Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Нестеров Александр Климентьевич

Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин
<
Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестеров Александр Климентьевич. Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Нестеров Александр Климентьевич; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т].- Оренбург, 2009.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1425

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин 17

1.1. Педагогический смысл понятия «духовная культура студента» 17

1.2. Характеристика ценностного содержания культурологических дисциплин 31

1.3. Педагогическая технология формирования духовной культуры студента педагогического университета в процессе освоения ценностного

содержания культурологических дисциплин 50

Выводы по первой главе 77

Глава 2. Опыт формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин в педагогическом вузе . 81

2.1. Диагностика сформированности духовной культуры студента :..81

2.2. Реализация педагогической технологии формирования духовной культуры в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин 97

2.3. Динамика результатов опытно-поисковой работы 130

Выводы по второй главе 138

Заключение 141

Литература 144

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Понимание необходимости духовно-нравственного оздоровления социальной жизни становится характерным для массового общественного сознания. На парламентских слушаниях «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект» (Москва, 2 июня 2008 г.) констатировалось сохранение и углубление негативных тенденции в сфере духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, увеличение масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде несовершеннолетних, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. подчеркивается, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одной из важнейших задач воспитания ставится формирование духовности, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития достижений культуры.

В данном контексте остро встает проблема формирования духовной культуры педагога, который способен помочь растущей личности осознать и приобщиться к ответственному пониманию смысла человеческого бытия. Духовная культура личности учителя есть необходимое условие формирования духовности подрастающего поколения. По мнению общественных деятелей и ученых (Д.С. Лихачев, М.Л. Ростропович, А.И. Солженицын), условием формирования духовной культуры подрастающего поколения может стать постижение ими ценностного содержания культурологических дисциплин, представленных в произведениях искусства.

Исследования (В.Л. Бенин, Л.П. Гладких, Л.Б. Соколова), посвященные проблеме формирования духовной культуры студента - будущего педагога, констатируют недостаточную разработанность ряда аспектов содержания и ценностных доминант высшего профессионального образования. Практически нет работ, исследующих пути и способы формирования духовной культуры будущих педагогов на основе ценностного содержания дисциплин культурологического цикла (история культуры, философия культуры, куль-турантропология, мировая художественная культура и др.), уникальный ценностный потенциал которых заключается в возможности представлять целостное единство духовных, социальных и технологических компонентов содержания воспитания и обучения; рассматривать процессуальную сторону образования как культурный акт (событие), через который осуществляется реализация важных социокультурных функций.

Научную ценность для исследования проблемы формирования духов-ной культуры студента представляют:

-идеи философов, составляющие методологическую основу изучения духовной культуры личности (И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили);

-труды отечественных ученых (Н.А. Бердяев, Н.С. Розов, А.С. Хомяков), обращенные к важнейшим ценностным доминантам личности - духовности, соборности, всемирной отзывчивости;

-работы, обращенные к общим закономерностям психического развития личности и её духовного компонента (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков);

-психолого-педагогические концепции самовоспитания педагога, его духовного развития (Ю.П. Азаров, В.И. Андреев, А.Дистервег, Я.А. Комен-ский, В.В. Мурашов, Н.Д. Никандров, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий), становления профессиональной педагогической культуры (Е.П. Белозерцев);

-работы, посвященные изучению духовной культуры личности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, В.А. Бачинин, С.Л. Братченко, А.Брыль, Т.Н. Власова, О.Н. Козлова, Н.Б. Крылова, B.C. Леднев, Е.П. Никитин, Т.Г. Русакова, В.Г. Федотова, Д.И. Фельдштейн, З.В. Фомина, В.Франкл, Р.А. Эммонс);

- исследования общих закономерностей развития общего образования и высшей школы (Ш. Амонашвили, А.С. Белкин, Л.А. Беляева, Е.В. Бондарев-ская, И.В. Бестужев-Лада, З.И. Васильева, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Н.В. Михалкович, В.И. Мурашов, В.Н. Руденко, В.А. Рыбин, Ю.В. Сенько);

Условия и средства воспитания духовной культуры личности изучали О.В. Гукаленко, Н.М. Борытко, Л.И. Божович, Н.В. Гавриленко, Н.А. Коваль, Д.Г. Левчук, Б.Т. Лихачев, В.Г. Маралов, В.Н. Руденко, Н.М. Романенко, Н.Г. Свинина, Л.А. Степанюк, Л.В. Тодоров, Н.И. Шевандрин, Н.Е. Щуркова.

Пути формирования духовной культуры учителя представлены в работах В.Г. Александровой, В.Л. Бенина, ТТ. Габуния, Т.Г. Жарковской, Д.В. Качалова, К.М. Левитана, Л.М. Митиной, А.А. Орлова, В.М. Пустовалова, В.А. Сластенина, Л.Б. Соколовой.

Технологичность формирования отдельных и интегративных качеств личности изучалась В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой.

Особо значимыми для нашего исследования являются диссертационные работы, раскрывающие различные аспекты проблемы формирования духовной культуры и роль культурологических дисциплин в данном процессе: воспитание духовности (А.Н. Сергеев, 2003); приобщение к духовным ценностям (Н.И. Миронова, 1999); становление духовно-нравственных качеств личности (Л.В. Каршинова, 2000); духовное развитие (P.M. Салимова, 2000); формирование духовных потребностей (В.Н. Никифорова, 1999); духовное общение (Т.Н. Панаева, 2006 г.), воспитание духовной культуры школьников (Н.М. Романенко, 2003), развитие духовной культуры учителя (Е.И. Артамо-

нова, 2000); освоение будущими учителями культурологии ценностного содержания дисциплины «Мировая художественная культура» (Л.М. Кетова). Нами выявлены противоречия между:

объективной востребованностью обществом активной творческой личности с развитой системой духовных ориентиров, способной к духовно-практической деятельности и трансляции духовных ценностей и идеалов, и неразработанностью конкретных путей формирования духовной культуры в период общепрофессиональной подготовки студента педагогического вуза;

аксиологическим потенциалом культурологических дисциплин в формировании духовной культуры студента и преобладанием в образовательном процессе знаниевого компонента содержания образования над чувственным;

потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении формирования духовной культуры студента и недостаточной разработанностью содержания и условий.

Необходимость разрешения выявленных противоречий определила проблемный вопрос исследования: может ли формирование духовной культуры студента педагогического университета на занятиях культурологического цикла быть технологизировано?

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин».

В диссертации введено ограничение: исследование проводилось на гуманитарных факультетах педагогического университета.

Объект исследования: преподавание культурологических дисциплин в педагогическом университете.

Предмет исследования: формирование духовной культуры студента педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин.

Цель исследования: обосновать педагогическую технологию формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин.

В основу исследования положена гипотеза: освоение ценностного содержания культурологических дисциплин обеспечивает интеграцию знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного взросления в процессе формирования духовной культуры студента при наличии педагогической технологии, согласно которой:

духовная культура рассматривается как интегративное профессионально значимое качество личности, выступающее духовным ориентиром личностного и профессионально-педагогического развития;

ценностное содержание культурологических дисциплин включает когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой и деятельно-трансляционный компоненты и обеспечивает формирование культурной компетентности, духовной направленности студента, его включение в духовно-практическую деятельность;

процесс преподавания культурологических дисциплин основывается на принципах аксиологического, личностно ориентированного и деятельно-стного подходов; поэтапно включает студента в ситуации духовного познания, рефлексивного переживания, ценностного взаимодействия и творчества; строится с учетом механизма «самопознание — интериоризация — экстериори-зация»; имеет диагностическое сопровождение.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: |

  1. Конкретизировать содержание понятий «духовная культура студента» в контексте психолого-педагогических особенностей развития студента.

  2. Раскрыть ценностное содержание культурологических дисциплин в формировании духовной культуры студента.

  1. Обосновать последовательную совокупность педагогических действий, обеспечивающую формирование духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин.

  2. Создать научно-методическое обеспечение процесса формирования духовной культуры студента.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские идеи о духовности культуры и человека; теории диалогического общения и общения как обмене духовными ценностями; основные положения методологии педагогики и методики исследования; психологические концепции духовного развития личности; теории развития самосознания и саморазвития учителя; концепции формирования культуры педагогической деятельности; теоретические положения о воспитании духовности и формировании духовного опыта личности; концепции личностно ориентированного образования; концептуальные положения теории воспитания духовности в различных видах культуры; педагогические установки на значимость искусства в духовном обогащении личности.

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись методы исследования: теоретические — анализ философской, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме; эмпирические — наблюдение, анкетный опрос, беседа, экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс, тестирование, метод незаконченного предложения, методы оценивания, анализ творческих работ студентов. Для обработки данных использовались методы математической статистики.

Этапы исследования:

Первый этап (2000—2001 гг.) был посвящен изучению теоретических основ проблемы, обобщению передового опыта, анализу состояния образовательного процесса в педагогических вузах, систематизации личного опыта.

Итогом этой работы явилось выдвижение гипотезы, определение методологии и методов исследования.

На втором этапе (2001—2006 гг.) проводилась опытно-поисковая работа, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные, разрабатывалась и внедрялась в практику педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе преподавания культурологических дисциплин.

На третьем этапе (2006—2008 гг.) анализировались результаты опытно-поисковой работы, проводились разработка и внедрение в практику методических рекомендаций, оформлялись материалы диссертационного иссле-дования.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено содержание понятий «духовная культура студента», «формирование духовной культуры» за счет выделения педагогически обоснованных характеристик:

духовная культура студента, как профессионально значимое ка
чество личности, интегрирует духовные знания, направленность и опыт, ко
торые выступают внутренним ориентиром и регулятором действий и поступ
ков в педагогическом саморазвитии будущего учителя. Духовная культура
проявляется в ситуациях личностного самоопределения, морального выбора
и межличностного взаимодействия. В структуре духовной культуры студен
та выделяются когнитивный, ориентировочный и поведенческий компонен
ты,
которые отражают представление о духовных ценностях культуры и
способах их трансляции, направленность на ценностное взаимодействие,
опыт духовно-практической деятельности;

формирование духовной культуры студента, как процесс ин
теграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и
опыта духовного взросления, отражает внутреннюю динамику расширения

! I

опыта самопознания и духовного саморазвития индивида (духовный рост)
через диалог с Другим и духовно-практическую деятельность и осуществля
ется на основе поддержки устремленности личности к самосовершенствова
нию в русле высших ценностей человеческого бытия (истина, добро, красо-
та). '

  1. Доказано, что ценностное содержание культурологических дисцип-лин включает когнитивно-рефлексивный (содержание знаний об истории и закономерностях развития культуры и цивилизации; культурных и ценностных доминантах различных исторических эпох; духовно значимых культурных фактов и событий; произведениях человеческой культуры; роли духовной личности в развитии культуры); ценностно-смысловой (содержание опы-та духовных переживаний в произведениях искусства, ценностного отношения к жизни (своей и чужой), природе, искусству; духовного поиска; интен-циональной устремленности к духовному идеалу) и деятельно-трансляционный (содержание опыта приобщения к ценностям духовной культуры человечества и способов духовной самодетерминации личности, отраженных в произведениях искусства; способов духовного бытия и духовного творчества, ведущих к созданию ценностей культуры) компоненты.

  2. Разработана педагогическая технология формирования духовной культуры студента в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин, базирующаяся на совокупности принципов (понимание человека как высшей ценности, ценностное самоопределение личности в процессе образования, ориентация на духовность как цель и ценность образования; учет закономерностей природного и социокультурного развития личности, организация образовательного процесса в контексте культуры, удовлетворение интересов и потребностей студента в разнообразных видах духовно-практической деятельности; отношения на основе другодоминант-ности, решение жизненных ситуаций на духовно-ценностной основе), раскрывающая последовательность (расширение опыта духовного самопозна-

ния в процессе освоения учебного материала, интериоризация духовных ценностей человеческой культуры в процессе изучения культурных текстов и экстериоризация опыта духовного познания, переживания, оценки в профе-сионально-практической деятельности) и логику этапов, методы формирования «живого знания»; конституирования смысла, моделирования ситуаций; традиционные и инновационные формы аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности студентов, содержание знаний, переживаний и деятельности студента, обеспечивающие готовность будущего учителя к духовному саморазвитию, трансляции духовных ценностей культуры и духовному взаимодействию в профессионально-педагогической деятельности. Теоретическая значимость результатов исследования:

  1. Результаты исследования обогащают теорию воспитания за счет конкретизации понятий «духовная культура» и «формирование духовной культуры» в контексте психолого-возрастных и социокультурных характеристик студента вуза.

  2. Раскрыты функции духовной культуры студента (интенциональная, рефлексивная, мотивационная, регулятивная, преобразующая), репрезентирующие её как профессионально значимое качество будущего педагога.

  3. Разработанная педагогическая технология формирования духовной культуры студента, отражающая цель, задачи, принципы, методы и формы деятельности преподавателя и студента, выступает методологическим основанием прогнозирования результата освоения ценностного содержания культурологических дисциплин, углубляет теорию воспитания духовности на этапе профессионального становления личности.

Практическое значение результатов исследования:

1. Обоснование компонентов, показателей, уровневых характеристик, диагностического инструментария обеспечивает объективность, надежность и репрезентативность оценки уровня сформированности духовной культуры студента педагогического университета.

  1. Обоснованы методы формирования «живого знания» (взаимообога-щающий и внутренний диалог, стимуляция свободного выражения личной позиции, ретроспективный анализ жизненного опыта), конституирования смысла (глубинный диалог, полилог, художественно-педагогическая драматургия, «погружение» в культуру) и моделирования ситуаций (взаимозависимая деятельность, ролевая игра); инновационные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности (лекция-эссе, видеолекция; лекция-экскурсия, лекция-диалог, лекция-дискуссия; лекция-размышление; лекция-концерт, музыкальный лекторий, «музейные понедельники»), самостоятельной работы (дневниковое письмо, рецензирование спектаклей, фильмов; участие в социальных и культурных проектах), которые могут использоваться в системе подготовки педагогических кадров для разработки технологий личностно ориентированного обучения в рамках общей педагогики и педагогики саморазвития.

  2. Создано научно-методическое обеспечение процесса формирования духовной культуры студента в процессе освоения когнитивно-рефлексивного, ценностно-смыслового и деятельно-трансляционного компонентов ценностного содержания культурологических дисциплин в учебной работе, практические рекомендации по организации и технологии воспитательной и культурно-просветительской работы со студентами, обогащающие практику работы преподавателей вузов в процессе подготовки будущего педагога.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены аргументированностью построения его методологических оснований; опорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки; полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; использованием адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эмпирического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовная культура студента — интегративное профессионально значимое качество личности, характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии. Критериями и показателями духовной культуры являются культурная компетентность, духовная направленность и включенность в духовно-практическую деятельность (знание духовной составляющей человеческой культуры, умения использовать духовно-культурные знания в собственном саморазвитии, навыки использования духовно-культурных знаний в жизни; представленность духовно-культурных ценностей в аксиологическом потенциале личности, другодоминантность, эмпатийность; целеполагание в сфере духовной жизни, способы достижения поставленной цели, самоанализ результатов деятельности). Формирование духовной культуры студента — процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного саморазвития личности (духовный рост) на основе расширения опыта духовного познания, надличностного и надситуативного переживания, духовно-практической деятельности.

  1. Ценностное содержание культурологических дищиплин представляет совокупность знаний и представлений о смыслах и значениях культуры и опыта их применения в духовно-практической деятельности. Выделение когнитивно-рефлексивного (содержание духовных знаний), ценностно-смыслового (содержание переживаний) и деятельно-трансляционного (содержание деятельности) компонентов в ценностном содержании культурологических дисциплин обеспечивает реализацию механизма «самопознание -интериоризация - экстериоризация» в процессе поэтапного освоения духовного содержания культурных фактов и событий, осмысления духовного значения личности в культуре.

3. Педагогическая технология формирования духовной культуры сту
дента в процессе освоения ценностного содержания культурологических
дисциплин
базируется на совокупности принципов аксиологического (понима-

ниє человека как высшей ценности; ценностное самоопределение личности в процессе образования; ориентация на духовность как цель и ценность образования), личностно ориентированного (учет закономерностей природного и социокультурного развития личности; организация образовательного процесса в контексте культуры; удовлетворение интересов и потребностей студента в разнообразных видах духовно-практической деятельности) и деятельност-ного (отношения в социуме на основе другодоминантности; решение жизненных ситуаций на духовно-ценностной основе) подходов; методов (формирования «живого знания»; конституирования смысла, моделирования ситуаций); традиционных и инновационных форм аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности студентов (лекция, беседа, брифинг, дискус-сия; встреча, концерт, конференция; дневниковое письмо, участие в культурных проектах), соответствующих каждому этапу формирования духовной культуры {когнитивно-рефлексивный — расширение знаний о духовных смыслах и значениях в процессе изучения произведений культуры; ценностно-смысловой — осмысление своего духовного Я в процессе интериоризации духовных ценностей культуры через проживание-переживание ситуаций, основанных на нравственной коллизии; деятельно-трансляционный — эксте-риоризация опыта духовного познания, переживания, оценки в духовно-практической деятельности). Диагностическое сопровождение и отбор произведений по критерию ценностного содержания обеспечивают результативность формирования духовной культуры студента.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр общей педагогики, педагогики высшей школы, теории и истории культуры, художественно-эстетического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета (1999-2007 гг.); международных, российских, межвузовских

научных и научно-практических конференциях:

Российская научно-практическая конференция «Культура, искусство и образование^ в провинциальной России в контексте истории» (Оренбург, 2007г.);: :

Материалы круглого стола «Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования» (Оренбург, 2008г.);

1У Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал национальной культуры в.условиях поликультурного образовательного пространства» (Казань, 2007г.);

ХХУШ преподавательская научно-практическая конференция «Современные факторы повышения качества профессионального образования» (Оренбург, 2007г.); . .,

Областная научно-практическая конференция «Интеграция общего и профессионального образования как условие формирования компетентности будущего специалиста» (Орск, 2007г.);

XXIX преподавательская научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов» (Оренбург, 2008г.). :

Полученные в ходе исследования результаты активно внедряются в практику работы высших образовательных учреждений, педагогических колледжей и общеобразовательных школ г.г. Оренбурга, Бузулука, Орска, Бугу-руслана. Разработанные автором комплексная программа изучения культурологических дисциплин и авторских спецкурсов, методические рекомендации для преподавателей по реализации педагогической технологии в образовательном процессе вуза нашли применение в учебном процессе Оренбургского государственного педагогического университета. Материалы диссертации использованы в создании учебно-методического пособия «Формирование духовной культуры студентов».

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения (общий объем 161 с), списка литературы (161 источник), приложений (21 с); текст иллюстрирован схемами (3) и таблицами (17).

Педагогический смысл понятия «духовная культура студента»

Социально-экономические изменения в жизни России обусловили необходимость решения задач формирования духовной культуры личности как залога прогрессивного развития общества.

Решение исследовательских задач по формированию духовной культуры студента потребовало осмысления сложившейся в науке представлений о понятиях «культура», «духовная культура».

В системе современного научного знания понятие «культура» (лат. cultura — возделывание, обрабатывание — совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности) относится к числу фундаментальных.

К настоящему времени сформировались концептуальные подходы толкования сущности культуры. Среди них можно выделить основные: - антропологический (А. Кренбер, К. Клакхон, Э. Тайлор, Л. Уайт): культура - сокровищница всего, созданного людьми, понимание культуры представлено через выражение человеческой природы. Культура оценивается как развернутая феноменология человека, как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества; - аксиологический (В. Виндельбанд, Г. Риккерт А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.А. Зворошин, Г.Г. Карпов, В.А. Малахов, В.П. Ту гаринов, Н.З. Чавчавадзе, Г.Ф. Францев): культура - это мир ценностей, это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечест вом. Она объясняется как статическое явление, как набор ценностей, образо вавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его ре зультатом, но не процессом; - социологический (Т. Парсонс): культура - форма трансляции социаль-ного опыта, знаний, верований; - просветителъско-образователъный (И. Гердер): культура — обработка, возделывание души, ума; - психологический (К. Юнг): культура - отражение коллективного бессознательного начала человеческой психики; - коммуникативный (А. Моль): культура — система коммуникаций, путь от создателя культурных благ к потребителю; - семиотический (Ю. Лотман): культура - знаковая система; - структуральный (Р. Барт): культура есть взаимодействие текстов; - игровой (Й. Хейзинга, Г. Гессе): культура - это своеобразная интеллектуальная или производственная игра; - личностный (Б.Г. Ананьев,- Е.М. Верещагин, Л.Н. Коган, В.Г. Костомаров, В.К. Келле, Л.К. Круглова): культура - это ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют его как универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса; - деятелъностный (В.Л. Бенин, B.C. Давидович, Н.С.Злобин, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, B.C. Семенов): культура - способ человеческой жизне 19 деятельности, сохранения, регуляции и воспроизводства общественной жизни; совокупность способов по претворению человеческих сил и способностей в объективные социально значимые ценности.

Для осмысления сущности понятия «духовная культура» важны выводы ученых, которые отмечают, что культура это: - определенное духовно-этическое, сакральное поле, органическое целое. В это поле, по его мнению, всегда входили религия, наука, искусство, образование, нравственность и моральные нормы поведения человека (Д.С. Лихачев); - «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его ум-ножении» (Л.Н. Коган) (66, с. 43); - освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в ка- „ честве образца при решении всевозможных возникающих задач (В.Л. Бенин); - нравственные свойства — мораль, мировоззрение, жизненные позиции личности, где внешней формой проявления её являются результаты деятельности, поступки (слова, действия), поведение (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретический анализ позволил рассматривать культуру как взаимодействие людей, при котором происходит взаимообразное их формирование, где человек познает не некую независящую от него реальность, а себя само-го, собственное бытие, объективированное в фактах культуры — культивирует себя как личность.

В большинстве определений культуры выделяется её нравственная основа - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. При этом внутренняя сущность культуры личности относится к области духа, духовности.

Долгое время в понятие «духовность» вкладывался лишь религиозный смысл, оно понималось как синоним к словам «божественное», «священное». Постижение духовных основ культуры происходит в трудах И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинско-го, СТ. Шацкого, в которых проблема духовного развития личности связывается с идеями нравственного воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности. В трудах ученых различаются религиозная духовность и нравственная. Светская духовность — это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постижение высших ценностей, стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

В России в ХІХ-ХХ вв. вопросам раскрытия сути духовной культуры было уделено пристальное внимание в теоретическом наследии М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, В.В. Зеньковского, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова и других философов.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям Вильгельма фон Гумбольдта, который понимал её как религиозно-нравственные представления, приводящие к совершенствованию личности человека и к улучшению общественной жизни.

Трактовка понятия «духовная культура» опирается на философское понимание духовности как воззрения, обобщенно отражающего знания (значения), ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, отличные от эмпирического («материального», «природного») существованию человека. А.Ф. Лосев понятие «дух» напрямую связывает с внутренним миром человека: «Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со всем окружающим» (87, с. 277 - 279).

И.А. Ильин дает характеристику человеческому духу как личной энергии. Ученый утверждает, что духовность человека состоит, прежде всего, в уверенности, что в пределах собственной души человека есть лучшее и высшее, и это не зависит от его произвола. Духовность он определял как чуткость ко всему Божественному, воля к совершенству, любовь и доброта (54, с. 78).

В.В. Медушевский уточняет, что духовность нужно понимать в исконно-истинном смысле: «дух человеческий есть искра богоподобия, устремленность человеческого духа к Божественному ...» (92, с. 64 - 65).

Характеристика ценностного содержания культурологических дисциплин

Культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Наука возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин, объединенных понятием «культурологические дисциплины». Комплекс культурологических дисциплин включает базовый курс «Культурология», учебные курсы «История художественной культуры», «История искусства», спецкурсы «История культур и цивилизаций», «История музыкального образования», «Мифология», «Морфология искусства», «Культура и личность», «Психология музыки», «Музееведение», «Искусство книги» и другие, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Культурологическая подготовка рассматривается как обязательное направление в общей подготовке специалистов (закон «Об образовании») и на-правлена на свободное и разностороннее развитие личности, развитие художественного вкуса, способности самостоятельно ориентироваться в современном культурном пространстве, являясь источником духовного развития человека.

Основные принципы построения культурологических дисциплин в вузе, методы, средства её преподавания и основные подходы реализации содержания сформулированы в работах Е.Я. Александровой, И.М. Быховскои, И.В. Бестужева-Лады, Л.П. Буевой, Л.П. Воронковой, Г.В. Драча, Т.Ф. Кузнецовой, В.М. Межуева, Ю.В. Рождественского, А.Н. Ростовцева, Э.В. Соколова, А.Я. Флиера.

В трудах русских философов Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и в современных исследованиях М.М. Бахтина, Т.И. Власовой, В.Е. Турина, А.Ф. Лосева, В.Г.Федотовой обуславливается эффективность искусства как способ воздействия на духовный мир личности.

Исходя из определения содержания образования как системы (В.В.Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер), в диссертации ценностное содержание культурологических дисциплин представлено как система знаний о смыслах и значениях культуры, представлений о ценностном отношении к миру и культуре, опыта применения знаний и умений в духовно-практической деятельности.

Б.М. Неменский утверждает, что различные виды искусства способны вводить человека в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. Они делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека (99).

А.А. Орлов (104, с. 63 - 67) отмечает, что культурологические дисциплины помогают будущему учителю понять взаимосвязь и взаимодействие истории культуры и истории школы и педагогики, зависимость педагогических идей и концепций от социокультурных и этнических особенностей стран и народов. Ведущими методологическими подходами при отборе содержания, форм и методов изучения культурологических дисциплин становятся лично-стно-деятельностный, культурологический и антропологический. Первый позволяет сформулировать в качестве цели педагогической подготовки становление личности учителя, второй — рассматривать динамику педагогических идей и теорий в контексте развития мировой культуры, третий — определить человекознание как основу педагогической деятельности.

В настоящее время разработаны ряд учебников и учебных пособий для вузов по циклу культурологических дисциплин.

Так, учебник А.В. Костина «Культурология» (73) написан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, раскрывает темы «Теория культуры», «История мировой культуры», «История отечественной культуры», давая представление о предмете культурологии и ее месте в системе гуманитарного знания, анализируя соотношение народной, элитарной и массовой культур.

В учебном пособии А.Н. Марковой (88) анализируются важнейшие виды искусства, стили и жанры развития культуры по эпохам и странам, рассматриваются основные методологические положения предмета культурологии (сущность культуры, ее составные части, функции).

Учебник Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана (126) представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных проблем культурологического знания и состояния культуры в современном мире.

Книга А.И. Кравченко «Культурология» (7-е издание) посвящена рассмотрению предмета, методов и функций культуры, основных школ культурологии, освещается структура и динамика культуры, суть межкультурного общения, проблемы развития и формирования субкультур, излагается история мировой культуры с древности до наших дней (70).

Авторы учебного пособия по культурологии А.Л. Золкин, Л.А. Никитич дают характеристику основных этапов истории мировой художественной культуры, поднимают вопрос толерантности в диалоге культур на основе материала из истории культуры разных этносов и регионов; рассматривается проблема преемственности и инновации в культуре, единства и многообразия культур (52).

Н.В. Драч представил авторскую концепцию содержания культурологии как научной и учебной дисциплины на основе принципов единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, что позволяет теоретически осмыслить обширный фактический материал и перевести его в учебную форму (45).

Учебники СВ. и В.А. Карпушиных «История мировой культуры» (59), «История мировой культуры: наследие Запада» под редакцией С.Д. Серебряного (56), пособие Д.М. Зарецкой и И.В. Смирновой «Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток» (48), книга П.А. Сапронова «Культурология: курс лекций по теории и истории культуры» (117), отличаются предельной краткостью информации о величайших достижениях культуры.

Диагностика сформированности духовной культуры студента

Опытно-поисковая работа осуществлялась в условиях естественного учебного процесса педагогического университета и проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В соответствии с этапами, экспериментальная работа началась с изучения уровней сформированности духовной культуры по выборке студентов университета 230 человек.

В качестве экспериментальной группы были студенты специальностей «Иностранный язык», «Филология» (1-2 курс) - 120 человек 2005 года набора, на которых апробировалась выделенная нами технология формирования духовной культуры. В качестве контрольной группы в эксперименте участвовали студенты тех же специальностей (всего 110 человек) 2004 года набора, обучающиеся по традиционной программе.

В нашем исследовании мы принимали как аксиому, что многие личностные изменения, особенно касающиеся духовной сферы, измерить какими-либо тестами невозможно. Это обусловлено отсутствием стандарта идеально духовно культурного человека. Поэтому мы применяли методики качественной оценки, косвенные показатели. В настоящее время психолого-педагогические явления подразделяются на две категории: объективные материальные явления (явления, существующие вне и независимо от нашего сознания: движения, совершаемые человеком, издаваемые им звуки, выполняемые им действия,) и субъективные нематериальные явления (явления, свойственные данному лицу: ощущения, восприятия и представления, фантазии и мышление, чувства, влечения и желания, мотивация, знания, умения и навыки и т.д. Именно к этой категории относится духовная культура, поскольку её нельзя измерить).

Для получения эмпирической базы данных была проведена комплексная диагностика сформированности духовной культуры студента. Диагностическое сопровождение (комплексное использование методик экспертной оценки и самооценки на основных и промежуточных этапах), логическая последовательность этапов педагогического процесса обеспечивают функциональное единство целей и задач, содержания и методов работы преподавателя по формированию духовной культуры студента на занятиях культурологического цикла.

Для выяснения знаний студентов о духовной составляющей человеческой культуры мы предложили сочинение-рассуждение на тему «Что такое духовная культура?». Письменный опрос показал, что в начале наших занятий студенты не имели четкого представления о духовности, духовной культуре. Тесты по культурологии (Бобахо В.А., Левикова СИ., Чучайкина И.Е., Хоруженко К.М.) помогли выявить уровень культурологических знаний студентов (Приложение 2). На основе проведенного тестирования, высказываний студентов мы определили степень владения и осознания культурологических знаний и представлений о духовной культуре. На ос нове проведенного тестирования, высказываний студентов мы определили степень владения и осознания культурологических знаний и представлений о духовной культуре.

На начало исследования мы обнаружили недостаточное осмысление студентами проблем, заключенных в произведениях искусства. Большая часть студентов (28,9% в контрольной группе и 25,3% в экспериментальной группе) не умели выделять проблематику произведений (истина, идеалы, добро, любовь, сострадание, милосердие, гармония, красота). Эти данные показали тенденцию снижения уровня духовной культуры молодежи, неумение черпать для себя в искусстве духовно-нравственные знания.

Умения использовать духовно-культурные знания в собственном саморазвитии мы выясняли по косвенному показателю, используя особенности полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности. Использование стимульного материала в виде пословиц для изучения мотивационной сферы личности обусловлено их близостью к архетипическим образованиям психики и ментальным формам сознания, а также их образностью, понятностью, должным эмоциональным потенциалом. Все это адекватно отражает мотива-ционную обусловленность «Я- концепцию» личности. Применяя диагностику полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности СМ. Петровой (Приложение 3), мы видели, какие пословицы выбирает студент, то есть как он использует духовно-культурные знания в собственном саморазвитии. Включенные в методику пословицы диадными плеядами тяготеют друг к другу и имеют общий метасмысл. Основываясь на диадной плеядности пословиц, полимотивационную «Я-концепцию» личности составили 16 парных мотивационных тенденций. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой паре, о выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком «+», а четные знаком «-». И наоборот, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком «-», а четные -«+», можно говорить о доминировании противоположной тенденции. Особо значимыми для нашего исследования были пословицы, отражающие нравственную мотивацию, отражающие ориентацию индивида на соблюдение нравственных норм и желание жить по правде, по совести, по справедливости, что относится к духовной деятельности человека. Мы получили следующие результаты.Данные, полученные в ходе тестирования показывали, что в начале исследования у студентов экспериментальной и контрольной групп результаты были примерно одинаковые. Навыки использования духовно-культурных знаний в жизни мы выясняли по косвенному показателю совестливости человека, применяя методику «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) (Приложение 4). Данная методика предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для нашего исследования было важно определить направленность личности, при этом совестливость мы, основываясь на выводы ученых о духовной культуре, считали базой рассматриваемого феномена. Также мы принимали во внимание, что для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов, в поведении они руководствуются чувством долга, соблюдают этические стандарты, стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем. Мы трактовали совесть как внутренний мир, нравственный закон каждого. На последующих занятиях, где раскрывалось содержание понятия «совесть», мы рассматривали эмоциональные проявления совести: стыд, раскаяние, угрызения совести.

Реализация педагогической технологии формирования духовной культуры в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин

В ходе реализации педагогической технологии формирования духовной культуры студентов в духовно-культурном пространстве вуза мы определили главной задачей создание условий, при которых студенты «пропустили» через себя определённую сумму знаний, преподнесенных в искусстве в виде дидактически «препарированного» общечеловеческого опыта жизни. Мы использовали возможности духовно-культурного пространства философско-педагогического наследия отечественных мыслителей, художников, музыкантов. Построение духовно-культурного пространства в образовательном процессе возможно было только на грани различных культур, где происходи-ло общение индивидов в процессе знакомства с лучшими духовными образцами искусства — музыки, литературы, живописи. Использование видео- и мультимедийной техники предоставляло возможность «оживлять» образы.

Формирование знаний о духовной культуре в процессе изучения учебного материала и культурных текстов осуществлялось в соответствии с положениями теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: целостное эмоциональное восприятие произведения; осмысление формы и содержания произведения в контексте имеющегося опыта (соотнесение с личностной системой ценностей, выявление аналогий и противоречий); рефлексия ощущений, переживаний, мыслей и т.д. по поводу воспринимаемых художественных и культурных событий и явлений; формирование «смысла для себя» - создание идеально-чувственного образа переживаемого события.

Методом проблемного изложения материала обеспечивалось восприятие информации, было направлено на активизацию мыслительной деятельности студентов. Мы применяли вопросы, содержащие столкновение противоречий, требующие установления сходства и различия; содержащие необходимость выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов; задания типа «подтверди собственным примером», «докажи», а также задания, требующие исправления нравственных ошибок. Для этого использовали прямую постановку вопроса: Что вы знаете о...? ; постановку проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации; опору на письменные работы, в которых студенты излагали свои мысли при анализе произведения.

С целью создания духовно-культурного пространства мы, помимо обязательного предмета «Культурология», ввели ряд культурологических дисциплин, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга: «История искусства», спецкурсы «История культур и цивилизаций», «История музыкального образования», «Морфология искусства». В качестве факультативов студентам университета предлагались курсы «Психология музыки», «Музееведение», «Искусство книги».

Программы культурологических дисциплин выстраивались в соответствии с принципами историзма, единства теории и практики, согласованности и преемственности тем, взаимосвязи между предметами.

Учебные программы ориентировались на развитие сфер: сенсорно-эмоциональной (восприимчивость к искусству и постижение его образного языка), нравственно-волевой (сопереживание, способность дать произведению аксиологическую и эстетическую оценку), познавательной (усвоение теоретических знаний, расширение объема культурологических представлений, эрудиция). В них были расширены типичные для истории художественной культуры набор явлений, имен, периодов, эстетических фактов. В поле зрения оказывались не только отдельные вершинные достижения, но и объемный творческий фон, культурный контекст, второстепенные фигуры, нюансы, необходимые для полноты картины. Концептуально важной особенностью содержания программ являлось обращение к философской, мировоз зренческои тематике. Так, например, изучая культуру различных народов, мы рассматривали религиозно-нравственные основы, говорили о влиянии философии на мышление. Содержательный круг охватывал наиболее значимые памятники философской и этической мысли. Идеи определенных авторов являлись ключом к пониманию этических и эстетических принципов соответствующих историко-культурных эпох.

Программы отражали не только тематический, но и проблемный аспекты преподавания. Сквозная проблема учебных курсов — аксиологический потенциал художественной культуры, духовно-нравственные основы искуства. Структуры дисциплин были обусловлены сочетанием трех композиционных принципов: хронологического, регионального и морфологического. Отечественная культура рассматривалась во взаимосвязях с общеевропейской, но феномены русской культуры XIX-XX вв. выделены в качестве особых явлений и самостоятельных тем.

Содержание цикла предметов предполагало широкий круг знаний, охватывающий разделы мировой культуры. Также нами были введены темы религиоведческого плана, позволяющие познакомиться с основными мировыми религиями, узнать об особенностях различных конфессий. Подобные знания позволяли студенту приобщиться к культуре, традициям народов, населяющих нашу страну, что, в свою очередь, помогало развитию толерантности и патриотизма. Содержание культурологических дисциплин было направлено на развитие у студентов образного мышления, становление мировоззрения и повышение уровня духовной культуры через самостоятельное составление целостной картины мира на стыке философии и искусства. Предметы выполняли не только ознакомительную и аналитическую функцию, но и активизировали направленность студентов на духовное взросление. Существенным моментом в содержании являлся акцент на взаимодействии культур различных эпох и народов. Широко использовались межпред метные связи, обращение к сведениям из истории, психологии, музыки, литературы, языкознания, географии, биологии, морфологии искусства.

Содержание культурологических дисциплин помогало поставить студента в условия, где он делал открытие собственной духовной культуры, нравственной основы личности, пытался определить свои перспективы, место в жизни, задуматься над тем, что такое человек, в каких взаимоотношениях он находится с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть. Таким образом, данные дисциплины мы интерпретировали не как комплекс историй искусств, а как пространство, где осуществлялся процесс самопознания и самообразования. Главным являлось не просто художественное произведение, а сущность человека во всей его противоречивой целостности. В цикле культурологических дисциплин особое внимание было уделено теоретическому обоснованию роли традиционной русской культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании человека. Мы уделяли внимание повышению роли искусства народов региона в процессе формирования у студента национального духовного самосознания.

Похожие диссертации на Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин