Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Дегтярева Маргарита Алексеевна

Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры
<
Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дегтярева Маргарита Алексеевна. Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 2007.- 252 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2174

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры 18

1.1. Русская народная культура и её роль в процессе формирования патриотически ориентированной личности 19

1.2. Возможности традиций русской народной культуры в формировании патриотически ориентированной личности 37

1.3. Формирование патриотически ориентированной личности подростка как педагогическая проблема 68

Выводы по первой главе 96

Глава 2 Экспериментальная работа по формированию патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры 98

2.1. Анализ педагогической деятельности использования русской народной культуры в формировании патриотически ориентированной личности подростка в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 100

2.2. Педагогические условия формирования патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры 123

2.3. Результат экспериментальной деятельности по формированию патриотически ориентированной личности подростка при освоении русской народной культуры 134

Выводы по второй главе 154

Заключение 159

Библиография

Введение к работе

Происходящие перемены в нашей стране в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни повлияли на педагогическую деятельность, направленную на воспитание подрастающего поколения. Одно из ключевых направлений этой деятельности - формирование патриотически ориентированной личности.

При формировании современной патриотически ориентированной личности необходимо учитывать большие и необратимые изменения, происходящие в российском обществе, которые не могут не влиять на сознание и чувства всех граждан, и в особенности подрастающего поколения.

По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, уважение к памяти павших за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории и культуры своего народа и др. Социально-нравственные ориентиры резко сместились в сторону социальной незрелости, бездуховности, нетерпимости, агрессивности.

С началом социально-политических и экономических преобразований в России резко снизилось воспитательное воздействие национальной культуры, искусства и образования. Необходимо отметить, что теряется преемственность воспитания патриотизма в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в системе высшего образования. В последнее время появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодёжи к защите Отечества, роли и места патриотизма в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.

В связи с этим становится всё более неотложным решение задач фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в системе патриотического воспитания.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных задач глубокого изучения и анализа всех происходящих в обществе изменений, процессов и

явлений, оказавших влияние на воспитание подрастающего поколения. Необходимо учитывать, что в практической реализации дела огромное значение приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ педагогической деятельности, направленной на повышение уровня гражданственности и патриотизма учащихся.

Пришло время признать то, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-нравственные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания.

За последние годы в государственной политике России в сфере воспитания произошли существенные изменения в оценке роли патриотического воспитания. Создана законодательная база, позволяющая реорганизовать и улучшить прежнюю систему формирования патриотически ориентированной личности. Речь идёт о принятии основополагающих документов: Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «Военной доктрины Российской Федерации», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Подпрограммы Министерства образования Российской Федерации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации». В трёх последних документах подчёркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей её содержанию всей системы патриотического воспитания граждан, прежде всего подрастающего поколения.

При этом патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейшей проблемы, которая связана с системой воспитания — формирование патриотически ориентированной личности.

Чтобы решить эту проблему, необходимо, прежде всего, теоретически проанализировать сущность патриотического воспитания как педагогического явления и определить его место в целостном воспитательном процессе.

Рассматриваемой проблеме были посвящены работы выдающихся учёных, педагогов, психологов. Большое внимание патриотическому воспитанию подрастающих поколений уделяли выдающиеся советские педагоги: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко. Эта проблема получила особое развитие в послевоенные годы. И.С. Марьенко и Ф.И. Хвалов в своих исследованиях рассматривали патриотическое воспитание как один из компонентов воспитания учащихся. И.А. Каиров и Н.И. Болдырев исследовали вопросы воспитания патриотизма у подростков в процессе внеклассной работы. В. А. Сухомлинский определил процесс воспитания патриотизма как формирование нравственных убеждений и поведения, он подчёркивал ведущую роль школы в этом процессе.

Труды советских теоретиков А. Белкина, Н.И. Губанова, А. Дементьева, В.М. Зарванского, М.М. Кучукова, В.В. Макарова, П.Н.Поспелова, А. Соболева, Л.П. Старикова, В.Чалмаева посвящены теоретической разработке патриотической идеи, являются характерным отражением эпохи строительства социализма и заслуживают внимания, более объективной, а не только негативной оценки.

Работы В.А. Сластёнина и Г.М. Суходоловой посвящены изучению организации патриотического воспитания вне школы и поискам практических путей активизации совместной деятельности школы, семьи и общественности.

О.Ю. Богданова, Б.А. Вульфсон, Б.Т. Лихачёв, Ю.П. Сокольников исследовали педагогические основы идейно-нравственного воспитания

учащихся: принципы, методы, пути и средства воспитания необходимых личностных качеств гражданина.

Важными являются работы, посвященные развитию в отечественной педагогике теории патриотического воспитания в отдельные исторические периоды, в которых раскрывается опыт воспитания патриотизма в дореволюционной России (Л. Седов, С. Громеницкий, Л. Нечаев и др.) и советской школы (Н. Агеенко, Ю.С. Васютин, Н.М. Конжиев, B.C. Чудный).

В своих работах Г.А. Зюганов, В. Зорькин, Г.А. Кочколда, В.И.Лутовинов, В.В. Макаров, А. Паникин, О.А.Платонов, Е.С. Троицкий обращаются к богатому наследию отечественной мысли. Они стремятся к более взвешенному, объективному анализу заслуживающих внимания трудов советского периода и, что особенно важно, рассматривают проблему в тесной связи с изменениями, происшедшими в российском обществе за последнее время.

Интересными являются исследования Д.Б. Богоявленской, Е.А.Бондаревской, В.А. Караковского, посвященные развитию теории учебно-методического комплекса по вопросам военно-патриотического воспитания.

Для данной проблемы значительны положения разработок отдельных зарубежных авторов (Дж. Адаме, Дж. Зевин, П. Нанн, С. Норвурд, Р. Питере, Х.Л. Христов и др.), которые ориентируют на организацию патриотического воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, возрождение духовного и нравственного потенциала любой нации и воспитание свободного гражданина в условиях открытого и свободного общества.

Анализ показал, что в этой области исследования применительно к современным условиям существуют проблемы и среди них - вопросы формирования патриотически ориентированной личности в процессе освоения русской народной культуры. Патриотизм не может быть сформирован без опоры на национальную культуру.

Унификация экономических и политических ценностей в условиях советского периода привела к устранению значимости этничности в

этносоциальных образованиях и обусловила понижение роли национальной культуры и национального самосознания.

В педагогической теории культура не была объектом пристального внимания, а культуры наций не входили в содержание учебно-воспитательного процесса.

Многолетняя ориентация на идею пролетарского интернационализма и недооценка роли национального фактора не могли не повлиять на практику работы школ, теряющих национальное своеобразие, что привело в результате к потере статуса национального образования в нашем обществе.

Национальным образованием принято считать своеобразие воспитательно-образовательной системы, которая учитывает историю и культуру народа, своеобразие национальных отношений и национального самосознания.

На необходимость формирования национального самосознания у школьников указывают следующие недостатки в практике воспитания:

недооценка роли национального фактора привела к отсутствию интереса школьников к русским традициям, обычаям, обрядам, устному народному творчеству, народным промыслам, историческим событиям;

опыт создания и функционирования образовательных систем, ориентированных на формирование интереса к русской народной культуре, ситуативен и недостаточно теоретически обоснован, что снижает его результативность и эффективность;

слабая разработанность проблемы возрождения традиций русской культуры как составной части общечеловеческой культуры.

Различные аспекты проблемы национального самосознания интересовали русских философов В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.Н.Толстого, B.C. Соловьёва, П.А. Флоренского, Н.Г. Чернышевского и др.

К проблеме национального и патриотического воспитания обращались М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский. А.С. Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.

В настоящее время проблемами национального самосознания занимаются этнографы Ю.Б. Бромлей, Л.М. Дробижева, С.А. Снежкова и др., педагоги И.Ф.Гончаров, Л.В. Каршинова О.В. Лебедева, М.И. Мухин, Л.В. Тодоров, Ф.Ф. Харисов и др., психологи И.С. Кон, B.C. Мухина и др.

Огромный вклад в разработку проблемы использования содержания этнопедагогики в процессе формирования личности внесли В.А. Афанасьев, Г.Н. Волков, З.П. Васильцова и др.

Так как диссертанта интересует проблема, связанная с «Формированием патриотически ориентированной личности подростков при освоении русской народной культуры», поэтому обратимся к анализу исследований посвященных проблемам использования народных традиций в воспитании.

Как показал анализ, проблема влияния традиций привлекает внимание многих историков, психологов и социологов. Но наибольшую разработанность она получила в философской и педагогической литературе. Признавая большую ценность традиций как средства воспитания, педагоги исследуют в трёх направлениях:

  1. идёт творческий поиск методики создания и использования в воспитательной работе школьных традиций;

  2. изучаются вопросы воспитания подрастающего поколения на боевых и трудовых традициях народа;

  3. исследуются возможности влияния народных традиций на воспитание школьников.

Данное исследование выполнено в русле третьего направления научного поиска.

Методологические вопросы подхода государства к воспитанию на народных традициях исследованы в трудах известного историка педагогики М.Ф. Шабаевой. В работах Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова подчёркнута большая роль народных традиций в развитии педагогической науки, показаны некоторые пути их использования в воспитании подрастающего поколения.

СР. Рыгзанов (на материале Бурятии) и Б. Апышев (на материале Киргизии) показали, что приобщение школьников к народным традициям

значительно повышает эффективность их трудового воспитания и профориентации. С. Темурова выяснила роль и значение традиций узбеков в нравственном воспитании учащихся на уроках родной литературы. На материалах Узбекистана М.А. Муратова исследовала сущность и возможности народных традиций в нравственном воспитании старшеклассников.

Анализ литературы показывает, что проблема патриотического воспитания и формирования у школьников патриотических качеств личности на традициях народной культуры недостаточно освещена в теории педагогики. Хотя Ф.И. Хвалов, Б. Кадыров, А.И. Борисовский, Р. К. Гусейнов в своих работах отразили некоторые формы патриотического воспитания вне школы, основанные на народных традициях, но они не ставили перед собой задачи -дать целостное представление о системе патриотического воспитания и формирования патриотически ориентированной личности подростков на основе народных традиций.

Положение о включении личности подростка в систему ответственной зависимости и нравственного выбора в условиях общественной практики (О.Ю. Богданова, М.Г. Тайчинов) и учебной деятельности (З.И. Васильева), а также проблемы гуманитаризации образования на основе личностно-ориентированного подхода, раскрывающиеся в работах Ш.А. Амонашвили, П.И. Пидкасистого, С.Д. Полякова, Н.Е. Щурковой и др., позволили определить и раскрыть гуманистические и духовно-нравственные аксиологические приоритеты как составную часть национальных ценностей в процессе формирования патриотически ориентированной личности.

В последнее время появилось ряд диссертационных исследований посвященных данной проблеме. В работах М.С. Васильева, Э.Х. Галеева, Ш.Ш.Залялиева, Л.А. Ибрагимова, З.М. Магометова, СИ. Раимова, Т.Г.Тимошина и других рассматривается проблема воспитания на культурных традициях разных народов. Актуальность вопроса о формировании патриотизма средствами народной культуры и народной педагогики ставится в исследованиях Ф.Г. Кондэс, Е.И. Корнеева, Л.И. Ляшко и др. Использование народной педагогики в различных направлениях воспитания и формирования

отдельных качеств личности предлагают Х.Х. Батчаева, Н.С. Иванова, М.А.Муратова и др.

Несмотря на разработанность вопроса, необходимо отметить, что для педагогической деятельности необходимо научно обоснованные рекомендации для построения целостной системы формирования патриотических качеств личности при освоении русской народной культуры.

С целью выяснения отношения педагогов к народной культуре, знание её составляющих и возможности использования в формировании патриотически ориентированной личности подростков были проведены опросы, беседы, анкетирование. Результаты показали, что большая часть педагогов строит свою работу без учёта элементов народной культуры. Лишь незначительная часть педагогов использует народные традиции, обычаи, их элементы в своей работе эпизодически. Все педагоги понимают значимость народной культуры, её традиций в современных условиях, но им не хватает рекомендаций, разработок.

Опросы родителей показали, что они не знают традиций народной культуры, у них нет чёткого понятия «народная культура» и её составляющих, хотя значительная часть их видит необходимость в формировании интереса школьников к народной культуре, но не владеет знаниями в этой области.

Опора в воспитательной работе на народную культуру и её традиции, как показывает практика диссертанта, позволяет воспитательным воздействием глубже, разносторонне проникать во внешкольную жизнь подростка, оказывает интенсивное влияние на формирование патриотического сознания, поведение подрастающего поколения, его готовности к самоотверженным поступкам во имя Родины.

В ходе исследования данной проблемы выявлено противоречие. С одной стороны - в стране многие годы ведётся последовательная и скоординированная единым замыслом педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию. Формирование национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, воспитание уважения к закону, положительного отношения к труду,

формирование и развитие потребности в духовной жизни и другое - все эти задачи должно решать патриотическое воспитание. Поэтому для успешного решения данных задач очевидна необходимость организации патриотически ориентированной деятельности с использованием средств народной культуры. С другой стороны - существуют объективные препятствия для вовлечения учащихся в этот процесс: практически мало используются средства народной культуры, нет ценностного отношения к русской народной культуре, слабая компетентность педагогов о содержании, методах и средствах использования русской народной культуры в учебно-воспитательном процессе школы. И как следствие этого отсутствие интереса школьников к русской народной культуре.

Актуальность диссертационного исследования, направленного на разрешение выявленного выше противоречия, подтверждается в ходе анализа научно-методической и специальной литературы.

Тема исследования: Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры.

В связи с этим, проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий и разработке модели организации патриотически ориентированной деятельности, которая обеспечила бы формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры.

Цель исследования: выявить необходимые педагогические условия и обосновать модель образовательного процесса по формированию патриотически ориентированной личности при освоении русской народной культуры на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Объект исследования: русская народная культура как средство патриотической ориентации подростка.

Предмет исследования: процесс формирования патриотически ориентированной личности подростка на основе изучения русской народной культуры.

Гипотеза исследования: формирование патриотически ориентированной личности подростка при освоении русской народной культуры становится эффективным, если:

- рассматривать русскую народную культуру как эффективное
педагогическое средство в формировании патриотической ориентации
современного подростка;

- созданы педагогические условия, при реализации которых системное
приобщение к русской народной культуре и осмысление её ценностного
содержания будет способствовать формированию патриотических качеств
личности подростка;

- разработана модель образовательного процесса с использованием средств
эмоционального стимулирования, определяющая последовательность и
систематичность изменения уровня интереса к русской народной культуре с
постепенным формированием патриотически ориентированной личности;

- определены эффективные методы, формы и средства формирования
патриотически ориентированной личности в процессе освоения русской
народной культуры в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа философских, исторических, педагогических, этнографических и научно-методических источников в области изучаемой педагогической проблемы определить общенаучные представления о патриотическом становлении личности в процессе освоения русской народной культуры как одной из органических сторон целостного воспитательного процесса.

  2. Выстроить систему педагогических условий формирования патриотически ориентированной личности в процессе освоения русской народной культуры.

3. Разработать модель организации патриотически ориентированной
деятельности, комплексно реализующую педагогические условия.

4. Создать и экспериментально проверить систему формирования
патриотической ориентированной личности подростка в процессе освоения
русской народной культуры на основе разработанной модели.

5. Разработать содержание учебной программы «Народная культура», как
одного из элементов школьного компонента и проверить её эффективность.

Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и русских философов от античности до 20 в., труды по педагогике, психологии, литературоведению, краеведению, этнографии (Аристотель, Дж. Адаме, Ф.Бэкон, Ю.В. Бромлей, Дж. Зевин, ЯЛ. Каменский, М. Мид, П. Нанн, С.Норвуд, И.ГЛесталоцци, Р. Питере, Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, Э. Фромм, Х.Л.Христов, В.В. Буш, А. Н. Афанасьев, О.Ю. Богданова, Г.Н. Волков, Л.С.Выготский, Б.Л. Вульфсон, Л.Н. Гумилёв, М.И.Демков, В.П. Исаенко, П.Ф.Каптерев, И.П.Корнилов, А.В. Луначарский, В.ИЛутовинов, м.И. Мухин, Мюллер-Лиер Франц, С.Немолодышев, Т.А. Пигилова, В.Я. Пропп, Б.Н.Путилов, В.А. Разумный, СМ. Соловьёв, В.А.Сухомлинский, В.Н. Татищев, А.В.Терещенко, Л.В.Тодоров, Ю.Н. Шилов, Н.Е. Щуркова и др.).

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения о развитии личности школьников и формировании духовных, нравственных патриотических качеств, гражданской убеждённости, изложенные в современных концепциях образования, философские положения о человеке и его взаимоотношения с окружающим миром, о роли народа в создании культуры, об отношении народа к наследию прошлого, принцип целостности культуры народа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
гипотезы были использованы теоретические и экспериментальные методы:
теоретический анализ философской, психолого-педагогической,

этнопедагогической, историографической и научно-методической литературы в контексте задач исследования; анализ документов учебно-воспитательного процесса; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, самоанализ, самооценка); констатирующий и

формирующий эксперименты, статистические методы обработки полученных

результатов.

Исследование было начато в 1998 году и прошло несколько этапов:

Первый этап /1998-2000/ - на основе анализа литературы и потребностей практики была определена область исследования и в самом первичном виде его проблема, предмет и задачи. Одновременно в личном опыте диссертанта как учителя, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе осуществлялось включение народной культуры в воспитание школьников, велись наблюдения за тем, как это влияет на идейно-нравственное воспитание учеников. Анализ и обобщение педагогического опыта по вопросам формирования патриотически ориентированной личности. Разработка учебной программы «Народная культура» и экспериментальных материалов обучающего эксперимента.

Второй этап /2000-2002/ - изучался уровень сформированное интереса к русской народной культуре, её традициям, формы проявления патриотических качеств учащихся общеобразовательных школ. Проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась статистическая обработка материалов, полученных в результате анкетирования, наблюдения, анализа и обобщения. На этот период приходится и начало формирующего эксперимента.

Третий этап /2002-2004/ - проводился формирующий эксперимент, цель которого заключалась в завершающей проверке гипотезы исследования. Установлены педагогические условия, при которых освоение русской народной культуры способствует формированию патриотически ориентированной личности. Изучение и обработка динамики полученных данных. Анализ и обобщение полученных результатов. Оформление выводов и рекомендаций.

Экспериментальная работа проводилась на базе школы №9 города Балашихи, школы №12 города Железнодорожный и школы №347 города Москвы.

Научная новизна исследования:

- установлены педагогические условия успешного формирования патриотически ориентированной личности подростка на основе русской

народной культуры при достижении единства урочной и внеурочной деятельности;

разработана и экспериментально проверена модель образовательного процесса по формированию патриотически ориентированной личности при эффективном использовании средств эмоционального стимулирования, способствующих изменению уровня интереса к русской народной культуре с учётом возрастных особенностей подростка;

определена эффективность методов, форм и средств реализации предлагаемой модели в урочное и внеурочное время.

Теоретическая значимость исследования:

На основе теоретического анализа была установлена ведущая роль русской народной культуры в образовании и воспитании учащихся и определено современное состояние педагогической деятельности по формированию патриотически ориентированной личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы; уточнено понятия «патриотическое воспитание», «формирование личности» и определено понятие «формирование патриотически ориентированной личности»;

Теоретически обоснована и методологически подтверждена целесообразность использования группы внешних стимулов в организации патриотически ориентированной деятельности (педагогические и эмоциональные) при анализе результатов деятельности подростков в процессе опытной работы. Доказано, что благодаря целенаправленной системе и использовании эмоционального стимулирования значительно расширяются возможности формирования интереса к русской народной культуре и изменения уровня патриотических качеств личности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: - разработаны, апробированы и внедрены в практику общеобразовательных школ учебная программа «Народная культура» и «Программа формирования патриотически ориентированной личности в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы», интегрированные уроки базовых предметов с элементами народной культуры;

- разработана и внедрена в практику познавательная коллективная
деятельность - игра-путешествие «По страницам народной культуры»;

- создана и апробирована программа дополнительного образования «Исток». На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование патриотически ориентированной личности подростка
происходит в процессе системного освоения русской народной культуры в
учебно-воспитательном процессе современной общеобразовательной школы.

2. Модель последовательного, систематичного формирования патриотически
ориентированной личности, обеспечивает взаимосвязь урочной и внеурочной
деятельности, отвечает выявленным педагогическим условиям.

3. Методы, формы и средства урочной и внеурочной деятельности
способствуют повышению уровня интереса к русской народной культуре и
уровня сформированности патриотических качеств личности.

Апробация материалов исследования.

Осуществлялось обобщение этого опыта на семинарах, конференциях и конкурсах учителей Московской области, в проведении которых автор принимал участие как заместитель директора по воспитательной работе, как учитель народной культуры и как руководитель фольклорного ансамбля:

18.11.98г. - семинар учителей музыки и народной культуры по теме «Развитие интереса к народной музыке и фольклору на уроках народной культуры» (г. Балашиха);

04.04.98г.- фестиваль-конкурс фольклорных коллективов в г. Балашиха;

22.11.99г. - постоянно действующий семинар для учителей музыки, фольклора, народной культуры и педагогов дополнительного образования по теме «Народные праздники в системе художественно-эстетического воспитания учащихся» (г. Балашиха);

09.03.2000г. - постоянно действующий семинар для учителей музыки, народной культуры, фольклора, педагогов дополнительного образования по теме «Зимние праздники народного календаря. Масленица» (г. Балашиха);

29.03.02 - семинар для слушателей Педагогической академии последипломного образования, зам. директоров по воспитательной работе,

учителей школ Балашихинского района и воспитателей ДОУ по теме «Изучение народной культуры в рамках реализации образовательной программы школы»;

04.03.03 - семинар для слушателей Педагогической академии последипломного образования, зам. директоров по воспитательной работе, учителей русского языка, истории, физической культуры, ИЗО, трудового обучения и воспитателей ДОУ по теме «Роль русской культуры в духовно-нравственном воспитании школьников»;

- 19 марта 2004г. - выступление на конференции: «Великий гуманист
мира - учитель» в Педагогической академии последипломного образования по
теме «Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания»;

2004-2005 учебный год - постоянно действующий семинар для учителей русского языка и литературы, музыки, народной культуры, воспитателей детского сада и музыкальных работников города Подольска;

22-23 апреля 2005 г. - участие во Всероссийской научно-практической конференции: «Методологические и практические проблемы инновационного образования, воспитания, и формирования инновационного мышления студентов в высшей школе (г. Балашиха, Московской обл.);

2 марта 2006 г. - семинар для слушателей Педагогической академии последипломного образования, по теме «Народная культура в образовательном процессе школы» (г. Москва);

- 17-18 марта 2006 г. - участие во Всероссийской научно-практической конференции: «Методологические и практические проблемы инновационного образования, формирующего инновационное мышление студентов в высшей школе».

Материалы исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования Педагогической академии последипломного образования (2000-2006г.г.).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Русская народная культура и её роль в процессе формирования патриотически ориентированной личности

Для разработки поставленной в настоящем исследовании проблемы необходимо определить то место, которое занимают русская народная культура в процессе воспитания, в частности, в формировании патриотически ориентированной личности.

Как известно, процесс формирования личности непрерывен и осуществляется он под воздействием самых различных сторон реальной действительности. «Воспитывают не только определённые лица, воспитывает весь школьный уклад. Воспитывает «улица», воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй, воспитывают события. Воспитывают не только детей, но и взрослых», - писала Н.К. Крупская. (120).

Компонентами этой воспитывающей среды выступают условия деятельности человека, различные социальные общности, в которые он входит (семья, учебные и производственные коллективы, город, село, народ и т.д.), предметный мир, в котором он живёт, возникающие в нём отношения. Различные макро- и микроуровни социальной среды осуществляют социальный контроль над поведением членов общества, и человек в своих действиях должен считаться с этим. Социальный контроль общества осуществляется при помощи существующих в нём законов, норм, морали, общественного мнения, разнообразных традиций и т.п.

Очевидно, что общественные отношения являются той силой, которая формирует патриотизм, лежат в основе формирования различных социальных качеств людей, их национального и общественного самосознания. Но было бы ошибочно считать, что патриотизм формируется стихийно под влиянием только объективных факторов. Его целенаправленное формирование можно обеспечить только при активном участии субъективного фактора - упорной и целенаправленной педагогической работой по формированию патриотически ориентированной личности.

Формирование такой личности может, осуществляется только в процессе целенаправленной учебно-воспитательной работы, в ходе и в результате усвоения опыта старших поколений на основе его многообразной деятельности.

По мнению Н.П. Дубинина, «люди воспринимают концентрированный исторический опыт человечества в виде различных достижений материальной и духовной культуры, языка, науки, философии, искусства, форм политического и нравственного сознания, мифов, сказок, собраний народной мудрости...». (79,С. 12-13).

Как показывает теоретический анализ, факторами и причинами, движущими силами процесса воспитания, в том числе и патриотического, выступает разнообразная деятельность воспитанников (игра, ученье, труд, спорт, художественная самодеятельность), сопряжённые с нею различные виды деятельности воспитателей (преподавание, разнообразные виды просвещения, педагогическое руководство трудом и т.п.), и, наконец, воспитательные коллективы, выступающие фактором, формой организации процесса воспитания.

Много лет подряд из сферы воспитания изымался огромный пласт -народная культура.

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Удалённость древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но прикоснуться к истории жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. «Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности - взаимопониманию и взаимообогащению народов и сознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями». (176).

Л.В. Каршинова считает, что «народная культура - это мир, в котором находится человек с момента своего рождения, воздух, которым он дышал, атмосфера высокой духовности и нравственности, проявляющая себя во всём, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность». (98, С.5).

Целостное устойчивое представление о духовности, нравственности, морали отражает народная культура. Система нравственного воспитания на Руси была действенна в семье, так как ребёнок дышал той атмосферой духовности, передающейся от стариков к детям, в которой находились его родители.

Народная культура - это глубоко продуманная и испытанная среда обрядов и обычаев, сложенная веками. Каждая вещь имела своё место, каждое слово логически определено и нравственно взвешено, каждый шаг озвучен и предусмотрен, под каждый промысел подведена поощрительная или запретная черта. Семья в большинстве случаев давала и начальные знания письменной культуры, промыслов, рукоделия. Отец учил сыновей, мать — дочерей. Усвоение знаний реализовывались через традиции, а основную учительскую роль играли старейшины рода. Культура народа замыкалась в едином круге народной философии и народной педагогики.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности к высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания.

Возможности традиций русской народной культуры в формировании патриотически ориентированной личности

Русский народ, как и другие народы земли, пройдя через многовековую историю, накопил большое разнообразие традиций. В них как бы кристаллизовались героическая борьба русского народа за свободу и независимость, его труд и опыт, фольклор, культура.

Актуальны и сегодня слова И.А. Ильина, «судьбы народа сокрыты в истории. Она таит в себе не только прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его здание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». (87, С. 23). И действительно, когда народ теряет связи с прошлым, он теряет свою силу, а значит, и будущее. Всё дальше и дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших предков. Их праздники и игры, песни и сказки, семейные предания и обряды. А ведь именно на этих памятниках, созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцов, воспитывались, развивались и обучались наши близкие и далёкие предки. И каждое новое поколение вносило в этот процесс своё, «просеивая через сито истории» трудовой, культурный и духовный опыт, отметая всё ненужное, ошибочное.

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Ребёнок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности с взрослыми, подражая им. Это и были первоначальные виды обучения и воспитания. Новое поколение использовало опыт предков, добавляло к нему что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению, формировалась народная культура.

«Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры». (163). Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. С рождения ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-декоративного искусства, и тогда народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

На протяжении веков народная культура развивалась в двух направлениях: материальном и духовном. Мюллер-Лиер Франц писал: «Духовные блага на протяжении веков и тысячелетий объединяют и становятся всё более мощным богатством». (161).

Профессор Л.В. Тодоров предлагает конструкт духовной культуры: - исконные ценности народной жизни и духа; - нормативные типы личности; - язык; - художественная литература; - искусство; - государство и общество; - вера, религия, церковь; - наука.

«Конструкт в обозначенном составе имеет прямое назначение именно для разработки допредметной теории содержания образования и предпосылок для определения общих идеалов учебно-воспитательного процесса». Л.В. Тодоров подчёркивает, что важнейшим элементом духовной культуры является «многовековой опыт жизни, морали и творческих созиданий народа». (249,СЛ9).

С формированием народной культуры одновременно развивались идеи обучения и воспитания детей, как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности передавался опыт общения людей друг с другом. Общение так же, как и труд, составляло жизненно необходимую потребность человека, т.к. вся жизнь, труд были групповыми, коллективными, где каждый человек выполнял свою роль. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались, совершенствовались в языке, наскальной живописи, рисунках, символах.

Вся народная культура рождается из трудовой деятельности, являющейся основой, средством, условием существования человека, поэтому неслучайно главное качество всех народных героев - трудолюбие. Трудом человека создано всё прекрасное и необходимое. «Труд немыслим без человека, а человек — без труда». (123, С. 110). Именно в отношении к труду в полной мере раскрывается нравственный облик человека. И если ты богат дарами, Их выставлять не хлопочи: В твоём труде заблещут сами

Их животворные лучи. (167, С. 89). Издревле приобщение детей к труду являлось важнейшей обязанностью родителей, рода, общины. С раннего детства ребёнок усваивал простую, но очень важную истину - труд никогда не бывает лёгким, благодаря ему, человек достигает определённого социального статуса и уважение других. Очень точно отразили это пословицы: «Труд человека кормит», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Работа да руки - падёжные в людях поруки», «Без труда и силач немощен, мудрец - глуп, красавец урод».

Анализ педагогической деятельности использования русской народной культуры в формировании патриотически ориентированной личности подростка в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы

Для того чтобы определить состояние педагогической практики в формировании патриотически ориентированной личности в учебно-воспитательном процессе необходим исходно-диагностический блок исследования, который направлен на: - изучение характера отношения учителей, подростков и родителей к русской народной культуре и её составляющим; - определение критериев и выявление уровней сформированности патриотически ориентированной личности подростка; - анализ содержания учебно-воспитательной работы по формированию патриотически ориентрованной личности.

Для получения комплекса результатов и в соответствии с целью исследования на диагностическом этапе использовался метод эксперимента. Была организована проверка эффективности методов, форм и средств, используемых в урочной и внеурочной деятельности, проверялась гипотеза. В ходе эксперимента использовался комплекс методов: - Теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. - Эмпирические методы - письменный опрос, изучение деятельности, опросные методы (анкеты, беседы), диагностическое наблюдение; педагогическая экспертиза; - Математические методы.

Анализ педагогической теории и практики показал, что в настоящее время нет однозначной трактовки понятия русская народная культура, и она чаще всего отождествляется с художественной культурой и русским искусством. Большую часть времени ребёнок находится в школе, и поэтому, чтобы пробудить в ребёнке чувство любви к Родине, педагог должен сам быть патриотом, знать и понимать культурное наследие своего народа. Достаточная компетентность учителя, вооружённость его знаниями в области русской народной культуры и умение их использовать при решении конкретных задач, и будут условиями успешного формирования патриотически ориентированной личности подростков.

Учителям школ г. Москвы, г. Железнодорожный и г. Балашиха был предложен опросный лист, позволяющий методом ранжирования выбрать содержательные признаки, которые они могли бы потенциально включить в педагогическую деятельность для освоения русской народной культуры. 152 респондентам было предложено отметить в порядке значимости содержательные признаки составляющие русскую народную культуру. (Таблица №2).

Метод ранжирования позволил сделать вывод, что 32, 2 % учителей школ считают основным признаком освоения учащимися русской народной культуры, должны стать народные традиции. 31 % респондентов ставят народные традиции на вторую, а 23% - на третью позиции.

Многие учителя ставят художественно-прикладное творчество на первую (32%) и вторую (26%) позиции. Это позволяет предполагать, что художественно-прикладное творчество используется в образовательном процессе.

Музыкальный фольклор многие учителя ставят на третью и четвёртую позиции (23%). Это говорит о том, что музыкальный фольклор мало применяется в воспитании школьников.

Устное народное творчество заняло первую позицию (32,2%), и это не случайно: роль устного народного творчества в воспитательном процессе велика, т.к. многие его виды включены в современные учебные программы.

Педагогические условия формирования патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры

Решение проблемы формирования патриотически ориентированной личности в процессе освоения русской народной культуры требует выявления педагогических условий, при которых эта задача была решена наиболее эффективно.

Условие - это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности в обстановке, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. 73).

Педагогические условия - это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приёмов и материально-пространственной среды, которые направлены на решение поставленных задач.

Педагогические условия создают предпосылки для функционирования процесса формирования патриотически ориентированной личности, выступая в качестве необходимых требований к организации процесса и факторов, способствующих его развитию, среды, в которой он протекает.

В данном исследовании рассматриваются педагогические условия в двух ракурсах: исходные условия и условия, вытекающие из эксперимента.

В комплекс, который был разработан и апробирован, вошли следующие педагогические условия: - поэтапно-преемственный подход к формированию патриотически ориентированной личности в процессе освоения русской народной культуры по специально разработанной программе; - психологическая и практическая подготовка учителей к формированию патриотически ориентированной личности на традициях русской народной культуры.

Формирование патриотически ориентированной личности в процессе освоения русской народной культуры в учебно-воспитательном процессе требует использования большого многообразия форм, средств и методов.

Использованы основные из них: подбор соответствующего учебного материала, специальная организация процесса обучения, гуманизация учебно-воспитательной работы с учащимися.

Русская народная культура носит интегрированный характер и оказывает влияние практически на все учебные предметы, но центральное место принадлежит русскому языку и литературе. Ещё К.Д. Ушинский считал, что «...вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». (255, С. 16).

Анализ учебной литературы для учащихся 5-9 классов традиционной программы (Учебники: под ред. Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина) позволяет сделать вывод о том, что в основном учебный материал по литературе строится на базе произведений русской литературы 18-20 в.в. (300 часов). На программу русского фольклора отводится 15 часов, древнерусскую литературу - 25 часов, а на знакомство с зарубежной литературой - 30 часов. (Диаграмма №1). Таким образом, при творческом подходе учителя программа может стать отправной точкой формирования патриотически ориентированной личности. Однако, на знакомство с устным народным творчеством, жанрами фольклора, самобытной древнерусской литературой в программе отведено слишком малое количество часов и не обеспечивает более обширного приобщения учащихся к богатствам отечественной культуры.

Значительно хуже дело обстоит с учебной литературой по русскому языку: тексты подобраны в качестве примеров и упражнений в основном из классической литературы, очень редко используются пословицы, поговорки, загадки и др.( 13).

Тексты сказок и былин не используются совсем, т.к. считается язык их устаревшим, хотя вполне подошёл бы к разделу «Лексика». Очень обширно можно использовать пословицы и поговорки в разделах: «Не» с частями речи», «Окончания глаголов «ться», «тся», «Личное окончание глаголов «ешь», «ишь». В учебниках д.п.н. Разумовской М.М., д.ф.н. Леканта на стр. 7 дан текст на украинском языке. Хотя Т.А. Богданова предлагает этимологию (толкование) слов. (24).

В учебной программе мировой художественной культуры с 5 по 9 классы на изучение русской культуры отведено 46 учебных недель, при этом изучается только искусство Древней Руси - 12 учебных недель - 6 класс, и искусство России 18-19 в.в. - 34 учебных недели - 9 класс. Изучение 13-17 в.в. практически отсутствует или осуществляется бегло. В программе нет единой линии изучения целостного представления о культуре, быте, нравах, верованиях наших предков. В отличие от русской культуры зарубежная культура изучается более объёмно и целостно, так например: 5 класс - искусство Древнего Мира (Египет, Азия, Турция, Древний Рим, Восток) - 34 учебные недели; 6 класс - Культура Византии, Романское искусство, Готическое искусство - 22 учебные недели; 7 класс - Италия - 22 учебных недели, Англия, Франция, 16-17 в.в., Испания 16 - 17 в.в. - 12 учебных недель; 8 класс - искусство Голландии и Франции 16-17 в.в. - 11 учебных недель, архитектура Италии, Англии, Германии - 11 учебных недель, зарубежное искусство 19 в. - 12 недель. Таким образом, изучение русской культуры в 7-8 классах отсутствует полностью.

Похожие диссертации на Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры