Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Петрянкина Алевтина Петровна

Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики)
<
Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петрянкина Алевтина Петровна. Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 257 c. РГБ ОД, 61:02-13/1126-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника как педагогическая проблема 14-88

1.1. Состояние разработанности проблемы патриотического воспитания в научной литературе и практике 14 - 49

1.2. Особенности современного развития общества и их влияние на патриотическое воспитание 50 - 64

1.3. Педагогическое наследие чувашских просветителей в системе патриотического воспитания 65-88

ГЛАВА II. Содержание воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника на уроках истории в школах Чувашии 89-171

2.1. Содержательные возможности курсов «История России» и «Культура родного края» в воспитании патриотически ориентированной личности. 89-112

2.2. Инновационный опыт учителей школ Чувашии по патриотическому воспитанию. 113 - 140

2.3. Экспериментальная работа. 141 - 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172-176

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 177 - 202

ПРИЛОЖЕНИЯ 203 - 257

Введение к работе

На рубеже второго и третьего тысячелетий российское общество переживает глубочайший кризис. Он носит системный характер, и его разрушительному воздействию подвергаются не только экономика, политика, социальные отношения, но и духовная сфера. Как показывает практика, в ней имеются серьезные противоречия, наиболее отчетливо проявляющиеся в системе духовных ценностей. Поскольку она является результатом воспитания, то можно утверждать, что и в самом воспитании имеются существенные проблемы. Наглядным примером этому служит современное состояние патриотического воспитания.

Сегодня существует настоятельная потребность в том, чтобы большинство граждан Российского государства принимали его основные идеи, принципы и нормы, активно участвовали в социальном, экономическом и культурном развитии, отстаивали общегосударственные ценности. Важнейшим условием повышения результативности в гражданском становлении человека является возрождение работы по патриотическому воспитанию молодежи. В последнее время ученые и специалисты констатируют усиление субъективных факторов в обществе, в связи с чем вопросы воспитания приобретают еще большую актуальность. Благодаря воспитанию, которое по своему характеру является целенаправленным и отвечает интересам общественного развития, может сформироваться идеальная модель гражданина, востребуемого нашим обществом [253.193].

Вследствие этого воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника заключается в том, чтобы воспитать человека-гражданина, способного участвовать в строительстве новой России. Актуальность этой стороны воспитательного процесса в современном российском обществе обусловливается рядом причин, прежде всего: становлением гражданского общества; существованием многопартийной системы и политического плюрализма; трудностями социализации молодежи в современном обществе;

отсутствием у молодых людей четкого представления о сущности патриотизма; кризисом менталитета народа.

Государственная политика по воспитанию патриотизма учитывает наметившиеся положительные тенденции в решении данной проблемы. В конце декабря 2000 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации об утверждении российского государственного герба и гимна, одобренный Государственной Думой. Эти символы государства являются важным звеном в системе патриотического воспитания молодежи, так как любовь и преданность Родине, стремление служить ей начинаются с уважения к гербу, гимну и флагу.

В начале 2001 г. при активном участии членов Правительства и Государственной Думы РФ разработана программа патриотического воспитания молодежи на ближайшие 5 лет, которая утверждена 16 февраля 2001 г. постановлением Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Согласно цели программа направлена на «сохранение общественно-политической стабильности, восстановление национальной экономики и укрепление обороноспособности страны» [119.4]. В программе выработаны общие направления развития патриотического воспитания, а каждый субъект Федерации должен предложить свою конкретную программу реализации. Документ охватывает все социальные слои и возрастные группы населения России с учетом опыта и достижений прошлого, современных реалий, проблем и тенденций общественного развития.

В программе патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [119.4]. Программа ставит проблему патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства на государственный уровень.

Итак, важнейшим условием повышения результативности в гражданском становлении человека является возрождение работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Большие надежды возлагаются на Президента РФ В.В.Путина. Наглядным подтверждением тому может служить письмо семиклассника одной из средних школ Г.Владимира, написанное в ходе акции «Письмо Президенту России». Юный автор пишет: «Здравствуйте, Владимир Владимирович! С вашим приходом я связываю большие надежды. Главной проблемой сейчас является разрозненность народа. Мало осталось в нашей стране патриотов - людей, которые любят Родину по-настоящему. Поэтому сейчас заняться вопросом патриотизма стоит всерьез. Ни в коем случае не обращайте внимания на заграницу, в своей стране мы сами разберемся. Так что перед вами, Владимир Владимирович, стоит задача: поднять дух и единство русского народа» [73.4]. Молодежь осознала свою причастность к происходящим событиям.

Изучение литературы по теме показывает, что теоретически данная проблема недостаточно разработана. Анализ научно-педагогической литературы и практического опыта работы образовательных учреждений выявил, что патриотическому воспитанию учащихся не уделяется должного внимания. Кроме того, существует серьезная проблема адаптации наследия советской школы к современным реалиям. В опыте советской школы имеется немало положительных моментов (системность, организованность, глубокая проработка методических вопросов, широкий диапазон воспитательных мероприятий и др.).

Таким образом, патриотическое воспитание, после длительного перерыва, признается важной проблемой и практической задачей современного

6 российского общества, которая может быть решена путем освоения новых способов преобразования действительности. Более того, в последнее время патриотизм признается в качестве залога политической стабильности страны, и патриотическое воспитание может стать действенным механизмом вывода страны из продолжающегося экономического и социального кризиса. Это положение постоянно подчеркивается Президентом Российской Федерации, который в одном из своих выступлений по российскому телевидению сказал: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

В реализации задач воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника большая роль принадлежит урокам, особенно гуманитарного профиля, например, истории, литературе. Воспитательная роль уроков повышается, когда они включают в себя национально-региональный компонент. Наряду со школьными предметами большую помощь могут оказать опыт народной педагогики, изыскания ведущих ученых и специалистов.

Проблема патриотического воспитания является предметом исследования значительного числа отечественных и зарубежных ученых. Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан находятся в центре внимания ученых и практиков на протяжении всей истории развития человечества. Они освещаются в трудах античных авторов, идеологов средневековья, в трактатах философов Нового времени и, конечно, исследователей современности.

Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, стремление умножать его богатство и славу нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и др. Их работы посвящены исследованию духовной и психологической сущности русского народа, основ его нравственного бытия. В вопросах

воспитания и образования они на первое место ставили национальные и этические ценности.

К проблеме национального и патриотического воспитания обращались
М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский и др.

Некоторые аспекты проблемы патриотического воспитания анализируются в исследованиях ряда психологов и философов. Так, психологические основы патриотического воспитания раскрываются в работах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. В трудах О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, А.С.Гаязова, В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Г.Н.Филонова, И.Ф.Харламова вопросы патриотического воспитания рассматриваются в единстве с гражданской, правовой, нравственной и другими сторонами воспитательного процесса.

В монографических исследованиях Н.И.Губанова, И.Е.Кравцева, Л.В.Метелицы, М.А.Терентия и др. освещаются различные стороны патриотического воспитания.

В 50-80-х годах проблемы патриотизма анализируются в диссертационных исследованиях М.Г.Агаева, М.А.Горбовой, А.Ф.Ильтенбаева, М.М.Кракова, Ю.В.Лазарева, Д.М.Магдиева, И.С.Марьенко, Г.В.Мухаметзяновой, О.А.Павелко, А.В.Подгорнова, Л.А.Саклешиной, А.Х.Темирбекова, И.П.Тукаева и др.

В 90-е годы указанную проблему разрабатывали И.И.Валеев, обобщивший опыт работы школ Башкирии; Н.В.Ипполитова, занимавшаяся теоретическими и практическими вопросами подготовки студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе и др.

Этнопедагог Г.Н.Волков собрал и обобщил материал об опыте чувашского народа по патриотическому воспитанию. Отдельные вопросы патриотического воспитания в школах Чувашии освещались в публикациях Е.В.Васильева,

И.В.Павлова, И.И.Павловой, А.В.Арсентьевой, В.Д.Димитриева,

М.В.Румянцева и др.

Однако большинство этих исследований относятся к советскому периоду и имеют идеологическую окраску.

Предназначением истории является не только воспроизведение картины прошлого, но и осуществление функции воспитания и социальной памяти. К сожалению сегодня нет специальных работ, ориентированных на патриотическое воспитание учащихся в преподавании современных курсов «Истории России» и «Культуры родного края». Более того, приходится констатировать отсутствие современных разработок, посвященных этой акутуальнейшей проблеме сегодняшней России.

Таким образом, на практике наблюдается противоречие между объективной необходимостью осуществления воспитания патриотически ориентированной личности учащихся на уроках истории, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ для организации этой работы в современных условиях - с другой.

Проблема исследования - каковы педагогические условия воспитания патриотически ориентированной личности школьника на уроках истории в современных условиях.

Цель исследования - разработать и обосновать модель воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника на уроках истории в общеобразовательной школе.

Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - сущность, принципы и условия воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника на уроках истории в современных условиях.

Гипотеза исследования основана на предположении, что воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника на уроках истории будет эффективным, если:

-оно базируется на современной модели патриотического воспитания, учитывающей особенности развития общества, государства, региона и педагогической действительности;

- осуществляются личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы в преподавании курсов истории.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы патриотического воспитания учащихся и выявить особенности современного развития общества, непосредственно воздействующие на процесс патриотического воспитания.

  2. Разработать модель воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника.

  3. Осуществить анализ содержания школьного исторического образования с целью выявления и использования его потенциальных возможностей в воспитании патриотически ориентированной личности учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философская концепция многоаспектной природы человеческой деятельности, теория воспитания (Н.И.Болдырев, А.С.Гаязов, П.В.Конаныхин, Б.Т.Лихачев, Э.И.Моносзон, Л.Ф.Спирин, Г.Н.Филонов и др.), теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов и др.), теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, С.Л.Рубинштейн и др.), теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский и др.), концепции патриотического, национального и межнационального воспитания (И.И.Валеев, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, И.А.Ильин, Н.И.Ильминский, М.А.Терентий, И.Я.Яковлев и др.), концепция регионализации образования (Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова и др.), системный подход (В.А.Караковский,

Ю.П.Сокольников и др.), личностно-ориентированный подход (Е.В.Бондаревская, B.C. Ильин, В.В.Сериков, Н.Е.Щуркова и др.).

Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ педагогической, психологической, философской, специальной литературы по теме исследования; анализ концепций воспитания учащейся молодежи и учебных программ школьных курсов по «Истории России» и «Культуре родного края»; изучение и обобщение передового опыта; педагогическое наблюдение и диагностика; анализ творческих работ учащихся; опытно-экспериментальная работа; статистические методы количественного и качественного анализа опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования: 10-11-й классы гимназии при Чувашском государственном университете (гимназия ЧГУ), школы-лицеи №27,59 г.Чебоксары, Ядринская национальная гимназия, Красноармейская средняя школа № 2, а также группа «Наследие» при Новочебоксарском городском Дворце детского творчества.

Основные этапы исследования:

1-й этап, 1995-1996 гг. Изучение педагогической, психологической, философской литературы по теме исследования. Определение целей и задач работы. Анализ и теоретическое обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию учащихся. Выявление особенностей патриотического воспитания.

2-й этап, 1997-1998 гг. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ результатов и разработка модели воспитания патриотически ориентированной личности учащихся. Подготовка материалов для организации формирующего эксперимента.

3-й этап, 1999-2001 гг. Проведение формирующего эксперимента и опытно-экспериментальная проверка эффективности модели воспитания патриотически ориентированной личности и ее коррекция. Анализ и

II обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Формулирование и внедрение выводов. Оформление результатов в виде диссертации.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается выбором теоретико-методологических позиций; использованием теоретических и эмпирических методов; современных достижений психологической, педагогической и исторической наук; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе; применением методов, адекватных поставленным задачам исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

уточнено содержание и определена структура понятия «патриотизм» как интегрального личностного качества, объединяющего в себе эмоциональный, интеллектуальный, волевой, потребностно-мотивационный, деятельностный, а также национальный компоненты;

выявлены особенности современного развития общества, оказывающие непосредственное воздействие на патриотическое воспитание молодежи, осуществлена их классификация и определен характер их влияния на патриотическое воспитание;

разработана и экспериментально проверена модель воспитания патриотически ориентированной личности учащихся на основе изучения курсов «История России» и «Культура родного края», в основе которой лежит идея востребованности патриотического воспитания в условиях модернизации современной России и тесной взаимосвязи содержания, условий и критериев патриотического воспитания с национально-региональным фактором, спецификой экономического, политического и социо-культурного развития.

Практическая значимость исследования:

выводы и рекомендации исследования, апробированные автором, могут быть использованы для совершенствования структуры, содержания, форм и

методов педагогического процесса в школе в условиях непрерывного образования;

- методическое пособие «Чувашская семья», разработанное автором на основе теоретических положений исследования, используется в подготовке и переподготовке учителей истории и курса «Культуры родного края», по программе спецкурса «От прошлого родного края к его настоящему», составленной соискателем, ведутся занятия в учреждениях дополнительного образования г.Новочебоксарска;

конструктивный анализ современных учебников по «Истории России» и «Культуре родного края» может быть учтен при подготовке учебников и учебных пособий нового поколения.

Апробация и внедрение результатов исследования Материалы исследования обсуждались на региональной научно-практической конференции "Инновационные методы преподавания в высшей школе" (Чебоксары, 1999 г.), на научно-практических конференциях "Наука на пороге XXI века" (Чебоксары, 2000 г.), "Социологическая мысль Чувашской Республики" (Чебоксары, 2000 г.), региональной научной конференции "Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение" (Йошкар-Ола, 2000 г.), научной конференции, посвященной 450-летию вхождения Чувашии в состав России (Чебоксары, 2001 г.), региональной научно-практической конференции «Открытое образование: организация, технологии, качество» (Чебоксары, 2001 г.), научном семинаре «Анализ экономических, социально-политических и историко-культурологических тенденций трансформации постсоветского пространства в условиях полиэтнического социального образования» (Чебоксары, 2001 г.). Они внедрены в опытно-экспериментальных школах и получили одобрение учителей ряда школ Чувашской Республики.

На защиту выносятся:

  1. Особенности современного развития общества, оказывающие непосредственное воздействие на патриотическое воспитание молодежи, представляющие собой позитивные и негативные черты экономического, политического, социо-культурного развития.

  2. Модель воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника, включающая в себя цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы, условия эффективности патриотического воспитания и критерии, раскрытые во взаимосвязи с конкретно-историческими условиями развития современной России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и девяти приложений.

Состояние разработанности проблемы патриотического воспитания в научной литературе и практике

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Чувство патриотизма имеет глубокие корни, связано с образованием государств и закреплено в процессе длительной борьбы последних за свою независимость и самостоятельность. В «Энциклопедическом словаре» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и значительно превышает оседло-земледельческий «стаж» человечества. Сходно определение В.И. Ленина, для которого патриотизм - «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [212.133]. Как видно, патриотизм предполагает развитое сознание гражданственности, отражение социальных связей цивилизованного общества.

В первобытном обществе не было обособленных отечеств, из-за отсутствия государства не могло быть и политической идеологии, и, следовательно, не было патриотизма на идеологическом уровне. Но это не означает, что патриотизм формируется в период возникновения классов и государства. Чувство патриотизма уходит своими корнями в недра первобытной общины, где чувство общественной солидарности эквивалентно чувству семейно-родовому, племенному.

Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон отмечают: «Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным» [367.37]. Патриотические чувства такого уровня были характерны и для кочевых племен. Первобытная община была не только этнографическим образованием, но и местом почитания особого бога, в роли которого выступал умерший родоначальник. Почитание предков было одновременно и религиозным, и своего рода патриотическим феноменом: у древних народов все то, что было связано с памятью о предках (гробницы, могильные насыпи, курганы), - важнейший элемент неписаной истории народов, а почитание предков - важнейший элемент родоплеменного сознания. Культ предков способствует сохранению памяти о прошлом, с ним связывается и понимание родины.

В результате перехода народов к оседлому земледелию большое место в их сознании начинает занимать любовь к родной земле. Она впоследствии стала непосредственной предтечей развитого патриотизма, немного позже и составной его частью.

По мере дальнейшего развития человечества философы и педагоги начинают интересоваться вопросами формирования чувства патриотизма. Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделяются «сохранение традиций», «почитание старших», «любовь к семье, народу, стране» [221.236].

Воспитанию подрастающего поколения особое внимание уделялось в Древней Греции. Греки осознавали себя как граждане полиса и человека рассматривали только в отношении к государству. Граждане государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина считалось благо полиса. В трудах Перикла, вождя афинской демократии V века до нашей эры, идеалом является полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными интересами, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени: главная тема в трагедиях Эсхила («Персы», «Семеро из Фив»), Еврипида («Финикиянка») и др. - прославление патриотических чувств.

Подобные идеи отчетливо звучат и в речах знаменитых античных ораторов. Римский трибун Цицерон говорил: «Много есть степеней общности людей, например, общность языка или происхождение. Но самой тесной, самой близкой и дорогой оказывается та связь, которая возникает в силу принадлежности к одной и той же гражданской общине (civitas). Родина - и только она - вмещает в себя общие привязанности» [159.9].

Впервые проблема места патриотизма в ряду нравственных обязанностей личности была поставлена античными историками. Они считали, что в иерархии обязанностей долг перед отечеством должен занимать первое место. Патриотизм, с точки зрения идеологов античного общества, предполагает выполнение гражданских обязанностей - участие в управлении государством и его защиту. При этом подчеркивалась деятельная сторона патриотизма. Однако патриотизм был присущ только свободному населению античного общества (гражданам), а остальные группы, в силу своего социального происхождения, таких высоких чувств испытывать не могли. Подобная ситуация была характерна и для эпохи средневековья. Не случайно в «Песне о Роланде», памятнике французского героического эпоса, прослеживается мысль о якобы существовавшем тождестве интересов Родины с интересами феодальной знати.

Античные и средневековые авторы отождествляли отечество с государством и богатством. Они утверждали неизбежность разделения общества на тех, кто управляет и владеет богатством, и на тех, кем управляют и кто не имеет, не может и не должен иметь богатство. Последние исключались из отечества.

В средние века в толковании патриотизма мыслители зачастую апеллировали к религии. Церковь брала на себя задачу придания религиозного значения земному отечеству. Это кредо средневековой идеологии получило отчетливое звучание в триединой формуле русских консерваторов XIX века «православие-самодержавие-народность» и в официальном военном призыве «За веру, царя и отечество!», согласно которому цель патриотизма сводилась к служению царю и в его лице всему отечеству.

Напротив, идеологи Великой Французской революции связывали патриотизм со свободой, с борьбой против абсолютизма. Впервые слова «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

Педагогическое наследие чувашских просветителей в системе патриотического воспитания

В настоящее время в педагогической науке идет активное обсуждение концепции национально-регионального образования, которая предусматривает учет особенностей этнической истории и культурного развития региона в воспитательном и образовательном процессе. Любая программа воспитания, которая претендует на роль жизненно важной и необходимой, должна содержать в себе опыт народа по воспитанию и его выдающихся педагогов. В связи с этим мы сочли необходимым в своей работе изучить опыт по патриотическому воспитанию наиболее известных педагогов, представителей чувашского народа. В их деятельности большое место занимали вопросы, касающиеся воспитания подрастающего поколения в духе любви и преданности к Родине, родной земле и ее традициям, родному языку. Наиболее полное отражение эти вопросы получили в творчестве Николая Ивановича Ильминского, Ивана Яковлевича Яковлева и Геннадия Никандровича Волкова.

Николай Иванович Ильминский (1822-1891), русский по национальности, занимался просвещением нерусских народов Поволжья. В его деятельности культурное развитие Чувашского края, повышение образования чувашского народа занимали не последнее место. Основным средством реализации задач, связанных с просвещением Поволжья, было распространение православной религии через специально создаваемые миссионерские школы. Педагогическая система Н.И.Ильминского строилась с учетом объективных связей поволжских народов с русским и стремления их к политическому и культурному сближению.

Н.И.Ильминский одним из первых предложил вести обучение в начальной школе на родном языке, отмечая при этом, что в основу образования чуваш должен быть положен не русский, а родной язык; к изучению русского языка и преподаванию учебных предметов на нем следует переходить постепенно, по мере подготовки и развития учащихся; богослужение в храмах должно вестись на родном языке, для чего необходимо переводить религиозную литературу на чувашский язык.

В то время высказать такую точку зрения и отстоять ее было крайне тяжело. Вокруг этого вопроса развернулась широкая полемика. Основная причина несогласия официальных властей вести обучение на родном языке заключалась в том, что обучение на родном языке может привести к росту национального сознания нерусских народов, что не отвечало интересам царского самодержавия.

Н.И.Ильминский глубоко верил в возможность духовного возрождения и просвещения нерусских народов: для этого он открывал школы, печатал книги на родных языках.

В целом система Н.И.Ильминского преследовала русификаторские цели. Но в то же самое время он выступал против ассимиляции русскими нерусских народов, принявших православие и ратовал за сохранение языка и культуры последних.

Работа Н.И.Ильминского по просвещению чувашского и других народов Поволжья через христианизацию была направлена против дальнейшего наступления ислама. С одной стороны, рассматривая методы работы, нельзя назвать его деятельность правильной и необходимой. С другой стороны, переход чувашей, марийцев и др. в ислам вел к отатариванию, этническому уничтожению этих народов. В этом отношении И.Н.Ильминский сыграл прогрессивную роль в сохранении этих народов, как этносов.

Использование родного языка в школах, распространение элементарной грамотности содействовало росту общей грамотности населения, стимулировало развитие родных языков, способствовало подъему культуры народов России.

Таким образом, изучение научно-педагогического наследия Н.И.Ильминского позволяет сделать вывод о том, что его деятельность имела в целом патриотический характер. Цель его системы заключалась в воспитании народов Поволжья в духе дружбы с русским народом во имя процветания России.

Благородное дело Н.И.Ильминского продолжил его ученик, представитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). Он жил и трудился в период формирования чувашской нации. Его многогранная деятельность в качестве педагога, просветителя, общественного деятеля способствовала сплочению чувашского народа и пробуждению национального самосознания.

И.Я.Яковлев был горячим патриотом, неутомимо трудившимся во имя будущего своего народа. Глубоко переживая экономическую и культурную отсталость родного края в XIX веке, он искал пути ликвидации ее в развитии просвещения и приобщении к передовой русской культуре.

Русская культура, идеи народности, сформулированные К.Д.Ушинским, оказали на И.Я.Яковлева большое влияние и вызвали в нем горячее желание служить своему народу. В русском народе и его культуре он увидел могучий источник для поднятия культуры чувашского народа. И.Я.Яковлев сделал все возможное для того, чтобы русская культура чувашам стала понятна и близка настолько, что при ее помощи народ мог развивать свою национальную культуру: «Я поставил своей жизненной задачей, - пишет он, - служить делу сближения русского народа с одной из включенных в него историческими судьбами национальностей - чувашами» [376.199].

Содержательные возможности курсов «История России» и «Культура родного края» в воспитании патриотически ориентированной личности

Важнейшими функциями современной школы являются обучение и воспитание учащихся. Обе эти функции тесно взаимосвязаны. Их реализация осуществляется всей системой работы школьного коллектива на уроках и в процессе внеклассных занятий. Обучение рассматривается как одно из важнейших средств воспитания, а воспитание - как необходимое условие успешного обучения. Эта закономерность служит основой принципа воспитывающего обучения. Правильно организованное обучение оказывает решающее влияние на формирование и развитие личности.

Единство обучения и воспитания требует, чтобы каждый урок был действительно воспитывающим. Обучение не должно ограничиваться передачей и усвоением знаний, умений и навыков, а являться важным средством формирования личности с определенными умственными и моральными качествами. В связи с этим все учебные программы предусматривают решение определенных воспитательных задач. Отсюда важным условием усиления воспитывающего влияния обучения является тщательный анализ педагогами воспитательных возможностей каждого предмета и обдумывание воспитательных задач каждого урока.

Задачи патриотического воспитания учащихся в школе должны ставиться и решаться на всех уроках, по всем предметам. Безусловно, в реализации данных задач большими возможностями обладают предметы гуманитарного цикла, так как они являются хранителями богатства человеческого знания, его мудрости, житейского опыта.

Наиболее важным предметом в патриотическом воспитании является история. Она надежно хранит политический, экономический, культурный и нравственный опыт народа. «Будучи мудрым учителем, она преподает ничем не заменимые уроки, подает высокие примеры, образовывает, предостерегает от ошибок и наставляет, не поучая и не приказывая, помогает сохранять личное и национальное достоинство, укрепляет веру в будущее, оттачивает разум и облагораживает чувства, со всем чужеродным в нашем обществе, тягостно огорчительным в жизни, недостойным Истории - этой великой животворящей силы, воспитывающей в юношах и девушках патриотов, готовых к самоотверженной его защите» [67.116].

На роль и значение уроков истории России в формировании личности патриота обращали внимание многие выдающиеся деятели культуры и образования. Великий русский поэт А.С.Пушкин истории России в патриотическом воспитании молодого поколения отводил значительное место. Он писал: «Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых людей, готовящихся служить отечеству верой и правдой, имея целью искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве» [287.80]. Такую же высокую оценку этому предмету давал В.Г.Белинский, который писал, что именно в годы отрочества нужно допрашивать и спрашивать прошлое, чтобы оно помогло понять современное и заглянуть в будущее.

Один из известных педагогов советского времени В.А.Сухомлинский писал: «Историческая образованность - важнейшая ступень на пути к моральному самовоспитанию. Никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа» [319.246].

В формировании патриотических чувств большое значение имеют знания учащихся о родном крае, глубокое уважение к традициям земляков. Эти качества помогают учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма, как чувство долга перед народом, перед Родиной. Невозможно не зная истории, экономики родного края, боевых и трудовых подвигов, которые совершали местные жители, правильно оценить его современную жизнь, определить место в истории всей нашей великой Родины. В исследованиях, посвященных изучению роли школьного краеведения в патриотическом воспитании учащихся, говорится, что «знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного трудового участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая деятельная частица великого мира» [118.48]. Через изучение истории, экономики, культуры родного края у учащихся необходимо формировать сознание того, что «мой» край является неотъемлемой частицей «нашей» Родины.

Изучение истории родного края помогает укрепить чувство патриотизма у учащихся и поэтому является необходимым условием патриотического воспитания.

Похожие диссертации на Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях (На материале Чувашской Республики)