Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Сергина Елена Анатольевна

Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы
<
Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сергина Елена Анатольевна. Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Петрозаводск, 1999 172 c. РГБ ОД, 61:00-13/877-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования на междисциплинарном уровне

1.1. Проблема экологического образования и воспитания в современных научных исследованиях 9

1.2. Экологическая культура старшеклассников как базовая категория исследования 33

1.3. Литература как средство формирования экологической культуры школьников

Глава 2. Педагогические условия и процессуальные особенности формирования экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы

2.1. Проблема экологического воспитания и образования в опыте современной школы 59

2.2 Диагностика экологической культуры школьников 77

2.3. Особенности процесса формирования экологической культуры средствами литературы 86

2.4. Педагогические условия построения и реализации этапа формирующего эксперимента 104

2.5. Сравнительная характеристика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию

экологической культуры старшеклассников (рефлексивно-оценочный этап) 128

Заключение 153

Библиография 157

Введение к работе

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки

исследования на междисциплинарном уровне

1.1. Проблема экологического образования и

воспитания в современных научных исследованиях 9

1.2. Экологическая культура сташеклассников как

базовая категория исследования 33

1.3. Литература как средство формирования
экологической культуры школьников

Проблема экологического образования и воспитания в современных научных исследованиях

Проблема экологического образования хотя и не является новой для современной педагогической науки, но приобретает сегодня глобальное, актуальное звучание. На протяжении последних лет ей уделяется много внимания, как в теории, так и на практике. Это может быть объяснено двумя причинами: во-первых, её появление связано с деятельностью человека, часто губительной для окружающего мира; а во-вторых, вопрос о разрешении этой проблемы определяется отношением человека к своей деятельности и её результатам.

Как отмечает доктор философских наук Н.М.Мамедов в статье «Социально-экологические исследования: основания и проблемы понимания», «беспрецедентное развитие экологии по экстенсивной и интенсивной линии обусловило формирование в современной науке качественно новых, интегративных по своему существу, исследовательских направлений. Важнейшими среди них являются экология человека, глобальная и социальная экология. Данные направления вносят существенно новый момент в традиционную градацию наук на общественные, естественные и технические, позволяют несколько по-иному смотреть на их проблематику и функциональную предназначенность» (110, с.64).

Появление таких наук, как экология человека, экология языка, экология нации и т.д., говорит не столько о дифференциации одной науки, сколько о формировании интегрированного, универсального подхода к различным объектам, явлениям и актам действительности с учётом их диалектического единства и разнообразных взаимосвязей. Такой подход может быть назван, как нам представляется, экологическим.

Экологический подход ориентирован на рассмотрение любого объекта в неразрывной связи с окружающей средой. Он направлен на выявление его связей, закономерностей взаимодействия с внешним окружением, тех необходимых предпосылок и условий, которые обеспечивают его существование и развитие. Это и есть конкретизация принципа целостного познания, позволяющая выявить и разграничить внутренние и внешние факторы детерминации развития субъекта.

Данный подход был впервые использован в сфере биологической экологии, но этот факт не даёт оснований считать его сугубо биологическим методом. Экологический подход однозначно не связан с биологической формой существования и движения материи. Сейчас он выступает концептуальной основой не только экологических дисциплин биологического цикла (экологической генетики, цитологической экологии, аутэкологии, синэкологии, биогеоценологии), но и физической, химической, инженерной, космической экологии, экологии города, экологии нации, языка и т.д. Он же служит основой становления экологии биосферы (или глобальной экологии), экологии человека и социальной экологии.

Экологических подход позволяет уточнить предметы экологических дисциплин. Так, согласно этому подходу, в экологии человека в качестве «основного» объекта рассматривается человек и исследуется его взаимоотношения с природной, социальной, технологической сферой. В глобальной экологии - 'биосфера, в данной дисциплине и исследуются взаимоотношения биосферы с техногенными и космическими процессами, происходящими в недрах Земли. В социальной экологии рассматривается общество и изучаются закономерности его взаимодействия (или отдельных его подсистем) с окружающей природной средой.

Целевая установка этих дисциплин существенно отличается. Экология человека ориентирована на решение проблем сохранения и развития здоровья населения; глобальная экология - на сохранение сложившихся физико-химических, биологических параметров биосферы в условиях её преобразования; социальная экология - на выявление и поддержание оптимальных предпосылок общественного прогресса.

Возникают серьёзные трудности при разграничении экологии человека, социальной и глобальной экологии, что обусловлено взаимосвязанностью объектов их исследования. Так, встречающееся отождествления экологии человека и социальной экологии в какой-то мере связано с нерешенностью проблемы человека. Так, если в западной науке акцент обычно делается на природной, биологической стороне человека, то в нашей - человек порой рассматривается только как носитель социальных отношений. Вне Поля зрения при этом остаётся его биосоциальная сущность, делающая человека активным творческим фактором, субъектом исторического процесса.

Объекты социальной и глобальной экологии Также пересекаются. Общество взаимодействует, прежде всего с биосферой, и всякие изменения в последней в конечном итоге отражаются на обществе, порождая различные социально-экономические коллизии. Поэтому та часть глобальной экологии, которая исследует изменения биосферы под воздействием антропогенных факторов, непосредственно связана с социальной экологией. Как отмечает доктор философских наук Н.М.Мамедов, будущее системы «общество-природа» не является предопределённым, а зависит, прежде всего, от характера деятельности общества, его ценностей и целей. Необходимо поэтому знать возможные последствия воздействия на окружающую среду, чтобы выбрать наиболее оптимальные направления деятельности (1І2).

Очень ценным в этом отношении может оказаться опыт прошлых поколений, отражённый в культурных памятниках, в литературе, в частности; с этих позиций уместно рассмотреть систему отношений «общество - природа», отражающую экологический опыт прошлого.

Анимистические представления, господствовавшие при первобытнообщинном строе, препятствовали выделению человека из природы. Но уже в конце верхнего палеолита возникает экологическое противоречие, вызванное исчезновением крупных травоядных, которое многие палеонтологи объясняют чрезмерной охотой на них.

В философии древнего Востока долгое время оставалось непреходящим этическим императивом обожествление природы и преклонение перед ней. «Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности» (17, 183). Такое отношение к миру существовало до начала XX века и сохраняется в традиционных школах и поныне.

Древняя Греция испытала сильнейшее влияние Востока, но с развитием хозяйственной деятельности природные явления перестали восприниматься как божественные. Возникает поиск норм поведения человека в природе и в мире самого человека. Природа берётся за исходное, а человек - её часть.

В эпоху средневековья прагматичное отношение к природе было придавлено господством церкви. Духовная жизнь в Европе определялась положениями о том, что на земле необходимо жить в самоотречении, чтобы попасть s рай.

Зарождение капитализма изменило ценностные ориентации. Европа испытала влияние арабо-мусульманской культуры, с её динамичностью и прагматизмом. Природа стала рассматриваться как «собственный дом, в котором предстоит жить, а не чужая страна, которую следует разорять» (там же, с.230).

Развитие машинного производства и усиливающееся разделение труда привело к тому, что человеку стало интересно делать открытия в области природы и искусства. Идея христианства о том, что бог предназначил человеку владычествовать над всем живым на Земле и над самой Землёй заслуживал всё большего внимания, что привело в конечном итоге к широкому распространению установки на господство над природой. «Развивающаяся буржуазная торгово-промышленная практика отбросила, как ненужный романтический идеал природы и свела отношение к ней как к объекту, основанному на трезвом расчёте технического использования» (69, с.18). Особенно тщательно это философское направление развивалось в трудах Бэкона и Декарта.

Экологическая культура старшеклассников как базовая категория исследования

Толковый словарь С.И.Ожегова (М.,87, с.252) определяет одно из значений понятия культура как высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение.

Связывая такое определение с экологией, можно предположить, что экологическая культура это высокий уровень отношения человека к окружающему миру, высокое развитие его экологического сознания.

Но .необходимо учитывать и другое значение термина 'культура' -человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей) (БЭС -М., 1981, с.677) Такой подход к определению культуры, дает возможность считать её компонентами, кроме экологического сознания, экологические убеждения, экологические умения и навыки, экологически целесообразное поведение.

В современной педагогической и философской литературе не сложилось единого определения экологической культуры (ЭК). Рассмотрим отдельные точки зрения по этой проблеме.

Экологическая культура представляет собой совокупность знаний, умений, социальных и инженерных норм, руководствуясь которыми, человек осознаёт себя (и соответственным образом действует) как часть природной среды и как субъект, ответственный перед собой, живущими и последующими поколениями (15ІС.121).

Понятие экологической культуры вызывает множество толкований, что связано, в первую очередь, с различным пониманием самого термина «экология». этапы становления экологического общественного сознания человечества. Экологическая культура, являясь основой мировой культуры, проявляется в положительном сознательно-экономическом опыте, который характеризуется глубоким сознанием экологических проблем, отражающих определённый исторический уровень и характер взаимоотношений в системе «общество-природа» и определённые этапы движения человечества к ноосфере. Экологическая культура основывается на совокупности экологических знаний и экологических умений. Но не менее важной оказывается для её формирования и экологическая деятельность.

Г.И. Данильченко считает экологическую культуру составляющей социальной деятельности, системным образованием, интегрирующим все виды деятельности людей в природе, частью общей культуры человека.

А.Н. Леонтьев трактует экологическую культуру как активную форму отношения к миру, связанную с целесообразным его изменением и преобразованием (105, с.8). Ответственное отношение к природе выражается прежде всего в отношении к ней как объекту и предмету труда, к деятельности по её охране, которая соответствует правовым нормам высокой морали (там же, с. 10). Экономическая культура выражается в способности и возможности человека сознательно, т.е. намеренно, добровольно, выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определённого экологического результата. Целью экологически целесообразного поведения являются поступки по воспроизводству сил природы, нанесения наименьшего вреда и ущерба эстетическим и моральным ценностям, направленные на сохранение природы для будущих поколений.

Н.С.Дежникова, раскрывая значение данного понятия, в статье «Экологическая культура: грани восприятия» пишет: «Экологическая культура -это материальное сознание в поступках, словах и делах людей, ибо дела - это своеобразная проекция образа мыслей человека» (24, с.20-23).

Вопрос определения понятия экологической культуры приобретает в последние 10 лет чрезвычайно важное значение. Меняется под воздействием социальных процессов мировоззрение нации и отдельных людей. По мнению Н.Н.Моисеева (120, с.42) и СН.Глазачева, новое мировоззрение предполагает биоцентрический взгляд на природу. Общество должно соизмерить свои' потребности с возможностями биосферы... человеческий интеллект должен взять на себя заботу и ответственность за судьбу планеты. Её дальнейшее развитие должно теперь стать направляемым, ориентированным на общие цели» (119, с.216). Биоцентрический взгляд предполагает необходимую для такой перестройки хода мировой истории совокупность знаний, которая позволит не только описывать развитие ноосферы, но и регулировать изменение её характеристик в зависимости от тех или иных действия людей и их целей. Такая точка зрения опирается на философский и научный опыт многих учёных предшествующих столетий: Канта, Руссо, Гердера, Шеплинга, Гегеля, Циолковского, Фадеева, Вернадского и др. В этой связи заслуживает поддержки определение экологической культуры как положительного социально-экономического опыта, накопленного обществом и зафиксированного в материальной и духовной культуре (116).

Формирование экологической культуры имеет большое эвристическое значение для определённых этапов движения человека к ноосфере. Каждый человек на своём индивидуальном пути к «экологическому сознанию» проходит этапы становления экологического общественного сознания человечества. Экологическая культура, являясь основой мировой культуры, проявляется в положительном сознательно-экономическом опыте, который характеризуется глубоким сознанием экологических проблем, отражающих определённый исторический уровень и характер взаимоотношений в системе «общество-природа» и определённые этапы движения человечества к ноосфере. Экологическая культура основывается на совокупности экологических знаний и экологических умений. Но не менее важной оказывается для её формирования и экологическая деятельность.

Г.И. Данильченко считает экологическую культуру составляющей социальной деятельности, системным образованием, интегрирующим все виды деятельности людей в природе, частью общей культуры человека.

А.Н. Леонтьев трактует экологическую культуру как активную форму отношения к миру, связанную с целесообразным его изменением и преобразованием (105, с.8). Ответственное отношение к природе выражается прежде всего в отношении к ней как объекту и предмету труда, к деятельности по её охране, которая соответствует правовым нормам высокой морали (там же, с. 10). Экономическая культура выражается в способности и возможности человека сознательно, т.е. намеренно, добровольно, выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определённого экологического результата. Целью экологически целесообразного поведения являются поступки по воспроизводству сил природы, нанесения наименьшего вреда и ущерба эстетическим и моральным ценностям, направленные на сохранение природы для будущих поколений.

Проблема экологического воспитания и образования в опыте современной школы

Проблема экологического образования и воспитания в работе современной школы занимает достаточно важное место. Обнаруживаются различные подходы к формированию экологических знаний, ценностных ориентации на природу, экологической культуры в целом.

Знакомство с работой отдельных школ в этом направлении позволяет нам сделать вывод о том, что основную роль в -экологическом образовании и воспитании школьников выполняют учебные предметы естественнонаучного цикла, а также интегрированные курсы типа «Экология». Уроки литературы часто оказываются вспомогательными, скорее иллюстрирующими. Тем ценнее оказывается опыт отдельных учителей по использованию средств художественной литературы в процессе формирования экологической культуры старшеклассников, школьников вообще. Рассмотрим систему работы учителя русского языка и литературы Чайковской средней школы, отличника народного просвещения В.Ореховой. Учитель работает в школе экологической направленности, что определило, в конечном счёте необходимость включения уроков литературы в процесс формирования ответственного отношения к природе как одной из сторон нравственного, патриотического, эстетического воспитания. По мнению учителя, «экологическое воспитание направлено на формирование привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности. Нужно воспитать в ребёнке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное... Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе (Народное образование, №5, 1998, с.97) Интеграция курсов литературы, риторики и экологии позволила В.Ореховой реализовать эти задачи. Учебная программа интегрированного курса представлена в логике: — я Направления работы, определенные в таком порядке,по утверждению педагога, позволяют конкретизировать уровни формируемых отношений школьника к окружающему миру и самому себе. Работа учителя и учащихся над словами позволяет не только развить речь школьников, но и упрочить их взгляды, сформировать убеждение. Как считает В.Орехова, богатый литературный материал оказывает эмоционально-эстетическое влияние на уровень развития учащихся (134, 96 -101).

Поучительный опыт экологического воспитания накоплен учителями школы № 13 г. Петрозаводска. Одно из направлений в этом опыте - связь природоведения и литературы. Такая работа начиналась в младших классах. По мнению учительницы Соколовой Е.В. использование на уроках природоведения литературных текстов благотворно сказалось на интересе детей к вопросам природоохранной деятельности человека. Учительница начальных классов Лотто Т.Н. обогатила опыт коллеги, разработав систему интегрированных уроков на основе природоведения, русского языка и математики. В ходе трехлетней целенаправленной работы как эффективные зарекомендовали себя такие методы обучения, как составление экологических басен, рассказов, загадок, создание экологических газет, конкурсы экологических плакатов, написание творческих работ (стилизация под сказку и др.). о результативности такой работы свидетельствует тот факт, что учащиеся Е.В.Соколовой заняли первое место на экологической олимпиаде младших школьников г. Петрозаводска.

Изучая опыт учителей по формированию экологических знаний и убеждений, мы познакомились с интересной работой учителя русского языка и литературы школы №17 г.Петрозаводска Задорожнюк Е.М. Экологическое воспитание подростков является составной частью деятельности школьного этнографического центра, созданного и возглавляемого Еленой Михайловной. Программа работы центра кроме других аспектов, предусматривает знакомство с культурой сельского жителя Карелии на примере истории и быта жителей Прионежского района. Эта работа рассчитана на длительный период и предполагает различные формы деятельности учеников: сбор фольклорного и лингвистического материала, изучение традиций, знакомство со взглядами и верованиями сельчан, проведение календарных и семейных празднеств в игровой форме и т.д. Учащиеся под руководством учителей и работников музея изучают календарно-бытовой фольклор, в котором отражена наиболее древняя форма отношения человека к природе. Они анализируют народные приметы, названия месяцев, заговоры на природные явления. Отмечая народные празднества: Рождество, Крещение, Пасху и др., школьники готовят костюмы, традиционные блюда, и соответственно обычаю - гадают, водят хороводы, колядуют, жгут Масленицу, плетут берёзе косу... Необходимо отметить, что в течении учебного года в этнографическом центре не было случая непосещения занятий или отказа выполнить какое-либо задание.

В первой главе была раскрыта необходимость осуществления системного подхода к формированию ЭК школьников! С целью достижения такого подхода педагог вынужден выполнять диагностирующую, прогнозирующую, корректирующую, организационную, стимулирующую, компенсаторную и анализирующие функции, воздействуя на сознание, чувства и волю учащихся. Реализация данного подхода в формировании эк учащихся 6 класса средствами литературы осуществляется на 'урках учителя Видлицкой средней школы Архиповой Т.Ю.

Выбрав для наблюдения программные уроки литературы, посвященные изучению сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца", мы проследили за реализацией основной цели развития у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе и литературе о ней. Уроки строятся по плану, продиктованному логикой самого произведения: 1 урок: Главный герой были-сказки - Природа. 2 урок: Человек и природа. 3 урок: Мудрость человека и мудрость природы.

Уже к первому уроку учитель предлагает' детям самостоятельно ознакомиться с текстом, в результате чего у школьников сложилось целостное представление о произведении. На уроке шестиклассникам выписывают всех героев повести, пытаясь определить главных.

Цель этой работы - помочь увидеть, что кроме активно действующих Митраши, Насти, Травки, героями могут быть люди, уже умершие (мать, отец детей, Антипыч), растения, дикие животные.

При повторном чтении учащиеся добавляют к героям волка, лося, тетерева, ель и сосну. Учитель задает вопрос: "А как это все назвать одним словом?". Так ученики приходят к определению "природа", к мысли о том, что природа тоже является главным героем произведения.

Знакомя школьников с жанром повести, Татьяна Юрьевна показывает, каким образом переплетаются сказка и быль. К сказочным элементам были отнесены ель и сосна, способные плакать над поссорившимися детьми, само описание природы, ее помощь детям в осознании себя людьми. К были - рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без родителей, об отношении к ним соседей, о их трудолюбии, описание их похода за клюквой. Реалистична и история Антипыча. Важно отметить, что учитель дает знания о жанре худ. произведения.

Диагностика экологической культуры школьников

Проблема формирования экологической культуры старшеклассников в школьной практике связывается в первую очередь с естественнонаучными дисциплинами, с внедрением в школьное обучение курсов "охрана природы" или курсов по краеведению. Некоторые работы педагогов по определению места и роли гуманитарных предметов в процессе экологического образования (И.Д.Зверев, ИТ.Суравегина, А.А.Сотникова, В.М.Акимова, М.Б.Шеломенцева, А.Д.Балабуха, А.Ф.Бритиков, Н.Г.Павлов, Е.В.Коваленко, А.Л.Коваленко, Е.П.Щеглова, Ю.М.Шульман) предлагают опыт использования средств литературы и искусства. Но, к сожалению, использование этого опыта не является массовым, проведение экологических уроков литературы, изобразительного искусства, музыки, обществоведения носит разовый характер. Такие уроки часто не взаимосвязаны, что мешает формированию целостного, устойчивого отношения школьника к природе.

Теоретический анализ педагогической литературы, осмысление ведущих концептуальных идей формирования экологической культуры личности позволили нам сделать вывод о возможности и значимости формирования ценностей ориентации на природу средствами литературы, вывод о необходимости использования уроков литературы в процессе формирования экологической культуры старшеклассников.

На следующем этапе диссертационного исследования в опытно-экспериментальной работе решались следующие задачи:

1. Провести исследование уровня сформированоости экологической культуры старшеклассников (по школам республики Карелия).

2. Проанализировать возможности уроков литературы спецкурса «Литература и экология» в формировании экологической культуры старшеклассников.

3. Разработать и опытно-экспериментальным путём апробировать технологию формирования экологической культуры школьников.

4. Разработать программу спецкурса по совершенствованию процесса формирования экологической культуры средствами литературы.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика уровня сформированности экологической культуры старшеклассников школ республики Карелия и Ленинградской области.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы особое внимание обращалось на состояние и результативность работы школы по формированию ценностной ориентации школьников на природу.

Основными компонентами диагностики были избраны самодиагностика как основа для самооценки и условие саморазвития школьника, а также оценки учителей, одноклассников, родителей и анализ результатов продуктов деятельности.

В начале опытно-экспериментальной работы были определены критерии оценки воспитательного процесса в соответствии и предметом, целью, задачами и гипотезой исследования. Проектировался объективный результат эксперимента, т.е. процесс формирования экологической культуры школьника, а также исходный, промежуточный и конечный результаты этого процесса.

Изучались интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая сфера личности.

Сложность критериев оценки уровня сформированности экологической культуры личности и их многоплановость привела к необходимости выделить основной показатель воспитанности. Позиция З.И.Васильевой, заключающаяся в том, что репрезентативным показателем воспитанности является наличие определённых нравственных и социальных качеств, а также определение М.И.Шиловой качества личности как результата и обобщённого выражения устойчивых отношений личности, её деятельности и поведения, помогли разработать методику исследования.

Изучались мнения, суждения учащихся старших классов об экологической деятельности, о характере экологических отношений, состоянии экологической среды, о роли науки, искусства, литературы в формировании экологической культуры человека и т.д., проводилось исследование экспертных оценок отношения школьников к природе, уровня эмоциональности восприятия ими экологических проблем, уровня деятельностной активности.

Таким образом, диагностировались не только сумма экологических знаний но и эмоциональное отношение, ценностная ориентация учащихся на природу, их экологическая активность как выражение внутреннего, субъективного образования.

Принимая во внимание положение о том, что компонентом мотивационно-ценностной ориентации личности являются убеждения и соглашаясь с мнением Т.К.Ахаян, что «убеждения рассматриваются как сплав знаний, чувств и практического опыта» (14, с.4 -8), можно считать одним из важных критериев оценки уровня сформированности экологической культуры старшеклассника показатель степени сформированности его убеждений.

Мы выделили три уровня экологических убеждений:

I Формально-эмоциональный («нравится», «красивый пейзаж», «размеры экологической катастрофы пугают, но что мы, школьники можем сделать?» и т.д.) Показателями убеждений этого уровня является владение экологическими знаниями, осознание экологической ситуации, понимание эстетической ценности природы, но в то же время чувства сопереживания, чувства сопричастности и личной ответственности за судьбы живого учащийся не ощущает.

Похожие диссертации на Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы