Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование нравственной культуры старшеклассников в сельской школе как психолого-педагогическая проблема 14
1.1. Состояние проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников в психолого-педагогической литературе 14
1.2. Психолого-педагогические возможности сельской школы в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников 36
1.3. Характеристика содержания современного воспитательно-образовательного процесса сельской школы 51
Выводы по первой главе 67
Глава 2. Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников в сельской школе 70
2.1. Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в учебном процессе 70
2.2. Разработка авторских учебных программ по формированию нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы 90
2.3. Анализ влияния результатов внедрения авторских программ на формирование нравственной культуры старшеклассников 106
Выводы по второй главе 128
Заключение 130
Литература 134
- Состояние проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников в психолого-педагогической литературе
- Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в учебном процессе
- Разработка авторских учебных программ по формированию нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы
Введение к работе
Актуальность и степень разработанности проблемы исследования.
В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к лич-и ностно-ориентированному образованию наметилась тенденция станосления такого принципа отбора содержания образования, как гуманитаризация [171]. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, ак и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности (гуманитарная культура - это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия): культуры жизненного самоопределения, экономической культуры и культуры труда, политической и правовой культуры, интеллектуальной, нравственной, экономической, художественной и физической культуры, культуры общения и семейных отношений [171].
Уменьшение количества часов на преподавание образовательной дисциплины в 11-12-х классах в проекте нового Базисного учебного плана 12-7 летней школы (в этих классах изучается русская литература 19 века - самый сложный, объемный и нравственно «нагруженный» курс), несомненно, приведет к еще более резкому падению и интереса к чтению русских классических произведений. А нежелание вдумываться в заключенные в ней сложные нравственно-философские проблемы, как следствие приведет, к обеднению и опустошению старших школьников, задавленных низменными физиологическими инстинктами, подогреваемыми пропагандой в средствах массовой информации легкого и бездумного отношения к жизни, что приведет к еще более катастрофическому упадку моральных норм, распаду семейных отноше • ний, утрате высокой духовности россиян.
Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, должно проявлять заботу о состоянии нравственности, формировать у граждан нравственную культуру, ответствующую требованиям эпохи и историческим условиям, передавать моральные ценности последующим поколениям. Общество, не заботящееся о своем нравственном здоровье, - это обреченное общество.
Степень разработанности проблемы. Исторический опыт показывает: переход на новый уровень развития всегда сопровождается пересмотром и последующим кардинальным обновлением системы образования.
Широко развернувшееся в последние годы научное обсуждение путей образования, создания новых технологий личностного развития школьников свидетельствуют об интересе общества к духовной культуре личности. Вопросы, связанные с духовной культурой, обсуждаются на конференциях, симпозиумах, конгрессах [43; 158; 198].
В настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества [74]. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственными, политическими, экономическими изменениями, которые привели к экономической нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большинства населения, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису на который указывают Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.А. Петровский и др. [35; 69; 150]. Путь выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, в возрастании его духовного потенциала.
Трансформация общественных отношений в сельской местности настоятельно требует также выработки нового взгляда на цель, задачи, содержание обучения и воспитания сельских школьников с высокой нравственной культурой [129]. Актуальность исследования усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития сельской молодежи. Закрываются клубы, библиотеки, внешкольные учреждения. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвержены влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе. В настоящее время сельская школа не всегда располагает средствами для полной реализации базисного учебного плана. Между тем, выпускник школы должен быть личностью с высокой духовной культурой.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования нравственной культуры сельских школьников. При этом необходимо принимать во внимание специфику сельской местности и возможности сельской школы.
Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей, реализовать свою «Я - концепцию» («специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть») [114].
В силу объективных требований общественной жизни на современном этапе особенно активный поиск ведется в сфере гуманистически ориентиро-ванной психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, А.В. Бруш-линский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов, И.С.Якиманская и др.). Одним из методологических принципов гуманизации образования признан культурологический подход, имеющий своим основанием аксиологию -учение о ценностях и ценностной структуре мира.
Основываясь на принципах культурологического личностно-ориентированного образования, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Только ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования, помогают личности обрести личностные смыслы и духовные ценности.
Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.
В отечественной педагогике культурное пространство образования исследовано мало. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные философы и психологи - М.М. Бахтин (идея диалога культур); B.C. Библер (культура как диалог); Л.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Э.С. Маркарян, Г.С. Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). К этим же исследователям, развивающим культурологический подход, относятся В. Боровик, С. Григорьев, В. Доб-реньков, В. Журавлев, С. Иконникова, Л. Коган, С. Кугель, В. Левичева, В. Матис, В. Немировский, Л. Олех, В. Сластенин, В. Филиппов, А. Шенд-рик. Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы культурной антропологии, обусловили ее связь с современной педагогикой.
Историко-педагогический анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромный массив научной информации по нравственному воспитанию учащихся, вопросам формирования нравственной культуры уделялось недостаточно внимания.
В нашем исследовании мы обращаемся к юношескому возрасту, в психологической литературе включенному в широкое понятие «подростковый возраст». В этот период социальная ситуация развития, о которой говорил Л.С. Выготский, чрезвычайно важна, так как происходит становление самосознания личности, что предъявляет особые требования к организации процесса обучения [40]. Как фактор гуманизации обучения нами выделяется со держательный аспект, учитывающий специфику изучаемого предмета, в данном случае литературы - дисциплины гуманитарного цикла, наполненной личностными ценностями и смыслами.
Сегодня гуманизация образования связывается с обеспечением выживаемости человека, комфортным существованием в будущем, сохранением нравственно-духовной культурной среды и является предметом пристального внимания исследователей. Обозначенная актуальность проблемы, анализ психолого-педагогической, философской литературы, изучение материалов диссертаций, монографий, опыта обучения в сельской общеобразовательной школе показал, что среди исследований проблемы нравственного воспитания старшеклассников неоправданно мало внимания уделяется организации процесса формирования нравственной культуры старшеклассников. Тем более, должным образом не обобщен в этом отношении опыт работы сельской школы. Эти вопросы до сих пор остаются слабо изученными в теоретическом отношении.
Таким образом, недостаточная разработанность научно-исследовательского направления, периода переходного состояния общества выявляют следующие противоречия:
- между социальной потребностью в личности с высоким уровнем нравственной культуры и неразвитостью у населения;
- между нравственным поведением и деятельностью;
- между низкими образовательными качествами окружающей среды сельского социума и ориентацией определенного числа сельских школ на повышенные уровни образования в связи с потенциальным возрастанием значения образованности в условиях складывающегося рынка труда;
- между социальной ситуацией развития личности (юношеский возраст) и отсутствием возможности удовлетворения образовательных и культурных потребностей в условиях села.
Тем не менее, анализ современной педагогической практики позволяет утверждать, что в настоящее время выявляется основное противоречие: меж ду признанием необходимости формирования нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях и недостаточной разработанностью педагогических условий ее осуществления.
Выявленное главное противоречие обусловило тему диссертационного исследования: «Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы».
Объект исследования: процесс формирования нравственной культуры старшеклассников в сельской школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников сельских школ в процессе изучения ху-дожественнои литературы.
Цель исследования: разработать содержание, определить педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы и проверить их результативность в опытно-экспериментальной работе.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы будет успешным, если реализован комплекс педагогических условий, включающий:
- организацию процесса формирования нравственной культуры старше •) классников как целостного и построение его на совокупности принципов гуманизма, природосообразности, культуросообразности;
- реализацию содержания формирования нравственной культуры через воспитательно-образовательные программы, созданные на основе многообразных видов деятельности, диалогического режима общения, ситуации успеха, вариативности содержания обучения, дифференциации обучения, учитывающей потребности, особенности, склонности учащихся;
- мотивационные основы для активного включения старшеклассников в ходе воспитательно-образовательного процесса в самостоятельную творче скую деятельность, ориентированную на развитие нравственности и учитывающую социально-психологические и возрастные особенности. Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированных гипотез определяем задачи исследования:
- обосновать теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников в сельской школе и место ее в системе общей культуры человека;
- дать характеристику содержания воспитательно-образовательного процесса сельской школы в аспектах формирования нравственной культуры старшеклассников;
- определить содержание и педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы;
- разработать практические рекомендации по формированию нравственной культуры сельских школьников в процессе изучения художественной литературы .
Методологическую основу исследования составляют идеи гуманизации и гуманитаризации образования; принципы личностного, деятельностно-го, диалогического, культурологического подходов, определяющие сущность гуманистической парадигмы образования. Исследования базируются на культурно-исторической концепции развития высших психических функций (Л.С. Выготский), теории деятельности (А.Н. Леонтьев), концепции проблемно-развивающего обучения (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.В. Петровский, В.В. Сериков, А.И. Субетто), исследования о культурологическом подходе развивают ученые В.Н. Казанцев, В.Е. Клочков, Н.С. Козлов, В.И. Матис, Г.Ф. Севельгаев, В.Н. Филиппов и др.); положении о единстве и целостности духовной сущности человека; методологии научного педагогического исследования, позволяющей обосновать сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы .
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, научно-методической, ретроспективный анализ собственного опыта, послуживший исходной позицией исследователем;
- экспериментальные: констатирующий и формирующий этапы эксперимента, педагогические наблюдения, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, методы опроса (анкетирование, беседа), тестирование, контент-анализ, методы статистической обработки полученной информации и другие.
База исследования: гуманитарные группы Богашевской средней общеобразовательной школы, а также школы Томского района Томской области: Межениновская, Лучановская, Петуховская. Исследованием было охвачено 187 школьников и педагогов.
В исследовании можно выделить следующие этапы:
- 1994-96 гг. - изучение состояния проблемы исследования отечественной и зарубежной литературы по проблеме, формулирование основных позиций исследования и проведение констатирующего эксперимента.
- 1996-99 гг. - разработка научно-методических основ формирования нравственной культуры, разработка и апробация экспериментальных курсов по литературе, проведение формирующего эксперимента.
- 1999- 2001 гг. - разработка учебно-методического комплекса к каждому курсу по литературе и внедрение разработанной педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс, теоретическое обобщение результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных подходов к исследованию актуальной педагогической и социальной проблемы нравственной культуры старшеклассников в сельской школе; в определении необходимых педагогических условий успешности такого формирования нравственной культуры; в разработке содержания и методике осуществления сформированности нравственной культуры старшеклассников в сельской школе (на материале изучения литературы).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлены теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников в сельской школе (на материале изучения литературы) в аспектах:
1) уточнения понятийного аппарата по проблеме формирования нравственной культуры;
2) обоснования личностного, деятельностного, диалогического и культурологического подходов к формированию нравственной культуры старшеклассников в сельской школе;
3) оценки роли и места учебной и внеучебной деятельности как средства формирования нравственной культуры;
• разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной культуры старшеклассников в сельской школе:
1) включенность старшеклассников в ходе воспитательно- образовательного процесса в самостоятельную творческую деятельность, ориентированную на развитие нравственности и учитывающую социально-психологические, возрастные особенности;
2) активная поддержка творческого роста ученика со стороны педагога;
. 3) адекватный целям и решаемым задачам обучения, воспита ния выбор содержания процесса формирования нравственной культуры; • сформулированы критерии и показатели сформированности нравственной культуры старшеклассников в сельской школе: когнитивные критерии (степень обученности, креативность); аффективные (отношения, ценностные ориентации, потребности, мотивация учащихся); деятельностные (овладение общеучебными умениями и осуществление рефлексивного самоанализа).
Практическая значимость исследования состоит в разработке, апро •) бации и внедрении спецкурсов по литературе для сельских школьников в аспектах формирования нравственной культуры, методического обеспечения уроков литературы и внеурочной работы для сельских учителей. На защиту выносятся следующие положения:
- комплекс педагогических условий, включающий: организационную, содержательную и мотивационную составляющие, обеспечивающее успешное формирование нравственной культуры старшеклассников в сельской школе в соответствии с критериями готовности к творческой и исследовательской деятельности;
- процесс формирования нравственной культуры старшеклассников в сель-ской школе должен быть ориентирован: в содержательном плане - на воспитательно-образовательную программу, построенную с учетом критериев готовности к творческой и исследовательской деятельности; в организационном плане - на принципы гуманизации образования, активные методы обучения, воспитания, сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, творческую рефлексивную и самостоятельную деятельность.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, сочетанием теоре-тических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям и задачам исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании, на практике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования получили отражение в методических рекомендациях, учебно-методическом пособии и монографии.
Материалы исследования апробировались на международной научно-практической конференции (Тула, 2000, Томск, 2002), межрегинальных научно-практических конференциях (Анжеро-Судженск, 2000, Томск, 2000, 2001, Челябинск, 2002), областном совещании (Томск, 2000, 2001), областной научно-практической конференции (Томск, 2000, 2001),семинарах учителей (Томск, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002) вошли в практику работы сельских школ Томской области.
Материалы исследований отражены в 10 работах.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 3-х приложений. В нее вошли также 9 таблиц и 1 рисунок.
Состояние проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников в психолого-педагогической литературе
Анализ особенностей формирования нравственной культуры старшеклассников ставит перед нами задачу определения актуальности состояния проблемы нравственного воспитания школьников. В данном параграфе представлены результаты проведенного анализа философской, психолого-педагогической литературы, посвященные вопросам теории нравственного воспитания и нравственной культуры личности, истории педагогики по изучаемой проблеме.
В современной культурологии, изучающей культуры в целом и отдельные культуры (материальную, духовную, быт, искусство, религию, семью и т.д.), существует целый ряд концепций культуры. При всем разнообразии научных обоснований таких направлений, как семиотическое (здесь достаточно назвать имя Ю.М. Лотмана), литературоведческое (М.М. Бахтин, С.С. Аве-ринцев), диалогическое (B.C. Библер), историческое (Л.Н. Баткин), методологическое (А. Кробер, К. Клакхон), антропологическое (М. Мид), принципиальным является нахождение места субъекта культуры. При этом равноправно присутствует взгляд на культуру как на поступательное движение, обусловленное накоплением традиций, обновляющихся творческим импульсом (Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев, B.C. Библер, Л.Н. Баткин, Н.С. Злобин), так и мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н.А. Бердяев., Ф.С. Майор, К. Ясперс). При несводимости в единую концепцию полярных взглядов, явно обнаруживается общий в 20 веке для исследователей культуры подход: человек как субъект культуры и ее исторический и творческий носитель.
В культурологических, психологических, философских трактовках в этом направлении можно наблюдать общий позитивный посыл приобщения человека к культуре. При этом каждое направление научной мысли изыскивает свои обоснования возможности участия человека в общекультурном процессе и необходимость этого фактора.
Так Д.С. Лихачев исходит в своей аргументации из логики движения культуры, в которой XXI век явится «веком гуманитарной культуры» [108]. Л.С. Выготский видит возможность приобщения человека к культуре в факторе воображения, непременно выливающегося в творчество на основе реальности [40]. М.С. Каган определяет художественную культуру как «образ мира и человека в мире, который воплощается искусством», делая вывод о том, что «культура характеризует и самого человека как субъект деятельности, и созидаемую им для себя и вокруг себя предметную среду - материальную, духовную, художественную» [167]. Ю.М. Лотман видит обусловленность движения культуры внутри сознания человека сложным единством культуры с психологией, отвоевывающим «пространство у неосознанной физиологии» [167]. B.C. Библер вписывает человека в диалог культур, тем самым ставя его в ситуацию полемиста, что уже изначально предполагает наличие своего голоса в различных культурных моделях: «культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей различных - настоящих, прошлых и будущих - культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей» [28]. М.М. Бахтин, говоря о том, что «внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду...», - ставит именно личность в основу культурного пространства: «три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь - обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству» [19]. Проблематика, заложенная в научных аргументациях, позволяет поставить задачу, требующую непременного и разностороннего решения: «как человек вступает в художественную культуру и чем он может откликнуться на ее явления?».
Безусловно, решение этой задачи лежит в области школьного преподавания, когда ученик находится в постоянном развитии и более восприимчив к различным влияниям, нежели взрослый, сформировавшийся вне системного, обусловленного возрастной психологией, культурного сознания. Кроме того, по Л.С. Выготскому, творчество - «спутник детского развития», и, следовательно, нельзя не задействовать в образовании школьника это явление, сопровождающее все развитие культуры и продолжающее ее [40].
Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальной ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя [40].
Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в учебном процессе
Педагогические условия являются компонентом целостного педагогического процесса и определяются целями и принципами деятельности. Эффективность педагогического процесса во многом определяется созданием оптимальных условий деятельности. При этом условия определяются внешними по отношению к педагогическому процессу факторами - социально-экономическим положением в стране и внутренними факторами - политикой в области образования и деятельностью руководителей образовательного процесса [153].
Под педагогическими условиями нами понимается единство знания психологических и возрастных особенностей старшеклассников, подходов к воспитательно-образовательному процессу; комплекса основных условий.
Педагогические условия в некоторых исследованиях подразделяются на организационные, содержательные, мотивационные [89; 141]. Организационные условия включают такие компоненты, как позиция педагога, позиция ученика, характер и формы педагогического взаимодействия, последовательность этапов организации образовательного процесса и др. [79; 139; 199].
Условия характеризуются качественной и количественной составляющей, определяемыми целями и содержанием деятельности. В исследованиях выделяются следующие связи и отношения:
- условие является целевой категорией;
- имеет видовую (психологические, социальные, дидактические и т.д.) и качественную (благоприятные, реальные и т.д.) характеристики;
- условие может быть ситуацией; - условие может создаваться при определенных обстоятельствах, в определенной среде, в процессе деятельности;
- условие может принимать любую форму;
- в определенных условиях может начаться какая-либо деятельность, проявиться какая-либо закономерность;
- условие может быть связью, обуславливающей существование чего-то [139].
Условия в педагогическом процессе определяют движение от цели к результату, поэтому остальные компоненты педагогического процесса (субъекты педагогического процесса, содержание, методы и средства, а также ресурсы) становятся комплексом педагогических условий.
Говоря об условиях формирования нравственной культуры старшеклассников в образовательном процессе, необходимо выделить следующий комплекс основных условий:
1) организационные (позиция педагога и учащихся в процессе формирования нравственной культуры на уроках литературы в гуманитарной группе, этапы движения учащегося в образовательном процессе, формы и методы организации процесса формирования нравственной культуры на уроках литературы и во внеурочное время);
2) содержательные (виды деятельности учащихся в процессе формирования нравственной культуры - исследовательская, познавательная, принципы построения образовательного процесса, информационное обеспечение процесса формирования нравственной культуры);
3) мотивационные (проведение тренингов для формирования мотивации к совместной деятельности, организации ученических конференций, литературных рингов, турниров, спектаклей, концертов, конкурсов по защите составленных сборников, экскурсоводов, чтецов, презентация литературных композиций, альбомных листов; историко-культурный комментарий, кроссворды, библиотечные уроки, литературные гостиные с целью формирования интересов учащихся к учебной дея тельности и внеучебной).
Организационные, содержательные и мотивационные условия определяются в первую очередь образом желаемого результата - более высоким уровнем формирования нравственной культуры, интереса к гуманитарной профессии.
Позиция педагога в процессе педагогической поддержки старшеклассников на уроках литературы определяется следующими требованиями:
во-первых, педагог должен постоянно стремится к повышению своей нравственной культуры, строить свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
-анализом педагогической ситуации, проектированием результата в соответствии с исходными данными;
-анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата;
-оценкой полученных данных;
-формулировкой новых задач;
во-вторых, обязательным является демократический стиль общения педагога с учащимся;
в-третьих, педагогу необходимо обеспечивать и поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу, располагающую к активному обсуждению и анализу нравственных проблем;
в-четвертых, исключается использование в качестве материала для анализа нравственных ситуаций индивидуальные жизненные события учащихся и их работы без их согласия.
Разработка авторских учебных программ по формированию нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы
Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, содержат иную логику построения учебного предмета, собственные подходы, используются в преподавании спецкурсов по выбору. Процесс формирования нравственной культуры старшеклассников определяется в авторских программах как поэтапный: теоретический; практический; теоретико-практический; последовательный, включающий школьников в познавательную (репродуктивную по характеру), исследовательскую и творческую деятельность.
Общая структура авторских учебных программ содержит три элемента: первый - объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержательное образование: тематическое планирование, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, возможные виды проведения занятий. Третий - некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.
Рассмотрим спецкурс «Русская поэзия» с использованием примеров и из других спецкурсов.
Спецкурс предполагает интенсификацию учебного процесса, использование продуктивной методики организации деятельности учащихся (среди них и поэтические опыты сочинительства в разных жанрах).
В процессе проведения этого спецкурса старшеклассники осуществляют исследовательскую, творческую, практическую деятельность в рамках формирования знаний, умений и навыков нравственной культуры.
Курс «Русская поэзия» (9-11 классов) состоит из трех разделов и рассчитан на 102 часа: - поэзия пушкинской поры;
- поэзия второй половины 19 века;
- поэзия «серебряного века».
Цели данного курса: актуализировать процесс формирования нравственной культуры; развивать умения ориентироваться не только в части художественного фонда поэзии, но умения в творческой и исследовательской деятельности.
Задачи курса:
1) познакомить с жизнью и творчеством поэтов; раскрыть духовные взаимосвязи между ними;
2) повысить уровень компетентности по основам нравственной культуры;
3) обеспечить возможность реализации основ нравственной культуры в
рамках исследовательской и творческой деятельности.
Программа каждого раздела спецкурса состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть обеспечивает углубление знаний учащихся по культурным явлениям, глубокое понимание души эпох пушкинской, второй половины 19 века и «серебряного века». Практическая часть направлена на реализацию навыков формирования нравственной и художественной культуры.
Курс «Русская поэзия» состоит из трех программных блоков 9, 10, 11-ых классов, в рамках которых организуется деятельность учащихся, направленная на:
формирование нравственной культуры старшеклассников с учетом жизненных целей, ценностей;
развитие и закрепление навыков по формированию нравственной культуры старшеклассников;
формирование умения применять техники самоорганизации, самосовершенствования. В качестве методологической основы спецкурсов использовались следующие подходы.