Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Третьякова Екатерина Николаевна

Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения
<
Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Третьякова Екатерина Николаевна. Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения : 13.00.01 Третьякова, Екатерина Николаевна Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения (На примере изучения марийского языка и литературы) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Йошкар-Ола, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:05-13/1810

Содержание к диссертации

Введение

1. Современное состояние проблемы формирования этнической толерантности у учащихся национальной школы 18

1.1. Сущность, содержание и структура понятия «этническая толерантность» 18

1.2. Подходы и принципы формирования этнической толерантности у учащихся 39

2. Система формирования этнической толерантности в процессе изучения марийского языка и литературы в национальной школе 56

2.1. Содержание, формы, методы и средства формирования этнической толерантности у учащихся национальной школы в процессе изучения марийского языка и литературы 56

2.2. Внеучебная воспитательная работа учителя марийского языка и литературы по формированию этнической толерантности у учащихся 74

3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка и литературы 88

3.1. Программа экспериментального исследования эффективности воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы в процессе изучения марийского языка и литературы и внеурочной работе учителя по предмету 88

3.2. Организация, обработка и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования по воспитанию этнической толерантности у учащихся национальной школы 106

Заключение 136

Библиография 140

Приложения

Введение к работе

Время, в котором мы живем, является переломным и в истории человечества, и в истории всех составляющих его народов. Человечество переживает период цивилизационного сдвига, в нем происходит структурирование нового миропорядка на основе преодоления его раскола на противоборствующие общественные системы. В жизни мирового сообщества и научном ее осмыслении одним из наиболее значительных, отвечающих сложным процессам международного межконфессионального и культурного общения народов, является понятие толерантности. Сама же толерантность стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики межличностных, общественных и международных отношений. Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающим потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической напряженности.

Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности - ключевые для подросткового возраста. Исследования [Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, О.Д.Шаровой, 139, 140.] показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы или предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму; известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу. В основе такого рода ин толерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности, когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими». В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, есть вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пойдет по типу гипоидентичности, в первую очередь, этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. По этой причине большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи воспитания нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всяких национальных предвзятостей граждан всего государства. В условиях приобретения политической и культурной независимости, переосмысления общечеловеческого самосознания проблема воспитания этнически толерантной личности представляется в педагогической науке как одна из важнейших и актуальных. Толерантное самосознание возможно сформировать, используя в воспитательно-учебном процессе все достояние духовного опыта народа (язык, обычаи, традиции, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, устное народное творчество и т. д.), привлекая краеведческий материал, осуществляя, таким образом, один из важнейших педагогических принципов - народность воспитания -т.е. самая тесная связь воспитания и обучения с жизнью народа. В свете этих задач перед учеными, педагогами, методистами, учителями и воспитателями практиками возникает необходимость по-новому осмыслить роль народной педагогики, краеведения, устного народного творчества, религии, национального языка и литературы, истории и теории в практике воспитания и обучения подрастающего поколения нации. Важную роль в решении этой задачи играет национальная школа, которая должна закладывать основы народной жизни. Возрождаемая национальная школа должна базироваться на трех основополагающих принципах народности: наличие национальной школы, знание национального языка, обучение на национальном языке.

Наличие национальной школы - это основа жизни любой нации. Поэтому без функционирования национальной школы невозможно воспитать этнически толерантную личность. Как и у всего человечества, так и у многих народов, проживающих в составе Российской Федерации, в процессе практической трудовой деятельности накопилась огромная сумма эмпирических знаний и сведений, из которых вырастает народная педагогика. Эти сведения передавались из поколения в поколение устным путем, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, сказках, сказаниях, преданиях, и закреплены в ряде письменных источников. Особенно велика роль народных масс в возникновении и развитии педагогической культуры. Воспитание осуществлялось уже на ранних ступенях развития человеческого общества. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняю- щееся сознательное их изготовление повлекли за собой необходимость пере дачи трудовых знаний, умений и социального опыта подрастающим поколе-ниям. В дальнейшем, в связи с развитием производительных сил и обогаще нием трудового опыта людей, усложняется и содержание воспитательного процесса. Оно становится многосторонним и планомерным. Народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение в процессе само го воспитания и через произведения устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания, игры и песни являются выдаю щимися памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальные педагогические мысли. Из них мы узнаем, что уже в глубокой древности у народа были известны взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, осознанные цели и задачи, идеалы воспитания и обучения их, определенное содержание обучения и образования, а также и оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение. Все это формировало его в том направлении, в каком более всего был заинтересован народ. Педагоги-мыслители прошлого в своей исследовательской деятельности широко опирались на идеи народного опыта (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, Таджетдин Ялчыгол, Риза Фахрет-дин, Каюм Ыасыйри).

Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К.Д.Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика» и считал невозможным проводить общественное воспитание без учета принципа народности. Зачатками народной педагогики он считал народные сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки и т.д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, его нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, его чаяния и надежды, в том числе его опыт и идеи воспитания. Поэтому родной язык он называл «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории». К.Д.Ушинский считал, что и педагогическая наука должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания.

Большую ценность представляют труды и отечественных современников - ученых, практиков, - занимающихся проблемами этнопедагогики в нравственном, духовном, эстетическом, умственном, художественном, музыкальном, трудовом, физическом, экологическом воспитании молодежи.

К настоящему времени исследованы педагогические традиции многих народов: русских (Г. В. Виноградов, Б. Александров); татар (Я. И. Ханбиков, Р. А. Низамов, 3. Г. Нигматов, С. Г. Исмагилова, Р. X. Шаймарданов, Р. Г. Сибгатуллин); чувашей (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова); якутов (В. Ф. Афанасьев, Е. П. Жирков); грузин (А. Ф. Хинтибидзе); армян (Ф. X. Арутюнян); азербайджанцев (А. Ш. Гашимов); адыгейцев (А. И. Шоров); киргизов (С. М. Аб-рамзон, А. Э. Измайлов); дагестанцев (3. М. Магомедова); узбеков (Г. Д. Бау-бекова); тувинцев (К. Б. Салчак, Т. Т. Мунзук); башкир (К. Ш. Ахияров, X. X. Баймурзин, В. И. Баймурзина); таджиков (М. Аринов); бурят (В.Бальжиев); карачаевцев (Х.Х.Батчаева); туркмен (К.Пирлиев); алтайцев (Р.К.Санбасова); удмуртов (Г.А.Никитина); мордвы (Т.Г.Тимошина); марийцев (В.А.Акцорин, П.А.Апакаев, О. М. Герасимов, И.АЛуриков, А.Е.Китиков, С.Н.Федорова, С.И.Фомина, О.А.Третьяков и др.). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

В наше время появилась реальная возможность активно использовать в педагогической науке этнопедагогические процессы. Расхождение между желаемым и возможным, представляемым и реальным, посильным и непосильным - характерное противоречие, которое необходимо учитывать в процессе воспитания этнической толерантности народов, населяющих Российскую Федерацию. Анализ литературы по этнопедагогике позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.

Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших.

К сожалению, следует констатировать, что воспитание этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и про неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.

Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших.

К сожалению, следует констатировать, что воспитание этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и продолжающимися национальными конфликтами на мировом уровне и государственном масштабе остается до настоящего времени мало изученной. Поэтому не исследованы еще в полном объеме ни его политические предпосылки, социальные условия, содержание и методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям. Лишь в последнее время стали выходить работы, посвященные отдельным вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения. В их ряду, прежде всего, следует отметить весьма актуальные публикации П.А.Апакаева («Некоторые вопросы народной педагогики», 1986 г., «Структура народной педагогики по материалам фольклора», 1989г.); В.А.Акцорина («Философия народа мари», 1995г.), работы И.А.Чурикова («Краеведение и народная педагогика» 1995г.), («Профориентация на основе марийской народной педагогики» 1995г.); С.И.Фоминой («Этнокультура и экологическое воспитание школьников», 2001г.); С.Н.Федоровой («Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа», 2004 г.); Р.П.Четкаревой («Природа, здоровье и табу народа мари», 1999г.); О.А.Третьякова («Педагогические воззрения народа мари», 2000г.). Отдельные высказывания о некоторых педагогических воззрениях мари были сделаны и в более ранний период, например, в этнографических трудах И.И.Смирнова (1889г.), в публикациях Г.Я.Яковлева (1887г.), П.И.Ерусланова (1894г.), С.А.Нурминского (1863 г.), И.Я.Молярова Республике Татарстан) имеет ряд особенностей и накладывает определенный отпечаток на взгляды, обычаи, обряды, традиции, межнациональные отношения, историю, самосознание и другие сферы их жизнедеятельности. В ряде районов Республики Татарстан имеются школы с преподаванием на родном (украинском, марийском, чувашском, башкирском, еврейском, удмуртском и т.д.) языке. В связи с введением «Закона о языках Татарстана», на изучение родного нерусского языка отводится такое же количество часов, что и на изучение государственного татарского языка.

Анализ анкет и материалов семинаров учителей марийского языка и литературы, уроков учителей средней школы, музыки, изобразительного искусства, учителей технологии, истории, географии, деятельности классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей учреждений дополнительного образования в национальных школах Республики Татарстан показывают, что те учителя и воспитатели, которые проходили обучение на родном языке, знают и систематически используют в педагогическом процессе материалы краеведения, этнографии, фольклора, народных промыслов, праздников, выставок, различных форм воспитательной работы, а остальным же приходится искать и переводить необходимые материалы. Во многих случаях, несмотря на имеющийся богатейший местный материал, заставляем детей механически зубрить слова - лишь бы провести то или иное запланированное «мероприятие». Большинство учителей не имеют четкого представления, а в отдельных случаях не знают даже названия тех или иных предметов и материалов на родном языке. В вопросах применения национально-регионального компонента с целью развития этнической толерантности учащихся, начиная с начальных классов, используется далеко не все потенциальные возможности учебных предметов. Полученные нами данные также показали, что существует зависимость между знанием традиций и опыта народной педагогики и уровнем использования краеведческого материала в развитии толерантного самосознания учащихся. заставляем детей механически зубрить слова - лишь бы провести то или иное запланированное «мероприятие». Большинство учителей не имеют четкого представления, а в отдельных случаях не знают даже названия тех или иных предметов и материалов на родном языке. В вопросах применения национально-регионального компонента с целью развития этнической толерантности учащихся, начиная с начальных классов, используется далеко не все потенциальные возможности учебных предметов. Полученные нами данные также показали, что существует зависимость между знанием традиций и опыта народной педагогики и уровнем использования краеведческого материала в развитии толерантного самосознания учащихся.

Результаты проверок деятельности тех учителей и воспитателей, которые показали высокий уровень знаний, использование традиций народной педагогики (а их оказалось 34%), также свидетельствует о высокой степени привлечения краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе.

Для развития толерантного самосознания учащихся необходимо на курсах переподготовки педагогических кадров ввести курс лекций и практикумы по этнопедагогике, по марийской народной педагогике. Также решить вопрос по подготовке учительских кадров в учебных заведениях Республики Татарстан, Республики Марий Эл.

Таким образом, можно констатировать существование противоречия между объективной необходимостью воспитания этнической толерантностиподрастающего поколения в многонациональной среде и отсутствием его научно-педагогического обоснования.

Частным проявлением данного противоречия является противоречие между необходимостью эффективного воспитания этнической толерантности у учащихся национальных школ и неразработанностью педагогических условий и средств реализации данного процесса.

Названное противоречие порождает важную исследовательскую проблему: каковы педагогические условия и средства, позволяющие совершенствовать воспитание этнической толерантности у учащихся национальных школ в процессе обучения. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных средних школ в процессе обучения (на примере изучения марийского языка и марийской литературы)».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс марийской национальной средней школы в Республике Татарстан.

Предмет исследования — педагогические условия и средства воспитания этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в Республике Татарстан.

Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий и средств воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка и марийской литературы в средней школе, функционирующей в поликультурной среде Республики Татарстан.

Гипотеза исследования. Использование уроков марийского языка, марийской литературы и внеклассной работы учителя по предмету в средней национальной школе будет эффективным, если:

• использовать в учебно-воспитательном процессе преподавания марийского языка и литературы средства народной педагогики, обычаи, обряды, традиции, праздники, элементы религии, ознакомление с историей народа, способствующие воспитанию этнической толерантности;

• обеспечивается непрерывная связь учебно-воспитательного процесса с задачами воспитания этнической толерантности учащихся;

• разработана система формирования этнической толерантности учащихся;

• созданы организационно-педагогические условия для решения проблем этнической толерантности.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвигаем следующие задачи исследования:

1.Раскрыть сущность, содержание, структуру понятия «этническая толерантность», «национальное самосознание», «национальная толерантность», «этническое сознание», «этническое самосознание».

2.Теоретически обосновать систему воспитания этнической толерантности через уроки марийского языка и марийской литературы, внеклассной воспитательной работе по предмету.

3.Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности воспитания этнической толерантности у марийских детей в процессе изучения родного языка, родной литературы.

В осуществлении констатирующего, а потом формирующего и заклюючительного (итгового) содержательного этапов эксперимента на базе Бимской, Кадряковской, Кулегашской средних школ Агрызского района Республики Татарстан разработали программу учебных предметов (марийский язык, марийская литература) и внеклассной воспитательной работы учителя по предмету. Данные программы были обогащены регионально-национальным содержанием в целях воспитания этнической толерантности учащихся.

Методологической основой исследования являются:

• основные положения материалистической философии о сущности «толерантности», гуманности, традициях, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени;

• современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании;

• обусловленность развития личности социальными факторами, содержанием, характером деятельности и общения;

В ходе работы мы опирались на концептуальные идеи историко педагогических исследований по этнопедагогике (К. Д. Ушинский, Г. Н. Волков, С. М. Абрамзон, Я. И. Ханбиков, В. Ф. Афанасьев, Р. X. Шаймарданов, А. Ш. Гашимов, Н. А. Сафаров, К. Ш. Ахияров, К. Пирлиев, И. А. Шоров, Р. К. Санбасова, А. Э. Измайлов, Г. А. Никитина, П. М. Ерусланов; личностно-деятельностного подхода к вопросам воспитания (О. С. Богданова, З.И. Васильева, Н. М. Таланчук, И. А. Чуриков); дидактических концепций формирования личности (Д. В. Вилькеев, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, П.А.Апакаев); формирование гуманности (Л.А.Волович, З.Г. Нигматов, Э.И.Моносзон); формирование личности в социально изменяющихся условиях (Л.П.Буева, Н.Т. Фролов); психологии личности (С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Р.С.Немов, А.О.Прохоров). Принципы и идеи, содержащиеся в указанных работах, помогли глубже вникнуть в вопросы формирования этнической толерантности у учащихся средней школы, нравственных качеств личности учащихся. Методы исследования:

• изучение и теоретический анализ трудов, посвященных проблемам формирования национального самосознания и этнической толерантности, этнопедагогики, а также архивных материалов и программных документов правительства Российской Федерации, Республики Татарстан;

• анализ и обобщение первоисточников по марийской народной педагогике, краеведческого материала, марийского устного народного творчества;

• изучение и обобщение опыта работы средних школ по формированию этнической толерантности у учащихся средних национальных школ Республики Татарстан;

• беседы, анкеты, интервьюирование, опрос, тестирование учащихся, учителей, родителей;

• социально-педагогический эксперимент;

• математическая обработка, обобщение полученных результатов.

База исследования: изучалась история и современное состояние средней школы по проблеме исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Бимской, Кадряковской и Кулегашской средних школах Агрызского района Республики Татарстан. Всего в эксперименте участвовало 290 учащихся (в контрольных школах - 88, экспериментальных — 202 ученика), 7 учителей, 198 родителей.

Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2005 годы.

Первый этап (1999-2001 гг.) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этногафической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучения состояния проблемы в практике работы марийских средних школ Республики Татарстан Агрызского района, экспертная оценка программ, учебников, внеучебной воспитательной работы по предметам учителя-филолога, семейного воспитания по воспитанию этнической толерантности учащихся средней школы. На данном этапе была сформулирована основная гипотеза исследования, решены основные теоретические задачи исследования.

Второй этап (2002-2004 г.г.) включал проведение подтверждающего нашу гипотезу педагогического эксперимента на базе марийских национальных школ Агрызского района Республики Татарстан. В целях формирования у учащихся этнической толерантности программы марийского языка и марийской литературы были обогащены регионально — национальным содержанием, а также разработана воспитательная программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики», которая может использоваться как для факультативов, так и для кружковой работы.

Одновременно на этом этапе разрабатывались механизм и методика реализации педагогического мониторинга и программа проведения экспериментальной работы. Была проведена экспериментальная работа.

Третий этап (2004-2005 г.г.) являлся завершающим этапом, где обработаны полученные результаты, оформилена диссертация, апробированы результаты исследований. Результаты исследования изложены в представленной диссертации.

Научная новизна исследования заключается:

1) в теоретическом обосновании возможности воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка и литературы в национальной школе;

2) в разработке системы формирования этнической толерантности в процессе изучения марийского языка и литературы;

3) в выявлении и обосновании педагогических условий и средств, позволяющих совершенствовать процесс воспитания этнической толерантности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику воспитания школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования в области воспитания толерантности у учащихся в процессе изученииия ими родного языка и родной литературы. В нем обоснована необходимость исследования возможностей марийского языка и литературы в формировании этнической толерантности школьников, определены и обоснованы сущность и содержание этого процесса в условиях марийской национальной школы, функционирующей в условиях Республики Татарстан.

Практическая значимость исследования состоит в том, что воспитание этнической толерантности у учащихся средней национальной школы является основой решения данной проблемы. Ее можно через уроки родного языка, родной литературы, организацию внеклассной воспитательной работы учителя по предмету, использовать в профессиональной подготовке национальных педагогических кадров в средних и высших педагогических учебных заведениях. Разработанные программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики», рекомендации могут быть использованы как основа организации внеклассной воспитательной работы по всем учебным предметам в национальной школе, а такж в ссистеме повышения квалификации учителей и классных руководителей. На защиту выносятся следующие положения:

- обоснование воспитательных возможностей народной педагогики по воспитанию этнической толерантности у учащихся в национальной школе;

- использование обычаев, обрядов, традиций, праздников, истории, религии в эффективном воспитании этнической толерантности у учащихся средней национальной школы во внеклассной воспитательной работе по предмету;

- содержание воспитательного материала, обеспечивающего воспитание этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка, марийской литературы, в процессе использования марийской народной педагогики, марийского устного народного творчества в национальной школе.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась:

• опорой на материалистическую методологию изучения проблемы формирования этнической толерантности личности;

• применением совокупности эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования;

• целенаправленным анализом и учетом педагогического опыта работы национальных средних школ по применению марийской народной педагогики при решении задач воспитания этнической толерантности у учащихся;

• многолетним опытом работы автора в качестве учителя и заместителя директора по учебно - воспитательной работе марийской национальной школы;

• результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы работы, репрезентативностью выборки экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования докладывались на конференциях. Опубликовано четыре работы по основным положениям нашего диссертационного исследования. Участвовали в работе Межреспубликанской научно-практической конференции «Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практические работы школ Республики Татарстан » (Кулегаш, 2001); Межреспубликанской научно-практической конференции «Пути развития языков народов Республики Татарстан по реализации Закона РТ «О языках народов Республики Татарстан» (г. Менделеевск, 2000); « Совершенствование преподавания марийского языка и литературы в учреждениях образования РТ с марийским этнокультурным компонентом » (Казань, 2000); « Развитие языков народов Республики Татарстан в системе образования » (Казань, 2003). Выступала на педагогических советах экспериментальной и контрольных школ, на методических советах районного методического объединения учителей марийского языка и литературы, на семинарах заместителей директоров школ района, на родительских собраниях.

Программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики» внедрена в учебно-воспитательный процесс таких национальных школ: Кулегашская средняя национальная школа, Бимская средняя национальеая школа.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Использованы 2 схемы, 6 таблиц, 1 тест, 3 диаграммы. Объем диссертации - 183с. Список использованной литературы состоит из 194 литературных источников, 7 приложений в 20с.

Сущность, содержание и структура понятия «этническая толерантность»

В Советском Энциклопедическом Словаре толерантность (от лат. tolerantia - терпение) означает терпимость к чужим мнениям, верованиям; поведению, снисходительное отношение.

Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина tolerantia (англ.), встречающийся в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая неустойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. В китайском языке быть толерантным, значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Во французском языке - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

В «Биологическом энциклопедическом словаре» «Толерантность» - (от лат. «tolerantia» — терпение) — иммунологическое отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореак-тивности организма ко всем прочим антигенам. Термин введен в 1953 году П.Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма.

В 1955 году ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантности (терпимости) [52].

Понятие толерантности вошло во многие межгосударственные документы. Так, в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, принятой 16 ноября 1995 года, толерантность определяется как «...уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [Декларация принципов толерантности //«Первое сентября». 2000. № 66. 16 сент. С.7].

Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение к действительности, формулируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [52].

«...Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости,-подчеркивается в Декларации,- воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключается их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [Декларация принципов терпимости. Париж, 1995. С. 7-10].

За видимой ясностью термина - поражающее воображение многообразие его сторон и оттенков.

С точки зрения философии толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждниям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я [13].

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценн-стям других людей.

Как общественное явление, толерантность присуща человечеству с момента возникновения первых форм цивилизации. В ее основе инстинкт самосохранения, приобретший со временем форму ценностных устойчивых традиций. История нас убеждает, что человечество не добилось бы современных успехов, не будь в его деятельности таких характерных черт толерантности, как выдержка, терпение, компромисс, солидарность.

В настоящее время, когда мир испытывает рост агрессии и широкое распространение насильственных способов решения социально политических, религиозных, этнических проблем, вполне закономерным является стремление ООН и ЮНЕСКО найти способы преодоления этих деструктивных тенденций мирового развития. 1995 год был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, а 2000 год Генеральная Ассамблея ООН объявила Международным годом культуры мира и ненасилия. В его рамках в Москве был проведен международный конгресс на тему: «Гражданское образование, культура мира, права человека, толерантность: проблемы и перспективы». Россия откликнулась на все эти мероприятия. С 1999 года в стране по поручению президента разрабатывалась, а в 2001 году была принята Межведомственная программа «Основы формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском обществе».

Проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически же не обойтись без серьезного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы образования, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой должно стать воспитание толерантности.

Содержание, формы, методы и средства формирования этнической толерантности у учащихся национальной школы в процессе изучения марийского языка и литературы

Процесс обучения заключает в себе большие воспитательные возможности как фактор разностороннего развития национально-духовного мира личности ученика. Воспитательные возможности заложены и в содержание, и в организационный процесс, и в личность учителя. Воспитательный потенциал обучения многообразен, но проявляет себя лишь в том случае, если учитель предпринимает целенаправленные усилия по перестройке в необходимом русле учебного материала и методов его предъявления либо в рамках одного учебного предмета, либо в целом комплексе учебных предметов. Мы придерживаемся первого варианта воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы. В нашем исследовании мы воспитательный потенциал предмета направили на развитие этнотолерантного сознания учащихся на основе использования марийской народной педагогики в процессе изучения марийского языка и марийской литературы. А в развитии интереса учащихся к изучению марийского языка и литературы главную роль играет учитель. Он должен иметь хорошую теоретическую и методическую подготовку, в совершенстве владеть разнообразными формами и приемами обучения, виртуозно применять новые педагогические технологии. Учитель должен быть яркой личностью, умеющий повести за собой учащихся без принуждения. Мало только знать программный материал, надо быть хорошим импровизатором так как часто приходится в процессе урока перестраиваться в

зависимости от реального уровня учащихся, использовать неординарные, новые методы и формы работы. Это - игровые моменты, составление диалогов, полилогов, монологов, индивидуальная работа по карточкам, создание ситуативных задач, решение кроссвордов, использование материалов устного народного творчества, разучивание песен, инсценирование произведений, ролевые игры, викторины, исследования. Это обеспечивает творческую активность и заинтересованность детей. Учитель становится организатором коллективного поиска и точка зрения которого не является единственно верной или главенствующей. Таким образом, появляется возможность соединить новое предметное содержание и новый стиль педагогического общения, в котором нуждается современная школа.

Разностороннее наращивание уровня развитости этнотолерантного самосознания учащихся в информационно-познавательном плане предполагало расширение представления детьми картины мира, начиная с родного очага, то есть, начиная с истории и географии родного края, республики, федерации и завершая историей и географией соседствующих народов, стран; а также в постижении обычаев, обрядов, традиций, праздников, менталитета, психологии, самобытности, особенностей марийского народа для представления достойной жизни человека через изучение родного языка и литературы; нравственно-эстетическое видение жизни в национальных канонах через предметы эстетического цикла и др. Все это в совокупности должно было создать почву для развития целостного этнотолерантного самосознания учащихся на основе расширения их познавательного кругозора.

Исходя из целей целостного педагогического процесса, были вычленены содержательные возможности языкового предмета по развитию этнотолерантного самосознания. Представим возможность реализации воспитательного потенциала марийской педагогики по названному учебному предмету.

На уроках марийского языка и марийской литературы ставилась цель развития этнотолерантного самосознания у учащихся, используя средства: развитие у учащихся основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной и региональной культуры; развитие у учащихся ценностных представлений об образе жизни марийского народа, приобщение к их традициям, обычаям, обрядам, нравственным ценностям; развитие интереса к марийскому языку, устному народному творчеству и литературе; развитие самостоятельности мышления, творческого художественного воображения, фантазии на материале марийской народной педагогики; развитие средствами литературы критичности мышления (сравнения, сопоставления, самостоятельности суждений, умозаключения, способности отстаивать свое мнение, точку зрения), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, поговорках, сказках, песнях и т.д.; развитие приемов сопоставительного анализа родного и русского, марийского и изучаемого иностранного языка, на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры воспитания; приобщения учащихся к культурным ценностям русского, марийского, татарского и других народов и достижениям общечеловеческой культуры; использование из содержания марийской народной педагогики тех элементов, где говорится о толерантном отношении и другим народам. развитие у школьников умения ориентироваться в той части культурного фонда (музыка, поэзия, живопись, театр), в которой более всего отражены традиции народа; воспитание у школьников чуткости к своим товарищам, уважения к человеку любой национальной принадлежности и подавление в себе таких качеств, как самомнение, чванство, высокомерие.

Рассмотрим более детально, что было внесено в содержание учебных предметов марийского языка и марийской литературы в целях усиления и обогащения в развитии этнотолерантного самосознания учащихся.

Программа предусматривала изучение языка и литературы путем знакомства и проведения анализа произведений искусств марийского народа. Тем самым обходится стороной однобокость в обучении. Для определения особенностей, характерных марийскому народному искусству, параллельно изучаются произведения марийского, русского, татарского народного творчества. В подростковом возрасте у детей возникает интерес непосредственно к укладу и образу жизни соседствующего народа. В этом возрасте приоритет отдается общению. Дети делятся знаниями, впечатлениями, мыслями о традициях, обычаях, обрядах, нравах, присущих другой национальности. Использование лингвокраеведческого подхода предполагает задания творческого характера, что способствует формированию гармонично развитого человека. Ученикам постоянно напоминаем поговорку: «Человек, не знающий и не любящий свою культуру, не уважает культуру и других народов».

Внеучебная воспитательная работа учителя марийского языка и литературы по формированию этнической толерантности у учащихся

Как мы уже отметили ранее, это управляемый процесс, который обеспечивает корректировку всей деятельности коллектива школы в направлении развития способностей индивидуального самовыражения личности ученика как носителя национальной культуры. Естественно, что в центре внимания оказывается сам ученик с его интересами, психикой, национальной культурой и уровнем самосознания. Через внеклассную воспитательную работу и коллектив мы развиваем человека с его индивидуально-личностным отношением к миру, к себе, к народу, его культуре. Программа внеклассной деятельности имела интегративный характер и по своей направленности являлась национально-культурологической. Разработанная программа называлась «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики». Программа предусматривала цель: ознакомление учащихся с родным краем, его этно- и поликультурой, марийскими народными обычаями, обрядами, праздниками, традициями, менталитетом, национальными чертами, психологией, нравственно-этическими нормами поведения, самобытностью и предназначалась для воспитания бережного отношения к культурному наследию марийского народа и культуре соседствующих народов. Основными задачами программы являются:

развитие познавательных интересов учащихся, расширение во внеурочной работе их кругозора; пробуждение интереса к своему родному краю, его истории, традициям, культуре, желания еще больше узнать о жизни своего народа и соседствующих народов;

воздействие на эмоциональную сферу ученика, на его чувства; возбуждение чувств удивления, радости, гордости за достижения своей нации; восхищение ее мудростью и талантом;

привитие учащимся определенных морально-этических норм, которые были сформированы у нации в результате многовекового развития; включение учащихся в практические виды деятельности, где учащиеся приобретают умения и навыки в декоративно-прикладном искусстве, народных ремеслах, музыке, танцах, играх, в различных жанрах фольклора.

Программа разработана с учетом преемственности с I по XI классы. А мы представим как воспитательную работу учителя марийского языка и марийской литературы марийских школ Агрызского района Республики Татарстан с V по XI классы. При составлении программы опирались на «Программу курса «История и культура народов Марий Эл» (I-XI классы), Программу «Патриотическое воспитание учащихся в современной школе» Н.Н.Култашевой г. Ижевск. На каждый год обучения выделяется 35 часов, как и в Программе «История и культура народоа Марий Эл». Ее можно использовать как для факультативов, так и для кружковой работы по предмету. В содержании обеих программ одинаковы следующие принципиальные позиции:

1) сравнительное изучение материала дает учащимся схему интеграции истории и культуры родного народа в историю и культуру межэтнической общности и мировой цивилизации;

2) сравнительное изучение материала обнаруживает культурно исторические контакты проживающих по соседству народов, явления культурного синкретизма, имеющие место в регионе, способствуют воспитанию культуры здорового межэтнического общения;

3) повторяемость в разумных пределах допустима и целесообразна, так как это необходимое звено для ежегодного постепенного «наслоения» знаний;

4) все разделы Программы предоставляют преподавателю возможность творчески подойти к выбору материала, не ограничиваясь обозначенными временными и содержательными рамками. Значительное внимание уделяется использованию краеведческого материала, вопросам экологического воспитания на традициях марийского народа, этничеким ценностям марийского и соседствующих народов.

В V-VIII классах изучаются темы «Мой дом», «Моя деревня», «Наш район», «Чувство прекрасного у народа». Основной задачей является углубление знаний об отличии родного дома, о своей деревне и близлежащих деревнях, о районном центре, о численности и составе населения. Учащиеся должны усвоить, что деревня - это история его населения, и они сами — жители своей деревни, своего района. Также становится задача научить учащихся видеть и хорошее, и неприглядное в облике деревни, района; развивать чувство прекрасного и гордости за свой край, за свой народ.

В IX-XI классах при изучении тем «Психологическая подготовка к семейной жизни», «Народные обычаи, традиции - прошлое и будущее», «Мой родной Татарстан» программа предусматривает воспитание у учащихся чувства уважения к своей республике, ее народу, природе. Целенаправленная работа, проводимая с учащимися по программе «Воспитание этнической толерантности у учащихся на основе марийской народной педагогики», способствует приобщению их к марийской национальной культуре, формированию нравственно-этических, этнических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере вековых традиций народа с учетом требований современности, воспитанию культуры межнационального общения в поликультурной среде обитания.

В школах Агрызского района занятия, предусмотренные программой, проходят в форме факультативов, экскурсий, праздников, бесед, встреч, недель родного языка и родной литературы, различных интеллектуальных игр, тематических вечеров, выпусков рукописных журналов и стенных газет, организуемых учителем марийского языка и марийской литературы.

В V классе дети изучают тему «Мой дом». Проводится беседа о доме-дворе-хозяйстве, о соседях. На встречу приглашаются бабушки и дедушки. Они вместе с детьми разучивают старинные и современные игры: лапти, игра в ручеек, ворона, бабка с гусем, парные столбы, жмурки, котел, кто быстрее и т. д., знакомятся с детским фольклором, разучивают считалочки, скороговорки. Игры передают нашим учащимся целомудрие, скромность и другие ценные национальные качества наших предков. Учащиеся рассказывают о проведении досуга в семье, о традиционных семейных праздниках. Дети изучают внешний вид домов, красоту построек, проводят конкурс «Чей дом красивее?». Каждый отстаивает свой родной дом. Последние темы посвящены национальным блюдам и подготовку выставки поделок «Вместе с папой и мамой». В завершение изучения темы «Родной дом - родине начало» проводится итоговое занятие «Могу ли я гордиться своей семьей, фамилией?». Устраиваются встречи с мастерами - строителями, которые делятся с опытом работы, рассказывают некоторые подробности своей работы, раскрывают отличительные черты построек народа мари. У учащихся возникает чувство гордости за мастеров-строителей своей деревни. В результате проведенной работы пятиклассники получили конкретное представление о марийской усадьбе, об ее устройстве, узнали много хорошего и полезного в житейском плане, в них зародилось глубокое уважение к старательным, трудолюбивым и крепким хозяевам, на которых держится все общество и вся страна, и стремление походить на них.

В VI классе начинается изучение темы «Моя деревня». Ребята изучили особенности своей деревни, месторасположение, район, сравнили ее с соседними и совершили экскурсии в хозяйственные объекты. Работа по теме «Внешний вид моей деревни» сочеталась с посадкой кустарников и деревьев. Изучая тему «Природа, окружающая мою деревню», дети познакомились с местной топонимикой, совершили экскурсии, провели наблюдения за изменениями погоды, изучили народные приметы о погоде, вели календарь, изучили и собрали лекарственные растения и подготовились к летнему сбору лекарственных трав, составили гербарий из диких растений. Интересными для детей оказались темы «Население моего края», «Выдающиеся люди — выходцы из моего края», они собирали материал и составили альбомы на эти темы. Кроме того, они посетили учреждения культуры: Дома культуры, библиотеки, магазины, отделения связи, банки, предприятия, где слушали интересные рассказы об этих учреждениях и о людях, работающих в них. Согласно программе, большое внимание уделили истории родной деревни. Они встретились со старожилами, ветеранами войны и труда, собирали легенды и предания о деревне, о родном крае. Дети так увлеченно работали, были полны интереса к изучаемым объектам и явлениям, что свидетельствовало о возникновении в них патриотических чувств к своей малой родине.

Программа экспериментального исследования эффективности воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы в процессе изучения марийского языка и литературы и внеурочной работе учителя по предмету

В 2000/01 учебном году также разработали программу экспериментального исследования и последующие 2001/2002, 2002/2003, 2003/2004, 2004/2005 учебные годы осуществили содержательного этапа эксперимента в Бимской, Кадряковской, Кулегашской марийских средних национальных общеобразовательных школах.

Одновременно на этом этапе подбирались механизм и методика реализации педагогического мониторинга и программа проведения экспериментальной работы [см. 3.2]. Провели экспериментальную работу.

На каких основополагающих положениях построена эта программа, каковы формы и методы реализации этой программы - все это было изложено в предыдущих разделах диссертации [2.1, 2.2]. Разработанная воспитательно-образовательная программа в ее целостном виде была апробирована в национальных общеобразовательных школах Агрызского района Республики Татарстан, марийских школах Мишкинского района Республики Башкортостан, марийских школах Каракулинского района Удмуртской Республики. Основной базой экспериментального исследования выступили Бимская, Ку-легашская средние школы. Задача данного параграфа и состоит в проведении всесторонней оценки достигнутых в опытно-экспериментальном исследовании результатов, что позволяло бы прийти к выводам о степени эффективности предложенной в диссертации экспериментальной программы. Для обоснованного отслеживания динамику изменений, происходивших в ходе экспериментальной работы, в диссертации была подготовлена методика осуществления педагогического мониторинга.

Программа воспитания этнической толерантности учащихся средних национальных школ предполагает определения содержания этой программы, состоящей из конкретных воспитательных воздействий всех участников этого процесса: учителей марийского языка и марийской литературы, учащихся. Программируя содержание педагогического процесса, направленного на воспитание этнической толерантности учащихся, необходимо было учесть все многообразие видов деятельности, каждая из которых вносила свой вклад в созидание соответствующих качеств личности: это и учебно-воспитательная деятельность в рамках учебного процесса, а также внеклассная воспитательная работа учителя по предмету. Разработка программ, согласующихся со стратегической идеей развития воспитательной системы школы как социально-этнического пространства, в главном своем положении выражалась в постановке соответствующих воспитательно-образовательных целей. Нет четко поставленных целей, правильного их понимания - нет и быть не может целостного педагогического процесса. Четко поставленные и педагогически целесообразные цели помогают уяснить содержательную сторону национально-регионального образования, то есть однозначно определиться с тем содержанием обучения и воспитания, которое должно быть реализовано в данном педагогическом процессе. Цели помогают также педагогам определиться с выбором методов и средств обучения и воспитания.

Для проектирования и согласования отдельных звеньев обучения и воспитания необходимо конкретизировать общую цель учебно-воспитательного процесса. Конкретизация цели - воспитание этнической толерантности и творческих способностей учащихся - идет по линии уточнения ее составных частей. Вначале вычленяются цели целостного педагогического процесса. К целям этого уровня, как показывает наш анализ, следует отнести:

1) расширение кругозора и систематизацию знаний учащихся в области марийской, русской и татарской культур в различных формах учебной, вне-учебной деятельности и семейном кругу;

2) развитие этнической толерантности и творческого потенциала учащихся школы посредством активизации учебного познания, стимулирования практических видов деятельности и общения;

3) развитие у учащихся этико-нравственных и эстетических качеств личности посредством приобщения их к обычаям, традициям, обрядам, самобытности, особенностям, менталитету, истории, достижениям национальной и общечеловеческой культуры;

4) развитие духовных потребностей и этнического самосознания учащихся в условиях совместной деятельности учителей, учащихся школы, родителей.

Исходя из приведенных целей целостного педагогического процесса, вычленяются стратегические цели отдельных учебных предметов и звеньев воспитательной работы. Каждая из этих стратегических целей конкретизируется применительно к проводимым занятиям или воспитательным формам работы. Тем самым в итоге определяется система педагогических целей по развитию у учащихся этнической толерантности и творческих способностей.

Важно отметить, что при разработке программ обеспечения педагогического процесса на основе регионально-национального подхода четко выдерживался принцип сочетания родной - марийский - с русским, неродной -русской- с марийским и общечеловеческой культуры в целях развития ценностных ориентации и этнической толерантности учащихся. Сочетание и диалог различных культур - важнейшее направление укрепления гуманистических основ национально-регионального образования. Чтобы не произошло замыкания в своей национальной культуре, усвоение ее основ должно проходить на фоне достижений мировой культуры. При этом необходимо помнить, что полноценное формирование мировоззренческих ориентации возможно только на основе развернутых представлений об общечеловеческих ценностях.

Решение проблемы сочетания национальной и общечеловеческой культуры связано, прежде всего, с изменением содержания национального образования, которое проводится в двух направлениях.

Происходит насыщение содержания действующих предметов новым учебным материалом, отражающим культурное достояние марийского народа, его истории, обычаев, обрядов, традиций, менталитета. Происходит корректировка содержания предметов историко-литературных циклов, то есть переструктурирование их содержания таким образом, чтобы материалы для занятий черпались из различных отраслей знаний, областей культуры, из окружающей действительности и объединялись по общности педагогических задач. Программы разрабатываемых учебных предметов учитывают целостность, построены на русском и марийском языках и ориентированы на интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся именно в контексте культуры, традиций, обычаев, обрядов марийского народа, его духовных и этнических ценностей.

Похожие диссертации на Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения