Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования духовник потребностей и интересов в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой ... 13 - 61
I. Психолого-педагогическая сущность духовных потребностей и интересов 13 - 32
2. Комплексное использование литературы и музыки - условие успешного формирования духовных потребностей и интересов учащихся 32 - 49
3. Педагогические.предпосылки привлечения музыки в процессе" анализа литературных произведений . 49 -57
4. Психологические предпосылки использования музыки на уроках литературы 57 ~ 61
ГЛАВА П. Содержание и средства формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой ... 62 - 131
I. Анализ литературных и музыкальных произведений и принципы их взаимосвязи ... 62 - 73
2. Привлечение музыки в процессе анализа литературного произведения как условие формирования духовных потребностей и интересов учащихся ... 73 - 131
Заключение 132 - 134
Список литературы 135 - 152
- Психолого-педагогическая сущность духовных потребностей и интересов
- Педагогические.предпосылки привлечения музыки в процессе" анализа литературных произведений
- Анализ литературных и музыкальных произведений и принципы их взаимосвязи
- Привлечение музыки в процессе анализа литературного произведения как условие формирования духовных потребностей и интересов учащихся
Введение к работе
Общество зрелого социализма предполагает не только экономические и социальные преобразования, но и становление нового человека, развитие у него высоких идейно-нравственных и моральных качеств, формирование коммунистического мировоззрения и пробуздение высоких духовных потребностей и интересов. Согласно К.Марксу "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"1.
Все многообразие форм человеческой деятельности в нашем обществе ориентировано именно на развитие человека, раскрытие его творческих способностей, воспитание у него нравственно-эстетических идеалов, свойственных обществу зрелого социализма, где человек - высшая ценность. Сегодня все более реальной становится светлая ленинская мечта о переходе "к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей"2.
Идея всестороннего развития личности воплощена в ряде документов принципиальной важности: в Программе КПСС, решениях ХХУІ съезда КПСС, закреплена в Конституции СССР, а также нашла широкое развитие и в других партийных и правительственных документах3*"4.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.З.
.Ленин В.И. Поли.собр.соч., 5-е изд., т.41, с.33.
Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1971, с.122-123.
Конституция "Основной закон" Союза Советских Социалистических Республик. Статья 20,- М.: Юрид.лит., 1980, с.10.
В материалах ХХУІ съезда КПСС, в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на І98І-І985 годы и на период до 1990 года" выдвинута задача обеспечения поступательного роста образовательного и культурного уровня народа посредством совершенствования форм и методов трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения*.
Большая доля забот в решении задачи, которая предполагает формирование у учащихся не только потребности к овладению знаний в рамках учебной программы, но и потребности в постоянном общении с различными произведениями культуры и искусства и воспитание новой, гармоничной личности приходится на общеобразовательную школу. Поэтому параллельно с изучением учеб*; ных предметов, расширяющих общий познавательный кругозор учащихся, следует приобщать их к искусству, усвоение которого способствовало бы формированию общей эстетической культуры, духовных потребностей и интересов школьников.
Общая цель воспитания всесторонне развитых строителей ком-' мунистического общества должна быть конкретизирована как про-граілма формирования яркой, духовно богатой, творчески активной человеческой личности, личности гражданина СССР. В "Основах Законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" говорится: "Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизмацлзенинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно тру-
I. Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1981, с. 172-183.
5 —
литься в различных областях хозяйственного и социально^куль-турного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать соЕіиалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека"-''. Решению этой задачи посвящено изучение всех учебных предметов в школе, в том числе предметов художественного цикла.
Социалистическая революция в корне преобразила жизнь народов, населяющих территорию Советского Союза, положила начало интернациональной культуры этих народов* На основе все бол:ее тесного сближения и взаимообогащения культур народов сейчас, как никогда, в СССР происходит процесс становления и утверждения основных принципов советской многонациональной культуры: культура и искусство каждого народа, оставаясь глу-бово национальным, приобретают новые интернациональные черты, что придает им, выражаясь словами Мариетты Шагинян, "грядущую универсальность1^, общение с таким "универсальным" искусством, несомненно, будет способствовать формированию интер* национального сознания, духовных потребностей и интересов школьников. Б этой связи из всей совокупности учебных дисциплин в школе особо важную роль приобретают уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. Обращаясь к внутреннему
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Сборник документов І9І7-І973 гг.- М.: Юрид.лит., 1982,с.Ю5.
Шагинян М. Об армянской литературе и искусстве.- Ереван:
АН Арм.ССР, 1961, с.179.
- б -
миру учащегося, к его чувствам и эмоциям, активизируя при этом процесс сопереживания и соучастия, литература, музыка, изобразительное искусство помогают более глубокому пониманию нравственно-эстетических идеалов художника, лучшему пониманию запечатленных в произведении картин жизни.
Своеобразие предметов художественного цикла, в основе которых лежат конкретные искусства и наука, дающая школьникам представление о познавательной, образовательной и воспитательной роли, о своеобразии языка художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, способах их воздействия на читателя, слушателя, зрителя и пр., дает основание считать педагогически целесообразным условия изучения упомянутых учебных предметов, уроков и внеклассных занятий, способных повысить образовательно-воспитательный эффект формирования идеалов коммунистического мировоззрения, нравственных представлений, убеждений и поведения школьников. Отсюда следует, что при изучении предметов художественного цикла целесообразно устанавливать межцредметные ассоциации, открывающие возможность переноса знаний, умений, навыков из одной области искусства в другую. О необходимости такой связи говорит министр просвещения СССР М.А.Прокофьев: "Закономерно возникает вопрос: а надо ли ограничивать школьный курс только литературными произведениями? В истории культуры народов так ли резко ограничиваются от литературы живопись, музыка, а в наши дни -театр и искусство? Может быть следует включить в курс литературы и знакомство с каким-то строго ограниченным кругом произведений живописи, музыки и др.? Все это, несомненно, надо делать, но только при тщательном, экономическом отборе мате-
риала, увязывая его и с историческими курсами"*
Глубокое проникновение в замысел литературных и музыкальных произведений, понимание их идеи требуют тщательного анализа, в процессе которого учащиеся получают надежные литературоведческие и музыковедческие знания, благодаря которым "..выпускники школы сумеют проследить развитие мысли писателя (композитора A.M.) и от явлений, лежащих на поверхности, перейти к глубинному выражению социальных, нравственно-гуманистических воззрений автора, примут или отвергнут философию жизни художника, противопоставив ей высокие идеалы, продиктованные кодексом строителя коммунизма"2.
Атсфуштьттость проблем. Возможность привлечения музыки при изучении литературных произведений, их параллельного анализа на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую не исследована. Поэтому наша экспериментальная работа, направленная на раскрытие некоторых путей и методов формирования духовных потребностей в общении с литературой и пробуждения интереса старшеклассников к музыке на упомянутой основе, является актуальной и современной. Такая работа помогает учителю осуществлять формирование духовных потребностей школьников, пробуждение их интереса к смежным с литературой искусствам, основываясь на сознательном и активном участии в постижении произведений. В частности применительно к задуманному нами исследованию этот путь помогает
Прокофьев М.А. "Советская школа к бОчлетию образования СССР.- Советская педагогика, 1972, Jfc 12, с.7.
Квятковский Е.В. Единство научно-методических принципов -важное условие повышения эффективности художественного образования и воспитания школьников.- Советская педагогика, 1979, № 9, с.42-43.
mm Q M
на конкретном литературном и музыкальном материале формировать у учащихся навыки оценочного суждения о литературном тексте и музыкальном произведении, написанном на этот текст, умения просто и выразительно выражать свои мысли и чувства о прочитанном и прослушанном и умения разбираться в идейно-художественном содержании обоих искусств.
Нахождение наиболее оптимальных форм, методов и приемов в "арсенале" педагогической мысли для выявления и реализации потенциальных возможностей литературы в формировании духовных потребностей старшеклассников на современном этапе является важной задачей педагогической науки, существенным фактором в деятельности общеобразовательной школы во всех ее звеньях. В этой связи определенную роль приобретает вопрос взаимодействия различных видов искусства в процессе обучения. Этой проблеме советская педагогика всегда уделяла внимание. Еще на заре Советской власти идея комплексного использования различных видов искусства в процессе учебно-воспитательной работы в общепедагогическом плане была провозглашена Н.К.Крупской и А.В.Луначарским. Неоднократно говорилось об этом в трудах Б.В.Асафъева, М.А.Рыбниковой, В.Н.Шацкой, где эта идея получила дальнейшее развитие. В настоящее время идея комплексного воздействия искусства на ребенка расширяется и углубляется в теоретическом плане и в практической деятельности эстетиков - Борева Ю.Б., Бурова А.И., Ванслова В.В., Разумного В.А., Скатерщикова B.K.j психологов - Божович Л.А., Леонтьева А.Н., Менченской Б.М., Шарова Ю.В.; деятелей культуры - Алексина А.Г., Михалкова СВ., Неменокого Б.М., Образцова СВ., Сац Н.И.; дидактов и методистов - Апраксиной О.А., Кабалевского Д.Б., Квятковского Е.В., Лихачева В.Т.,Филонова
_ 9 -
Г.Е. Свой вклад в решение проблемы внесли и Абдуллин Э.Б., Алиев Ю.Б., Баренбойм М.А., Верб М.А., Гембицкая Е.П., Пред-теченекая Л.М., Ригина Г.С., Юсов Б.П. и др.
Проблема взаимосвязи литературы с музыкой и другими видаки искусства нашла свое отражение и в диссертационных исследованиях Митяевой З.А., Тюленева А.К., Цшшной Н.А. В плане применения различных видов искусства в целях более глубокою раскрытия и осмысления литературного произведения, а также формирования интереса к ним и потребности в общении с ними интересны исследования Іорюхиной Э.Н., Григорович Я.Д., Давыденко А;А., Лолуа В.В. Используя искусство на уроках литературы, они внесли свой вклад в теорию педагогики и обогатили практику методическими принципами формирования духовных потребностей и интересов учащихся. Однако анализ исследований по указанной проблеме показывает, что в настоящее время еще недостаточно изучен вопрос формирования духовных потребностей старшеклассников в процессе параллельного анализа литературного произведения и привлеченного произведения того или; иного искусства в национальных регионах страны, в том числе в Армении и совершенно не изучен процесс параллельного анализа литературного и музыкального произведений на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую-. Поэтому мы считаем целесообразным и необходимым показать пути формирования потребностей и интересов старшеклассников в общении с литературой и пробуждения интереса к музыке через параллельный анализ как литературного, так и музыкального произведений с позиции переноса знаний. Актуальность нашей темы подтверждается еще и тем, что она включена в план важнейших исследований в области педагогических
- ю -
назгк на I98I-I985 годы, координируемых Академией педагогических наук СССР1,
Цель исследования - поиски оптимальных путей формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников в yc-i ловиях целенаправленного, организованного учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочное время.
Задачи исследования.
Изучить теорию и практику привлечения музыкальных произведений на уроке литературы в школах Армении, где преподавание ведется на русском языке,
Выявить условия и определить структуру процесса формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников при изучении литературы во взаимосвязи с музыкой.
Определить и обосновать основные принципы совершенствования форм и методов работы по формированию духовных потребностей и интересов старшеклассников»
Рассмотреть проблему взаимосвязи рационального и эмоционального, проанализировать соотношение между двумя этими качествами и разработать методические рекомендации по использованию вышеназванных компонентов в процессе формирования духовных потребностей и интересов учащихся. Установить на этой основе наиболее эффективные методы и приемы формирование: духовных потребностей и интересов учащихся старших классов школ Армении с обучением на русском языке в. процессе
I. План важнейших исследований в области педагогических наук на I98I-I985 годы, координируемых Академией педагогических наук СССР.-М.: АПН СССР, 1981, с.37.
~ II ~
параллельного анализа произведений литературы и музыки на основе переноса знаний.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дан анализ школьного курса литературы IX-X классов школ Армении, где преподавание ведется на русском языке в плане использования музыкальных: произведений в процессе анализа произведений искусства слова. Изучены и обоснованы факторы педагогической целесообразности привлечения музыки на уроки литературы с целью проведения параллельного анализа обоих искусств на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую, что способствует созданию бл<'згоприятных условий для формирования духовных потребностей старшеклассников в общении с литературой и пробуждения интереса к музыке. Обобщен передовой педагогический опыт по теме исследования, выявлены существенные недостатки и определены наиболее оптимальные принципы и методы привлечения музыки в процессе изучения литературных произведений. Предложена экспериментально проверенная система форм и методов работы в условиях межпредметных связей между литературой и музыкой в школах Армении с обучением на русском языке. Опытно-экспериментальная работа была организована в школе № 132 города Еревана, которая продолжалась два года: в 1978 - 1979 уч. году в IX-X классах и в 1979 - 1980 уч. году в Х-х классах.
Положения, выносимые на зашиту;
I. Использование музыкальных произведений в процессе из;тчения литературы в старших классах создает объективные условия для интенсивного усвоения литературного текста и пробуждения интереса и потребности в общении с музыкой.
Цуги и способы активизации интереса и потребностей учащихся-старшеклассников в условиях межпредметных связей мегщу литературой и музыкой в процессе параллельного анализа на основе переноса знаний из одной области искусства в другую.
Принципы отбора литературных произведений и произведений музыкального искусства для привлечения на уроки литературы.
ПРЗКТтаскоя ценность исодедо-вшд заключается в обосновании основных путей оптимизации процесса формирования духо^-вных потребностей и интересов старшеклассников при изучении литературы во взаимосвязи с музыкой. Принципы диссертанта открывают возможности выбора более эффективных форм и методов изучения на уроках литературы искусств, оказавшихся за пределами учебного плана старших классов школ, где преподавание ведется не только на русском, но и на армянском языке.
В ходе исследования разработаны и экспериментально проверены методические принципы изучения литературы в старших классах во взаимосвязи с музыкой в процессе параллельного анализа на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую» Использование этих принципов, благодаря наличию рационального и эмоционального начал, повы-^ шает познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, делает урок более продуктивным.
Предлагаемые автором методические приемы изучения литературы во взаимосвязи с музыкой в старших классах общеобразовательных школ Армении с обучением на русском языке нашли применение в практической работе, были одобрены и могут быть применены во всех национальных республиках.
- ІЗ -
Психолого-педагогическая сущность духовных потребностей и интересов
Основой исследования проблемы духовных потребностей и интересов в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой в старших классах общеобразовательных школ Армении с общением на русском языке явилось марксистско-ленинское учение о всестороннем и гармоническом развитии личности в социалистическом обществе, выводы психологии, философии, социологии и педагогики, касающиеся интереса и духовных потребностей.
Потребности и интересы являются стимулом действия, развития физических и духовных и творческих способностей, от которых зависит сущность человека, его место в обществе.
Потребности и интересы являются важным условием познания. Только с ростом познавательной активности можно добиться постоянного движения вперед, обновления и расширения знаний. В педагогическом аспекте потребность к знаниям всегда связана с интересом, выражается в ориентировочно-исследовательском отношении человека к окружающей действительности, что формирует его познавательную активность. Вопрос соотношения потребности и интереса всегда был объектом внимания ученых-психологов. Главное - это выяснение того, что вкладывается в понятия "потребность" и "интерес". Некоторые ученые: А.Г.Здравомыслов, Л.Г.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, В.П.Тугаринов считают потребность как должную необходимость в духовной жизни человека, которая постоянно требует своего удовлетворения. Она является той исходной, откуда начинается деятель-нооть. Интерес связан с необходимостью не непосредственно через потребность. Эти два понятия не идентичны, потому что интерес возникает на основе потребности и является средством ее удовлетворения1" 4. Психолог В.Т.Иванов утверждает, что потребность возникает из интереса, который опосредован необходимостью в деятельности5. Приобретая знания, человек удовлетворяет свои познавательные потребности. Однако эта удовлетворенная потребность порождает новые интересы и потребности. Об этой важной роли интересов и потребностей как стимуляторов деятельности в свое время говорил французский материалист К.Гельвеций: "Чего только мы не способны сделать под влиянием интереса"".
Вышеизложенное дает основание считать, что и потребность, и интерес возникает из стремления человека к знаниям. Однако потребность к знаниям всегда динамична, она стремится к более высокой ступени, которая именуется духовной потребностью. На этой ступени, интерес снова возвращается к потребности,чтобы удовлетворить ее недостающими знаниями, он становится более устойчивым, ибо возникает уже из известных сведений и стремится раскрыть новые стороны интересующего объекта.
В диссертации исследуется педагогический аспект формирования духовных потребностей и интересов старших школьников в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой в школах Армении с обучением на русском языке. В определении духовных потребностей и интересов мы пользовались общепринятой формулировкой: "Потребность - особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность",- отражение несоответствия между внутренними и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, более высокие, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности . Интерес - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения"2.
Кроме того следует отметить, что в психологии существует, как было отмечено выше, и понятие "духовная потребность" -потребность в познании и эстетическом наслаждении. Далее, говоря о формировании потребностей, мы будем иметь в виду духовные потребности.
Педагогические.предпосылки привлечения музыки в процессе" анализа литературных произведений
Широки и безграничны возможности литературы в формировании духовных потребностей и интересов учащихся. Задача современной педагогической науки найти пути использования этих возможностей. По мнению ученого методиста Е.В.Квятковского темпы и характер духовного развития школьников под воздействием искусства слова таковы, что вынуждают искать пути усовершенствования теории и практики обучения и воспитания на уроках литературы и во внеклассное время. Сложившуюся ситуацию в сфере приобщения учащихся к нравственно-эстетическим ценное- тям искусства он характеризует следующим образом: "... художественная литература широко вошла в жизнь современного школьника, но велик еще разрыв между тем, что она может дать ученику, и тем, что ученик в состоянии взять у нее... С другой стороны, очевидно, что более полное использование воспитательных возможностей других видов искусства - одна из основных задач современного художественного образования
0 целесообразности привлечения на уроки литературы других видов искусства четко указано и в действующей программе по литературе для общеобразовательных школ. В ней говорится, что следует всемерно и целенаправленно использовать межпредметные связи между литературой, музыкой и изобразительным искусством, что будет способствовать углублению представлений учащихся о специфике каждого искусства в отдельности. Высказывания в пользу межпредметных связей обоснованы и самим содержанием программного материала. Уже в начальных классах такие темы, как: "Устное народное творчество", "Картины природы и труда осенью (зимой, весной, летом)", "Единство и интернациональная дружба трудящихся всего мира" и т.д. предполагают обращение на уроках чтения к различным видам искусства в том числе и к музыке. В дальнейшем, когда учебный материал усложняется, и учащиеся сталкиваются с такими понятиями, как: образ, тема, сюжет, стиль, идея, композиция, народность, партийность, метод и т.д., без которых невозможно представить творчество Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, A.M. Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, изучаемое в IX-X классах, необходимость в межцредметных связях становится очевидным. Упомянутые понятия являются не только достоянием литературы, они столь же важны и для других искусств, но к сожалению учащиеся лишены возможности проследить за их проявлениями в других видах искусства. Из искусств, предусмотренных учебным планом общеобразовательной школы, только музыку проходят до УП класса. В начальных классах, наряду с приобретением знаний по музграмоте и навыков пения, учащиеся знакомятся и с некоторыми средствами музыкальной выразительности: регистр, темп, динамика, с разнохарактерными произведениями: марш, песня, танец получают некоторые сведения о музыкальных инструментах и их звучании, об оркестрах: духовой, симфонический, народных инструментов; знакомятся с жизнью и творчеством как русских и зарубежных классиков, так и советских композиторов: (И.Бах, Л.Бетховен, В.Моцарт, М.Глинка, П. Чайковский, С.Прокофьев,иД.Шэстакович, А.Хачатурян, Д.Кабалевский и др.). В среднем звене (ІУ-УП классы) учащиеся уже получают сведения о музыкальном языке: лад, ритм, метр; знакомятся с понятиями: стиль, народность, музыкальная форма. Как видим, анализ программы по музыке показал, что некоторые важные понятия, о которых было сказано выше, вовсе не затрагиваются. Снова возникает необходимость в межпредметных связях между литературой и музыкой, чтобы восполнить данный пробел. Обогащение музыкальных представлений искусствоведческими знаниями на уроках литературы, несомненно, вызовет интерес к музыкальному искусству.
Здесь мы не рассматриваем экспериментальные программы по музыке, разработанные в НИИ художественного воспитания и в НИИ школ РСФСР, где также большое внимание уделяется межпредметным связям между смежными искусствами.
Комплексное использование науки и различных видов искусства в процессе обучения и воспитания стало получать теоретй - 52 ческое обоснование еще во второй половине ПХ-го и первой половине ХХ-го веков. К этой проблеме обращались К.Д.Ушинский, Д.И.Писарев, Н.В.Шелгунов, Н.И.Пирогов, Н.Ф.Бунаков, В.Н.Ос-трогорский, С.Т.Шацкий и др.
Анализ литературных и музыкальных произведений и принципы их взаимосвязи
В основу всех действующих программ общеобразовательной школы нашей страны положен марксистско-ленинский принцип всестороннего развития личности, готовой жить и творить в условиях развитого социализма. Программа по литературе для школ Армении с обучением на русском языке не является исключением. Произведения, включенные в программу, подобраны с учетом идейно-художественной ценности, образовательной и воспитательной значимости, а также соответствия возрастным особенностям учащихся, их интересам и духовным потребностям» Тематика программы содержит в себе безграничные возможности проявления творческой инициативы учителя для выбора такой системы преподавания, которая развивала бы интерес учащихся не только к художественной литературе, но и к другим видам искусства1. Это очень важно особенно в старших классах, где у учащихся, благодаря массовым средствам информации, самостоятельному освоению произведений литературы и искусства, происходит становление более или менее осознанного эстетического отношения к ним. И вмешательство учителя с целью правильного формирования этих отношений является необходимым. Программа предполагает также совмещение урочной и внеурочной работы: кружковые занятия, диспуты, читательские конференции, литера - 63 турные вечера, где учителя, опираясь на накопленные учащимися знания в области кино, театра, живописи, музыки, смогут систематизировать их, расширить и углубить, раскрывая взаимные связи и специфику каждого отдельного искусства1. Исходя из этих возможностей программы, в своей работе со старшеклассниками при изучении творчества Н.А.Некрасова и С.А.Есенина мы обратились к музыкальным произведениям, созданным на основе их поэтических текстов. Обращаясь к музыке на уроках литературы, мы рассматриваем ее не как иллюстрацию к произведениям художественной литературы, а как самостоятельный компонент, как уже было сказано выше, в комплексном использовании искусства в процессе обучения и воспитания, который поможет учащимся шире и всесторонне осознать основную мысль как литературного, так и музыкального произведений, ибо и тот, и другой вид искусства, дополняя друг друга, создают для этого соответствующие условия. Из многочисленного перечня музыкальных произведений, написанных на тексты поэтических произведений Н.А.Некрасова, С.А.Есенина нами были отобраны наиболее доступные для восприятия, которые своей мелодичностью, сочностью гармонии и красочностью языка вызывали интерес, ответные положительные эмоции и творческую активность, что очень важно и для восприятия литературного произведения.
Для того, чтобы целенаправленно организовать экспериментальную работу, следовало выявить степень литературных и музыкальных интересов. С этой целью было проведено анкетирование в городских школах Еревана, Кировакана и сельских школах Степанаванского и Кафанского районов, где преподавание ведет - 64 ся на русском языке. Учащиеся должны были однозначно (положительно или отрицательно) ответить на предложенные вопросы (см.таблицу
Данные таблицы говорят о низком уровне литературных и музыкальных интересов учащихся. Чтобы пробудить их и поднять на более высокую ступень, нужно было найти новые формы и ме - 65 тоды преподавания литературы. Мы решили на уроки литературы привлекать музыкальные произведения и рассматривать их как самостоятельный вид искусства. Отношение к произведениям литературы и музыки как к равноценным, отличающимся лишь средствами выражения, помогает, благодаря гармоничному сочетанию разума и чувства, более полно и многогранно осуществлять формирование интересов учащихся. Живой образ для учащихся всегда убедительнее логических доказательств, тем более, что они в большинстве своем мыслят живыми образами "... живые образы запоминаются на долгие годы",- говорила Н.К.Крупская1. "Союз" разума и чувства дает, несомненно, более эффективный результат в процессе обучения и воспитания школьников. Конечномерно то, что учащиеся должны уметь анализировать, рассуждать о предмете познания, абстрагировать, делать логические умозаключения и т.д., но живой образ для ребенка более убедителен. Вот почему мы считаем, что очень важно изучать в школе литературу во взаимосвязи с другими видами искусства, которые вносят свой вклад в становление личности учащегося, в формирование его знаний и умений, взглядов, убеждений и эстетических вкусов. Что касается привлечения на уроки литературы музыки, то нужно сказать, что музыка воздействует на ту сферу мира человека, которая, на наш взгляд, не поддается ни понятийному, ни даже словесному выражению. Поэтому ясно, что она может (в чем мы в дальнейшем убедились) сыграть немаловажную роль в "расшифровке" подтекста литературного произведения. П.И.Чайковский писал: "Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности. Это возбудило бы насмешки и показалось бы комично... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?"1
Встречаясь в одном русле, поэзия и музыка становятся хорошим условием для решения задач, поставленных перед общеобразовательной школой по воспитанию духовных потребностей.
Привлечение музыки в процессе анализа литературного произведения как условие формирования духовных потребностей и интересов учащихся
Для выяснения теоретических знаний, необходимых для анализа произведений мы провели опрос учащихся IX-X классов.На вопрос - какие музыкальные жанры им известны и в чем их отличительные признаки, ответило всего 37$ учащихся 1Х-го класса и 42$ - Х-го класса, да и то только на первую половину вопроса. Об отличительных признаках музыкальных жанров ответило всего 11$ учащихся ГХ-го класса и 14$ - Х-го класса. На второй вопрос - какие им известны музыкальные формы, и по каким признакам одна форма отличается от другой ответило 26$ учащихся 1Х-го класса и 29$ - Х-го класса, и снова ответы в основном относились к первой части вопроса. На вторую часть вопроса о признаках, отличающих одну музыкальную форму от другой, ответило 16$ учащихся IX-го класса и 21$ - Х-го класса. На третий вопрос - какие им известны средства музыкальной выразительности и как они влияют на художественные достоинства произведений, ответило 30$ учащихся К-го класса и 34$ - У-го класса. Следует отметить, что сравнительно полные ответы давали учащиеся, которые получили специальную подготовку в музыкальных школах, студиях и салонах. Такие поверхностные теоретические знания не могли служить базой для анализа музыкаль - 74 ных произведений, поэтому, чтобы восстановить пробел, кроме классных занятий мы проводили и внеклассные занятия по музыке; К этим занятиям тщательно готовились, потому что от них зависела наша дальнейшая работа, В процессе занятий мы должны были вооружить учащихся необходимым минимумом теоретических знаний, а также умений анализировать литературные и музыкальные произведения, умения находить сходства и различия между двумя искусствами, разграничивать существенное и несущественное в них, обобщать свои знания, навыки и уменья и варьировать ими в новых условиях и, наконец, выявить их творческие возможности через непосредственное участие в работе.
Для сопоставления музыкальных произведений, написанных на один и тот же текст мы взяли русскую народную песню "Ой, полна, полна коробушка" на слова Н А,Некрасова в обработке С.Булатова под названием "Коробейники" и в обработке А.Ивано- ва под названием "Ой, полна, полна коробушка". Обе песни об- работаны для голоса в совпровождении баяна. Несложность для исполнения и доступность для восприятия соответствовали нашей задаче - дать некоторый минимум теоретических знаний и умений анализировать музыкальные произведения и возможность творческого проявления учащихся. Первое занятие носило организованный характер: были отобраны те, кто владел игрой на музыкальных инструментах. Их оказалось достаточно для квинтета из двух мандолин, двух гитар и аккордеона. Ш было дано задание выучить два варианта песни. Оригиналы написаны в ми-миноре,но мы транспонировали их в ре-минор, так как в этой тональности детям легче было играть и петь. Потом были отобраны певцы (три девочки и три мальчика) С музыкантами и певцами занимался преподаватель музыки школы. Одному из учеников было поручено подготовить маленькое сообщение о литературном тексте, дать некоторые сведения о композиторах, обработавших народную песню. Остальные учащиеся должны были самостоятельно прочесть всю поэму "Коробейники", чтобы могли бы принять активное участие в работе. На следующем занятии учащиеся выяснили, что поэма "Коробейники" - первое крупное произведение Н.А.Некрасова, где чувствуется стремление поэта быть "истинно народным". Об этом говорят форма и содержание поэмы, близкое устному народному творчеству и то, что посвящена она другу и приятелю Н.А.Некрасова крестьянину Гавриле Яковлевичу. Потом короткое сообщение о композиторах. Все с нетерпением ждали исполнения песни. Это чувствовалось по тому, как учащиеся сидели беспокойно, все время переглядываясь с музыкантами и певцами. Наконец наступило время исполнения песни. Все затихли. Звучит песня "Коробейники" в обработке С.Булатова. Учащиеся слушают внимательно. У одних улыбка у рта, у других в глазах выражение восторга, третьи недоумевают: "Неужели это Ва-ник так хорошо играет?! Это здорово!" Песня закончилась. Возгласы одобрения в адрес исполнителей, смех, радость, рукопожатия, просьба сыграть еще раз. На этот раз была исполнена песня "Ой, полна, полна коробушка" в обработке А.Иванова. Нас интересовало смогут ли почувствовать слушатели разницу в исполнении. Как и следовало ожидать, многие учащиеся с самого начала почувствовали разницу в ритме и характере. Это чувствовалось по их четким телодвижениям в ритм мелодии. Этот вариант также был прослушан с удовольствием. По просьбе учащихся оба варианта были исполнены повторно. Разбор произведений мы старались делать так, чтобы привить учащимся навыки переноса знаний из одной области искусства в другую, что, несомненно, способствует обогащению восприятия и постижения учащихся. Поэтому на первоначальном этапе мы старались помочь оперировать уже известными им литературными понятиями и терминами, как народность, идейность, социальная позиция и убеждения и др. при анализе музыкальных произведений, а также опираться на музыкальные знания при анализе литературных произведений, И чтобы дать нужное направление высказываниям учащихся, мы выбрали форму общения через вопросы и ответы. Вопрос: Что можно сказать о прослушанных песнях? Ответ: Прослушанные песни являются обработками разных композиторов русской народной песни "Ой, полна, полна коробушка" на один и тот же поэтический текст Н.А.Некрасова. В них сохранился характер народной песни. Вопрос: В чем разница между песнями в обработке композиторов С.Булатова и А.Иванова? Ответ: Песня С.Булатова "Коробейники" более сдержанная, ровная, исполняется не очень громко, только в некоторых куплетах, когда певец поет на высоких звуках (нотах), появляется сила звучания. Песня же "Ой, полна, полна коробушка" в обработке А.Иванова более живая, задорная, громкая, хочется танцевать. Вопрос: В какой форме написаны песни? Ответ: Песни написаны в простой одночастной куплетной форме. Только в варианте С.Булатова две последние строчки четверостишия повторяются, а у А.Иванова вместо этого идет инструментальный "отыгрыш". Вопрос: Каково музыкальное сопровождение обеих обработок? - 77 Ответить на этот вопрос мы попросили акоордеониста, потому что он воспроизводил аккомпанемент баяна и мог точнее ответить на данный вопрос.