Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования духовной культуры студентов вузов ... 12
1.1. Философский аспект раскрытия сущности духовной культуры личности 12
1.2. Формирование духовной культуры личности как проблема педагогического исследования 43
1.3. Особенности формирования духовной культуры студентов на традициях народа саха 62
Выводы по первой главе 95
Глава II. Содержание и технология формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха 100
2.1. Модель формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха 100
2.2. Формы и методы развития духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха 109
2.3. Диагностика сформированности духовной культуры студентов вузов 123
Выводы по второй главе 137
Заключение 139
Библиография 142
Приложение
- Философский аспект раскрытия сущности духовной культуры личности
- Формирование духовной культуры личности как проблема педагогического исследования
- Модель формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
- Формы и методы развития духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях важной государственной задачей в области образования является формирование духовной культуры подрастающего поколения. Трансформация духовно-нравственных ориентиров, низкий уровень культуры молодежи актуализируют поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы, духовное процветание народа. Культурное ядро содержания образования и воспитания составляют народные традиции, способствующие развитию личности через усвоение родной культуры, духовно-нравственных ценностей; познанию человеческой культуры и подведению к самостоятельному выбору ценностей в поликультурном обществе.
Проблемы формирования духовности нашли отражение в трудах И.Канта («этика долга», «категорический императив»), И.Фихте («деятельное есть нравственное», «создавай собственное Я»), Г.Гегеля («единство правового содержания и морального убеждения», «доктрина отрицания»). Духовность -явление волящего духа («воля - в стремлении») А.Шопенгауэра, «идеальный образ сверхчеловека» Ф.Ницше. Представления о духе часто определяли своеобразное понимание духовности: «Ум» Аристотеля, «Святой Дух» Августина, «Разум» И.Канта, «Абсолютный дух» Г.Гегеля.
Ряд исследователей обращают свое внимание на диалектику и движение духовности, разрабатывают типологические подходы сопоставлений, методологические принципы анализа явлений. Примером служат построенные великими педагогами разных времен и народов системы воспитания и обучения, основанные на культурных, духовно-нравственных традициях и ценностях народа (Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.).
Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, В.И.Вернадский, Н.К.Рерих
и др. подчеркивали в своих трудах целостность духовно-душевного мира,
рассматривали человека как творца своей судьбы и указывали на необходимость развития духовно-нравственной сущности человека, отмечали общепланетарную значимость личности.
В изучение духовной культуры народа саха внесли свой вклад Г.П.Башарин, С.И.Боло, В.М.Ионов, А.Е.Кулаковский, А.Е.Мординов, С.А.Новгородов, ПАОйунский, Э.К.Пекарский, А.А.Попов, В.Л.Приклонский, В.Л.Серошевский, В.Ф.Трощанский, И.А.Худяков и др.
Особый интерес для нашего исследования представляют труды, в которых представлены концепция по происхождению якутов и формированию их культуры (А.И.Гоголев); динамика современной социокультурной ситуации (У.А.Винокурова); процесс формирования циркумполярной цивилизации, своеобразие менталитета саха (А.Г. Новиков); диалектика движения духовности, возрождения, развития национальной культуры (Б.Н.Попов); особенности традиционной культуры (Е.Н.Романова); типологические подходы сопоставлений и методологические принципы анализа явлений духовной культуры (КД.Уткин); этносемиотические средства освоения национальной культуры и духовности на материалах культуры саха (КДДьячшвский); корневые истоки и диалектика развития религиозно-культового мировоззрения (Л ААфанасьев); социальные, психолого-педагогические, национально-этнические аспекты интеллектуального воспитания школьников (Д.А.Данилов, И.И.Портнягин); процессы формирования и реализации гуманистических идей в традиционной культуре народов Якутии (М.А.Абрамова, Н.Д.Неустроев); этнические основы традиционной педагогической культуры, системы природосообразного воспитания якутских детей (Г.С.Попова); формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (Н.А.Корякина); гражданское воспитание учащейся молодежи как педагогический процесс (Л.И.Аманбаева); философско-праксиологическая модель соуправления развитием личности (Т.А.Корсакова); феномен саморазвития личности (В.Е.Степанова); аксиологическое содержание духовной культуры народа саха и его
педагогический потенциал (А.А.Борисова); этнопедагогические воззрения народа саха на материале олонхо (М.И.Баишева) и др.
В целом, признавая большую ценность результатов вышеназванных исследований, необходимо отметить, что целый ряд вопросов, связанных с формированием духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха, изучен недостаточно; в том числе отсутствие системности в видении самой проблемы духовной культуры; неразработанность его педагогических условий и средств.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного высшего образования и существующими противоречиями между:
предъявляемыми инновационными требованиями к качеству подготовки будущих специалистов и низким уровнем у большинства из них духовной культуры;
признанием необходимости обновления духовного мира современного человека и неразработанностью содержания, технологии, отсутствием модели, критериальной основы процесса формирования духовной культуры студентов вузов;
потенциальными возможностями народной педагогики как средства формирования духовной культуры студентов вузов и недостаточной разработанностью теории и практики их реализации.
Необходимость разрешения выявленных противоречий и современных тенденций развития высшей школы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха».
Объект исследования: процесс формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха и обосновать педагогические условия его осуществления.
Гипотеза исследования: процесс формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха будет наиболее эффективным, если:
-внедрить систему формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха с позиции духовно-нравственного императива «стать человеком»;
разработать и апробировать технологию формирования духовной культуры студентов вузов на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, синергетического, личностно-деятельностного, культурологического, этнопедагогического, социально-педагогического, индивидуально-творческого подходов и на принципах природосообразности, глобализации, опережающего образования;
реализовать педагогические условия, развивающие духовную культуру студентов (обеспечение устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения студентов; использование активных средств, форм, методов обучения и воспитания; создание творческой среды; разработка критериев эффективности формирования духовной культуры студентов вузов; референтность носителей духовных ценностей - участников педагогического процесса).
В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались следующие задачи:
1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Раскрыть сущность и содержание формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Определить критерии, показатели и уровни формирования духовной культуры студентов вузов.
Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-
практические рекомендации по формированию духовной культуры студентов
вузов на традициях народа саха.
Методологической основой исследования являются философские, культурологические, психолого-педагогические положения, раскрывающие концептуальные подходы к формированию духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха; положения материалистической философии о природе культуры как духовного феномена и педагогического явления; о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве форм и содержания; современные философские, педагогические, психологические концепции образовательных систем.
Теоретической основой исследования являются философские коцепции о человеке как высшей ценности и субъекте общественного развития (А.З.Арабаджян, Н.А.Бердяев, Н.Н.Добкина, Н.Б.Крылова, Р.Л.Лившиц и др.); психологические теории развития человека (Л.С.Выготский С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); идеи гуманизации и демократизации образования (Я.А.Коменский, В.А.Сухомлинский, Р.М.Салимова, К.Д.Ушинский, В.Г.Федотова и др.); этнопедагогические теории (М.А.Абрамова, М.И.Баишева, Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, А.П.Оконешникова, Т.Н.Петрова, И.С.Портнягин и др.); теории по истории и этнографии народа саха (А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, Э.К.Пекарский, В.Л.Серошевский, В.Ф.Трощанский и др.); культурологический подход к изучению фольклора
и религии народа саха (Л.А.Афанасьев - Тэрис, Р.И.Бравина, А.А.Борисова, И.Г.Васильев, К.Д.Дьячковский, В.В.Илларионов, А.Г.Новиков, Б.Н.Попов, Г.С.Попова, АХЛудов, К.Д.Уткин и др.).
В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ
философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование,
интервьюирование, тестирование, беседу; теоретическая и методологическая
интерпретация педагогического эксперимента; математическая
и статистическая обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования:
-раскрыто содержание формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха;
выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха на основе принципов природосообразности, глобализации и опережающего образования;
сконструирована прогностическая модель формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, синергетического, личностно-деятельностного, культурологического, этнопедагогического, социально-педагогического, индивидуально-творческого подходов;
-определены критерии, показатели и уровни формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха;
-разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ прогностической модели формирования духовной
культуры студентов вузов на традициях народа саха; в обосновании научных подходов к формированию духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные педагогические пути, средства формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха, разработанные авторские программы, диагностический материал, методические рекомендации могут быть реализованы преподавателями в учебно-воспитательном процессе вузов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов вузов; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора; теоретическим анализом проблемы; организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводительностью результатов и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры управления образованием педагогического института ЯГУ; на международной научно-практической конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (г.Москва, 2001г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социальные исследования благотворительности в современной России» (г.Санкт-Петербург, 2001г.); международном семинаре CAES (Циркумполярные исследования окружающей среды Арктики) в рамках международной конференции CAES (Финляндия, 2003г.); курсах послевузовского образования «Педагогические аспекты культурно-досуговой деятельности» (г.Якутск, 2001г.); VI Гумилевских чтениях «Гумилевское наследие на рубеже веков» (г.Якутск, 2001г.); 1-ой
республиканской; научно-практической конференции «Духовность - веление
Времени» (г.Якутск, 2001г.); «Аспирантских чтениях», посвященных декаде
научной молодежи Якутии (г.Якутск, 2003г.); 1-ой республиканской научно-
практической конференции «Глобализация: судьба культуры» (г.Якутск,
2003г.); научно-практической конференции «Возрожденные традиции
меценатства» (г.Якутск, 2004г.); научно-практической конференции «За подъем
духовности села» (г.Нюрба, 2004г.); Форуме научной молодежи Якутии,
посвященному Дню российской науки (г.Якутск, 2004г.) и др.; вопросы
формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
изложены в программах курсов по выбору «Духовность - как приоритет
саморазвития личности» для студентов Якутской государственной
сельскохозяйственной академии и спецкурса Центра
культурологического образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Автор принимал непосредственное участие в организации Центра духовности «Туласа», Музея меценатства ив 15 научно-культурологических экспедициях. Материалы исследования использовались при составлении «Концепции образовательно-воспитательной работы студентов вузов».
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра духовности «Туласа», Музея меценатства при Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Центра заочного культурологического образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2007 гг. - в три основных этапа.
Первый этап (2000-2001 гг.) - поисково-теоретический. Проводилось изучение научной литературы по проблеме исследования; анализ и оценка состояния проблемы в теории и практике посредством констатирующего эксперимента; разработка научного аппарата исследования.
Второй этап (2001-2005 гг.) - опытно-экспериментальный.
Осуществлялась экспериментальная проверка эффективности предложенной системы формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
Третий этап (2005-2007 гг.) - завершающий. Корректировались, систематизировались и обобщались результаты исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
Обоснование и разработка авторской концепции нравственного императива «стать человеком» как необходимый этнопедагогический ориентир в развитии духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Технология формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха строится на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, синергетического, личностно-деятельностного, культурологического, этнопедагогического, социально-педагогического, индивидуально-творческого подходов и на принципах природосообразности, глобализации, опережающего образования.
3. Эффективность протекания процесса формирования духовной культуры
студентов вузов на традициях народа саха обеспечивают следующие условия:
обеспечение устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств,
духовного поведения, творческо-познавательнои активности и гуманного стиля
поведения студентов; использование активных средств, форм, методов
обучения и воспитания; создание творческой среды; разработка критериев
эффективности формирования духовной культуры студентов вузов;
референтность носителей духовных ценностей - участников педагогического
процесса.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Философский аспект раскрытия сущности духовной культуры личности
Человек сегодня живет в глобальных координатах развития, решает связанные с ними проблемы и задачи. При глобалистской доминанте мирового процесса этнические культуры, скорее всего, взаимопоглащаются, а не обогащают друг друга, т.е. унифицируются. Проблема сохранения культур народов в условиях глобализации приобретает острейший характер, так как само существование культуры, как единой органической целостности в общечеловеческом плане, так и собственно этническом состоянии, находится под угрозой разрушения корневых основ.
В новых социокультурных условиях предыдущие способы и категории «мышления» видоизменяются в сторону «понимания» и «мыследеятельности». То есть теория деятельности выступает основой, фундаментом новой формы мышления и деятельности в системно-совокупном единстве. С 70-х годов прошлого века прежний эпистемиологический подход исследования, ориентированный на анализ систем знания и процессов мышления переходит на новый этап исследовательской парадигмы. В этот период «мышление» рассматривается, прежде всего, с позиций механизма «трансляции культуры», или передачи «культурных норм» вместо процессуальных понятий «процедуры», «операции» и т.п. Именно благодаря механизму трансляции культуры, мышление обнаруживается как исторический, культурный, социальный феномен. Вследствие этого выдвигаются на передний план проблемные ситуации и структурные новообразования. К этим принципам исследований добавились консалтинговый, аналитический и проектный виды фгшмзационнсндеягельностньк подходов к разным способам социокультурных коммуникаций. Кроме того, меняется менталитет человека под воздействием всесторонних, всеобъемлющих процессов цивилизационных интеграции.
Проблема человека в условиях социокультурных преобразований является проблемой его личностного саморазвития в меняющихся ситуациях общественного развития. Исследуя философию человеческого общества, философ Е.М.Махаров подчеркивает, что во всей обществоведческой проблематике ведущее место занимает проблема человека: «Человек через себя, через обращение к своему внутреннему миру пытается понять окружающий мир. Современное противоречивое время удивительно благоприятствует такому самоуглублению и самопознанию. Нынче наиболее интенсивные процессы идут именно в интеллектуальной, духовной сфере. В то же время обращение к своим истокам, традициям, верованиям продиктовано не только стремлением понять себя и других, но и поисками путей выхода из общего кризиса» [183, с. 19]. Он считает, что человек не только субъект и фактор развития общества, но и его главная цель: «Для того, чтобы правильно подойти к исследуемой проблеме, необходимо преодолеть существующий методологический стереотип, когда социум противопоставляется индивиду, когда приоритетными считаются группы, коллективы, массы, а индивид абсолютизируется как нечто независимое и обособленное от группы. Здесь имеет место диалектика общего и единичного, поэтому всякая политика эффективна, когда она нацелена на человека и учитывает сложную диалектику взаимодействия личности и общества» [ 183, с. 19].
Личностью становятся благодаря транслируемому в культуре социальному опыту. Вопросы ценностных ориентации человека, создания целостной системы воспитания личности составляют проблему подъема духовной традиции народа. Когда идут бурные процессы всеобщей интеграции, правомерно говорить о необходимости выработки новых моделей духовности, соответствующих меняющимся ситуациям, обуславливающим поведение, формы общений преобразователей характера и уровня сегодняшней культуры. По существу создаются мегацентры монопольных группировок, объединений, руководящие финансово-экономическими интересами в ущерб национальным интересам отдельно взятых стран. В силу этого разрушаются или видоизменяются, зачастую даже исчезают самобытные системы локальных культур. Насаждаются повсеместно однотипные схемы стандартизации жизненных устоев, стили и поведенческие мотивы, согласно идеологии разработчиков техногенной глобализации. В современном мире все чаще встречаются понятийные обороты универсалий: «катаклизмы», «угрозы», «деградации», «пределы роста», «глобальный этнос», «новый стандарт гуманизма» и др. За решениями «мировых проблем» и «глобальных подходов» теряются насущные проблемы народных масс конкретных стран, сложившихся регионов, процессы мировой глобализации становятся ведущими тенденциями общественного развития.
Чем выше уровень технического прогресса, казалось бы, тем выше должен быть и уровень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Однако наблюдается отход его нравственных ценностей от сложившихся традиций духовного наследия народа. Отметим, что причины многих негативных социально-экономических проблем не связаны непосредственно с особенностями современного общества, а заложены в самом человеке. «...Каждый из нас несет внутри себя природу, которая составляет содержание жизни, как индивидуальной, так и видовой. И никто из людей, при прочих равных условиях, не откажется от того, чтобы дышать и есть, избегать гибели и охранять свое потомство. Человек остался в пределах вида, в пределах биосферы - одной из оболочек планеты Земля. Человек совмещает присущие ему законы жизни со специфическими явлениями техники и культуры, которые, обогатив его, не лишили сопричастности к стихии, его породившей» [92, с21]. Именно внутреннее и внешнее проявление человека есть уровень и показатель его культурообразующей деятельности. Она осуществляется в форме разнообразных культурных феноменов. Во-первых, проявляется в реликтовых программах как осколки прошлых культур; во-вторых, в поведении и общении, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества; в-третьих, уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее.
Нивелировка особенностей локальных и обособленных традиций круто меняет общественные ориентации ценностей и облик проявлений устойчивых основ культур народов. Традиции, каноны, стандарты в исторической ретроспективе подавляются нормами изменившихся социокультурных процессов. Взамен основательности, природной целостности и выверенное выступают императивы повседневности, сиюминутности, быстрых результатов и личных заинтересованностей. Все это создается искусственной средой обитания человека. Техногенная цивилизация, «виртуальный мир» формируют образ «потерянного человека» с иными ценностями, устремлениями, подготавливающими разрушительный процесс общества и самого человека.
Формирование духовной культуры личности как проблема педагогического исследования
Образование является одним из важных социальных институтов трансляции духовных ценностей народа, его духовного самовоспроизводства. Гуманизация образования в качестве цели ставит, главным образом, формирование духовной культуры личности обучаемого. Обращение к духовности, к личности человека, т.е. признания всеобщности единичного, как осознанного самостроителя собственного «Я» указывает на перспективность диалогического пути взаимодействия разных образовательных структур и разных уровней социокультурной динамики.
Духовная культура студентов охватывает социальную среду молодежного окружения и внутренний мир каждой индивидуальности. Формирование ее идет на разных уровнях, используя наиболее оптимальные и эффективные формы воздействия. Как никогда актуализируется проблема разрешения возникающих противоречий между меняющимися общественными условиями и воспитанием, особенно воспитанием подрастающего поколения, его морали, нравственности, гражданской позиции [12, с.3-4]. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сегодня проблема человека является не чисто теоретической, а практической жизненной проблемой.
В педагогике и психологии вопросы о возможностях каждого возрастного периода для развития и формирования определенных индивидуально-личностных свойств имеют первостепенное значение.
В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии и физиологии, возраст с 17 до 21 года, соответствующий нынешнему студенческому, определяется как юношеский. Ю.М. Кулюткин также считает, что студенческий возраст (от 18 до 23-25 лет) входит в третий период юности, который он называет поздней юностью или началом взрослости [246, с.85]. Главными новообразованиями юношеского возраста являются открытие своего «я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Следовательно, юношеский возраст - это, прежде всего, стадия активного духовного развития.
1.Период от 16 до 22-23 лет К.Д.Ушинский назвал «самым решительным». Потому что во многом определяет все будущее как самый интенсивный период работы человека над собой как личностью, как период образования, приобщения к человеческой культуре и выделения себя в ней.
2.Это период возрастного кризиса, период адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям. В этот период происходит рост самостоятельности, самоопределения в новом круге общения, который каждый выбирает для себя сам. Предъявляемые требования к самоорганизации студента, к работе личности над собой основываются на новой степени ответственности. Кризис преодолевается, когда студент адаптируется к новому положению взрослого, осмысливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые социальные роли и функции. Кризис завершается, если формируется профессиональная направленность личности.
З.Для студентов этот период - период интенсивной познавательной деятельности, когда они сами определяют цели своего учения, выбирают формы и методы, оценивают успешность своего труда. Ю.Н. Кулютин в своем исследовании приходит к выводу о том, что мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности и т.д.) лежит в основе познавательной активности человека. Следовательно, процесс духовного развития должен активизировать эту сферу. Потенциальные возможности для развития творческих способностей личности в этот период особенно велики, так как жизненные силы направлены на познание окружающей среды и самого себя.
4.Этот период характеризуется как возраст «бури и натиска» (до 22-25 лет); это период наивысшей активности, становления профессионального самосознания, понимания смысла жизни и своего призвания. Этот период отличается ростом духа, нравственности, устремлением в будущее, внутренней самосознательностью, расширением видов жизнедеятельности. Студенческий возраст можно назвать «революционным» (Н.А.Бердяев) периодом жизни, потому что ведущими являются стремление к спору, дискуссии, желание отстаивать свои мнения, убеждения, право их высказывать. Этот период ожидания и планов на будущее, определения целей и выбора средств.
5.Это период внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Он отличается потребностью в самоанализе. Пережитые и осознанные в юности знания, опыт духовной деятельности обогащают стратегию жизни студента, видение окружающего мира, помогают ему принять и сделать ведущей потребностью самосовершенствование, которое будет побуждать к духовному развитию и в дальнейшей жизни.
6.В студенческом возрасте, в период молодости активизируется сфера чувств, доминантной становится потребность в любви. Она усугубляет самопознание, обогащает личность эмоциональными переживаниями, развивает способость к эмпатии. Это период романтизма чувств, он сопровождается вспышкой творческой энергии.
Таким образом, студенческий возраст является наиболее благоприятным для стимулирования и актуализации процесса духовного развития, личностно-профессионального становления, так как в этот период имеются все возможности и предпосылки для оптимального его осуществления.
Отметим, что смысл понятия личности в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности.
В общей психологии личность - это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В социальной психологии личность рассматривается со стороны ее взаимоотношений с социальной группой.
В культурологии личность, человек творчества и свободы, способный преображать мир и самое себя. Всеобщим выражением личного бытия выступает сфера нравственности. Специфическим способом нравственной
регуляции личности является совесть, выражающая духовную свободу. Отсюда принцип, положенный И.Кантом в основу его категорического императива: «...Человек... существует как цель сама по себе, а не только как средство...; во всех своих поступках... он всегда должен рассматриваться также как цель» [137,с.269].
В философии личность исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции - поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти-и т.д.
Модель формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
Результаты исследования позволили разработать экспериментальную модель формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха, где представлен целостный педагогический процесс и его основные компоненты, наличие которых определяется в соответствии с целью и содержанием (см. схему 1).
Понимая духовное развитие как процесс комплексного, интегрированного развертывания гуманистических ценностных ориентации, рассмотрим подходы к решению проблем формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха.
Философско-антропологический подход к формированию духовной культуры студентов предполагает выявление сущности формирования личности человека, конкретно-исторической детерминации проявленности форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире, анализирует вопрос о том, чем и кем человек может стать, каково в нем соотношение биологического и социального. В различные исторические эпохи менялись приоритеты и аспекты осмысления этих проблем. Гуманистический подход является облагораживающим средством демократизации образования и воспитания, обуславливается наличием ретрансляции ценностных ориентации. Системный подход характеризует структурно-функциональную целостность образовательно-воспитательного процесса, выступает как фактор духовного наследия, передающий все полезное и доброе. Синергетический подход позволяет рассматривать человека как саморазвивающуюся систему, процесс ее формирования подразумевает переход воспитания в самовоспитание, развития—в саморазвитие, образования—в самообразование. Личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать студента как личностную и индивидуальную характеристику субъекта, развивающегося в процессе педагогической деятельности. Культурологический подход предполагает осмысление непрерывного процесса формирования духовной культуры студентов вузов в контексте общекулыурных и психолого-педагогических блоков знаний по общечеловеческим, национальным основам культуры. Этнопедагогический подход включает учет традиций народной педагогики, этических ценностей в обучении и воспитании личности. Индивидуально-творческий подход ориентируется на глубинное постижение психолого-нравственной сущности личности человека. Социально-педагогический подход предполагает симбиоз народно-традиционного воспитания с современными технологиями интегрирующих систем. В процессе формирования духовной культуры студентов вузов должны быть охвачены следующие виды деятельности. Информационно-ориентационная деятельность. Поиск, обработка информации, необходимой для понимания проблем, целей и задач. Самообразование. Стадия целеполагания. Формулировка, классификация и разработка целей. Выделение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Дескриптивная стадия. Актуализация, поиск и обработка информации, необходимой для реализации целей. Описание и формализация целей. Оценка их реалистичности и диагностичности. Моделирующая деятельность. Прогнозирование (определение возможных изменений существенных параметров внутренней и внешней среды). Планирование (по содержанию, по времени). Разработка методов процедур, правил программ. Аналитическая деятельность. Теоретический анализ практической деятельности. Определение проблемных ситуаций. Принятие решений. Процесс формирования духовной культуры студентов вузов будет наиболее эффективным, если: 1.Отношения преподавателя со студентами строятся как совместная творческая деятельность; принцип педагогического общения - не со своими знаниями к студенту, а со студентами - к науке и ее глубинам. 2.0бучение, образование и самообразование зиждятся на личной заинтересованности человека, его индивидуальных интересах, способностях, гармонично соединенных с коллективными, общественными чувствами, устремлениями. 3.Совместную деятельность преподавателя и студента, а также самостоятельную работу студента пронизывает идея преодоления сложностей, идея достижения трудной цели. Новые смысловые константы воспитания предполагают и новую педагогическую среду - содружество педагогов, коллег, единомышленников в творческом, духовном воспитании студентов вузов. 4.3начительное влияние на формирование личности оказывает фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой -такая же важная педагогическая задача, как и задача формирования личностных качеств. Одно без другого невозможно. 5.Доминантой воспитания становится личностный подход, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Собранные в единую систему, объединенные творческой и нравственной установкой, эти педагогические идеи становятся гармоничной и целостной платформой для педагогического действия.
В экспериментальной модели нами выделены содержательные компоненты. Первый компонент - когнитивно-познавательный, или интеллектуальный. Отражает уровень информированности студентов о проблеме духовности, духовной культуры. Показателями уровня выступают объем знаний, системность, глубина. Второй компонент - нравственно-эмоциональный. Учет системных связей природной заданности эмпирического опыта и народной мудрости как ценностное духовное наследие. Третий -действенно-практический. На основе этих компонентов нами использованы следующие принципы: природосообразности, глобализации, опережающего образования. В данном случае мы выделяем два направления:
- педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит вуз в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания. Важнейшими социальными институтами, формирующими духовную культуру студентов, являются семья, вуз, социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания.
- концепция воспитания: актуализация личности студента; развитие творческих способностей студента; возрождение национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания. Для разработки педагогической технологии формирования духовной культуры студентов вузов определим содержание понятия педагогической технологии. Специфика педагогической технологии, как считает О.С.Гребенюк [86, с. 13] состоит в том, что: построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей; процесс взаимодействия структурирован (алгоритмизирован).
Формы и методы развития духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
Нами были применены разнообразные средства, формы и методы формирования духовной культуры студентов с учетом специфики преподаваемой дисциплины и современных требований к уровню высшего образования. Большое значение придается средствам активизации познавательной деятельности студентов.
Основной базовой площадкой проведения исследовательской деятельности является Центр духовности «Туласа», Музей меценатства при Якутской государственной сельскохозяйственной академии и Центр заочного культурологического образования г.Якутска при Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
В связи с признанием особой значимости формирования духовной культуры студентов вузов в 2000 г. по инициативе кафедры языка, культуры экономического факультета ЯГСХА был открыт данный центр (9 ноября, от 13.11.2000. №90). В год основания была разработана концепция под научным руководством доктора философских наук, профессора К.Д.Уткина.
С точки зрения целостного развития личности, развития способностей, интересов, ценностых ориентации, диалога культур дается методологическое обоснование концепции-проекта.
Предмет исследования - процесс саморазвития личности студента. Сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования. Данная концепция построена на актуальной и оригинальной идее с использованием прогрессивных традиций этнопедагогической теории и практики.
При осуществлении опьпно-экспфиментальной работы мы исходили из событий, происходящих в социокультурной жизни Республики Саха (Якутия). На уровне правительства, научных и общественных организаций делаются попытки сохранения и преемственности духовных традиций народа саха.
Участники Международного Форума (г.Якутск. 24-25 июля 2006г.) «Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов в контексте образования, науки и культуры», работая в двух секциях: «Диалог культур и новое партнерство: духовность и сохранение традиций», «Диалог и интеграция: риск исчезновения и поиск стабильности», в Обращении к генеральному директору ЮНЕСКО господину Коитиро Мацуура отметили, что представители Арктического и Северного сообщества государств и народов, проживающие в самой холодной часта Ойкумены, где уникальные духовные и материальные культуры циркумполярного пояса создавались тысячелетиями, признавая общность интересов и ответственность за историческую судьбу будущих поколений, а также осознавая стратегическое значение Арктики и Севера как крупнейшего резерва биосферы всей планеты в условиях возрастающего влияния факторов глобального развития, считают целесообразным разработку Международной Комплексной программы ЮНЕСКО «Устойчивое развитие Арктики в контексте образования, науки и культуры», призванную консолидировать и координировать знания и усилия на самых разных уровнях с целью реализации новой идеологии развития арктических и северных регионов мира, новых моделей общественного прогресса, адекватных вызовам современного времени.
Кроме того, сформированы концептуальные подходы, на основе которых разработаны и действуют программы: «Культура Республики Саха (Якутия). 2001-2005гг.», «Память Якутии 2002-2006гг.» (в контексте программ ЮНЕСКО «Память мира»), «Молодежь Республики - XXI веку», «Гражданско патриотическое воспитание молодежи», «Развитие информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия)», «Программа формирования здорового образа жизни среди населения», «Внедрение международных стандартов качества и хранения кинодокументов в РС(Я) на период 2001-2005гг.» и другие. Значимым событием в культурной жизни республики стало преобразование Министерства культуры Республики Саха (Якутия) в Министерство культуры и духовного развития РС(Я). Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства является работа с молодым населением. Для придания системности этой деятельности принята Программа действий студенческой молодежи культуры и искусства «XXI век - век духовности» на 2000-2004 годы. Министерство также координирует деятельность государственных и общественных организаций, министерств, ведомств по вопросам духовности. В 1996г. образована Академия духовности Республики Саха (Якутия), которая ведет совместную с государственными, общественными структурами работу, направленную на духовное возрождение народов республики, координирует деятельность творческих союзов республики, сотрудничает с интеллигенцией республики. Члены Академии принимали активное участие в экспедициях «Духовность и просвещенность - надежда нового века». Академия тесно сотрудничает с редакцией журнала «Школа духовности». Также с целью обеспечения генетического, духовного, нравственного и социального благополучия поколений и будущих граждан республики был образован Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) (1994). На российском и международном уровнях пользуется большим признанием Якутский государственный академический драматический театр им. П.А.Ойунского. Создаются многопрофильные социокультурные центры в улусах и населенных пунктах.
Особой социальной функцией региональных университетов является накопление, развитие и распространение национальной культуры тех народов, в среде, которых они функционируют. Так, открыты Арктический институт культуры и искусств, Якутский филиал Красноярского художественного института искусств, в Якутском государственном университете — факультет якутской филологии и национальной культуры, в Якутской государственной сельскохозяйственной академии - кафедра языка и культуры.
Тем не менее, в реальной практике, зачастую, каждое учреждение культуры, ведомства, институты, образовательные структуры работают обособленно, руководствуясь функциональными и профессиональными интересами.
Формирование духовной культуры студентов вузов было направлено на воссоздание и передачу духовного наследия, ценностей, новых идей, эмпирического опыта, положительной мудрости предков, диалогическую форму взаимодействий и общений студента - вуза - общественных объединений, осмысление собственного «Я», фактов, явлений и процессов, «включенность» индивида в социокультурную реальность. Необходимыми условиями формирования духовной культуры студентов вузов являются: - создание духовной среды во всем образовательно-воспитательном пространстве; - организация отношений личностно-ориентированного взаимоотношения в целостном педагогическом процессе; -обеспечение последовательной деятельности по устремленности к познанию; воспитанию чувства красоты; уяснению смысла жизни. Триединая система воспитания духовной культуры студентов должна идти по образовательным комплексам, семейным каналам, а также через трудовые коллективы и другие сообщества. Любой разрыв системы спровоцирует разрушающее начало.