Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Развитие гуманистических идей в педагогической науке 15
1.2. Гуманизм башкирской народной педагогики 51
1.3. Гуманистическое содержание башкирской литературы 64
1.4. Модель системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики 86
Выводы по первой главе 103
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДПГОГИКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности 105
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 145
Выводы по второй главе 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
БИБЛИОГРАФИЯ 172
ПРИЛОЖЕНИЯ 193
- Развитие гуманистических идей в педагогической науке
- Гуманизм башкирской народной педагогики
- Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности
Введение к работе
Актуальность исследования. Социальные, экономические и политические преобразования, государственные реформы в российском обществе вызвали множество негативных явлений: духовно - нравственное обнищание общества, засилье жестокости, между людьми нет взаимопонимания, чуткости, сострадания, взаимопомощи. Потеря нравственных ценностей, когда на смену гуманистическим идеалам добра, взаимопонимания, сопереживания приходит жестокость и равнодушие.
В связи с этим появляется острая необходимость создания общей государственной системы образования на основе гуманизации педагогического процесса. В качестве одного из механизмов гуманизации общества и образования могут выступать прогрессивные традиции народной педагогики.
Современная школа дает всесторонние знания, однако в учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания гуманности. В школе, прежде всего, оценивается знания по предметам, а оценка воспитанности школьника ни в каких документах не фиксируется.
В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача воспитания у подрастающего поколения гуманности.
Актуальность темы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов. Подтверждением этого может служить мнение, доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Волкова, который считает, что очень высока ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения. Это основа основ. Именно поэтому необходимо исследовать возможности использования народного опыта
воспитания в общеобразовательной школе через учебную и внеучебную деятельность школьников. Этот аспект, как показало исследование, изучен недостаточно, хотя уже педагоги-мыслители прошлого вели активную исследовательскую деятельность в этом направлении (Я. А. Коменский, П. Ф. Каптерев, Н. И. Костомаров, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).
Большую ценность представляют труды и современных отечественных ученых, занимающихся проблемами этнопедагогики. Так, например, к настоящему времени достаточно хорошо исследована традиционная педагогическая культура многих народов: русских (Г.В. Виноградов), татар (З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Я.И. Ханбиков), якутов (В.Ф. Афанасьев, Е.П. Жирков), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А. Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), киргизов (СМ. Абрамзон), тувинцев (Т.Т. Мунзук, К.Б. Салчак), таджиков (М. Аринов), башкир (Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина), карачаевцев (Х.Х. Батчаева) и др. В их трудах освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ влияния фольклора, обычаев и традиций на процесс воспитания детей, характер взаимоотношения между людьми, рассматриваются специфические черты характера и поведения различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.
За последние годы появились исследования по использованию традиций
башкирской народной педагогики в эстетическом (З.Ж. Кейекбаева),
физическом (Х.Х. Баймурзин), нравственном (С.А. Мухамедьянов) воспитания
учащихся. В то же время вопросы воспитания гуманности у старшеклассников
средствами народной педагогики, в том числе и на уроках родной литературы
требуют более детального рассмотрения и освещения.
Анализ педагогической литературы по проблемам использования народной педагогики в обучении старшеклассников показал, что с одной стороны, наиболее благоприятным возрастом для применения народного опыта
воспитания гуманности у учащихся является именно этот возраст, а с другой — учебные занятия по родной литературе, проводимые как в учебное, так и во внеучебное время, имеют большой педагогический потенциал для воспитания у юношей и девушек гуманистических качеств личности.
Таким образом, возникло противоречие между потребностью школьной практики в необходимости гуманизации, социализации и духовного развития личности старшеклассника на основе использования потенциальных возможностей народной педагогики в процессе обучения учащихся родной литературе и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы.
Это противоречие определили проблему нашего исследования: какова система воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики? Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность определили выбор темы нашего исследования, которая была сформулирована нами следующим образом: «Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы».
Объектом исследования выступает учебно - воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы.
Гипотеза исследования. Воспитание гуманности у старшеклассников с использованием потенциальных возможностей башкирской народной педагогики на уроках родной литературы будет эффективным, если разработана и внедрена научно обоснованная модель системы воспитания
гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики, предусматривающая:
- выявление потенциала башкирской народной педагогики по воспитанию
гуманности у старшеклассников и осуществлен целенаправленный отбор
соответствующих этнопедагогических средств;
проведение учебных занятий по родной литературе с опорой на принципы этнопедагогики, с использованием всего комплекса средств башкирской народной педагогики;
просвещение старшеклассников в области прогрессивных традиций башкирского народа и идей гуманизма;
создание в процессе изучения учащимися родной литературы ситуации и использование заданий, побуждающие старшеклассников к размышлению, к познанию внутреннего мира человека, к открытию его нравственной и интеллектуальной свободы, а также способствующие формированию у них гуманно - нравственных качеств личности (человечности, доброты, уважения человека к человеку и др.) и особого отношения к человеку как к высшей ценности;
- систематическую диагностику уровня воспитанности гуманности
учащихся старшего школьного возраста и соответствующая его корректировка.
Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования,
поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс развития гуманистических идей в педагогической
науке.
2. Выявить воспитательный потенциал башкирской народной
педагогики и возможности ее использования в воспитании гуманности у
старшеклассников на уроках родной литературы.
3. Разработать и апробировать модель системы воспитания гуманности у
старшеклассников средствами башкирской народной педагогики.
4. Определить показатели и уровни воспитанности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы.
Методологической основой исследования являются: современное
философское представление о единстве национального, межнационального и
общечеловеческого; теория познания и теория развития личности;
психофизиологические и педагогические закономерности формирования личности; данные современной этнопедагогики, культурологи, психологии этноса.
Теоретическую основу исследования составляют:
концепции системного подхода как направления научного познания социальных процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта системы (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Р. Акаф, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.);
материалы исследований: взаимосвязи этнопедагогики с процессом становления народа как этноса и особенностями его национальной культуры и психики (В.Ф. Афанасьев, Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков и др.); национальной культуры как педагогического средства осуществления воспитательной работы (Н. М. Блягоз, Х.Х. Батчаева, М. Стельмахович и др.); теоретических основ гуманизации и гуманитаризации образования (Г.А. Плиев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и
т.д.);
- общая теория культуры (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев,
B.C. Библер, Э.В. Ильенков и др.);
- концепции о человеке как субъекте деятельности, как личности,
индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братцев, Б.Ф. Ломов,
А.В. Петровский и др.);
- общая теория нравственного воспитания (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Д.И. Водзинский, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, М.И. Шилова и др.);
- положения о развитии национальной школы (Г.А. Анисимов,
К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, В.М. Егоров, Е.П. Жирков, Л.А. Завацкая,
В.П. Ковалев, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, В.А. Челнокова,
Д.Е. Ягофарова и др.).
В процессе исследования использовались труды общеметодологического характера известных ученых - педагогов: Ю. К. Бабанского, Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, И. Я. Лернера, 3. И. Равкина и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверке исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретические методы (анализ философской, педагогической,
психологической и учебно - методической литературы по проблеме;
изучение программных документов, определяющих содержание
образования в общеобразовательной школе; изучение и обобщение
педагогического опыта по формированию гуманности у
старшеклассников с использованием башкирской народной педагогики);
л - эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение, опрос и др.);
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и
контрольный этапы эксперимента);
- методы математической статистики и графической обработки
экспериментальных данных.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2000-2001 гг.), поисковом, осуществлялось изучение состояния проблемы в педагогической науке; изучен опыт работы учителей и классных руководителей национальных школ Республики Башкортостан; определены исходные положения исследования, разрабатывалась программа опытно - экспериментальной работы, изучался исходный уровень воспитанности гуманности у старшеклассников. Проводилась обработка результатов констатирующего этапа эксперимента, изучались учебно — нормативные документы (учебные планы и программы, учебники и учебные
пособия и т.д.), разрабатывались планы уроков по родной литературе, использующие прогрессивные традиции башкирской народной педагогики.
На втором этапе (2001-2004 гг.), формирующем, была проведена работа по отбору средств народной педагогики, которые можно эффективно использовать для воспитания; проведен этап эксперимента, в процессе которого корректировалась методика и исходные положения разработанной нами системы формирования гуманности у старшеклассников; выявлялись и обосновывались педагогические условия формирующего этапа эксперимента, повышающие эффективность воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы.
На третьем этапе (2004-2005 гг.), заключительном, проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формировались выводы, осуществлено литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что полученные в нем результаты содержат решение важнейшей научной проблемы - воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики. В работе:
- выявлен педагогический потенциал башкирской народной педагогики в
воспитании гуманности у старшеклассников;
- разработана научно обоснованная модель системы воспитания
гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;
- определены показатели (интеллектуальный, мотивационный,
поведенческий) и разработан диагностический инструментарий определения
уровня сформированности гуманности у старшеклассников на основе
башкирской народной педагогики (высокий, средний, низкий).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты дополняют существующие концепции формирования личности старшеклассников. В работе теоретически и технологически решена проблема воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной
педагогики в системе деятельности учителя родной литературы. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности воспитания гуманности у учащихся старшего школьного возраста на этнопедагогической основе и могут служить базой для дальнейшей разработки, данной проблемы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что использование результатов исследования способствует совершенствованию процесса воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики. Разработанная в ходе исследования программа спецкурса «Уроки нравственности» и ее успешная реализация в школьной практике, а также комплекс диагностических и практических методик и конспектов уроков по башкирской литературе, представленных в диссертации, обеспечивают успешное решение этой проблемы и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в целях организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, а также в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Гуманность как интегративное качество личности, признающий ценности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Может и должен формироваться у подрастающего поколения с момента осознания ребенком своего «Я». Особенно актуальным это становится
* в наши дни, когда утеряны прежние ценности, нравственный идеал, среди
молодежи развивается жестокость, нетерпимость к другим нациям,
конфессиям, языкам. Все это вызывает множество негативных явлений:
нравственное обнищание общества, дефицит взаимопонимания между людьми,
милосердия, сострадания, взаимопомощи. Воспитание гуманности у
старшеклассников может быть успешным лишь тогда, когда ученик имеет
возможность в школьном возрасте через восприятие духовного наследия своего
народа, через осмысление прогрессивных традиций разных народов,
приобщиться к основам общечеловеческой культуры
2. Башкирская народная педагогика располагает большим арсеналом
средств воспитания подрастающего поколения: произведения устного
народного творчества, прогрессивные идеи, традиции, обычаи воспитания и
обучения учащихся, являются богатым фондом народной мудрости, о которой
не следует забывать нам сегодня. Успех воспитания личности старшеклассника
зависит в определенной степени от знания общечеловеческих ценностей,
этнопедагогическои культуры своего народа, родного слова и умения
использовать их в воспитании личности.
Умелое и активное использование прогрессивных форм, методов и средств воспитания, широко используемых башкирским народом в воспитании подрастающих поколений, создает благоприятные условия для воспитания гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы.
3. Процесс воспитания гуманности у старшеклассников средствами
башкирской народной педагогики-это многостороннее и многофункциональное
взаимодействие субъектов и объектов этого процесса в условиях конкретного
социально - этнического окружения. Старшеклассники не только готовятся к
жизни и своей профессиональной деятельности, при правильной и
целенаправленной работе у них успешно идет процесс воспитания любви к
родному краю, к народу, к родному языку, традициям и обычаям своего народа;
формируется желание овладевать богатейшим наследием башкирского народа и
приумножать его. Воспитание гуманности у старшеклассников средствами
башкирской народной педагогики осуществляется в учебном процессе,
внеклассной и общественно - полезной работе и в ходе самовоспитания.
4. Важным условием совершенствования деятельности школы по
воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной
педагогики является разработка и внедрение научно обоснованной системы.
Наше исследование показало, что ее основными компонентами являются: цель,
задачи, принципы, этапы воспитания, содержание работы, формы, методы
и средства организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевым компонентом данной системы является цель,
сформулированная нами следующим образом: воспитание гуманности у
старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на
уроках родной литературы. Она конкретизируется следующими
задачами: *' "*
выявление уровня гуманности;
формирование гуманного отношения к людям, к окружающему миру;*
формирование опыта гуманного поведения. ' *
В основу нашей модели были положены следующие принципы: народности, природосообразности, культуросообразности, гуманности, системности, единства обучения и воспитания, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников.
Содержание работы по воспитанию гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы включает в себя три основных направления: формирование гуманного отношения, воспитание гуманных чувств, формирование опыта поведения.
В модели особое место занимает разработанный нами спецкурс «Уроки нравственности», содержание которого ориентировано на воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики. Спецкурс предназначен для учителей родной литературы общеобразовательной школы, классных руководителей, студентов педвузов.
Важным компонентом системы являются формы организации учебного процесса и внеклассной работы (уроки, семинары, лекции, учебные экскурсии, учебные конференции, конкурсы, олимпиады, вечера, встречи и т.д.).
В исследовании нами были использованы следующие методы обучения: словесные (рассказ, лекция, беседа); наглядные иллюстрация,
демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия и т. д.); индуктивные и дедуктивные; репродуктивные; проблемные (проблемное изложение, частично - поисковые, исследовательские).
Методы воспитания — это методы формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, беседа, диспут, лекция, пример), способствующие формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, намек, просьба, совет, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих этнопедагогических ситуаций, общественное мнение), основанные на практической деятельности старшеклассников; методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение: одобрение, похвала; наказание; соревнование); методы этнопедагогики (показ, благопожелание, наставление, завет, назидание, запрет и др.).
Следующим компонентом являются средства воспитания: фольклор, традиции и обычаи, изобразительное искусство, литература, народное декоративно-прикладное искусство, кинофильмы, ТСО и т.д.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась
совокупностью использованных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; подтверждается методологической обоснованностью его
* выводов; целенаправленным анализом педагогической практики, результатами
опытно-экспериментальной работы в ряде школ Республики Башкортостан;
данными современной психолого-педагогической науки, опытно-
экспериментальной проверкой, математической обработкой данных
исследования и многолетним опытом работы автора в качестве учителя
башкирского языка и литературы общеобразовательной школы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в виде научных сообщений и докладов на заседаниях кафедры педагогики
БашГУ, на республиканских и международных научно-практических конференциях.
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс башкирского лицея-интерната г. Белорецка, муниципального башкирского лицея №3 г. Стерлитамака, гимназии - интерната п. Красноусольский Гафурийского района, гимназии № 84 и Башкирского института развития образования г. Уфы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В исследовании 7 таблиц, 4 диаграммы, 2 гистограммы, 1 схема, 3 приложения.
Развитие гуманистических идей в педагогической науке
Сегодняшняя жизнь требует формирования у молодежи необходимых современному человеку знаний, умений, навыков, таких, как компьютерная грамотность, владение несколькими иностранными языками, высокий уровень интеллектуального развития, умение построить свою жизнь, ответственность за судьбу своего народа. В вопросах воспитательной работы педагогов беспокоит нравственная глухота подрастающего поколения, жестокость к слабым, равнодушие к пожилым людям, рост детской преступности. Одним из важнейших направлений работы школ остается преодоление духовного кризиса подрастающего поколения, воспитание у молодежи гражданственности, любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Что надо предпринять, чтобы выработать у подрастающего поколения эти качества?
Для решения этой проблемы необходимо проследить, как она решалась в педагогической теории и на практике образования на протяжении всего периода развития человеческой цивилизации. Изучение наследия наиболее выдающихся педагогов прошлого служит основой для глубокого понимания сути проблемы, а также для совершенствования системы образования на основе гуманистических приоритетов.
Первое упоминание о гуманизме как учении мы находим в трудах древних философов. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна для таких мыслителей, как Конфуций, Пифагор. Сократ, Эпикур, Соломон, Демокрит, Платон, Аристотель и Квинтилиан и др. Так, Конфуций (551-479 гг. до н. э.) рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека — тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой [86,37-38].
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в . до н.э.), который составил своеобразный свод правил нравственного поведения. Вот несколько характерных пифагорейских наставлений педагогического характера: правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика, ибо если одна или другая сторона противится, то поставленная задача не будет решена; изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно и достигает цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно.
К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Он рассматривал воспитание как дело, сопряженное с риском потерпеть неудачу. Чтобы этого не произошло, предлагалось воспитывать на положительных примерах, упражнять в нравственных поступках, сообразовывать воспитание с детской природой. Философ полагал, что «главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта» [86, 48]. Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, сравнивая природу человека и космоса. Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главное в котором - учить следовать положительному примеру родителей; упражнять детей в навыках правильного поведения. И все же основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача педагога - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего с помощью убеждения.
Сократ (469-370 гг. до н.э.) в своих трудах отмечал, что «высшим идеалом нравственности является добродетель» [94,11-12]. Его ведущая педагогическая идея — нравственное самосовершенствование, основанное на глубоком и объективном самопознании. Не случайно, что целью его воспитания стал девиз «Познай самого себя», а исходным пунктом философии фраза «Я знаю, что ничего не знаю». Он довел до совершенства такой метод обучения, как беседа. Не предлагая готовых знаний и решений, но пробуждая мыслительную деятельность своих учеников с помощью четко и логично поставленных и сформулированных вопросов, он подводил их к самостоятельному поиску ответов и, как следствие, приобретению новых знаний. Сократ первый в истории европейской философской мысли обратился к проблемам индивидуальной свободы и нравственного совершенствования личности. Признавал за каждым человеком право на критическое отношение к авторитетам и самостоятельный поиск истины, в т.ч. и в области нравственных категорий. В беседах со своими учениками использовал метод «наводящих» вопросов, с помощью которых помогал им самим для себя как бы заново открывать или опровергать сложившиеся понятия и устоявшиеся мнения. Этот метод в истории педагогики получил название «сократический» [59, 168].
Гуманизм башкирской народной педагогики
Исследователь становления и развития башкирской народной педагогики В.И. Баймурзина считает, что накопленный опыт воспитания подрастающего поколения является показателем определенного уровня развития народной педагогики башкир, что обуславливается различными внутренними и внешними факторами [16,156]. Такими факторами, по ее мнению, являются:
1. Отношение человека к самому себе. Кто Я? В чем смысл моей жизни? Какими личностными качествами я обладаю как человек? Обязан ли я быть совершенным человеком? Такой подход к своему «Я» способствует к самоанализу человека, как к биологическому существу, так и к личности. 2. Отношение одного человека к другому человеку. Кто Я для других? Какое место занимают другие люди в моей жизни? Что необходимо мне знать для общения с другими?
Педагогическая ценность такого подхода заключается в формировании определенных норм общения - этноэтикета: а) Почитай и старшего, и младшего; б) Придерживайся принятого обращения к людям
в соответствии с каждым возрастом; в) Если пригласят - приходи, прогонят - уходи.
3. Отношение к своему родному дому, краю, родине: «Алтын-кемеш яуган ерзэн,тыуып-удкэн илятшгы» (Родина лучше, чем земля, где_много злата и серебра); «Сит илдэ солтан булгансы, у? илецдэ олтан бул» (Лучше жить бедно на родной земле, чем быть султаном на чужбине)
4. Отношение к соседу, к соседним народам: «Курте хатсы — Тэнгре хатш» (Сосед, что Тенгри — бог неба), «Ут курше» (Сосед по огню).
5. Прогрессивные и консервативные традиции. В какой конкретной исторической эпохе возникла та или иная традиция? Каковы условия их выполнения? Какое место занимает та или иная традиция по значимости в конкретный исторический период? Какова эффективность их в развитии и воспитании детей? Что такое понятие «прогрессивный» и «консервативный» в воспитательных традициях башкирского народа? Какова их взаимосвязь с исторической необходимостью их придерживаться между собой?
Попытка понять это соотношение дает возможность отобрать наиболее приемлемые методы воспитания личности ребенка в соответствии с социальным заказом.
6. Самосознание отдельной личности, нации. Мировоззрение народа. В чем смысл жизни? Взгляд на Жизнь и Смерть. Осознание целостности с природой - микро и макрокосм: «тупратстан яралганбыз, тупратска "кайтабы?» (Из праха возникли, в прах превратимся); общность с другими народами: «Инэбез haya, атабы? - Эзэм» (Мать наша - Ева, отец - Адам); неотделимость Земли от Космоса: «Бетэ нэмэгэ хужа булып, эмер биреп тороу ы Тэнгри» (Тенгри — бог неба - управляет всеми явлениями). Как показывают исследования, каждый народ формирует и развивает у подрастающего поколения присущие только ему личностные качества. Башкирский народ не отличается от других в этом. Как было сказано, вышеуказанные факторы возникали в глубине исторического развития народа, претерпевали изменения в своем становлении по велению эпохи и сохранились до наших дней. Изучение произведений устного народного творчества, фольклора башкирского народа дает возможность говорить именно об этом.
Например, в эпосе «Урал-батыр», являющемся одним из шедевров мировой литературы, прослеживается развитие башкирского народа как нации. В судьбе главного героя, Урала, мы видим формирование совершенного человека, который воплотил в себе нравственный идеал башкир. Целый арсенал приемов, методов, форм и средств воспитания детей дошли до нас. Они выработаны народом многими веками и сегодня являются неотделимой часть семейного воспитания детей.
В силу некоторых особенностей жанров устного народного творчества необходимо учитывать и то обстоятельство, что они передавались устно, и каждый сказитель вносил изменения не только в форму их передачи, но и в основные идеи. Таким образом, педагогические идеи башкирского народного воспитания и их реализация в повседневной жизни народа прошли длительный путь, обогащаясь и дополняясь новыми.
Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности
Рассмотренные в первой главе теоретические основы воспитания гуманности вызвали необходимость экспериментальной проверки эффективности модели системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы. Это может быть достигнуто путем комплексного и последовательного эксперимента, предполагающего совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ и др.
В начале экспериментальной работы нами была проведена следующая работа, как:
- проведен тщательный предварительный теоретический анализ изучаемого педагогического явления, его исторический обзор, изучение массовой практики его проявления с целью максимального сужения поля эксперимента и его задач;
- осуществлена конкретизация гипотезы, положенной в основу эксперимента, и согласно которой воспитание гуманности у старшеклассников с использованием потенциальных возможностей башкирской народной педагогики на уроках родной литературы будут эффективными, если будут выполнены следующие условия:
1) проведена диагностика воспитанности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;
2) осуществлена целенаправленная и систематическая работа по подготовке учителей к использованию в работе со старшеклассниками средств башкирской народной педагогики;
3) обеспечена взаимосвязь всех направлений подготовки старшеклассников;
4) обеспечено соответствующее учебно — методическое оснащение процесса обучения и воспитания старшеклассников (пословицы, поговорки, составление конспектов с этнопедагогическим направлением);
- конкретизированы формулировки задач эксперимента.
Целью нашей опытно — экспериментальной работы стала проверка нашей гипотезы. Она определила основные задачи, которые решались нами в ходе опытно — экспериментальной работы, а именно:
- изучение и анализ сложившейся системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;
- внедрение в учебно — воспитательный процесс разработанной модели системы воспитания гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики;
- изучение и анализ показателей уровней сформированности гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы, в ходе внедрения данной модели.
Опытно - экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения старшеклассников лицея, гимназий, интерната гг. Уфы, Стерлитамака, Белорецка и п. Красноусольский Республики Башкортостан.
Эксперимент проводился по плану исследования. Эксперимент апробирован непосредственно в процессе обучения родной литературе на уроках.