Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Казначеева Наталья Николаевна

Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы
<
Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казначеева Наталья Николаевна. Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 245 c. РГБ ОД, 61:01-13/916-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические и методические основы развития гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения русской классической литературы 15-91

1 Источниковедческие исследования проблем гуманизма и формирование гуманистического мировоззрения личности средствами русской классической литературы 15-59

2 Особенности развития гуманистического мировоззрения старшеклассников 59-91

Выводы 92-95

Глава II Совершенствование процесса развития гуманистического мировоззрения учащихся средней общеобразовательной школы средствами русской классической литературы 96-172

1 Повышение мировоззренческого потенциала обучения средствами русской классической литературы как важное средство совершенствования процесса развития гуманистического мировоззрения старшеклассников 96-141

2 Характеристика опытно-экспериментальных методик развития гуманистического мировоззрения учащихся 141-158

3 Результативность исследования и методические рекомендации для школ 158-172

Выводы 173-175

Заключение 176-177

Библиография 178-197

Приложение 198-

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы развития гуманистического мировоззрения средствами русской классической литературы определяется рядом общественных изменений и деятельности общеобразовательной школы в

современных условиях духовного кризиса, признаками которого, с одной стороны, являются наблюдающаяся утрата нравственных ориентиров, переориентация ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические, отрыв от традиций, ценимых народами России на протяжении многих веков, подмена идеалов культуры нашего Отечества образцами массовой субкультуры Запада, что порождает негативизм, примитивизм, аморализм поведения как явления разрушения личности. С другой стороны, отмечается стремление ученых, общественных деятелей, педагогов-практиков осмыслить наметившиеся позитивные перемены в социально-культурной жизни, обосновать систему ценностей, на которых следует воспитывать молодежь. В таких условиях русская классическая литература есть реальный источник "всечеловеческих" (Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М., 1989. - С. 45) ценностей - гуманизма, патриотизма, благородства, нравственной чистоты; она выступает как первостепенная основа для осуществления принципов гуманизации и гуманитаризации образования. Развитие гуманистического мировоззрения подрастающего поколения -важнейшая задача, стоящая перед современной школой. Гуманизация просвещения может стать основой новой философии, которая способствует формированию уникального гражданского менталитета, т.е. воспитанию человека с гражданским, национальным самосознанием, гуманистическим мировоззрением.

Для развития гуманистического мировоззрения старшеклассников современная школа делает немало, но задачи становления личности, основой которого является принцип воспитания в обучений, реализуются недостаточно, отдается предпочтение решению лишь образовательных задач урока. Для

формирования гармонически развитой личности необходимо осуществлять в школе целенаправленную воспитательную деятельность.

Этому могут служить потенциальные возможности предметов гуманитарного цикла, литературы в особенности как важнейшей составляющей части мировой художественной культуры, источника общечеловеческих и

национальных ценностей.

Мировоззренческий потенциал русской классической литературы XIX века служит целям обогащения воспитательного процесса. Педагог-словесник на основе воспитательного принципа имеет уникальную возможность активно влиять на развитие подрастающего поколения силою художественного слова лучших образцов русской классической литературы, воспитывать школьников в духе ее великих гуманистических идей.

Таким образом, выбор темы исследования "Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы" и ее актуальность обусловлены недостаточной разработанностью данной проблемы, потребностью воспитательной практики школы в развитии духовного потенциала личности, ее национального, гражданского самосознания. Процесс развития гуманистического мировоззрения учащихся в условиях современной общеобразовательной школы остается мало исследованным. Не учитываются в практике воспитания учащихся негативные явления, проявляющиеся в массовом сознании. Ставится под угрозу духовная сфера личности школьника, не имеющего достаточного социального опыта, мировоззренческой зрелости, нравственной устойчивости. Практически недостает научно-методических исследований, направленных на изучение процесса развития гуманистического мировоззрения средствами литературы.

Необходимо также определить методы, приемы, виды и формы учебной

деятельности, способствующие развитию гуманистического мировоззрения старшеклассников.

Актуальность данного исследования заключается в особенности и в том, чтобы в воспитании и обучении гуманистические мировоззренческие идеи русской классики становились убеждениями старшеклассников, а идеалы патриотизма, гражданственности и высокой нравственности - составляющими их личности в условиях демократизации и повышения культуры современного общества.

Мы рассматриваем развитие мировоззрения как процесс качественного перехода от усвоения знаний к осознанным взглядам, эмоционально-прочувствованным, личностно-значимым, что в конечном итоге при определенной самостоятельной, творческой работе становится убеждением как основным компонентом в структуре формирующегося мировоззрения, а убежденность - качеством личности.

При этом непременно учитывается степень умственной, духовной зрелости, широта кругозора, развитие способностей творчески оценивать в литературе как важнейшем виде искусства и в реальной жизни события, явления, жизнедеятельность личности.

"Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка. Каждая концепция обучения, которую сформирует педагог, включает в себя (осознает он это или нет) определенную концепцию развития, которая опирается на соответствующую теорию образования" (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. - С. 155).

Мы разделяем мнение психолога А.К. Марковой, что нельзя противопоставлять становление учебной деятельности и развитие личности, считая их независимыми векторами развития, а также нельзя упрощенно устанавливать связь между уровнем сформированности деятельности и качествами личности школьника (Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности школьников. - М., 1982. - С. 27).

В процессе учебной и опытно-экспериментальной работы, проводимой нами в экспериментальной средней школе № 18 г. Павловского Посада, а также

в ряде общеобразовательных школ гг. Павловского Посада и Орехово-Зуево, формируется мотивация, аргументированность, осознанность теоретических положений, категорий, законов науки и творческой деятельности писателей, мыслителей, идеи которых представляют особую актуальность в становлении и развитии личности и ее мировоззрения.

Краткая характеристика состояния проблемы исследования.

В области философии, психологии, педагогики и методики преподавания литературы исследования сущности гуманистического мировоззрения и особенностей его развития у учеников имеют глубокий и всесторонний характер и представляют собой достаточную научную основу для дальнейшего разрабатывания данной проблемы.

В философских трудах Абульхановой-Славской К.А., Алексеева М.Н., Алексеева П.В., Андреевой Г.М., Буевой Л.П., Коблякова В.П., Кулаева К.В., Митрошенкова О.А., Овчинникова B.C., Фролова И.Т. и других ученых исследуются философские и социальные аспекты мировоззрения и проблемы гуманизма в целом.

В психологических исследованиях Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Г.Е. Залесского, Б.М. Кедрова, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.А. Менчинской, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, Б.М. Теплова, Т.С. Тамбовцевой, Т.К. Мухиной выделены важнейшие функции развития личности, ее сознания и структура закономерностей процесса формирования мировоззрения учащейся

молодежи.

Значителен вклад Э.И. Моносзона и P.M. Роговой в разработку методологических и теоретических проблем формирования мировоззрения личности, в обоснование критериев развития мировоззрения учащихся. Проблемы формирования духовности, соотношения мировоззрения и морали, становления нравственного и эстетического сознания школьников отражены в научных исследованиях О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.И. Петровой, З.И Равкина, Т.Б. Игнатьевой, Э.П. Козлова, В.М. Коротова, Г.Н.

Филонова.

і

В работах Ю.Б. Алиева, Е.А. Бодиной, А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Л.П. Печко, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова и других ученых раскрывается специфика процесса формирования эстетических взглядов, убеждений, идеалов

средствами искусства.

Формирование мировоззрения старшеклассников при изучении литературы исследовали в разных аспектах ученые О.Ю. Богданова, Г.И. Беленький, Л.И. Дубинская, В.Н. Жукова, Н.И. Кудряшев, Г.В. Мухаметзянова, Г.А. Петрова, Е.М. Прищепа, Т.П. Соболева, А.П. Шевченко.

В своем исследовании мы исходим из общей концепции становления

мировоззрения и ценностных ориентации личности (автор Рогова P.M.), где

научное гуманистическое мировоззрение в содержательной характеристике

определяется как стержень личности, совокупность гуманистических

философских, социально-экономических, общественно-политических,

нравственных, эстетических взглядов, убеждений, идеалов, определяющих

духовность, ценностные ориентации детей и молодежи, их личностное Я, их

деятельное отношение к миру. Собственно в основе нашей концепции развитие у учащихся гуманистического мировоззрения, гражданского,

национального самосознания личности в процессе освоения русской

классической литературы, усиления нравственно-эстетической

направленности изучения литературы в школе, стимулирование у учащихся личностного восприятия произведений искусства, применение при этом активных форм, методов и приемов познавательной, творческой деятельности, способствующих развитию гуманистического мировоззрения.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся при изучении русской классической литературы в средней школе.

Предмет исследования - процесс развития гуманистического мировоззрения учащихся старших классов средствами русской классической литературы на уроках и во внеклассной познавательной деятельности.

Цель исследования - совершенствование содержания и методов развития гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской клас сической литературы.

В итоге изучения теории и практики данного вопроса, а также на основе результатов, полученных в ходе предварительного поискового эксперимента, определена следующая гипотеза:

Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами литературы будет наиболее эффективным, если:

- отбор литературного материала и сам процесс организации работы будут

основываться на систематическом рассмотрении гуманистических

патриотических, нравственных идей, воплощенных в художественных

произведениях, с учетом воспитания национального самосознания учащихся;

- развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников может

быть успешным при создании психолого-педагогических условий изучения

художественного произведения учащимися, его индивидуально-личностной

осознанности; эмоциональном восприятии как своеобразной основы познания

окружающего мира, человека и самого себя;

- если будут применяться активные формы и методы проведения занятий,

стимулирующие развитие у учащихся гуманистических убеждений: диалоги,

дискуссии, рефераты, сочинения и другие творческие работы учащихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования определены следующие задачи:

- Изучить философскую, педагогическую, психологическую литературу,

литературоведческие источники, освещающие основы гуманизма и

гуманистического мировоззрения личности.

- Раскрыть содержание и методы совершенствования педагогического

процесса развития гуманистического мировоззрения учащихся старших

классов, опираясь на мировоззренческий потенциал изучаемых в школе

W -/

произведении русской классики.

- Выявить качественную динамику развития гуманистического мировоззрения старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной познавательной деятельности.

- Оценить результативность опытно-экспериментального исследования и

составить методические рекомендации для школ.

Методологическую и теоретическую сущность данного исследования составляют философские, психологические и педагогические концепции про-процесса развития гуманистического мировоззрения учащейся молодежи в отечественной науке и практике, основой анализа которых являются методологические принципы: научности, развития у учащихся самостоятельности мышления с опорой на диалектику познания, на интегративные связи гуманитарных дисциплин, культуры и искусства с более широкими обобщениями - с социальной картиной мира и деятельностью человека; конкретно-исторического подхода к анализу литературы в динамике исторического времени в преемственных связях прошлого, настоящего и будущего; единства и целостной совокупности основных компонентов мировоззрения (взглядов, убеждений, идеалов), определяющих духовность, ценностные ориентации детей и молодежи; приоритета личности, гуманизма и уважения к человеку как высшей ценности; принципа взаимодействия национальных культур и видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства); связи теории с практикой при изучении литературы как важнейшего вида искусства.

Теоретическое обоснование сущности научных функций мировоззрения служит основанием для анализа типологических особенностей развития мировоззрения учащихся, а также общих закономерностей педагогического процесса, способствующих становлению и развитию гуманистического мировоззрения личности.

Исследование осуществлялось с применением различных методов:

- теоретическое изучение и источниковедческое исследование

философской, психологической, педагогической, литературоведческой,

методической литературы с целью выявления состояния проблемы в науке и

определения мировоззренческого потенциала русской классической литературы

XIX века;

- обобщение опыта работы в школах по данной проблеме, в том числе

педагогической деятельности автора диссертации в качестве учителя

литературы в школе и преподавателя педагогического института;

педагогический анализ процесса развития гуманистического мировоззрения старшеклассников указанных выше средних школ Московской области (положительных тенденций, противоречий, недостатков, прогностических оценок и перспектив);

- в опытно-экспериментальной работе осуществлены констатирующий

этап на начальной стадии эксперимента (срезы, собеседования, мониторинга,

опросы, анкетирование с целью выявления реальных представлений, взглядов

учащихся; формирующий этап, с применением лонгитюдного метода в течение

ряда лет, развивающего и фиксирующего уровни познания, анализа

мотивационно-оценочных суждений учащихся на основе личного восприятия

идей художественных произведений, соотносимых в выводах с реальной

действительностью (что в конечном счете определяло их собственные

гуманистические взгляды и убеждения на практике).

В конкретных методиках давался анализ устных ответов учащихся на уроках, экзаменах, семинарах, дискуссиях, а также в сочинениях, рефератах и других видах письменных работ.

Для изучения влияния идейно-художественного содержания русской литературы на мировоззрение учеников проводилась специальная работа, где использовались методы контент-анализа, защиты рефератов, докладов и других самостоятельных видов творческой деятельности учащихся, заданий (например: может ли Искусство влиять на жизнь человека), в том числе ответов на вопросы по осознанию старшеклассниками патриотических идей русской классики, ее гуманизма, духовности, силы этико-эстетического воздействия.

Эмпирическая база исследования: экспериментальная средняя школа № 18 г. Павловского Посада Московской области, средние школы №№ 1, 4, 5 г. Павловского Посада, школы №№ 4, 9, 16 г. Орехово-Зуеэо Московской

области, Исследование проводилось в несколько этапов: 1990-1992; 1993-1997, 1998-2000 гг.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретико-поисковый (1990-1992 гг.): включал анализ

философской, психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике преподавания литературы в школе, обоснование педагогической модели гуманистического развития старшеклассников в процессе изучения русской литературы.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1993-1997 гг.): исследовалась реализация разработанной модели; выявлялись наиболее эффективные методы, формы и приемы, активизирующие процесс развития гуманистического мировоззрения старшеклассников при изучении предмета; осуществлялась проверка эффективности педагогической модели.

Третий этап - аналитический (1998-2000 гг.): состоял в систематизации и обобщении результатов исследования, оформления диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и апробирована новая педагогическая модель развития гуманистического мировоззрения старшеклассников в процессе освоения литературы XIX века на уроках и во внеклассной познавательной творческой деятельности школьников с учетом авторской программы изучения русской классики. Содержание процесса основано на преемственности культур, на признании приоритетными духовно-нравственных ценностей наследия классики и на развитии гражданского, национального самосознания в структуре гуманистического мировоззрения старшеклассников; на формировании у учащихся собственных осознанных, эмоционально-прочувствованных личностных взглядов и убеждений, принятии гуманистических нравственных, эстетических, социальных ценностей как их жизненного кредо.

Практическая значимость исследования заключается в гуманистической направленности обучения и воспитания учащихся средствами русской классической литературы, что способствует существенному повышению уровня идейно-нравственного и художественного развития старшеклассников, социализации, самостоятельного нравственного выбора в их

жизнедеятельности.

В качестве методических рекомендаций для широкого использования в педагогической практике предлагается экспериментальная "Программа углубленного изучения русской классической литературы XIX века", обоснованная в исследовании и апробированная в школах, соответствующие ей научно-методические материалы, методические разработки по обобщающим темам, интегративным урокам литературы, истории, обществознания, для внеклассных занятий по школьной драматургии, живописи, музыке, постановочные вопросы для обсуждения с учащимися; система применения активных методов развития их самосознания (диалоги, дискуссии, написание и защита рефератов, другие творческие работы).

Достоверность исследования обеспечивается: опорой на

методологические и теоретические основы, отражающие фундаментальные

положения современных философских, педагогических, психологических

идей гуманистического развития личности; многолетней практикой

педагогической деятельности автора в школе и в педагогическом вузе;

проведением длительного теоретического и опытно-экспериментального

исследования (1990-2000гг.) в условиях реального педагогического

процесса; совокупностью исследовательских методов, адекватных объекту,

предмету, целям и задачам исследования.

Апробация исследования и практическое внедрение осуществлялось:

а) в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой в старших

классах экспериментальной средней школы № 18, средних школ №№ 1,4,5г.

средних

Орехово-Зуево;

б) в научных сообщениях и опубликованных тезисах по итогам

конференций:

5-ой научно-практическая конференция молодых ученых "Современные проблемы воспитания и развития личности" - Москва, Ин-т развития личности РАО, 1997; Международная научно-практическая конференция "Воспитание и развитие личности" - Москва, Ин-т развития личности РАО,

1997; Международная научно-практическая конференция "Новаторство как традиция отечественной педагогики" - Москва, ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 1998; VII конференция молодых ученых "Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" - Москва, ГосНИИ семьи и

воспитания РАО Министерства труда и социального развития, 1999.

Результаты исследования нашли отражение в учебно-воспитательном процессе экспериментальной школы № 18, средних школ №№ 1, 4, 5 г. Павловского Посада, средних общеобразовательных школ №№ 4, 9, 16 г. Орехово-Зуево Московской области; при чтении лекций учителям, родителям, студентам-практикантам Орехово-Зуевского педагогического института, при проведении семинарских и практических занятий с учителями, студентами, в ходе индивидуальной работы с родителями и учащимися.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблемы, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость; сформулирована гипотеза.

В первой главе "Теоретические и методические основы развития гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения русской классической литературы" обоснованы научно-теоретические подходы к рассмотрению сущности и структуры гуманистического мировоззрения личности имеющие принципиальное методологическое значение для

педагогики; проведено источниковедческое исследование проблем гуманизма и

формирования гуманистического мировоззрения личности; дан анализ

особенностей развития гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы.

Во второй главе исследования "Совершенствование процесса развития гуманистического мировоззрения учащихся средней общеобразовательной школы средствами русской классической литературы" определяются основное содержание, методы и приемы повышения мировоззренческого потенциала освоения учащимися классической литературы; излагается теоретическая модель развития гуманистического мировоззрения старшеклассников в процессе изучения русской литературы; анализируются результаты исследования и даются методические рекомендации для школы.

В заключении формулируются выводы и практические рекомендации по реализации результатов исследования.

В приложениии обоснована и дана "Программа углубленного изучения русской классической литературы XIX века"; приведены модель анализа литературного произведения, а также анкеты, используемые в опытно-экспериментальной работе по проблеме исследования.

Источниковедческие исследования проблем гуманизма и формирование гуманистического мировоззрения личности средствами русской классической литературы

В социально-экономической и духовной жизни современного общества проблема становления и развития гуманистического мировоззрения и опосредованного им самосознания личности приобретает научную значимость и актуальность. Сегодня в школе как никогда назрела необходимость ориентировать молодежь на исторические и национальные ценности, выработавшиеся веками и проверенные опытом многих поколений. Утверждение в сознании и поведении молодых людей идеалов гражданственности, патриотизма и гуманизма - задача, не терпящая отлагательств.

Еще А. С. Пушкин, размышляя об общественной жизни, о времени и человеке, говорил: "Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, что равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние" [170: 336]. Эти слова могут быть применены к состоянию общественной жизни в России и в наши дни.

Перед современной школой встают сложнейшие вопросы, ответы на которые приходится искать в условиях нестабильности, утраты необходимых для развития личности положительных социальных, нравственных ценностей. Именно поэтому острой необходимостью становится целенаправленная работа школы и семьи по развитию у молодежи гуманистического мировоззрения, национального и гражданского самосознания. Помочь ребенку с позиций общечеловеческих, нравственных ценностей осмыслить историю и современность, творчески выработать собственное видение смысла своей жизни - сложнейшая задача, стоящая перед педагогом сегодня.

Особо актуальное значение приобретает также вопрос о воспитании патриота и гражданина Отечества.

Развитие человеческой личности и се идеалов средствами искусства, предъявляет требования к художественному образованию детей, содержанию преподавания искусства в школе. Смысл художественного воспитания не только в художественно-эстетическом развитии, но и в формировании у детей, идейно-нравственной позиции в отношении к искусству и общественной жизни.

Этическая и эстетическая сущность Красоты как высшей духовной категории гармонично сосуществует в творчестве русских классиков XIX века. Подобное единство необходимо осуществлять, преподавая литературу в школе.

Таким образом, речь идет о развитии гуманистического мировоззрения личности, её гражданского и национального самосознания, которое возможно реализовать посредством содержательно-этического и эстетического потенциала классики XIX века.

Чтобы решить поставленную перед нами проблему развития гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы, следует остановиться на характеристике основных понятий, которые мы будем использовать в своей исследовательской работе.

Основу понятия "гуманистическое мировоззрение" составляет гуманизм. Гуманизм на разных исторических этапах развития человеческого общества, в философских учениях сложился как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм как совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Гуманистическая традиция имеет свои глубокие корни. Гуманистические идеи питали философию на протяжении всех этапов ее развития.

Анализ научной литературы по данной проблеме позволил выявить, какой же смысл вкладывали представители гуманистических направлений разных научных школ прошлого и настоящего в понятия "гуманизм", "гуманистическое мировоззрение".

Идеи гуманизма о совершенствовании человеческого духа, человеколюбия мы встречаем в учениях мыслителей древнего Китая: Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и Мэн-цзы (4-3 вв. До н.э.) В конфуцианстве мы находим идею о признании личности как индивидуальности, ориентированной на политическую деятельность. Конфуций и его ученики подчеркивали в своих трудах значение социальной функции личности, ее способности к государственному управлению, «упорядочиванию Поднебесной». Философия Дао (Лао-цзы) провозглашала идею добра или непричинения зла ничему живому и осуществляла космоцентрический подход к проблеме человеческой личности. [89: 360].

В трудах мыслителей древней Греции (Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона, а также в художественных творениях античной литературы (Софокл, Эсхил и Эврипид) нашли отражение гуманистические идеи.

Особенности развития гуманистического мировоззрения старшеклассников

В данном параграфе мы определяем круг имен писателей и поэтов XIX века при изучении жизни и творчества которых мы решаем задачи по развитию гуманистического мировоззрения старшеклассников. Мы также рассматриваем тематическое и идейное своеобразие русских художников слова которое всем своим содержанием позволяет развивать у учеников гражданственность, патриотизм, чувство национальной гордости, чувство национального самосознания в целом.

Перечисленные в данном параграфе произведения русских классиков, анализ этико-эстетических, социальных, философских аспектов их творчества на наш взгляд, представляет собой необходимый потенциал для решения исследовательско-педагогических задач, стоящих перед авторами данной работы. Реальную возможность для осуществления развития гуманистического мировоззрения личности представляют уроки русской классической литературы XIX века. В.П. Острогорский - педагог-просветитель XIX века - так писал о значении преподавания классики юношеству: " Все произведения поэзии можно разделить на два рода: 1) временные и 2) вечные или классические. Первые читаются легко, но интерес их скоро гфеходящий, нередко даже для того общества, для которого они написаны. В них мало спокойной, беспристрастной обдуманности целого, отделки художественной, часто, просто, даже общечеловечного, интересного для всякого, независимо от его национальности. Произведения этого рода могут быть очень благородны поидее, но своей горячности, но не им воспитывать юношество. Оно должно развить свой художественный вкус, приготовить в своей душе для жизни полные, определенные образцы живых типов людей вообще и обогатиться мыслями, глубоко продуманными писателями гениальными, образами, веками созданными мудростью целого народа. /.../ Такими-то произведениями и являются для детей произведения классические, вечные, мировые, словом, произведения воспитывают молодые поколения и исторически, потому что только внимательно изучая прошлое, можно правильно судить о настоящем, в котором все тот же человек является только в другой оболочке уже своего века" [Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательный материал].

М. А Рыбникова - выдающийся ученый-методист XX века с самого начала своей педагогической деятельности на первый план выдвигает задачу воспитательную, задачу формирования, развития личности человека. В своей работе под названием «Работа словесника в школе» следующим образом формирует цель изучения литературы в школе: «Цель преподавания - рост юной души на восприятиях гармонических и ярких; эти впечатления даются с наибольшей силой живой литературой ХГХ и XX века. Задача учителя - научить ценить литературу как искусство, великое и в идейной, и в формальной сторо не». (Рыбникова М.А., Работа словесника в школе. Изд., 1922г., стр.6)

Эстетическое воспитание учащихся, развитие художественного вкуса, возбуждение интереса к чтению великих произведений классической литературы - вот основная цель преподавания литературы. С подобным утверждениями нельзя не согласиться. В центре внимания русских классиков -человек, его духовная и социальная сущность. Поэтому обращение к классике необходимо при решении задач гуманистического воспитания личности ученика и для развития гуманистического мировоззрения.

Русская классическая литература XIX века является носителем вечных научных и художественных воспитательных ценностей: внутренняя духовно-нравственная свобода личности, ответственность перед народом, Родиной и самим собой; свобода саморазвития детской личности; способность к постоянному поиску истины, идеалов, одухотворяющих человека; творческое художественно-эстетическое восприятие мира; протест против любых форм насилия; преклонение перед идеалами народной жизни, осуждение духа наживы и эгоизма.

Мы говорим об идейном содержании и художественном своеобразии классики XIX века, о том, что основной целью изучения литературы сегодня является идейно-нравственное воспитание детской личности. Мы не должны забывать о том, что развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. Развитие у ребенка умения видеть идейно-художественный идеал художника, судить и ценить произведения искусства с позиций высоких духовных ценностей, выработавшихся веками в нашем обществе, - это и есть, на наш взгляд, реализация принципов формирования гуманистического мировоззрения, художественно-эстетического воспитания и развития личности.

Поэзия "золотого века" русской классики вся проникнута гуманистическими идеалами поэтому, на наш взгляд, необходимо обращение как можно более к широкому кругу имен, насколько это дозволяет учебная программа школы.

Ознакомление с творчеством Василия Андреевича Жуковского крупнейшего поэта-романтика, поэта-гуманиста - даёт возможность ученикам открыть мир русского романтизма, где впервые предметом поэзии стал внутренний мир человека, полный противоречий и исканий. Глубокая грусть и тихое "томление" по "потерянному раю", искание прекрасного идеала не в обыденном мире, а в мире мечты выражались в поэтической форме элегий, посланий и баллад.

Жуковский познакомил русского читателя с крупнейшими произведениями мировой художественной культуры, он был поэтом-новатором, открывшим новые поэтические средства для выражения душевных движений человека. Милосердное отношение к простому труженику, признание за ним права мыслить и чувствовать провозглашает Жуковский своим художническим кредо, и это наполняет его творчество высоким гуманистическим пафосом - к этим выводам приходят ученики в процессе изучения творчества великого русского романтика.

Изучение поэзии "золотого века" русской литературы, таких имён, как Евгений Абрамович Баратынский и Константин Николаевич Батюшков, позволяет прикоснуться к сложнейшим вопросам субъективного мира человеческой души, к самым тайникам её. Темы бренности жизни, исканий вечного смысла существования открываются перед учениками в поэзии Евгения Баратынского. Душевный мир поэта, предназначение художника на земле, сознание быстротечности происходящего, вое нюансы поэтического вдохновения предстает, облеченные в строгой художественной форме стиха. Преклонение перед творениями человеческого разума и искусства в поэзии Баратынского не должно не остаться не замеченным старшеклассниками. Любовь и разлука, философия и вера в силу красоты, глубина человеческих чувств - всё это присутствует в поэзии Баратынского и создает образ "поэта-Гамлета" .

Повышение мировоззренческого потенциала обучения средствами русской классической литературы как важное средство совершенствования процесса развития гуманистического мировоззрения старшеклассников

В современных программах, на наш взгляд, не сделан акцент на важнейшие мировоззренческие идеи, определяющие сущность гуманистического содержания русской классической литературы. Нам представляется необходимым в целях развития гуманистического мировоззрения учащихся выделение следующих идей и тем, разработка которых позволит решить поставленные учебно-воспитательные задачи:

идея возможности преобразования духовного мира человека посредством искусства; идея единства Красоты и Добра, нравственной природы искусства; предназначения художника как "пророка", призванного своим творчеством улучшать человека, делать его готовым к восприятию Добра. Эта идея нашла своё гармоническое воплощение в творчестве Пушкина; она оказала сильнейшее влияние на таких русских Писателей, как Гоголь, Некрасов, Тургенев, Достоевский, С.-Щедрин, Л. Толстой. Пророческое предназначение искусства, его нравственно-эстетическое единство признавалось классиками XIX века и определяло пафос их творчества. "Красота как преображающая сила" (Вл. Соловьев) выступала в идейно-художественном облике русских писателей, это открытие определило русскую литературу как великий источник познания искусства и жизни человека. На наш взгляд, является необходимым особо выделять идею единства Красоты и Добра при изучении творчества русских писателей; именно ее виде ниє учениками обеспечит создание у них целостного представления о значении русской литературы, о ее гуманистическом смысле, а также поможет решить задачу по формированию единства восприятия старшеклассниками этического и эстетического наследия русской классики; идея Человека, его духовных возможностей, его способности к совершенствованию по пути добра и милосердия также является основополагающей идеей, определяющей гуманистический пафос русской литературы. На наш взгляд, представляется необходимым при изучении творчества русских классиков обращать особое внимание учеников на образ Человека, созданный в произведениях.

Нравственное решение вечных вопросов человеческого существования предлагает воем своим содержанием русская классика. Только тогда человек становится человеком, когда его существо наполняется любовью к другому человеку, к окружающей Природе, к красоте мироздания. Эта идея, на наш взгляд, определяет важнейшую особенность русской классике - стремление человека к идеалу, к гармоничному существованию с окружающим бытием. Вычленение идеи человека как образа положительно-прекрасного существа, способного через любовь соединиться с природой, обществом, мирозданием, на наш взгляд, позволит решить задачу формирования у учащихся представления о гармоническом образе Человека в русской классике, задачу развития, гуманистического мировоззрения в целом.

Идея неприятия эгоистического своеволия человека; идея добровольного, "сознательного и никем не принужденного самопожертвования всего себя в пользу всех" (Достоевский) есть, по мнению русских писателей, важнейшая составляющая мировоззрения, всего духовного мира русского человека. Величие русского духа по Пушкину и Гоголю, Тургеневу и Некрасову, Гончарову, Лескову и Островскому, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину и Толстому состоит в его способности жить миром, чувствовать себя частью огромного жи вого коллектива, одухотворенного целого, укрупняющего и укрепляющего каждого, кто приобщен к нему. Русские писатели показали миру, что человек является частью народа, что катастрофой для него оборачивается фанатическая сосредоточенность на идее, далекой от народных нравственных идеалов, враждебной им. Осмысление одной из важнейших идей русской классики позволит ученикам увидеть и понять русское решение проблемы взаимоотношения человека и другого человека, человека и общества, народа; сформировать для себя представление о русском идеале - " жизни среди других", "жизни миром"; идея семейственности, жизни в миру перерастает у русских писателей в идею связи человека с его прошлым - многовековой историей предков, обычаями, жизненным укладом, а также мировым духовным опытом. Социальная кастовая замкнутость воспринимается русскими классиками как пагубное явление для человеческой жизни; "ложная общность" толпы как казенное, формальное объединение людей, охваченное разрушительными инстинктами. Сквозь крестьянский быт, представленный в творчестве Некрасова, проступает бытие, многовековая история. Герои Тургенева и Гончарова ощущают на себе власть прошлого.

Характеристика опытно-экспериментальных методик развития гуманистического мировоззрения учащихся

ИрОДеСС Становления гуманистического мировоззрения учащихся средствами художественной литературы предполагает целенаправленную деятельность учителя по его организации, что означает не только умение учителя вычленять мировоззренческие идеи содержания литературных произведений, но и осуществлять оптимальный выбор форм и методов обучения.

Важнейший компонент, который составляет основу специфических методов развития гуманистического развития мировоззрения учеников, - убеждение и само влияние личности учителя. Не только содержательность, ясность, четкость речи учителя, но и отношение его к предмету, его искренность, заинтересованность предметом речи, умение увлечь своих воспитанников могут войти в сознание учащихся, их духовную жизнь, влиять на поступки.

Знание, эмоционально пережитое учеником, переплавляется в убеждение. Особое место в нашей практике занимают лекции или системы лекций по биографии писателей. Эмоциональный, богатый яркими фактами рассказ о личности писателя, его творческом облике, сопровождаемый показом иллюстраций, портретов писателя разных лет различных художников, диафильмов или учебных фильмов, как правило, вызывает сопереживание ученика, является предметом для размышлений.

В экспериментальной работе апробировалась "Программа углубленного изучения русской классической литературы XIX века" в 10-м классе (см. Приложения №3). Мы рассматривали в Программе творчество поэтов "золотого века" - В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, останавливались на некоторых темах поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души", изучали произведения русских художников слова II половины XIX века - Островского, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого. В данном параграфе мы обратимся в анализе опытно-экспериментальных методик развития гуманистического мировоззрения старшеклассников на творчестве А.С.Пушкина, А.Н.Островского, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого.

На уроках, посвященных творчеству А.С.Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, мы обращали внимание старшеклассников на проблему самовоспитания, которая занимала важнейшее место в жизни этих писателей, на те этические требования, которые они предъявляли Человеку. Мы показывали школьникам исполненный драматизма жизненный подвиг Достоевского, идейные искания Толстого, активно используя метод убеждения, который воплощался в действие с помощью методов и приемов выразительного чтения. Применение подобной методики, на наш взгляд, помогает осуществить поставленные в нашем исследовании задачи, в особенности, влияет не только на нравственное развитие учащихся, но и на осознании ими роли литературы в духовном развитии общества.

Вступительные занятия к изучению большой монографической темы в старших классах не обязательно посвящаются биографии писателя. Педагогически целесообразно на первом уроке заинтересовать учеников творчеством писателя, вызвать живой интерес к нему и потребность самостоятельно читать его произведения. Начать первый урок по Пушкину неизвестных ранее старшеклассникам стихов поэта, кратко прокомментировать их, побудить учеников подготовить к следующему уроку чтение по книге или наизусть выбранные ими стихи или написать короткие сочинения об этих стихах - это, значит создать общий "настрой" учащихся на последующее чтение и изучение Пушкина.

Без литературоведческого анализа нельзя постичь мировоззренческое содержание произведения. На наш взгляд, проводить его необходимо на высоком уровне с учетом философского, эстетического осмысления художественного произведения. Только в таком случае учитель может добиться созданию у учеников целостного представления о многообразных сторонах образа. В Приложении №4 мы приводим образец литературоведческого анализа трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери", в котором, на наш взгляд, удалось соединить различные уровни подходов к рассмотрению идейно-тематического и художественного содержания произведения. Приведенный в приложении анализ способствует, на наш взгляд, решению задач, поставленных в данном исследовании, в особенности, задачи по формированию единства восприятия старшеклассниками этического и эстетического наследия русской классики, осмысления идеи единства Красоты и Добра. Наш анализ основывается на углубленном рассмотрении образов, тем и идей трагедии Пушкина, с привлечением материала статьи Блока о поэте ("О назначении Поэта"), а также произведений самого Пушкина по теме Поэта и его назначения, изученных, как предполагается, учениками ранее. Ход подобного анализа может быть осуществлен на уроке, предваряющем обобщающий урок по теме Поэта и его назначения; возможно его проведение и до исследования темы (в таком случае педагог-словесник получает возможность вместе с учениками начинать осмысливать всю глубину пушкинских идей и образов с одного из самых ярчайших творений поэта).

Похожие диссертации на Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы