Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан Махмадалиев, Саймумин Гуломович

Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан
<
Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмадалиев, Саймумин Гуломович. Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Махмадалиев Саймумин Гуломович; [Место защиты: Курган-Тюбин. гос. ун-т им. Носира Хусрава].- Курган-Тюбе, 2010.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/497

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирования нравственной культуры старшеклассников в общеобразовательной школе как педагогическая проблема 15

1.1. Нравственная культура как философско-педагогическая проблема 15

1.2. Психолого-педагогические возможности общеобразовательной школы в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников 45

1.3. Характеристика содержания современного воспитательно-образовательного процесса общеобразовательной школы 65

Выводы по первой главе 79

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры старшеклассников в общеобразовательной школе 81

2.1. Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе 81

2.2. Эффективные пути формирования нравственной культуры старшеклассников во внеклассной учебной работе на уроках литературы 102

2.3. Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры старшеклассников 125

Выводы по второй главе 143

Заключение 144

Список использованной литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ведущая система непрерывного образования принадлежит общему среднему образованию. Именно они закладывают основы духовного облика высоконравственной личности, составляют базу для образования и самообразования.

Культурное и социальное состояние каждого этапа развития нашего общества находило свое отражение в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. В эпоху самопознания и самосознания членов общества происходит обновление средней школы в направлении максимального удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей развивающей личности.

Задача формирования всесторонней развитой личности не была реально гуманистически направленной, так как не учитывала в достаточной мере внутренние потребности самих учащихся. Перспективы решения этих задач открываются через гуманизацию образования как одного из основных направлений формирования личности.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (1994) образование провозглашается, как «...стратегическая задача, имеющая приоритетное значение в развитии личности, общества, государства. В нем поставлены задачи обучения и воспитания в условиях демократического, правового, светского государства, а именно подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками».1

Анализ практики обучения и воспитания в общеобразовательных школах свидетельствует о несоответствии между требованиями 1 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 1994.-С.8. общества и существующим уровнем подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества настоятельно требуют подъема уровня нравственного воспитания молодого поколения. Проповедуя человечность и доброту, великодушие и справедливость, школа призвана воспитывать не только образованного, но и высоконравственного гражданина общества. Поэтому сегодняшняя школа должна быть в постоянном поиске наиболее эффективных методов обучения и воспитания честности, любви и братства, милосердия.

Таджикский народ является носителем древней культуры. Богатое наследие оставили ему великие мыслители своего времени А.Рудаки и А.Фирдавси, Абуали Ибн Сино и Носири Хусрав, Саади и Дж.Руми, которые воспевали человечность во всех ее направлениях. Западные исследователи всегда утверждали, что гуманизм и гуманистические идеи впервые нашли отражение в литературе народов Запада. Они не учли, что еще 2700 лет тому назад Зардушт в своей священной книге «Авесто» провозгласил: Благие намерения, Благое дело и Благое слово. Таким образом, изучая художественную литературу, у школьников формируется нравственная культура, и они приобщаются к сокровищницам гуманистических идей.

Формирование нравственной культуры школьников общеобразовательной школы всегда интересовала ученых-педагогов. Так, труды Н.И.Болдырева, К.Н.Аргентина, Л.Н.Михайлова, А.В.Тихонова и др. посвящены этой проблеме.

Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, должно проявлять заботу о состоянии нравственности, формировать у граждан нравственную культуру, ответствующую требованиям эпохи и историческим условиям, передавать моральные ценности последующим поколениям. Общество, не заботящееся о своем нравственном здоровье, - это обреченное общество.

Степень разработанности проблемы. Исторический опыт показывает: переход на новый уровень развития всегда сопровождается пересмотром и последующим кардинальным обновлением системы образования.

Широко развернувшееся в последние годы научное обсуждение путей образования, создания новых технологий личностного развития школьников свидетельствуют об интересе общества к духовной культуре личности. Вопросы, связанные с духовной культурой, обсуждаются на конференциях, симпозиумах, конгрессах.

Трансформация общественных отношений настоятельно требует также выработки нового взгляда на цель, задачи, содержание обучения и воспитания школьников с высокой нравственной культурой. Актуальность исследования усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития молодежи. Закрываются клубы, библиотеки, внешкольные учреждения. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвержены влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе. В настоящее время общеобразовательная школа не всегда располагает средствами для полной реализации базисного учебного плана. Между тем, выпускник школы должен быть личностью с высокой духовной культурой.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования нравственной культуры школьников. При этом необходимо принимать во внимание специфику и возможности общеобразовательной школы.

Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей, реализовать свою «Я - концепцию» («специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть»).

В силу объективных требований общественной жизни на современном этапе особенно активный поиск ведется в сфере гуманистически ориентированной психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В. А. Петровский, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, В. А. С л астении, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов, И.С.Якиманская и др.) Одним из методологических принципов гуманизации образования признан культурологический подход, имеющий своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Необходимо отметить, что ученые Таджикистана М.Лутфуллоев, И.Х.Каримова, Ф.Шарипов, А.Пахлавонов, Т.А.Шукуров, А.Миралиев, Дж.Шарифов и др. сыграли большую роль в изучении и исследовании проблемы нравственной культуры школьников.

Основываясь на принципах культурологического личностно-ориентированного образования, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой -влияет на ее сохранение и развитие через человека. Только ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования, помогают личности обрести личностные смыслы и духовные ценности.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Историко-педагогический анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромный массив научной информации по нравственному воспитанию учащихся, вопросам формирования нравственной культуры уделялось недостаточно внимания.

В нашем исследовании мы обращаемся к юношескому возрасту, в психологической литературе включенному в широкое понятие «подростковый возраст». В этот период социальная ситуация развития, о которой говорил Л.С. Выготский, чрезвычайно важна, так как происходит становление самосознания личности, что предъявляет особые требования к организации процесса обучения. Как фактор гуманизации обучения нами выделяется содержательный аспект, учитывающий специфику изучаемого предмета, в данном случае литературы - дисциплины гуманитарного цикла, наполненной личностными ценностями и смыслами.

Сегодня гуманизация образования связывается с обеспечением выживаемости человека, комфортным существованием в будущем, сохранением нравственно-духовной культурной среды и является предметом пристального внимания исследователей. Обозначенная актуальность проблемы, анализ психолого-педагогической, философской литературы, изучение материалов диссертаций, монографий, опыта обучения в общеобразовательной школе показал, что среди исследований проблемы нравственного воспитания старшеклассников неоправданно мало внимания уделяется организации

Нравственная культура как философско-педагогическая проблема

Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, что происходит в мире, в обществе, в политике, и все то, что происходит в социальной группе, в семье, и весь личный опыт, и все то, чему учит народ, и литература, и искусство. Только черпая из общечеловеческих, культурных ценностей, можно стать личностью высокой культуры.

Экономическая и социально-культурная ситуация в Республике Таджикистан на этапе перехода к социально ориентированной экономике, гражданскому обществу и правовому государству осложнили процесс воспитания подрастающих поколений. В их среде все больше стала проявляться социальная тревожность, неуверенность, агрессивность и жестокость; увеличилось число учащихся с девиантным поведением. Во многом это стало возможным за счет уменьшения с начала 90-х годов воспитательного потенциала учреждений образования: в воспитательной работе все еще не изжит формализм, заключающийся в механическом усвоении и использовании определенных положений, норм и правил поведения без их осознанного усвоения, умения самостоятельно применять их в жизни. Формализм проявляется и в шаблонном планировании воспитательной работы и спортивно-оздоровительной деятельности, отсутствии анализа проводимой с учащимися.

Проблема нравственной культуры находится на границе этики и теории культуры. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - видового - «нравственность».

Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, прежде всего, нужно обратиться к этимологии слова «культура».

В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.

Выдающиеся мыслители прошлого уделяли много внимания проблеме культуры. В трудах Цицерона (106-43 до н.э.) встречается понятие «cultura animi», что можно перевести как «обработка, совершенствование души». Он писал «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготавливает душу к принятию посева и вверяет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

Во времена античности понимание культуры сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра и Красоты. Это вечная триада породила впоследствии современную науку, нравственность и богатейшее искусство. При этом культ разума, заметный акцент на науку в понятии культуры прослеживается до конца XVIII века. Великий немецкий философ И.Кант (1724-1804), хотя и признавал в основе мироздания триаду идей - Истину, Добро и Красоту, - пришел, однако, преимущественно к моральному осознанию понятия «культура». Широко известно его высказывание: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Другой выдающийся немецкий ученый Г. Гегель (1770-1831) оценивал культуру как закономерное развитие, постепенное выявление творческой силы существующего вне человека «мирового разума», отождествляемого с Богом.

Великий мыслитель Н.К.Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ - почитание и ур - свет. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму». Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы жизни и деятельности человека, в том числе и в учебную. Н.К. Рерих утверждал: «В культуре нет места легкомысленности. Именно культура - сознательное познавание, духовная утонченность и убедительность».

В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания.

Таким образом, можно утверждать, что культура - процесс и результат образования и воспитания, так как она подразумевает совершенствование, облагораживание физических, и, главным образом, духовных сил человека и общества, т.е. культивирование духа. Данный подход прослеживается и в определении культуры В.И. Далем: «Культура - обработка и уход, возделывание, образование, умственное и нравственное».2

Данное положение подтверждает также и немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872). Он говорил о том, что «не плоть, а дух делает человека человеком». Таким образом, следует отметить, что латинский термин «культура» применительно к человеку также является взращиванием, совершенствованием и формированием. В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура - специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе и между собой к самим себе.

Психолого-педагогические возможности общеобразовательной школы в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников

Анализ особенностей процесса формирования нравственной культуры старшеклассников ставит перед нами задачу определения подходов возрастной психологии, в рамках которой мы рассматриваем личностные особенности старшеклассников, поскольку принцип природосообразности, на наш взгляд, является одним из важнейших в воспитательно-образовательном процессе и, следовательно, в процессе формирования нравственной культуры старшеклассника.

Рассматриваемый в исследовании возраст учащихся 15-17 лет — в научной литературе определяется как старший подростковый возраст (Л.И. Божович , Л.С. Славина), как отроческий (М. Кле, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), как юношеский (И.С. Кон), как старший школьный возраст (И.П. Подласый), старшее детство - первый период юности (А.С.Белкин).

Старший школьный возраст отражает жизненный цикл между наступлением пубертатного периода (период полового созревания) и началом взрослости, он охватывает десятилетие от 11 до 20-летнего возраста и является особо значимым периодом в развитии, потому что растущий человек начинает осуществлять самопознание и самовоспитание, стремится к самостоятельности в выборе личностных ориентации, к идентификации согласно собственным представлениям о мире, об окружающих людях, о своем месте среди них. Старший школьный возраст требует нового типа взаимоотношений со взрослыми при неизменности общественного статуса учащихся, его материальной зависимости от родителей, отсутствии умений действовать самостоятельно и сохранении детских черт в облике. В психолого-педагогической литературе чаще всего подчёркивается противоречивый характер развития личности старшеклассника. Внимание акцентируется на тех трудностях, которые у них возникают в этот жизненный период - их перестаёт удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возросшим возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми. Внутренние переживания сказываются на развитии нравственных качеств учащихся. Учителя говорят о возрастном максимализме старших школьников, их завышенных требованиях к себе и другим людям. Не сложившиеся взаимоотношения старшеклассников с учителями и родителями препятствуют достижению успехов в учёбе и жизни, развитию самоуважения, укреплению уверенности в себе. Нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идёт вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Нравственное воспитание учащихся приносит мало пользы, если оно опирается только на уже имеющийся уровень моральной воспитанности учащихся и не является "источником возникновения нового", в частности не способствует формированию чести и достоинства личности. Можно сказать, что нравственное воспитание старших школьников должно идти впереди их личностного развития, стимулируя возникновение тех нравственных новообразований, формирование которых наиболее актуально или жизненно необходимо. На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции. У старшеклассников с высоким уровнем готовности к противодействию аморальным проявлениям присутствует чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях. Учащиеся стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но и самих себя, своего места в мире. По этим вопросам они пытаются высказать свою точку зрения, а не только разделять мнение других.

Стимулирующую функцию в формировании нравственности старшеклассников выполняют их оценочные способности, выражающиеся в умении ориентироваться в людях, правильно воспринимать и оценивать их достоинства и недостатки. Опыт оценочных суждений и самооценки складывается у подростков в процессе общения со сверстниками, мнение которых является наиболее значимым для развития положительной репутации и чувства самоуважения, однако быть объективными им мешает усиливающаяся в этом возрасте критичность и самокритичность, не позволяющая давать взвешенную оценку нравственных поступков других людей и своих собственных. Влияют на формирование нравственных качеств стремление старшеклассников к идентификации себя с другими людьми, а также с той социальной ролью, которую они собираются реализовать в недалёком будущем, для формирования моральных качеств необходимо использовать положительные примеры. Хорошие предпосылки для обретения положительной репутации и самоуважения имеют старшеклассники с ярко выраженными учебными способностями, высоким уровнем обучаемости. Однако удовлетворённость собой, положительное самовосприятие, чувство личного достоинства и отличников, и хорошистов, и троечников определяется уровнем их притязаний: для психологического комфорта притязания должны соответствовать реальной действительности. На развитие нравственной культуры молодых людей оказывают влияние темпы и уровень физического развития, их внешность, наличие комплексов, в частности комплекса неполноценности, особенно характерного при наличии физических недостатков. Таким образом, у старших школьников есть целый ряд личностных предпосылок, способствующих развитию самоуважения, чувства чести и личного достоинства. Необходимо учитывать возможные трудности в личностном развитии старшеклассников и предупреждать конфликтные и стрессовые ситуации, отрицательно сказывающиеся на формировании нравственной культуры учащихся.

Нередко кризис этого возраста находится не во внутреннем плане развития личности, а во внешних обстоятельствах жизни старшеклассника: отношения старшеклассника со сверстниками основывается на взрослой роли равенства, а со взрослыми - на детской морали послушания. Это различие во взаимоотношениях существует при объектно-субъектных отношениях и является стрессогенным фактором. Конфликтов не возникает, если отношения строятся на принципах сотрудничества, равенства, соблюдения норм взаимного уважения, доверия, помощи, чему способствуют субъект - субъектные отношения.

Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе

Педагогические условия являются компонентом целостного педагогического процесса и определяются целями и принципами деятельности. Эффективность педагогического процесса во многом определяется созданием оптимальных условий деятельности. При этом условия определяются внешними по отношению к педагогическому процессу факторами - социально-экономическим положением в стране и внутренними факторами - политикой в области образования и деятельностью руководителей образовательного процесса.

Под педагогическими условиями нами понимается единство знания психологических и возрастных особенностей старшеклассников, подходов к воспитательно-образовательному процессу; комплекса основных условий. Педагогические условия в некоторых исследованиях подразделяются на организационные, содержательные, до мотивационные. Организационные условия включают такие компоненты, как позиция педагога, позиция ученика, характер и формы педагогического взаимодействия, последовательность этапов организации образовательного процесса и др. Условия характеризуются качественной и количественной составляющей, определяемыми целями и содержанием деятельности. В исследованиях выделяются следующие связи и отношения; - условие является целевой категорией; - имеет видовую (психологические, социальные, дидактические и т.д.) и качественную (благоприятные, реальные и т.д.) характеристики; - условие может быть ситуацией; - условие может создаваться при определенных обстоятельствах, в определенной среде, в процессе деятельности; - условие может принимать любую форму; - в определенных условиях может начаться какая-либо деятельность, проявиться какая-либо закономерность; - условие может быть связью, обуславливающей существование чего-то.

Условия в педагогическом процессе определяют движение от цели к результату, поэтому остальные компоненты педагогического процесса (субъекты педагогического процесса, содержание, методы и средства, а также ресурсы) становятся комплексом педагогических условий.

Говоря об условиях формирования нравственной культуры старшеклассников в образовательном процессе, необходимо выделить следующий комплекс основных условий:

1) организационные (позиция педагога и учащихся в процессе формирования нравственной культуры на уроках литературы в гуманитарной группе, этапы движения учащегося в образовательном процессе, формы и методы организации процесса формирования нравственной культуры на уроках литературы и во внеурочное время);

2) содержательные (виды деятельности учащихся в процессе формирования нравственной культуры — исследовательская, познавательная, принципы построения образовательного процесса, информационное обеспечение процесса формирования нравственной культуры);

3) мотивационные (проведение тренингов для формирования мотивации к совместной деятельности, организации ученических конференций, литературных рингов, турниров, спектаклей, концертов, конкурсов по защите составленных сборников, экскурсоводов, чтецов, презентация литературных композиций, альбомных листов; историко-культурный комментарий, кроссворды, библиотечные уроки, литературные гостиные с целью формирования интересов учащихся к учебной деятельности и внеучебной).

4) Организационные, содержательные и мотивационные условия определяются в первую очередь образом желаемого результата — более высоким уровнем формирования нравственной культуры, интереса к гуманитарной профессии.

Позиция педагога в процессе педагогической поддержки старшеклассников на уроках литературы определяется следующими требованиями: во-первых, педагог должен постоянно стремиться к повышению своей нравственной культуры, строить свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: -анализом педагогической ситуации, проектированием результата в соответствии с исходными данными; -анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; -оценкой полученных данных; -формулировкой новых задач; во-вторых, обязательным является демократический стиль общения педагога с учащимся; в-третьих, педагогу необходимо обеспечивать и поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу, располагающую к активному обсуждению и анализу нравственных проблем; в-четвертых, исключается использование в качестве материала для анализа нравственных ситуаций индивидуальные жизненные события учащихся и их работы без их согласия.

Активная позиция ученика в процессе изучения литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры обусловлена самой природой деятельности. Нравственная культура — это, прежде всего, личностная культура человека. Пассивное усвоение («заучивание» и «воспроизведение») литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры не решает задач самоопределения, не формирует у ученика потребности в использовании полученных знаний и совершенствовании приобретенных умений, в конечном итоге - безрезультатно.

Позиция старшеклассников при изучении литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры продуктивна, когда становится субъектной, когда ученик воспринимает как значимые и необходимые опыт целеполагания, анализа жизненных ценностей, планирования, проектирования и реализации собственных замыслов.

Значимыми характеристиками позиции педагога и учащегося в процессе изучения литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры становятся, таким образом, активность, субъектность, ориентация на сотрудничество.

Эффективные пути формирования нравственной культуры старшеклассников во внеклассной учебной работе на уроках литературы

Урок литературы - урок эмоциональных переживаний. Подготовка к уроку - творческий процесс. Школьный урок — главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется главная цель — передать, обучить, привить, сформировать.

Литература всегда являлась отражением социальной, экономической, политической и культурной жизни народа. Именно в литературных произведениях мы можем найти ценные и идеальные идеи о воспитании, обучении, культуре и морали. Величайшие ученые и мыслители разных исторических времен, создавая мировые произведения, в центр внимания ставили проблему воспитания и обучения подрастающего поколения. «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси, являясь историческим эпосом персоязычных народов, представляет собой описание исторического опыта и высоких моральных ценностей. Данное произведение составляет основу педагогической мысли персоязычных народов, в том числе и таджикского народа. Именно поэтому целесообразным является всестороннее изучение «Шахнаме» Фирдоуси, наряду с произведениями других авторов X-XI вв. В прозаических произведениях X-XI вв. настоятельно говорится о проблемах обучения и воспитания подрастающего поколения. Их анализ и обобщение выявляют структуру и содержание педагогических воззрений того времени. Изучение истории народа и использование его прогрессивного педагогического опыта являются одним из основных направлений развития современной, национальной системы воспитания и обучения. «На нынешнем этапе, когда одной из важнейших задач в жизни нашего общества является развитие процесса формирования и укрепления самопознания и национального единства, особенно остро ощущается потребность народа нашей страны в возрождении и восстановлении исторической памяти, культурных и научных памятников прошлого нашего народа. В связи с этим, особое значение приобретают изучение и исследование идей выдающихся представителей науки и культуры нашего прошлого, от ариев до Саманидов, от Средних веков до периодов новой и новейшей истории. Несомненно, в работе по изучению истории богатой культуры нашего народа велика роль учёных, поэтов, писателей и преподавателей вузов страны, ибо именно они в первую очередь вносят ценный вклад в изучение наследия наших предков»51.

В общеобразовательной школе качеству преподавания таджикской литературы уделяется большое внимание. Так, во время изучения в 9 классе творчества Саади Шерози - поэта, воспевающего человечность, учителю была рекомендована разработка урока на тему «Саади — гуманист». На материале этого урока следовало с помощью учеников раскрыть сущность нравственной культуры, гуманизма, потому что без точного определения этого понятия и его компонентов достичь цели урока невозможно. Приводим план разработанного урока. В начале урока классу был предложен вопрос: Как вы понимаете слово гуманизм?

После получения разных по содержанию ответов на поставленный вопрос, учащимся было предложено прочитать написанные на доске строки из стихотворения великого Саади: Сыны человечьи — тело одно, Что было из праха сотворено. Коль тело одно - только ранена часть, По телу всему в трепетанье впасть. Еще в XIV веке Саади сумел понять гуманистическую идею до осознания братства между народами без различия к их вероисповеданию и расе. Учащимся было предложено еще глубже вникнуть в сущность этих великих строк, попытаться понять мысль Саади с помощью нескольких проблемных вопросов: 1. Живут ли люди разных национальностей на вашей улице? 2. Как вы ладите с ними? 3. Как по-вашему, чем различаются друг от друга люди разной расы?

После получения ответов мы обобщили их, отметив, что и в наше время создаются семьи из представителей разных национальностей, которые живут очень дружно. Саади провозгласил равенство всех народностей. Нужно отметить, что у Саади на этом пути были единомышленники, это например Амир Хусрав Дехлави. Ведь Дехлави - это первый поэт востока, который в поэме «Дувалрони и Хизрхон» соединил сердца двух любящих сердец, мусульманина и индианки. Он показал, что любовь не имеет границ. Цель Саади показать лицо истинно прекрасного человека. Поэтому мало иметь красивую внешность, красивую одежду. По мнению великого поэта, человека делает красивым и благородным его внутренняя красота, красота мыслей и поступков.

Внеклассная работа эффективно воздействует на формирование нравственной культуры старшеклассников. Посредством вовлечения учащихся во внеклассные мероприятия, учитель расширяет возможности для успешного решения поставленных задач по обучению и воспитанию. Эта деятельность развивает у учащихся чувства ответственности за порученное дело, взаимопомощи, коллективизма. Внеклассная работа не только формирует положительные качества, но и повышает интерес к данному предмету.

Основная задача внеклассной работы — благоприятствовать развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся, В процессе участия во внеклассной работе учащиеся мобилизуют свое мужество, учатся трезво оценивать ситуацию, быть справедливыми, выдержанными. И наряду с этим они получают возможность пополнить свои знания соответственно своим интересам и овладеть полезными для себя умениями и навыками.

Перемены, происходящие в последние годы в жизни нашего общества, усложнившаяся картина национальных отношений, изменившиеся нравственные и социальные ориентиры молодежи выдвигают на передний план настоятельную необходимость приобщения школьников к общечеловеческим духовным и культурным ценностям. Педагогическое решение этой задачи осуществимо при целенаправленном подходе ко всему комплексу предметов школьного курса в ходе всего образовательно-воспитательного процесса в целом. Однако литературе как школьному предмету и - в частности - родной литературе в таджикской школе принадлежит в решении указанной задачи особая роль.

Похожие диссертации на Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы : на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан