Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Конягина Людмила Николаевна

Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля
<
Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конягина Людмила Николаевна. Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:07-13/877

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры студентов экономического профиля

1.1. Характеристика категории «нравственная культура» и ее трактовки 17-34

1.2. Нормативно-правовая база формирования нравственной культуры студентов экономического профиля 34-43

1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов-экономистов 43-50

1.4, Педагогическое моделирование в профессиональной подготовке специалистов экономической специальности 50-67

Выводы по первой главе 68-70

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономической специальности

2.1, Педагогический мониторинг и критерии сформированности нравственной культуры студентов экономического вуза. Организация исследования 71-91

2.2, Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе 91-114

2.3. Самообразовательная и самовоспитательнаи работа студентов как педагогические условия формирования нравственной культуры 114-121

2.4. Результаты исследования 121-137

Выводы по второй главе 138-139

Заключение 140-142

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования, происходящие в России в связи с ее переходом к рыночной экономике диктуют необходимость повышения требований к уровню подготовки студентов, обучающихся в вузах экономического профиля (или по экономическим специальностям вузов разного профиля) как будущих специалистов современного рынка труда. Между тем успех работы во всех сферах трудовой деятельности зависит не только от уровня профессиональной подготовки кадров и их умения ориентироваться в условиях интенсивного развития рыночных отношений, но и от общей нравственно-экономической культуры личности специалиста.

На решение проблемы нравственного воспитания молодежи на современном этапе нацелен ряд важнейших нормативных документов правительства Российской Федерации в области образования, культуры, социальной и молодежной политики: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2002 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г,, Федеральные целевые программы «Молодежь России» (2001-2005 гг.); и другие. В них отражены основные направления образовательной политики государства в области обеспечения условий нравственного воспитания детей и молодежи.

Так, в Конвенции воспитания студентов вузов РФ (1999 г.) рассматривается проблема формирования нравственной культуры студенческой молодежи. Помимо таких важных задач, как создание здоровьесберегающей среды, обеспечение условий ддя формирования творческой активности личности, её гражданской позиции, толерантности, ценностно-смысловой ориентации, в этом документе основные акценты поставлены на необходимость разрешения проблемы социальной современной студенческой молодёжи.

Проблема формирования нравственной культуры личности широко представлена в современной отечественной психолого-пелагогической науке (КА. Абульханова-Славская, А.И. Агеев, A.M. Ьагаугдинов, E.R Ьондаревская,

В,А, Бордовский, А.С- Запесоцкий, НИ. Зарецкая, В.И. Максакова, Н,Д, Никандров, В,А Сластенин, JUL Шевченко и др.), в которых в общем контексте представлена проблема духовно-нравственного воспитания в системе профессионального образования. В данных работах также отражены социально-психологические особенности нравственной культуры как явления, представленного в категории «добро».

Вопросы формирования нравственной культуры учащихся и будущих учителей непосредственно в образовательном процессе разрабатывались в исследованиях В.А. Караковским, Л.Л. Шевченко в рамках конкретных педагогических систем. Работы данных авторов, представляя концептуальные основы и прикладные результаты воспитания нравственной культуры в условиях школы и вуза педагогического профиля, позволяют организовать процесс и исследовать теоретические показатели, критерии нравственной культуры и условия формирования ее у студентов-экономистов.

Вопросы нравственной культуры личности рассматривают и зарубежные исследователи (А. Хекхаузен, Р.Б. Энкельман, В.Ф. Эрн и др.), в работах которых представлен христианский подход определения нравственных условий в ведении экономической деятельности.

В целом же формирование нравственной культуры личности рассматривалось ранее и рассматривается сегодня представителями отечественной психолого-педагогической лшературы применительно ко всему возрастному диапазону человека: детскому возрасту (А.В. Шаронов, А.И. Шемшурина, н др.); подростковому (Н.К. Крупская, A.M. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А Сухомлинский, Е.Г. Тесова и др.); юношескому (АЛ. Андреев, В.ТЛисовский, ИМ. Ильинский, В.В. Павловский и др.), в том числе в различных условиях общественной организации (А.Ю. Гончарук, В.Д. Путилин, С.А. Шмаков и др.).

В 90-е годы XX века дополнительный импульс получает взаимосвязь понятий «нравственность и экономика», что вызвано переходом России к экономической деятельности на условиях рыночных отношений. Условия ее

организации становятся предметом специальных научных исследований, в том числе и применительно к различным категориям учащихся (КБ, Андреенков, П.И. Бабочкин, B.C. Боровик и др.).

Однако исследования данных авторов представляют феномен нравственной культуры в широком контексте воспитания без специального ее рассмотрения в системе высшего экономического образования, В то же время нравственная культура специалиста экономического профиля имеет характерные особенности, 'Гак, ряд исследователей (И.А. Зимняя, ВЛ - Лисовский, ВЛ. Сластенин, Ю.Г\ Татур и др.) выделяют субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании, в рамках которого обозначают такие качества современной учащейся молодежи, как профессионатьная компетентность, стратегическое мышление, предприимчивость, личная организованность, политическая культура, работоспособность и т.д.

Ряд исследователей (НИ. Зарецкая, Р.В, Загорулько,

Л.Ф. Лисенкова и др.) уделяют значительное внимаїше вопросам формирования нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения экономических знаний учащимися учреждений общего и среднего профессионального образования, В работах данных авторов рассматриваются педагогические условия формирования нравственной устойчивости учащихся в процессе подготовки к предпринимательской деятельности, а также вопросы формирования нравственных качеств будущих работников агробизнеса и психолого-этические аспекты деловых отношений в коммерческой деятельности, что представляет определенный интерес для данной работы В которых, однако, не представлены педагогические условия формирования нравственной культуры студентов, обучающих в вузах экономического профиля.

Изучение философских, экономических и психолого-педагогических источников второй половины XX века позволило выделить динамику трактовки понятия «нравственная культура» в ее ретроспективном развитии, применительно к экономической специальности. 'Гак, 80-е годы XX века характеризуются пока ещё общими подходами к проблеме нравственной куль-

ь туры без ее связи с рыночными отношениями, утверждающимися в обществе, что отмечено в работах М.Ф. Антонова, 11.Д. Попова, Ф.Н. Щербак и др.

Между тем в ряде работ этого периода (Н.Н. Пономарёва,

В.Д. Попова и В,П. Чичканова, К.А. Ульгбина и др.) наряду с вопросами формирования экономической культуры и экономического мышления специалистов рассматриваются и нравственно-этические проблемы. Ведущими аспектами рассмоірения в этих исследованиях являются конкурентоспособность специалиста-профессионала в системе рыночных отношений, приобщение человека к профессионально-трудовой деятельности, понимание общественного смысла выбранной профессии экономиста как профессионального деятеля современного рынка,

В исследованиях 90-х годов XX века (О.А. Семерич, ЛЛО. Слепцова, А.А, Сысоевой, КН. Гарарухина, Ь.И, Фонина, НА, Шевыриной и др.) актуализированы вопросы формирования нравственной культуры военнослужащих, работников МВД и налоговых органов.

Между тем вопросы нравственно-этической подготовки студентов и педагогов вузов экономического профиля остаются недостаточно исследованными педагогической наукой.

і см не менее некоторые успехи в этом направлении можно отметить. Так, в исследованиях В.В. Подковыровой и Г.Г. Руссковой отражены некоторые аспекты формирования нравственной позиции студентов - экономистов в контексте формирования гуманистической направленности личности студешов кооперативных вузов с точки зрения их профессиональной подготовки.

В то же время данные авторы раскрывают проблему формирования нравственной культуры сіудентов-з коном истов как будущих специалистов недостаточно системно; не рассматривают технологию ее формирования во всех звеньях учебно-воспитательного процесса: в учебном процессе, во внеаудиторной работе и в процессе самообразования.

Проведенное изучение состояния и тенденций нравственного воспитания сіудсніив Экономическою вуза показало разрозненное!ь существующих подходов и отсутствие педагогически обоснованной системы формирования нравственной культуры в системе высшего экономического образования, обостряя при этом противоречие между -требованиями, предъявляемыми в па-стоящее время к уровню нравственной воспитанности студентов-экономистов и отсутствием целостной системы ее формирования. При этом нельзя не отметить, что в сложившейся социально-экономической ситуации проблема формирования нравственной культуры с учетом педагогических условий (применительно к экономическому вузу) ранее не рассматривалась.

Данное противоречие выдвинуло проблему исследования - определение педагогических условий, способствующих формированию нравственной культуры студентов экономических вузов в процессе их профессиональной подготовки.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий формирования нравственной культуры студентов экономических вузов и разработки модели формирования нравственной культуры будущего экономиста-Объект исследования: процесс формирования нравственной культуры студентов экономического вуза в ходе их профессиональной подготовки.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственной культуры студентов вузов экономического профиля.

Гипотеза исследования. Формирование нравственной культуры студента экономического вуза в процессе его профессиональной подготовки будет успешным при следующих условиях;

1. Выделения цели воспитания нравственной культуры как одной из приоритетных в учебно-воспитательном процессе подготовки будущего экономиста и определения содержательных и структурных компонентов понятия «прішс і венная кулыурц jhuhumuCiu».

2. Определения системы диагностики показателей уровня сформи
рованное нравственной культуры студентов-экономистов, позволяющей кор
ректировать учебно-воспитательную деятельность в вузе экономическою
профиля.

3, Разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза
научно обоснованной модели формирования нравственной культуры студен-
lOb-jKUHOMnCiOtij выделения се иірукіурньїх компонентен.

Из целевой установки, объекта и предмета исследования вытекает рид теореї ических и прикладных задач;

  1. Дать теоретико-методологическое обоснование научного понятия «праиыьенная культура экономии і а».

  2. Определить показатели и уровни сформированное нравственной культуры студентов-экономистов.

  3. Разработать и экспериментально проверить модель формирования нравственной культуры студентов экономического вуза и обосновать ее характеристики.

  4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования нравственной культуры студентов вуза экономического профиля.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира,

Важным мегодологическим основанием настоящего исследования выступает системный подход к формированию нравственной культуры студентов экономического вуза, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения нравственной культуры.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, педагогические и психологические труды, раскрывающие многоаспектную природу нравственности и особенностей ее формирования (ИА Ильин, К.ДГ Ушинский, П.М. Ерпюв, П.В. Симонов и др.)> теории разви-

тия и социализации личности в процессе социально-культурного опыта (К А. Абульханова-Славская, Ь Г. Ананьев, Л.С. Выготский, , Ьуева, ЛЛ, Крившенко и др); концепции нравственного развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории нравственного воспитания (И. А. Зимняя, В.А. Караковский, Ь 1. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, В.Д. Шадриков и др,); концепция формирования нравственной культуры студентов - будущих учителей и школьников в условиях высшего педагогического и среднего общего образования (Л.Л, Шевченко); положения концепции профессионально-личностного развития личности о социализирующей функции профессионального образования (ОЛ. Абдуллина, Н.А. Климов, JKM, Митина, СМ. Маркова и др.).

Также использов&тись принципиальные положения личностного, деягельноетного, средового подходов к образованию личности (Н.В. Ьондаревская, О.С. I азман, И.С Якиманская); труды, раскрывающие теоретический потенциал системного (И.В. Блаубсрг, Э.Г. Юдин); деятельностного (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), функционального (В, А. Сл астении и др.) подходов, а также основные положения системно-интегрированного подхода, включающего педагогический, социально-педагогический, психологический аспекты.

В нашем исследовании системный подход выступил в качестве основания для педагогического моделирования процесса формирования нравственной культуры студентов экономического вуза на основе разработки педагогических условий.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки доказательств выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы :

Теоретические: изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по философии, педагогике, психологии по проблеме и теме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта по экономической подготовке студентов.

Эмпирические: социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий), комплекс опросных методик; беседа, анкетирование студентов и преподавателей; педагогическое моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты; экспертная опенка сформированное у студентов нравственной культуры, необходимой в процессе будущей экономической деятельности.

Экспериментальной базой исследования явились учреждения высшего профессионального образования экономического профиля: Российский университет кооперации (РУК), Подольский институт Московского государственного открытого университета (ПИМГОУ); Институт экономики Российской экономической академии им. і'.В. Плеханова (г, Подольск), В исследовании принимали участие более 500 человек (студенты, преподаватели и руководители вузов).

исновные этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа на протяжении 5 лет (2000-2005 гг.) в условиях внутривузовского и социопедагогического пространства.

На первом, поисковом этапе (2U0O-20UI гг.) проводился анализ философской, экономической, социологической, психолого-педагоги ческой литературы по проблеме; теоретическое и практическое изучение опыта подго-іиьки специалиїлив экиними четких uyjub, ьыделенных ь качесіве зкеперимен-тальных, а также анализ взаимосвязи нравственных и экономических аспектов в ее структуре; уточнялись объект, предмет, цели и задачи исследования; разрабатывались программа и методика опытно-экспериментальной работы.

На втором, констатирующем этапе (2001-2002 гг.) разрабатывалось содержание процесса формирования нравственной культуры студентов экономического вуза как будущих специалистов рыночной сферы; разрабатывался диагностический инструментарий экспериментальной работы; осуществлялся констатирующий эксперимент, на котором проводились контрольные срезы.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) в процессе формирующего эксперимента решались задачи изучения динамики формирования нравственной культуры студентов - экономистов (обобщающая диагностика). На данном этапе разрабатывалась и внедрялась модель формирования нравственной культуры студента экономического вуза, проводилась ее апрооация.

На четвертом, заключительно-обобщающем, этапе (2004-2005 гг.) обрабатывались, анализировались, систематизировались и обобщались результаты экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Конкретизировано содержание термина «нравственная культура» применительно к содержанию профессиональной подготовки специалиста экономического вуза, характеристиками которой являются: интегративные качества когнитивного (знания о нормах нравственного поведения в условиях экономической деятельности современного общества), эмоционально-ценностно го (принятие этих норм) и нормативно-поведенческого (организация собственного поведения соответственно принятым нравственным нормам) компонентов,

  2. Обоснованы характерне!ики и показатели формирования нравственной культуры в условиях экономического вуза, в состав которых входят: интеллектуальная культура (самооценка нравственного поведения в сфере экономической деятельности), іражданственность (сохранение российских традиций в предпринимательстве); готовность к нравственному самосовершенствованию (самоконтроль в различных, часто меняющихся ситуациях); ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности); способность к планированию деятельности (аккуратность, кропотливость в работе, действенность, эрудированность), партнерская ориентация, (честность, деловитость, преданность делу, коммуникабельность, терпимость по отношению к партнерам по экономической деятельности) и т.д.

[2

3, Разработаны критерии нравственной воспитанности и готовности студентов экономического вуза к будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, ведущими среди которых определены:

цеппостиа-смыаюной: оптимальные нормы поведения в области экономической деятельности; адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения в области экономической специальности; эмоционально-окрашенное, положительное отношение к нравственным нормам взаимодействия в условиях современной экономической деятельности; творческое отношение к избранному направлению профессиональной деятельности, к положительному опыту экономической деятельности; оценочные суждения своих действий на разных этапах ее развития (достоинства, недостатки);

интрмїіе.ктуапьно-птпанатєяьпьиі' готовность и способность к саморазвитию в области экономической специальности; адаптивность к социальной среде и т.д.;

()еятелмюстш)-практичгскш: способность к самореализации в избранной профессии; ориентация на профессионально-творческую экономическую деятельность; стремление к профессиональному мастерству на основе нравственной и экономической культуры; способность к самосовершенствованию в выбранной экономической профессии (самоанализ, саморегуляция, самообразование и т.д.).

4 Ряіряботаня и научно обоснована двухуровневая модень формирования нравственной кулыуры студентов вуза экономического профиля, включающая два уровня.

первый уровень - модель взаимодействия субъектов "студенты-педагоги" представленная мотивами, целями, содержанием, действиями (методами и формами) воспитания нравственной культуры экономиста;

второй уровень представлен в виде модели коллективного «субъекта» (учреждения культуры, центры социально-трудовой занятости, общественные организации, СМИ и т,д.)

Jj 5. Определены и обоснованы педагогические условия процесса формирования нравственной культуры студентов экономического вуза как будущих специалистов и осуществлена их интеграция в процесс профессиональной подготовки специ&тиста экономического профиля. Среди названных условий выделены;

- внутренние: внутривузовские педагогически организованные,
упорядоченные источники формирования нравственной культуры студентов;

- внешние (среда вневузовского взаимодействия).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

оно вносит вклад в теорию формирования нравственной культуры студентов специальностей экономического профиля; в раскрытии сущности двухуровневой модели формирования нравственной культуры студентов-экономистов; в обосновании этапов ее формирования, включающих подготовите,!ьный, организационный, практико-реализующий, обобщающий, результирующий этапы; в теоретическом обосновании критериев оценки уровня сформированное нравственной культуры студента-экономиста, которые могут быть использованы в разных звеньях системы подготовки экономистов.

Практическая значимость исследования. Разработаны: методические рекомендации по формированию нравственной культуры студентов экономического вуза, дополнительная образовательная программа («Этика менеджмента»), оценочно - критериальный инструментарий педагогического мониторинга позволяют повысить эффективность формирования нравственной культуры студентов экономического вуза.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы преподавателей высшей и средней профессиональной школы разных регионов России при организации ими учебно-воспитательного процесса со студентами экономических специальностей.

Достоверность и надежность научных результатов оЬусловлены: методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, основывающихся на системном, структурно-функцион&чьном подходах; широким

охватом философских, экономических, культурологических, психолого-педагогических источников как отечественных, так и зарубежных авторов, опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативностью выборки обследования студентов экономического вуза как будущих специалистов; реализацией комплекса методик, соответствующих цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в условиях работы вузов экономического профиля.

Основные положення, выносимые на защиту:

  1. Нравственная культура студента экономического вуза представляет собой интегративное качество личности, представленное единством когнитивного (культура нравственного сознания), эмоционально-ценностного (культура нравственных чувств), нормативно-поведенческого (культура нравственного поведения) компонентов,

  2. Содержательно-структурными показателями понятия нравственная культура экономистов являются:

когнитивный: интеллектуальная культура (самооценка нравственного поведения в сфере экономической деятельности), готовность к нравственному самосовершенствованию (самоконтроль в различных, часто меняющихся ситуациях);

эмоционально-ценностный: гражданственность (сохранение российских традиций в предпринимательстве), ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности);

- нормативно-поведенческий: способность к планированию дея
тельности (аккуратность, кропотливость в работе, действенность, эрудирован
ность), партнерская ориентация (честность, деловитость, преданность делу
коммуникабельность, терпимость по отношению к партнерам по экономиче
ской деятельности);

^.Оценка уровня сформированности нравственной культуры студентов-экономистов. Показателями уровня являются: обшая эрудиция в области

Id понятий нравственной культуры; степень развития навыков применения норм этики в будущей профессии; наличие интереса к проблеме нравственной культуры, восприятие ее как личной и национальной ценности (ценностная ориентация); сформированность потребности в развитии и саморазвитии нравственной культуры и пр.

3. Модель формирования нравственной культуры студентов
жиномическоги вуза включає і дьауривня.

первый уровень - модель взаимодействия субъектов ^студенты-педагоги'1 представленная мотивами, целями, содержанием, действиями (методами и формами) воспитания нравственной культуры экономиста;

второй уровень представлен в виде модели коллективного «субъекта» (учреждения культуры, центры социально-трудовой занятости, общественные организации, СМИ и т.д.), где «коллективный субъект» обеспечивает многофун кциональп ость воспитательного воздействия на субъект «студенты» средствами и формами нравственного воспитания и созданными педагогическими условиями, обеспечивая достижение цели формирования нравственной культуры студентов экономического вуза.

Мы выделили в исследовании первый уровень модели, реально осуществляемый в условиях вузовского образования специалиста-эконом иста. Второй уровень модели не входит в задачу нашего исследования, т.к. требует специального масштабного социально-педагогического эксперимента.

4, Педагогические условия организации учебно-воспитательной
работы вуза экономического профиля, детерминирующие процесс формирова
ния нравственной культуры сгудентов, среди которых выделены:

- внутренние: внутри вузовские педагогически организованные, упорядоченные источники формирования нравственной культуры студентов. Это формы работы со студентами, в рамках которых может быть активизирован воспитательный потенциал: аудиторные занятия, содержание которых организовано на основе межпрелметных связей в форме лекций, бесед, встреч с интересными людьми и т.д., осуществляемые в процессе взаимодействия с педаго-

гом на основе субъектно-субъектных отношений; внеаудиторные - в форме взаимодействия с другими субъектами (беседы, клубы делового общения и т.д.);

- внешние (среда вневузовского взаимодействия); политические (законодательная и нормативно-правовая база в сфере нравственной культуры); экономические (центры занятости студенческой молодежи, предприятия, общественные фонды и организации); социальные (субъекты социачьно-культурной политики; семья; ассоциации педагогов); культурные (духовно-нравственная деятельность; особенности современной субкультуры; асоциаіьное поведение студенческой молодежи, и т.д.).

Апробация и внедрение результатов исследования в практику
осуществлялись в ходе практической деятельности в высших учебных заведе
ниях: Российский университет кооперации (РУК), Подольский институт Мос
ковского государственного открытого университета (ІШМ1 ОУ); Институт эко
номики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
(г. Подольск).

Результаты исследования были опубликованы в сборниках Московского университета потребительской кооперации. Московском государственном областном университете, Институте экономики (г. Подольск), Вестнике МГОУ и др.

Теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждались и получили одобрение на межвузовских и республиканских научно-практических конференциях в МГОУ (2002-2004 гг.), РУК, Институте экономики РЭА им. Г\В. Плеханова (2004-2005 гг.). Теоретические и прикладные аспекты диссертации использовались в учебном процессе на различных факультетах Российского университета кооперации и внедрены в практику работы базовых экспериментальных вузов.

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, заключение, библиографию (180 источника), 11 приложений.

I /

Характеристика категории «нравственная культура» и ее трактовки

В контексте нашего исследования мы ограничили возрастную ха-рамсрисшьу молодежи іудснчсским вшраыим, чіи предсіаьллеї ь диссерш-ции основную выборку в структуре всех групп респондентов.

Формирование нравственной культуры личности является основой процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной рабогы социальных институтов, в том числе современного экономического. Цель нравственного воспитания студента-экономиста - формировать нравственную культуру деятельности спеииалнста в обществе через систему профессионального образования, так как нравственные качества личности вне-биологичны, а формируются в процессе нравственного воспитания, содержанием которого выступает освоение нравственной культуры.

Возникновение понятия «нравственная культура» восходит к античности, когда философы рассматривали ее как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним усовершенствованием личности на основе развития общества, обучения и воспитания. Однако, на стадии разработки концептуальных основ любой новой науки неизбежны разночтения и даже разногласия по поводу целей и задач, неоднозначное понимание предмета исследования, неточности в определениях базовых понятий. Поскольку данный этап научного исследования предполагает изучение понятийного аппарата таких наук, как философия, педагогика, психология, социология, экономика, в настоящее исследование привносится междисциплин арность.

Исследования работ по проблеме показывают, что достижения любой науки, в том числе и педагогики, кристаллизуются, закрепляются в научных понятиях. Относительно нравственной культуры студентов экономического вуза, как будущих специалистов, можно сказать, опираясь на исследование ВИ. Журавлёва: «... в отличие от устоявшихся понятий, которые утвердились в педагогике давно и характеризуют явления, получившие многостороннее теоре тическое, методологическое, прикладное, историческое, межнаучное отражение, новые понятия отражают ограниченный запас научных сведений о педагогических процессах и явлениях, обобщённых теорией педагогики и закреплённых в научных терминах» [6У, с, 47], Данная характеристика подчеркивает междисциплинарный контекст исследования. Так, в настоящее время во всех отраслях науки, особенно в педагогике, происходит упорядочение, своеобразная инвентаризация основных научных понятий, Іщательное рассмотрение основных понятий по теме, их разносторонний анализ позволяют исследователю получить дополнительное отчётливое представление о степени отражённости пракіики в іеирии.

Как отмечает ряд исследователей (В.И. Журавлёв, Н.Д. Пикандров, В.А. Поляков и др.) 169, 130-131, 145), результаты педагогических исследований корректируют понятия, уже вошедшие в язык науки, её раздела. Исследователи, как правило, вносят новое в содержание имеющихся педагогических понятии и корректируют их.

Решение любой поставленной научной проблемы исследователем невозможно без четкого определения и ясного понимания тех основных понятий, посредством которых выражена данная проблема. В данном исследовании основными понятиями являются: «культура», «система ценностей», «ценностные ориентации», «нравственное воспитание», «хозяйственная этика», «управленческая этика», «экономическая культура», «нравственная культура личности».

Подробная характеристика базовых понятий по рассматриваемой проблеме отражает различные подходы к трактовке некоторых из них, поскольку проблема ценностей в настоящее время приобретает актуальный характер в силу того, что для практического работника оЬразования ценности являются основой целей воспитания. Так, Н.Д. Никандров отмечает: «... по-видимому, правильно считать, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны.,, Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и /или провозглашено как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. Причём вполне естественны, во всяком случае, по-человечески легко объяснимы определённые запаздывания, когда общество чувствует, что цели сменились, а система образования не отразила -или не в полной мере отразила - этот факт изменения целей воспитания. Такое случалось в истории, и теперь происходит у нас» 1JU, с. У-IUJ. Данное высказывание подтверждает наше предположение о том, что в условиях переходного периода России конца ХХ-го начала ХХ1-го вв, система образования формирует такие педагогические условия с использованием форм и средств нравственного воспитания студентов, которые являются адекватными современным требованиям общества. Отсюда следует, что современная система вузовского образования берет за основу базовые ценности, используемые в философии и других науках для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. І ак, в современном словаре по педагогике к ценностям отнесены только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом: духовность, нравственность, мораль, этика и т.д. [171, с.5671.

Проводимый теоретический анализ показывает, что наукой выделены три формы существования ценностей:

1. Ценности, выступающие как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, "вечными": истина, красота, справедливость, добро и др., так и конкретно-историческими: патриархат, равенство, демократия и др.

2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.).

1\ 3. Ценности социальные, преломляющиеся через призму индивидуальной жизнедеятельности и входящие в психологическую культуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации её поведения.

Понимание личностного аспекта социальных ценностей основано на учении Л.Н. Леонтьева о развитии психики [1)1,112".

С древнейших времён люди пытались найти общие нравственные основания дли поведение, приьеі; і и их в сисіему писаных моральных иирм. Такие общечеловеческие ценности не связывались с конкретной культурой и конкретным историческим периодом. Іак, мы можем найти наборы (своды) ценностей у древнегреческих философов, в частности у Аристотеля в Никома-ховой этике [16], в Библии, Коране, в древнеегипетской «Книге мёртвых» и в книгах Ьолее позднего издания.

Современная концепция воспитания в образовательной системе России отражает особенности индивидуальной, специфической иерархии личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Исходя из такого представления, отметим ряд концепций в области воспитания, являющихся основополагающими для системы нравственного воспитания студентов как особой социально-психологической и демографической страть» общества. Воспитательные концепции представлены нами в хронологическом порядке:

Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов-экономистов

Понятие о процессе формирования нравственной культуры студентов экономического вуза требует выделения особенностей изучаемого социально-исторического периода на рубеже XX - XXI вв., которые как для всей системы образования, так и для каждого вуза в области нравственного воспитания могут быть разными (индивидуальными, эвристическими и пр.), связанными с поиском оптимальных педагогических условий. Проведенное теоретическое исследование позволяет учесть педагогические условия как потенциальную возможность для оптимального формирования нравственной культуры студентов применительно к экономическому вузу.

Вопросам создания педагогически целесообразных условий, направленных на развитие сферы личностных качеств индивида, в том числе нравственной культуры студентов, посвящены работы В.Г, Бочаровой, СТ. Шацкого [38, 202] и др. В исследованиях этих и других авторов раскрываются приоритеты личностно-ориентированного подхода в системе образования и воспитания. Особый вклад в развитие данного направления внесли такие авторы, как ЕВ. Бондаревская, СВ. Кульневич, B.C. Леднев, В.А. Сластенин, JIJL Шевченко, И.С. Якиманская [34, 107, 166-167, 209, 230] и др. Проблемам нравственного воспитания специалистов высшей школы в контексте качества обучения и воспитания специалистов нового поколения посвящены работы И.А. Зимней [79]и других авторов.

Изучение государственных документов, нормативно-правовой базы, рассматривающих ряд аспектов нравственной культуры, показывает смену парадигмы образования с предметно-ориентированной на человеко-ориентированную, личностную, центрированную на духовный мир обучаю-щихся в том числе студента экономического вуза. В этой связи роль нравственного воспитания, как одного из важнейших компонентов модернизации системы высшего образования, усиливается.

Исследование научной литературы по вопросам нравственного воспитания показывает, что оно осуществляется во взаимосвязи субъектов воспитания; - индивидуальных субъектов - организаторов воспитательного процесса (педагогов, проректоров по воспитательной работе и др,); - коллективных субъектов - студентов, взаимодействующих между собой.

Известно, что в педагогической науке современными учеными исследованы основные параметры взаимодействия, в качестве которых приняты субъсктно-субъсктиыс и субъектно-объектные отношения. Вопросам субъект-пости посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов. Так, субъектному подходу в педагогике посвящены работы ОС Анисимова, СИ, Архангельского, В.А, Сластенина и др.[125 17, 166]. Работы данных авторов учитывают новый уровень отношений в обществе, в том числе в образовании, суть которого заключается в партнерском взаимодействии. Из этого следует, что субъектно-субъектные отношения имеют место при условии, когда «активно доформировывается и развертывается субъектная позиция специалиста как система его взглядов и установок в отношении собственного жизненного и профессионального пути» [168, с. 160] В данном контексте рассмотрения особое место в настоящем исследовании занимает изучение потребностей студентов по мотивационному (поведенческому) признаку, который является основным источником создания педагогических условий для формирования нравственной культуры студентов вузов экономического профиля. Проведенное нами исследование интересов студенческой молодежи в сфере нравственной культуры позволило обосновать цели мотивации и эффективность модели формирования нравственной культуры студентов экономического вуза с учетом педагогического воздействия (взаимодействия) для достижения соответствия возможностей системы образования по реализации задач нравственного воспитания студентов экономического профиля.

Раскрываемое условие предъявляет свои требования к постановке целей формирования нравственной культуры для профильного обучения, что, по сути означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности со студентами. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в случае единой ориентации на определенный результат.

Развитие студента как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью системы нравственного воспитания. Данная цель базируется на потребностно-мотивационной сфере в процессе развития личности и влияет на изменение мотивационной сферы, что в свою очередь создает возможности изменения или постановки новой цели. Для того чтобы цель могла регулировать поведение человека, его деятельность в конкретной профессиональной области, необходимо не только глубокое осознание им содержания самой цели, но и личностное принятие. Цель может стать мотивом, внутренним стимулом учения, если она доступна» понятна и соответствует интересам обучаемого. Когда цель трансформируется и приобретает весьма значимый субъективный смысл, то закономерно изменяется характер деятельности человека. Из объекта обучения он становится субъектом, активно включающимся в процесс воспитания и самостоятельно направляющим свои интеллектуальные и волевые усилия на достижение цели.

Осознание студентом экономического вуза личностной значимости нравственного поведения содействует процессу перевода ее объективного значения в субъективный смысл, превращению в жизненно важную задачу, которая становится реалытым смыслом активного включения в процесс воспитания и качественного усвоения необходимых для успешной профессиональной деятельности не только знаний, умений и навыков, но и профессиональных компетенций.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать в будущем формированию профессиональных интересов студентов экономического вуза, следует уточнить понятийный аппарат. В научной литературе встречаются различные точки зрения, связанные с определением педагогических условий. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения, данные Н,М. Борытко и В.И, Андреевым [37, 9].

Так, Н,М Борытко под педагогическими условиями понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [9, с. 12].

Педагогический мониторинг и критерии сформированности нравственной культуры студентов экономического вуза. Организация исследования

В организации экспериментальной работы по формированию нравственной культуры студентов экономического профиля требует тшателыюго анализа состояние данной проблемы, В этой связи на констатирующем этапе нами были поставлены задачи провести педагогический мониторинг, который позволит определить уровень нравственной воспитанности студентов-экономистов. Проводимый нами мониторинг был основан на ряде педагогических принципов: - гуманистическая направленность (свободное развитие и творческая инициатива студента-экономиста как будущего специалиста); - объективность (опора на научно обоснованные критерии и нормы оценивания, где в качестве критериев нравственной культуры выступают: цен-ностно-мотивационные, интеллектуально-познавательные (гедонистические) и деятельностно-практические (организационно-управлеіпіеские), - комплексность (всесторонний учет особенностей и условий формирования нравственной культуры студентов, в качестве которых рассматриваются педагогические (социально-педагогические) условия - внутривузовские и внешние (среда неформального воздействия) и т.д., - общественная обусловленность (включенность студентов в социум на основе критериев нравственной культуры). Данные принципы основаны на самостоятельности, рефлексии, проявленные в период интенсивного развития и саморазвития студентов экономического профиля. Содержание и вид мониторинга в нашем исследовании определялся поставленными воспитательными задачами в области формирования нравственной культуры студентов, которые приводятся в 1 главе (п. 1.1). В данном исследовании начальная диагностика проводилась в форме аудиторной фронтальной работы мегодами устного и письменного контроля; анкетирования, тестирования, словарных и текстовых работ (см. Приложения 1,2,9) с целью выявления у студентов: а) уровня общей эрудиции в области понятий нравственной культу ры; б) определения степени развитая навыков применения норм этики; в) наличия интереса к проблеме нравственной культуры, воспри ятия ее как личной и национальной ценности (ценностная ориентация); г) сформированное потребности в развитии и саморазвитии нрав ственной культуры и пр. Эти критерии были определены нами в качестве критериев нравственной культуры студентов, в данном исследовании студентов - экономистов. При разработке критериев и показателей нравственной культуры студентов-экономистов мы исходили из педагогических требований к выявлению и опенки уровня нравственной культуры. Нами было учтено, что критерии нравственной культуры, как важная составная часть общепедагогических критериев5 носят не только научно объективные ориентиры, обеспечивающие формирование ценностной основы нравственного мировоззрения личности, но и субъективный характер. Нами определено, что на формирование нравственной культуры личности оказывают воздействие следующие факторы объективного порядка (внешние факторы): - политические (законодательная и нормативно-правовая база в сфере нравственной культуры, попечительские советы, социатьные партнеры. непосредственная деятельность вуза и т.д,); - социальные (семья, субъекты социально-культурной политики, ассоциации педагогов и т.д.); - экономические (предприятия, общественные фонды и организации и т.д.); - культурные (духовно-нравственная деятельность, особенности со временной субкультуры, асоциальные проявления в студенческой среде и т.д.), В данном контексте рассмотрения факторы внешней среды компенсируют недостатки вузов экономического профиля в системе нравственного воспитания, выступая аргументированной базой для формирования нравственных качеств студентов-экономистов. Формирование нравственной культуры студентов экономического профиля также основывается на субъективных (внутривузовских) факторах как части социально-педагогической среды (сч. схема 1, 2 первой главы п,3 диссертации), к которым нами отнесены: - условия работы с педагогическими кадрами (повышение квалифи кации и совершенствование педагогического мастерства в области нравствен ного воспитания студентов; научно-методологическое сопровождение по обу чению педагогов-организаторов, завучей, проректоров по воспитательной рабо те, методам психолого-педагогических исследований и диагностики сформиро ванное нравственной культуры студентов; взаимодействие с субъектами пе дагогической деятельности по формированию нравственной культуры студен тов (руководители OY, учителя-предметники, педагоги-организаторы, социаль ные педагоги, психологи и т.д.); - педагогические условия организации потенциальных воспита тельных возможностей личности (готовность студентов к учебно познавательной деятельности, готовность к общению, овладение знаниями о нормах нравственной культуры; разработка целенаправленного программно методического обеспечения в области формирования нравственной культуры студентов, обеспечение самоакгуапизации потребности студентов в нравствен ном поведении, личностное взаимодействие с преподавателем и опьпом про фессиональной деятельности и т.д. Исходя, таким образом, из выделенных объективных и субъективных факторов формирования нравственной культуры, нами определены её следующие критерии: - ценностно-смысловой (интеграция идеалов и принципов, формирующих морально-психологические установки студентов на добро, оптимальные нормы поведения, положительное отношение к профессиональной карьере в области экономической деятельности и т.д.); - интеллектуально-познавательный (дифференцированное осмысление нравственной культуры и предпосылка для оптимальной самореализации на благо общества); - деятельно-практически и (служение делу и стремление сохранить здоровье и работоспособность, являющихся определяюшими нравственными ценностями в современном экономическом обществе). Применение последнего критерия мы рассмотрим при освещении других разделов нашего исследования, в частности, варианты практических действий студентов по реализации морально-этических ценностей и норм на основе знаний, содержащихся в понятиях.

Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе

В контексте проводимого нами исследования в экспериментальном обучении был использован один из важнейших методов работы по формированию нравственной культуры студентов - дискуссионное обсуждение в группе нравственных проблем современной рыночной экономики и бизнеса (см. приложение 10),

Были поставлены задачи уточнить для студентов понятие «честная конкуренция». Мы исходили из того, что в научных исследованиях международной практики уже давно выработана и подтверждена дееспособность правил честной «рыночной игры» как нормы поведения на современном экономическом рынке. Информационную базу для дискуссий составили декционно-практические занятия по менеджменту. В рамках этих занятий формировались представления нравственного сознания студентов: о личностных качествах экономиста в современных условиях; о производственных и финансово-экономических отношениях; о проблеме определения сущности и содержания нравственной культуры в сфере экономики; о значении этических норм и принципов для деятельности работника; об особенности взаимоотношений субъектов экономической деятельности.

Для этого в ходе дискуссионного обсуждения нами были предложены примерные вопросы:

Допустимы ли клевета, ложь, пренебрежительное замечание о конкурентах, если они сделаны в интересах организации?

Возможно ли работать эффективно, не нарушая законодательство? Согласны ли Вы с тем, что принцип «взаимосвязи» или «ты мне - я тебе» вполне допустим и укрепляет отношения партнёров?

Считаете ли Вы, что предъявить организации счёт за неизрасходованный бензин, неиспользованные авиабилеты допустимо и является маленькой добавкой к личному доходу?

Допустимо ли в случае крайней необходимости использование грубости и насилия по отношению к подчинённым?

Была проведена дискуссия на тему «Этичен ли блеф в бизнесе?». Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?». Он предложил обсудить такой тезис: - «Сфера предпринимательства выработала свои правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный подход: и в том, и в другом случае, ложь перестаёт быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнёров ждать нельзя, Никто не ожидает от игроков в покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с помощью блефа «высадить» из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает сам себя».

Студенты в процессе обсуждения высказывали различные точки зрения, свидетельствующие о разнообразии нравственных подходов к подобного рода тезисам. Обсуждение ситуаций свидетельствовали, что не всегда студенты имеют однозначную позицию. Так, из опрошенных нами 97 студентов второго курса факультета менеджмента, 28 человек полностью или частично были согласны с тем, что в бизнесе, как и в покере, существуют свои этические правила и нормы, хотя они и расходятся с общепринятыми в обычной жизни нормами,

В результате проведения цикла дискуссионных столов нами была проведена разработка и апробация модельных показателей педагогических условий формирования нравственной культуры студентов-экономистов, реализуемых в дисциплинах специаіьного цикла. Нами были опробованы методики развития нравственной культуры студентов в ходе конкретных учебных занятий и проведена корректировка выделенных педагогических условий. Нами была проведена работа по созданию специальных курсов, практикумов и семинаров- В соответствии с логикой формирования готовности будущих специалистов к применению нравственно-этических знаний, нравственно-правовых норм, я&тяющихся составной частью профессиональной подготовки специалистов финансово-экономической сферы, нами была перестроена модель педагогического процесса, которая реализована на практике в спецкурсе, выполняюіпего функции интегративной дисциплины. Интегративной дисциплиной, систематизирующей теоретические и методические знания и умения студентов, явился разработанный нами спецкурс «Этика менеджмента», стимулирующий процесс формирования нравственной культуры будущих специалистов (см, приложение 6).

Важным этапом формирующего эксперимента явилась организация работы по передаче студентам знаний о нравственной и экономической сторонах ответственности. Ведущим средством на этом этапе выступила организация такого построения учебного труда, которая ставила студентов в ситуацию взаимной зависимости, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты труда. Основная работа по формированию данного личностного качества проводилась в ходе изучения спецкурса «Этика менеджмента» (приложение б). Спецкурс включён в учебный план 3 курса экономического факультета по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Международные экономические отношения».

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля