Содержание к диссертации
Введение
1 Глава, Теоретические основы воспитания личности старшеклассника . 3
1.1. Методологические подходы к воспитанию личности старшеклассника 15
1.2. Возрастные особенности старшего школьника; структура его потребностей . 27
1.3. Роль и место современной музыкальной культуры в воспитании личности старшеклассника 44
1.4. Исторические предпосылки возникновения электронного инструментария, его социокультурное и педагогическое значение 60
2 Глава. Экспериментальная проверка эффективности воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора 81
1. Педагогический потенциал клавишного синтезатора и пути его практической реализации 81
2. Исследование уровня музыкальной компетентности старших школьников (констатирующий эксперимент) 89
3. Содержание и методы воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования (формирующий эксперимент) 98
.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию личности
старшеклассника (контрольный эксперимент) 124
Заключение 138
Литература 141
Приложения 155
- Методологические подходы к воспитанию личности старшеклассника
- Возрастные особенности старшего школьника; структура его потребностей
- Педагогический потенциал клавишного синтезатора и пути его практической реализации
- Исследование уровня музыкальной компетентности старших школьников (констатирующий эксперимент)
Введение к работе
Воспитание личности школьника - актуальная проблема, привлекающая внимание исследователей в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Главная задача воспитания - формирование личности в соответствии с культурой, её общечеловеческими ценностями и духовным содержанием, нравственными основами общественной жизни. Важнейшая роль в этом направлении принадлежит искусству и, в частности, музыке. Ещё со времён Пифагора и Платона именно музыка считалась главным средством гармонизации повседневной жизни человека, его связи с космосом, рассматривалась как символ порядка и цивилизации, незаменимое средство воспитания человека. Наряду с таким широким подходом педагогические функции музыки в истории образования нередко сводились к обучению конкретным знаниям и действиям, а весь педагогический процесс базировался на их отшлифовке и закреплении.
Новые задачи общего музыкального образования, выдвинутые в начале XX в. Б.В.Асафьевым и направленные главным образом на выработку творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса и восприятия, остаются по-прежнему нереализованными. В связи с этим воспитание личности школьника на основе формирования его духовной культуры, творческого потенциала, ценностных художественно-эстетических ориентации является актуальной педагогической проблемой.
Научные подходы к решению проблемы воспитания личности школьника нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов: Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонского, Е.В.Бондаревской, Н.А.Горловой, Б.Т.Лихачёва, А.Н.Моисеева, В.И.Петрушина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Г.Н. Филонова и др.; психологов: А.А.Бодалёва, Л.И.Божович, Л.Л.Бочкарёва, Л.С.Выготского, И.С.Кона А,Н.Леонтьева, В.А.Петровского, В.А.Сластёнина, Б.Т.Теплова, Д.Б.Эльконина и др., где главные акценты в воспитании ставились на необходимости создания условий для формирования и развития духовного
4 мира школьника как основы личности, культуры приобщения к нравственным ценностям общества.
На протяжении последних десятилетий эта проблема находится в центре внимания отечественных педагогов - музыкантов: Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), Е.А. Бодиной (реализация воспитательной функции музыки в её направленности на личность), А.Г. Болгарского (развитие интереса учащихся к народной музыке), Д. Б. Кабалевского (формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры), Н.В. Карташева (музыкальное воспитание детей в семье), И.Г. Димовой, Л.М. Кузнецовой, СВ. Поповой (формирование музыкального кругозора учащихся), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Г.М.Цыпина (психология музыкальной деятельности), Л.В. Школяр (развивающее музыкальное образование) и др.
Особенно важным и малоразработанным является вопрос воспитания средствами музыки личности старшеклассника (15-17 лет), для которого искусство, и музыка в первую очередь, становится жизненной потребностью, действенным фактором социализации. Потребность в музыке обусловлена не только возросшим стремлением старшеклассника к постижению собственного духовного мира, самовыражению, но и сложившейся социокультурной ситуацией, в которой музыкальная компетентность молодого человека является одним из главных показателей его социометрического статуса. Максимализм, свойственный молодёжи, диктует необходимость быстрого и динамичного освоения всего нового, передового, в том числе, в музыке. Сегодня нельзя не разбираться в современных музыкальных направлениях, не знать названий групп и имён исполнителей, занимающих ведущие строчки еженедельных хитпарадов, не иметь хотя бы элементарных навыков игры на каком-либо музыкальном инструменте, - одним словом, быть вне музыки - самой востребованной сферы личностной активности молодежи.
О тенденции повышения интереса к музыке свидетельствуют труды по эстетическому воспитанию (Ю.Б. Борев, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, Б.Т.
5 Лихачёв и др.), социологические исследования последнего десятилетия (К.З. Акопян, Ю.У. Фохт-Бабушкин).
Интенсивное развитие индустрии развлечений, важнейшим компонентом которой является музыка, возросшее число клубных организаций, имеющих целью привлечение к себе внимания молодёжной аудитории, помещает старшеклассника в звуковой хаос. Это создаёт в его сознании иллюзию личностной самодостаточности и свободы выбора в музыкальных пристрастиях. В результате самодвижение молодого человека к истинным ценностям затрудняется, что неизбежно отражается на его личностных характеристиках.
Однако именно в тот момент, когда старшеклассник более всего нуждается в помощи, грамотном руководстве и организации своей жизнедеятельности, в общении со знающим, в том числе, компетентным в музыке человеком, он этой возможности лишен, поскольку в старших классах школы музыка не преподается.
Таким образом, возникают противоречия: между потребностью старшеклассников в компетентном наставнике и реальным отсутствием такового в старшей школе; между ориентацией молодежи на современную музыку, компьютерные технологии и сложившейся профессиональной подготовкой учителей музыки с ориентацией на классическое наследие и традиционные методы обучения. Но главное - между стремлением старшеклассников: к самопознанию и самореализации и недостаточным владением средствами их осуществления; к практическому освоению музыкального искусства и невозможностью быстрого получения оптимального результата; к активной социализации, общественно-значимой практической деятельности и личностной незрелостью, несостоятельностью.
Разрешение указанных противоречий видится в разработке новых направлений в работе с данной возрастной категорией учащихся, учитывающих возросший интерес к современным видам и формам музыкальной деятельности,
новым информационным технологиям, электронному инструментарию, а также возможности творческой самореализации в том или ином её виде.
Создание условий для решения подобных задач может успешно осуществляться в системе дополнительного образования. Оно способно компенсировать дефицит творческой самореализации учащегося старшей школы и помочь ему сориентироваться в музыкальной культуре таким образом, чтобы способ деятельности отвечал не только уровню музыкальных способностей, но и актуальным духовным потребностям личности.
Одним из шагов в этом направлении может быть освоение старшеклассниками электронного клавишного синтезатора, выполняющего в настоящее время роль ведущего инструмента массового любительского музицирования и занимающего всё более устойчивые позиции в системе дополнительного образования. Мы понимаем освоение как теоретическое и практическое овладение инструментом, умение творчески и разносторонне его использовать. Это, в частности, требует, помимо игровых навыков, знания технических характеристик, функциональных возможностей инструмента, степени их применимости и сочетаемости в решении той или иной творческой задачи.
Сегодня молодые люди видят в синтезаторе интересный, а главное -доступный способ творческой реализации личности, поскольку разнообразные возможности инструмента сочетаются с относительно несложной техникой его освоения. Синтезатор, как ни один другой инструмент, обеспечивает психологическую комфортность обучения, поскольку позволяет быстро достичь качественного результата. А категория старшеклассников, имевшая ранее опыт обучения в музыкальных школах и школах искусств, находит в этом инструменте способ восстановить забытые навыки и умения, а также приобрести новые.
Более того, в процессе занятий пересматриваются сложившиеся музыкальные пристрастия, отношение к музыке, а, следовательно, меняются ценностные ориентации в музыкальной культуре в целом.
Несмотря на то, что синтезатор уже получил достаточно широкое распространение, сама проблема его освоения начала привлекать к себе внимание в отечественной педагогике искусства лишь в последнее десятилетие. Появился ряд специальных учебно-методических пособий (В Белунцов, С.Важов, И.Шавкунов и др.), а также научных трудов, среди которых особого внимания заслуживают работы И.М.Красильникова - ему принадлежит идея массового внедрения синтезатора в практику музыкального образования школьников.
Однако это направление пока реализуется преимущественно в
дополнительном образовании, имеющем профессиональную направленность
(детские музыкальные школы, детские школы искусств). В сфере же так
называемого развивающего дополнительного образования
(общеобразовательных школах, кружках, студиях) обучение ведётся стихийно, без учёта актуальных потребностей школьника и возможностей их творческой реализации. Хотя именно система развивающего дополнительного образования наиболее перспективна с точки зрения комплексного воспитания учащегося, поскольку обеспечивает индивидуализацию и вариативность учебно-воспитательного процесса в его направленности на личность.
Практика свидетельствует, что назрела необходимость активнее использовать синтезатор не только с образовательной, но и с воспитательной целью. Эта проблема нуждается в более глубоком исследовании. Именно она определила выбор темы исследования: «Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования».
Объект исследования - воспитание личности старшеклассника.
Предмет исследования - воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования.
8 В основу исследования положена следующая гипотеза:
Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
- приобретаемые теоретические знания и практические навыки будут
направлены на освоение широкого спектра музыкальной культуры и
формирование компетентных общих и специальных (личностно-значимых и
художественно-эстетических) ориентации;
музыкальная компетентность учащегося будет пониматься как объективная и необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога, что способствует их творческому взаимодействию и взаимообогащению. В этом случае формирование специальных умений старшеклассника приобретёт личностную значимость, обеспечит его авторитет в среде сверстников и лидерство в референтно значимой группе;
содержание и характер занятий будут отвечать потребностям личности старшего школьника и соответствовать уровню его музыкальной подготовки; при этом главным принципом построения содержания обучения будет постепенный переход от массовой развлекательной - к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Оптимальные условия для этого создаёт система развивающего дополнительного образования.
В соответствии объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Определить методологические подходы к воспитанию личности старшеклассника в современных социокультурных условиях.
Охарактеризовать возрастные особенности старшего школьника, структуру его потребностей.
Раскрыть исторические предпосылки возникновения электронного синтезатора, его педагогический потенциал в воспитании личности старшеклассника.
Исследовать уровень музыкальной компетентности старших школьников с точки зрения практического освоения ими современной музыкальной культуры.
Разработать и экспериментально проверить содержание, методы и формы воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования. Выявить динамику личностного развития старшеклассников; обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились идеи единства сознания и деятельности, воспитания и развития личности в образовательном процессе, его детерминированности социальными условиями, содержанием, характером деятельности и общения; личностно - ориентированный, деятельностный, и культурологический подходы к организации образовательного процесса, способствующие комплексному решению задач обучения и воспитания; концепция педагогики сотрудничества; современные теории обучения и воспитания школьников в системе дополнительного образования; концепция развивающего музыкального образования; идея внедрения электронного музицирования в массовое музыкальное воспитание; положение о художественно-творческой деятельности как одном из действенных способов познания и самореализации личности школьника.
Методы исследования: изучение философско - эстетической, педагогической, психологической, культурологической и музыковедческой литературы по теме исследования; анализ педагогических возможностей электронного инструментария; осмысление передового педагогического опыта в обозначенной области, а также собственного опыта работы со старшеклассниками; анализ результатов их творческой деятельности и разнообразной сопутствующей продукции (фонограммы, аранжировки, композиции, коллажи и проч.); педагогическое наблюдение; опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование; опытно-экспериментальная работа, обобщение ее итогов.
10 Научная новизна исследования заключается:
- в осмыслении особенностей воспитания личности старшеклассника в
процессе освоения электронного синтезатора в системе развивающего
дополнительного образования;
- в определении подходов к воспитанию личности старшеклассника с учётом
онтологической структуры его потребностей (самовыражение - самопознание -
самоутверждение), обусловливающих включение в референтно значимую
деятельность;
во введении в научный оборот и разработке содержания понятия музыкальной компетентности старшеклассника как личностно значимой и представляющей собой взаимосвязь компонентов музыкальной культуры и медиаграмотности;
- в понимании музыкальной компетентности учащегося как объективной и
необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога,
способствующей их взаимной референтности, творческому взаимодействию и
взаимообогащению;
- в определении динамики развития личности старшеклассника как
результата его воспитания, что нашло отражение в таких личностных
новообразованиях, как: углубление эрудиции, корректировка художественных
предпочтений, формирование дифференцированного и практико-
ориентированного отношения к искусству, способствущих повышению уровня
общей культуры молодого поколения, его способности в будущем эффективно
реализовать себя в любой профессиональной сфере.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в обосновании педагогического потенциала современного электронного инструментария в воспитании старшеклассников; рассмотрении закономерностей его появления и функционирования в музыкальной культуре и педагогике;
в разработке разноуровневого содержания, методов и форм обучения на синтезаторе с учётом музыкальной подготовки учащихся;
- в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий эффективности этого процесса, а именно:
освоение широкого спектра современной музыкальной культуры при постепенном введении в содержание обучения, наряду с массовой развлекательной, лучших образцов народной, классической и современной музыки;
овладение современными формами практической музыкальной деятельности как жизненно и референтно значимой;
формирование специальных знаний, умений, навыков (исполнительская аранжировка, запись фонограмм и др.), имеющих для старшеклассника личностную значимость, обеспечивающих его авторитет в среде сверстников и лидерство в референтной группе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных научных данных разработан учебно-методический комплект «Электронный клавишный синтезатор» (программа, методическое пособие для преподавателей и нотная хрестоматия) для учреждений дополнительного образования, который может быть использован в школах разных типов (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии), в музыкальных кружках, студиях эстетического воспитания. Разработанная методика обучения на синтезаторе может применяться также в детских музыкальных школах, школах искусств, в обучении любителей музыки, вышедших из школьного возраста, поскольку в ней предусмотрены различные подходы к решению конкретных задач с учётом возрастных особенностей, музыкальных данных и общей музыкальной подготовки обучаемых.
Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов педвузов, а также в курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей музыки.
Этапы исследования:
Первый этап исследования (1989-1998 г.г.) - изучение научно-педагогической литературы по теме исследования. Разработка его концепции, понятийного аппарата, исходных теоретических положений.
Второй этап исследования - проведение констатирующего (1998 - 2000 г.г.) и формирующего (2000 - 2003 г.г.) этапов опытно-экспериментальной работы, а также ведение педагогического дневника, фиксирующего изменения личностных характеристик учащихся и уровня практического освоения ими современной музыкальной культуры в процессе занятий на синтезаторе в системе дополнительного образования.
Третий этап (2003 — 2005 г.г.) включал анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследования, оформление текста диссертации.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на фундаментальные методологические и теоретические положения; использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачам; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; комплексным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и выводы исследования обсуждались на ежегодных
конференциях Тульского областного методического кабинета по учебным
заведениям культуры и искусства (1995-1998 г.г.), на кафедре русской
словесности и музейной педагогики Московского института открытого
образования, международной научно-практической конференции, посвященной
100-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского (2004 г.), на кафедре истории и
теории музыки и музыкального образования Московского городского
педагогического университета. Разработанные методические рекомендации
нашли применение в работе сектора педпрактики учащихся Тульского
музыкального училища им. А.С.Даргомыжского, преподавателей
общеобразовательных школ г. Москвы (№№ 175, 282, 760, 1927, 1413), Детского юношеского центра «Войковский», Детской хоровой школы «Радость»; в педагогической практике студентов Московского
13 государственного открытого педагогического университета им. М.И.Шолохова (2004 - 2005 г.г.), Московского городского педагогического университета (2005 - 2006 г.г.).
Материалы исследования внедрены в систему подготовки и переподготовки
работников образования в Московском институте открытого образования, на
музыкально-педагогическом факультете Московского городского
педагогического университета и факультете культуры и музыкального искусства Московского педагогического открытого университета им. М.И.Шолохова, где диссертант читает курсы «Электронный клавишный синтезатор» и «Методика преподавания электронного клавишного синтезатора».
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (№№ 1, 2, 4, 8) и детских школ искусств Тульской области (Киреевской ДШИ, Болоховской ДШИ, Товарковской ДШИ); музыкальной студии Дворца творчества юных г. Богородицка); общеобразовательных школ г. Москвы (№№ 175, 179, 282). В опытно - экспериментальной работе участвовало 240 учащихся 9-11 классов, 57 учащихся 1-2 курсов ПТУ № 30, Техникума электронных приборов, а также Сельскохозяйственного техникума г.Богородицка Тульской области.
Основные положения, выносимые на защиту:
В процессе воспитания личности старшеклассника определяющую роль играет творческая деятельность, являющаяся для него личностно и референтно значимой и позволяющая установить соответствие между потребностями, способностями и условиями их реализации.
Этим потребностям в полной мере отвечает музыкальная деятельность, интерес к которой возрастает не только в связи со стремлением соответствовать динамично развивающейся современной медиакультуре, где доминирующая роль принадлежит музыке, но и в силу актуализации потребностей в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно
14 это делает музыкальную деятельность личностно и референтно значимой, обусловливает престиж компетентности в этой области. В условиях отсутствия в старших классах предмета «Музыка», воспитательное влияние на старшеклассника оказывает референтное для него лицо - педагог дополнительного образования, музыкальная компетентность которого качественно превосходит компетентность учащегося. При этом музыкальная компетентность последнего понимается как объективная и необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога, что способствует их продуктивному педагогическому взаимодействию.
Важным педагогическим условием воспитательного воздействия на личность старшеклассника становится освоение электронного клавишного синтезатора и компьютерных технологий, обладающих богатым спектром педагогических возможностей и отвечающих актуальным потребностям и притязаниям старшеклассника.
"f
Методологические подходы к воспитанию личности старшеклассника
Успешное развитие системы современного воспитания предопределяют его теоретико-методологические основы. Методологические основы - это, как правило, философское видение воспитания как общественного явления на уровне целостного мировоззрения с составляющими его методами познания. Теоретические основы - это наполненные конкретным содержанием понятия как научные категории, наиболее адекватно отражающие сущность явлений, в качестве которых выступают организация и структура воспитания, закономерности и тенденции педагогического процесса, принципы педагогической деятельности и т.д.
Определим понятия личности и воспитания, являющиеся в нашем исследовании ключевыми.
В психологии принято разграничивать понятие личности с другими понятиями, характеризующими человека, - «индивид», «индивидуальность».
Термин личность образовано от слова «лик», «лицо». Под этим термином понимается человек, способный к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность выступает как отдельный представитель человеческой общности, как социальное существо, вышедшее за рамки природной ограниченности, обладающее целостностью психофизиологической организации и индивидуально - психологическими свойствами [17].
В понимании С.Л. Рубинштейна, личность - это основная психологическая категория, определяемая через триединство: чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (мотивационно - потребностная система личности, ценности, установки, идеалы); что может человек (его способности и дарования); и, наконец, что он есть сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере). В этом триединстве соединены динамические характеристики личности (направленность, мотивы) и его устойчивые качества (характер и способности) [135]. Проблема личности в отечественной психологии представлена научными трудами И.П.Павлова, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Л. С. Выготского, А. В. Петровского, К.К.Платонова, и др.
Учёные едины во мнении, что человек, как природное существо - есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развёртываются, а частью подавляются.
Однако развитие врождённых свойств индивида не порождает личность. По определению А.Н.Леонтьева личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности от индивида он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности [80].
Сходное толкование понятия личности можно найти у Б.Г.Ананьева, для которого исходным моментом структурно - динамический свойств личности является её статус в обществе, где складывается и формируется данная личность. На основе этого статуса формируются системы «общественных функций - ролей» и «целей и ценностных ориентации» [7].
Выделение в человеке биологического и социального начал само по себе применимо и к миру природы, и к социальной общности. А.Н.Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно -филогенетического и онтогенетического развития человека.
Л.И.Божович [25] подчеркивает, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, с точки зрения Л.И. Божович, человек являющийся личностью обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.
Рассмотрим, как определяет личность и её структуру К.К.Платонов [126]. В структуре личности выделяется следующее: направленность, отношение и моральные черты личности. Элементы (черты личности), входящие в её подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально - преломленное общественное сознание. Эта подструктура социально обусловлена. Говоря иными словами, это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К.К.Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности, смутная потребность в чём-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.
Желание - это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.
Интерес - познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности - стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определённой деятельности.
Возрастные особенности старшего школьника; структура его потребностей
В связи с переходом школы на 11 -летнее среднее (полное) общее образование произошли изменения в определении возрастных рамок этапов обучения, их смещение по классам.
Федеральный закон «Об образовании» (Ст. 19) допускает начало обучения детей в начальной школе по достижению ими возраста шести с половиной (а по заявлению родителей - и с более раннего возраста) до восьми лет. Фактическая возрастная разница первоклассников, как показывает практика, составляет 1 -1,5 года. Таким образом, в десятом классе можно увидеть и 15-летних школьников, и 16-летних. Соответственно, девятиклассником может быть и 14-летний учащийся, и 15-летний. Старшеклассниками считаются учащихся 9-11 классов, то есть школьников 14-17 лет.
В психологии возраст от 14 до 17 лет называют старшим подростковым (14-15) и ранним юношеским (16-17 лет).
Естественно, темп и уровень развития учащихся различаются в силу врождённых физиологических особенностей, окружения (семьи, социальной среды), вида, уровня и направленности учебного заведения, в котором учится ребёнок (общеобразовательная школа или гимназия гуманитарный профиль или технический). Тем не менее, есть достаточно определённые психологические свойства, присущие в той или иной степени всем школьникам данной возрастной группы.
Старший школьный возраст - важный этап в ходе взросления, в общем процессе становления личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности молодого человека закрепляются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Старший подросток - это, по большому счёту, типичная эпоха «взрослого детства».
Этот возраст крайне противоречив психологически, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровнях и темпах развития. К важнейшим психологическим его особенностям относится и чувство взрослости, которое выражается в том, что уровень притязаний предвосхищает будущее положение, которого фактически он ещё не достиг. Ведь социальный статус старшего подростка практически не отличается от детского. Старшие подростки, за редким исключением, находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность - учёба. Несоответствие уровня притязаний и социального статуса является одной из основных причин типичных возрастных конфликтов, возникающих у подростка с родителями, педагогами и с самим собой. От ребёнка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребёнка всячески ограждают от вопросов пола; в жизни же взрослых отношения полов играют важную роль.
Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение «взрослых» ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов [69].
В этом возрасте, как правило, усложняются отношения с родителями. Если раньше родители оказывали более или менее прямое воздействие на ребёнка, то теперь их влияние оказывается более косвенным. Нередко всякое вмешательство в жизнь подростка со стороны взрослых, будь то коррекция поведения или просто бытовой совет, воспринимается негативно, а порой вызывает резкое отторжение.
Процесс формирования самосознания существенным образом изменяет характер отношений старшего подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, приводит к заметной перестройке механизмов и способов социализации.
У старшего подростка проявляется довольно отчетливо выраженное стремление к самостоятельности, автономности, выражающееся в обостренной критичности по отношению к взрослым, родителям, учителям. Это стремление к автономности от взрослого отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся у старшего подростка сознание и самосознание "защищается" от внушающего влияния взрослых, от тех неосознаваемых механизмов социализации, которые до сих пор играли ведущую роль в социальной адаптации младшего и среднего школьника.
Вместе с тем, у старшего подростка проявляется настойчивое стремление к обществу сверстников, повышенное внимание к их мнению, повышенная потребность общения, самоутверждения. По сути дела, эти два явления, характеризующие перестройку отношений со взрослыми и сверстниками, следствия одного и того же процесса активного формирования самосознания, которое, как известно, затруднено без общения, без взаимодействия с себе подобными, на что в свое время указывал Л. С. Выготский. Таким образом, референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации старшего подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания.
Значительные изменения происходят в характере мышления. Старший подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он, как указывает Р.С.Немов [109], способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.
Именно с этим связано не только умение аргументировать тот или иной выбор определённых пристрастий, но и огромное желание обсуждать этот выбор, отстаивать свою точку зрения, даже если она в корне изменится через малый промежуток времени. А подобные резкие перемены во мнениях очень часто имеют место, поскольку, особенности теоретического рефлексивного мышления старших подростков позволяют им анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях.
Важное место в новых особенностях психики старшего подростка» занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Школьники этого возраста могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Старший подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Иными словами, - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории1.
Педагогический потенциал клавишного синтезатора и пути его практической реализации
Современный мир меняется очень быстро, меняются и условия жизни людей. Повышение способности индивида адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям не только не отменяет необходимость следования традиционным, укоренившимся нормам, но и, напротив, предполагает ее. Для того чтобы человек мог быть действительно адаптирован к миру в условиях его глобальных и скоротечных изменений, должны быть сохранены определенные начала человеческой жизни, ее экзистенциальные основания, к которым и относятся общезначимые человеческие ценности и нормы [137].
Для молодёжной музыкальной культуры вопрос общечеловеческих духовных (художественно-эстетических) ценностей актуален сегодня как никогда. Несмотря на быстро меняющийся в наши дни музыкальный язык, включающий жанрово-стилистические, темброво-акустические установки и даже систему нотации, духовная культура не может не включать в себя некий незыблемый свод многовековой музыкальной культуры с её историей, традициями, языком. Сегодня очень важно найти пути к освоению этого культурного пласта молодым поколением. Однако сложившиеся формы массового музыкального воспитания не могут выполнить эту задачу.
Окружающие старшеклассника взрослые (родители, учителя), ориентированные на академическое образование, академическую музыку, в большинстве своём придерживаются положения «классика - это хорошо; современность - это плохо» или «оркестр - это хорошо; электроника - плохо». Общеизвестно, что любое искусство есть продукт человеческого духа. Содержание лучших образцов - это жизнь человеческого духа. А реализовано реализовано это может быть разными средствами. Сегодня спектр музыкально-художественных средств необычайно широк. Это нельзя не брать во внимание. Кроме того, в работе с молодёжью часто не учитывается высокий темп её развития. Нередко учащиеся проявляют ко всему новому большую гибкость и интерес, нежели их наставники. Последние, в свою очередь, испытывают в связи с этим определённые трудности и невольно, а иногда и сознательно, пытаются «притормозить» активность молодых людей, тем самым, сдерживая проявление творческих способностей. Большинство музыкальных руководителей, испытавших в своё время на себе влияние стереотипов авторитарной педагогики, складывавшихся годами, с трудом приобретают навыки партнёрского общения, так необходимого данной категории учащихся. Им нелегко принять положение, при котором музыкальная компетентность воспитанника в какой-то её ветви объективно оказывается выше, чем его собственная. Хотя, как нам видится, именно этот фактор «играет на руку» педагогу в воздействии на личность ученика. Формы работы, основанные на принципе одностороннего научения или поучения здесь не эффективны. Юноша должен, в силу возрастных особенностей, постоянно чувствовать свою «самость», быть со-участником общего процесса, а иногда - и лидером.
Сам же процесс будет ему интересен при условии соответствия его сегодняшним наклонностям и пристрастиям.
Учитывая возросший интерес молодёжи к римейкам и ремиксам, становится возможным именно через освоение современного инструментария и технологии создания музыкальных примеров подобных поджанровых образований привлечь внимание старшеклассника к первоисточникам -высокохудожественным образцам музыкального искусства и изменить наблюдающееся сегодня предвзятое отношение к ним молодёжи.
Привлечение, таким образом, в учебный процесс современного инструментария, в частности - электронного клавишного синтезатора, отчасти помогает решить эту проблему. В течение последних двадцати лет этот музыкальный инструмент убедительно доказывает свою состоятельность как форма профессионального и любительского музицирования. Сегодня мы наблюдаем активное и уверенное вступление электронных клавиш и в отечественную музыкальную педагогику. Примером тому являются появившаяся за последнее десятилетие учебно-методическая литература [19; 130; 162] и научные труды, среди которых особого внимания заслуживают работы И.М.Красильникова [73-76].
Раскроем возможности, которые даёт в музыкальном воспитании старшеклассников стітезатор:
Синтезатор объективно становится сегодня ведущим инструментом массового любительского музицирования. Особенно чуткой к новому классу инструментов оказалась юношеская аудитория. Те молодые люди, которые никогда раньше не были связаны с музыкальным исполнительством, видят в нём интересный и доступный способ приобщиться к этому виду деятельности. Иная категория старшеклассников, имевшая опыт обучения в музыкальных учебных заведениях (как правило, печальный), находит в этом инструменте способ восстановить свои, большей частью, забытые навыки и умения, а также приобрести новые. Кроме того, занятия на этом инструменте дают возможность пересмотреть своё отношение и к процессу исполнительства, и к музыкальной культуре в целом (безразличие сменить на увлечённость, разочарование - на интерес).
Процесс технического освоения традиционных инструментов — довольно длинная, подчас изнурительная дистанция, пройти которую под силу далеко не каждому ученику. В результате музыка, как целостное явление, часто остается за гранью понимания, а само воспоминание о годах обучения в стенах специализированного музыкального учебного заведения, мягко говоря, не вызывает оптимизма. Синтезатор открывает широкий простор для творчества, т.к. высокое качество звучания сочетается с относительно несложной исполнительской техникой.
Исследование уровня музыкальной компетентности старших школьников (констатирующий эксперимент)
Основной задачей опытно - экспериментального исследования явилась проверка эффективности разработанных путей и методов воспитания личности старшеклассника в процессе освоения им электронного синтезатора.
Экспериментальное исследование включало констатирующий (1998 - 2000 г.г.), формирующий (2000 - 2003 г.г.) и контрольный (2003 - 2005 г.г.) этапы.
В опытно-экспериментальной работе были задействованы учащиеся 9-х - 11-х классов СОШ № 1,2,4,8, Дворца детского и юношеского творчества г. Богородицка Тульской области, а также СОШ №№ 175, 179,282 г. Москвы.
На констатирующем этапе ставились следующие задачи: 1. Изучить исходный уровень музыкальной компетентности старшеклассников с точки зрения практического освоения ими современной музыкальной культуры. 2. Провести работу по организации учебных экспериментальных групп, приобретению инструментов, необходимого оборудования, подготовке музыкального материала. Обучающий этап заключался в проведении целенаправленных систематических учебных занятий с учащимися старших классов. Заключительный (контрольный) этап включал анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы с точки зрения определения динамики их личностного развития. Для получения наиболее объективных данных о практическом освоении старшеклассниками современной музыкальной культуры мы проводили анкетирование среди учащихся не только столичных общеобразовательных школ, но и периферийных (учебные заведения Тульской области). В общей сложности в исследовании было задействовано около 300 старшеклассников. Суть его состояла в выявлении уровня практического освоения современной музыкальной культуры в следующих её компонентах: музыкальный опыт, музыкальная грамотность и музыкально-творческое развитие учащихся . Их критериями послужили следующие. Критерии наличия музыкального опыта: наиболее предпочитаемые среди старшеклассников источники музыкальной информации; - имена и названия любимых исполнителей и коллективов; - жанры, стили и направления музыкальной культуры, которым отдаётся предпочтение; - предпочтение старшеклассником конкретного типа музицирования (активного или пассивного). Критерии оценки музыкальной грамотности: - характер восприятия незнакомой музыки; - степень ориентированности в содержании, выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыкального искусства; - критическое отношение, связанное с дифференциацией и умением оценить произведение с точки зрения художественной ценности. Критерии музыкально-творческого развития учащихся: - наличие собственного творческого опыта, направленность на его приобретение в случае отсутствия; - способ приобретения опыта музыкально - творческой деятельности; - ее направления, актуальные для современного старшеклассника. В ходе проведения исследования были использованы методы письменного опроса и звучащей анкеты. Оба метода носили анонимный и добровольный характер.
Письменный опрос (анкетирование). Этот метод включал письменные ответы на вопросы с предложенными вариантами ответов.
При определении уровня музыкальной культуры нами использовались компоненты, предложенные Л.В.Школяр[169]. Для определения наиболее предпочитаемых среди старшеклассников источников музыкальной информации респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
1) Ваши предпочтения в музыке (стили, направления, названия коллективов или отдельных исполнителей, любимые музыкальные произведения); 2) как часто вы посещаете дискотеки; 3) как часто вы посещаете эстрадные и рок-концерты; 4) как часто вы посещаете концерты классической музыки; 5) как часто слушаете (смотрите) музыкальные программы; 6) приобретаете ли компакт-диски, аудио- и видеокассеты. Для удобства ответов была разработана следующая шкала вариантов: "регулярно" "часто" "иногда" "редко" "никогда".
Далее, учитывая возросший интерес старшеклассников к ремиксам и римеикам, а также к «адаптированному» варианту звучащей сегодня классической музыки, мы просили учащихся старших классов определить своё отношение к шедеврам мировой музыкальной классики, звучащей в современной обработке с использованием последних технических достижений. Предлагались следующие варианты ответов: а) это интереснее, чем оригинал; б) это хуже, чем оригинал; в) я бы послушал и то, и другое; г) не стал бы слушать «классику» ни в каком исполнении.
Для определения принадлежности старшеклассника к конкретному типу музицирования - активному или пассивному - им было предложено ответить на вопрос: «Есть ли у Вас примеры собственного музыкального творчества?» Наиболее актуальные для современного старшеклассника направления музыкальной учебной деятельности мы определяли следующим образом. Учащимся предлагался вопрос: «Если бы у вас появилась возможность посещать в вашей школе студию компьютерной музыки, что бы вас могло заинтересовать более всего? При этом разрешалось выбрать несколько вариантов из предложенных: а) освоение новых видов электромузыкальных инструментов (синтезаторов, электрогитар, электронных барабанов и т.д.); б) аранжировка и запись музыки с помощью компьютера; в) создание собственных музыкальных композиций; г) меня всё вышеперечисленное не интересует.
И, наконец, с целью конкретизации музыкальных предпочтений учащихся старших классов нами была проведена звучащая анкета. Данный метод исследования позволил с максимальной точностью определить, каким именно музыкальным жанрам, стилям и направлениям отдаются предпочтения. В анкету мы включили образцы классической музыки разных стилей, народную музыку (оригинал, обработку, ремикс), отечественную и зарубежную рок-музыку, музыку массовых жанров (всего — 40 номеров). Кроме того, с помощью звучащей анкеты мы хотели выяснить, являются ли для старшеклассника выразительные средства, особенности аранжировки, вид музыкального носителя и качество записи значимыми условиями в оценке предлагаемого музыкального произведения. С этой целью нами использовались фрагменты одного и того же произведения в различной аранжировке, в переложении для различных составов инструментов и исполнителей, а также воспроизведённые с разных звуковых носителей (CD, магнитофон). В ходе анкеты предлагалась следующая шкала оценок: