Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Формирование общей культуры студентов вуза как педагогическая проблема
1.1. Культурологический подход в образовании как теоретико-методологическая основа формирования общей культуры студентов вуза 12
1.2. Творческий аспект общей культуры 43
1.3. Организационно-педагогические основы формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности 56
Выводы по первой главе 71
ГЛАВА II. Опыт формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности
II. 1. Культурно-образовательная среда вуза как пространство формирования общей культуры студентов 74
II.2. Модель формирования общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности 93
II.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию общей культуры студентов 114
Выводы по второй главе 151
Заключение 153
Библиографический список 155
Приложения 171
- Культурологический подход в образовании как теоретико-методологическая основа формирования общей культуры студентов вуза
- Организационно-педагогические основы формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности
- Культурно-образовательная среда вуза как пространство формирования общей культуры студентов
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию общей культуры студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Современное состояние российского общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях. Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организатора, личностные качества, необходимые для полноценного социального взаимодействия в разных областях деятельности, овладевает общей культурой как универсальной базой для формирования индивидуального способа существования в современном мире. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного характера вуз обязан создавать условия для развития личности студента, овладения общей культурой как основой его полноценной самореализации в обществе.
Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Национальной Доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования до 2010 года и других государственных документах.
Актуальность решения задачи формирования общей культуры студента в процессе его обучения в вузе обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании; углубле-
ниєм противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности современного человека в форме социального заказа общества, и фактическим уровнем общей культуры выпускников высших учебных заведений.
На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблемы совершенствования методов и форм вузовской подготовки, разработки педагогических технологий, направленных па реализацию личностного подхода в обучении. В контексте этого выявляется несомненный приоритет развития творческой, свободной личности будущего специалиста способной к самореализации, самовыражению и саморазвитию; общая направленность системы высшего образования на целостное развитие личности студента (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).
Анализ имеющихся публикаций по исследуемой теме свидетельствует, что она затронута, преимущественно, в следующих аспектах: общая культура человека, находящегося в системе непрерывного образования (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Н.А. Морозова, Т.А. Кривченко); общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности (И.Е. Видт, Н.В. Кузьмина, А.А. Петров, В.А. Сластенин и др.); художественно-эстетическая культура как составная часть гуманитарной культуры специалиста (Г.Н. Казилов, И.Ф. Слюняева, Т.В. Челышева и др.); формирование культуры студентов посредством изучения культурологии (Т.В. Иванова); создание культурно- эстетической среды как важное условие духовного развития личности (Н.Б. Крылова, Т.К. Мурманцева, В.В. Чижиков и др.); активизация творческой деятельности и эстетического воспитания на разных образовательных уровнях (Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, Н.Я. Маслов, Б.М. Неменский, Э.В. Паничева, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, Н.К. Шабанов и др.); нравственно-этические аспекты творчества (Е.С. Громов, Э.В. Ильенков, Д.Б. Кабалевский, Ю.М. Лот-ман, Б.М. Неменский, С.Л. Рубинштейн и др.).
В плане условий, способствующих развитию личности студентов, существенное значение имеет разработка таких проблем, как влияние деятельности на развитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.И. Гинецинский, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, С.Л Рубинштейн, Д.И. Фельд-штейн, Г.И. Щукина); внеаудиторная деятельность студентов как фактор их разностороннего развития (Т.К. Ахаян, М.А. Ванян, Г.Г. Городилова, Т.С. Деркач, Т.Б. Жулий, В.И. Попова, Л.А. Саяхова, А.Н. Утехина, Л.С. Шакиро-ва и др.).
Указанные исследования составляют серьезный научно-теоретический базис для разработки темы настоящего исследования. В то же время, очевидно, что педагогический потенциал внеаудиторной работы со студентами в современных условиях не получил полной реализации, и значение внеаудиторной работы студентов как фактора их культурного развития исследовано недостаточно.
Несмотря на наличие серьезных исследований в области педагогики высшей школы и, в частности, применения культурологического подхода в образовании, проблема формирования общей культуры студента вуза не получила теоретической и практической завершенности.
Проведенный анализ научных публикаций и образовательной практики высшей школы позволяет констатировать наличие неразрешенных педагогических противоречий, главные из которых:
между потребностью общества в высоком уровне общей культуры выпускника вуза и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования у студента;
между имеющимся культурно-развивающим потенциалом образовательной системы вуза и недостаточной научно-педагогической обоснованностью процесса формирования общей культуры студента во внеаудиторной деятельности.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловило определение проблемы настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования общей культуры студента вуза во внеаудиторной деятельности?
Цель исследования: выявление комплекса педагогических условий, способствующих формированию общей культуры студента вуза во внеаудиторной деятельности.
Объект исследования: внеаудиторная деятельность студентов в целостной образовательной системе вуза.
Предмет исследования: формирование общей культуры студента вуза во внеаудиторной деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении, согласно которому формирование общей культуры студента во внеаудиторной деятельности возможно, если:
определена сущностная характеристика общей культуры студентов как интегративного качества личности, подлежащего формированию в образовательном процессе вуза;
разработана и внедрена в образовательный процесс вуза педагогическая модель формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности;
определен комплекс педагогических условий эффективного функционирования педагогической модели формирования общей культуры студентов вуза.
Задачи исследования:
Обобщить совокупность теоретико-методологических положений, лежащих в основе формирования общей культуры студента вуза как концептуальную базу педагогического моделирования данного процесса.
Выявить специфику культурно-образовательной среды вуза как существенного фактора формирования общей культуры студента.
Выявить сущность и структуру общей культуры студентов как педагогического объекта, подлежащего формированию во внеаудиторной деятельности.
Разработать и апробировать опытным путем педагогическую модель формирования общей культуры студента во внеаудиторной деятельности.
Выявить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному функционированию педагогической модели формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности.
6. Определить критерии и выявить состоятельность разработанной в
исследовании модели в плане эффективного формирования общей культуры
студента вуза.
Методологические основы исследования составили принципиальные положения системного подхода к анализу педагогических явлений; принципы целостности, взаимозависимости и взаимосвязи социальных явлений; системно-структурный подход к изучению образовательного процесса; положения культурологического подхода в образовании как методологическая основа исследования.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы в области философии образования и культурологии (М.М. Бахтин, Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, М.С. Каган, Ю.М. Лотман и др.), психолого-педагогических основ развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн и др.); социологические и психолого-педагогические положения о механизмах творческой самореализации, самоорганизации и саморазвития личности (В.И. Андреев, О.В. Афанасьева, Н.В. Кузьмина, А. Маслоу, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников и др.); исследования, посвященные различным аспектам проблемы формирования культуры личности (А.Л. Андреев, Н.С. Злобин, Т.В. Иванова, Н.Б.Крылова, М.Б. Туровский и др.); труды в области педагогики высшей школы, моделирования процессов личностного развития и подготовки
специалиста в вузе (СИ. Архангельский, А.А. Вербицкий, М.А. Викулина, В. А. Сл астении, Ф.В. Повшедная, Н.Ф. Талызина, А.Э. Штейнмец).
Методы исследования включали теоретический и эмпирический анализ научных публикаций; моделирование; опрос с использованием различных видов анкетирования, бесед, интервью; наблюдение; анализ деятельности студентов; педагогический естественный эксперимент; статистическая обработка экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород) и его филиал (Республика Татарстан, г. Набережные Челны). Всего в эксперименте приняли участие 684 человека.
Организация и основные этапы исследования
Исследование проводилось в период с 2003 по 2007 гг. и включало три основных этапа.
Первый этап (2003-2004 гг.) был посвящен изучению степени разработанности проблемы на основе анализа научных источников; осуществлялось обобщение и определение методологических и научно-педагогических оснований исследования; определялись методы исследования; были выполнены констатирующие срезы по выявлению уровня общей культуры у студентов и состояния педагогической работы по ее формированию в вузе.
Второй этап (2004-2006 гг.) включал уточнение концептуальных основ формирования общей культуры студентов; разработку, опытно- экспериментальную проверку и внедрение в образовательную практику вуза педагогической модели формирования общей культуры студента; апробацию материалов исследования.
На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась обработка полученных данных, формулирование окончательных выводов по результатам исследования, оформление рукописи диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлен комплекс педагогических условий, способствующих эффек
тивному формированию общей культуры студента вуза;
- выявлены организационно-педагогические основы формирования
общей культуры студента в вузе;
дана сущностная характеристика общей культуры студентов в единстве ее функциональных и содержательных компонентов;
разработана научно обоснованная педагогическая модель формирования общей культуры студента во внеаудиторной деятельности;
определены критерии и выявлены диагностические показатели состояния общей культуры студента вуза;
научно обосновано содержание внеаудиторной работы по формированию общей культуры студента, а также совокупность форм и методов работы по формированию его общей культуры в вузе;
разработана оценочная база для выявления уровня общей культуры студентов вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается: а) в определении совокупности общепедагогических положений, составляющих концептуальные основы формирования общей культуры студентов вуза; б) в формулировании базовых принципов педагогического руководства внеаудиторной деятельностью студентов с целью формирования их общей культуры; в) получили развитие научные представления о целостности культурно- образовательной среды вуза, а также - о педагогическом моделировании в области формирования общей культуры личности в условиях вуза.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: описана и внедрена в образовательную практику вуза педагогическая модель формирования общей культуры студента во внеаудиторной деятельности; опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность; предложено содержание внеаудиторной работы, способствующее успешному формированию общей культуры студента. Положения и выводы диссертации дают ос-
нование для разработки вариативных моделей формирования культуры студента в образовательной системе вуза.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова и его филиале (г. Набережные Челны); посредством выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии указанного вуза и участия в научных конференциях разного уровня с докладами о результатах исследования; путем опубликования материалов диссертации в виде научных статей и тезисов докладов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в образовании; сочетанием теоретических, эмпирических и экспериментальных методов исследования; количественной и качественной обработкой материалов.
Основные положения, выносимые на защиту
Сущностная характеристика общей культуры студентов, которая рассматривается как системное интегративное качество личности молодого человека, включающая в себя взаимообусловленные и взаимосвязанные аспекты, представленные содержательными и функциональными составляющими, обеспечивающими культурную компетентность студентов.
Педагогическая модель формирования общей культуры студента вуза во внеаудиторной деятельности, учитывающая специфику культурно- образовательной среды вуза, построенная на принципах гуманизма, демократизма, выбора и творчества и включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: целеполагания, содержания, функционирования, организации, оценки.
Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования общей культуры студентов, включающий в себя определение концептуальных положений по организации и руководству внеаудиторной деятельностью студентов; определение содержания и форм внеауди-
торной работы; мониторинг культурной компетентности студентов как показателя их общей культуры.
Структура диссертации: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список (включает 184 наименования, в том числе 5 - на ин. яз.) и 4 приложения. Текст иллюстрирован 14 таблицами и 3 схемами.
Культурологический подход в образовании как теоретико-методологическая основа формирования общей культуры студентов вуза
В условиях модернизации системы образования на первый план выдвигается проблема развития личности, способной адаптироваться к современным условиям социально-экономического реформирования общества. Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX - начале XXI в.в. совпадают со следующими общими принципами его реформирования в мире и в России: 1) интеграция всех воспитывающих сил общества (органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений); 2) дифференциация и индивидуализация в образовании (создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника, студента); 3) демократизация (создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса, их заинтересованное взаимодействие, широкое участие общественности в управлении образованием); 4) гуманизация (усиление внимания к личности каждого обучающегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами).
Данные принципы соотносятся с проблемой культурного развития личности в системе высшего профессионального образования, особенно, в контексте гуманизации, имеющей целью развитие личности обучающегося, развитие его общей культуры, формирование ценностных ориентации по отношению к Миру, обществу, другим людям, к себе, к труду, созиданию [5], [9], [13] и др. Проблемы гуманизации нашли отражение в исследованиях, касающихся разных аспектов образования и воспитания, Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимней, Г.Л. Ильина, А.А. Мелик-Пашаева, Т.И. Шамовой, В.Д. Шад-рикова, Е.Н. Шиянова и др. Ведущей идеей гуманизации, по мнению многих исследователей, является развитие активно-творческих возможностей человека. И.А. Зимней [65] гуманизация образования понимается как реализуемое на протяжении всего образовательного процесса единство аксиологически-смыслового, культурологического, социально-исторического, личностного образовательного пространства, в котором находится и активно действует студент. По определению Е.Н. Шиянова, гуманизация образования «представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения» [169].
Развитие личности составляет содержание культуры, а образование является средством трансляции культуры, т. е. культура и образование тесно связаны между собой и взаимообусловлены: уже «самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства» [53. С. 115]. Эта сущностная взаимозависимость проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является его «культуросообраз-ность». При этом образование рассматривается, прежде всего, «как социальный институт с функцией ... культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе» [53. С. 116]. Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосооб-разности» обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии, с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообраз-но!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, па освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.
Очевидно, что образование играет одну из основных ролей культурно исторического развития человека, что позволяет говорить, вслед за В.Т. Кудрявцевым о культуротворческой миссии образования (особенно образования, специально ориентированного на развитие человека, что соотносится с глобальной целью образования, зафиксированной в Законе «Об образовании») [62], [88]. На современном этапе многие исследователи указывают на необходимость перехода к новой, гуманистической образовательной парадигме как средству обеспечения широких возможностей творческого труда, утверждения самоценности личности человека, его индивидуальности, и саморазвития. Но в становлении такой парадигмы выявляется, по мнению А.А. Вербицкого, ряд следующих противоречий между развивающейся культурой (образование является механизмом ее наследования и расширенного воспроизводства) и доминирующим пока традиционным способом «передачи» ему (образованию) прошлого социального опыта [37]: противоречие между ориентацией обучающегося на прошлые образцы культуры, опредмеченной в учебной информации, и необходимостью ориентации субъекта учения на будущее содержание жизни и деятельности; между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей - учебных дисциплин; между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем; между многообразием форм культуры, жизни и деятельности человека и унифицированными формами организации образовательного процест са; между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения человеком; между потребностью непрерывного развития человека в динамично меняющемся мире и «конечностью», дискретностью образования в его клас сическом варианте.
Организационно-педагогические основы формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности
Формирование общей культуры студентов во многом определяется содержанием и качеством общей, психолого-педагогической, предметной и методической подготовки. На это «работает» в какой-то степени вся система учебно-воспитательной работы в вузе. Но только в рамках аудиторной деятельности развить творческий потенциал личности студента весьма непросто, так как невозможно в полной мере создать оптимальные условия для этого. Поэтому задача вуза заключается не только в выполнении требований Государственного образовательного стандарта, но и во всестороннем развитии личности современного молодого человека.
В современной практике личность - это человек как представитель общества, который свободно и естественно определяет свою позицию среди других; личность - это человеческая ценность, ради которой происходит развитие общества; личность - это человек как участник историко- общественного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщения ее к культуре (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский). Необходимо учитывать, что социальная среда, «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), в которой происходит развитие личности, всегда динамична.
Развитие личности - это процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, когда человек входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления как личности (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский). Первая фаза - адаптация. Она предполагает усвоение ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым уподобление индивида другим членам этой общности. Вторая фаза -индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями, необходимостью быть «такими, как все», стремлением индивида к максимальной персонализации. Третья Фаза - интеграция. Она определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности [119].
Благотворной средой для развития личности будущего специалиста, формирования его общей культуры является внеаудиторная деятельность вуза.
Для начала обратимся к понятию «деятельность». Это не менее сложная и многомерная категория. Мы придерживаемся мнения Л.П. Буевой [33], которая определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность его существования как человека.
Деятельность человека всегда общественна, поскольку он выступает как представитель человеческого рода, учитывающий результаты деятельности других людей, их позиции в совместной деятельности.
В психологии понятие «деятельность» рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования. В аспекте объяснительного принципа издавна изучалась связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате, в систему психологических знаний были введены такие понятия, как «совместная (коллективная) деятельность» и «индивидуальная деятельность» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и
др.) Изучение деятельности в качестве особого предмета было начато Л.С Выготским и продолжено его учениками и последователями. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, существует внешняя и внутренняя деятельность. Внеш 59
няя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя деятельность вторична, т. к. она формируется на основе внешней предметной деятельности и оперирует образами, представлениями о предметах (идеальная деятельность сознания). Категория деятельности, деятельно-стный подход в психологии активно реализованы при разработке проблем возрастной и педагогической психологии [96].
Классификация видов деятельности затруднена тем, что этот термин в мировой науке имеет широкое значение. В разных отраслях научных знаний существуют различные основания для классификации видов деятельности. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют научную, игровую, учебную, внеучебную, трудовую, художественную, общественную.
Значение деятельности для развития личности заключается, прежде всего, в том, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта.
Теоретическая концепция деятельности С.Л. Рубинштейна является наиболее продуктивной для раскрытия этой проблемы в педагогической науке, в том числе и для исследования внеаудиторной деятельности студентов.
Особую значимость в нашем исследовании приобретает внеаудиторная деятельность. Внеаудиторная деятельность осуществляется в сфере свободного времени и обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Культурно-образовательная среда вуза как пространство формирования общей культуры студентов
Понятие «культурная среда» и «образовательная среда» рассматривается многими исследователями в области культурологии, философии, педагогики [102], [134], [164], [156], [164], [173], [180].
Образовательная среда рассматривается как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие. Она обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального до основного своего первоэлемента -образовательной среды конкретного учебного заведения. Среда современного образования складывается как взаимодействие новых образовательных комплексов, инновационных и традиционных моделей и обучающих систем, интегрирующих учебных программ, высокотехнологичных средств обучения, экспериментального учебного материала, а также современного дизайна, оформления всех помещений культурными образцами искусства, и, главное, нового качества взаимоотношений диалогического общения всех субъектов образовательного процесса.
У многих исследователей в области философии, педагогики, культурологии можно найти это понятие в различных трактовках. Выдающийся философ и историк И. Тэн придавал большое значение понятию среды, т. е. психического, духовного, культурного, социального окружения. Весьма значимыми оказывались «моральная температура» или «состояние умов и нравов», или, как можно сказать сегодня, ценностные ориентации людей. Современные ученые, в частности, Р.А. Ануфриева, Е.И. Головаха, Е.А. Донченко, Т.В. Шур-такова, Т.В. Челышева и другие рассматривают культурную среду не просто как набор художественно-ценностных элементов, способствующих средооб-разованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а как самостоятельную, самоценную общекультурную систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Важное свойство культурной среды - на уровне сознательного - ее эмоциональная окрашенность, отпечаток на ней душевных переживаний ее обитателей.
Исследования показывают, что работа по развитию личности и ее твор: ческих способностей начинается с создания необходимых условий, способствующих возникновению развивающей среды (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник). Так, В.И. Загвязинский указывает на то, что «творчество ... не возникает само собой. Для его развития и созревания нужны благоприятная атмосфера, стимулирующая среда, соответствующие внешние и внутренние условия» [61. С. 32].
Исследователи в области личностного развития и средового подхода указывают, что для развития креативности как глубинного (личностного), а не только поведенческого (ситуативного) свойства, формирование должно проходить под влиянием условий среды необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие через определенный комплекс условий микросреды (Ю.С. Мануйлов, М.С. Яницкий, В.А. Ясвин). Н.Б. Крылова считает, что «культурная среда - это окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное, предметное и знаковое, ценностное для него и нейтральное одновременно. Это и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где он активно действует и реализует себя как субъект культуры и где выбирает наиболее значимое как материал самообразования и самостроительства» [87. С. 26]. Для развития соответствующих психолого-педагогических предпосылок для становления человека Культуры необходима соответственная организация деятельности, где нужно учитывать, что культура и творчество в любом виде деятельности не возникает под давлением и принуждением, т. е. необходимы такие технологии и методы работы, способные вызвать особую заинтересованность и, соответственно, мотивацию как стимул желания творить.
Для построения модели культурной среды в образовательной системе вуза необходимо, в первую очередь, обратиться к культурной модели воспитания и обучения в школьном образовательном пространстве. Культурная модель образования (в терминах Н.Б. Крыловой) - это формы и тип организации образования как системы, стиль взаимодействия всех ее элементов. Культурные модели образования - способы организации поиска сообществом наилучших образцов культивирования человека и своеобразное выражение надежды на то, что можно влиять на гуманистическую направленность и деятельность будущего общества. Культурные модели высших учебных заведений и школ представляют собой особое культурно-образовательное пространство, где реконструируются и воссоздаются инновационные культурные идеи и представления о развитии, обучении и воспитании студентов и школьников. В образовании должен действовать собственный, неподвластный временным социокультурным влияниям культурный императив, обращенный, с одной стороны, к внутреннему миру личности, культурной идентичности индивидуальности, творческому потенциалу человека, а, с другой стороны, к возможностям и готовности образовательной системы обеспечить выполнение этого требования.
Определяющими целями создания модели новой культурно- деятельностной среды как пространства личностного развития и самореализации будущего специалиста являются: нацеленность на культурно-гуманистические приоритеты образования: принципы культуросообразности, непрерывности и преемственности, продуктивности, индивидуализации и дифференциации; переориентация с доминант знаниевой, предметной подготовки студента на культурно-творческий, общеразвивающий аспект подготовки, способствующий усвоению инвариантных способов мышления, саморазвитию и готовности к созиданию в любом виде деятельности. Культурная среда в ее объектной сущности обусловлена внешними предпосылками ее создания, где наблюдаются взаимовлияние сложившихся систем и моделей образования, тенденций гуманизации и гуманитаризации, требований общества в форме социального заказа к уровню подготовки будущего специалиста образования. С этой позиции культурная среда приобретает черты не только учебно-информационной, но и профессионально- ориентированной на будущую, социально детерминированную, «квазипрофессиональную» деятельность. Культурная среда с позиций субъектного подхода к ее сущности в полной мере отражает личностно-деятельностныи аспект ее функционирования, активное включение всех субъектов образовательного процесса в культурообразующую деятельность, которой присущи рефлексивный характер и творчество.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию общей культуры студентов
В нашем исследовании приняли участие студенты Нижегородского государственного лингвистического университета и его филиала в г. Набережные Челны - всего 684 человека. Анализ состояния общей культуры студентов включал констатирующий и контрольный этапы.
Объектом диагностического оценивания выступала общая культурная компетентность студентов, а именно: мировоззренческий аспект (характеризующий направленность личности на овладение культурой как совокупностью знаний, навыков и деятельностью); поведенческий аспект (внешние проявления культурного человека, имеющие место в общении и коммуникации); деятельностный аспект (включенность в творческую самореализацию, успешное владение навыками культуры интеллектуальной, коммуникативной и др. деятельности).
В процессе исследования для оценки состояния общей культуры студентов на основе выявления уровня их культурной компетентности был применен педагогический мониторинг, который рассматривался нами как необходимое педагогическое условие в процессе целенаправленного формирования общей культуры студентов, позволяющее оперативно корректировать организационные, содержательные и методические аспекты внеаудиторной работы.
Педагогический мониторинг представлял собой лонгитюдное исследование состояния педагогического объекта (в нашем случае - общей культуры студентов), осуществляемое на протяжении длительного периода времени. Исследование состояния педагогического объекта на том или ином временном этапе осуществляется на основе педагогической диагностики, которая выступила в предпринятом нами исследовании основным механизмом определения состояния педагогического объекта на этапах мониторинга.
В настоящем исследовании педагогический мониторинг рассматривался как система непрерывного наблюдения за происходящими изменениями состояния общей культуры студентов, произошедшими за определенный промежуток времени и прогнозирования его изменений на основе выявленных факторов, положительно или отрицательно влияющих на эти изменения.
Диагностический инструментарий включал также разработанные в процессе исследования критериально-оценочные процедуры, позволяющие определить влияние системы внеаудиторной работы на формирование общей культурной компетентности студентов и представленные в виде двух взаимосвязанных блоков.
Первый блок имел целью выявление динамики суждений студентов по вопросам общей культуры, ее уровня и значения разных ее компонентов в собственной жизнедеятельности, что позволяло оценить мировоззренческие установки студентов, выявить динамику культурной направленности личности испытуемых. Второй блок представлял собой адаптированный к цели и содержанию настоящего исследования комплект известных тестовых методик, направленных как на выявление общего уровня культурной компетентности, так и на оценку степени сформированности конкретных культурных навыков в области общения. Перечень публикаций, содержащих описание данных методик, представлен в Приложении.
При разработке первого блока оценочных процедур мы исходили из того, что о развитии культурной направленности личности можно судить на основании того, как студенты оценивают роль и место общей культуры в собственной жизнедеятельности и в социальном взаимодействии и как меняется их оценка до и после участия в занятиях теоретического и практического характера.
При выполнении оценки динамики культурной компетентности студентов мы принимали во внимание определение оценочной деятельности, данное В.М. Соколовым [148], который рассматривает ее как операцию сравнения некоего наблюдаемого, реально существующего материального или материализованного объекта (явления, процесса) с материальным, материализованным или идеальным (существующим в умственном плане в виде образа) образцом-эталоном. Руководствуясь данным определением мы считаем, что до знакомства студентов с предложенным содержанием, в их сознании уже существует собственный образ-представление культурного человека, своеобразный эталон того, что представляет собой культурная компетентность личности и какова совокупность умений, которая такого человека отличает как культурную личность. Следовательно, в сознании студента изначально имеют место некие критерии, позволяющие ему судить о наличии или отсутствии культурной компетентности личности.
Предлагая специально разработанное содержание лектория «Культура и Я», развивающих семинаров и тренингов, дискуссионных клубов, организуя участие в практической творческой деятельности, мы имели возможность воздействовать на существующий в сознании студентов собственный образ-эталон культурного человека (а значит, и на мировоззренческие установки), расширяя у них круг знаний о культурной компетентности, совершенствуя их умения в области культурного поведения и социального взаимодействия, предлагая им новые критерии оценки признаков, отличающих человека Культуры.
При этом возникла возможность зафиксировать совокупность умений, которые определяют существующий в сознании студентов образ- представление, эталон культурно компетентной личности на этапах начальной (констатирующей) и итоговой (контрольной) диагностики, а их сопоставление позволило судить о том, насколько этот образ изменился. Это, в свою очередь, позволило выявить изменения в собственной культурной компетентности студентов.