Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики 16
1.1. Двигательная культура как предмет исследования 16
1.2. Сущность и структура двигательной культуры личности 37
1.3. Педагогические возможности средств ритмопластики в формировании двигательной культуры студентов 59
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию двигательной культуры студентов средствами ритмопластики 89
2.1. Характеристика исходного состояния сформированности двигательной культуры студентов 89
2.2. Реализация методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики 109
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 136
Заключение 147
Список литературы 152
Приложения 169
- Двигательная культура как предмет исследования
- Сущность и структура двигательной культуры личности
- Характеристика исходного состояния сформированности двигательной культуры студентов
- Реализация методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная ситуация общественного развития в России, происходящие изменения в духовной жизни общества актуализируют проблему превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры. Степень развития социокультурного, нравственного, интеллектуального, физического и эстетического потенциала студентов вуза является показателем сформированное культурного облика выпускника.
В настоящее время особое значение в общественном сознании приобретают идеи бережного отношения личности к своему физическому здоровью, наличия эстетического вкуса, гармоничности и эстетической привлекательности совершаемых движений, умения осуществлять повседневную двигательную деятельность по законам красоты.
Это способствует усилению роли и значимости развития не только эстетической и физической культуры личности в системе современного высшего образования, но и формированию особого вида культуры - двигательной, как самостоятельного феномена, учитывающего специфику интеграции эстетических и здоровьесберегающих ценностей с целью обогащения личности способами и навыками эстетически-целесообразной двигательной деятельности, умениями использовать гармоничные, эстетико-выразительные движения для решения личностно-значимых задач. Её формирование влияет на изменение интеллектуального и эмоционального отношения личности к двигательной активности как части жизнедеятельности в целом и компоненту различных деятельностей. Пластичность и выразительность двигательного поведения, соответствие его характера содержанию общения способствуют совершенствованию межличностного взаимодействия.
В современной педагогической науке активно реализуется тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Проведённый анализ исследуемого феномена показал, что наиболее полно в теоретическом и
технологическом аспектах разработаны следующие виды культур: инновационная (Т.М. Давыденко, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин и др.), исследовательская (А.И. Кочетов, Е.М. Муравьёв, Я. Скалкова и др.), коммуникативная (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.В. Соколов и др.), методологическая (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, А.Н. Ходусов и др.), профессионально-педагогическая (А.В. Барабанщиков, Е.П. Белозерцев, В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, Н.И. Лифинцева, М.И. Ситникова и др.), экологическая (Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина и др.), экономическая (М.В. Владыка, Л.Н. Пономарёв, В.Ф. Щербина и др.), этическая (Е.И. Артамонова, И.Я. Писаренко, Е.Г. Силяева и др.).
В контексте темы нашего исследования наибольший интерес представляют работы, посвященные различным аспектам становления и развития эстетической и физической культур личности. Проблема формирования эстетической культуры личности находит своё отражение в работах Ю.Б. Борева, М.А. Верб, А.В. Гордеевой, Е.В. Громова, Э.А. Здановской, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Г.С. Лабковской, М.Ю.Лаптевой, Н.Л. Лейзерова, А.Л. Ситник и др.
В разработке культурологического анализа физической культуры особый интерес представляют работы Б.А. Ашмарина, В.У. Агеевца, В.К. Бальсевича, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, В.И. Жолдака, В.Н. Ирхина, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, Н.И. Пономарёва, Ф.И. Собянина, В.И. Столярова и др.
Именно физическая культура, как феномен общей культуры, по мнению В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывают исследования Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. В настоящее время в рамках физической культуры разработана концепция, согласно которой в ней выделяются культура движений, культура телосложения и культура физического здоровья (Л.И. Лубышева, В.И. Столяров).
Следует отметить, что феномен культуры движения, как и культуры здоровья, в современных исследованиях всё чаще приобретает общепедагогический контекст. Это вид культуры рассмотрен в работах Е.С. Медведевой и А.И. Милёхиной (данные авторы отождествляют культуру движений и двигательную культуру); необходимость воспитания «культуры двигательной деятельности» обоснована А.А. Якимовой. Наиболее полно рассмотрена двигательная культура в исследовании Т.Н. Журиной: автор трактует данный феномен как часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Специфика работы с детьми младшего школьного возраста, которая направлена на введение их в пространство двигательной культуры в процессе учебной деятельности, отражена в исследовании Г.А. Кучеренко. М.Ю.Лаптева подчеркивает, что в современных исследованиях содержание понятия «двигательная культура» рассматривается как осознание индивидом сути и понимания природы движения, что предполагает овладение личностью двигательными навыками в целях собственного самосовершенствования и духовного обогащения. Автор определяет двигательную культуру как совокупность следующих характеристик человеческого движения: свобода, координированность, выразительность, пластичность и грациозность.
Однако степень разработанности проблемы формирования непосредственно двигательной культуры студентов вузов как интегрального личностного качества является недостаточной. Проведённый нами теоретический анализ проблемы исследования показал, что понятие «двигательная культура» не имеет сегодня единой терминологии. Кроме отсутствия однозначного понимания исследуемой дефиниции не обоснована и её взаимосвязь с другими видами культуры. Также требует уточнения сущность и структура двигательной культуры студентов, необходима разработка критериального аппарата оценки сформированности уровней данного вида культуры и методики эффективного формирования данного феномена.
Именно поэтому сегодня закономерным явлением выступает возрастающий интерес исследователей к поиску возможных методов и средств формирования двигательной культуры студентов, способных интегрировать в едином образовательном процессе развитие и взаимодействие ценностных, эстетических, профессиональных качеств личности и целесообразность осуществляемых движений для решения личностно-значимых задач.
Таким образом, актуальность настоящего исследования продиктована насущными потребностями педагогической науки и практики в обосновании теоретических предпосылок и возможностей практического применения в образовательном процессе вуза таких средств, которые помимо профессионального обучения могли бы способствовать формированию двигательной культуры студентов.
Средствами, способными повлиять на формирование двигательной культуры студентов, являются виды двигательной активности эстетической направленности, которые представлены ритмической гимнастикой, аэробикой, элементами хореографии, йоги и упражнений сценического движения. В исследованиях Е.В. Бирюк, В.И. Быстрова, М.А. Годик, Ж. Далькроз, О.А. Ивановой, К. Купер, Т.С. Лисицкой, Ю.В. Менхина, И.Б. Павлова, Л.В.Сидневой, М.И. Чистяковой, И.А. Шипилиной и др. рассматриваются возможности позитивного влияния вышеперечисленных видов двигательной активности на социальную, интеллектуальную, эмоциональную-волевую, эстетическую и физическую сферы личности.
Использование средств ритмопластики, представляющей собой синтез гимнастических систем, направленных на гармонизацию психомоторного, когнитивного, эмоционально-волевого и эстетического развития личности, позволяет комплексно влиять на формирование двигательной культуры студентов. Занятия, проводимые с использованием средств ритмопластики, эмоционально содержательны, а также имеют прикладное значение, так как содержат в себе многие элементы разнообразной деятельности человека.
Таким образом, ритмопластика обладает достаточным спектром неизу-
ченных проявлений, способных принести пользу для научных исследований и педагогической практики. В том числе до настоящего времени не исследовались возможности ритмопластики в структуре вузовского образовательного процесса как эффективного средства формирования двигательной культуры студентов нефизкультурных специальностей.
В связи с этим, возникает противоречие между потенциальными возможностями ритмопластики для формирования двигательной культуры личности студента и неразработанностью научно-методических основ процесса формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики.
Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия и методика эффективного формирования двигательной культуры студентов вуза (специальностей нефизкультурного профиля) средствами ритмопластики.
Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.
Объект исследования - процесс формирования двигательной культуры
студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - педагогические условия формирования двига
тельной культуры студентов средствами ритмопластики. »
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нами сформулированы задачи исследования:
Определить сущность и структуру двигательной культуры личности.
Выявить функциональные компоненты ритмопластики и их педагогические аспекты.
Разработать критерии, показатели и уровни сформированности двигательной культуры студентов средствами ритмопластики.
Опираясь на результаты исследования, разработать и апробировать методику формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики (для специальностей нефизкультурного профиля).
Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию двигательной-куль-
туры студентов средствами ритмопластики.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики будет эффективен, если реализована совокупность следующих педагогических условий:
формирование ценностного отношения студентов к двигательной активности и его реализации в эстетически-выразительных движениях;
интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и эстетически-целесообразных способах её осуществления в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс;
создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе развития двигательных умений и навыков;
расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента средствами ритмопластики с целью повышения его личностной активности и самостоятельности;
повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования нетрадиционных методических приёмов и дидактического оборудования.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о личности как многофункциональной, саморазвивающейся системе, субъекте образовательного процесса и высшей ценности общества; о культуре личности как мере разносторонней творческой активности человека, предполагающей развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности; идеи системного, культурологического, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к проблеме форми-
рования двигательной культуры личности в их интегральном и взаимодополняющем сочетании.
Теоретической основой исследования служат педагогические, психологические и эстетические концепции, касающиеся:
содержания и специфики базовой культуры личности, различных функций, форм и направлений данного феномена (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, А.Н. Ходусов и др.);
общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе, соответствующих образовательных технологий (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвя-зинский, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, П.И. Образцов, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин, А.И. Уман, И.А. Шаршов, Е.Н. Шиянов и др.);
культурологических аспектов физической культуры (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лу-бышева, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарёв, Ф.И. Собянин и др.);
культуры здоровья и здоровьесберегающих технологий (Л.Н. Акулова, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.Р. Гостев, Д.Н. Давиденко, СП. Евсеев, Г.К. Зайцев, В.Н. Ирхин, Т.В. Скобликова, О.Л. Трещёва, А.Г. Щедрина);
теории и практики физического воспитания студентов (Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров, Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин, В.И. Ильинич и др.);
роли физиологии и биомеханики двигательных действий в обучении (П.И. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.М. Боген, СВ. Дмитриев, Е.П. Ильин, М.И. Станкин, Н.В. Тулупчи, В.Л. Уткин, В.В. Фарфель и др.)
вопросов взаимосвязи эстетического и физического воспитания (Н.А. Богданова, Н.Н. Визитей, Н.Я. Городничева, Э.А. Здановская, Б. Лоу, И.В. Муравов, М.Я. Сараф, В.И. Столяров и др.);
использования функциональной музыки в образовательном процессе (Б.В. Асафьев, СИ. Бекина, Л.И. Глазунова, И.Ф. Исаев, А.А. Калашников,
Ю.Г. Коджаспиров, Т.Н. Ломова, В.Б. Полякова, Е.Н. Соковникова и др.)
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов: теоретического исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы); эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, констатирующий и формирующий эксперимент, самооценка и экспертная оценка, тестирование, изучение опыта ведущих специалистов); статистические методы обработки экспериментальных данных, табличное представление уровней сформированности двигательной культуры по индивидуальным матрицам студентов.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, учебно-производственный центр «Атлетико» ТГУ имени Г.Р. Державина. Всего исследованием было охвачено 298 студентов.
Организация исследования проводилась в несколько этапов.
Первый этап (2001-2003 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определение теоретико-методологических оснований исследования; обоснование сущности, структуры, критериев и показателей оценки сформированности двигательной культуры студентов вуза; определение функциональных компонентов ритмопластики, выявление их педагогических аспектов, целенаправленно влияющих на формирование двигательной культуры студентов вуза.
Второй этап (2003-2006 гг.) - разработка методики и проведение констатирующего эксперимента; определение педагогических условий, способствующих формированию двигательной культуры студентов средствами ритмопластики, разработка соответствующей методики реализации данного процесса; проверка эффективности методики и выделенных условий в ходе формирующего эксперимента.
Третий этап (2006-2008 гг.) - анализ, обработка, обобщение и система-
тизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследования; оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что определена сущность двигательной культуры личности, обоснованы её структурные компоненты (аксиологический, операционный, эстетический); дана критериальная характеристика уровней сформированное двигательной культуры студентов вуза; выявлены педагогические аспекты функций ритмопластики, целенаправленно влияющие на процесс формирования двигательной культуры студентов (ценностно-ориентационная, образовательная, развивающая, воспитательная, рекреациошю-оздоровительная, коммуникативная); обоснована и апробирована методика формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики (для специальностей нефизкультурного профиля); выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации процесса формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики.
Теоретическое значение полученных результатов исследования состоит в следующем: уточнено понятие «двигательная культура личности» в условиях действующего образовательного учреждения как самостоятельное целостное явление; теоретически обоснованы педагогические возможности средств ритмопластики, способствующие формированию исследуемого вида культуры; полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области поиска эффективных средств формирования двигательной культуры студентов.
Практическая значимость исследования определяется следующим: учет выявленных педагогических условий формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики способствует повышению уровня их эстетического и физического развития; предлагаемая методика может быть использована при разработке спецкурсов «Фитнес-аэробика», «Боди балет», «Body language», «Иогалатес», различных программ и факультативов,
способствующих организации здоровьеориентированного образовательного процесса. Материалы исследования могут быть положены в основу учебно-методических разработок по использованию средств ритмопластики в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования детей и юношества, в системе учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
Двигательная культура личности - это интегративное образование личности, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих ценностей, эстетически-целесообразных гармоничных двигательных действий, проявляющихся в характере, рисунке и ритме эстетико-выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностно-значимых задач.
Структура двигательной культуры студентов вуза представлена совокупностью структурных компонентов: аксиологического, операционного и эстетического, опосредованных влиянием функциональных компонентов ритмопластики, включающих ценностно-ориентационную, образовательную, развивающую, воспитательную, рекреационно-оздоровительную и коммуникативную функции.
Оценка уровней сформированности двигательной культуры студентов средствами ритмопластики возможна по следующим критериям и соответствующим им показателям:
- ценностное отношение к двигательной активности (осознание социальной и личностной значимости двигательной активности, полнота знаний о
ценностной сущности и реализации двигательной деятельности, стремление личности к развитию посредством избранного вида двигательной активности);
операционная готовность (двигательные умения и навыки, координиро-ванность двигательных действий, самооценка своих физических способностей);
эстетическая выразительность двигательных действий (темпоритм движений, пластичность, осанка).
Методика формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики включает три взаимосвязанных блока: вводно-информационный, операционно-теоретический, операционно-практический, -каждый из которых делится на составные части и объединяет в себе учебные элементы.
Эффективность процесса формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики обеспечивается следующими педагогическими условиями: формирование ценностного отношения студентов к двигательной активности и его реализации в эстетически-выразительных движениях; интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и эстетически-целесообразных способах её осуществления в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс; создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе развития двигательных умений и навыков; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента средствами ритмопластики с целью повышения его личностной активности и самостоятельности; повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования нетрадиционных методических приёмов и дидактического оборудования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международных (Липецк, 2004; Тамбов, 2004), Всероссийских (Тамбов, 2002; 2005, 2006, 2007; Мичуринск, 2003), региональных (Тамбов, 2006,
2009) конференциях; на страницах журналов «Гаудеамус» (2002, 2008), «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки» (2006, 2009), «Вестник ТГТУ: четырехъязычный научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля» (2006); сборника статей по проблемам воспитания и обучения учащейся молодежи «Теория и практика инновационного обучения и воспитания» (Мичуринск, 2007).
Обсуждение материалов исследования проводилось на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и социальной работы, кафедры адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; обоснованы научная новизна, теоретическая^ и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации, достоверности и внедрении в практику результатов исследования.
В первой главе - «Теоретические предпосылки формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики» - проведен анализ исходных теоретических положений исследуемой проблемы; дано определение двигательной культуры личности; раскрыты сущность и структура исследуемого понятия; выделены критерии, показатели и уровни сформирован-ности двигательной культуры; выявлены функции ритмопластики и их педагогические аспекты, определены особенности формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики.
Во второй главе — «Опытно-экспериментальная работа по формированию двигательной культуры студентов средствами ритмопластики» - проанализированы результаты констатирующего эксперимента; выявлены педагогические
условия, способствующие эффективному формированию двигательной культуры студентов; описана методика процесса формирования данного вида культуры студентов средствами ритмопластики; приведен анализ результатов экспериментальной проверки, подтверждающий эффективность разработанной методики.
В заключении изложены общие результаты исследования; сформулированы его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкета; содержание методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики, включая примеры лекционных и семинарских занятий, структуру построения и методические разработки уроков различных направлений ритмопластики; таблицы индивидуальных матриц уровня сформированности двигательной культуры студентов.
Двигательная культура как предмет исследования
Вопросы, связанные с культурой как социальным и психолого-педагогическим феноменом, изучались представителями различных наук на протяжении многих лет, и в настоящее время эта тема является не менее актуальной. Более значимым становится познание сущности культуры в современном обществе, её внутренней структуры, способов и форм функционирования, зависимости темпов её развития от других сфер социальной жизни и различных общественных институтов, а также вопросы обратного воздействия на них культурных факторов.
Теория культуры изучает общие законы и движущие силы развития духовной жизни общества, место человека в социо-культурных процессах общества, духовную культуру как сложный процесс освоения членами общества своей социо-культурной реальности. Она исследует содержание культуры, присущие ей социальные функции, её структуру и её место в системе общественных отношений, а так же формы деятельности людей, направленные на преобразование духовной практики общества.
Многозначность самого термина «культура» предполагает не одно, а множество определений этого базового понятия культурологии. Так, американские ученые К.М. Клакхон и А. Кребер в совместном исследовании, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили возросший интерес к этому понятию. По их подсчётам, если с 1871 по 1919 г. было дано всего семь определений культуры (первое из них, как они считают, принадлежит Э. Тайлору), то с 1920 по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия [5, 9, 85, 91, 179]. Позже названные авторы значительно увеличили общее количество разноречивых определений. В отечественной литературе готовность сопоставить различные дефиниции культуры позволила Л.Е. Кертману насчитать свыше четырехсот определений. В настоящее время существует более 500 определений культуры, что свидетельствует о реальной сложности данного явления, его включенности в многочисленные социальные контексты [88].
Понятие «культура» [ лат. cultura возделывание, обрабатывание] - используется в различных отраслях знаний и деятельности и является объектом всестороннего исследования [197]. Существование различных концептуальных подходов, рассматривающих данное явление в том или ином аспекте, привело к тому, что в каждой из областей исследования при определении понятия «культуры», ей дается не обобщающее, широкое понятие, а такое, которое выделяет самую значимую, существенную для данной области исследования характеристику.
Анализу существующих определений и особенностей данного феномена, изучению его видов, структуры и функций, посвящено множество работ отечественных и зарубежных специалистов. Значительные труды в области философии принадлежат Э.А. Баллеру, П.С. Гуревичу, М.С. Кагану, Л.Н. Когану, В.М. Межуеву, B.C. Соловьёву, А. Швейцеру, А.И. Чернокозову и др., в области культурологии - B.C. Библеру, В.Е. Давидовичу, Э.С. Маркаряну, Э.В. Соколову и др., в области педагогики - И.Ф. Исаеву, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластёнину, В.А. Шаповалову, Б.Ю. Щербакову и др., в области психологии - Б.Г. Ананьеву, Б.Ф. Ломову, А.В. Петровскому и др. [30,89,91].
Рассмотрим существующие подходы к исследованию понятия «культура». Одним из них является философско-антропологический (А. Гелен, Ж. Мариген, Э. Тайлор). Культура в этом случае понимается как развернутая феноменология человека. Первым антропологическую трактовку феномена культуры дал в 1871 г. Э. Тайлор, определивший её как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Он рассматривал человеческий род как целостное понятие, сохраняющее свою однородность в результате действия всеобщего закона эволюции [186].
Однако последовательный философско-антропологический подход к культуре реализуется крайне редко. Дело в том, что культура как феномен не выводится из биологической природы человека. Французский религиозный философ Ж. Маритен подчеркивает, что разум и добродетель в высшей степени отвечают человеческой природе. Но в том-то и парадокс, что результаты ума и плоды нравственности в человеческой натуре не заложены изначально. Они прибавляются к тому, что производится чувственной, инстинктивной природой. Таким образом, переход к культуре предполагает поиск в человеческом существе чего-то такого, что не заключено в нем как в животном.
Так возникает ещё один подход к культуре, который можно условно назвать философско-историческим (Вольтер, И.Г. Гердер, И. Кант, Г. Лейбниц, М. Монтень). Сформировался он на базе философской антропологии. А.Н. Гелен считал, что построение всеобщей антропологии невозможно без осмысления того, что он называет «действием». При этом получалось, что «совокупность измененных таким образом или вновь созданных фактов» вместе с необходимыми для этого средствами как «средствами представления» так и «вещными средствами», - должна называться культурой. Как отмечает В.М. Межуев, уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется Аделунгом, Гердером, Кантом в качестве центральной категории философской истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура является здесь синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, или, иными словами, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции [136]. Таким образом, в истолковании феномена культуры представителями данного подхода проявляется желание сопоставить её с человечеством, природой, историей, социумом.
В этом смысле можно рассмотреть ещё один подход к трактовке культуры - социологический (А.И. Арнольдов, Ю.Н. Давыдов, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, М.К. Петров, B.C. Стёпин и др.). В соответствии с его идеями, культура трактуется как фактор организации и образования жизни, какого-либо общества [5, 92, 136, 150, 184].
Сущность и структура двигательной культуры личности
Проведённый анализ взаимосвязи физической и эстетической культуры позволил нам выделить двигательную культуру личности как относительно самостоятельный феномен в рамках культуры личности в целом.
Для уточнения общего понимания, выявления сущности и формулировки определения рассматриваемого феномена нами был проведен анализ структурных компонентов данного вида культуры.
В современных условиях большое значение в изучении педагогических явлений приобрел аксиологический подход, который выполняет роль механизма связи между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества. Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Её разработка позволяет установить критерии оценки деятельности образовательных учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности [29].
Данная идея, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет также широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от её реализации зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека, либо способствовать ему.
Сообразно с этим, сущность двигательной культуры мы рассматриваем, прежде всего, с позиций ценностного и личностно-деятельностного подходов, служащих также основой для построения её структуры. Определяя сущность феномена двигательной культуры, мы исходим из философского понимания данной категории, а именно, что сущность - это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность - это также совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, определяющая его происхождение, характер и направление развития [196].
Учитывая вышесказанное, двигательная культура студента как самостоятельный феномен, представляет собой совокупность позиций, ценностей и образцов движений, затрагивающих личностные взаимоотношения студента в образовательном пространстве. Таким образом, двигательную культуру личности мы рассматриваем как интегративное образование личности, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих ценностей, эстетически-целесообразных гармоничных двигательных действий, проявляющихся в характере, рисунке и ритме эстетико-выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностио-значимых задач.
Выявление сущности любого объекта невозможно без раскрытия его структуры. В качестве структурных компонентов двигательной--культуры личности мы выделяем аксиологический, операционный и эстетический. Рассмотрим более подробно их содержание.
Аксиологический компонент. Прежде чем приступить к рассмотрению сущности данного компонента, целесообразно, на наш взгляд, уточнить понятие «ценность». Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что ценностями принято называть свойства материальных объектов и явлений общественного сознания, характеризующие их значение для общества и человека [29,72, 145, 176, 209, 211].
А.Г. Здравомыслов определяет ценности как интересы, обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства. Объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного. В сопоставлении с этими нормами, получившими общественное признание, человек через деятельность стремится утвердить свою индивидуальность [72].
В научной литературе, посвященной аксиологии, подчеркивается, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. При этом подчёркивается, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом [89, 126, 164, 209].
На наш взгляд, принципиально важно различать понятия «ценность» и «оценка». Ценность в отличие от оценки объективна, она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (не соответствует ценности). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной.
Как показал анализ психолого-педагогических исследований, базовые, фундаментальные ценности, такие как здоровье, жизнь, добро, красота, познание и др., могут быть объединены в группы как личностные качества и как социальные явления.
Так М.Г. Казакина выделяет четыре основные группы ценностей: нравственные качества личности (добро, честность, справедливость, чуткость); социально-нравственные явления, переживаемые как ценность (дружба, взаимопонимание, жизнь, общение и т.д.); интеллектуально-культурные ценности (книги, интеллект, наука); эстетические ценности (красота, музыка, искусство и др.). А.В. Кирьякова рассматривает следующие приоритетные группы ценностей: человек как ценность; красота как ценность; образование как ценность; отечество как ценность. Н.В. Седова соотносит общечеловеческие ценности с определёнными чертами характера: уважительность и доброжелательность, восприимчивость и заинтересованность к другим, гибкость (адаптивность), терпимость (толерантность), готовность к помощи и выбору, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации. Е.Н. Фёдорова исследует проявления ценностной сферы личности с позиций основных идей, лежащих в основе моделей XX века: образованности, креативности, эмоциональной приспособленности личности [89, 170].
В отечественной педагогике ценности стали предметом обсуждения, начиная с 60-х годов XX столетия. Под педагогическими ценностями понимаются человеческие смыслы воспитания, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запёчатлённые в облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения [30].
Характеристика исходного состояния сформированности двигательной культуры студентов
Для разработки методики формирования двигательной культуры студентов и выяснения её эффективности, необходимо выявить исходный уровень сформированное исследуемого понятия в соответствии с выделенными нами критериями и показателями, что определило цель первого этапа экспериментальной работы.
Констатирующий этап эксперимента мы провели на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. В ходе решения поставленной задачи, учитывая особенности образовательной деятельности в области физической культуры студентов разных специальностей, мы посчитали важным, сопоставить результаты, полученные в группе студентов, обучающихся по специальностям нефизкультурного профиля (СНП), которую составили студенты института естествознания, института педагогики и социальной работы, института математики, физики и информатики, и в группе, представленной студентами института физической культуры и спорта (ИФК). Всего на констатирующем этапе эксперимента приняло участие 298 студентов, из которых первую группу составили 204 человека, а вторую 94 человек.
Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качестве которых выступали преподаватели кафедры адаптивной физической культуры, обучающие студентов различных специальностей.
Прежде чем проанализировать сформированность отдельных критериев и соответствующих им показателей двигательной культуры, мы предложили студентам ответить на ряд вопросов (приложение 1). В результате нам удалось установить, насколько студентам различных специальностей знакомо само понятие «двигательная культура».
Обработка полученных данных показала, что большинству студентов (83,22%) не известно понятие «двигательная культура» и только 16,78% всех опрошенных знакомы с этим термином из средств массовой информации (СМИ) и жизненного опыта. Причём удивительно то, что даже будущие специалисты физической культуры не смогли полностью ответить на поставленный вопрос, что говорит о том, что в процессе обучения эта область физической культуры не освещена, по крайней мере, в достаточном объёме (рисунок 2).
Второй поставленный вопрос - сформулировать своё определение термина двигательной культуры - был довольно сложным, так как большинство опрошенных, как мы выяснили из предыдущих ответов, впервые услышали этот термин (и у многих он вызвал даже удивление). Вследствие этого предложенные студентами определения были не полными, однако многие опрошенные попытались выразить свои мнения. Обобщив полученные определения, мы выделили наиболее характерные для большинства из них элементы, а именно: во-первых, двигательная культура - это раздел физической культу 91
ры; во-вторых, это определенные умения и навыки в организации и выполнении двигательных действий и направленность их на оздоровление и совершенствование организма человека; в-третьих, практически во всех ответах отмечается важность эстетических характеристик движений; в-четвертых, понятия «двигательная культура» и «культура движений» не отождествляются студентами. Затруднения с ответом на этот вопрос возникли у 34,9% всех опрошенных. Проанализировав предложенные формулировки термина «двигательная культура», можно отметить, что студенты, в большинстве своём не знакомы с данным понятием, тем не менее, на интуитивном уровне выделяют отдельные элементы структурных компонентов данного вида культуры, разработанные в результате нашего исследования.
Несмотря на отсутствие целостного понимания термина «двигательная культура» или неопределенность его формулировки, нельзя только на этом основании говорить о несформированности или судить об уровне сформированное у студентов данного вида культуры. В сложившейся ситуации необходим более глубокий качественный и количественный анализ исследуемой характеристики на основе выделенных нами критериев и показателей с помощью ранее обозначенных диагностических, праксиметрических методов, а также посредством использования специализированных методик.
Так, для анализа проявления ценностного отношения к двигательной активности нами использовались следующие методики: ориентационная анкета Б. Басса (определение направленности личности); степень удовлетворенности основных потребностей; ценностные ориентации М. Рокича; методика «направленность личности» (по В.П. Трусову); методика психокоррекции личности Розенцвейга; оценка уровня притязаний и др. [70, 104, 146, 159].
Оценивая первый показатель критерия «ценностное отношение к двигательной активности» - осознание социальной и личностной значимости двигательной активности - мы проанализировали мотивацию студентов, желающих заниматься и занимающихся каким-либо видом двигательной активности. Наиболее значимыми студенты назвали следующие мотивы двигательной активности: средство самосохранения здоровья - 21,56%; средство коррекции и совершенствования телосложения - 38,24%; средство общения, достижения эмоционального удовлетворения; средство развлечения и отдыха - 22,55%; необходимое средство для получения зачёта по физическому воспитанию - 17,65%.
Следует отметить, что понятие «качество специалиста» включает не только знания и умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит отчасти и от уровня физической подготовленности. Анализируя полученные данные, можно констатировать, что значительная часть студентов осознает необходимость физического совершенствования для дальнейшей профессиональной деятельности, но немалая часть опрошенных считают это прерогативой только учителей физической культуры. Данные мнений студентов представлены в таблице 2.
Из полученных данных видно, что мотивы двигательной активности направлены, в первую очередь, на удовлетворение личных потребностей и интересов, что констатирует очевидное преимущество осознания студентами личностной значимости двигательной активности. Выявленное преимущество, а также пассивно-положительное отношение к физическим упражнениям предполагает средний уровень сформированное рассматриваемого показателя, который составил 91,18% у студентов СНП и 82,98% у студентов ИФК. Низкий уровень отражает индифферентное отношение к двигательной актив ности, противоречивую мотивацию, неясность и неконкретность целей, неустойчивость интересов. Данный показатель сформирован на низком уровне у 8,82% студентов СНП и 6,38% студентов ИФК. Высокий уровень характеризуется активно-положительным отношением к двигательной деятельности, что проявляется в заинтересованности и целеустремлённости, глубокой мотивации, ясности целей и устойчивости интересов. Сформированность показателя на данном уровне отмечается только у 10,64% студентов ИФК.
Реализация методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики
Проведённый количественный и качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам разработать методику формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики. При её создании мы опирались на следующие положения.
Во-первых, двигательные функции человека являются составными компонентами его целостной осмысленной деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Одна и та же задача при различной мотивации деятельности может либо вовсе не выполняться, либо выполняться с неодинаковой степенью активности и настойчивости, вследствие чего и осуществляемые движения изменяют свой характер и свою интенсивность (В.П. Умнов).
Во-вторых, при выполнении физических упражнений программы формирования двигательной культуры студентов как произвольных движений, «управляемых умом и волей» (И.М. Сеченов), необходимо развитие у них потребности в изменении самоощущения, самовосприятия, самоподачи, т.е. программа должна оказывать влияние на психофизическую сферу личности, её становление.
В-третьих, обучение упражнениям строится на основе общеизвестных дидактических принципов, определяющих действия преподавателя и студента. В процессе занятий выполняются различные упражнения, разучиваются старые и повторяются новые, при этом движения определённым образом взаимосвязаны. Результатом взаимосвязи может быть облегчение в изучении некоторых упражнений (положительный перенос) или затруднение в обучении некоторых упражнений (отрицательный перенос).
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения упражнениям связано с использованием конкретных приёмов и методов. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий.
Разработанная нами методика формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики соответствует важнейшим дидактическим принципам, ориентирована на совершенствование двигательных умений и навыков студентов, формирование у них тонкого чувства эстетически правильно выполненного физического упражнения, высокую степень раскрытия потенциальных возможностей личности в двигательной деятельности, т.е. развитие аксиологического, операционного и эстетического компонентов двигательной культуры. Для эффективной реализации данной методики были созданы определённые педагогические условия, раскрытые в параграфе 2.1, при осуществлении которых предполагалось повышение количественных данных большинства показателей, т.е. переход на конструктивный и творческий уровень сформированности двигательной культуры студентов.
Апробация методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики проводилась как дополнение к традиционной программе обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура» студентов специальностей нефизкультурного профиля. Данная методика реализовыва-лась с первого по шестой семестр и составляла 70 часов в год. Обучение проводилось в форме групповых занятий в вечернее время. Набор в экспериментальную группу осуществлялся по добровольному желанию студентов. Состав по половой принадлежности не регламентировался, однако большая часть была представлена девушками (приложение 2).
Разрабатывая методику формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики, мы использовали методику составления предписаний алгоритмического типа, которая предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. При этом только овладение предыдущей серией учебных заданий дает право переходить к следующей. Алгоритмизация даёт возможность эффективно использовать метод срочной информации, моделирование педагогических действий, а также различные технические средства обучения. При составлении предписаний алгоритмического типа мы учитывали специфические особенности процесса, который должен предшествовать обучению, то есть систематизацию учебного материала, на который будут составляться алгоритмические предписания, а также придерживались следующих правил и требований составления предписаний: 1. предписания должны точно указывать характер каждого действия; 2. предписания могут быть составлены как для одного двигательного действия, так и для серии двигательных действий; 3. все серии учебных заданий должны быть взаимосвязаны различными вариантами зависимости и сложность их должна нарастать последовательно.
Каждая серия заданий была направлена на решение определённой задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др.
Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию, суть которого сводится к тому, что обучение упражнениям ритмопластики может быть упорядочено, алгоритмизировано путём последовательного применения ряда характерных серий упражнений, предназначенных для формирования ключевых положений тела занимающегося, исходных двигательных действий, двигательных качеств, соответствующих запросу на данное упражнение, а также упражнений дифференцированного и связующего характера.
Организованный таким образом процесс формирования двигательной культуры студентов предполагает соблюдение следующих требований: 1. Определение цели обучения и совокупности операций, подлежащих усвоению. 2. Пооперационное разделение учебного материала на оптимальные по трудности порции. 3. Наличие непрерывного контроля качества усвоения дозированного материала с обратной связью от студента к преподавателю. 4. Гибкую дифференциацию обучения в зависимости от качества усвоения материала с адаптацией по темпам работы и сложности предъявляемого материала. 5. Использование специализированных и технических средств обучения, к которым относятся: использование функциональной музыки на занятиях, наглядных пособий (плакатов, рисунков, видеоматериалов), видеотехники, зеркал и различного специального спортивного инвентаря.
В соответствии с вышесказанным, разработанная нами методика формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики состоит из трёх блоков, каждый из которых делится на составные части и объединяет в себе узконаправленные учебные элементы: вводно-информационный; операционно-теоретический; операционно-практический.
Целью данного блока было создание у студентов общего представления о предмете обучения и характеристика используемых в методике видов двигательной активности. В качестве ведущей формы организации обучения в рамках этого блока мы использовали лекции различных типов: классические лекции, лекции-дискуссии, лекции-аудиовизуализации (приложение 3). Таким образом, в ходе реализации данного блока мы оказывали влияние на развитие аксиологического и эстетического компонентов двигательной культуры студентов.