Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования музыкальной культуры
младших школьников 9
-
Культурологические основы, структура и содержание музыкальной культуры младших школьников 9
-
Этнопедагогический подход в формировании музыкальной культуры младшего школьника 34
-
Музыкальная культура народов Якутии как источник эстетического воспитания детей 45
Глава П. Формирование музыкальной культуры младших школьников
на основе этнопедагогической теории и практики 75
-
Педагогические условия формирования музыкальной культуры младших школьников 75
-
Этнопедагогическое осмысление содержания музыкальной культуры младших школьников 98
-
Организация и обоснование результатов опытно -экспериментальной части исследования 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЯ 142
Введение к работе
Актуальность проблемы. Современное состояние теории и практики образования не в полной мере отвечает объективным требованиям социального прогресса, в самосознании культуры двадцатого века все более звучит неудовлетворенность образовательной системой.
Основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, человек содержит в себе часть культуры, развивается на основе культуры и вносит в нее свое, новое.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценности. Нам представляется, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и этнические ценности: через народные традиции и идеалы следует идти к концепции взаимозависимого, взаимодействующего мира, научиться видеть то общее, что объединяет человечество. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.
Процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.
Основой теоретической разработки модели музыкальной культуры у младших школьников послужили исследования, посвященные изучению культуры личности (Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, И.Ф. Ляшенко, Э. Маркарян, А.Н. Сохор, B.C. Семенов, У.Ф. Суна, Р.А. Тельчарова и др.), труды известных музыкантов - педагогов, искусствоведов (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, НА. Ветлугина, Р.И. Грубер, ДБ. Кабалевский, В.Н. Шацкая и др.).
Теоретическую базу исследования составили психологические концепции личности человека как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, ЛИ. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, С.А. Смирнов и
Более глубокому и всестороннему исследованию структурных компонентов музыкальной культуры личности способствовали исследования Л.Г. Аржачниковой, Э.Б. Абдулина, Л.Г. Горюновой, Е.Ю. Глазыриной, А.Н. Гордийчук, Т.С. Зиновьевой, О.П. Кеериг, Н.В. Коваленко,
В.А. Лисовской, Т.Ф. Рязановой и др.
К настоящему времени изучены различные аспекты влияния народной музыки на эстетическое воспитание детей (К. Абышев, 3. Ахметова, Ж. Борбодоев, И. Ильенко, А. Кушаев, К. Мамиров и др.). Однако недостаточно разработанной остается проблема этнопедагогического подхода к формированию музыкальной культуры личности. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения, и которую необходимо изучать и исследовать, максимально использовать ее воспитательные возможности.
Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.
Основные теоретические положения в области этнопедагогики, разработанные в трудах В.Ф. Афанасьева, А.Л. Бугаевой, Д.М. Бурхинова, А.Ш. Гашимова, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, A.M. Леонова, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, Б.Ш. Молонова и др. легли в основу данного исследования.
Принимая во внимание социально - педагогическую значимость разрабатываемой проблемы нашего исследования и ее практическую направленность, мы избрали темой нашего исследования: «Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников (на примере школ Республики Саха (Якутия)».
Объект исследования - процесс формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, формы организации и методы формирования музыкальной культуры у младших школьников средствами народной музыки.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкальной культуры у младших школьников средствами народной музыки.
Гипотеза исследования - эффективность формирования музыкальной культуры средствами народной музыки повысится, если будут обеспечены: осознание важности народной музыки как нравственно - эстетического средства обогащения всей духовной жизни человека в процессе эстетического воспитания младших школьников; систематическое расширение музыкального кругозора и развитие музыкальной грамотности; пропорциональное соотношение структурно - содержательных компонентов музыкальной культуры на индивидуально - личностном уровне; -тесная связь содержания обучения с истоками национальной музыки и традициями якутского народа и малочисленных народов Севера.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и обобщить философскую, этномузыковедческую, социологическую и педагогическую литературу, раскрывающую сущность понятия «музыкальная культура»;
Осуществить структурный анализ музыкальной культуры у младших школьников;
Определить уровни личностной музыкальной культуры у младших школьников;
Выявить педагогические условия формирования музыкальной культуры у младших школьников средствами народной музыки.
Методологическую основу исследования составили положения о целостном подходе в музыкальном воспитании и развитии младших школьников, о роли общей и музыкальной культуры во всестороннем развитии личности, концепция о человеке как субъекте деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетный опрос, беседа, интервью, метод экспертной оценки, формирующий педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что: разработан этнопедагогический аспект модели формирования музыкальной культуры у младшего школьника; проведен логико - дидактический анализ программы «Музыка» на основе этнопедагогического осмысления музыкальных культур народов Севера; выявлены педагогические условия, способствующие совершенствованию процесса формирования музыкальной культуры у младших школьников.
Теоретическое значение работы состоит в том, что на основе исследования этномузыковедческих работ разработан этнопедагогический аспект в определении понятия «музыкальная культура», а в итоге полученных результатов удалось выявить тенденции музыкально - эстетического развития младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке: критериев оценки уровня музыкальной культуры у младших школьников; апробации программы по музыке «Музыкальные культуры народов Севера» для учащихся начальных классов; рекомендаций и научно - методических материалов, которые могут быть использованы в учебно-воспитательной работы в школе.
Организация и этапы исследования. Опытно - экспериментальной базой исследования явились следующие школы: средняя школа № 26 г. Якутска, Хатасская средняя школа, вспомогательная школа № 4 г. Якутска.
Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение 1993 - 2000 гг.
Первый этап (1993 - 1996 гг.) - поисковый. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и на практике. Изучение философской, педагогической и психологической литературы. Разработка научного аппарата исследования.
Второй этап (1996 - 1998 гг.) - опытно-экспериментальный. Уточнение и обогащение общей гипотезы исследования. Моделирование и эмпирическая проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование основ музыкальной культуры у младших школьников.
Третий этап (1998 - 2000 гг.) - обобщающий. Завершение формирующего эксперимента. Коррекция, систематизация и обобщение его результатов. Апробация основных идей и положений исследования.
Достоверность научных результатов определяется методологической обоснованностью исходных положений работы, использованием методов, исходящих из предмета, задач и логики исследования, сопоставимостью полученных данных с массовым опытом.
На защиту выносятся следующие положения: - организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование достаточного уровня музыкальной культуры у младших школьников, осуществляющейся на основе систематического развития интереса к музыке, музыкально - ценностных ориентации, музыкальных способностей, умении и навыков; этнопедагогический аспект как один из структурных компонентов целостной музыкальной культуры личности; уровни формирования музыкальной культуры у младших школьников, определяющую личностною музыкальною культуру.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения ПИ ЯГУ, на ежегодных научно - методических конференциях профессорско-преподавательского состава ЯГУ.
Внедрение результатов исследования осуществлялось методом формирующего эксперимента в школах г. Якутска № 26, № 4, Хатасской средней школе. Теоретические положения и практические результаты послужили основой спецкурса по методике музыкального воспитания для студентов педагогического института Якутского госуниверситета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.