Содержание к диссертации
Введение
I ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Национальная культура и ее место в педагогике
1.2. Понятие и сущность ценностных отношений как способа взаимодействия с окружающим миром
И. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1. Ценностные отношения как элемент педагогического общения
2.2. Состояние ценностного отношения студентов младших курсов к национальной культуре
III. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
3.1. Модель формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре
3.2.Организация опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к национальной культуре у будущих учителей иностранного языка
3.3.Анализ динамики формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре
Заключение
Список использованной литературы
- Национальная культура и ее место в педагогике
- Ценностные отношения как элемент педагогического общения
- Модель формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре
Введение к работе
Конец XX века ознаменовался ростом значимости межнациональных отношений в жизни страны. События в бывших республиках СССР, а теперь независимых государствах, привели к национальному разобщению народов, взаимному неуважению ими чужой истории и культуры, политическому противостоянию. В связи с этим кардинально меняется концепция государственной национальной политики в России. В ней все законодательные, социально-экономические, образовательные, культурно-просветительские меры направлены на согласование интересов народов, формирование их духовного единства, дружбы, развитие их культуры, сохранение исторического наследия всех наций в рамках мировой культуры
Российская система образования традиционно ставила во главу угла духовные ценности, занимаясь большей частью именно воспитанием личности, будь то допетровская школа, или просветительская система XVII в., или советская школа XX века. В настоящее время происходит гуманизация всей системы образования и переориентация на личностно-ценностный подход.
На пороге нового тысячелетия складывается концепция образования, Ф в основу которой положено развитие личности, умеющей работать с новыми информационными технологиями и сетями глобальной связи, которые обеспечивают взаимодействие социально-экономических и культурных отношений. Отмеченные умения помогают ей адекватно реагировать на изменения, происходящие в мире, что является объективным фактором необходимости нового подхода к политике образования.
Особенно это отражается в преподавании иностранных языков. Со временное лингвистическое образование имеет следующие особенности:
- коммуникативный подход в обучении;
- культурологическое содержание;
- развитие навыков межкультурного общения;
- ориентация на ценностное отношение.
Для реализации новых целей необходимо в первую очередь пересмот реть содержание образования, и поэтому основополагающей идеей современной концепции лингвистического образования является необходимость изучать культуру народа-носителя с самого начала изучения любого народного языка, причем оба этих процесса должны происходить одновременно. Следовательно, надо вести речь не об обучении языку и культуре определенного народа, а об изучении иностранного языка - культуры как единого целого, формируя, таким образом, ценностное отношение к национальной культуре.
В процессе образования главная задача - герменевтическая, то есть обучение пониманию, которое становится единственным способом постижения истины как в естественнонаучном, так и особенно в гуманитарном знании, в науках о жизни и духе.
Кроме того, сам процесс усвоения содержания может быть ориентирован либо на овладение навыком, либо - ценностным отношением.
Ориентация на ценностное отношение является краеугольным камнем в развитии культурологических моделей образования, тесно связанного с формированием нравственных качеств, эстетической, умственной и другими t сторонами воспитания. В ходе развития этих моделей школьная программа расширяется за счет новых культурологических и эстетически направленных дисциплин. А.П.Валицкая отмечает, что при этом отечественная культура рассматривается как образовательное пространство, где национальный духовный опыт есть составляющая мировой культуры, где развивается поликультурный, продуцирующий диалог народов и этносов.
9 Специфика сложившейся национально-культурной ситуации в совре менной России, когда развитию языка и культуры каждого этноса придается огромное значение, определяет актуальность указанной проблемы. Именно поэтому сейчас так важно осознать необходимость новой концепции обучения языку как одной из наиболее важных ценностей национальной культуры, которая способствует:
- формированию сознания личности,
- жизненному и национальному самоопределению,
- усвоению культурных ценностей,
- вхождению личности в социально-культурную среду,
- ценностному отношению к родной культуре и традициям,
- развитию навыков межкультурного взаимодействия.
Изучение иностранного языка - необходимое условие развития, как отдельной личности, так и любого этноса в целом. Язык как фактор этнической идентичности формирует чувство родственности с группой, но чтобы действительно понимать иноязычную речь, необходимо понять культуру, которая создана с помощью этого языка его носителями.
Общечеловеческая культура диалектически связана с любой национальной культурой. В современной науке существует теория, рассматривающая культуру общества как все то, что необходимо знать и во что верить, чтобы адекватно общаться с носителями этой культуры, то есть культурологические знания необходимы любому человеку в современном мире, где общение, коммуникация все чаще происходит на уровне диалога культур, а средством коммуникации является язык.
Язык - важнейший элемент национальной культуры, он является фактором этнической идентичности. Такой подход к языку был выявлен еще в 20-х годах нашего столетия зарубежными лингвистами и сформирован Эдуардом Сепиром в 1929г. в работе «Положение лингвистики как науки»: «Язык становится все более ценным, как помощник в научном изучении той или иной культуры. В известном смысле переплетение культурных моделей данной цивилизации запечатлено в языке, который выражает эту цивилизацию. Было бы иллюзией полагать, что мы можем понять существенные черты культуры путем непосредственного наблюдения, без участия той языковой символики, которая делает эти черты значимыми и понятными обществу». Согласно Выготскому Л.С.[53], усвоение родного языка в детстве одновременно является процессом усвоения способов поведения и существования в мире тех, от кого усваивается язык, то есть является процессом усвоения культуры. В самом простом случае, когда ребенок усваивает один язык и культуру одной и однородной социальной группы, усваиваемая культура представляет собой разделяемое всеми членами такой группы понимание мира, существует как набор «общих знаний», объединяющих всех живущих в данном социуме. Общение внутри социума, таким образом, оказывается возможным благодаря тому, что употребляемые значения или интерпретации являются общими для членов социума.
В семантике каждого языка есть отражение как общего, универсального, так и своеобразие культуры каждого народа, но не все языковые реалии находят свое точное, фотографическое отражение в различных языках. Для полного понимания чужого языка и человека, принадлежащего к чужой культуре, необходимо не просто выучить слово, а перенять способ мышления и культурную картину мира, создаваемую этим языком, что представляет собой главную трудность в обучении.
Обучение должно основываться на возрастной и интеллектуальной доступности изучаемого материала. Сначала изучающие должны получить общие знания о стандартных понятиях, затем - знания о том, как поступать в различных ситуациях в чужой культурной среде, чтобы носители этой культуры адекватно и правильно поняли их поведение и речь. Третий уровень предполагает усвоение социальных установок, принятых в иностранной культуре, развитие навыков общения. И последняя группа знаний - это навыки анализа, умения наблюдать за чужой культурой и самому делать выводы.
Национальная культура каждого народа базируется на его традициях и историческом прошлом и эволюционирует с каждым новым поколением и новыми идеями, которые вносят в культуру современники.
Для того, чтобы приобщиться к чужой культуре, оценить ее компоненты и присвоить новый культурный опыт, необходимо сначала осознать культурные ценности, «пропустить их через себя», затем обеспечить их актуальной личной значимостью, пересмотрев свои собственные ценности и идеалы и ценности своей культуры. И последнее: необходимо выбрать и
«примерить» на себя ценности чужой культуры.
Все сказанное выше определило тему настоящего исследования как "Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа ".
Мы выбрали для исследования студентов младших курсов, так как они относятся к старшему юношескому возрасту - периоду оптимального усвоения социальных отношений.
Актуальность проблемы формирования ценностного отношения студентов младших курсов к национальной культуре другого народа в процессе педагогического общения определяется:
- в гносеологическом плане - необходимостью исследования современных проблем ценностного отношения к национальной культуре и путей его формирования;
- в социальном плане - потребностями гуманизации, индивидуализации образовательного процесса в высшей школе; востребованностью обществом высококвалифицированных специалистов, ориентированных на межкультурное общение, обладающих навыками межкультурной коммуникации;
- в педагогическом плане - слабой разработанностью, с одной стороны, использования культурных компонентов в педагогическом процессе и, с другой, - необходимостью осмысления современных подходов к формированию ценностного отношения студентов к национальной культуре в аспекте личностно ориентированного обучения;
- в личностно-смысловом плане - возможностями становления неповторимой индивидуальности, способностей рефлексии, толерантности, адаптации к современным условиям.
Объект исследования - формирование отношений подрастающего поколения к национальной культуре как социальной и исторической ценности.
Предмет исследования - формирование у студентов младших курсов ценностного отношения к национальной культуре другого народа в процессе
педагогического общения.
Цель исследования - выявление и раскрытие эффективных способов формирования ценностного отношения к национальной культуре другого народа в процессе педагогического общения.
Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения, что формированию у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа должно эффективно содействовать включение их в ситуации, побуждающие к выполнению действий, адекватных значению содержания национальных культур во взаимоотношениях между гражданами одного государства, государствами и народами, для чего могут быть использованы реальные события, их материальная имитация и вербальные средства формирования образов в воображении, направление деятельности студентов на реализацию их культурологических потребностей и обеспечение эффективного освоения социальных ценностей национальной культуры.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить проблемно ориентированный анализ и обобщение методологических, научно-педагогических публикаций по проблеме исследования с позиций: национальной культуры; сущности и способов формирования ценностного отношения; обучения иностранному языку в высшей школе.
2. Исследовать состояние формирования ценностного отношения к национальной культуре студентов в процессе педагогического общения.
3. Выявить способы ценностно ориентированного подхода к формированию отношения студентов к национальной культуре другого народа в процессе педагогического общения.
4. Разработать способы и модель формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре в педагогическом общении.
5. Испытать эффективность экспериментальной модели Методологическая основа исследования. В русле объективно научной методологии оказываются продуктивными: диалектическая теория познания; аксиологический подход, использование которого позволяет раскрыть как природу национальной культуры, так и структуру ценностного отношения к ней.
Теоретигической основой нашего исследования являются теории культуры, раскрывающие ее сущностный потенциал (М.Ф.Овсянников[129], К.М.Долгов [66], Е.В.Волкова [52], М.И.Крюковский [97], и др.), ценностный аспект культуры, в том числе и национальной (В.П.Тугаринов [169], В.О.Василенко [46], И.В.Малышев [112], Л.Н.Столович [166], И.П.Шитов [184] и др.); психологические теории ценностей (В.О.Василенко [46], И.А.Джидарьян [144], С.Л.Рубинштейн [149], В.Ф.Сержантов [154] и др.); теории «ценностных ориентации» (В.А.Ядов [191], В.А.Алексеева [7], Т.Н.Мальковская [179], В.С.Мухина [122] и др.) теории, раскрывающие отношения к национальной культуре (Д.С.Лихачев [107], Э.К.Дорошевич, В.М.Конон [89], А.С.Майхрович [109], К.В.Шохин, А.И.Баженова [17] и др.) и гуманитарное содержание национальной культуры (Б.А.Рыбаков [150], С.А.Токарев [164], А.П.Пьянков [148], В.В.Седов [132], Д.А. Мачин-ский, А.И.Журавский [70] и др.).
Менее разработана исследуемая нами проблема в педагогике. Здесь можно выделить теории формирования педагогической культуры (профессиональной) как части общей (Е.В.Бондаревская [38], П.Н. Третьяков [167], Л.В.Левчук [102] и др.) и формирование у школьников ценностных ориентации как ядра национальной культуры (А.Г.Агаев [5], А.И.Головнев, Э.А.Баграмов [16], Т.С.Анисимова [8] и др.); педагогического общения (Г.В.Колшанский [89], М.Г.Каспарова [81], В.В.Водзинская [51], Г.Клаус [84], А.Н.Леонтьев [103], В.А.Кан-Калик [80] и др.); гуманизации педагогического процесса (Е.В. Бондаревская [37], Е.Н. Орлов [131], Н.С. Сикорская [156], В.А. Сластенин [160], Е.Н. Шиянов [185], В.В. Краев-ский [92] и др.); теории обучения иностранному языку (Е.А.Маслыко [116], И.Л.Бим [28], С.Ф.Шатилов [182], Н.И.Гез [117], Г.А.Китайгородская [83], Е.И.Пассов [136], К.И.Саломатов [141] и др.); теории формирования структу ры мирового образования (Белозерцев Е.П. [21], Библер B.C. [26], Богуславский М.В. [31], Бим-Бад Б.М. [30] и др.). Вопросы связи формирования нравственного сознания личности с воспитанием её национального самосознания раскрывались в исследованиях Е.В.Бондаревской [38], Н.Н.Верцинской [50], В.Е.Гурина [62], А.И.Кочетова [91], Ю.С.Тюнникова [172], Е.Н.Шиянова [185]. В их работах отмечается высокая эффективность личностно ориентированного культурологически направленного образования.
Многие российские ученые относят национальную культуру и национальное самосознание к основным национальным признакам (Ю.В.Арутюнян [13], Ю.В.Бромлей [43], Л.В.Дробижева [67], А.Я.Зись [72], М.С.Каган [76], В.И.Козлов, П.И.Кушнер, М.В.Овсянников [129] и др.). Большинство исследователей, рассматривая культуру, выделяли её социологический аспект (С.Н.Артановский [11], Л.Н.Коган [85], Л.Е.Кертман [83], В.Оконь [130]) и рассматривали культуру каждого общества как продукт его социальной жизнедеятельности .
Однако наиболее созвучным целям педагогической науки является личностный подход к культуре, суть которого заключается в определении человека как духовного субъекта культуры (Н.А.Бердяев [24], В.Ж.Келле [125], Д.С.Лихачев [106], Л.Ю.Сироткин [ 158], А.Шопенгауэр [ 186] и др.).
Проблеме ценностей в научной литературе уделялось значительное внимание. Исследователи отмечали, что именно на основе общности ценностей обеспечивается согласие в социальных группах (В.Б.Брожик [42], О.Г.Дробницкий [68], Ф.Знанецкий, Т.Парсонс [135], У.Томас, В.П. Тугаринов [169]). Психологи рассматривают ценности, прежде всего, как элементы структуры личности: взгляды, убеждения, интересы и т.д. Понятие ценности в психологии соприкасается с такими психическими явлениями, как значимость (Н.Ф.Добрынин, С.Л.Рубинштейн [149]), «жизненная позиция» (Л.И. Божович [35]), «значение и личностный смысл» (А.Н.Леонтьев [103]), «мо- 4 тив» (Б.И. До донов [65]), «установка» (Д.Н.Узнадзе [173]).
Современное обострение межэтнических проблем приводит к необходимости улучшения работы по формированию у подрастающего поколения ценностного отношения не только к родной национальной культуре, но и культуре другого народа. Исследования, проведенные, например, в Северо- Кавказском регионе, затрагивают как национальную культуру (Б.И.Беляева [23], Р.Ю.Намитокова [124], И.Я.Неволина [127], Ю.С.Тюнников [171]) так и проблемы межнационального общения (Р.И.Кусарбаев [100], Э.А.Потокова [140]), но в них ещё не достигнуто полное раскрытие особенностей формирования у молодежи ценностного отношения к национальной культуре.
В исследовании использовались работы отечественных и зарубежных ученых в области философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики. Широта проблемы обусловливает обращение к истории, лингвистике, фольклористике.
В решении поставленных задач использовались методы, научный анализ педагогической литературы; педагогическое моделирование; эмпирическое исследование: наблюдение, беседа, интервью, тестирование, анкетирование; педагогический эксперимент; экспертная оценка; изучение продук тов учебной деятельности.
Логика исследования реализовывалась на следующих условно выделенных этапах:
На первом, подготовительном, этапе (1996г.) - основной задачей было изучение философской, методологической, педагогической и психологической литературы по проблемам педагогического общения в высшей школе; проблемам национальной культуры и ценностных отношений; вопросам формирования ценностных отношений к национальной культуре.
На втором, аналитико-поисковом (1997г.), - главной целью являлось обоснование проблемы исследования, изучение уровня ее разработанности. Проводилось диагностическое исследование с целью выявления состояния ценностного отношения к национальной культуре студентов и его пред- + посылок в практике реального учебного процесса института. Проводился проблемно-ориентированный анализ методологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, анализировался накопленный педагогический опыт, уточнялась тема исследования, формулировалась гипотеза исследования путем теоретического анализа первоисточников, наблюдения, беседы, изучения передового педагогического опыта.
На третьем, созидательном (1998-2001г.г.), - осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе математического и валеологиче- ского факультетов Славянского филиала Армавирского государственного педагогического института, включающая констатирующий и обучающий этапы эксперимента. Анализировалась существующая система обучения, ее достоинства и недостатки, выяснялась степень сформированности ценностного отношения студентов к национальной культуре, разрабатывалась модель формирования этого качества в условиях обучения иностранному языку. Была разработана и внедрена построенная на культурологической основе, программа курса «Английский язык». На данном этапе применялись методы беседы, наблюдения, изучения продуктов учебной деятельности, моделирования, анкетирования, тестирования, педагогического эксперимента и др. На четвертом, заключительном, этапе (2001-2002г.г.) анализиро вались и обобщались данные, полученные в ходе эксперимента, и результаты заключительного анкетирования, показывающие динамику сформированности ценностного отношения студентов к национальной культуре, на основании которых были обоснованы теоретические положения диссертации и предложены рекомендации по внедрению результатов исследования в учебный процесс высшей школы. На этом этапе обработка количественных результатов проводилась методами математической статистики (ранжирование, проверка уровня значимости, оценка статистических параметров), использовались также методы индукции, дедукции и моделирования.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в обогащении педагогической теории описанием эффективной струк туры процесса формирования у студентов ценностного отношения к нацио нальной культуре, который обеспечивает адекватную культурологизацию пе дагогического процесса, обогащение культурных и жизненных ценностей, опору на проблемные ситуации, рефлексию и обратную связь, рассмотрение получаемых результатов с позиции выделенных уровней ценностных отношений; в анализе результатов формирования ценностного отношения к национальной культуре студентов в процессе педагогического общения. При этом изучаемая проблема рассматривается в совокупности всех ее факторов:
- выявлены этапы формирования ценностного отношения;
- спроектирована модель формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре в высшей школе;
- спроектирована и апробирована модель обучения иностранному языку и определено место в ней культурного компонента. В работе теоретически обобщен и практически описан опыт работы по формированию ценностного отношения к национальной культуре студентов в процессе педагогического общения в рамках курса «Английский язык» как иллюстрация ценностно ориентированного подхода к организации процесса обучения, возможности для каждого учащегося удовлетворить весь спектр своих культурологических интересов в плодотворном сотрудничестве с преподавателем и коллегами по группе, курсу;
- изучен и обобщен учебный материал, направленный на формирование у студентов ценностного отношения к культуре страны изучаемого языка.
Практическая значимость исследования заключается е следующем:
-разработана и подготовлена к применению в процессе обучения модель ценностно ориентированного обучения студентов иностранному языку в высшей школе;
-в рамках системы обучения по курсу «Английский язык» подготовлен сборник текстов культурологического характера и методических указаний к работе над ними; -проведен анализ уровня сформированности ценностного отношения
к национальной культуре студентов института, и на этой основе разработаны рекомендации по совершенствованию учебного материала, используемого на занятиях по иностранному языку;
-определены подходы к формированию ценностного отношения студентов к национальной культуре другого народа, показаны различные уровни сформированности данного качества и степень распределения на каждом из уровней культурологического материала.
Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций обеспечены результатами экспериментального обучения, направленного на формирование ценностного отношения студентов к национальной культуре; положительной оценкой этой деятельности преподавателями вуза и студентами; интегративным подходом к изучению проблемы на основе анализа теоретических, методических и практических материалов; совокупностью адекватных предмету и задачам исследования методов, позволивших осуществить научно-системный анализ экспериментальных данных; репрезентативностью выборки анкетируемых; использованием приемов математической статистики; статистической значимостью экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основными условиями эффективного формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре являются: культурологизация педагогического процесса вуза на основе ценностного освоения культурной среды, обеспечения взаимосвязи культурных и жизненных ценностей, использования изучения иностранного языка для сопоставления культуры своей страны с другой культурой и обогащения представлений об общечеловеческой культуре, использования личностно ориентированного подхода к формированию самосознания и организация рефлексии и обратной связи от студента к преподавателю в процессе обучения.
2. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре в процессе педагогического общения происходит эффективно при включении их в ситуации, побуждающие к выполнению действий, адек 15 ватных проявлению расположенности к сущностным компонентам этой культуры и предусматривающих выполнение оценочных действий применительно к воспринимаемым реальным или имитируемым явлениям или их вербальным представлениям.
3. Изучение культурологической информации о другой стране с использованием проблемных ситуаций в педагогическом общении формирует у студентов способность анализировать представленную предметно и иноязычно ситуацию, содействует развитию познавательного интереса к национальной культуре другого народа и помогает формировать адекватную социальным отношениям её оценку.
4. Формирование ценностного отношения студентов к национальной культуре в процессе педагогического общения имеет три уровня: аналитический (осознание ценностей, их понимание, придание индивидуального контекста), оценочный (личностная оценка, обеспечение актуальной значимости, личностная переоценка) и деятельностный (выбор и переориентация, «вживание»).
Выводы и результаты исследования проверялись и корректирова- лись в ходе опытно-экспериментальной работы, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях Славянского филиала Армавирского государственного педагогического института (СФ АГПИ). Сборник текстов и методических рекомендаций, ход и итоги опытно- экспериментальной работы анализировались, проводились консультации со специалистами по философии, дидактике высшей школы, педагогами и психологами. Рекомендации исследования внедрялись в учебный процесс математического и валеологичесого факультетов СФ АГПИ. Основные теоретические и практические положения диссертации представлены в тезисах и статьях, опубликованных в 1997-2001 годах. Результаты проведенных исследований докладывались на следующих конференциях: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах»(2-ая ь международная научно-методическая конференция, Сочи, 27-29 мая 1999 г.), «Текст: этнокультурный аспект» (межвузовская научная конференция, г.Славянск-на-Кубани, 1998.), «Филология на рубеже тысячелетий.» (Международная научная конференция. Ростов-Дон, 2000), «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Краснодар, 2000).
Диссертация имеет следующую структуру: введение, три главы (семь параграфов), заключение, список использованной литературы и приложение.
Национальная культура и ее место в педагогике
Когда речь заходит о культуре, то дать точное определение доста точно сложно. Как любое другое фундаментальное понятие, культура имеет многогранный характер, и слово само по себе несет значительную семантическую нагрузку. В настоящее время американские социологи выделяют по меньшей мере 500 определений, хотя по данным А.Кребера и К.Клакхона с 1871 по 1919 год было дано только 7. В первую очередь этот факт указыва , ет на возросший интерес к данному понятию и, как следствие, на актуаль ность исследований и необходимость формирования ценностного отношения к национальной культуре.
Культура в Философском энциклопедическом словаре определяется как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокуп ности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [177, с.293]. Понятие «культура» в педагогической энциклопедии определяется, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил. способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими ма териальных и духовных ценностях. Ядро культуры составляют общечелове ческие ценности и цели, а также исторически сложившиеся способы их вос приятия и достижения. Культура воспринимается, осваивается и воспроизво дится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений. В.Оконь дает такую трактовку данного феномена: «Культура - это со 18 вокупность созданных научных, моральных, социальных, художественных и технических ценностей, а также участие, взаимодействие с этими ценностями и создание новых» [130, с. 112]. Л.Е. Кертман в этой связи выделил три ее разновидности: антропологическое определение, которое подчеркивает надорганический характер культуры; социологическое - рассматривает культуру как часть общечеловеческой культуры; философское определение представляет культуру как явление абстрагированное, выделяемое из процесса только чисто аналитически [82, с. 36]. При рассмотрении культуры как социального явления Л.Н.Коган выделяет генетический, мировоззренческий, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический аспекты, В генетическом аспекте культура представлена как продукт общества; в мировоззренческом - как продукт сознания; в аксиологическом - как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; в гуманистическом - как фактор развития и активизации личности; в нормативном - как условие ориентации человека в мире; в социологическом - как деятельность исторически конкретного социального субъекта - общества [85, с. 58]. С.Н.Артановский же рассматривает культуру в историко-социологическом, философско-антропологическом и феноменологическом аспектах, подчеркивая, что в историко-социологическом аспекте культура — продукт и результат социальной жизнедеятельности, а также совокупность общественных форм. В философско-антропологическом аспекте культура представляет собой творческое начало. В феноменологическом - она совокупность социально обусловленных, функциональных явлений и духовное наполнение человеческой жизни [11, с. 14].
Таким образом, одни ученые понимают культуру как сумму всех видов деятельности, обычаев, верований, а другие - социально унаследованный комплекс практики, то есть определенную основу жизни, третьи - продукт деятельности людей и средство приспособления общества к природной среде и экономическим потребностям. До недавнего времени под «культурой» понимали только духовную часть жизни общества и этику человеческого поведения. Теперь мы разделяем ее на два типа - материальную и духовную, но тесные связи между ними неразрывно связывают одну с другой, так как предметы материальной культуры не были бы созданы без духовного творчества, которое, в свою очередь, реализуется только при использовании материальных предметов.
А.И.Арнольдов рассматривает культуру как исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей, а такие ученые как В.Ж.Келле, Э.С.Маркарян, М.С.Коган, Э.В.Соколов, В.М.Межуев, Г.М.Давлетшин - как способ человеческой деятельности. Ю.В.Бромлей под культурой, в широком смысле этого слова, понимает «все то, что создается человечеством, от орудий труда» до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии» [44, с. 13].
В философии сложились три подхода, определяющие место человека в культуре: аксиологический, деятельностный и личностный. Сущность последнего заключается в определении человеку роли духовного субъекта культуры. Данной точки зрения придерживался Артур Шопенгауэр: «Для счастья нашей жизни первое и самое существенное условие - то, что мы есть наша личность; и это уже потому, что она действует всегда и при всех обстоятельствах, но, сверх того, она не подчинена судьбе и не может быть у нас отнята. На этом основании ее ценность можно назвать абсолютной...» [186]. В трудах Н А Бердяева [24] мы находим размышления о творческом познании человека, о его рабстве и его свободе, о его судьбе в современном мире. Свою философию Н.А. Бердяев часто называл «антропологической» - то есть философией, центрированной на проблеме человека и основанной на живом духовном опыте.
В педагогике исследуемое понятие в широком плане включает все области внешней и внутренней культуры человека: культуру поведения (эти кет), нравственное воспитание, правила обхождения с людьми и поведение в общественных местах; культуру быта, включающую характер личных потребностей и интересов, организацию личного времени, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, грацию. Особо выделяют культуру речи. В известном смысле к культуре относят также культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти приемы и операции для достижения максимально научных результатов и получения высокого качества продукции. Разновекторность этих подходов свидетельствует о многофункциональности категории «педагогическая культура».
Ценностные отношения как элемент педагогического общения
Актуализация инновационных процессов в сфере образования свидетельствует о том, что педагогическая культура - это реальное движение педагогической действительности к новому качественному состоянию, в процессе которого происходит выявление и теоретическое осмысление коренных потребностей развития школы, учителей и других субъектов ее развития. В их числе - потребность в научном обосновании содержания образования, разработке принципиально новой педагогической технологии и педагогической техники, обеспечении всеобщей компьютерной грамотности молодежи, педагогическом прогнозировании, создании современной концепции воспитания, реализации индивидуально-творческого, авторского подхода к обучению и воспитанию учащихся и разработке целостных методических систем, имеющих альтернативный характер. Реализация этих и других актуальных потребностей в педагогической теории и практике ведет к формированию качественно нового уровня педагогической культуры как общества в целом, так и исторически конкретных субъектов ее развития - учителей, педагогических коллективов, родителей и др.
Уровни функционирования педагогической культуры могут быть рассмотрены в общественно-историческом и индивидуально-личностном аспектах. В связи с этим возникает вопрос о критериях их различения. Опираясь на положения, используемые обществоведами при изучении культуры как интегральной характеристики жизнедеятельности общества, можно принять в качестве возможных следующие критерии:
а) ориентация педагогической культуры на воспитание личности гуманного типа;
б) широта распространенности материальных и духовных ценностей, принимаемых личностью;
в) уровень совершенства механизмов передачи и развития педагогической культуры;
г) наличие и широта распространенности элементов творчества в существующей практике (необходимость использования этого критерия обуславливает креативность как особенность педагогической культуры).
Насколько данные критерии применимы к оценке уровня педагогической культуры современного общества еще предстоит исследовать, но уже сегодня перестроечные процессы, происходящие в системе народного образования, появление новых приоритетных направлений в педагогической науке, а также перемены в общественном педагогическом сознании, связанные с массовыми актами милосердия по отношению к детям (деятельность Всесоюзного детского фонда, Творческого союза учителей, общественно-педагогическое движение за перестройку школы и обновление педагогической науки, возникновение клубов творческой педагогики и др.), акции в защиту прав молодежи свидетельствуют о том, что общество движется к созданию гуманной педагогической культуры.
В индивидуально-личностном плане мы рассматриваем педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, способного к диалогу культур. Это процесс интернализации и творческого воспроизводства педагогических ценностей, осуществляющийся в теоретической и практической педагогической деятельности, суть которого состоит в том, что педагогический опыт общества, общечеловеческие ценности педагогической культуры становятся внутренним достоянием личности, превращаются в педагогические способности и творческие возможности, субъективные критерии, внутренние регуляторы профессиональной деятельности и поведения. Педагогическая культура - это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.
В становлении личности педагога-профессионала, ориентированного на ребенка, культуру и профессиональное саморазвитие, приоритет принадлежит гуманизации педагогической культуры. Разработка принципа гуманности: его сущности, содержания, путей реализации в изменяющихся социально-экономических условиях составляет методологическую основу современной педагогической культуры.
Гуманистическая парадигма обучения и воспитания предполагает переход от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию обучаемого и обучающего [181], поэтому усилия учителя направлены на организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Это предъявляет новые требования к культуре педагогического труда вообще и коммуникативной культуре учителя в частности. Важнейший компонент педагогической культуры учителя - ценностное отношение к обучаемому, что является краеугольным камнем гуманистической педагогики. Именно на фоне этих отношений разворачивается коммуникативная деятельность учителя, которая ведет.к успеху или неуспеху при решении педагогических задач.
Однако взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения входят в число самых неразработанных проблем психологии и педагогики. «... Особый интерес представляет, по причине почти полного отсутствия исследований на эту тему, изучение влияния отношения на ход и результаты общения» [34, с. 26]. Результаты педагогического общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирование положительного отношения к учебному процессу. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной культуры учителя, положительно влияет на познавательную активность и развитие творческого потенциала обучаемых.
Теория отношения В.Н. Мясищева [123] предполагает три аспекта отношения: когнитивный, включающий результаты познания конкретного явления действительности; эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект; поведенческий - как актуализиро 59 ванный ответ на него. Рассматривая ценностное отношение к обучаемому, выделим элементы, составляющие его аспекты.
1. Элементы когнитивного аспекта: изучение психического состояния обучаемого, анализ причинно-следственных связей поведения, неадекватности реакций, семейно-бытовых условий; изучение обучаемого как ценности, взаимосвязанной с другими ценностями, то есть его межличностных отношений в группе, ролевой статус, поиски наиболее адекватного и комфортного положения среди себе подобных; осознание обучаемого как уникальности, как единичного и неповторимого представителя человеческого рода, связанного с другими людьми всесторонними отношениями, отражающими детерминированность личности.
2. Элементы эмоционального аспекта: внутреннее отношение к обучаемому, затрагивающее систему нравственных, мировоззренческих ценностей учителя, его убеждение в том, что обучаемый входит в эту систему, его установки и направленность на личность обучаемого как на ценность; развитие отношения во времени, заключающееся в том, что, с одной стороны, чем больше времени учитель уделяет общению с учащимися, тем ярче эмоциональный фон их отношений, а с другой стороны, негативное прошлое учащегося, известное учителю, не должно формировать предвзятое отношение к нему, всегда должна присутствовать вера в изменение свойств личности в лучшую сторону, вдохновляющая учителя на дальнейшие более близкие и полезные отношения с учащимися. В плане эмоционального аспекта ценностного отношения учителя к учащимся основную роль играют четыре базовых качества: децентрация - способность и умение строить педагогическое взаимодействие на «безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения» [131]; идентификация - такой способ познания другого, при котором предположение о внутреннем состоянии другого строится на основе попытки поставить себя на его место; эмпатия - аффективная форма идентификации, при которой наступает состояние сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого [192]. 3. Поведенческий аспект, вытекающий из двух предыдущих, вероятно, является самым сложным и требующим от учителя внутренних и внешних усилий. Методологической основой рассмотрения этого аспекта является трансактный анализ (положение коммуникаторов в позициях «родитель, взрослый, дитя»). «... выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и де-центрации, эмпатия и саморефлексия» [34, с. 26].
Стремясь к достижению своей главной цели, которая в самом общем виде сводится к преобразованиям учащихся: от незнания к знанию, от невладения предметом изучения (в нашем случае - языком) к его овладению, от некомпетентности (в нашем случае языковой, речевой, коммуникативной) к компетентности, преподаватель в силу специфики учебного предмета может рассчитывать главным образом на общение.
Личностно ориентированный подход позволяет педагогам не просто давать знания, но и развивать индивидуальные способности, вырабатывать духовные и интеллектуальные качества через организацию на уроке познавательной, коммуникативной, творческой, исследовательской, игровой деятельности. Суть данного подхода понимается учителями как признание ученика основной действующей фигурой всего педагогического процесса. Несомненно, это ведет к гуманизации отношений. Учитель доброжелательно относится к ученику независимо от его успехов и достижений, поощряет индивидуальный рост, оценивает деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. По утверждению Е.В.Бондаревской, личностно ориентированное образование характеризуется «как обеспечивающее развитие личности, поддержку ее инивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов; предоставляющее ей свободу выбора способов самореализации в культурно-образовательном пространстве» [37, с. 13], а одной из его основных функций является культу-росозидательная, "обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования" [там же, с. 14].
Для решения задач личностно-ориентированного образования в контексте современной парадигмы образования, на наш взгляд, необходимо рассмотреть в межкультурном аспекте функциональную педагогическую деятельность учителя иностранного языка и методические умения, обеспечивающие реализацию той или иной функции. Как известно, структура профессионально-педагогической деятельности учителя состоит из двух групп функций. К целеполагающим в первую очередь относят коммуникативно-обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Операционно-структурные функции включают гностическую, конструктивно-планирующую и организационную [143].
Модель формирования ценностного отношения студентов к национальной культуре
Обладание определенными культурологическими знаниями является необходимым условием развития личности на современном этапе, так как коммуникация в социуме осуществляется на уровне диалога культур. Общечеловеческие ценности и цели, а также исторически сложившиеся способы их оценки и воплощения, являются ядром культуры и воспринимаются, осваиваются и воспроизводятся каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений, но при этом национальная культура представляется как ключевой компонент общечеловеческой (К.Т.Гизатов, Э.С.Маркарян, Ю.В.Бромлей, Б.Т.Лихачев, В.И.Косик и другие). Для России XX век характеризовался увеличением значимости межнациональных отношений, когда национально-культурные тенденции развития общества привели к выделению культуры каждого этноса, приданию ей более высокого статуса и формированию ценностного отношения к ней. Социальные преобразования повлекли за собой изменения целей педагогической системы, выработку новых ценностей образования, обновление содержания и установок (Ю.С.Тюнникова, Л.М.Архангельский, Е.С.Кузьмин, Е.В.Бондаревская И.М.Чередов и другие).
Процесс приобщения к культурным ценностям начинается с самого рождения каждого человека и первичную роль в этом играет микросреда, но в процессе развития самосознания каждая личность вырабатывает собственные ценностные ориентиры. В свете гуманизации образования задача педагога - направить развитие личности и сформировать ценностное отношение к любой национальной культуре и к общечеловеческой в целом, но процесс приобщения к культурным ценностям начинается с самого рождения каждого человека и первичную роль в этом играет микросреда, но в процессе развития самосознания каждая личность вырабатывает собственные ценностные ориентиры. В свете гуманизации образования задача педагога - направить развитие личности и сформировать ценностное отношение к любой национальной культуре и к общечеловеческой в целом, но прежде чем рассмотреть процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре в процессе педагогического общения, нам необходимо определить общие взаимосвязи между ценностями национальной культуры, педагогическим общением и ценностным отношением. Общая структура вышеперечисленных связей представлена на рис. 3.1.:
Рис. 3.1. Общая модель взаимосвязей ценностных отношений. Ценности национальной культуры, рассматриваемые в нашем исследовании, относятся к интроэтническим духовным ценностям, согласно классификации Тухватулина P.M. [170] и включают в себя национальный язык, национальную письменность, национальные обычаи и традиции, национальную литературу, национальное искусство, национальный фольклор, нацио 93 нальную музыку, национальное самосознание, национальный героический эпос, национальный театр, национальную историю и национальную историческую память, систему национального образования и воспитания, национальные верования, памятники национальной духовной культуры, исторические названия географических мест, образ жизни народа, менталитет народа, национальный характер, национальные чувства. Формирование ценностей национальной культуры происходит в процессе самопознания и социализации. Самопознание реализуется в индивидуальной психологической деятельности каждого человека.
Индивидуальная деятельность по усваиванию ценностных ориентации в целом и ценностей национальной культуры, как одной из её составляющих может быть представлена в виде схемы (рис. 3.2.), основанной на теории психологического строения деятельности А.Н.Леонтьева [103], которую мы конкретизировали применительно к условиям нашего исследования.
Источником индивидуальной психологической деятельности, направленной на формирование ценностных ориентации человека, выступает потребность в системе ценностей. Основным побуждающим мотивом в этом случае является осознание себя членом общества или отдельной социальной группы. Этот мотив побуждает человека к выявлению цели данной деятельности: формирование ценностных ориентации. Эта цель требует выполнения действия, направленного на формирование требуемого качества, отвечает требованиям мотива и полностью удовлетворяет возникшую потребность. Условием, при котором достижение поставленной цели возможно, являются основные противоречия, возникающие во внутреннем мире человека с учетом уровня сформированности его ценностных ориентации. Среди них можно назвать несоответствие социальных и индивидуальных ценностей, противоречия между целями, связанными с ориентацией на ценностное отношение к культуре и реальным поведением человека, противоречия между различными ценностными ориентациями групп микросреды и личным самосознанием человека. Составная часть любой деятельности - это действие. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. В соответствии с проблемой нашего исследования эту цепочку действий можно представить в виде трехступенчатого процесса: осознание ценностей — личностная оценка — выбор и переориентация. Необходимо отметить, что данная модель подвижна и при удачном течении эксперимента могут произойти логические трансформации. Так, может произойти сдвиг мотива на цель, так как достижение поставленной цели эксперимента приводит к тому, что действия, обогащаясь, "перерастают" тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате человек ставит более объёмную цель, а прежняя становится мотивом.