Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование экологической культуры учащихся на основе знаний татарского народа о природе как педагогическая проблема
1.1. Сущность формирования экологической культуры личности
1.2. Знания татарского народа о природе как основа формирования экологической культуры учащихся ...
1.3. Формирование экологической культуры учащихся на основе педагогического опыта, традиций, обрядов и обычаев татарского народа.
1.4. Анализ практики формирования экологической культуры учащихся в обучении природоведению и географии Татарстана
Глава 2. Дидактические условия формирования экологической культуры учащихся на основе знаний татарского народа о природе
2.1. Использование инновационных форм и методов в процессе обучения природоведению и географии Татарстана .
2.2. Роль внеклассной работы в формировании экологической культуры учащихся с использованием знаний татарского народа о природе
2.3. Взаимосвязь семьи и школы в формировании экологической культуры учащихся с учетом наследия татарского народа об охране природы
Заключение
Библиография
Приложения
- Сущность формирования экологической культуры личности
- Знания татарского народа о природе как основа формирования экологической культуры учащихся
- Использование инновационных форм и методов в процессе обучения природоведению и географии Татарстана
- Роль внеклассной работы в формировании экологической культуры учащихся с использованием знаний татарского народа о природе
Введение к работе
Актуальность исследования. На всех этапах своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Человек - часть живой природы, он не может существовать вне природы и потому должен подчинятся ее законам. Однако с появлением индустриального общества опасное влияние человека на природу усилилось. Интенсификация антропогенного воздействия на природу в настоящее время достигла таких масштабов, что стала приводить к глобальным нарушениям экологического равновесия, что серьезно ухудшает состояние окружающей среды, ставя под угрозу существование самой жизни на планете. Общество обречено на гибель если будет игнорировать законы развития природы. Поэтому сейчас особую значимость приобретает формирование основ нового мировоззрения на взаимоотношения человека и живой природы.
В современных условиях экологическое воспитание и образование должны осуществляться с раннего детства и носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого -формирование у учащихся экологической культуры.
В XX веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны природы. С 70-х годов складывается и теория экологии человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества с окружающей средой о позиции проблемы ее охраны. Она включает в себя различные аспекты: философские, социологические, экономические , г еографические.
В научных трудах И.Д.Зверева, А.Н.Зачлебного, И.Т.Сураве-гинок, А.Г.Асмолова, В.С.Преображенского, Т.В.Кучера, А.В.Да-ринокого, В.П.Горощенко, Н.Ф.Реймерса, И.С.Матрусова и других
авторов рассмотрены цели, содержание, формы и методы организации естественно-географического образования с целью подготовки учащихся к природоохранительной деятельности.
В работах А.В.Миронова, Ф.В.Салмховой, В.А.Попова. Т.А.Тефановой, Ф.Г.Гариповой и других раскрываются пути изучения школьниками ее экологического состояния черев краеведческие исследования. Большое Енимание уделяется и проблемам охраны природы и возможностям школ в природоохранной работе.
В.И.Волкова, И.Т.Гайсин, Е.С.Миронова и другие рассматривают вопросы экологического воспитания школьников в единстве с нравственным и эстетическим воспитанием.
Эффективность многогранной формы внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию учащихся отмечена в трудах Г.Ю. Арнаутова, Л.Д.Бобылевой, Л.ЇЇ.Сзлеевой, С.С.Соловьева, Т.П.Щербиной и других исследователей. Они показывают конкретные пути положительного воздействия на отрицательное влияние человека на окружающую среду, которые закладываются и формируются посредством участия учащихся в работе по охране природы.
Воспитанию у учащихся любви к природе и бережного отношения к ней посвящены исследования ученых-педагогов Н.М. Арте-менко, Б.Т.Лихачева, М.К.ХашимоЕОЙ, В.М.Минаевой и других.
Этот опыт работ исследователей использовался в разрешении поставленной нами проблемы. Наш опыт экологического обучения и психолого-педагогические исследования Е.Н.Кабановой- Меллер, В.А.Крутецкого, Н.А.Менчинской, Л.Т.Охитиной и других показали, что у учащихся можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире. Психологическая направленность уроков, их структура при обучении природоведческих предметов.
« никя.
нdaWML
.... осознавать
себя частью природы. Только чувствуя себя частью природы, они начинают понимать значение важности формирования знаний о природе и собственных возможностей в облагораживании природа, а это уже шаг к экологический культуре. После этого учащиеся обретают навыки бережного отношения к природе и, наконец, могут выполнять работы по улучшению окружающей среды своего района, школы, гимназии и т.д.
Татарский народ, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накопил природоохранные навыки и применял их в практической деятельности: разумно вспахивал землю, удобрял почву безвредными веществами, вовремя проводил посев, организовывал косовицу, убирал хлеб и т.д. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках, загадках, легендах, песнях, байтах, монтажатах и т.д. Таким образом, они стали сокровищами экологических знаний, навыков и передаются из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций, обрядов, праздников. С давних времен народ был в своей основе земледельческим, технология его работ была направленна на раЗуМ-
?Sr~. ^,^.,*"\
TKV RPMJ
^Ю \У
.'W-drtL
iUUiiiV
стазалась не восстановленной. Человек находился в полной зависимости от природных условий и поэтому его сознание предпологало единение человека с природой, без чего как он понимал, невозможно было само существование человека.
В явлениях природы много загадок, что невозможно отрицать, и чему еще наука не нашла соответствующих объяснений. В природе все ее компоненты находятся во взаимосвязи между со-
бои. Известно немало случаев, когда народная наблюдательность предвосхищала то, что лишь впоследствии было констатировано наукой. С зтой точки зрения народная мудрость во многих случаях расширяла и расширяет перспективы для будущих научных наблюдений и открытий в экологии. Длительная история татарского народа, ранняя государственность позволяют утверждать о его высокой экологической культуре.
До настоящего времени в экологическом природоведении, географии, педагогике и в научных исследованиях ученых знания, опыт, навыки татарского народа не отражались. Однако при познании педагогических идей и традиций любого народа невозможно обойтись без его опыта, знаний о природе. К настоящему времени аспекты данной проблемы раскрыты в работах историков, педагогов, географов: Г.Н.Волкова,, Ж.Б.Бешимова, И.В.Гашимова, Э.М.Тамбиевой, В.И.Баймурзиной, З.П. Васильцовои, В.Э.Конкиной и других. Но вышеуказанные авторы ограничились только своими избранными проблемами и не ставили перед собой вопрос о целесообразности использования опыта и знаний, обрядов и традиций народа о природе, об экологическом воспитании людей, учащихся и не занимались разработкой практических рекомендаций по ее осуществлению.
Несомненный интерес для нашей работы имел диссертационное исследование Н.Ш.Блягоз, в основу которого положены национальные традиции и знания адыгов о природе, формирующие экологическую культуру младших школьников (25).
Следует подчеркнуть, что хотя природная среда обитания каждого народа, традиции, обряды и обычаи неповторимы и во многом знания его о природе носят региональный и локальный ха-
рактер, подходы к ее охране, бережному отношению одинаковы.
Основным традиционным занятием татарского народа, проживающего на территории Республики Татарстан, было земледелие, скотоводство. Он выращивал пшеницу, рожь, горох, ячмень, гречиху, лен, коноплю. Характерным орудием труда был плуг с колесным передком - сабан. Животноводство было стойлозо-пастбищным. В течение своего существования татарский народ накопил огромные знания о природе и опыт целесообразного их использо-
Ij) \ „Tj -А Л .4. if j, д
Большой фактический материал об экологических знаниях татарского народа содержится в работа:-: арабских, русских и других путешественников, ученых, посещавших Поволжье или живших в прошлом в этом крае; йбн Руста, Али Ахмад Ибн Омар, Ибн Фад-лан, Ал Гарнати Абу Хамид Мухаммад, Орудж-бек Еаят, В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, А.Ы.Радищева, К.Ф.Фукса, А.А.Бестужева и других.
У татарских ученых и просветителей: К.Насыри, Г.Тукая, И.Хальфина, Х.Файзханова, Р.Фахретдинова, М.Махмудова, Ш.Ахме-ровз, Я.И.Ханбикова, Ш.Б.Марджани, Г.С.Губайдулина, Г.йсхакый, А.Каримуллина, М.З.Закиева, Г.В.Мухаметзяновой, Р.А.Низамова и других имеются историко-этнографические материалы по отдельным отраслям знаний. Часть этого богатейшего материала до сегодняшнего дня не подвергалась педагогическому исследованию.
В Татарстане активно разрабатывается национально-региональная система образования. Однако пока в татарских школах и гимназиях естественно-научные предметы изучаются по российским программам и учебникам, не учитывающим региональные особенности республики. В результате учащиеся не получают достаточных
знании о природе своей республики. В научно-педагогических исследованиях вопросы использования народной педагогики в Формировании экологической культуры учащихся также отражаются недостаточно.
Между тем историко-этнографический материал дает основание полагать, что предки татар осознавали свою неразрывную связь с природой. Процесс познания ими окружающей среды шел последовательно, постоянно развивался, углублялся. Уникальные данные татарского фольклора раскрывают органическую связь человека и природы. Предания прошлого служат благородным целям нашей эпохи - более глубокому пониманию природы, воспитанию экологической культуры новых поколений.
Большой запас знаний татарского народа о природе хранят старожилы (бабайлар, эбилэр) в сельской местности.
Обзор действующих учебных программ естественно-географического образования республиканских колледжей, лицеев, гимназий, педагогического университета, института повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, школьных учебников, пособий показал слабую исследованность отношения татарского народа к природным явлениям, местному ландшафту, отсутствие этого материала в Боепитании экологической культуры учащихся. Наши беседы с преподавателями, учителями, родителями учащихся показали, что народные знания о природе, их воспитательное и образовательное значение не являются предметом постоянного интереса. Учителя татарских школ и гимназий имеют об этом поверхностные представления.
Возникает противоречие между достижениями многовекового опыта традиционных природоохранных знаний и их недостаточным
_ Q _
использованием в школьном образовании при посредстЕе педагогических исследований. Отсюда вытекает проблема: каковы содержание знаний татарского народа о природе и дидактические условия их реализации при формировании экологической культуры учащихся в национальной школе на уроках природоведения и географии Татарстана.
Цель исследования - определить и систематизировать содержание знаний татарского народа о природе и научно обосновать дидактические условия их реализации формировании экологической культуры учащихся национальной школы на основе использования устного народного творчества, педагогического опыта традиций обычаев и обрядов татарского народа: разработать национально-региональный компонент стандарта образования.
Предмет исследования - содержание знаний татарского народа о природе и дидактические условия их реализации при формировании экологической культуры учащихся национальной школы.
Гипотеза исследования. Эффективность процесса формирования экологической культуры учащихся национальной школы в учебно-воспитательном процессе повышается при условиях:
ознакомления учащихся с жанрами татарского устного народного творчества, обрядами, обычаями и праздниками, отражающими знания о природе;
использования знаний о природе и многовекового педагогического опыта татарского народа на уроках природоведения и географии Татарстана;
вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу по изучению' родного края на региональном и локальном уровнях;
включения учащихся., родителей и педагогов в конкретную
работу по облагораживанию родной природы о учетом их знаний об этом.
Задачи исследования:
3. Разработать педагогические условия использования знаний народа о природе, формирующих экологическую культуру учащихся, при организации учебно-воспитательной работы з татарских школах и гимназиях.
Методологической основой исследования являются: основные положения по облагораживанию родной природы; принципы взаимодействия общества и природы, рационального природопользования, уважительного отношения к наследию прошлого; учет самосознания и самобытности культуры татарского народа; обоснование необходимости выполнения норм поведения учащимися на природоохранной территории в нашей республике; учет особенностей природы реги-
подержания Зеленой и Красной книг Республики Татарстан.
При организации исследования учитывались теоретические положения и выводы, сделанные выдающимися педагогами К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлиноким о роли природы в воспитании подрастающего поколения.
3 работе учитывались также результаты исследований Н.Ш.Влягоз, Е.А.Гринёвой, А.Д.Караева, Г.А.Иванова, В.М.Минаевой, Л.Д.Бобылевой и др. о содержании, методах и условиях формирования экологической культуры учащихся при получении естественно-географического образования.
Проблема экологии перестает быть проблемой отдельных стран и становится глобальной. Исходя из этого, в исследованиях мы опираемся на труды отечественных и зарубежных ученых: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Г.Хефлинга, Ф.Сен-Марка и др. Исследования ученых зарубежных стран посвящены проблеме охраны окружающей среды от различного рода загрязнений, число которых и в нашей республике стремительно растет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, историке-этнографической, методической, художественной литературы, татарского устного народного творчества, национальных праздников, традиций и обрядов, экскурсионного, походного, полевого материала по проблеме; поэлементный анализ учебных программ, учебников, пособий; анализ передового педагогического опыта; педагогические наблюдения за деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной, внешкольной, внегимказической работе; опросы (анкетирование, интервьюирование), тестирование учащихся и учителей, беседы с
_ -1 9 -
-L ь*_-
ними; педагогический эксперимент, проводившийся в полевых, естественны:»: условиях., статистическая обработка результатов.
Исследование проводилось з три взаимосвязанных этапа с 1990 по 1997 год.
На первом этапе (1990-91) изучалась поихолого-педагогическая литература по проблемам этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии, литература о традициях, праздниках и обрядах, устном творчестве татарского народа и по использованию этих традиций в учебно-воспитательном процессе; анализировались учебные программы, учебники, краеведческая литература природоведческого характера, эколого-географическая литература, охватывающая национальные школы и гимназии; обобщался педагогический опыт экологического образования и воспитания учащихся, была разработана гипотеза исследования.
На втором этапе (1992-95) продолжалось изучение литературы, велась систематическая работа с педагогическими коллективами школ и гимназий; разрабатывались планы и проводились опытно-экспериментальные уроки; осуществлялся сбор и анализ полевого, экскурсионного и походного материалов; велась опытно экспериментальная проверка гипотезы в учебных заведениях Казани: татарских гимназиях N4 и N15, школах-гимназиях NN27 и 71, татарско-русской школе N73, русоко-татарской школе-гимназии N81 и в Малоцильнинской татарской средней школе дрожжановского района Республики Татарстан. Б этот же период велись записи фольклорных, историко-этнографических материалов, изучались архивные источники, определялись критерии сформированное!!' экологической культуры учащихся.
Г>г* *.,.-,.-. .*%. —. , „„,-..,.-, /'.1 ППС C\4~t\ .-..,,....,-,...-,,-,-.-.....^- -г-- - .-,.. г ттт. "-"" т
ПО, ilLpClliDGM cfllldi /f '., 13SU" ї? ! > CUleULVl&nyU&CLLUV-/D p-wyJiX/iaia
- ІЗ -
проделанной работы, осуществлялось их внедрение в практику национальных школ и гимназий, разработан "Национально-региональный компонент стандарта образования по географии Татарстана", скорректирована созданная на этой основе "Программа по экологии для 1-5 классов татарских школ" и "Программа по географии Татарстана для 8-9 классов татарских школ".
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что определено содержание знаний татарского народа о природе и показаны возможности их использования в процессе учебно-воспитательной работы; выявлены и обоснованы дидактические условия оптимального использования знаний татарского народа о природе при формировании экологической культуры учащихся; обоснованы критерии оценки уровня их знаний, умений и навыков, экологической грамотности при изучении природоведения и географии Татарстана; разработан национально-региональный компонент стандарта образования по географии Татарстана с учетом знаний о природе и экологического опыта татарского народа.
Практическая значимость исследования: для учителей национальных школ разработаны программы по экологии и геогр.афии Татарстана с учетом знаний татарского народа о природе, основанных на его многовековом опыте. Эти программы могут послужить в перспективе базой для составления учебников, учебных пособий для татарских школ, гимназий по природоведческим, географическим дисциплинам, а также позволяют экологизировать содержание материала учебников и учебных пособий с учетом возможности применения их в татарских школах и гимназиях не только Республики Татарстан, но и з национальных школа:'': России.
/+:D
Достоверность научных результатов и обоснованность выводов подтверждаются методологической обоснованностью исходных предпосылок, использованием различных методов и приемов, адекватных поставленным задачам, педагогическим экспериментом и опытно-экспериментальной работой, разносторонним анализом и обработкой полученных при исследовании данных,и широким обсуждением хода и результатов исследования, а также их положительной оценкой органами управления образованием.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и одобрены на научно-практических конференциях: "Национальное образование: опыт организации и результаты исследования" (Казань, 1994); "Организационно-педагогические условия эколого-нравственного Боепитания" (Казань, 1995);, "Экологическое образование и воспитание в современной школе: опыт, проблемы, перспективы" (Казань, 1996); результаты представлены в "Программе по экологии для 1-5 классов татарских школ" и "Программе по географии Татарстана для 8-9 классов татарских школ". Инновационные идеи диссертанта отмечены дипломами 1 степени на Республиканских конкурсах авторских программ и учебно-методических материалов (1994,1995). Результаты исследования по проблеме одобрены Министерством образования Республики Татарстан и Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан и внедрены в учебный процесс татарских школ и гимназий Республики Татарстан.
На защиту выносятся:
1. Теоретическое обоснование роли знаний татарского народа о природе в формировании экологической культуры учащихся
национальных школ при изучении природоведения и географии Татарстана.
Определение содержания и структуры знаний татарского народа о природе, направленных на формирование экологической культуры учащихся национальной школы.
Программа по географии Татарстана для 8-9 классов татарских школ как национально-региональный компонент стандарта образования в Республике Татарстан.
Содержание и методика изучения курса географии Татарстана.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографию и приложений.
Сущность формирования экологической культуры личности
Современный этап развития человечества характеризуется глубокіши противоречиями между обществом и природой, вызвавшими тяжелый социально-экологический кризис. Резко меняется состояние окружающей среды, увеличивается её загрязнение химическими, физическими элементами, снижается продуктивность и плодородие почв, ухудшается качество продуктов питания. Нарушение взаимодействия общества и природы приводит к исчезновению многих видов растений и животных. Как следствие этого растет заболеваемость человека, подавляется его иммунная система, меняется наследственность.
Именно опасность самоуничтожения и ставит сегодня перед обществом, школой, педагогикой задачу формирования у учащихся экологической культуры личности как важнейшего звена возрождающейся в новом качестве идеи природооообразности Е воспитании.
В целях более глубокого и научно обоснованного обсуждения проблемы формирования экологической культуры личности необходимо дать сущностные определения основным понятиям. Прежде всего раскрытию подлежит сущность понятия "экология", которое имеет прямое отношение как к природе, так и к социуму.
В "Советском энциклопедическом словаре" дается следующее определение: "Экология, наука об отношениях растительных и жизотных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой" (223, с.1557). Эта трактовка нас не удовлетворяет, так как термин "экология", впервые введений в 1855 году немецким ученым Эрнестом Геккелем, рассматривал экологию как раздел биологии, изучающий взаимодействие организмов между собой и окружающей средой, поэтому и его деление характеризует экологию лишь как часть биологии. Сегодня экология - это комплекс наук, включающий в себя этноэкологию, социальную экологию, ландшафтную экологию, экологию- человека и другие науки. Следовательно, экология - это комплекс наук, изучающий функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и ПОТОКОЕ энергии, делающих возможной жизнь (13, с.287).
В общей форме экологию можно определить как науку о гармонии отношений человека с природой и самим собой, обеспечивающую ему нормальное, здоровое физическое и психическое существование, функционирование.
Рассмотрим другой компонент изучаемого вопроса - "культуру". Как и термин "экология", его содержание и структура по разному раскрываются авторами.
Понятие "культура" включает в себя два аспекта: материальный и духовный. Материальная культура - орудия труда, употребляемые человеком в быту (одежда, мебель, утварь и др.). Духовная - это совокупность результатов деятельности людей в нравственной области, художественной жизни, науке.
"Культура - это просвещенность, образованность, воспитанность" - говорится в словаре русского языка (135, с.224). В словаре античности "культура" трактуется как "совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека" (221, с.300).
Н.Ф.Реймерс отмечает, что "экологическая культура - это этап и составная часть развития общемировой культуры, характеризуемые острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развития человечества" (209, с.259).
Существенный вклад в трактовку данного термина внес А.Г.Ахатов. "Экологическая культура, - пишет он, - ведение общественного хозяйства на основе познания и использования законов развития природы с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности" (13, с.283).
А.Н.Захлебный в своих трудах освещает данный вопрос более подробно и формирование экологической культуры считает как "цель экологического образования," в основе которого лежит ответственное отношение к окружающей среде (91, с.8). Азторы по экологической педагогике и психологии С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин противоположно А.К.Захлебному считают, что "целью экологического образования является формирование личности с эксцентрическим типом экологического сознания" (78, с.23).
Формирование экологической культуры личности раскрывается в работах И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной, А.Г.Асмолова, В.С.Преображенского и др. Н.Ш.Блягоз (25), A.M.Танеева, М.Л.Курок (54), Г.А.Иванов (103), Т.В.Кучер (131), В.М.Минаева (150), Л.П.Салеева (217) и др. подошли к данной проблеме с разных сторон. Однако, ни один из них не смог полностью и разносторонне раскрыть суть формирования экологической культуры личности. Азгоры ограничились лишь актуализацией этой проблемы и не ставили перед собой задач ее обоснования и раскрытия.
Более глубже и шире раскрывается данная проблема в работе Б.т.Лихачева (138), Однако и он не дает точного определения экологической культуры личности.
Необходимо уточнить значение и одного из основных понятий - "формирование". "Толковый словарь русского языка" раскрывает данное понятие как "Формироваться - слагаться, приобретать законченность, зрелость" (135, с,649). Следовательно, при переводе на язык педагогики "Формирование - это приобретать законченность", завершение той или иной воспитательной работы.
Знания татарского народа о природе как основа формирования экологической культуры учащихся
Процесс познания окружающей среды постоянно развивается и углубляется. Уроки прошлого служат благородным целям нашей эпохи - более глубокому пониманию природы и окружающей среды, приобщению к ценностям экологической культуры и воспитанию на этой ОСНОЕЄ новых поколений.
Историк»-этнографический материал дает основание полагать, что наши предки татары также, как и другие, осознавали неразрывную связь с природой. Отсюда бережное отношение к природным объектам, основанное еще на языческих верованиях осмысление и через религию, которая выступает за гармонию между природными и человеческими началами, отражает общечеловеческие ценности и опирается на этические установки о понятиях добра и зла. Отсюда следует, что человек обязан заботиться не только о спасении своей души, но и отвечать за состояние всей окружающей среды. Мудрость наших предков всегда учила относиться к земле как к живой плоти, не считать ее безжизненным объектом эксплуатации и разорения.
Диалектика познания природы и практического взаимодействия с ней характерна не только для татарского народа. Каждый народ с самого раннего детства приобщал подрастающее поколение к данному процессу, формирующему в свою очередь аналогичное экологически-культурное отношение к природе. Много общего у разных народов в экологической культуре, которая формировалась в течение веков и отражалась в устном народном творчестве. Однако каждый народ населяет определенную территорию, отличающуюся своими природно-географическими особенности, и поэтому народные знания о природе в своей основе носят локальный характер. По этому поводу правильно подметил А.Асмолов: "В отличие от арифметики экологическое образование должно отражать национально-культурные и природные особенности. Но оно должно также, как и арифметика, опираться на общечеловеческие правила "сложения и вычитания" (11, с. 22).
В татарской национальной школе, учитывая природно-географические особенности края и этнические особенности народа, приоритет имеет региональный и локальный материал. Он связан с жизнью народа и его знаниями о природе края. Знания татарского народа о природе были основой своей специфической системы воспитания и обучения. Нам необходимо возродить и снова внедрить в национальную школу народную систему педагогики. О правильности этих мыслей в свое время К.Д.Ушинокий писал; "У каждого народа своя особенная система воспитания... опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле., в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы" (61, с.165).
Мы разделяем точку зрения З.З.Мифтахова и Д.Ш.Мухамадеевой (155), согласно которой предками нынешних татар являлись булгары. Природная среда их обитания была многообразна и неповторима. Преимущественно это были леса и лесостепи. Персидский географ Ибн Руста пишет; "Сторона их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут" (100, с.7). Здесь в большом количестве водились горностаи, белки, лисы, куница, медведи, лоси и другие звери. В реках и озерах было много рыбы, различных водоплавающих птиц, водились бобры, выхухоли, выдры.
Проживая на этой территории издавна, татарский народ всесторонне изучал природу родного края. Так как производственной базой земледелия, его материальной основой являлась земля, то народ непрерывно изучал особенности климатических условий и режим землепереработки разнообразных почв края. На это указывают и анализы археологических исследований. бирэ"
Опыт убедил народ в том, что органические удобрения повышают структуру почв, улучшают плодородие. По этому поводу в народе говорили: "Ашлаган щр аш бирэ, ашдамаган таш ("Удобренная земля дает урожай, а не удобренная - камни"), "Ти-рео чыгароан, зциргэ,ташып бетерэ алмасоын, еенэ" ("Внесешь навоз в землю., получишь урожая вдоволь").
Использование инновационных форм и методов в процессе обучения природоведению и географии Татарстана
Формирование экологической культуры учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы обеспечивалось нами прежде всего путем введения в содержание краеведческого и экологического материала знаний татарского народа о природе на уроках природоведения и географии Татарстана; разнообразия применяемой методики формирования экологической культуры учащихся о учетом их возрастных особенностей.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с использованием всех эколого-ориентированных средств обучения. Применялись разные методы дифференцированного подхода к изучению предмета, проводилась индивидуальная работа на основе системы заданий и учетом различных уровней экологической культуры учащихся. В ходе исследования анализировались результаты проведенных занятий.
На уроках широко ИСПОЛЬЗОЕЗЛИСЬ знания татарского народа о природе: песни, живопись, произведения искусства, исторические материалы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, потехи, байты, монажаты и т.д., отражающие природу родного края, взаимоотношения человека и природы; традиции, обычаи и обряды татарского народа, связанные с облагораживанием природы. Учащиеся под руководством учителей обучались критическому анализу происходящих процессов в природе и экологических изменений в ней. Опираясь на многолетний опыт народа, они учились воспоини волило учащимся установить тесную взаимосвязь науки о природе со знаниями татарского народа о ней. Под руководством учителей учащиеся поэтапно познавали природу, последовательно раскрывали длинную цепь взаимосвязи компонентов природы. Дополненных яркими знаниями народа о природе, познания учащихся о ней приобретали гуманный характер.
Приводим один из фрагментов урока по теме "Поздняя осень" учительницы татарской гимназии N4 г.Казани Д.М.Ватаниной по традиционной программе и методике, предложенной нами.
По материалам учебника "Природоведение" (114, 48-52 5.) она рассказывает об изменениях, происходящих в неживой природе с наступлением осени и их влиянии на состояние человека. Учащиеоя по шаблону раскрывают содержание рисунков учебника, сравнивают различные этапы осени., делают соответствующие выводы. Далее учительница проводит с учащимися беседу об осени, раскрывает понятие "осень" (ранняя, средняя, поздняя). Ставит вопросы ученикам: "Какие изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?"
Ответ ученика Рамиля: "Поздней осенью изменяется высота солнца, сейчас она значительно ниже, чем летом и ранней осенью."
Учительница: "Как нужно вести себя у водоемов с молодым льдом? Что нужно делать, если ты провалился в холодную воду?"
На уроке в декларативной форме излагаются меры предосто-рожности, которые должен соблюдать человек в таких случаях (выжать одежду, обсушиться, быстро пойти домой).
В тексте указанного учебника проблемные вопросы не ставятся. Не ставит их и учительница. В итоге не раскрываются причинно-следственные связи в природе, необходимые для усвоения учебного материала. Ив-га отсутствия познавательного интереса, УРОК прошел монотонно, без эмоционального настроя и окраски, Такой урок непродуктивен.
На такую же тему она провела урок в экспериментальном классе. Последовательность урока такова. Начинается он о прослушивания татарской песни "Кезге ачы жилл эрдз" ("в ветренную осеннюю пору").
Учительница спрашивает: "О чем поется в этой песне? Какое время года упоминается? В чем суть содержания этой песни?"
Учащиеся дружно поднимают руки, с большим желанием отвечают на вопросы. Дополняя подержание песни, учительница рассказывает им, что "это народная песня, ее герой соскучился по родной земле. Она у каждого человека, как мать, одна, здесь свой воздух, своя вода". Таким образом, урок насытился эмоциональной реакцией, восприятием Родины, видением красоты осени края. Основываясь на знаниях народа о природе, у учащихся возникает желание сберечь окружающую среду как составную часть родной земли. Это желание идет от души, внутреннего сопереживания.
В продолжение урока на видеоэкране появляются картины просторов родного края: Волга, Кама, локальные прекрасные ландшафты республики. Учащиеся видят осенние пейзажи Татарстана, которые вызывают восторг. Позитивные эмоции позволяют им совершенно по иному воспринимать родной край, способствуют проявлению чувства гордости за него.
Музыка, прозвучавшая на уроке природоведения, побудила учащихся духовно и эмоционально осмыслить предмет.
Учительница учитывает возоастные особнччопти v іем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребенка к миру природы, любознательность и наблюдательность используются для расширения его экологической эрудиции. Знания народа о природе, музыка, видеофильмы в этом возрасте особенно эффективны при формировании экологической культуры. Интенсивность отношения к миру природы в этом возрасте очень велика. Наряду с познавательным интересом к природе на высоком уровне находятся стремление к практическому взаимодействию с природными объектами, желание их охранять, способствовать их благополучию.
Следующий этап урока посвящается работе с "Дневником наблюдения". Учительница вместе с учащимися рассматривает предстоящие наблюдения и дополняет их народными приметами. Вот одна из них: "Если Волга при низком уровне воды покроется льдом, то лето будет сухим."
Затем учительница пишет на доске татарские народные загадки, а дети с большим интересом их отгадывают. Это позволяет им воспринимать осень частью родной природы и одновременно уяснить, что изменения погоды можно предсказать, используя народные знания.
Роль внеклассной работы в формировании экологической культуры учащихся с использованием знаний татарского народа о природе
Формирование экологической культуры учащихся вне природы, только на урока:-; природоведения и географии невозможно, необходимы занятия на природе, "Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, при помощи расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут с пользой переданы эти знания детям" (52,
Эмпирическая природоохранительная деятельность учащихся конкретно направлена на изучение своего края. При изучении природоведения учащиеся младших классов непосредственно наблюдают природу, а при изучении географии Татарстана пользуются такими источниками, как карты района, отчеты, краеведческая литерату исследования во внеклаоош в экспериментальных классах, включались знания татарского народа о природе; о этой целью нами с коллективом экспериментирующих учителей и воспитателей групп продленного дня была разработана тематика природоведческих работ. При проведении всех мероприятий мы ориентировались на этнопедагогику татарского наоо-да, его обряды, обычаи, традиции и т.д. Объем необходимых наблюдений в экспериментальных классах был расширен за счет включения знаний татарского народа о природе по всем временам года, включая народный календарь природы татарского народа. Например, решили определить соответствие татарских названий месяцев календаря их содержанию; провести наблюдения природных явлений в дни весеннего и осеннего равноденствия и солнцестояния (21 марта и 23 сентября, 22 июня и 22 декабря); проверить приметы прихода весны и осени на основе татарской народной метеорологии; при наблюдениях использовали знания татарских народных пословиц, поговорок, загадок, примет и т.д. Наблюдения учащимися проводились дома, на даче, на прогулке, на экскурсиях и в походах.
На основе конкретного изучения причинно-следственных связей явлений природы и процессов при их непосредственном наблюдении во время экскурсий, походов, слетов и полевого практикума у учащихся Формировались убеждения и сознание необходимости бережного отношения к природным ресурсам.
При подготовке экскурсий в природу, при создании экологической тропы перед учителями стояли следующие задачи: 1. Определение целей и задач экскурсий и походов с учетом знаний татарского народа о природе, 2 Выбор маршрута экологической тропы, ознакомление о ним на местности; изучение экологических особенностей и проблем экологической тропы. Учет воспитывающих факторов экологической тропы в Формировании экологической культуры учащихся. 3 Определение количества и местоположения остановок на экологической тропе, определение методов работы с учащимися с учетом знаний татарского народа о природе; составление индивидуальных и бригадных домашних заданий, связанных с использованием материалов татарской народной педагогики по охране окружающей среды. 4. Определение возможностей использования теоретических и практических материалов природоведения и географии Татарстана во время экскурсий по экологической тропе.
Отечественные и зарубежные специалисты, особенно ученые США и Западной Европы, единодушно признают важнейшим педагогическим условием экологического образования и воспитания, наряду о теоретическим обучением в классе, организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Для этого создаются определенная территория - учебная экологическая тропа.
При подготовке экскурсии по экологической тропе учителя обращали внимание учащихся на экологическую грамотность наших предков, сначала сами проходили по этой тропе, подбирали пословицы, поговорки, загадки, приметы и т.д. по отношению к тому или иному объекту этой тропы.