание ценностей этой модели - справедливость, равенство, достоинство человека, истина или что-то другое, а вместе с этим и определение конкретной границы (линии раздела) между ценностями естественного права и антиценностями позитивного права остаются за рамками универсального естественно-правового принципа, и, следовательно, вне общего понятия естественного права.

Эти аспекты, остающиеся за рамками универсального естественно-правового принципа, а также вне общего понятия естественного права, относятся к сфере того или иного (особого) естественного права и зависят, следовательно, от автора соответствующей концепции этого отдельного естественного права.

Ценность права определяется как мера, т.е. содержание и объем тех реальных возможностей (прав, свобод) для овладения различными благами, которые право предоставляет человеку в конкретный момент в конкретных услови-ях2.

Право, рассматриваемое в качестве проводника взаимодействия людей по поводу удовлетворения их потребностей, оказывает обратное воздействие на своего создателя, писаное право воспринимается человеком как почти самоценное. Происходит фетишизация права, как символического проводника, оно вбирает в себя ценность тех переживаний, проводником которых оно является; стацовится самодостаточным фетишем. Самостоятельного бытия оно не имеет и существует благодаря своим свойствам проводника, посредника между индивидуальной потребностью и общественными условиями ее реализации. Поэтому восприятие права как фетиша не заслоняет в сознании индивида конечной цели его деятельности и поступок базируется не на этой ценности, а на принципе минимизации сложности объектов потребления и путей, ведущих к ним. Этот принцип выступает как главный ценностный признак права.

Неразвитая система ценностно-правовых ориентации делает слабой границу между противоправным и правомерным поведением. Все определяется соотношением силы импульса актуальной потребности и силы конкретного нормативного предписания, выражаемой в величине, размерах наказания за данное правонарушение. В зависимости от того, какой из этих двух факторов преобладает, в сознании субъекта формируются различные пра-вокультурные установки. Субъект либо игнорирует норму, что придает его поведению противоправный характер, либо сосредоточивается на сознательном поиске вариантов поведения, не противоречащих норме, тем самым внешне сохраняя лояльность существующему правопорядку.

Если личность в своем поведении руководствуется представлениями о праве как инструменте для удовлетворения своих потребностей, то столкновение импульса индивидуальной потребности и требований нормы права становится в обществе частыми и интенсивными. Большинство граждан предпочитают не вступать в конфликт с законом. Но мотивы такого формального законо-послушания не носят принципиального характера, а обусловлены конформизмом, основанном на фетишизации права.

Редукция ценностей к субъективным установкам на определенный вид социальной деятельности разрушает само понятие ценности, а иерархическая систематизация "ценностей-установок" на основе эмпирических исследований весьма условна, поскольку в актуальной ситуации выходит на передний план интуитивная (целевая) установка, независимо от того, какое место она занимает в системе ценностей индивида. Общая направленность поведения в правовой сфере отличается актуализмом и неустойчивостью.

Универсальный естественноправовой принцип в силу своей абсолютной ценностной природы воплощает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной определенной ценности (например, справедливости, равенству, разумности, истинности, достоинству человека и т.д.), либо к какой-то конкретно определенной их совокупности. Абстракцию безусловной и абсолютной ценности естественного права вообще, т.е. абстрактной идеи естественного права остается здесь (на уровне универсального принципа, понятия и модели естественного права) совершенно не конкретизированной в виде определенных правообразующих ценностей. Хотя вместе с тем ни одна из возможных таких ценностей и не отрицается1.

Выбор определенной ценности осуществляется на уровне отдельной концепции естественного права.

Освоение правовых ценностей - основное направление правового воспитания сотрудников органов внутренних дел

Правовая социализация - специфический процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей, правовой культуры окружающей социальной среды, вхождение его в эту среду, т.е. процесс правового становления личности, изменения и развития ее предметно-практической деятельности и общественных отношений.

Предпосылками эффективности правовой социализации являются качество и интенсивность правового воспитания, предметно-практической деятельности, социального общения и их комплексного сопряжения. Внутренняя ценностно-нормативная система личности есть продукт индивидуального опыта и коллективных устремлений. Перемещение правовых норм и системы правовых ценностей во внутреннюю структуру индивида невозможно без усилий с ее стороны.

Процесс правовой социализации - сложный социальный феномен, связанный с формированием духовного мира индивида, затрагивающий его настоящее и будущее. Это специфическая социальная система, имеющая свою структуру. Средства правовой культуры - общественные отношения, деятельность индивида, его правовое воспитание, т.е. все элементы реального бытия, многообразие, виды и формы деятельности и общения, правовое обучение и просвещение.

Системы правовых ценностей личности не всегда совпадают с системой правовых ценностей, интересов, потребностей общества. Молодежь больше склонна признавать ценности микросреды, чем ценности общесоциальные. Такой примат ценностей микросреды способствует формированию и развитию таких ценностно-правовых ориентации и установок, которые совпадают с ценно стями микросреды в целом. Ценности микросреды либо совпадают, либо вступают в противоречие с ценностями общества. В последнем случае происходит правовая десоциализация.

Семья, детские дошкольные учреждения - основа ранней правовой социализации, когда посредством правового воспитания формируется правосознание, правовая культура молодых людей.

Проблема правового воспитания рассматривается в теории права как одна из наиболее сложных и многоплановых. Большинство фундаментальных теоретических исследований по данной теме относится к советскому периоду и несет признаки определенной идеологической направленности. Сама идея правового воспитания является результатом развития советской юридической науки1.

Стремление человека следовать предписаниям закона может подвергать его весьма тяжким испытаниям. Для того чтобы из них выйти, А.Островский советует, что надо быть «глубоко убежденным в великом культурном значении права, ясно представлять себе его как систему предписаний, оберегающих народ от неисчислимых бед и ведущих его вперед, к свету, к благу»2.

Получить же это убеждение может только тот, кто знакомится с правом и изучает его. В дореволюционной России сложилось мнение о том, что «изучение основных положений права, несомненно, должно помогать человеку не только восполнять пробелы, существующие в общем образовании почти каждого человека, а порождать и поддерживать в нем такие идеалы, без которых немыслимы ни благоустроенное государство, ни благоденствующий народ»3. Система нравственно-правового воспитания в дореволюционной России представляла собой целенаправленную государственную деятельность и имела следующие основные направления: перевоспитание несовершеннолетних, совершивших правонарушения; развитие общего образования; религиозное и нравственное направление, которое, приобретая характер правового воздействия, становилось непосредственно правовым.

Современное понимание теории правового воспитания предполагает рассмотрение ее в широком и узком смысле. В широком смысле правовое воспитание рассматривается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы. В узком смысле правовое воспитание рассматривается как один из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитание правопослушных граждан.

Сложности реализации теории правового воспитания на практике связаны, по мнению И.А. Крыгиной, во-первых, с противоречиями в содержании правовой жизни (с одной стороны, стремление соответствовать международным стандартам в правовом обеспечении социально-политической сферы, а с другой - плачевное состояние национальной правовой системы); во-вторых, из-за обострения проблем жизненно важного плана (экономического выживания); в-третьих, по причине разрушения методологической и практической основы теоретических исследований в данном направлении; в-четвертых, из-за отсутствия правового обеспечения и механизма реализации правовоспитательной деятельности; в-пятых, с недостатками профессионального образования и т.д.1

Существующая сегодня концепция правового воспитания объективно нуждается в новых теоретических разработках, касающихся аксиологических ее аспектов, в новом научном поиске, основанном на использовании междисциплинарных методов.

Следует отметить, что в советский период развивались и совершенствовались такие формы правового воспитания, как правовое обучение, правовая пропаганда, правовое просвещение, участие членов общества в правовой практике и т.д. Была создана уникальная система правового воспитания, четко отработаны ее формы и методы. Разработке этих вопросов посвящено множество работ отечественных ученых1.

Правовое воспитание — это многоаспектное понятие, включающее в себя государственную деятельность, социальную работу, идеологическое воздействие на сознание человека. В то же время, как справедливо замечено, что правовое воспитание - это особая разновидность юридической практики, которую следует увязывать с практикой становления в России правовой государственности.2

Перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей с позиций того, что государство, а также иные социальные отношения должны быть заключены в демократические формы. Новая концепция правовоспитательной работы должна исходить из современной системы ценностей. Это воспитание должно быть направлено на идеи правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность. Именно с позиций этих нравственно-правовых ценностей должен строиться процесс правового воспитания. Без процесса воспитания, «внедрения» правовых ценностей, право не может осуществлять свою воспитательную функцию. Процесс воспитания должен быть деидеологизирован, свободен от влияния политических сил, а правовые знания должны использоваться для реализации общечеловеческих ценностей и сами представлять ценности для личности.

Освоение личностью правовых норм происходит двумя путями: а) путем предметно-рационального сознания; б) путем интернализации. В первом случае право воспринимается как необходимое и целесообразное, полезное для общества и личности. Во втором происходит превращение внешних по отношению к личности требований права в ее собственную жизненную позицию, в правовую установку, в привычку действовать в соответствии с заданной правовой моделью1.

Похожие диссертации на Правовые ценности и освоение их личностью