Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Гурин, Владимир Емельянович

Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника
<
Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гурин, Владимир Емельянович. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1987

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические и теоретические проблемы воспитания нравственного сознания и поведения личности 31-87

1. Социально-политические и психологические аспекты проблемы воспитания нравственного сознания и поведения личности .. 34-52

2. Воспитание нравственного сознания и поведения личности как педагогическая проблема 52-67

3. Критический анализ идей воспитания нравственного сознания и поведения в трудах буржуазных педагогов. 67-87

Глава II. Концепция, задачи и методы исследования особенностей процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника 88-161

1. Концепция воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника 88-128

2. Задачи и методы исследования особенностей процесса воспитания нравственного

сознания и поведения личности старшеклассника. 128-161

Глава III. Система и особенности опытно-экспериментальной работы по воспитанию нравственного сознания и поведения личности старшеклассника .. 162-310

1. Воспитание мировоззренческих основ нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в процессе учебного труда . 168-191

2. Нравственное просвещение как средство воспитания сознания и поведения личности старшеклассника 192-210

3. Производительный творческий труд как средство воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника 211-269

4. Решение проблемных поведенческих задач как средство воспитания нравственного

сознания и поведения личности старшеклассника ,269-296

5. Самовоспитание нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в процессе дифференцированного и индивидуального подхода .296-310

Глава ІV. Анализ процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника ... 311-359

1. Особенности взаимосвязей нравственного сознания и поведения личности старше классника 311-323

2. Учет отдаленного результата нравственной воспитанности личности старшеклассника 323-332

3. Тенденции процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника. 332-341

4 Опыт внедрения выводов теоретического и опытно-экспериментального исследования в практику средней школы 341-359

Заключение 360-378

Использованная литература 379-438

Приложения 439-478

Введение к работе

Актуальность проблемы обеспечения единства воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника определяется рядом факторов, В условиях развивающегося социализма возникает объективная необходимость целенаправленного формирования нравственного облика подрастающего поколения. КПСС ставит задачу воспитания у молодежи не только высоких нравственных качеств, но и преодоления у части молодых людей негативных проявлений. Задачи формирования у молодого поколения коммунистической нравственности, сознания и поведения в их единстве отмечаются в решениях ХХУП съезда партии /20, 86-87/. В новой редакции Программы КПСС, принятой ХХУП съездом партии, подчеркивается необходимость полнее раскрывать творческий потенциал коммунистической морали, рассматривать ее как мораль коллективистскую и гуманистическую, активную и деятельную, побуждающую к новым трудовым и творческим сверлениям, к настойчивой борьбе за коммунистические идеалы /20, 164/. В постановлении январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС ставится задача в работе с кадрами "формировать у них высокую политическую и нравственную культуру", "утверждать в коллективах атмосферу творческого поиска", содействовать идейному и нравственному росту человека труда" /21, 83-92/. Возрастание роли человеческого фактора предполагает резкое повышение трудовой и общественной активности советских людей, обеспечение органического единства их сознательности и деятельности, созидательное проявление активной, деятельной коммунистической морали, побуждающей всегда соотносить намерения и результаты, слово и дело, сознание и поведение.

В связи с этими установками партии приобретают особую актуальность стоящие перед школой задачи формирования высокой об-

5 щественно-трудовой и нравственно-созидательной активности учащихся на основе обеспечения единства развития их морального сознания и поведения. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренных апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС, также подчеркнуто, что значение нравственного воспитания в формировании личности социалистического типа исключительно велико /19, 48/.

Как подчеркивается в постановлении январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, в 70-80-е годы в экономике, социальной и духовной сферах в нашей стране "начали накапливаться трудности и нерешенные проблемы, появились застойные и другие чуждые социализму явления". В эти годы "не вели решительной борьбы с негативными явлениями, с ослаблением дисциплины..." /21, 74-75/. Эти просчеты отразились на деятельности школы, породили застойные явления в ее развитии. В поступках, в поведении школьника практически перестали ценить его самостоятельность, инициативу, нравственно-волевую, гражданскую активность и предпочитали культивировать преимущественно исполнительность, послушание, выполнение правил этикета. Подобная практика воспитания привела к развитию у части школьников потребительской морали, утрате гражданственности, созидательной активности.

В постановлении январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС указывается, что партия решила "взять курс на перестройку, возглавить ее, организовать революционную по своему характеру работу, направленную на решительное преодоление застойных явлений, на создание надежного и действенного механизма ускорения социально-экономического развития страны... Конечная цель перестройки - обновление всех сторон жизни нашего общества.. Перестройка оказывает все большее воздействие на обстановку в стране, обретает новые качественные черты. ...Б жизни советского общества происходят за-

метные перемены, набирают силу позитивные тенденции, складывается новая нравственная атмосфера" /21, 75-76/. В условиях перестройки нашей общественной и хозяйственной жизни необходимо соответствующее преобразование практики нравственного и в целом коммунистического воспитания школьников.

Воспитание действенной коммунистической морали в условиях перестройки все больше становится фактором социального и научно-технического прогресса нашего общества. Единство потребностей и устремлений общества и личности в СССР создает объективные и субъективные предпосылки для воспитания сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве. В то же время проблема обеспечения единства воспитания нравственного сознания и поведения старшеклассников еще не всегда получает необходимого решения на практике. Так, у части старшеклассников наблюдается разрыв между нравственным сознанием и поведением, явный недостаток опыта гражданского поведения. К тому же в массовой практике существует излишнее увлечение вербальными методами воспитания, не позволяющее обеспечивать формирование готовности старшеклассников к труду, к претворению своих нравственных знаний в практические дела. Одна из причин этого положения заключается в недостаточной разработке рассматриваемой проблемы в педагогической теории. Разработка проблем воспитания сознания и поведения личности в их единстве требует комплексного подхода.

Актуальность настоящего исследования, таким образом, обусловлена интенсивным ростом требований нашего общества к нравственному облику советских людей, усилением борьбы с негативными явлениями, ростом нетерпимого отношения к расхождению между словом и делом, к разрыву между сознанием и поведением и в то же время недостаточной разработанностью теоретических и методических основ нравственного воспитания подрастающих поколений, его

7 особенностей в сегодняшних условиях широкого включения старшеклассников в производительный труд и расширяющуюся сферу общения, контактов с трудящимися на производстве. Его актуальность обусловлена потребностями массовой педагогической практики в научно обоснованных рекомендациях, направленных на совершенствование воспитания у молодежи нравственного сознания и поведения в их единстве; спецификой исследуемого нами возраста - старшеклассников, стоящих близко к взрослому образу жизни, находящихся накануне выпуска из школы, трудового и жизненного самоопределения. Все это обусловливает социально-политическую, психолого-педагогическую и научно-практическую значимость исследования.

Диссертация посвящена разработке основ процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника. Под основами в данном случае понимается теоретическое обоснование цели и задач этого процесса, его содержания, принципов его организации, его воспитательных средств, методов и форм. Процесс воспитания в исследовании направлен на решение главной задачи нравственного воспитания личности старшеклассника - обеспечение целенаправленного становления единства его нравственного сознания и поведения. При этом учтены положения советских философов, психологов и педагогов, раскрывающие различные аспекты процесса нравственного воспитания личности советского человека.

Так, философские труды С.Ф. Анисимова /35/, /36/, /601/, В.Г. Асеева /47/, Л.М. Архангельского /44/, /45/, /46/, Г.С. Арефьевой /41/, В.Г. Афанасьева /50/, /51/, В.И. Бакштановского /65/, /66/, /67/, Л.П. Буевой /115/, /116/, /117/, /118/, /119/, М.й. Боровского /НО/, Г.Е. Глеэермана /146/, /147/, А.А. 1>сей-нова /144/, /222/, О.Г. Дробницкого /229/, /230/, В.Т. Ефимова /234/, /235/, $ .В. Константинова /323/, Л.Н. Когана /307/, СМ.

8 Косолапова /332/, СМ. Ковалева /299/, /300/, В.П. Коблякова /290/, /291/, Н.Н. Крутова /349/, В. Момова /418/, А.В. Мялки-на /432/, К.А. Новикова /436/, /437/, /438/, Н.В. Рыбаковой /500/, В.М. Румянцева /514/, Г.І. Смирнова /540/, /541/, /542/, А.Г. Спиркина /550/, В.М. Соколова /544/, Э.В. Струкова /554/, А.И. Титаренко /573/, А.К. Улёдова /581/, Н.П. Федосеева /587/, А.Г. Харчева /428/, О.П. Целиковой /449/, /619/, /620/, В.Н. Чернокозова и И.И. Чернокозовой /631/ и др. глубоко раскрывают марксистско-ленинское положение о возрастании роли субъективного, нравственного, человеческого фактора в условиях развивающегося социализма, обосновывают необходимость усиления моральных начал доведения личности, формирования в ней ответственности, сознательной дисциплины и творческой инициативы, готовности и способности оптимально исполнять свою социальную роль.

В физиологических и психологических исследованиях (К.А. Абульханова /29/, П.К. Анохин /37/, /38/, С.Л. Рубинштейн /503/, /504/, А.Н. Леонтьев /368/, /369/, /370/, К.К. Платонов /476/, /477/, /478/, А.В. Петровский /467/, А.А. Бодалев /97/, /98/, Б.$. Ломов /379/, А.Г. Ковалев /295/, М.й. Бобнева /86/, /87/, /493/, В.А. Крутецкий /348/, В.И. Селиванов /526/, /529/, B.C. Мерлин /417/) выявляются механизмы целеполагания, принятия и исполнения решения, что содействует более глубокому раскрытию материальных основ процесса нравственного воспитания личности, регуляции и саморегуляции ее поведения.

В трудах Н.К. Крупской /345/, /346/, /347/, М.й. Калинина /276/, А.В. Луначарского /380/, А.С. Макаренко /386/, /387/, В.А. Оухомлинского /556/, /558/, /559/, /560/, /563/ заложены идейно-теоретические и методологические основы социалистической педагогики, которые служат надежным ориентиром для современных исследований в области теории и методики коммунистического вое-

9 питания. Воспитательные возможности учебного процесса в современной общеобразовательной средней школе раскрывают в своих трудах A.M. Арсеньев /43/, П.Р. Атутов /48/, /49/, Ю.К. Бабанский /60/, С.Я. Батышев /83/, М.А. Данилов /223/, /485/, Б.П. Есипов /233/, Л.В. Занков /252/, В.й. Загвязинский /250/, /251/* М.И. Кондаков /314/, /315/, /316/, Ф.Ф. Королев /324/, /325/, В.М. Коротов /135/, /328/, /330/, В.В. Краевский /341/, /342/, М.И. Махмутов /413/, А.И. Пискунов /474/, /475/, З.И. Равкин /495/, /496/, М.Н. Скаткин /535/, /536/, СП. Трапезников /577/ и др.

Общие теоретические и методические особенности процесса нравственного воспитания школьников нашли свое отражение в педагогических трудах Н.И. Болдырева /105/, /106/, Ю.К. Бабанского /59/, /63/, А.А. Бодалёва /98/, О.С. Богдановой /89/, /95/, /450/, З.И. Васильевой /121/, Д.И. Водзинского /126/, Н.К. Гончарова /153/, /154/, Д.М. Гришина /150/, В.Е. Гмурмана /149/, /416/, Л.Ю. Гордина /165/, /166/, /167/, /172/, А.И. Дулова /231/, /232/, /265/, А.В. Зосимовского /256/, /257/, Т.А. Ильиной /266/, /267/, /268/, /269/, В.М. Коротова /329/, /331/, /551/, Т.Е. Конниковой /318/, /319/, /448/, А.Е. Кондратенкова /317/, В.М. Лапик /360/, Б.Т. Лихачёва /373/, /375/, /376/, И.С. Марьенко /406/, /407/, /408/, /409/, /410/, Е.К. Матлина /412/, Э.И. Моносзона /422/, /423/, /424/, /425/, /426/, /427/, Н.И. Монахова /419/, О.И. 1)уты /515/, Л.И. Рувинекого /486/, /506/, /507/, /508/, /509/, /510/, /511/, /512/, /584/, И.Ф. Свадков-ского /523/, Я.С. Турбовского /579/, Г.Н. Филонова /591/, /592/, /593/, /594/, И.Ф. Харламова /608/, /609/, /610/, А.Г. Хрипко-вой /615/, /616/, /617/, Г.И. Щукиной /571/, /644/, В.А. Яковлева /650/ и др. исследователей.

В педагогических исследованиях Г.Н. Филонова /596/, И.С. Марьенко /406/, О.С. Богдановой /90/, /93/, /603/, И.Ф. Харла-

10 мова /611/, Л.И. Новиковой /441/, Ю.П. Сокольникова /545/, Л.й. Двинского /509/, Д.М. Гришина /150/, Е.В. Бондаревской /108/ и др. преодолены традиционные подходы к нравственному воспитанию, которые связаны с представлением о школьнике лишь как объекте нравственной регуляции. Личность школьника трактуется ими как субъект, как активно развивающаяся система, обладающая нравственной саморегуляцией, основанной на развитом самосознании.

Различным аспектам формирования гражданского облика школьников в условиях коллектива как инструмента воспитания посвящены исследования Ф.Ф. Брюховецкого /112/, /ИЗ/, /114/, К.В. Вербовой /123/, Т.Е. Конниковой /448/, А.Т. Куракина /355/, А.В. Мудрика /429/, /431/, Л.й. Новиковой /130/, /355/, /356/, /440/, /441/, /442/, /443/, Л.Я. Олифиренко /453/, /454/, СД. Полякова /481/, Ю.П. Сокольникова /545/ и др. Воспитанию различных сторон нравственного облика старшеклассников в процессе общественно-политической деятельности посвятили свои исследования Б.М. Баган-дов /64/, Б.З. Вульфов /137/, А.В. Иващенко /258/, /259/, /260/, З.В. Коваленко /303/, Т.Н. Мальковская /393/, В.й. Пирогов /471/, /472/, /473/, Л.Ф. Спирин и П.В. Конаиыхин /549/, СЕ. Хозе /6Ї4/, М.М. Ященко /661/ и др. Определенное внимание исследователей уделено вопросам нравственного воспитания в пионерской (В.В. Лебединский /365/, /366/, К.Д. Радина /498/, Б.Е. Ширвиндт /638/, /639/, /640/ и др.) и комсомольской (Е.П. Белозерцев /84/, Б.З. Вульфов /137/, /139/, СВ. Дармодехин /312/, З.В. Коваленко /302/, А.Н. Лутошкнн /381/, Л.й. Уманский /583/, СЕ. Хозе /613/, /614/, М.М. Ященко /657/, /658/, /659/, /660/, /661/, /662/, /663/ и др.) организациях.

Психолого-педагогические проблемы жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников активно разрабатывают психологи (ФЛ. иващенко /262/, /263/, Й.С Кон /313/, В.А. Кру-

тецкий /348/, Б.Ф. Ломов /379/, К.К. Платонов /478/ и др.) и педагоги (К.А. Иванович /264/, В.й. Іуравлев /240/, /242/, /243/, А.Д. Сазонов /278/, /516/, /517/, /522/, Н.А. Тошш /575/, Н.Д. Ярмаченко /656/, А.А. Шибанов /635/, /636/, П.П. Костенков /333/ и др.). Успешно разрабатываются специфические возрастные особен-ности нравственного воспитания младших школьников СО.С. Богданова /94/, /96/, В.й. Петрова /460/, /463/, /464/ и др.), подростков (А.Ю. Гордин /156/, /157/, /158/, /164/, М.Н. Казакина /275/, М.В. Кабатченко /270/, А.й. Кочетов /336/, /339/, Н.И. Монахов /419/, К.Д. Радина /498/, Ю.П. Сокольников /545/, М.Г. Тайчинов /567/, Д.й. Фельдштейн /588/, /589/, /590/ и др.), старших школьников (ВЛ. Афонькова /52/, А.Ф. Ахматов /53/, В.й. Барский /80/, /81/, Е.В. Бондаревская /108/, К.В. Вербова /123/, Р.Г. іурова /215/, /216/, /221/, /548/, Е.А. Дегтерёв /225/, /226/, З.В. Коваленко /303/, Т.Н. Мальковская /393/, /394/,/396/, Н.Ф. Мач-нев /414/, А.В. Мудрик /430/, Л.М. Николаева /435/, Э.Р. Рахманов /499/, Н.Я. Скоморохов /537/, /538/, П.В. Сырбу /564/, И.В. Сысоенко /565/, О.А. Черник /624/, /625/, /626/, Ю.В. Шаров /634/ и др.).

В ряде психолого-педагогических исследований проблема регуляции поведения школьников связывается со спецификой воли (Т.И. Агафонов /31/, /32/, А.Г. Ковалёв /292/, /293/, /295/, /298/, В.А. Крутецкий /348/, К.К. Платонов /477/, В.й. Селиванов /527/, /531/, Л.й. Уманский /583/, Ш.Н. Чхартшвили /633/ и др.), с формированием нравственной устойчивости личности (Л.й. Божович /99/, /100/, /101/, З.В. Коваленко /302/, /304/, /305/, О.А. Ко-нопкин /321/, /322/, П.В. Симонов /534/, В.Э. Чудновский /632/ и др.), с воспитанием коммунистической нравственной направленности личности (З.й. Васильева /121/, З.й. Гришанова /176/, А.В. Зосимовский /256/, /257/, Т.Е. Конникова /319/ и др.), с форми-

12 рованием системы нравственных отношений личности (Б.Т. Лихачёв /375/, ИХ. Марьенко /134/, /446/, /447/, А.Ю. Гордин /163/, В.А. Яковлев /650/ и др.), с управлением идейно-нравственным развитием школьников и их самовоспитанием (Л.К. Балясная /68/, /69/, /70/, ОХ. Богданова /91/, /92/, Д.М. Гришин /150/, А.Т. Куракин /355/, Л.й. Новикова /442/, В.А. Полетаева /480/, Л.И. Двинский/506/, Е.В. Тонков /576/, Г.Н. Филонов /595/, /596/, /599/, /600/, И.Ф. Харламов /611/, /612/ и др.), с развитием комплекса нравственных качеств и нравственного опыта личности (А.Ф. Ахматов /53/, /54/. /55/, /56/, /57/, А.В. Барабанщиков /77/, Н.И. Болдырев /102/, /ЮЗ/, /104/, ЛХ. Выготский /142/, /143/, М.Н. Глявин /148/, СИ. Гореславский /173/, /174/, /175/, Р.Г. Гурова /216/, /221/ и др.), с формированием нравственного сознания (А.А. Бодалёв /97/, /98/, Е.В. Бондаревская /107/, /108/, И.М. Краснобаев /343/, /344/, В.А. Крутецкий /348/, А.Н. Леонтьев /368/ и др.), с формированием коммунистического мировоззрения (Л.П. Буева /119/, К.И. Бузаров /120/, Е.М. Кожевников /308/, /309/, /310/, /311/, Э.И. Моносзон /427/, Н.Г. Огурцов /452/, P.M. Рогова /501/, /502/, О.И. Рута /515/ и др.), с воспитанием нравственных чувств (К.Д. Радила /498/, П.Н. Якобсон /648/ и др.).

Некоторые вопросы нравственного формирования личности школьника в интересующем нас аспекте обсуждаются и в историко-педаго-гических исследованиях (А.Д. Новикова /439/, В.Ф. Фарфоровский /585/, /586/, СА. Черник /627/, /628/, /629/ и др.).

Основы критического анализа буржуазной школы и педагогики содержат работы ВХ. Аранского /40/, Б.Л. Вульфеона /140/, /141/, Ю.И. Коваленко /306/, Л.В. Коноваловой /320/, В.П. Лапчинской /363/, /364/, ОХ. Леонтьевой /371/, З.А. Мальковой /389/, /390/, /391/, /392/, И.И. Огородниковой /451/, В.Я. Пилиповского /468/,

ІЗ /469/, /470/, К.й. Салимовой /518/, /519/, /520/, /521/, Т.і. Яркиной /652/, /653/, /654/» /655/ и других ученых-педагогов.

Однако, несмотря на значительное внимание исследователей к различным вопросам нравственного воспитания школьников, неразработанными на сегодня остаются многие из них. Так, не вскрыта динамика становления нравственного сознания и поведения в их единстве, не создана система использования производительного труда старшеклассников в формировании нравственного сознания и поведения в их единстве. В педагогической теории и практике не получили четкой разработки критерии, характеризующие единство сознания и поведения. В практике имеют место противоречия, связанные с формальной постановкой воспитательных задач и необоснованным планированием работы, гипертрофическим увлечением нравственным просвещением в ущерб формированию опыта высокоморально* го поведения личности, с бездоказательностью нравственного просвещения и недооценкой необходимости развития сознания в его единстве с поведением, с попытками оценивать эффективность нравственного воспитания по числу проведенных мероприятий, а не по результатам работы и т.д. Вместе с тем в условиях реформы общеобразовательной и профессиональной школы возрастает значение разработки вопросов нравственной и практической подготовки школьников к труду, воспитания у них гражданской ответственности. Поэтому и на сегодня, как справедливо утверждает О.С. Богданова, "разработка теории и методики нравственного воспитания - одно из главных направлений в исследовании проблем коммунистического воспитания" /91, 10/.

Как пишет А.А. Бодалёв, нравственное воспитание охватывает все основные стороны личности (познание, чувства, волю) и предполагает достижение определенного единства между ними, которое проявляется во всех основных областях жизнедеятельности (в тру-

14 де, познании, общении, быту) и представляет собой развитие стойкой привычки оценивать поведение свое и других людей на основе принципов коммунистической морали, положительно откликаться на то, что этим принципам соответствует, и давать негативную оценку тому, что им противоречит /98, 31/. Для нравственного развития личности всегда важно не только само по себе нравственное воспитание, но и ее идейно-политическое, трудовое, умственное, эстетическое и физическое развитие. В частности, важным условием нравственного развития человека является правильно поставленное трудовое воспитание, формирующее у него потребность трудиться на общее благо, уважение к людям труда, привычку работать высококачественно, умение трудиться коллективно. Полноценное нравственное развитие личности производно от всех направлений воспитательного воздействия на нее /98, 31/.

Тема обращена в настоящее и будущее, к потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня школы и общества. Подход к теме носит комплексный, целостный характер, поскольку в исследовании решаются задачи педагогической диагностики и нравственного воспитания личности, используется не одно воспитательное средство, а их комплекс, система, решаются задачи не одного, а трех классов (по воспитанию, перевоспитанию, самовоспитанию), осуществляется не односторонний (психологический или педагогический, теоретический или практический), а интегративный психолого-педагогический и теоретико-методический подход.

Учитывая важность и актуальность охарактеризованной выше проблемы, ее недостаточную разработанность в современной теории и методике нравственного воспитания, мы сформулировали тему исследования: "Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника" При этом автор исходит из того, что нравственное сознание определяет направленность пове-

15 дения личности, через поведение оно оказывает регулирующее воздействие на формирование системы отношений личности в коллективе и обществе.

Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе, а его предмет -воспитание у старшеклассников нравственного сознания и поведения в их единстве как одна из граней этого процесса. Целью исследования является раскрытие существенных связей и механизмов взаимодействия нравственного сознания и поведения в целостном процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности современного старшеклассника.

Гипотеза исследования: если старшеклассник, участвуя в производительном труде и техническом творчестве в ученической производственной бригаде и школьной воировской организации, в тесном сочетании с другими видами деятельности (учение, общественная работа и т.д.), реально включен в создание материальных ценностей для общества и испытывает моральное удовлетворение в процессе их созидания, преодолевая посильные трудности, руководствуясь социально ценными мотивами, сознательно формируя в себе потребность в труде на благо общества, если в коллективе класса, школы, трудового объединения, школьной комсомольской организации обеспечивается широкое развитие самодеятельности старших учащихся, их самостоятельности и инициативы, то это будет целенаправленно воспитывать у него морально-волевые качества и их саморегуляцию, высокоморальное устойчивое и действенное сознание в его единстве с поведением. Одним из компонентов общей гипотезы исследования является предположение о необходимости уже в школьные годы ставить ученика в позицию творческой эвристической деятельности как созидателя ценностей для общества.

В соответствии с целью и гипотезой исследования сформули-

рованы его основные задачи: I) выявить особенности взаимосвязей нравственного сознания и поведения, разработать концепцию достижения их единства у старшеклассников; 2) вскрыть тенденции процесса воспитания и развития нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве; 3) на основе опытно-экспериментальной работы определить педагогические условия решения проблемы единства сознания и поведения - разработать систему методических средств, методов и форм воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника, внедрить ее в практику.

Для нашего исследования важными являются марксистско-ленинские положения о социальной сущности человека как "совокупности всех общественных отношений" (К. Маркс), об обусловленности общественного сознания общественным бытием, об органической связи теории и практики, о диалектически противоречивом процессе формирования личности в условиях ее многогранной жизнедеятельности, о всестороннем и гармоническом развитии личности социалистического типа в условиях ускорения социально-экономического развития общества. Эти марксистские общеметодологические положения, получившие дальнейшее развитие в документах КПСС и Советского государства, послужили исходной основой для определения направления исследовательского поиска, разработки концепции исследования, согласно которой процесс воспитания и развития нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве представляет собой управляемое взаимодействие комплекса целенаправленных воспитательных средств, методов и форм, обеспечивающих перевод управляемых воздействий в самоуправляемые, саморегулятивные.

Характеризуя общий подход соискателя к проблеме исследования, необходимо указать на следующее принципиальное положение.

17 Б отдельных исследованиях утверждается, будто нравственное сознание и поведение могут быть сформированы лишь в процессе так называемой "моральной деятельности" (Е.В. Бондаревская /108/). Однако во многих работах, посвященных проблемам нравственного воспитания - ОХ. Богдановой /89/, /90/, /91/, /92/, /93/, /96/, Н.И. Болдырева /104/, /105/, /106/, Й.С. Марьенко /406/, /409/, /410/, В.й. Петровой /460/, /461/, /462/, /463/, /464/ и др. -выдвигается идея формирования нравственного сознания и поведения учащихся в процессе разнообразных видов социально ценной деятельности: учебно-познавательной, общественной, физкультурно-спортивной и т.д. Соискатель разделяет именно этот подход к исследуемой проблеме и не считает возможным искать некое универсальное средство в виде особой "моральной деятельности" для воспитания и развития нравственного сознания и поведения школьников в их единстве.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует положить в основу коммунистического воспитания производительный труд и профессиональную подготовку старшеклассников в единстве с обучением основам наук. Новая редакция Программы КПСС, принятая ХХУЇЇ съездом партии, учит исходить из того, что "воспитание человека неотделимо от его практического участия в созидательном труде на благо народа", что "отрыв от действительности, от ее реальных проблем обрекает идейно-воспитательную работу на абстрактное просветительство, беспредметную словесность, уводит в сторону от насущных задач коммунистического созидания", что воспитательная деятельность должна быть тесно сопряжена с общественной практикой /20, 163/.

Решая главную задачу нравственного воспитания школьников -обеспечения единства их нравственного сознания и поведения, в своем исследовании мы стремились к ее реализации в плане целост-

18 ного подхода. Отсюда позиция соискателя: опираясь на принцип деятельностного подхода и стремясь реализовать его в интересах целостного развития личности, включить учащихся в созидательную деятельность, которая послужила бы основой воспитания и развития их нравственного сознания и поведения в единстве обоих компонентов, сформировала бы у них целостный облик гражданина и труженика, борца и созидателя.

Что же касается самого термина "моральная деятельность", то тут необходимо иметь в виду следующее. В психологии личности качественные проявления человека принято называть поведением, а не деятельностью, а его структурные компоненты - поступками, а не действиями. Если за абстракцией "моральной деятельности" попытаться установить реальное содержание, то им может оказаться моральное поведение; подмена этого научного термина другим (надуманным) в научном отношении несостоятельна. Следовательно, если за "моральной деятельностью" стоит моральное поведение, то его и следует называть моральным поведением, а не как-то иначе.

Соискатель исходит из того, что предметная деятельность порождает педагогические процессы, что внутренняя деятельность происходит из внешней, практической, не отделяется от нее и не становится над нею, а сохраняет с нею связь, что внутренняя деятельность не имеет каких-либо специфических, ею порожденных и только в ее пределах используемых средств, что эти средства она получает от преобразовательной деятельности и общения, отношений, что фундаментальной деятельностью старшеклассников является учебно-трудовая, определяющая достижение единства сознания и поведения.

Деятельность - определяющий фактор нравственного развития личности. 5 связи с этим особую значимость приобретает социальная ценность этой деятельности, а также осознание ее обществен-

19 ного значения самим школьником как субъектом деятельности. Деятельность - тот механизм, через который внешнее переходит во внутреннее. Вместе с тем в процессе деятельности реализуются и внутренние условия нравственного становления личности. Развивающаяся деятельность определяет нравственное развитие личности -в этом суть деятельностного подхода к процессу нравственного воспитания, философские основы принципа деятельностного подхода состоят в том, чтобы подготовить ученика уже в школе к созидательной, преобразовательной деятельности, чтобы уже в школе помочь ему освоить основы новой социальной практики, какой является производительный труд на благо общества. Философский аспект труда учащихся связан с их активной позицией и непосредственным личным вкладом в общественный и научно-технический прогресс.

Наукой установлена зависимость между личностью и деятельностью. Так, психологи (А.Н. Леонтьев /368/ и др.) утверждают, что непосредственно управлять можно лишь деятельностью личности, а формированием качеств личности можно управлять лишь опосредствованно - через управление ее деятельностью. Так, цели и мотивы деятельности активно влияют на цели и мотивы поведения, отношение к деятельности развивает отношение к себе и другим, преодоление трудностей на пути к цели деятельности закаляет морально-волевую сферу личности и содействует развитию ее бережного отношения к результатам труда и уважения к людям труда, коллективная деятельность по достижению общей цели труда содействует развитию взаимопомощи и коллективизма, саморегуляции поведения, творческое применение осознанных знаний в процессе деятельности ведет к развитию самосознания, саморегуляции и активности личности, реализация планов в процессе социально значимой деятельности способствует развитию и укреплению единства мысли и действия, слова и дела, сознания и поведения. Всесторонне развиваю-

20 щаяся деятельность ведет к всестороннему и гармоническому развитию личности, т.е. определенная структура деятельности способствует развитию соответствующей структуры личности.

Воспитательный процесс как система взаимосвязанных педагогических воздействий и самовоздействий, связанных с процессом формирования и развития личности через деятельность, педагогическое руководство ею и отношениями, возникающими в ней, носит комплексный, оптимальный характер и обеспечивает целостное развитие личности, В этом смысле нравственное воспитание и развитие личности есть прежде всего организация ее деятельности, учитывающая уровень обученности и воспитанности, и отношений, возникающих в процессе ее осуществления - от постановки цели до осознания конечного результата. В этом плане и выполнено наше исследование. Оно существенно дополняет и развивает предыдущее, отвечает коренным требованиям реформы школы, положениям новой редакции "Программы КПСС", установкам ХХУЇЇ съезда партии.

Партия требует положить в основу процесса коммунистического воспитания производительный труд школьников в его единстве с обучением, а не особую "моральную деятельность". В плане этих установок партии в исследовании и осуществлен целенаправленный отбор системы воспитательных средств в их сочетании с адекватными методами и формами. В связи с этим деятельность рассматривается как материальная основа процесса воспитания и развития нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в единстве обоих компонентов.

Методы, этапы и база исследования таковы. В поиске адекватных методов решения многообразных задач исследования были использованы как традиционные методы, так и преобразованные, модифицированные автором в соответствии со спецификой темы. Так, модернизации подверглись теоретические методы моделирования, посред-

21 ством которых решались диагностические задачи и задачи конструирования новых средств воспитания и развития нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве. К традиционным относятся теоретический анализ документов и научных публикаций, комплексное наблюдение однопланових (учителя, студенты) и разноплановых (учителя, школьники) объектов, анкетирование и интервью, опытно-педагогическая работа.

Поскольку педагогике присущи функции диагностическая (изучающая), теоретическая (объясняющая) и созидательно-преобразовательная (формирующая), в своем исследовании мы стремились комплексно реализовать их. По своему характеру наше исследование -теоретическое и опытно-экспериментальное, поэтому оно основывалось на методах теоретических, диагностических и формирующих. Эти методы использовались во взаимодействии и единстве. Теоретические методы, примененные на базе марксистско-ленинской методологии, были направлены на анализ и обобщение полученных результатов исследования, на обоснование нового направления в разработке проблемы воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника. С помощью диагностических методов проведены исследовательские "срезы", решены задачи установления уровней единства сознания и поведения, получены данные о специфических особенностях взаимосвязи сознания и поведения личности старшеклассника. Использовался метод моделирования педагогических процессов и преднамеренных ситуаций. Основным методом был естественный формирующий эксперимент, который по целям, содержанию и организации строился как опережающий массовую школьную практику. Использование комплекса методов позволило получить разнообразные сведения о многогранности исследуемых компонентов личности современного советского старшеклассника и путях их совершенствования.

Исследование проведено в несколько этапов* Так, на первом этапе (1952-196I гг.), поисково-эмпирическом, автор, работая учителем, классным руководителем и директором школы, овладевал образцами педагогического опыта, связанного с преодолением разрыва единства сознания и поведения учащихся* На втором этапе (1962-1965 гг.), поисково-теоретическом, выявляя воспитательные возможности творческого производительного труда, нравственного просвещения и других педагогических средств, соискатель определил основное направление исследования, его цель, первоначальную гипотезу, задачи, методы, начал опытно-экспериментальную работу. В результате были выявлены основные связи между определенными комплексами условий, методов и средств воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве.

Третий этап (1966-1984 гг.) исследования, на котором осуществлялась опытно-экспериментальная работа в широких масштабах, был посвящен уточнению комплекса нравственно-волевых качеств старшеклассников, выявлению типов взаимосвязи их сознания и поведения, уровней их воспитанности, определению комплекса воспитательных средств, многократной проверке ранее сформулированных выводов и рекомендаций с целью получения надежных результатов. Четвертый этап, продолжающийся с 1985 г. по настоящее время, посвящен обобщению конечных результатов исследования, уточнению теоретических и методических выводов и рекомендаций, их творческому внедрению в практику общеобразовательной средней школы.

Базой исследования были сельские и городские школы различных зон Краснодарского края. Поскольку опытно-экспериментальная работа проводилась длительное время, осуществлялась - с целью соблюдения требований репрезентативности исследования - неоднократная выборка школ на различных основаниях: по принципу географическому, по правилу случайной выборки, а также отбора типич-

23 + ных и лучших школ с их эталонными возможностями* Среди них особое место заняли пять школ крайцентра, пять - райцентров и десять - сёл. В этих шкодах членами исследовательской группы общественной лаборатории, руководимой автором, были педагоги школ крайцентра: Л.Г. Крившенко (СШ № 54), Н.А. Мищенко (СШ № 56), М.И. Леонтьев (СШ » 51), В.М. Зозуля (СШ № 48), В.И. Важинский и Н.Ф, Чаюк (СШ № 58); педагоги школ райцентров: К.Д. Тарасова (СШ № I г. Апшеронска), Н.И. Тарасов (Oil № 4 г. Апшеронска), А.П*

* Стаценко и В.Ф. Первов (СШ № 3 г. Темрюка), И.Н. Евстропов (СШ

№ 2 г. Бедореченска), Л.Ф. Егоркина (СШ № 38 г. Адлера); педагоги сельских школ: В.И. Мацинин (ярославская СШ № 14 Ростовского района), В.А. Бородкина (еленовская СШ № 3 Красногвардейского района), З.И. Бекух (шенджийская СШ № 5 Теучежского района), Ш.Б. Ловпаче и И.И. Магдеев (энемская СШ № 16 Теучежского района), А.Е. Волкодав (старовеличковская СШ № 61 Тимашевского района),

* А.Г. Филиппский (упорненская СШ № 51 Лабинского района), Н.М.
Обрежа (северская СШ № 44 Северского района), К.П. Богданов (ле
нинградская СШ № 6 Ленинградского района), А.П. Веретенников и
В.И. Синюгина (Вознесенская СШ № II Лабинского района), К.М. Па-
ранук (октябрьская СШ № I Теучежского района).

Осуществлена репрезентативность выборки. Цель выборки сводилась к тому, чтобы статистические характеристики, полученные на основе выборочной совокупности, распространить на генеральную совокупность, т.е. на все множество социальных объектов исследования. Если при этом выборка достаточно хорошо отражает свойства генеральной совокупности объектов, она репрезентативна, т.е. представительна. При определении репрезентативности выборки в собственном исследовании мы руководствовались методикой и * техникой^статистической обработки первичной социологической информации, в частности таблицами достаточно больших чисел /246,

* 254/, /247, 268-270/, /434, 258-283/.

Однако вследствие необходимости за время исследования систематическим изучением и воспитанием было охвачено значительно большее количество - сорок три школы, в которых насчитывалось двести восемнадцать старших классов с пятью тысячами тремястами старшеклассников в них. Кроме того, избирательно изучены различные аспекты сознания и поведения у трех тысяч учащихся других двадцати школ края.

С 1963 г. автор руководит общественной лабораторией, созданной на базе КубГУ по заданию Краснодарского крайкома КПСС. В ее составе - учителя и классные руководители, которые под руководством автора участвуют в разработке актуальных вопросов нравственного воспитания и внедрении полученных выводов в практику средней школы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем рас-

* крыты основы процесса воспитания и развития нравственного созна
ния и поведения личности старшеклассника в единстве этих компо
нентов, в частности:

а) разработана типология взаимосвязей нравственного созна
ния и поведения, характеризующая специфику становления сознания
и поведения личности старшеклассника в их единстве и позволяющая
дифференцированно подходить к воспитанию различных групп учащихся;

б) вскрыты тенденции процесса воспитания и развития нравст-
венного сознания и поведения личности старшеклассника в их един
стве, знание и учет которых позволит педагогу целенаправленно
управлять этим процессом;

в) разработана педагогическая концепция достижения единства
сознания и поведения личности старшеклассника; при разработке

* концепции обоснована функциональная роль волевых качеств личности в структуре сознания и поведения, в их взаимодействии; теоре-

25 тичееки разработана и практически реализована идея необходимости совершенствования содержания нравственного воспитания старшеклассников, в которое входит комплекс морально-волевых (а не только моральных) качеств, взаимосвязанных определенной корреляционной зависимостью и обеспечивающих саморегуляцию поведения и его единство с нравственным сознанием личности старшеклассника; в итоге опытно-экспериментальной работы подтверждена обоснованность целенаправленного совершенствования содержания нравственного воспитания старшеклассников, поскольку интегративное единство нравственно-волевых качеств придает морали устойчивость и действенность, а воле - высокую позитивную направленность, что в итоге обеспечивает оптимальную саморегуляцию поведения и его единство с нравственным сознанием личности;

г) разработана, теоретически и методически обоснована, опытно-экспериментальным путем проверена комплексная система средств, методов и форм воспитания сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве, важным звеном которой является производительный творческий труд; он - в сочетании с учебой, нравственным просвещением, решением поведенческих ситуаций и самовоспитанием - составляет разработанную в исследовании систему воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника, которая оказалась плодотворной, практически состоятельной, отвечает коренным требованиям реформы школы. На защиту выносятся следующие положения: I) сущностью деятельностного аспекта процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве является зависимость этого процесса от соединенного с общеобразовательной и профессиональной подготовкой творческого производительного труда; сущностью коммуникативного аспекта этого процесса является его зависимость от сознательного освое-

26 ния старшеклассником опыта общения и отношений не только со сверстниками в условиях трудового объединения, но и со взрослыми производственниками в совместном труде в коллективе базового колхоза, совхоза, предприятия;

  1. комплекс морально-волевых качеств, имеющих свою определенную целостную структуру и находящихся в корреляционной зависимости, выполняет многоплановые поведенческие функции: а) обеспечивает созидательную направленность поведения личности старшеклассника; б) активность его поведения; в) торможение ненужных поступков; г) закрепление опыта, привычных форм поведения и творческое исполнение новых поведенческих решений; д) совершенствование самовоспитания морально-волевых качеств и саморегуляции поведения, укрепление единства сознания и поведения личности старшеклассника;

  2. противоречие между опережающим развитием сознания и его реализацией в поведении, потребность преодолеть это противоречие, сознательное стремление к всестороннему и гармоническому развитию личности составляет внутренний источник воспитания сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве; сущностью мотивационного аспекта является зависимость успеха процесса воспитания сознания и поведения личности старшеклассника от мотивов поведения, от особенностей коррекции исходных мотивов; факторами коррекции исходных мотивов являются; успех или неуспех в осуществлении целей, опыт морально-волевого преодоления препятствий, сложность условий совершения поступка, стабильность личностного смысла целей;

  3. высокий уровень развития морально-волевых качеств обеспечивает личности старшеклассника передовое' сознание и поведение в их единстве; сущностью творчески-созидательного и самовоспитательного аспектов процесса воспитания сознания и поведения лич-

27 ности старшеклассника является его собственная активность, сознательное стремление к совершенствованию своего поведения, к преодолению его негативных компонентов, а не только зависимость от эффективности внешних педагогических воздействий.

В ходе теоретического исследования при определении и вводе понятий в аппарат исследования мы опирались на установленные в науке принципы. На основе этих принципов была проведена специальная работа над базовыми понятиями с учетом правил деекриптор-ного описания. Из трех принципов выбора научных понятий (отражения, диалектической логики, конвенциальный) предпочтение было оказано последнему. Базовые понятия рассмотрены как упорядоченное множество, рассчитанное на включение в общепедагогический тезаурус. Опираясь на правила дескрипторных описаний, мы определили ведущие понятия по теме и описали их. 6 их числе оказались: единство нравственного сознания и поведения, процесс воспитания нравственного сознания и поведения в их единстве и др. В итоге получена система условных операциональных определений. Значительную роль в поисковой части и определении границ проблемы сыграло дескрипторное описание базовых понятий, благодаря которому удалось решить несколько задач: а) уточнить границы предмета научного анализа; б) осуществить изучение материалов с учетом ориентации на вышестоящие, нижестоящие и ассоциативные дескрипторы; в) в какой-то степени придерживаться необходимой в педагогике терминологической дисциплины - как для ясности определения конечного результата исследования, так и взаимопонимания с читателем (си. дескрипторное описание в приложении I, осуществленное в соответствии с ГОСТом).

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обусловлена опорой на марксистско-ленинскую методологию, на положения о всестороннем и гармоническом развитии, об органической

28 связи теории и практики, о решающем значении практической деятельности людей для их оценки, о комплексном подходе к воспитанию, адекватностью методики исследования поставленным задачам, разнообразием использованных методов, центральное место среди которых занимала опытно-экспериментальная работа. Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, неоднократно проверялись в процессе опытно-экспериментальной работы, в школьной практике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методической системы воспитательных средств, методов и форм по воспитанию и развитию нравственного сознания и поведения старшеклассников в их единстве; в подготовке конкретных методических разработок для работы учителя и классного руководителя по воспитанию и развитию нравственного сознания и поведения старшеклассников в условиях разнообразных видов деятельности, среди которых особенно важное место отводится их производительному труду; в создании методических пособий, раскрывающих пути использования производительного труда, других видов деятельности старшеклассников для достижения единства их нравственного сознания и поведения в условиях целостного подхода к личности; в разработке и чтении автором спецкурсов - студентам университета ("Нравственное и трудовое воспитание старшеклассников", "Методика воспитательной работы"), слушателям межвузовских курсов педагогики высшей школы ("Научно-методические проблемы курса педагогики высшей школы"). Результаты исследований могут быть применены при подготовке учебников и учебных пособий по школьной, вузовской, производственной, военной педагогике, теории и методике коммунистического воспитания, а также при разработке программ и содержания спецкурсов и спецсеминаров по методике воспитательной работы. Они могут быть также использованы институтами усовершенствования учи-

29 телей, ФІШК организаторов народного образования и кафедрами научных основ управления школой.

Апробация и внедрение результатов исследования. За время работы над темой исследования его задачи, содержание, методика обсуждались на кафедре педагогики (1972, 1977, 1983, 1986 гг.), на кафедре психологии (1975 г.) Кубанского университета. Диссер-нация одобрена отделами педагогики комсомольской работы в школе (1975 г.), теоретико-методических основ воспитания (1982 г.) НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Основные результаты исследования доложены на Всесоюзных съездах общества психологов (1968, 1971, 1977, 1983 гг.), на Центральных педагогических чтениях (1968, 1971 гг.), на межвузовских научных конференциях в Ставрополе (1969 г.), Ростове-на-Дону (1970 г.), Рязани (1967, 1971, 1974 гг.), Нальчике (1975 г.), Краснодаре (1971, 1974, 1977, 1982, 1985 гг.). Материалы апробировались в докладах на краевых педагогических чтениях, на методических советах краевых отделений педагогического общества и общества "Знание", в краевом вечернем университете марксизма-ленинизма. Выводы исследования освещались в учебных лекциях, читавшихся автором в Кубанском университете, а также функционирующих при нем факультете повышения квалификации, межвузовских курсах педагогики высшей школы. Циклы лекций прочитаны автором директорам школ, организаторам воспитательной работы, классным руководителям в краевом институте усовершенствования учителей, на семинарах и конференциях в городских и сельских школах края.

Результаты исследования прошли апробацию в массовой школьной практике. Как показано в диссертации, велось внедрение промежуточных и итоговых результатов; внедрялись теоретические, методические и прикладные выводы. На основе результатов опытно-экспериментального исследования разработаны, опубликованы и

внедрены методические рекомендации соискателя, адресованные школам, их руководителям, учителям, классным руководителям, руководителям трудовых объединений школьников и технических кружков, комсомольскому активу.

Основное содержание диссертации опубликовано в 60 работах общим объемом 83 п.л.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, девяти таблиц, списка использованной литературы, двадцати приложений, раскрывающих в основном методики исследования и внедрения.

Социально-политические и психологические аспекты проблемы воспитания нравственного сознания и поведения личности

"Проблема личности занимает сейчас, - как подчеркивает Ф.В. Константинов, - одно из центральных мест в марксистских философских и социологических исследованиях" /323, 39/. Какие же подступы к решению этой проблемы имеются? Советская психология личности строится на основе общего методологического положения марксизма о том, что сущность личности составляет "совокупность всех общественных отношений" /3, 3/. Личность как про-дукт сонкретных социально-исторических условий заключает в себе общее и индивидуальное. Личность - не только социально-исторический тип, но и конкретный индивид. Б истории общества коммунистический тип личности есть ее высший социально-исторический тип. Советская педагогика в разработке конструктивных методик воспитания исходит из этих положений. Советская психология и педагогика развиваются на базе марксистско-ленинской концепции о преобразовательной социальной роли человека. По Марксу, дело не только в том, чтобы объяснить мир, а в том, чтобы изменить его. По мысли В.И. Ленина, "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" /10, 194/» Потребность преобразования мира проистекает из неудовлетворенности человека. "... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его" /10, 195/. Способность личности к преобразованию мира и своей собственной природы кроется в подлинной свободе воли человека. По Марксу, не только обстоятельства влияют на людей, но и люди влияют на обстоятельства. Ф. Энгельс писал: "Свобода воли означает... не что иное, как способность принимать решения со знанием дела"/6, 116/. Эти методологические положения служат достаточным основанием для материалистического понимания свободы воли и прогнозирования развития на этой основе нравственных норм поведения в обществе, нравственного воспитания. Свободу воли мы рассматриваем как объективно обусловленную субъективную способность личности к ответственному свободному выбору оптимального варианта решения и его реализации, направленных на созидательное преобразование окружающего мира и своей собственной природы. Свобода личности состоит в том, чтобы осмысленно следовать необходимости, развивать ее, претворять в жизнь, действовать в соответствии с необходимостью, а не вопреки ей. Необходимость есть основание, база для дейст-вования; свобода - конкретное проявление необходимости. Как свобода не противоречит необходимости, так и воля не противоречит свободе воли, а взаимосвязана с нею, ею определяется, направляется, регулируется, выступая ее основой и ближайшей детерми-нантой. Вместе с тем волюнтаризм, фатализм, анархизм и подобные им другие социально-политические явления индетерминиетичны и несовместимы с научными представлениями, противоречат духу марксизма-ленинизма, поскольку не вытекают из объективной необходимости, не являются объективно обусловленными. Индетерминизм, отрывающий субъективные явления от объективного их обоснования, служит базой и сущностью идеализма, порождающего явления социально-политического произвола.

Сущность социально-политического аспекта проблемы воспитания сознания и поведения в их единстве состоит в следующем. Особенностью современной эпохи является революционный переход от капитализма к коммунизму. Отсюда необходимость адекватно нового человека. Таким человеком, отвечающим требованиям современной эпохи, должен быть созидатель по своей социально-психологической сущности, стойкий и инициативный борец, деятель творческого склада, гражданин и труженик.

Как подчеркивал В.И. Ленин, по мере продвижения к коммунизму общество будет переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к подготовке всесторонне развитых людей, умеющих все делать В связи с этим проблема трудовой дисциплины - сложнейшая историческая задача. Бе своеобразие состоит в том, что она, во-первых, - трудовая, коллективная» людей объединенного труда; во-вторых, дисциплина товарищеской связи и взаимопомощи; в-третьих, эта дисциплина советская, вырабатывается она самими трудящимися под руководством партии и рассматривается ими как необходимое условие строительства коммунизма и формирования нового человека. Поэтому она - дисциплина и самодисциплина, олицетворение единства общественного и личного, коллективного и индивидуального. Овладение такой дисциплиной и самодисциплиной - процесс сложный и длительный, который займет целую эпоху /9/, /15/.

Самодисциплина - это не административное регулирование труда человека, а его внутренняя потребность» связанная с характером его трудовой деятельности, условиями труда, межличностными отношениями и общением, глубокой сознательностью человека и его ответственностью. При социализме осуществляется практический переход от экономического раскрепощения к трудовой самодисциплине /16/. Сложность развития самодисциплины состоит в том, что она формируется у человека в условиях трудовой субординации, когда необходимо подчинение воле руководителя.

Концепция воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника

Проблема воспитания нравственного сознания и поведения личности в единстве обоих компонентов всегда была и остается острой, актуальной как в теории, так и в практике.

В.И. Ленин учил: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" /9, 309/, Опираясь на это ленинское методологическое положение, педагоги рассматривают единство воспитания коммунистического сознания и поведения как один из важнейших принципов воспитания /360, 124-126/. "Нравственное воспитание составляет в комплексе с идейно-политическим и трудовым его стержень, его сердцевину" /461, 73/. Ведущим признаком всестороннего развития личности школьника служит его активная идейно-нравственная позиция, активная роль, реализуемая в собственной социальной практике, во всех видах деятельности /136, 69/.

Важной предпосылкой разработки нашей концепции явились положения методологии марксизма-ленинизма, современной философии, педагогики, психологии, физиологии. В разработке концепции исследования мы исходили, в частности, из положений о том, что нравственное воспитание - системообразующий компонент коммунистического воспитания личности, что воспитание коммунистического сознания и поведения в их единстве - один из важнейших его принципов, что коммунистическая мораль, общественные требования к нормам нравственного поведения личности детерминированы, причинно обусловлены социальной средой, объективными условиями общественного развития. Но это не снимает ответственности личности за свое поведение. С одной стороны, нормы нравственного поведения, индивидуальное нравственное сознание и поведение объективно обусловлены общественным бытием и общественным сознанием, с другой стороны - от самой личности, от ее социальной активности в значительной мере зависит не только следование нравственным нормам общества, но и их совершенствование.

В нравственном воспитании старшеклассников советской школой и педагогической общественностью страны достигнуты определенные успехи. Так, большинство наших старшеклассников осознанно воспринимают нормы нравственного поведения и следуют им, ответственно относятся к своему общественному долгу, проявляют в поведении патриотизм и интернационализм, гуманизм и коллективизм, отличаются твердыми убеждениями, занимают в жизни активную позицию, осуществляют нравственное самовоспитание, готовятся к гражданскому и профессиональному самоопределению.

Однако в становлении нравственного облика личности старшего школьника есть не только достоинства, но и недостатки. Наиболее типичные из них таковы. Во-первых, у значительной части старшеклассников внутренние нравственные принципы являются положительными, но порой еще неустойчивыми, малодейственными или бездейственными, т.е. внешне, в поступках еще не находят адекватного проявления. Оуть недостатка состоит в том, что моральные убеждения еще не соединились с волей, с действием и пока не породили адекватный поступок, соответствующее поведение личности старшеклассника как борца за коммунистические идеалы. По данным А.Д. Масан-ской, изучавшей старшеклассников, оказалось, что 60 % из них "способны сделать доброе дело для других, но пассивны там, где требуется вступить в конфликт, в борьбу за интересы других людей. ...самой большой категорией являются люди добрые, но не борцы" /411, 128/. А.Д. Масанская пишет об этом явлении как о западающем звене в системе воспитания у молодежи гуманного отношения к людям.

Во-вторых, неустойчивость моральных убеждений иногда приводит старшего школьника к неожиданным даже для него самого моральным поступкам. Происходит это чаще всего под влиянием ситуативных помех, не предусмотренных заранее. Например, ученик собирался выполнить общественное поручение и выполнил бы его, но товарищ отвлек его неуместными развлечениями, и общественное поручение осталось невыполненным. В данном случае школьник оказался пленником ситуативной помехи, а не ее победителем. Оуть этого недостатка мы характеризуем как легкую подверженность ситуативным воздействиям среды и недостаточную помехоустойчивость личности -вследствие недостаточной регуляции ее поведения.

В-третьих, у многих школьников нет систематического опыта следования нравственным нормам общества, что мешает воспитанию устойчивой направленности личности, накоплению личного опыта поведения. Отсутствие необходимого опыта нравственного поведения тормозит развитие нравственного сознания, поскольку не обогащает его, не закрепляет и не совершенствует. В-четвертых, многие школьники не вооружены умением, способностью нахождения точки отсчета поступка, а между тем именно с этого начинается оптимальная морально-волевая саморегуляция поведения личности. Многие школьники не знают, что точка отсчета поступка и начало целеобразова-ния (постановки цели) у личности начинается с осознания ею объективной необходимости, причинной обусловленности поведения.Школьнику иной раз кажется, что он волен поступать так, как вздумается, а между тем его поведение должно вытекать из объективной необходимости и развиваться в направлении её оптимальной реализации.

Воспитание мировоззренческих основ нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в процессе учебного труда

В данном параграфе мы ставим целью решить следующие исследовательские задачи: I) определить, каковы общие и специфические воспитательные функциональные возможности учебной деятельности старшеклассников для формирования у них мировоззренческих основ нравственной направленности личности, оптимальной морально-волевой саморегуляции поведения и достижения на этой основе устойчивого и действенного единства высокоморального сознания и поведения; 2) на материале типичного учебного гуманитарного предмета (литературы) экспериментально установить, в чем специфические функциональные возможности учебного предмета и каковы оптимальные педагогические условия их использования для решения исследовательских задач Учебный процесс содержит в себе фундаментальные воспитательные возможности для всестороннего и гармонического развития личности школьника При этом силу воспитательного воздействия заключает в себе не только содержание учебной работы, но и ее организация, методы осуществления, режим учебного труда, общение и отношения, взаимопомощь и взаимоконтроль школьников. Если личность усваивает знания, эмоционально принимает, "присваивает0 их себе, и они становятся "своими", происходит их превращение теперь уже во внутренний фактор развития сознания и поведения. Если к этому прибавить воспитательно воздействие организации учебного процесса, когда личность ежедневно упражняется в преодолении препятствий, в соблюдении норм поведения, в формировании ответственности, чувства и сознания долга, в гуманных отношениях с товарищами, станут очевидными огромные воспитательные возможности учебного труда для нравственного становления личности старшеклассника.

В нашем исследовании в процессе обучения старшеклассников педагоги стремились обеспечить развитие их интеллекта, чувств и воли, нравственного облика личности, оптимальной морально-волевой саморегуляции поведения, достижение единства сознания и поведения на этой основе. Как указывалось на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г., "учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания, ...формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины" /19, 7/, Поэтому в своем исследовании мы стремились выяснить, каково воздействие учебного процесса в школе на воспитание мировоззренческих основ единства сознания и поведения учащихся. В соответствии с этим было недостаточным учебный процесс строить как воспроизводящий, основанный преимущественно на активности памяти. Новизна творческого поиска и его трудности активизируют мышление, более эффективно воздействуют на формирование морально-волевой сферы личности, чем это имеет место в условиях репродуктивной учебной деятельности. Не противопоставляя мышление памяти, а устанавливая наивысшее взаимодействие между ними, мы с педагогами стремились построить обучение как процесс преобразовательный, продуктивный, творческий, основанный на активности мышления, на связи обучения с трудом и жизнью. Память при этом должна была играть подчиненную, служебную по отношению к мысли роль.

В учебный процесс воспитуемнх на основе теории развивающего обучения I.C. Выготского /142/, /143/» Я.В. Занкова /252/ педагоги стремились внести проблемную творческую направленность, связать его с внеклассной творческой деятельностью, чтобы таким образом обеспечить единство творческих устремлений старшеклассников во веем комплексе их проявлений, т.е. как в деятельности учебной, так и внеклассной. В соответствии с принципами развивающего и воспитывающего обучения, учебный процесс должен вести за собой развитие личности, а "потребность познания" (Л.И. Божович) должна выступать внутренним источником мыслительной активности. Стремясь к практической реализации принципов развивающего и воспитывающего обучения, в своем исследовании мы решили комплекс новых вопросов организации и управления учебным процессом. В связи а— этим важным было осознание педагогами и учащимися цеди учебной работы, психологическая и практическая подготовка воспитуемых к уроку и видам деятельности на уроке и дома; большое внимание уделялось реализации вопросов проблемного обучения.

Задача совершенствования управления учебным процессом состояла в том, чтобы овладеть методикой такого обучения, которое побуждало бы старших школьников к активному усвоению знаний и их применению в творческой работе. Помимо совершенствования главного направления учебной работы старшеклассников, педагоги стремились к соответствующей модернизации и ее элементов. Поэтому перестройка учебной работы старшеклассников на творческих началах явилась важным условием формирования их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, органической взаимосвязи творчества в познании и нравственном поведении.

Учебный план школы содержит в себе значительные возможности для вооружения школьников знаниями основ наук в гуманитарной, естественно-математической и прикладной областях. В своем исследовании основное назначение гуманитарного цикла мы видели в том, чтобы в процессе освоения учащимися закономерностей общественного развития сформировать у них мировоззренческие основы нравственной направленности личности, активную жизненную позицию. В процессе освоения естественно-математического цикла - вооружить учащихся знанием закономерностей природного развития, развить их познавательные силы и потребности, сформировать основы творческого подхода к решению учебных и производственных задач; прикладного - научить применению знаний, навыков и умений в труде и жизни, сформировать потребность трудиться творчески, научить работать хорошо, подготовить к сознательному выбору профессии. В связи с реализацией учебного плана открываются реальные возможности для общеобразовательной, политехнической, трудовой подготовки школьников и их гражданского, нравственного воспитания как будущих строителей коммунистического общества, которые уже на школьной скамье должны быть психологически и практически подготовлены к творческому решению производственных задач.

Особенности взаимосвязей нравственного сознания и поведения личности старше классника

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в итоге формирующего этапа исследования значительно возросло число воспитуемых со всесторонним морально-волевым развитием (с 9 % до 37 %), с относительно всесторонним (с 4,2 % до 19,7 %), с избирательным (с 5 % до 17 %). Значительно снизилось число лиц со слабым (с 30 % до 5,8 %), импульсивным развитием (с 37,8 % до 8,4 %). Возросло число воспитуемых с односторонним развитием морально-волевой сферы, что свидетельствует о переходе от слабой, импульсивной к становлению определенной положительной стороны. Почти полностью преодолены случаи негативной направленности морально-волевого развития старшеклассников (с 7$ до 0,1$). У всех категорий воспитуемых качественно усовершенствовалась морально-волевая сфера. В каждой из них произошли общие и индивидуальные позитивные перемены, что привело к совершенствованию структуры морально-волевой сферы в целом.

Эти факты подтверждают эффективность и перспективность разработанной нами методики воспитания морально-волевой сферы школьников. Достигнутый уровень мы рассматриваем как оптимальный уровень развития их морально-волевой сферы. Однако уровень притязаний многих лучших воспитуемых по-прежнему сохраняет тенденцию отставания от имеющихся возможностей. Некоторая неадекватность самооценки реальному уровню морально-волевого развития содержит в себе больше достоинств, чем недостатков, ибо факт занижения уровня своих возможностей свидетельствует о возросшей требовательности к себе у воспитуемых, а не о том, что они не понимают сути дела. Но данный факт говорит и о том, что еще не все школьники экспериментальной группы научились использовать имеющиеся у них возможности и возникающие вновь в процессе развития их морально-волевой сферы.

В итоге исследования установлены особенности развития типов структурной взаимосвязи сознания и поведения личности старшеклассника. Особенности их сравнительной характеристики представлены в таблице 9. Мы провели диагностические "срезы" с воспитуемыми в начале, середине и конце формирующего эксперимента. В итоге исследования получены материалы об особенностях взаимосвязи их сознания и поведения (см. табл. 9).

Установлено, что наиболее типичными являются такие взаимосвязи между нравственным сознанием и поведением: I) тип закрепившегося, устойчивого и действенного оптимального единства высоко- морального сознания и соответствующего ему поведения, когда личность осознает и переживает необходимость определенных поступков и поведения, хочет и может, готова и способна их осуществить и действительно реализует, добровольно осуществляет необходимые поступки, поведение в целом и целенаправленно совершенствует себя; динамика роста таких взаимосвязей сознания и поведения у наших воспитуемых - от 9 % в начале до 37 % в итоге эксперимента; это оптимальный тип достигнутого единства сознания и поведения; 2)тип неустойчивого, складывающегося единства высокоморального сознания и соответствующего ему поведения; этот тип единства сознания и поведения составляет значительное количество воспитуемых (от 16, % в начале до 48,7 % в итоге эксперимента);

3) тип противоречивой взаимосвязи высокоморального сознания с несоответствующим ему поведением, когда личность осознает и переживает необходимость совершения определенных позитивных поступков и поведения в целом, желает их осуществить, но не может в полной мере реализовать свои намерения, поскольку не имеет соответствующего опыта, умений, достаточной силы воли, которая помогла бы преодолеть трудности и сыграла бы регулирующее воздействие; это распространенный тип противоречивой и неустойчивой связи между сознанием и поведением старшеклассников; об уровне развития этих старшеклассников условно можно сказать: многого хотят - мало могут, суждены им благие порывы - свершить не все дано; в нашем исследовании динамика перемен в этом отношении значительна (в начале исследования такие противоречия, неустойчивое единство между сознанием и поведением имелось у 38 % старшеклассников, в итоге исследования эти противоречия, неустойчивость уменьшились и составили 14,2 %);

Похожие диссертации на Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника