Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Аюбов Валерий Хусинович

Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа
<
Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аюбов Валерий Хусинович. Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2006 181 с. РГБ ОД, 61:07-13/845

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Физическая культура ногайцев в контексте их общекультурных народных ценностей 14

1.1. Историко-педагогические ценности ногайского народа как основа формирования национальной культуры 14

1.2. Этнопедагогическое содержание физической культуры ногайцев 42

1.3. Историко-педагогический анализ традиционных средств физической культуры ногайцев и их классификация 66

Выводы по первой главе 92

Глава 2. Развитие физической культуры ногайского народа в современных условиях 94

2.1. Традиционное и инновационное в содержании физической культуры педагогики ногайского народа 94

2.2. Семья как фактор формирования физической культуры ногайских детей 119

2.3. Пути решения этнопедагогических проблем традиционной физической культуры учащихся средних общеобразовательных школ ногайских поселений 141

Выводы по второй главе 158

Заключение 160

Список сокращений 165

Список литературы 166

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Необходимость многоаспектного анализа и теоретического обобщения процесса становления и развития традиционной физической культуры ногайского народа от первичных форм до современного ее состояния, разработка перспектив ее развития детерминированы трагической судьбой ногайского народа, самобытностью его культуры. Ногайская Орда в XV-XVI веках была одной из ведущих политических сил Евразии. Апогей ее могущества пришелся на вторую четверть XVI столетия, после чего произошел распад. «Ногаи - жители Ногайской Орды - известны под этим именем в большинстве источников, в частности русских. Мы тоже будем называть их так, а потомков, расселившихся от Эльбы до Дуная, в том числе современный народ на Северном Кавказе, - ногайцами» [172].

Численность ногайцев в начале XV в. могла быть не менее четырех миллионов человек [164]. В настоящее время в России по переписи 2002 г. численность ногайцев составляет 91 тыс. человек. Из них проживает на Северном Кавказе 83 165 человек. Местами компактного проживания являются Дагестанская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Ставропольский край и Астраханская область.

Проблема развития физической культуры в этнопедагогике любого народа является вечной и порождена самим ходом исторического развития цивилизации. Видно, что наработанный веками уникальный опыт по развитию традиционной физической культуры ногайцев разрушен и находится на грани исчезновения, как сам народ, и требует своего восстановления.

Потребность в исследовании вызывается необходимостью выявления особенностей развития физической культуры разных народов. «Там, где ценности первичной социализации совпадают с ценностями вторичной, там поддерживается культурное наследство» [209]. Культура каждого народа, независимо от продолжительности его существования на Земле, численности

4 населения, представляет собой неповторимое синкретическое целое; она проявляет себя в языке, труде, традициях, обычаях, физической культуре и т.д. Важно знать, какова сущность, этапы развития физической культуры и ее роль в жизнедеятельности, в частности ногайского народа, во всестороннем развитии личности, других ценностях, ориентированных на достижение социально значимых результатов.

Понимание смысла, путей, форм управления и перспектив развития физической культуры ногайского народа лишь тогда конструктивно и жизненно, когда они не ограничиваются констатацией фактов, а дополняются анализом сложного взаимодействия множества объективных и субъективных системообразующих факторов, влияющих на теорию и практику физкультурного движения, т.е. выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о роли народной педагогики в этом процессе, из которых можно было бы вывести наибольшее число научных положений как в функционировании, так и в развитии, в чем видится фундаментальность научного познания. Рассмотрение содержания, форм, средств и методов физической культуры ногайцев за весь исторический путь развития народа в наиболее полном виде рассматривается впервые.

Народная физическая культура формировалась на стихийно-материалистической и реалистической основе, отражая главным образом быт, условия жизни (скотоводческо-кочевнического образа) ногайцев. В новое время такая система стала оттесняться, забываться народом по разным причинам, в том числе и влиянием классических видов спорта Европы и Америки, что привело ее к критическому состоянию, а ее роль в формировании менталитета, политики, цивилизации, национальных традиций и т.д. стала менее заметной. На развитие традиционной физической культуры ногайцев как в прошлом, так и в новое время, не обращалось внимания со стороны руководства страны и местных органов управления.

Существует и гносеологический аспект важности темы исследования, что является основанием определения актуальности исследования и разра-

5 ботки некоторых путей разрешения проблемы. Этнопедагогические проблемы физической культуры ногайского народа до сих пор недостаточно изучены и освещены. В работе предпринята попытка определить сущность, цель и задачи этнопедагогики по возрождению и развитию физической культуры ногайцев, выявить ее отличительные черты, раскрыть формы и методы решения проблемы с позиций современной научной педагогики, не ограничиваясь лишь этнографическими, путевыми и другими заметками. В ряде опубликованных работ обнаруживается операциональная значимость. Попытки же вписать их в более широкую теоретическую систему, как правило, остаются безрезультатными. Главным является тот факт, что не сформирована единая политика в области физической культуры в целом, и народной физической культуры в частности. Отсутствуют эффективные программы возрождения и развития традиционной физической культуры этносов. Быстротекущая жизнь требует моделирования развития народной физической культуры в ее возможных будущих вариантах, придания ей исторического измерения, т.е. наиболее полного и объективного использования прошлого опыта. Пути развития народной физической культуры настолько важны, что их можно характеризовать как законы социального самосохранения, - без их знания и учета любое планирование будущего обречено на неудачи. Чтобы представить контуры будущей физической культуры ногайского народа, необходимо осмыслить историю ее развития, учесть национальные черты и особенности, роль в этом процессе народной педагогики. Таким образом, актуальность темы обусловлена:

неразработанностью теории традиционной физической культуры, что определяется нерешенными проблемами научно-методического обеспечения возрождения и развития ее во всех возрастных группах ногайского народа;

очевидной потребностью систематизировать имеющийся у ногайского народа опыт действующих организационных форм проведения соревнований по традиционной физической культуре;

- проблематичностью создания программы и начального этапа мо
дернизации физкультурно-образовательной системы с внедрением элемен
тов традиционной физической культуры ногайского народа в учебный про
цесс и спортивно-массовые соревнования в школе, учебно-методическим
обеспечением процесса, совершенствования и поддержания на достойном
уровне физической культуры личности. Решение этих и других проблем, на
наш взгляд, связано с необходимостью возрождения и внедрения традици
онной физической культуры ногайцев в жизнь.

Существует ряд противоречий, актуализирующих данную тему:

между современными требованиями общества к развитию физической культуры, в том числе и традиционной физической культуры народов страны, и отсутствием социального заказа государства в этом вопросе;

между необходимостью оптимизации системы физкультурно-спортивной деятельности и невостребованностью традиционной физической культуры ногайского народа;

между современными требованиями общества к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности и состоянием традиционной физической культуры ногайского народа;

между существованием традиционной физической культуры в общем физкультурном образовании учащихся школ ногайских поселений в рамках национально-регионального компонента и отсутствием научно-методического обоснования и поддержки;

между современными требованиями общества к осуществлению физического воспитания детей в семье и отсутствием программно-нормативного обеспечения, форм управления процессом и его поддержки.

Проблема исследования заключается в поиске способов организации, содержания, средств и методов возрождения и развития физической культуры ногайского народа и определении ее значения для модернизации современного обучения и воспитания в семье и школе. Решение этой проблемы является целью настоящего исследования.

Объект исследования: традиционная физическая культура ногайского народа.

Предмет исследования: содержание и историко-педагогические подходы к системе традиционной физической культуры ногайского народа.

Гипотеза исследования - возрождение и развитие традиционной физической культуры будет эффективнее: если семьи, детские дошкольные учреждения, школы будут обеспечены организационно-методическими технологиями внедрения элементов народной физической культуры в повседневную жизнь; будут учитываться в учебной и внеклассной работе учащихся средней общеобразовательной школы в рамках национально-регионального компонента, содержание профессионально-педагогической подготовки учителей будет наполнено материалом традиционной физической культуры ногайского народа, процесс формирования индивидуального стиля занятий средствами традиционной физической культуры, будет осуществляться на уровне рефлексивного управления, содержащий в себе механизмы самосознания, самоанализа и самооценки.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

проанализировать историко-педагогические основы формирования традиционной физической культуры ногайского народа в контексте развития общества;

провести сравнительный анализ традиционного и инновационного в содержании общей и традиционной физической культуры ногайского народа;

определить факторы формирования физической культуры в ногайских семьях;

выявить и обосновать педагогические условия, направленные на формирование традиционной физической культуры в современной образовательной практике.

Методологической основой исследования являются аксиологический подход, в рамках которого человек является высшей ценностью общества и самоцелью собственного развития, теории целостного системного подхода к анализу этнопедагогического процесса, его роли во всестороннем развитии человека с использованием традиционной физической культуры, принципы историзма, логичности, органического единства объективного и субъективного в процессах социального и педагогического взаимодействия, научности и преемственности; философские положения, категории и законы диалектики всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений и фактов.

Теоретической основой исследования явились труды по истории ногайского народа (Е.П. Алексеевой, В.М. Жирмунского, И.Х. Калмыкова, Р.Х. Керейтова, Д.С. Кидирниязова, Б.А-Б. Кочекаева, М.Г. Сафаргалиева, А.И.-М. Сикалиева, В.В. Трепавлова, А.А. Ярлыкапова и др.); по культурологии, в том числе и национальной (А.Г. Агаева, В.Г. Апостолова, С.А. Арутюнова, С. Атамуратова, С.Н. Иконникова, Н. Исмукова, Л.М. Когана, Г.Г. Котожекова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, С. Шермухамедова и др.); по истории физической культуры, в том числе и традиционной физической культуры народов Северного Кавказа (Ф.А. Агапова, В.А. Апекова, К.Д. Ашхамахова, Х.К. Байрамкулова, Б.Х. Калмыкова, А.И. Краснова, Л. Куна, И.И. Мансурова, Н.И. Пономарева, В.В. Столбова, К.Д. Чермита, В.И. Эла-швили и др.); по этнопедагогике (И.А. Арабова, М.Ю. Айбазовой, Х.Х-М. Батчаевой, З.П. Васильцовой, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, К.Б. Семенова, СБ. Узденовой, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова и др.); по теории и методике физической культуры (В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Ю.Ф. Курамшина, П.Ф. Лесгафта, А.П. Матвеева, Л.П. Матвеева, В.А. Пономарчука, Н.Х. Ха-кунова и др.).

Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение исторической, философской, психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, изучение архивных материалов, нормативно-

9 законодательных документов государства; эмпирические: наблюдение, анкетирование, статистическая и математическая обработка анкетных данных, полученных в ходе и результате исследования.

Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа с 2003 по 2006 годы.

Первый этап (2003-2004). Его основными задачами было определение степени разработанности проблемы, выбор объекта и предмета исследования, формулирование его цели и задач, разработка плана и методики исследования. На данном этапе было начато исследование литературных источников и архивных материалов, разрабатывался научно-исследовательский аппарат.

Второй этап (2004-2005) включал углубленное изучение историко-педагогических предпосылок формирования традиционной физической культуры ногайского народа, велось сравнение с подобными процессами других этносов. Осуществлялась подготовка статей к публикациям, проводилась апробация результатов на научно-теоретических конференциях и семинарах.

Третий этап (2005-2006) был посвящен завершению теоретического исследования проблемы, проведен анкетный опрос жителей Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской республики. Проведено обобщение и систематизация накопленного фактического материала, сформулированы теоретические выводы и рекомендации, осуществлено текстовое оформление диссертации, продолжено участие в научно-теоретических конференциях, публиковались статьи.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании:

осуществлен комплексный анализ историко-педагогических предпосылок формирования традиционной физической культуры ногайского народа и определена ее роль в развитии личности;

выявлены определенные модели и общие закономерности поэтапного развития системы традиционной физической культуры ногайцев от ран-

10 них форм до современного состояния (1 этап - возникновение традиционной физической культуры; 2 - развитие в средние века; 3 - классический период, переход от средневековья к новому времени, XVIII-XIX вв.; 4 -развитие в XX и начале XXI века);

подтверждено, что реализация насущных задач физической культуры ногайцев проходила через деятельность народа, его педагогики и отражала условия быта от ранних форм до современного состояния;

определены перспективы возрождения и развития традиционной физической культуры ногайского народа в сочетании с всеобщей физической культурой в образовательной практике в соответствии с Законами «О физической культуре и спорте в РФ» (1999) и «Об образовании в РФ» (1996).

Теоретическая значимость заключается в следующем:

осуществлен анализ предпосылок возникновения и становления форм и средств традиционной физической культуры ногайского народа: двигательные действия, заложенные в самой природе человека; действия, связанные с охотой, трудом; действия, связанные с конкретными условиями жизни и деятельности человека;

обобщены толкования понятия «традиционная физическая культура», расширено педагогическое содержание понятия «традиционная физическая культура ногайского народа»;

выявлены и обобщены модели развития традиционной физической культуры (цели, задачи, принципы, формы, методы, содержание), обеспечивающие процесс передачи опыта от поколения к поколению, их прогностическое значение для современной теории образования учащейся молодежи ногайских поселений;

установлено, что результаты, полученные в ходе исследования, способны расширить имеющиеся в педагогической теории представления о традиционной физической культуре и объективных возможностях эффек-

тивного использования народного опыта в решении задач исследуемой проблемы;

- в разработке и апробации авторской классификации средств физи
ческой культуры ногайского народа с целью переосмысления технологии
активизации ее возрождения и внедрения в процесс общего физкультурного
образования учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

сформированные в исследовании теоретические положения, выводы и рекомендации создают основу для выработки возможных моделей научно обоснованной системы возрождения и развития традиционной физической культуры ногайцев в новых социальных условиях;

теоретический и фактологический материал диссертации может быть положен в основу учебных курсов, использоваться при написании курсовых, дипломных, диссертационных работ, пособий и учебников по истории, педагогике и теории физической культуры, составления программ физического воспитания в семье, школе и других возрастных группах ногайских поселений;

обосновано включение средств традиционной физической культуры в программу общего физкультурного образования учащихся I-XI классов в школах ногайских поселений в рамках национально-регионального компонента от 50 до 20 % материала на учебный год (начальная школа - 50 %, основная школа - 40 %, средняя школа - 20 %) при существующих в настоящее время 3-разовых занятиях в неделю;

содержащиеся в диссертационном исследовании материалы по традиционной физической культуре ногайцев свидетельствуют о необходимости подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием -учитель общей и традиционной физической культуры.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, объективностью научных методов, адекватных предмету,

12 цели и задачам исследования, системным рассмотрением проблемы, опорой на научные идеи и теоретические положения философии, истории, социологии, педагогики, психологии, теории физической культуры, репрезентативностью выборки и широкой источниковой базой.

Положения, выносимые на защиту:

сущность феномена «традиционная физическая культура ногайского народа» в контексте их общекультурных ценностей, возрождение и внедрение её элементов в повседневную жизнь ногайцев, главным образом, в семье и школе, выработку индивидуально-специфической системы, психолого-педагогических средств, приемов, способов, интеллектуального и физического развития, духовно-нравственных качеств, сохранения и укрепления своего здоровья;

выявленные закономерности поэтапного развития традиционной физической культуры ногайского народа с древнейших времен до современности;

теоретическое обоснование использования элементов традиционной физической культуры ногайского народа в процессе общего физкультурного образования учащихся на основе Федеральных законов «О физической культуре и спорте» (1999) и «Об образовании» (1996), обоснованной системы физической культуры;

эффективность организации педагогической деятельности по возрождению и внедрению традиционной физической культуры в быт народа в сочетании с общей физической культурой во многом зависит от следующих условий: цели, задачи, диагностики, уровня сформированности физического развития, педагогического руководства, разнообразной деятельностью подрастающего поколения, педагогической культуры родителей, куль-туротворческой деятельности семьи, школы, профессиональной подготовки учителей физической культуры и социального заказа государства по развитию традиционной физической культуры народов страны.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры теоретических основ физической культуры и кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета. По результатам работы автор выступал с докладами и сообщениями на Северо-Кавказской научно-практической конференции (Карачаевск, 1991), Внутривузовской научно-методической конференции (Черкесск, 1993), Внутривузовской научно-практической конференции (Черкесск, 1995), Общероссийской научно-практической конференции (Пятигорск, 1997), Всероссийской научно-практической конференции (Кисловодск, 1998), IV Северо-Кавказской региональной научной конференции (Кропоткин, 1999), V Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции (Кропоткин, 2000), II Российской конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 2000), VIII межвузовской научно-методической конференции (Черкесск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции (Буково-Черкесск, 2005), XXXIII научной конференции ученых вузов ЮФО (Краснодар, 2006).

Структура и объем работы. Структура диссертации отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы -212 наименований. Общий объем диссертации - 181 страница. В работе имеются 1 рисунок, 1 схема, 6 таблиц.

Историко-педагогические ценности ногайского народа как основа формирования национальной культуры

Ногаи известны под этим именем в большинстве источников, в частности русских. Мы тоже будем называть этот народ так, а их потомков, расселившихся от Эльбы до Дуная, в том числе на Северном Кавказе, - ногайцами [172].

От некогда многочисленного ногайского народа, который в XIII— XVIII века компактно населял безбрежные степи от Иртыша до Дуная, ко 2-ой половине XIX века остались изолированные малочисленные группы ногайцев в Дагестане, в Ставропольской губернии, на Кубани, в Крыму, в Астрахани. В конце XIII - начале XIV века ногайцев могло быть не меньше четырех миллионов человек. Источники XVI века тоже свидетельствуют о многочисленности ногайцев. По показаниям князя Курбанского, население Ногайской Орды было «подобно песку морскому». Численность ногайцев в XVII веке резко сократилась. На Северном Кавказе имелось сравнительно большое количество ногайского населения. Достаточно сказать, что в 80-х годах XVIII века только в нижнем течении Кубани, не считая ногайцев верхней Кубани, Центрального и Северо-восточного Кавказа, проживало 80 тыс. казанов (семей) ногайцев [179], то есть, по меньшей мере, около 500 тыс. человек.

Численность ногайцев в России по переписи 2002 года составляет 91 тыс. человек. Из них проживает на Северном Кавказе 83 165 чел. с учетом Карачаево-Черкесии, а в самой Карачаево-Черкесии - 14873 чел. [171].

Под термином «народ» понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обла 15 дающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей). В таком значении в науке в последнее время все чаще употребляется термин «этнос». Современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, является общепризнанным в данной науке. Началом ему послужило определение, данное еще в 1928 году известным этнографом СМ. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличаемых ею от таковых других групп». Для сравнения приведем определение, данное Ю.В. Бромлеем: «Этнос есть исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, то есть самосознанием» [37].

Этнос и культура очень тесно связаны, но вопрос этот актуален сегодня и будет актуальным всегда, так как на разных исторических стадиях связь культуры и этноса проявляется в специфических формах. В то же время каждая национальная культура связана в той или иной форме со всеобщей культурой.

Синкретизм этноса и его культуры взаимообусловливающий: этнос создает свою культуру, которая удовлетворяет его потребности, что соответственно и оказывает влияние на процесс становления как субъекта культуры. В этом смысле этнос есть продукт культуры. «В отношениях этнос -культура, когда проблема рассматривается в историческом плане, этнос первичен по отношению к культуре» [131]. Следует подчеркнуть, что в формировании этнокультурных ценностей как основы национальной культуры решающее значение имела окружающая его природно-географическая среда, она же определяла круг его потребностей и интересов. В то же время известно, что и особенности народа отражаются на формировании культуры, вследствие чего существование этносоциальных общностей в форме нации, народности и этнической группы обусловливает разнообразие видов культуры. И без учета специфики и сложности национальных общностей в настоящее время невозможно представить тенденции этнокультурных процессов, перспективы развития национальной культуры [100].

Анализ литературы показал, что национальная культура, прежде чем стать национальной (народной), проходит определенные этапы развития. Исходным в ней является этническая культура, то есть само «этническое», которое складывалось, развивалось длительное время, является устойчивым типом культуры. «Этническое, - пишет А.Г. Агаев, сохраняется в быту и культуре также народностей и даже наций, характеризуя, однако, не все население, а отдельные этнографические группы, отдельные области или районы расселения наций» [4].

Следующим этапом культуры этнической группы или народа является «народное». Источником «народности» культуры выступает повседневный образ жизни народа, его быт, обусловленный устойчивостью народа. «Народное» составляет основу, базис национальной культуры. Что касается «национального», то оно является еще более высоким этапом в структуре культуры и состоит из всего того, что конкретно-исторически создано этносом, народом в процессе их национального развития. Таким образом, «национальное» причисляет к себе все, что связано с «этническим» и «народным», так как они диалектически взаимосвязаны, составляют содержание национальной культуры. «Национальная культура богаче и шире народной потому, что она впитывает соки не только народной (отдельного) и этнической (особенного), но и других национальных культур» [100]. И по этой причине равноценно распределяется понятие национальной культуры как на культуру собственно нации, так и на культуру народности и этнической группы. Говоря об этнокультурных ценностях и формировании национальной культуры, следует представить в обобщенном виде одно из имеющихся определений и самой нации. Нация - высшая форма этнической общности людей, исторически сложившаяся в новое время на базе слияния более ранних родственных и неродственных этнических общностей. Слова о том, что нация устойчива и исторически формируется на основе общности экономики, территории и психического склада людей, культурных ценностей, наиболее подходят для характеристики нации. Для нации очень важна единая идейная направленность, что способствует формированию суверенного общества, то есть «не нация создает государство, а идея нации» [166].

Творческое начало физкультурного процесса, идущее из народных глубин, обеспечивает постоянный приток новых форм в сферу физической культуры. Народными видами физических упражнений и игр следует признать только те, которые возникли еще до появления нации [201].

При наличии общности в видах физической деятельности, ее стабильности, выработанных единством естественных видов движений, элементов трудовой деятельности и т.д., имеются значительные отличительные черты в упражнениях, играх и видах спорта. Структура физической культуры характеризуется не только строением, но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонтали», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органическими компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культуры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены [105].

Этнопедагогическое содержание физической культуры ногайцев

С позиции научной философии возникновение средств физической культуры вызвано тремя группами факторов, или причин: всеобщими, особенными и единичными. К всеобщим относятся средства физической культуры, заложенные в самой природе (ходьба, бег, лазание, преодоление препятствий и т.д.). К особенным причинам появления средств физической культуры необходимо отнести двигательные действия, связанные с охотой и трудом. Единичные факторы - возникновение средств физической культуры в локальных условиях Земли, - определяют специфические черты человечества, хотя, как известно, человечество обладает как общими, так и специфическими чертами, связанными с конкретными условиями жизни и деятельности людей. Все эти факторы представляют собой единое целое, пронизанное всеобщей связью. В.И. Ленин писал о «всемирной, всесторонней, живой связи всего и во всем», в силу которой «каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными» [108].

Постепенное изменение человеком условий своего существования содействовало приспособлению не только к природе, но и к себе; в свою очередь, эти условия стали диктовать необходимость взаимодействия и взаимопомощи. Экстремальные условия жизни людей заставили их держаться группами, бороться за жизнь; ярким примером тому является кочевой образ жизни ногайцев на протяжении многих веков.

При этом необходимо учитывать, что становление физической культуры в обществе целесообразно рассматривать как целенаправленное ее развитие, как исторический процесс, выражающий собой определенную смену качественных состояний развивающегося объекта [133]. Необходимо полагать, что причины появления общих и специфических средств физической культуры могут быть раскрыты только в ходе генезиса системы знаний о развитии. Возможности бытия физической культуры заданы естественно-природно, и даже на эмпирическом уровне можно констатировать то обстоятельство, что природное (в общих своих моментах - как внешнепри-родная среда и как имманентноприродное в самом человеке) небезразлично для тех форм, в которых отливается и живет физическая культура.

Исследователь не может не видеть того, что деятельность людей (особенно на ранних этапах развития человеческого рода) интимно связана с тем, что в своей первозданности предлагает человеку природа. Прямое воздействие природных условий на возникновение и развитие физической культуры может быть прослежено по разным направлениям: от воздействия на производство орудий труда и технологию трудовой деятельности до особенностей быта и явлений духовной жизни. В этой связи следует обратить внимание на то, что природе противопоставляется не только физическая культура как способ человеческой деятельности, а все богатство, вся сложность культурно-социального бытия человечества в целом, в единстве. Поэтому взаимодействие природного и физкультурного в жизни людей не может быть понято вне социального подхода. Социальная эволюция означает переход к новому типу наследования в живой природе; отныне она определяется не одними только генетическими, но и культурно-социальными факторами. Отсюда и появляется необходимость непрерывной передачи способа деятельности для сохранения и развития физической культуры.

Не следует думать, что единство природного и социального было вполне гармоничным и сбалансированным. Фактически данный процесс был таким, что в этом единстве человек испытывает величайшее давление мощных явлений природы, он не в состоянии был быть равным с ними партнером. Первоначальное, нерасчлененное единство средств физической культуры находило свое специфическое преломление в сознании человека, определяло его мифологию, рождало антропоморфизм, то есть стремление воздействовать на природу в желательном направлении, используя все свои возможности. На самом деле человек переносил на природу формы воздействия, порожденные в своем обществе, пробуждавшие сознание своей силой.

Исследование фактов, явлений в физической культуре как части общей культуры любого народа с точки зрения внутренних и внешних свойств и связей их целостности, развития и функционирования предполагает наличие в них системных качеств. В соответствии с этими качествами физическая культура в процессе своего развития в среде общей культуры представляется как система. Под системой можно понимать упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. Следует отметить, что любая система имеет свои особенности, которые, в сущности, обладают определенным уровнем динамической организации и зависят от частных и особенных усилий.

В ходе истории формировалась и единая целостная система физической культуры, которая так или иначе связана с другими системами. Главным же содержанием системы физической культуры, на наш взгляд, являет 45 ся сочетание вариантов прошлого и будущего, что может быть в значительной мере основой ее перспективности в достижении наиболее успешных результатов в физкультурно-спортивном движении любого народа. Следует отметить, что информация из будущего не приходит никогда, для этого нет ни потенциала, ни каналов информации. Но в информации о прошлом всегда содержится информация о будущем, что является одним из вариантов прошлого и будущего поведения системы физической культуры.

Накопление знаний об обществе и о физической культуре, в частности, - одна из непременных функций культуры в любую эпоху, что является историческим законом. Физическая культура, как составная часть общей культуры, во всех своих проявлениях глубоко исторична, рассмотрение ее как функционирующего явления предполагает наряду с этим анализ изменения содержания реального процесса ее развития и восхождения. Поэтому осознание социальных законов и закономерностей требует конкретного исследования форм их проявления, а управление их действием возможно только на основе знания его механизма. Понять последний - значит изучить деятельность в конкретных условиях труда и быта людей, входящих в те или иные социальные группы, организации, проживающих в определенных условиях и т.д. В данном случае следует выявить законы, устанавливающие функциональную зависимость, или ковариацию между социальными явлениями. В отличие от законов развития законы функционирования обеспечивают сохранение той или иной социальной системы в состоянии относительной устойчивости.

Традиционное и инновационное в содержании физической культуры педагогики ногайского народа

Известно, что историзм является свидетельством того, что каждый этап развития человечества, в том числе и физической культуры, может развернуться в следующий, но может застыть и даже исчезнуть. Полное и целостное развитие процесса может привести к его перерождению, появлению новой сущности и нового процесса, который снова пребывает в развитии. Для получения относительно точной социально-статистической информации о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей развития как традиционной физической культуры ногайского народа, так и инновационных в современных условиях в ногайской среде, следует рассматривать их поэтапно. Нужно помнить о сложностях и возможных противоречиях процесса, изменяющих ситуацию на различных этапах.

Изучая отдельные проявления структурных составляющих традиционной физической культуры ногайцев в потоке бытия, включающего как повседневные, бытовые, так и праздничные, церемониальные, ритуальные и прочие особо обозначенные моменты жизни, можно выделить эти составляющие в абстрагированном виде и путем их педагогической классификации и обобщения охарактеризовать набор важнейших средств традиционной физической культуры ногайского народа. Следует сказать и об одной из важных составных частей избранного нами метода: принципе выделения бинарных оппозиций. Большое число составляющих традиционной физической культуры может быть описано непосредственно в рамках этих оппозиций. В их числе находятся такие важнейшие классификационные пары, как полезное - вредное (средства физической культуры), мужское - женское (мужские и женские виды спорта), свой - чужой (традиционные виды спорта, классические виды спорта), левое - правое (армспорт), симметрия -асимметрия и т.д. «Изучение противоречий между категориями «симметрия» и асимметрия, взаимопереходов симметрии в асимметрию и наоборот, с точки зрения многих ученых, является эффективным методом познания мира... Симметрия - асимметрия являются не только общенаучными категориями, но и парной категорией познания» [190].

Вышеизложенный метод - один из возможных подходов к изучению физической культуры, своей или чужой, а еще лучше своей и чужой в сравнении со своей. Он важен не как самоцель, а как способ решения стоящей перед человечеством с незапамятных времен проблемы «они и мы», получившей в последние годы в литературе звучное название диалога культур, в том числе диалога физической культуры.

Этот термин обладает особой весомостью именно в этнографии, ибо вся этническая история человечества есть в значительной степени история диалогов культур, в том числе и физической культуры, или их постоянных контактов у разных народов с положительными (когда, взаимодействуя друг с другом, культуры взаимообогащаются) или отрицательными последствиями (когда за счет проникновения чужой, например западноевропейской физической культуры, происходит утрата традиционной физической культуры).

Процесс проникновения и распространения на Северном Кавказе различных видов физических упражнений игр и т.д. как из России, так и с Запада происходил в конце XIX - начале XX вв. Вместе с ними внедрялись способы организации и проведения состязаний, а также правила соревнований. Место этнической физической культуры занимали виды физической деятельности Запада (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Происходило сочетание народных традиций с новаторством, осуществлялся непрерывный процесс исторической преемственности [115]. Начало инновационного периода формирования физической культуры в стране, безусловно, относится к советскому периоду (1917-1991 гг.).

Для исследования проблемы мы использовали метод анализа документов, который является одним из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают событийную, фактологическую сторону социальной действительности.

В первые дни после революции в России принимается ряд существенных мер по созданию новой системы физической культуры в стране. Например, в 1918 году учреждается Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), в составе которого создается отдел физического развития и спорта. Всевобуч ведает вопросами физической подготовки в армии, на призывных пунктах и среди населения страны. Органы Всевобуча повсеместно возникают при военкоматах, в учреждениях и организациях и в содружестве с комсомолом занимаются физической подготовкой населения. Названный документ никак не затрагивает и не использует традиционную физическую культуру народов, в том числе и ногайцев.

В 1919 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки, также без элементов традиционной физической культуры. В 1920 году создается Высший совет физической культуры при главном управлении Всевобуча. В его обязанности входили организация спортивных соревнований, проведение врачебного контроля. Подобные советы создавались повсеместно и на Северном Кавказе. В октябре 1920 года издается приказ начальника Всевобуча Н.И. Подвойского, в котором говорилось: «...с весны 1921 года все городские, фабрично-заводские и сельские площадки Всевобуча должны быть оборудованы так, чтобы они стали самыми привлекательными центрами для детей, юношей и девушек по своему художественному расположению в самых красивых местах».

Семья как фактор формирования физической культуры ногайских детей

Известно, что в семье закладываются основы личности, поэтому как направляющая сила и образец для подражания она играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Общеизвестна роль физической культуры в здоровом развитии человека, и чем раньше начинается формирование у детей привычки заниматься физическими упражнениями, играми и т. д., тем прочнее она становится. Семья - первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. В ней юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Семья всегда была и остается основной ячейкой общества, основной школой жизни для человека, она была и остается основной формой социализации личности, в ней закладываются основы воспитания будущих отцов и матерей.

Ведущий компонент воспитательного потенциала семьи - внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле является первичными. Помимо них, семья включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено тем, что они выступают первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, таким образом, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

При сопоставлении различных педагогических систем, опыта прошлого и настоящего выявляются незаметные на первый взгляд стороны воспитательного процесса. Сравнительное изучение традиционного педагогического опыта семейного воспитания, может служить средством повышения эффективности теории и практики семейной педагогики. Задачи отечественной педагогики сводятся к изучению процессов, происходящих в сфере образования и воспитания, к выявлению позитивных и негативных сторон педагогических явлений и тенденций как предпосылки для дальнейшего развития отечественной педагогики и школы.

Повышение интереса к проблемам семьи в настоящее время обусловлено изменением социально-экономической жизни, поломкой сложившихся институтов и понятий. В этой ситуации семейный уклад оказывается единственной формой, сохранившей в известной мере свою устойчивость. При этом особенно серьезное внимание педагогическая наука уделяет сегодня опыту семейного воспитания у различных народов.

В данной работе не ставится задача полностью осветить проблематику, связанную с ногайской семьей. Наша цель - по мере возможности посмотреть на роль семьи в физическом воспитании детей в процессе жизнедеятельности ногайцев в разные времена. Следует сказать, что физическое воспитание детей, как и физическая культура ногайского народа в целом, в контексте исторического и педагогического анализа в специальной литературе описана более чем скромно.

И.В. Бентковский в 1879 году в статье «О первоначальном физическом воспитании детей калмыков и ногайцев, кочующих в Ставропольской губернии» писал: «Ребенка обмывают тотчас после рождения в теплой воде, в которую кладут немного соли, специальные толченые травы. Для нас кажется, немыслимо купать ребенка только что родившегося, хотя бы и в теплой воде, особенно зимой. Когда у ребенка отпадает пуповина, то, чтобы рана скорее зажила, намазывают ее курдючным салом или свежим маслом. Если ребенок около шеи, под мышками и между ног подопревает, то места эти засыпают превращенной в порошок жженою глиною, которую берут из-под тагана или, лучше сказать, из-под золы, где посредине кибитки почти постоянно держат огонь.

... Как только родится ребенок, ему дают соску из курдючного сала ... будто бы такое сало производит очищение желчи. Дети начинают сидеть, ползать и ходить, смотря по времени рождения, раньше или позже. Если эти акты человеческого возраста приходятся на летние месяцы, то, понятно, и дети начинают раньше сидеть, ползать и ходить...

Последим за дальнейшим физическим развитием детей под влиянием воспитательницы-природы, в широком значении слова. Летом не одевают детей до 6, а иногда и до 8 лет. Нагие или почти нагие дети бегают летом, а зимой, плохо одетые, дети прячутся в родительские шубы или греются у пылающего среди кибитки огня. Вольные - как широкая степь, резвые - как летний ветерок, кроткие - как домашние зверьки, дети, привыкнув с самого рождения к терпению, легкой и удобоваримой пище, ко всем переменам погоды и во все времена года, переносят впоследствии самые резкие атмосферические крайности с удивительным терпением и выносливостью.

Такова система воспитания - и1п аспартанская, при другой - такие результаты физического воспитания немыслимы» [30].

Н. Влесков в 1887 году в статье «Первоначальное физическое воспитание детей у караногайцев» писал: «...После рождения и купания бабка надевает на ребенка рубашечку, а голову повязывает платочком. Ровнение или правление рук и ног, а также головы новорожденного ребенка делается по усмотрению бабки, а часто и самой матерью. Если голова продолговатая, то в таком случае не трогают ее, но если круглая и большая, тогда более или менее туго стягивают платочком. Руки и ноги ребенка выпрямляются руками бабки или матери во время купанья.

Похожие диссертации на Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа