Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Тараненко, Оксана Николаевна

Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа
<
Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тараненко, Оксана Николаевна. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Карачаевск, 2005. - 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы использования этнопедагогической культуры русского народа в формировании национального самосознания подростков 12

1.1. Состояние разработанности проблемы формирования национального самосознания в философской, психолого-педагогической науке 12

1.2. Этнопедагогическая культура как фактор формирования национального самосознания подростков 39

1.3. Особенности этнопедагогической культуры русской семьи и ее влияние на формирование национального самосознания подростка 68

ВЫВОДЫ 93

Глава П. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа 95

2.1. Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания личности подростка 95

2.2. Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 126

2.3. Выводы 157

Заключение 161

Библиографический список использованной литературы 167

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психического склада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу и этнической идентичности.

Это широкомасштабное явление, затронувшее население многих стран различных континентов, получило название этнического парадокса современности, так как данный феномен сопутствует нарастающей унификации духовной и материальной культуры.

Современное развитие межнациональных отношений, обострение этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах выводят на первый план проблему изучения формирования национального самосознания. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей формирования национального самосознания в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального само-

сознания, а также сохранение и развитие традиционных этнических культур.

^ Семья всегда была и остается важнейшим источником развития обще-

национальных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи, в традиционной культуре семейного воспитания в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его

" нравственно- эстетические отношения к действительности - от отношения к

^ семье, к роду как к ближайшему окружению человека, скрепленному род-

ственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническим взаимоотношениям.

Педагогические ценности любого народа имеют глобальный характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие.

Проблема национального самосознания рассматривалась с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального

# характера и национальной психологии.

Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы СМ. Арутюнян, Г.Е. Глезерман, М.С. Джунусов, С.Т Калтахчян, И.С. Кон, К.Н. Хабибулин и др.

Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков -этнографов А.Г. Агаева, Ю.В. Бромлея, Н. Д. Джидильдина, Л.М. Дро-бижевой, П.И. Кушнера, Г.В. Старовойтовой, Г.В. Шелепова и др.

Вопросы народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской литературы: в «Поучении Владимира Мономаха», «Молении Даниила Заточника», «Пчеле», «Домострое», «Юности честное зерцало» и др.

В трудах многих государственных деятелей, представителей науки и культуры освещались отдельные стороны народного воспитания (Петр I , Екатерина II, А.П. Куницын и Ф. Богданович и др.).

Значимость народной педагогики в формировании национального самосознания русского народа обусловило отражение разностороннего опыта народного воспитания в произведениях философов, этнографов, фольклористов (А.Н. Афанасьев, Н.А. Бердяев, В.И.Даль, И.О. Лосский, СВ. Максимов, B.C. Соловьев, Г.И. Успенский, А.А. Чарушин, В.И. Шейн, А.Н. Энгельгардт и

ДР-)-

Попытки обобщения опыта народного воспитания предприняты в трудах

выдающихся русских педагогов: П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, В.И. Водо-

возова, Н.И. Пирогова, Е.А. Покровского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского,

СТ. Шацкого и др.

Роль этнопедагогической культуры разных народов в развитии и формировании национального самосознания исследована И.А. Арабовым, В.А. Афанасьевым, Х.Х.-М. Батчаевой, А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волковым, В.Г. Заки-ровой, А.Э. Измайловым, Г.В. Мухамедзяновой, Э.И. Сокольниковой, А.И. Шоровым и др.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, СЛ. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и другие рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития. Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, А.Д. Карны-шева, Р.Д. Санжаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что

в свою очередь помогает понять возрастную специфику национального само
сознания.
^ В то же время анализ исследований выявляет, что проблема нацио-

нального самосознания не получила должного разрешения в педагогической

«

науке, тем более, что она не разработана с учетом этнопедагогической культуры народа, современных реалий.

Выбор объектом исследования учащихся именно подросткового возраста
объясняется тем, что подросток уже готов принять участие в таких видах
деятельности, которые по своему содержанию, целям и задачам носят вполне
осознаваемый и ценностный характер, приближающийся к делам взрослых.
^ Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют исследова-

ния формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

возрастающим интересом общества к самобытным формам этнопедагогической культуры, к возрождению национальных ценностей и необходимостью формирования национального самосознания личности в современных условиях;

богатством потенциальных возможностей семьи в формировании личности подростка с национальным самосознанием и этнической идентификацией и недостаточной разработанностью этнопедагогиче-

# ских инструментариев данного образовательного процесса;

- необходимостью и потребностью использования образовательно- вос
питательного потенциала этнопедагогической культуры в формирова
нии национального самосознания подрастающего поколения в учебно-
воспитательной работе общеобразовательной школы.

Таким образом, выше изложенное обусловило выбор темы исследования:
«Формирование национального самосознания подростков в процессе освое-
ф ния этнопедагогической культуры русского народа».

Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования - воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры русского народа.

Предмет исследования - процесс формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования национального самосознания подростков будет эффективным, если:

- выявлен воспитательный потенциал этнопедагогической культуры рус
ского народа и целенаправленно использован в формировании национально
го самосознания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных
ориентиров;

формирование национального самосознания рассматривается как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения общечеловеческих и национальных ценностей этнопедагогической культуры;

определена роль семьи в формировании национального самосознания личности подростка;

выявлены и обоснованы педагогические условия использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: 1. Вычленить воспитательные ценности этнопедагогической культуры русского народа, направленные на формирование национального самосознания подростков.

  1. Обосновать воспитательные возможности семьи в формировании национального самосознания личности подростка.

  2. Выявить и обосновать педагогические условия использования этнопе-дагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

  3. Разработать программу факультативного курса для учителей по формированию национального самосознания средствами этнопедагогиче-ской культуры.

Методологической основой настоящего историко-педагогического исследования являются: научные взгляды и идеи выдающихся мыслителей и педагогов об отношении к творческому наследию народа; о диалектическом единстве национального, общечеловеческого и индивидуального; признание философского, гносеологического плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей; о роли народа в духовной жизни общества; об отношении к самобытному историко- культурному наследию народа; о формирования национального самосознания как процесса социализации личности.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные идеи, концепции, посвященные педагогике и психологии этноса (B.C. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, АЛО. Гордин, Л.Н. Гумилев и др.); изучению творческого наследия прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушин-ский, A.M. Гашимов, Н.А. Меденский, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и др.); концепции регионализации образования (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, К.И. Бузаров, А.Ю. Белогуров, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и др.).

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование.

Организация, этапы и база исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы №2, 3, 4, 5, 6 г. Георгиевска, Ставропольского края.

На первом этапе (2000 - 2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал разрабатывались план и методика исследования.

На втором этапе (2001 -20003 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования национального самосознания подростков в условиях современной общеобразовательной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2003 -2005 гг.) уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись результаты опытно-экспериментальной работы и осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы и заключение исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлен и синтезирован воспитательный потенциал этнопедагогической культуры русского народа, направленный на формирование национального самосознания подростков;

раскрыты механизмы формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры;

выявлены и обоснованы педагогические условия (усиление воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин; совершенствование этнокультурной направленности содержания учебно-воспитательного процесса; самостоятельное изучение подростками национальной культуры, прошлого и настоящего родного края и макросреды; взаимодействие родителей и учителей; развитие у них профессиональной и этнопедагогической культур и др.) использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков в контексте национально-регионального компонента.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

раскрыты психолого-педагогические особенности усвоения подростком национально-культурных ценностей, стимулирующих формирование национального самосознания;

определена зависимость формирования национального самосознания подростка от культоротворческой деятельности семьи;

разработана модель формирования национального самосознания подростка средствами традиций русской народной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа факультативного курса для учителей способствует оптимальной организации учебно-воспитательной работы по формированию национального самосознания подростков средствами этнопедагогической культуры в условиях общеобразовательной школы. Отдельные теоретические и методические указания могут послужить существенным дополнением школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Результаты исследования могут использоваться в подготовке педагогических кадров и в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

педагогический арсенал русского народа располагает богатыми потенциальными возможностями для успешного формирования личности подростка с национальным самосознанием и этнической идентификацией в условиях семейного воспитания и образовательного учреждения;

национальное самосознание есть общественное и личностное образование, характеризующее осознание личностью своей принадлежности к

определенной социально- этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющихся в идеалах, чувствах, стремлениях;

овладение подростками этнокультурными, краеведческими знаниями для формирования у них национального самосознания находится в непосредственной зависимости от обновления содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы в контексте федерального и особенно национально-регионального компонента образования;

эффективность использования этнопедагогической культуры в формировании национального самосознания подростков во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей, развитием у них профессиональной и этнопедагогической культур.

Апробация и внедрение результатов

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены и были одобрены на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета; докладывались на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: Карачаевск (2003 - 2005); Казань (2005); Тверь (2005); Пятигорск (2005), Ставрополь (2005), Георгиевск (2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Состояние разработанности проблемы формирования национального самосознания в философской, психолого-педагогической науке

В этнопедагогических исследованиях (Г.Н.Волков и др.) выявлена зависимость специфики народного воспитания от особенностей национальной психологии. Типичные реакции представителей этноса определяют будничное и праздничное поведение, традиции, отношения между людьми, характер общения, особенности культуры и др. Эти объективные факторы, влияющие на результативность народного воспитания, согласно исследованиям, во многом определяются психологией народа. Рефлексируя свой образ жизни, выделяя качества, необходимые для эффективного труда и бесконфликтного общения, успешной жизнедеятельности, обобщались цели и задачи воспитания подрастающего поколения, создавались адекватные содержание и средства формирования типичного представителя нации.

В настоящем параграфе изложены результаты исследования национальной психологии русского народа в плане ее влияния на этнопедагогическую культуру общества и личности. Выделены основные этнопсихологические качества русского человека и оценено их наличие в современном обществе.

К.Д.Ушинский, считавший, что народ без народности - тело без души, глубоко исследовал и ввел в педагогическую теорию принцип народности, универсальный дли любой воспитательной системы. Изучив его на материале русского народного воспитания, он рассматривал национальный характер как фундамент народности (176, 55-56). Целью воспитания К,Д. Ушинский считал формирование высоконравственного человека на основе творческого заимствования, сохранения и развития духовных богатств своего народа, базирующихся па национальной психологии. На необходимость изучения особенностей национального характера для создания оптимальной системы воспитания указывал П.П.Блонский. Он утверждал, что благодаря преемственности, сохранению, развитию культурных традиций народа, обусловленных национальной психологией, достигается гармоничное сочетание индивидуального развития человека и его становления как социального существа.

Психология нации, материализованная в уникальных произведениях народного искусства, в атрибутах, способах деятельности, относящихся к материальной культуре, обеспечивает сохранение национальных ценностей в эт-. нической памяти новых поколений. Как показывает опыт и специальные исследования (44), познание народом своей истории, культуры, традиций, обычаев помогает осознать себя как этнокультурное единство, свое место в окружающем мире, свои отличительные особенности и интересы. В процессе национального самопознания актуализируются забытые произведения народной культуры. Освоение истории своего народа, способствует пониманию и формированию национального достоинства и оценочных отношений к достоинству других народов. Рост национального самосознания в конце XX в. привел к активизации этноинтефирующих тенденций в различных регионах планеты, что обусловлено неосознанным стремлением народов сохранить свою самобытность вопреки ее ассимиляции. У тех народов, где был сохранен язык, сильные национальные традиции, религия, а значит и психология, доминировала этнополитическая мотивация, состоящая в стремлении к повышению статуса народа путем государственного оформления национальной идентичности.

Известны примеры прорыва ряда государств в элиту мировых сверхдержав на основе учета национальной психологии в организации управления страной, производством, жизнью и бытом населения. Так, Япония, взяв все лучшее от западной цивилизации, смогла адаптировать к ней свою национальную культуру. Менталитет японцев, как показали исследования, во многом схож с русским. Японцев отличает терпеливость, чувствительность, сен тиментальность, мягкость, терпимость, преувеличение роли социальных связей, приверженность традициям, преданность семейным устоям, уважение к религии предков, родителям, властям и др. (77, 34) В отличие от русской культуры, по мнению Николаева В.А. в японской культуре свойственен больший утилитаризм и прагматизм, способность к приспособлению, компромиссам, ориентация на практику, а не на абстрактные законы и теории. Учет этих национально-психологических свойств был в основе японской экономики и политики, что во многом обеспечило ее резкий взлет во второй половине XX в.

В современных условиях для экономического и социального прогресса актуально развитие национального самосознания русского народа. В частности, необходимо развитие позитивных черт нашего национального характера, нейтрализация в ходе воспитания негативных качеств, препятствующих адаптации к современным условиям жизни. Опыт свидетельствует, что одним из эффективных путей этого процесса является приобщение детей к народной культуре, в частности, использование в учебно-воспитательной работе народной педагогики.

Изучение национальной психологии началось в глубокой древности. Не употребляя этого термина, философы прошлого: Гиппократ, Демокрит, Геродот- фиксировали различия во внешнем виде, поведении, обычаях, нравах, способе правления, уровне культуры разных народов. Они считали, что доминирующее влияние при этом имеют географические условия, климат, природные факторы. По мысли Гиппократа, люди, населяющие страну, ровную, высокую, обвеваемую ветрами и обильными водами, отличаются кротким и самолюбивым духом, горды и упрямы (46, 304).

Современными исследованиями подтверждается факт влияния географической среды на национальную психологию. Однако это влияние не такое однозначное, как считалось. Оно опосредуется действием геосреды на ускорение замедление развития производительных сил на образ жизни и быта на циональной общности. Это отражается в общественной памяти, психологии народа в виде субъективной реальности прошедших впечатлений. Многие на родные праздники, традиции, суеверия сохраняют отпечаток общественной опыта прошлого, в том числе опыта, связанного с особенностями окружающей геосреды, на ускорение или замедление развития производительных сил на образ жизни и быта национальной общности.

Попытки выяснить истоки национальной психологии делались впоследствии многими учеными. Представитель просветительской философии XVIII в Ш.Монтескье пошел дальше предшественников. По его мнению, многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, приметы прошлого, нравы, обычаи. Как результат, образуется дух народа (116,442).

В дальнейшем в содержание понятия национальная психология разные авторы вкладывают различный смысл в зависимости от их философских воззрений. С середины XIX в. предпринято исследование национальной психологии с позиций объективного идеализма. Последователи Гегеля немецкие ученые М. Лацарус, Г. Штейнталь ввели понятие - психология народов, которая, по их мысли, реализуется в религии, нравах, искусстве, науке и представляет собой "сверхиндивидуальную психологию". Опирающийся на те же философские основания немецкий фольклорист В. Вунд, изучавший национальную психологию, считал, что она наиболее полно проявляется в языке народа, его обычаях (38,32).

В истории русской научной мысли имелось несколько направлений в исследовании национальной психологии: западники, славянофилы, народники, разночинцы и др. В 30-40-е годы XIX в. в среде русской интеллигенции возникли научные кружки, изучающие западную философию. Их участники впоследствии были названы "западниками" за преклонение перед европейской цивилизацей, которая, по их мнению, была выше русской, а сами европейцы умнее и развитее россиян. Наиболее последовательный "западник"

Особенности этнопедагогической культуры русской семьи и ее влияние на формирование национального самосознания подростка

Семья - микросоциум, в котором рождается и живет человек. Она существует как главный и массовый компонент социально-бытовой сферы человечества. Эта сфера представляет собой особую сферу жизнедеятельности человека, в которой он не связан непосредственно с общественным производством. Мир явлений для ребенка в этой сфере начинается возле мамы, папы и других родственников. На разных ступенях жизни человека семья олицетворяет этот мир, а его воспитание выступает главной обязанностью семьи. Круг воспитателей в семье бывает очень широк, он так или иначе включает в себя весь род, хотя участие их в воспитании бывает и неодинаковым.

Семья - древнейшее устройство на Земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. Известный ученый И.А. Ильин в своем исследовании пришел к выводу, что человеческая семья, в отличие от «семьи» животных, «есть целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи» (80, 145-146).

Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», он подчеркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» (80, 142). «Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Естественно, она выступала и пространством воспитательным, педагогическим. Но поскольку каждая семья принадлежит тому или иному этносу, это поле оказывалось этнопедагогическим. Неся на себе общие характеристики, присущие воспитательному пространству как педагогическому явлению, она неизбежно несла в себе и этическую характеристику. В этом смысле мы можем говорить о семье как этнопедагогическом пространстве» (161, 212-213).

Каждое национально-этническое образование составляет неотъемлемую часть общечеловеческой популяции, а разнообразие самобытных национальных культур, языков, обычаев и традиций является основой жизненности этноса и человеческого сообщества в целом. Для каждого народа земля, где он живет, является «биохрамом», и в едином этническом пространстве фор мируются духовно-нравственные ценности и чувство родины. Поэтому в памяти людей существовали и существуют такие понятия, как «отчий дом», «родная земля», «Родина», «Отечество», «этническая колыбель предков» и др. В них отражаются природно-ландшафтные, социально-экономические и духовно-нравственные ценности родного народа. Сокровенная любовь людей к своей колыбели, привязанность к родному краю, традициям и обычаям своего народа- все это являются непреходящим социальным феноменом.

В семье развивается этническое самосознание человека, в ней он усваивает родной язык. Национальное самосознание проявляется в традициях, обычаях, нравах и стереотипах мышления, нормах поведения и привычках, регулирует отношения между людьми, передается из поколения в поколение по-разному в различных социально-экономических и этнокультурных традициях. По мнению Л.Н. Гумилева, «человек принадлежит к своему этносу с младенчества» (54, 9). К. Юнг писал: «Наш бессознательный ум, как наше тело, - хранилище следов и воспоминаний прошлого, что мы рождаемся не только с биологическим, но психическим наследством. И то и другое в какой-то степени определяет поведение и опыт. Как человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый со своей эволюционной историей, так - можем мы ожидать - и психика организована подобным образом. Она не может быть порождением истории, как и тело, в котором она существует». Далее он подчеркивает, что человек наследует эти образы от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и поведенческих или животных предков. Существенно иметь в виду, что архетипы не просто имена или даже философские понятия. Это моменты самой жизни - образы, целостно связанные с живым индивидуумом эмоциональными связями. Как отмечает Л.Н. Гумилев, «в отличие от культурной традиции, традиция этническая - это не преемственность мертвых форм, созданных человеком, а единство поведения живых людей» (53, 296). \

Средоточием всех воспитательных начал всегда была семья. Она имела и имеет свой уклад и авторитет, свои традиции, с помощью которых каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и "психологию - в ряду сменяющих друг друга поколений.

Придавая огромное значение семье, А.Г. Харчев определяет ее «как исторически конкретную систему взаимоотношений между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью, общностью в физическом и духовном воспроизводстве населения» (180, 367). Далее он отмечает, что «семья не только «воспитывает сама», но и «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного воспитания» (180, 310).

Пространство, в котором осуществляется народное воспитание, на наш взгляд, можно определить как педагогическое пространство, так как границы исторического расселения народа сакральны. Сама территория - «родная земля», «земля предков», «родина» - это собственность народа и покушение на нее, пусть даже мнимое, иноземцев воспринимается как кощунство. О влиянии родной природы на воспитание аборигенов писал В.И. Вернадский, обосновавший положение о том, что разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма. Для ее разрешения надо обратиться к первоисточнику - к земной коре. Он связывал прогресс науки с природным развитием талантливых людей, с природосообразностью их жизнедеятельности.

Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания личности подростка

Для определения сущности самосознания как проявления личности необходимо уточнить само понятие личности. В настоящее время в научной литературе нет единого понимания и соответственно определения сущности личности. Можно выделить три основных подхода к трактовке личности, каждый из которых находится в известном противоречии с двумя другими.

Условно эти подходы можно обозначить как антропологический, социологический, персоналистический.

Для антропологического подхода к определению понятия личности характерно представление о последней как носителе общечеловеческих свойств. Личность в таком случае рассматривается лишь как родовое понятие, обозна чающее представителя рода человеческого, и уподобляется понятию индивида. В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха, который рассматривал его как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности. В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. Но позиции некоторых отечественных и зарубежных психологов нередко близки к такому подходу.

Так, весьма приближенной к данному варианту трактовки является концепция личности, разрабатываемая Б.Т. Малышевым, который характеризует личность как систему, предполагающую наличие индивида и среды его человеческого существования (108, 37). Основная ошибка попыток определения личности осуществляемых с позиций абстрактного антропологизма, заключается, на наш взгляд, не в указании на факт природной обусловленности психики человека, а в сведении к этому факту природы последнего, в отождествлении между собой понятий личности, человека и индивида, в игнорировании определяющей роли социальной среды как фактора формирования личности.

С позиций социологического подхода личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений. В соответствии с этим подходом в социальной психологии конца XIX - начала XX вв. сформировалось целое направление, получившее название социологического.

Эволюция самого понятия личности от обозначения маски к актеру и от него к роли последнего, дала толчок для развития представлений о личности, как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью социальных ожиданий, экспектаций.

Попытки характеристики личности в рамках ролевой теории пользуются популярностью в работах некоторых советских авторов. Большое значение, например, понятию роли придает И.С. Кон, который характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли "... личность пони мается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения" (88, 7).

Другие авторы стремятся рассматривать личность в контексте социальных отношений в целом, определяя ее либо как меру усвоения социальных отношений, либо как "единицу в системе социальных отношений". Близка к этому и точка зрения психолога С.Л. Рубинштейна, который рассматривает личностные свойства человека лишь в свете его социального поведения. "В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека, - пишет С.Л. Рубинштейн, - обычно выделяются те, которые обуславливают общественно-значимое поведение или деятельность человека" (141, 309). Выделяя социальную роль, функцию индивида в качестве главного признака личности, С.Л. Рубинштейн затем фактически противопоставляет социальную сущность личности ее психологическому содержанию, сводит понятие личности к её социальному статусу. "В качестве личности, - говорит он, - человек выступает как "единица" в системе общественных отношений, как их реальный носитель. В этом заключается положительное ядро точки которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория" (141,311).

Стремясь, однако, избежать явного противопоставления социального и психологического моментов индивида, С.Л. Рубинштейн напоминает затем о существовании и психического аспекта личности. "...Психический аспект личности, - пишет он, - не рядоположен с другими, психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обусловленными внешними воздействиями, психические процессы определяют поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий" (141). В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам, рассматривающими личность как функцию биосоматической или социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность. Такой подход трактуется как персонали-стический.

Стремясь подчеркнуть полную автономность личности, направленность её интересов, воли и прав прежде всего и только на самое себя, основоположник американского прагматизма, психолог В. Джеймс рассматривал в своё время личность как итог и воплощение собственности на свое тело и способности, на семью и продукты своей деятельности, на своё творчество и материальное благосостояние.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма, усматривающего сущность личности в её абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.

Окружающая человека среда -природа и социальные отношения - создают "не подлинность" существования личности, мешают ей уйти в свой неповторимый внутренний мир. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей, человек теряет свою индивидуальность, растворяя своё "я" в массе, в толпе.

К отождествлению личности с индивидуальностью склонны некоторые авторы, которые считают, что личность не попадает в поле зрения интересов социолога, поскольку последний интересуется не индивидуальной неповторимостью людей, а социальными типами. В данном случае исключается почему-то возможность совмещения в личности свойств социального типа с элементами индивидуальной неповторимости и уникальности. Нам же представляется, что одно совершенно не исключает другого. Тенденция односторонней трактовки личности, состоящая в сведении понятия личности к её социальному положению, а также к совокупности ее социальных отношений, функций и ролей и ведущая к недооценке целостности и относительной самостоятельности её психического мира, самосознания и уникальности, не дает оснований для другой крайности, состоящей в абсолютизации индивидуальной неповторимости личности. Стремление рассматривать личность лишь как совокупность уникальных психических процессов, свойств и состояний, безотносительно к её социальному положению, функциям и ролям, столь же ограничено по своим возможностям.

Немецкие психологи Г.Хибш и М.Форверг попытались совместить в определении личности указание на индивидуальные свойства человека с признанием роли внешнего воздействия. Под личностью они понимают "совокупность индивидуальных свойств и закономерностей как особый случай общечеловеческих свойств, которые возникают в жизни через внешнее воздействие и регулируются активными взаимодействиями между людьми и действительностью".

При таком определении личности из неё полностью выпадают социально-специфические черты, связанные с принадлежностью индивида к определенной совокупности социальных общностей - национальных, классовых, профессиональных и т.д.

Таким образом, существуют различные подходы к изучению и характеристике личности.

На наш взгляд, правомерны как антропологический, так и социологический и персоналистический подходы к исследованию рассматриваемой проблемы, но лишь в той мере, в какой они отражают действительное место, значение и роль в человеке общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого начал.

Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций русской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы

Процесс формирования национального самосознания у подрастающего поколения не может быть полноценным без целостного и гармоничного восприятия и усвоения подрастающим поколением содержания этнопедагогиче-ской культуры народа. Не поняв национального характера нельзя создать свою самобытную систему образования, невозможно сформировать национальное самосознание. Формирование национального самосознания как педагогический процесс, включающий отбор содержания образования, выбор средств и методов обучения и воспитания, должен исходить из фундаментальных особенностей самого национального самосознания. П.П. Блонский считал, что формула формирования национального самосознания личности является таковой: человек как член племени - член нации, член человеческого рода.

Возможность формирования такой личности предоставляет введенный Законом «Об образовании» (1992) национально-региональный компонент, предусматривающий изучение школьниками своеобразия этнокультуры, природы в процессе освоения учебных дисциплин, в учебно-воспитательной работе, изучение краеведческих материалов и средств народной педагогики, сохранившихся в недрах традиционной культуры воспитания.

В педагогическом опыте общеобразовательных школ народный опыт воспитания с использованием национальной традиции находит с каждым годом все большее применение. Опыт работы Северо-Кавказского региона в этом отношении довольно показателен.

С появлением концепции возрождения национальной школы в Ставропольском крае начала активно перестраиваться как учебная, так и внеклассная работа на основе ознакомления подрастающего поколения с богатством родного языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, опыта жизни нации. Благодаря концепции, а также принятым в 90-х годах Законами об образовании Российской Федерации и Ставропольского края, стало возможным введение национально-региональный компонента в учебные дисциплины с тем, чтобы связать обучение и воспитание с потребностями регионально-этнической среды, в частности, через использование традиций народной педагогики.

При преподавании предметов эстетического цикла: (музыка, изобразительное искусство) гуманитарных предметов (история отечества, русский язык и литература) естественных (химия, биология, география), математического цикла (математика, физика) и физического воспитания, т.е. во всей совокупности учебных предметов начинает действительно активно использоваться национальный компонент. Это выразилось в разработке авторских учебных программ, в широком использовании во внеклассной работе народных праздников, игр, обрядов. Оживилась художественно-эстетическая работа школ на основе большего внимания к фольклору.

В последние годы появились ряд исследований, посвященных проблеме усиления этнонаправленности образовательного процесса, а также подготовлены интересные методические разработки. Система формирования национального самосознания школьников в татарской гимназии была предложена Ф.Ф. Харисовым. Становление и развитие башкирской народной педагогики и использования ее в учебно-воспитательной работе рассмотрена Баймурзиной В.И. Оригинальная программа широкого использования калмыцкого этноса в воспитании учащихся в классической гимназии была подготовлена Секеновым Б.К. (146, 10,11). В исследованиях Х.Х-М. Батчаевой, А.Б. Хузиной и др. предлагается эффективная система нравственного воспитания младших школьников на основе народной педагогики. Несомненно эти работы способствуют введению национально-регионального компонента в образовательный процесс. Однако в осуществлении названной задачи на практике встречаются и недостатки.

1. В практическом опыте общеобразвоательных школ в использовании в учебно-воспитательном процессе средств народной педагогики не достает целенаправленности системности, целостности педагогического процесса. Этнокультурные источники либо используются узко (для формирования отдельных качеств личности; только в воспитательной работе; в отдельных учебных предметах и т.п.); либо в стихийном порядке, от случая к случаю, без составления какой-либо программы. При этом редко обозначаются интеграционные связи между различными направлениями использования потенциала этнокультуры в учебно-воспитательном процессе. Отсутствие комплексного, целостного и системного подхода значительно снижает эффективность процесса формирования национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры.

2. Как показывает анализ опыта работ учителей школ г. Георгиевска Ставропольского края, многие учителя затрудняются в выборе приоритет овных направлений в воспитательном процессе, слабо владеют методикой организации учебно-воспитательной работы, способствующей формированию национального самосознания с использованием этнопедагогической культуры. Лишь 30 % опрошенных учителей подготовлены и используют этнопеда-гогический материал в воспитательной работе. В ходе исследования мы убедились, в том что у учителей нет соответствующей этнопедагогической подготовки. В связи с выше изложенным нами предложена программа факультативного курса «Формирование национального самосознания подростков средствами этнопедагогической культуры» (см. приложение №1).

3. Анализ учебно-воспитательной работы ряда школ позволяет констатировать факт о том, что недостаточное внимание уделяется диагностическим сторонам педагогического процесса; умения влиять на динамичность формируемых с помощью средств народной педагогики качеств личности и выработки более четкой технологии его осуществления.

4. . На наш взгляд, в школьной практике пока еще не реализованы в достаточной степени возможности традиций русской народной педагогики в формировании национального самосознания учащихся подросткового возраста, хотя этот потенциал очень богат, что и было показано в предыдущих параграфах исследования.

Для того, чтобы реализовать идею нашего исследования на практике нами разработаны концептуальные подходы к решению проблемы формирования национального самосознания учащихся-подростков с помощью традиций русской народной педагогики, что помогло бы в преодолении всех выше перечисленных недостатков.

Исходя из целей целостного педагогического процесса были вычленены содержательные возможности отдельных предметов по формированию национального самосознания. Представим варианты реализации воспитательного потенциала традиций русской народной педагогики по отдельным учебным предметам.

В предметах эстетического цикла формирование национального самосознания учащихся осуществляется:

- путем нравственного просвещения учащихся через ознакомление с традициями русского народа, а также с культурными традициями региона;

- через активное применение на уроках искусства средств национального искусства и традиции эстетического содержания;

- через воспитание интереса и любви к национальному искусству и народной музыкальной культуре к мировой музыкальной культуре;

- через развитие у них на материале ознакомления с русскими традициями творческих способностей, эстетических чувств, понимания прекрасного в народном представлении.

На уроках гуманитарных предметов ставились цели формирования национального самосознания учащихся посредством:

- формирования у них основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной и региональной, общечеловеческой культуры;

- формирования у учащихся ценностных представлений об образе жизни русского народа, приобщения к его традициям и нравственным ценностям;

- развития интереса к русскому языку, фольклору и литературе;

- развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения на материале традиций русской народной педагогики;

- развития средствами литературы критичности мышления (самостоятельности суждений, способности отстаивать свое мнение), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, сказках песнях и т.д.

- формирования приемов сопоставительного анализа родного и изучаемого иностранного языка, на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры воспитания;

- приобщения учащихся к культурным ценностям русского народа и достижениям общечеловеческой культуры.

На уроках естественно-математического цикла формирование национального самосознания происходит через дифференциацию обучения и активное развитие творческих способностей на материале, отражающем традиции своего народа, стимулирующем поисковое мышление учащихся;

- содержащим элементы народной педагогики (народная математика,

народный фольклор, содержательно имеющий отношение к счету).

По предмету физической культуры воспитательный потенциал русской народной педагогики проявлялся через:

- использование русских народных игр, народной медицины;

- национальных видов спорта.

Похожие диссертации на Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа