Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Кошеленко Любовь Владимировна

Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов
<
Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кошеленко Любовь Владимировна. Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов : 13.00.01 Кошеленко, Любовь Владимировна Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов (На примере дисциплины "Культурология") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Мичуринск, 2006 236 с. РГБ ОД, 61:06-13/1385

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование эстетической культуры личности как научно-педагогическая проблема 16

1.1. Историко-педагогический анализ развития эстетической культуры земледельца с древнейших времён и до наших дней 16

1.2. Содержание, формы и методы эстетического воспитания студенческой молодёжи 34

1.3. Эстетическое воспитание студентов сельскохозяйственных академий и аграрных университетов 51

Выводы по главе 1 73

Глава 2. Экспериментальное обоснование процесса формирования эстетической культуры студентов-аграриев средствами культурологии и искусства 78

2.1. Предварительное исследование проблемы формирования эстетической культуры личности студентов 78

2.2. Экспериментальное обоснование системы формирования эстетической культуры студентов агрономических специальностей в учебном процессе 96

2.3. Технология проектирования в самостоятельной работе студентов при профилированном преподавании дисциплины «Культурология» в аграрном университете 120

Выводы по главе 2 141

Заключение 146

Библиографический список 151

Приложения 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема формирования эстетической культуры подрастающего поколения волновала людей во все времена. В первобытном обществе воспитание осуществлялось стихийно, а с появлением семейного воспитания и учебных заведений формирование эстетической культуры молодёжи и взрослого населения стало организованным. В более поздние периоды формирование эстетической культуры превратилось в сложный процесс, направленный на всестороннее и гармоничное развитие личности. В настоящее время положительные нравственные и эстетические ценности, по мнению различных исследователей, в том числе педагогов и культурологов, в ряде случаев подменяются отрицательными, что привлекает к себе определённую часть молодёжи. На данном этапе развития общества наблюдаются следующие негативные тенденции: стремление к богатству, нездоровый карьеризм, собственнические интересы и др.

Формирование эстетической культуры осуществляется во всех типах учебных заведений: детских садах, общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, в профессиональных училищах, средних специальных учебных заведениях и высшей профессиональной школе. Утрата в последние годы эстетических ценностей наиболее ощутимо проявилась именно в высшей профессиональной школе. Так, руководство многих вузов отказалось от института кураторства, закрыло факультеты общественных профессий, в свою очередь, профессорско-преподавательский состав свёл свои усилия сугубо к учебной работе, оставляя воспитательную работу вне поля своей деятельности. Преподаватели культурологии в аграрных университетах в большинстве случаев не учитывают региональную, национально-этническую и профессиональную специфику, а содержание дисциплины профессионально не ориентируют с учётом профиля подготовки и профессиональной деятельности выпускника. В настоящее время перед высшей школой стоят задачи

реанимирования положительных аспектов воспитательной работы со студентами, повышения их уровня эстетической культуры.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, изучение опыта позволили выявить два основных направления формирования эстетической культуры современной студенческой молодёжи. Первое - воспитание эстетического вкуса, оценок и эстетических чувств; второе - изучение и описание опыта формирования эстетической культуры студентов в системе проводимых воспитательных мероприятий.

Возникновение эстетических идей относится к глубокой древности, ко времени развития рабовладельческой культуры Древнего Китая, Индии, Вавилона, Египта, Греции и Рима. История сохранила до нашего времени высказывания древнегреческих мыслителей о сущности эстетического начала в обществе во взаимоотношениях людей. Среди них необходимо отметить Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платона, Эпикура, Лукреция Кара, Зенона, Сенеку и др. Формирование эстетической культуры молодёжи нашло своё отражение в эпоху Средневековья, в трудах наиболее ярких гуманистов этого времени: Плотина, Августина Аврелия, Фомы Аквинско-го, а позже Шекспира, Сервантеса, Рабле, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. В последующие времена появился ряд трактатов, посвященных исследованию эстетических отношений человека к действительности. В первую очередь, следует назвать Ф. Бэкона, Д. Локка, Р. Декарта, Д. Дидро, Г. Лессинга. Вопросы формирования эстетической культуры явились предметом изучения великих философов своего времени: И. Канта, В. Гегеля, Л. Фейербаха.

Проблемы эстетической культуры глубоко интересовали русских учёных, писателей и философов, таких как М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский и др. XIX - XX века проходили под лозунгами социализма, теории воспитания человека в социалистическом обществе, которые разра-

батывали К. Маркс и Ф. Энгельс, В. Ленин, П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. Плеханов, К. Цеткин и др. В первые годы советской власти вопросы эстетического воспитания находили своё отражение в работах А. Луначарского, Н. Крупской, С. Шацкого, П. Блонского, А. Гастева и др. Так, известный педагог 20-х годов прошлого века А.К. Гастев, глубоко рассматривающий трудовые педагогические технологии, подчёркивал большое практическое значение эстетического воспитания для молодёжи: «Надо будет культурное воспитание сделать более оперативным, более жизненным, а не таким идеологическим и стилизованно трудовым, как его даёт современная школа». Известные российские педагоги А.С. Макаренко, СИ. Гессен, В.А. Сухомлинский уделяли значительное внимание вопросам воспитания подрастающего поколения, эстетического в частности.

В послевоенные годы наметилась активизация и дальнейшее разви--;1 тие педагогических технологий, направленных на формирование трудовой и эстетической культуры учащейся молодёжи в работах таких учёных, как . П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, С.Я. Батышев. В настоящее время вопросами воспитания, включая и эсте-., тическое, занимаются многие исследователи: В.А. Сластёнин, Н.Д. Никан-дров, В.А. Кан-Калик, С.А. Померанцев, A.M. Чикирев, B.C. Библер. Среди зарубежных учёных следует отметить А. Комбса, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Вопросы формирования эстетической культуры широко представлены в трудах Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева. Вместе с тем, степень разработанности проблемы формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов является недостаточной.

Актуальность диссертационного исследования определяется противоречием между потребностями общества в высококвалифицированных специалистах сельскохозяйственного производства, умеющих организовать свою работу и повседневную сельскую жизнь на основе высокой эсте-

тической культуры и недостаточной разработкой процесса формирования эстетической культуры студентов в аграрных университетах.

Выявленное противоречие позволяет констатировать особую актуальность педагогических исследований научной проблемы, суть которой сводится к тому, чтобы установить, каковы должны быть содержание, модель и условия формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов.

Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и её важная практическая значимость определили тему настоящей работы: «Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов (на примере дисциплины «Культурология»).

Цель исследования: разработать содержание, модель и выявить условия формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов на примере дисциплины «Культурология».

Объект исследования - формирование эстетической культуры студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования - процесс формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов на примере дисциплины «Культурология».

Гипотеза: процесс формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов на примере дисциплины «Культурология» будет эффективным, если:

- механизм формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов основан на модульно-рейтинговом подходе, объединяющим в одно целое учебную работу, внеучебную деятельность и самостоятельную работу студентов, включающим в себя закономерности, принципы, цели, задачи, профилированное содержание, формы и методы формирования эстетической культуры студентов сельскохозяйственных вузов;

он осуществляется на основе модели, включающей в себя педагогический, социально-педагогический и профессионально-педагогический аспекты;

применяются научно обоснованные принципы формирования эстетической культуры студентов аграрного университета;

реализуется программа, основанная на модульно-рейтинговом подходе и профилированном компоненте содержания обучения, дополненная занятиями по внеучебной и самостоятельной работе.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и механизм формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов.

  2. Предложить и описать модель формирования эстетической культуры студентов аграрного университета в педагогическом, социально-педагогическом и профессионально-педагогическом аспектах.

  3. Выявить основные принципы формирования эстетической культуры студентов; определить педагогические, психологические и организационно-управленческие условия успешного преподавания культурологии.

  4. Разработать, экспериментально проверить и научно обосновать программу и содержание вузовского компонента дисциплины «Культурология» в контексте профилированного преподавания и эффективного формирования эстетической культуры студентов в учебно-воспитательном процессе с применением педагогической технологии формирования эстетической культуры студентов (основанной на проектной работе) в учебно-воспитательном процессе.

Теоретико-методологическая основа исследования строилась на концепции гуманизма, основанной на признании человека высшей ценностью; философском положении о творческо-преобразующей сущности личности; положении о личностно ориентированном обучении, развитии и саморазвитии личностных эстетических и профессиональных качеств

субъектов образовательного процесса; положении о профессиональном и эстетическом становлении личности в процессе деятельности; о сущности явлений в сельскохозяйственном труде, сельском быте и досуге.

Базовыми теоретическими подходами были определены следующие:
личностно ориентированный подход И.С. Якиманской; гуманистические
взгляды Маслоу, Роджерса, Колли, и др.; педагогика сотрудничества
В.А. Бухвалова; культурологический подход И.Ф. Исаева, Н.И. Лифинце-
вой, В.А. Сластёнина и др.; проблемное обучение; культуровоспитываю-
щая технология дифференцированного обучения И.Н. Закатовой; техноло
гия «диалога культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова; развивающее обу
чение Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, З.И. Калмыковой,
Л.М. Фридмана и др.; технологии саморазвития Г.К. Селевко, свободного
труда (всестороннего воспитания) С. Френе; модульный подход, которым.;
занимались Ф.С. Келлер, Дж. Кеннеди, Н.А. Краудер, Ч. Куписевич,
Е. Паркхерст, Б.Ф. Скиннер, К. Уошберн и др. :

Методы исследования: дедукция, индукция; анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, абстрагирование, конкретизация; аналогия, , моделирование; контент - анализ философской, педагогической, культурологической, психологической, методической, социологической, нормативной литературы; опрос (анкетирование, интервью, беседа, тестирование, шкалирование); оценивание показателей контрольной и экспериментальной групп; включённое наблюдение; социометрия; анализ творческих работ студентов; метод экспертных оценок; опытная работа; изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент; корреляция; определение достоверности различий; многомерный анализ.

Основной базой экспериментального исследования явились: Мичуринский государственный аграрный университет (агрономический факультет), а также Мичуринский плодоовощной институт им. И.В. Мичурина

МичГАУ; Рязанская государственная сельскохозяйственная академия, Тамбовский государственный технический университет.

Основные этапы диссертационного исследования:

  1. этап (1995 - 2002 гг.) - на первом этапе применялись методы изучения и анализа эстетического воспитания в общеобразовательных школах, музыкальных школах, в ССУЗах и ВУЗах. Анализировалась педагогическая и культурологическая литература, документы, методики, программы, приказы, инструкции по содержанию эстетического воспитания; изучалась научная, нормативная и специальная литература. Исследование феномена формирования эстетической культуры опиралось на такие методы, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

  2. этап (2002 - 2003 гг.) - был посвящен проведению предварительного исследования среди студентов, обучающихся сельскохозяйственным специальностям. Полученные результаты позволили сформировать личностное осознание необходимости изменений в системе формирования эстетической культуры студенческой молодёжи. Были определены цель, объект, предмет и научная гипотеза исследования, а также разработаны показатели, критерии, признаки и уровни оценивания эстетической культуры студентов аграрного университета. Велось дальнейшее изучение и сбор философской, педагогической, психологической, культурологической, нормативной литературы по проблеме исследования, формулировка гипотезы и темы исследования, разработка программы и плана опытно-экспериментальной работы, накопление эмпирического материала, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, разработка технологии самостоятельной работы студентов, определение методологической основы; разработка методического обеспечения дисциплины «Культурология»; проводилось анкетирование, тестирование, анализ творческих работ студентов, педагогическое проектирование и моделирование.

  1. этап (2003 - 2004 гг.) - уточнение гипотезы и темы исследования; разработка и апробация задач и модели формирования эстетической культуры студентов аграрного университета, проведение педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялась проверка разработанной технологии обучения; выявление условий эффективного формирования эстетической культуры студентов аграрного университета; осуществление анализа, корректировки и накопления материалов исследования; проведение анкетирования, тестирования; экспертное оценивание профилированного содержания дисциплины «Культурология», проведение многомерного анализа.

  2. этап (2004 - 2005 гг.) - сбор дополнительного эмпирического материала; математическая обработка результатов исследования, анализ и обобщение итоговых материалов опытно-экспериментальной работы, описание разработанных на предыдущих этапах исследования модели, учеб-;? ной программы, учебных планов, литературно-графическое оформление диссертации.

Научная новизна исследования. Новизна проведённого исследования заключается в следующем:

создана и экспериментально обоснована модель формирования эстетической культуры студентов в педагогическом (закономерности, принципы, цели, задачи, содержание, формы, методы), социально-педагогическом (внешние и внутренние факторы, виды деятельности, условия, критерии, показатели, признаки), профессионально-педагогическом (структура агрономической службы, эстетическая культура агронома) аспектах;

предложен механизм эффективного формирования эстетической культуры студентов аграрного университета, составляющими частями которого являлись три модуля, объединяющие в единое целое учебную, вне-учебную и самостоятельную работу студентов, принципы и профилированное содержание обучения, приводящиеся в движение педагогической технологией;

- выявлены и уточнены принципы формирования эстетической культуры студентов аграрного университета: эстетизации жизни и профессиональной деятельности через призму красоты сельскохозяйственного труда, быта и отдыха агронома; организации производственной деятельности агронома в соответствии с требованиями общества, культуры, науки и образования; формирования эстетической культуры агронома на базе общей профессиональной культуры личности; соответствия структуре базовой культуры личности агронома; развития творчества будущего агронома в процессе самостоятельной деятельности по формированию эстетической культуры; привития интереса к эстетической стороне профессиональной деятельности в процессе обучения и воспитания агронома; профилированного обучения и воспитания; взаимосвязи теории с практической деятельностью агронома; единства эстетического воспитания и художественного образования агронома; учёта интеллектуального уровня развития будущих агрономов; структуры агрономической службы сельскохозяйственного предприятия, включающая в себя службу главного агронома, агрономов по отраслям, рабочих и бригадиров; учёт структуры эстетической культуры агронома в процессе формирования чувства прекрасного в окружающей природе, сельскохозяйственном труде, в повседневной жизни.

-разработано содержание дисциплины «Культурология», построенное на идее профильного обучения, позволяющего органично сочетать Федеральный, региональный и вузовский компоненты Государственного образовательного стандарта с целью формирования эстетической культуры.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

-установлены и описаны принципы и условия формирования эстетической культуры студентов, новые педагогические факты (содержание регионального и вузовского компонентов ГОСТа), способы эффективной гуманитарной подготовки специалистов (профилированное обучение и воспитание), в частности, проектирование в самостоятельной работе сту-

дентов, выполняющих 18 проектов по формированию эстетической культуры в трудовой деятельности, быте и отдыхе;

проработана модель формирования эстетической культуры в трёх аспектах (педагогическом, социально-педагогическом и профессионально-педагогическом), отобраны и определены традиционные и современные подходы при описании педагогических категорий, а также обозначены авторские разработки по каждой из категорий;

показаны пути отбора содержания конкретной дисциплины «Культурология» на уровне регионального и вузовского компонента ГОСТа, позволяющего проводить обучение с учётом профиля специальных дисциплин и будущей деятельности специалиста;

-разработана и детально описана педагогическая технология формирования эстетической культуры будущих специалистов сельского хозяйства, определены её характеристики: гуманистическая, педагогико-культурологическая, мотивационно-волевая, направлена на формирование высокой эстетической культуры, ориентированная на обучение, воспитание и самовоспитание, личностно ориентированная, направленная на студентов аграрных университетов.

Практическая значимость работы заключается в том, что её основные положения позволяют повысить качество вузовского преподавания гуманитарных дисциплин.

Разработанная программа дисциплины на основе модульно-рейтин-гового подхода в обучении обеспечивает реализацию Федерального компонента Государственного образовательного стандарта при изучении теории культуры, регионального компонента на примере изучения сельского хозяйства в произведениях искусства и вузовского компонента, позволяющего формировать эстетическую культуру специалиста.

Подготовлено и экспериментально обосновано педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, направленное на формирование

эстетической культуры и включающее в себя учебную программу, тематический план, программы внеучебной и самостоятельной работы студентов, а также предложена педагогическая технология реализации названной программы.

Оценка достоверности и обоснованности результатов исследования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена опорой на исходные методологические концепции гуманизма, основанные на признании человека высшей ценностью; философские положения о творче-ско-преобразующей сущности личности, о личностно ориентированном обучении, о развитии и саморазвитии личностных эстетических качеств; достижения философской, педагогической, культурологической наук; применением широкого набора методов педагогических исследований, проведением детально проработанного педагогического эксперимента, статистических методов обработки результатов исследования на больших выборках.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов заключается в качественной подготовке специалистов в аграрных университетах на основе нового профилированного содержания обучения культурологии, которое позволяет эффективно влиять на повышение уровня эстетической культуры студентов. Механизмом формирования эстетической культуры является модульный подход, объединяющий в одно целое учебно-воспитательную работу, внеучебную деятельность и самостоятельную работу студентов; включающий в себя специфические принципы, цели, задачи, содержание, формы и методы формирования эстетической культуры студентов, обучающихся на агрономических специальностях высших учебных заведений. Данный механизм приводит в движение предложенная педагогическая технология.

  2. Модель формирования эстетической культуры студентов аграрных университетов, представленная в трёх аспектах: педагогическом, социаль-

но-педагогическом и профессионально-педагогическом. Данная модель включает в себя закономерности, принципы, цели, задачи и содержание формирования эстетической культуры студентов, которые разделены на традиционные, современные и применённые в экспериментальной работе. В модель входят внешние и внутренние факторы; условия формирования эстетической культуры студентов; уровни художественно-эстетической культуры; а также структура эстетической культуры агронома.

3. Профилированная экспериментальная программа и содержание вузовского компонента дисциплины «Культурология» состоит из входного и выходного контроля и трёх модулей: теоретического - «Теория культуры -изучение науки «Культурология» и сущности культуры» и двух практических модулей: «Сельское хозяйство в искусстве - отражение в искусстве тем природы, труда и быта на занятиях по дисциплине «Культурология» для студентов аграрных вузов», «Культура в деятельности агронома -профилированное изучение культуры труда агронома».

4. Основными условиями достижения студентами целей формирования эстетической культуры студентов являются, во-первых, педагогические условия (развитая инфраструктура культуры, учёт художественно-эстетического уровня сельских детей, профилированное преподавание, чёткая организация самостоятельной работы, профессионально-эстетический компонент в содержании программы); во-вторых, психологические (формирование нового мышления через призму художественно-эстетических характеристик, формирование потребности к изучению основных видов искусства (музыки, литературы, живописи), формирование умений и навыков анализа произведений искусства, развитие психологических установок на внедрение художественно-эстетических моментов в профессиональную деятельность и желание творить по законам красоты), в третьих, организационно-управленческие (разработка нового экспериментального содержания дисциплины «Культурология» на основе эстетической культуры при безусловном выпол-

нении ГОСТа, организация внеучебной работы по культурологии, направленной на художественно-эстетическое развитие студентов, разработка системы планирования, отчётов и проектов в учебной, внеучебной и самостоятельной работе студентов, организация управления учебно-воспитательным процессом на основе модульно-рейтингового подхода обучения, внедрение личностно ориентированных технологий).

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и основные результаты исследования докладывались, публиковались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики, кафедры философии и социальных коммуникаций Мичуринского государственного аграрного университета; на Международных, Российских, Региональных, межвузовских, научно-методических, научно-практических, научно-технических конференциях: «Достижения науки - агропромышленному, производству» (Челябинск, 2005), «Актуальные проблемы сельскохозяйственной науки» (Самара, 2005), «Инновационные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме» (Рязань, 2005), «Педагогические возможности дисциплины «Культурология» в системе профессиональной подготовки молодых специалистов аграрных вузов» (Кемерово, 2005), «Организация, руководство и управление непрерывным образованием как социально-педагогическая проблема» (Липецк, 2005) и др. Материалы диссертационного исследования изложены в публикациях автора и внедрены на агрономическом факультете Мичуринского государственного аграрного университета и Мичуринском плодоовощном институте имени И.В. Мичурина.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, изложенных на 173 стр., а также приложений. Библиографический список включает в себя 217 источников, из них 35 на иностранном языке.

Историко-педагогический анализ развития эстетической культуры земледельца с древнейших времён и до наших дней

Понятийный аппарат История - наука о политических, экономических, культурных, педагогических и других аспектах деятельности человека в различные исторические эпохи. Педагогика - наука об обучении и воспитании человека. Анализ - расчленение целого на части, подробный разбор конкретного явления. Историко-педагогический анализ - это детальное описание процесса формирования эстетической культуры молодёжи в различные исторические периоды с первобытно-общинного строя и до наших дней.

Эстетика - это сфера красоты, прекрасного, идеального с одной стороны и безобразного, недопустимого с другой. Эстетика сельскохозяйственного труда агронома - это красота, которая проявляется в труде агронома. Культура - совокупность образовательно-воспитательных характеристик человека, группы людей и общества. Эстетическая культура - это способность видеть и создавать прекрасное, проявлять безупречный вкус в любой сфере профессиональной деятельности.

Для современного научного знания определяющим является то, что первобытная эпоха характеризуется тяжёлыми условиями жизни. В этом контексте вполне можно согласиться с П.И. Борисковским и Т.М. Тимошиной в том, что главной задачей для человека той ранней эпохи было выживание. От прикладных знаний, умений и навыков часто зависела жизнь первобытного человека, которому было необходимо отрабатывать своё мастерство во всех видах деятельности [14,157].

Первобытная эпоха, как утверждает большинство исследователей, является временем появления человека разумного. По мнению В.П. Алексеева и А.И. Першица, человек появился 1 - 1,5 млн. лет до нашей эры [3, с. 11-15]. Сильная зависимость от природных условий обусловила расселение людей в благоприятных для существования районах земного шара, которые были насыщены пищей и отличались мягким климатом. По мнению исследователей Т.М. Тимошиной, Ю.И. Семёнова, I. Goodall и других, именно с этого периода человек начал подчинять свою жизнь борьбе с природой за выживание. Учёные утверждают, что посредством деятельности и упорного труда люди постепенно приспосабливались к среде обитания [82, с. 172-173; 83; 143, с. 49; 157; 160; 196, с. 83; 213, с. 440; 214, с. 216]. Первый этап (1 млн. - 400 тыс. лет до н. э.) развития человеческого общества характеризуется появлением человека. В трудах учёных, изучающих историю первобытного человека, мы встречаем информацию о том, что в это время люди стали спускаться с деревьев на землю, человек постепенно поднялся на две ноги, у него стала формироваться прямая походка. Древнейшую эпоху существования человека делят на три века: каменный, железный и бронзовый [3, с. 17]. Эти названия говорят о том, какими материалами пользовался человек в каждый из названных периодов. Некоторые учёные полагают, что кости и камни были первыми орудиями человека. Палеолит также делят на три этапа: нижний, средний и верхний [54, с. 22-23; 160, с. 131-139].

Известно, что человек «разумный» появился в период верхнего палеолита - от 40 до 35 тыс. лет назад до н. э. [122]. Археологические находки, донесшие до нас через тысячелетия информацию о жизни первобытных людей, убедительно доказывают, что уклад и образ жизни первобытных людей отличался от животного тем, что человек начал действовать осознанно, оттачивая своё мастерство охотника и собирателя (табл. 1). Первобытный человек использовал подручные средства, облегчающие ему работу: зубы, когти и кости животных, палки-копалки, которые служат ему инструментами для добывания пищи.

В трудовой деятельности первобытного человека уже в то время присутствовали элементы красоты. Их можно обнаружить в целесообразности и надёжности инструментов, в грубой, но тщательной обработке. В бытовой сфере использовались подручные материалы: листья, кости, шкуры животных. Можно предположить, что отдых первобытного человека был полностью подчинён восстановлению физических сил после тяжёлой работы.

В это время просматриваются зачатки первобытного искусства: использование различных речевых интонаций, рисунков на земле и на камнях, ритмичных движений, появление мимики и жестов. Уже в верхнем па История зарождения профессии собирателя и его эстетической леолите наблюдается творческая художественная деятельность людей. До нашего времени дошли наскальные изображения людей и животных, показывающих сцены охоты, а также изображения женских фигурок и орнаментов, чаще всего, религиозного назначения. Как отмечает А.А. Радугин, первобытное искусство являлось однородным и не зависело от места обитания людей. Изображения носили схематичный характер, практически были одинаковыми [122].

Таким образом, на наш взгляд, на первом этапе развития человеческого общества произошло зарождение эстетической культуры первобытного собирателя съедобных растений, как в художественном творчестве, так и в его трудовой деятельности.

На втором этапе (400 - 100 тыс. лет до н. э.) развития человеческого общества люди вели кочевой образ жизни. Анализ археологических данных позволяет предположить, что основными видами деятельности оставались охота и собирательство. Естественно, что вести речь о профессиональной деятельности на данном этапе ещё рано, но уже в этот период стали выделяться конкретные люди, которые собирали более качественные продукты питания, да и по количеству больше, чем все остальные. Скорее всего, они использовали различные примитивные приспособления, проявляли творчество и смекалку, обучая тем самым других людей [128]. Предположительно, люди данной эпохи занимались собиранием съедобных и лечебных растений: плодов и овощей, корней и побегов, ягод и грибов, зерновых культур, которые давали много сил и сохраняли лёгкость в организме.

По утверждениям некоторых исследователей, в частности, Е. Попова, Д.И. Латышиной, основными видами деятельности древнего человека являлись: магия, охота, собирательство и ремёсла [17, 82].

Предположительно в этот период появились примитивные технологии земледелия. Люди поняли, что можно пересаживать съедобные растения ближе к жилищу. Они стали переносить и высаживать эти растения около пещеры, ухаживать за ними и охранять свои огороды [44, с. 25].

Естественно, что на втором этапе продолжают совершенствоваться орудия труда земледельца: появилась примитивная лопата, искусно заострённые палки, камни и кости, а в качестве переносных ёмкостей использовались широкие листья, полые плоды и шкуры животных. Молодёжь перенимала опыт старших в процессе общения и непосредственной практической жизни и работы. Люди немного усовершенствовали способы хранения продуктов в шкурах животных, в полых овощах, в дуплах и на ветках деревьев, в ямах и пещерах, а также научились варить пищу в горячих источниках и обжаривать её на огне. Человек стал изготавливать удобную одежду и обувь, целесообразную для собирательства (табл. 2).

Появились первые зачатки искусства. В ритуалах присутствовали пение и танцы, заклинания-молитвы, элементы примитивной речи, ритмическое сопровождение громкими ударами, рисунки на теле, скалах, оружии, в жилище [44, с. 26].

Второй этап развития человеческого общества, на наш взгляд, характеризуется как прогрессивный этап на пути совершенствования методов приспособления и адаптации человека к окружающей природе, когда он научился доращивать дикие проросшие растения около своего жилища.

На третьем этапе развития человеческого общества, в ходе анализа информации, полученной исследователями с мест древних поселений, человек начал заниматься примитивным земледелием. Он изобрёл новые технологии выращивания съедобных растений с помощью более совершенных деревянных и каменных орудий труда: лопаты, мотыги, серпа, скребка, а также приспособлений из шкур, растений (корзины, короба) (прил. 36, табл. 43).

Содержание, формы и методы эстетического воспитания студенческой молодёжи

Закономерности обучения и воспитания эстетической культуры - это объективные устойчивые связи между различными явлениями педагогического процесса формирования эстетической культуры. Принципы обучения и воспитания - это основные положения, которыми руководствуется преподаватель в учебно-воспитательном процессе. Содержание обучения -это перечень основных сведений и требований по учебной дисциплине.

Эстетическое воспитание - это планируемый и контролируемый педагогический процесс формирования эстетической культуры личности. Эстетическое воспитание студентов определяется закономерностями, принципами, целями, задачами и содержанием. Эстетическая культура - это высшее проявление положительных результатов эстетического образования, эстетического воспитания и эстетического поведения. Рассмотрим данные педагогические категории в предложенном порядке.

Закономерности педагогического процесса понимаются как объективные устойчивые связи между его условиями и результатами. В педагогической науке понятие «закономерность» разработано достаточно широко. Так, И.О. Межеряков в психолого-педагогическом словаре, а также СИ. Архангельский, П.И. Пидкасистый и И.Ф. Харламов в своих работах трактуют понятие «закономерностей педагогического процесса» как устойчивых, объективно существующих, повторяющихся, существенных связей между явлениями педагогического процесса [2, с. 111; 30, с. 152; 125, с. 214; 169, с. 84; 480]. П.И. Пидкасистый, в свою очередь, говоря о закономерностях воспитания, определяет их как объективные характеристики, не поддающиеся обобщению из-за конкретного индивидуального подхода в каждом случае [125, с. 214; 480]. Б.Т. Лихачёв, являясь сторонником единого учебно-воспитательного процесса, отождествляет закономерности педагогического процесса с его принципами [92, с. 97-104].

В то же время В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов предлагают следующее определение закономерностей обучения: «Существенные и необходимые связи между его (обучения или воспитания) условиями и результатом ...» [126, с. 165].

Закономерности обучения и воспитания являются основой образовательного процесса. В нашем исследовании были выявлены традиционные закономерности. Перечислим основные закономерности обучения, определяющие эффективность учебно-воспитательного процесса: единство целей, содержания и методов; воспитывающий характер обучения; развивающий характер обучения; взаимосвязь между обучением и воспитанием; посиль-ность, доступность; оптимальные условия протекания процесса обучения. Закономерности воспитания позволяют утверждать, что процесс воспитания будет эффективным, если в нём будут присутствовать следующие факторы: воспитательные отношения, единство целей, содержания и методов, соответствие цели и действий, воздействие благоприятных объективных и субъективных факторов, интенсивность процессов воспитания и самовоспитания, активность участников процесса, высокое качество педагогического воздействия, сочетаемость педагогического воздействия с уровнем развития воспитанников, связь воспитания и деятельности, соответствие объективным потребностям общества, качества взаимоотношений между воспитанниками [27, 88, 92, 125,126, 130, 137, 169].

Как известно, из закономерностей вытекают принципы обучения и воспитания. В Толковом словаре русского языка и в психолого-педагогическом словаре понятие «принцип» определяется как «Основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» или «Основная особенность в устройстве чего-нибудь» [116, с. 595-596; 137, с. 356]. Можно сказать, что понятие «принцип» достаточно конкретно и имеет определённый смысл. Так, П.И. Пидкасистый считает принципом обучения «... указание по использованию на практике законов и закономерностей ...» [125, с. 220], отмечая при этом важную роль постоянства в различных условиях [125, с. 492]. Принципом же воспитания он считает «положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания» [125, с. 356]. В.В. Белорусова определяет принципы обучения как «исходные положения, которые лежат в основе обучения, определяют выбор содержания, методов, форм организации учебного процесса и весь ход его проведения» [124, с. 89]. Принципы воспитания, трактуются ею как «исходные положения, в которых выражены основные требования к направлению, содержанию, методам и организации воспитательной работы, отношениям между участниками воспитательного процесса» [124, с. 138]. У И.Ф. Харламова мы находим определение принципов обучения: «... основополагающие требования к практической организации учебного процесса» [169, с. 177].

Анализируя работы таких педагогов как Ю.К. Бабанский, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачёв, И.Ф. Харламов, нами были выделены традиционные принципы последовательности, систематичности, научности, прочности, доступности, преемственности, сознательности, наглядности, сочетания требовательности и уважения, учёта возрастных различий, гуманности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей. К современным культурологическим принципам относятся принципы гуманизации, демократизации, культуросооб-разности, ориентации на культурные ценности, личностного подхода, дея-тельностного подхода, определения перспектив, практического формирования личности, целостности и единства процессов обучения и воспитания, интеллектуально-эмоционального развития, активности и инициативы [27, 88,93,125,126,130,169].

Необходимо отметить, что принципы, существующие в педагогической науке, являются обобщенными положениями учебно-воспитательного процесса. Большинство из них претендует на универсальное применение в педагогической практике. К сожалению, специализированных принципов (в контексте нашего эксперимента) мы не обнаружили. В дальнейшем нам хотелось бы их разработать.

Одновременно с этим рассмотрим категорию «педагогическая цель»: понятие «цель» является важным моментом в педагогической науке. В «Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова» под целью понимается «Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить» [116, с. 872]. В Психолого-педагогическом словаре цель трактуется как «осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие» [137, с. 476]. Также отметим, что понятие «цель образования» -это «предвосхищаемые в мышлении результаты участия человека в разного рода образовательных программах» [137, с. 476]. Таким образом, под педагогической целью мы будем понимать планируемый желаемый результат педагогического воздействия. Целью же эстетического воспитания В.А. Сластёнин определяет «процесс целенаправленного развития способностей личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности» [126, с. 320]. Закономерно, что каждое учебное заведение, планируя содержание образовательных программ, ставит главную цель, на которую ориентирована вся учебно-воспитательная работа данного заведения. В частности, также формулируется и цель эстетического воспитания.

Вместе с тем, рассмотрим цели эстетического воспитания детей и учащейся молодёжи в различные возрастные периоды: 6-7 лет - ознакомление с первоначальными эстетическими представлениями в семье и в детском саду; 13-15 лет - формирование осознанных эстетических взглядов и представлений в неполной общеобразовательной школе; 15-17 лет - завершение формирования общих эстетических знаний и культуры поведения в полной общеобразовательной школе; 17-23 года - совершенствование эстетической культуры в ходе обучения в высшей школе (прил. 9, табл. 22). Так, в программе обучения и воспитания в детском саду цель эстетического воспитания предусматривает формирование основ элементарной культуры личности, подготовку к жизни в современном обществе [135]. Неполное среднее образование предполагает формирование целостного представления о мире, приобретение опыта творческой деятельности, предпрофильную подготовку. Полная средняя школа предусматривает формирование духовности и культуры личности, осознание своего стремления к красоте, целесообразности и гармонии, которыми определяется природа.

Предварительное исследование проблемы формирования эстетической культуры личности студентов

Эстетическая культура - новое понятие гуманистической педагогики, означающее целенаправленное формирование всесторонне и гармонично развитого человека, который творит свой высокий ценностный облик по законам красоты, а также чувствует, понимает и активно утверждает истинно прекрасное в жизни и в искусстве.

Эстетика сельскохозяйственного труда - это система представлений о красоте сельского хозяйства как вида профессиональной деятельности.

Возраст опрошенных студентов находился в диапазоне от 17 до 20 лет и старше (прил. 44, табл. 51). Анкетный опрос проводился среди студентов первых - шестых курсов (прил. 45. табл. 52).

С помощью результатов предварительного опроса, проведённого со студентами, было изучено отношение студентов к культуре и искусству, а точнее, к видам искусства: живописи, музыке, литературе. Своё положительное отношение высказало подавляющее большинство студентов, причём с большим отрывом от сомневающихся и студентов с негативным отношением к искусству (табл. 6).

Весомый процент опрошенных, имеющих хобби и увлечения (83,3 %), указывает на то, что студенческая молодёжь способна увлекаться творческой деятельностью, она - не пассивна. Опрос показал, что студенческая среда способна к творческой деятельности.

В итоге было установлено, что большинство студентов - 47,1 % отмечает наличие проблемы формирования эстетической культуры будущих специалистов АПК. В то же время не задумываются над этим 39,6 % студентов аграрных специальностей.

В ходе исследования было необходимо выявить характер общения с культурой (искусством). Основная масса студентов - 73,1 % редко посещает театры, музеи, выставки и концерты. При заполнении опросного листа студенты отметили ограниченность своих возможностей в этом плане. Отметим достаточное количество факторов, влияющих на данную ситуацию: большие расстояния, плохие дороги, временные ограничения для транспорта, нехватка времени на дорогу, отсутствие мощной пропаганды искусства со стороны государства, недостаточное формирование интереса к искусству в сельской школе и т. п.

Отсюда следует, что в силу ограниченности возможностей молодые люди, проживающие в сельской местности, порой лишены возможности полноценного восприятия культурных ценностей общества. Вот почему эстетический компонент в университетской подготовке специалистов сельского хозяйства является необходимой составной частью воспитания студентов агрономических специальностей с целью последующего их закрепления на селе.

В целях более глубокого изучения уровня художественно-эстетического развития студентов, было проведено исследование мнений 400 студентов агрономических специальностей Рязанской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П.А. Костычева, Тамбовского государственного технического университета и Мичуринского государственного аграрного университета.

Методика опроса представляла собой анкету из двух частей: общих сведений о респондентах и специальных вопросов (прил. 12). В общих сведениях мы попытались выяснить бюджет на одного человека в месяц, на личие в семье культурно-досуговых, информационных, транспортных средств, библиотеки и словарей - то есть изучить возможности студентов в культурно-досуговой сфере [138].

Значительная часть опрошенных (29,3 %) определила свой месячный бюджет в 500 - 1000 рублей, 22,5 % - 1000 - 1500 рублей, 20,8 % - до 500 рублей (прил. 47, табл. 54). Результаты опроса показали, что материальные возможности студентов, обучающихся на агрономических специальностях, низкие. Данный контингент студентов не может посещать дорогостоящие выставки, концерты, спектакли и экскурсии. Их возможности в сфере культурно-эстетического просвещения очень ограничены.

Аудиомагнитофон и видеомагнитофон в настоящее время являются самыми распространёнными культурно-досуговыми средствами. Они позволяют следить за событиями в мире, изменениями в массовой культуре и социализировать человека независимо от его места жительства. В основном

с помощью этих культурно-досуговых средств студенты заполняют свой досуг, получая с их помощью интересующую информацию и развлечения.

Среди транспортных средств наиболее распространённым является велосипед (252), второе место было отдано легковому автомобилю (242), а 132 человека имеют мотоцикл. Все эти виды транспорта являются распространёнными средствами выезда на различные культурные мероприятия.

Самым простым средством информации большинство респондентов 69,8 % назвали телефон. 57,8 % студентов отметили наличие у них сотовой связи, а 19,5 % - наличие компьютера. Здесь можно отметить наличие достаточно ёмких коммуникативных возможностей обмена различной информацией (в том числе и культурно - эстетической) в студенческой среде.

Специальные вопросы выявляли уровень подготовки студентов в сфере эстетической культуры.

Дополнительные занятия в школе или факультативы, посвященные различным видам спорта, посещали 180 человек (табл. 10), что составило 45 %.

К сожалению, живопись, музыка и литература среди них занимают последующие места. Особенно малое количество (всего 34 человека) дополнительно занимались литературным творчеством, хотя оно наиболее доступно в сельской местности. Наличие хобби отметили 255 человек, что составляет более половины выборки.

Искусство, которое наиболее сильно раскрывает сельскохозяйственную тему, по мнению большинства студентов - это живопись - 22,5 % (табл. 12), на втором месте - кино - 15,3 %, на третьем - 12,5 % - литература. Самое последнее место принадлежит драме и балету.

Пропаганда сельскохозяйственного труда в настоящее время, по мнению значительного числа респондентов (47 %), определена как недостаточная.

21 % считает её нормальной, а 15,5 % - очень сильной, 9,5 % студентов вообще утверждают об её отсутствии. Такие противоречивые данные, вероятно, являются результатом различного объёма просматриваемых телепередач, читаемых газет и журналов.

До начала педагогического эксперимента была проведена опытная работа. Она заключалась в проведении разовых культурных мероприятий, включении в некоторые лекции и семинарские занятия сельскохозяйственной тематики, в частности, - анализ художественных произведений писателей и поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина; композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова; живописцев: А.Г Венецианова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др., а также в разовых заданиях по проектированию.

Для того, чтобы провести чёткий педагогический эксперимент, нами были определены экспериментальная и контрольная группы из числа студентов первого курса агрономического факультета, по 30 человек в каждой. Технология проведения педагогического эксперимента предусматривала сравнение социально-демографических и культурно-образовательных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Исходя из этого, нами было разработано 9 показателей: пол, возраст, место жительства, специальность, успеваемость, месячный бюджет, количество человек в семье, образование, курс. Допустимыми в нашем педагогическом исследовании считались различия до 10 %.

Так, различия в возрасте составили 10 %. Различия по месту жительства составили 6,6 %. Сельских жителей в контрольной группе насчитывалось 18 человек, а городских - 12 человек. В экспериментальной группе было 16 сельских жителей и 14 - городских (табл. 13).

Экспериментальная и контрольная группы были набраны только из числа студентов агрономического факультета, а значит, по этому показателю различия составили 0 %.

Контрольная группа показала свою успеваемость следующим образом: 21 человек - «удовлетворительно», 9 человек - «хорошо». В свою очередь экспериментальная группа оценила свою успеваемость так: 24 человека - «удовлетворительно», 6 человек - «хорошо». Различия составили 10 %. Разница в бюджете обнаружила различия по этому показателю в 6,6 %. По количеству человек в семье различия составили 6,6 %.

Экспериментальное обоснование системы формирования эстетической культуры студентов агрономических специальностей в учебном процессе

Содержание формирования эстетической культуры агронома - это объём знаний, умений и навыков по культурологии, определённый в Федеральном, региональном и вузовском компонентах Государственного образовательного стандарта. Профилированное преподавание дисциплины «Культурология» для студентов сельскохозяйственного вуза - это формирование профессиональной, бытовой и досуговой эстетической культуры будущего агронома. Модульно - рейтинговая система обучения - это целостная программа обучения, состоящая из чётко разграниченных, самостоятельных разделов - блоков, которые являются законченными мини-программами по определённой части, разделу общего курса культурологии. Моделирование - это метод исследования, при котором заранее прогнозируется наглядное изображение (модель) педагогического явления, при этом, результат достигается в тех случаях, когда исследование переносится с модели на изучаемое явление.

В настоящее время сельское хозяйство в нашей стране переживает не лучшие времена. Данное обстоятельство определяет необходимость популяризации агрономических специальностей в сельскохозяйственных вузах, в том числе, через их эстетическую культуру. В этой связи нельзя не согласиться с Н.Н. Никитиной, О.М. Железняковой и М.А. Петуховым, которые утверждают, что «... профессиональная культура всегда имеет в своей основе общую культуру личности. Их целостное освоение специалистом обеспечивает: формирование собственной системы профессиональных ценностей, обретение смысла профессионального труда; овладение куль-туросообразными способами и технологиями профессиональной деятельности; построение системы межличностных и деловых отношений в процессе труда, соответствующих нормам культуры общения» [110].

Значение профилированного преподавания культурологии для студентов сельскохозяйственного вуза трудно переоценить. Дело в том, что специфика дисциплины «Культурология» позволяет готовить будущего специалиста-агрария к тяжёлому сельскохозяйственному труду, быту и отдыху в аспекте эстетической культуры.

С целью определения места культурологии среди учебных дисциплин гуманитарного цикла в процессе формирования эстетической культуры, была проведена беседа со слушателями трёхмесячных курсов подготовки резерва руководящих кадров Тамбовской области. Среди них: главный агроном СПК «Савеловский» Старо-Юрьевского района, главный агроном СХПК «Серп» Моршанского района, начальник цеха садоводства СХПК им. И.В. Мичурина Мичуринского района, агроном Управления сельского хозяйства Мордовского района, агроном агрофирмы «Дмитриевская» Ни-кифоровского района и др. Данные специалисты отметили высокую значимость и необходимость профилированного преподавания культурологии, в частности, при формировании эстетической культуры специалиста сельского хозяйства и его закрепления на селе.

Для обоснования наших утверждений о широких возможностях дисциплины «Культурология» в подготовке специалиста сельского хозяйства, было проведено исследование уровня профессиональной направленности дисциплины «Культурология» с помощью метода экспертных оценок, который считается одним из достоверных методов в педагогических исследованиях [138]. В качестве экспертов были отобраны 7 студентов, независимых друг от друга и самостоятельных в суждениях. Представленная в исследовании методика представляла собой процедуру оценивания компетентными судьями уровня профессиональной агрономической направленности преподавания дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Протокол включал в себя перечень из 15 дисциплин. Каждая дисциплина оценивалась экспертами по пятибалльной шкале оценок.

Экспертиза проводилось на основе разработанных нами критериев оценки аграрной направленности содержания обучения. Один балл присваивался дисциплинам, преподавание которых ведётся формально - абстрактно, исключая профилированное содержание, при полном отсутствии примеров и ссылок на должностные инструкции агронома. Два балла выставлялось тем дисциплинам, в процессе преподавания которых приводятся абстрактные примеры, лишённые профилированного компонента, без опоры на должностные функции специалиста. Три балла получали те дисциплины, в процессе обучения которым приводятся профилированные примеры, но без опоры на должностные инструкции. Четыре балла присуждалось дисциплинам, в которых прослеживалось слабое отражение профилированного преподавания. Пять баллов получали дисциплины с профилированным содержанием обучения, осуществляемого на примерах профессиональной деятельности агронома и на основе его должностных инструкций.

Проведённая экспертиза показала, что первое место по наличию аграрного профилированного преподавания заняла дисциплина «Экология», второе - «Природопользование». Мы считаем такой подход студентов закономерным, так как эти две дисциплины имеют большое практическое значение в земледелии.

Вместе с тем, экспертная группа студентов высоко оценила дисциплины «Культурология» и «Психология и педагогика» (табл. 14) которые, по мнению экспертов, содержат мощный профильный компонент, занимают третье место, значительно опередив такие человековедческие дисциплины, как философия, социология, политология, русский язык, иностранный язык и др.

Методологическая основа исследования строилась на концепции гуманизма, основанной на признании человека высшей ценностью; философском положении о творческо-преобразующей сущности личности; положении о личностно ориентированном образовании, развитии и саморазвитии личностных и профессиональных качеств субъектов образовательного процесса; положении о профессиональном и эстетическом становлении личности в процессе деятельности; о сущности явлений: сельскохозяйственном труде, сельском быте и досуге.

Базовыми методологическими подходами формирования эстетической культуры студентов были определены следующие: личностно ориентированный подход; гуманистическая педагогика; педагогика сотрудничества; проблемное обучение; культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения; «диалога культур»; агрошкола А.А. Католико-ва; развивающее обучение; саморазвития; свободного труда (всестороннего воспитания); индивидуализации обучения.

В ходе эксперимента была определена сущность и механизм формирования эстетической культуры, что предопределило успех опытно-экспериментальной работы, которая была основана на закономерностях, принципах, содержании, формах, методах педагогического процесса, выражающих главные положения, характерную трактовку педагогического действия. Так, основная мысль нашего исследования заключалась в том, что показателем качества подготовки специалистов в сельскохозяйственном вузе является сформированная у них эстетическая культура. Однако, формирование эстетической культуры специалиста сельского хозяйства представляет собой сложное педагогическое явление. В работе доказано, что этот процесс может быть осуществлён при помощи новых основополагающих принципов обучения и воспитания: формирования эстетической культуры агронома на базе высокой общей культуры личности; эстетизации жизни и профессиональной деятельности через призму созидания красоты сельскохозяйственного труда, быта и отдыха агронома; организации производственной деятельности агронома в соответствии с требованиями современного общества, уровня культуры, науки и образования и др.

Механизмом формирования эстетической культуры является модульный подход, объединяющий в одно целое учебную работу, внеучеб-ную деятельность и самостоятельную работу студентов. Данные компоненты позволяют эффективно формировать эстетическую культуру за счёт теоретической подачи учебного материала на занятиях, наглядной его демонстрации во внеучебной работе и творческой самостоятельной работы по проектированию сельской жизни. При этом наше воздействие на подопытных составило более шести часов в неделю.

Формирование эстетической культуры студентов обеспечивается с помощью лекционных и семинарских занятий, внеучебной и самостоятельной форм работы студента. В процессе эксперимента широко применялись традиционные и оригинальные педагогические методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, развивающие и др.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры студентов аграрных университетов