Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историография проблемы духовно-нравственного воспитания 11с.
1.1. Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогической теории и практике 11с.
1.2 Ценности русской литературы в свете задач духовно-нравственного воспитания старшеклассников и педагогические условия формирования ценностных ориентации личности 58с.
Выводы по главе 1 93 с.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников 95с.
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса воспитания ценностных ориентации старшеклассников на уроке и во внеурочной деятельности 95с.
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по духовно- нравственному воспитанию старшеклассников на уроке и во внеурочной деятельности 146с.
Выводы по главе 2 165с
Заключение 167с.
Список литературы 176с
Приложение 186с.
- Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогической теории и практике
- Ценности русской литературы в свете задач духовно-нравственного воспитания старшеклассников и педагогические условия формирования ценностных ориентации личности
- Организация учебно-воспитательного процесса воспитания ценностных ориентации старшеклассников на уроке и во внеурочной деятельности
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по духовно- нравственному воспитанию старшеклассников на уроке и во внеурочной деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, В.В.Зень-ковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.
В трудах таких современных учёных, как К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, З.В.Видякова, И.Ф.Гончаров, С.Ф.Иванов, В.М.Меныпиков, В. А. Сл астении, В.Д.Шадриков и др. уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодина и др. связывают духовное воспитание личности со всей русской традиционной культурой.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др.
В трудах Г.Н. Волкова, М.С.Жирова, М.А.Никитиной, М.Ю.Новицкой, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой и др. представлено духовно-нравственное воспитание средствами народной педагогики. Н.А.Белканов, Б.В.Емельянов, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов, Т.И.Петракова, Т.А.Петрунина, А.Н.Стрижёв, Э.А.Чурсина и др., выделяя духовно-нравственную проблематику, связывают её с возрождением православного образования в России.
Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют творения православных мыслителей: свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и ряда других, а также сочинения православных учёных и педагогов: В.В.Зеньковского, Б.А.Ничипорова, С.С.Куломзиной и др.
Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как Г.И.Беленький, И.С.Збарский, ВЛ.Коровина, Т.Ф.Курдюмова, Н.Я.Мещерякова, Т.Я1Шпикалова, Е.В.Шо-рохов и др. Возможности воспитания духовности и нравственности, отдельных духовных и нравственных качеств у учащихся общеобразовательных учреждений непосредственно в учебно-воспитательном процессе раскрыты в исследованиях О.Е.Кучеровой, Е.А.Новиковой, Н.М.Савченко, В.В.Скляд-невой и др.
Психологические проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов рассматриваются в работах К.З.Агатуровой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, К.М.Гуревича, Г.Е.Залесского, В.В.Зеньковского, Н.А.Меныпинской, М.Я.Микулинской, С.Л.Рубинштейна, Т.В.Снегиревой, В.ИСлободчикова, Б.М.Теплова, В.И.Шубина, Д.И.Фельд-штейна, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона.
Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Это укрепление связей с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию (в нашем случае, с Московским концертным филармоническим объединением, обществом «Жизнь», воскресной школой при храме преп. Зоси-мы и Савватия Соловецких в Гольянове, историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского» и др.). Это, наконец, создание детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.
В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования (Е.Б.Евладова, В.И.Казеренков, З.А.Карчина, Н.А.Морозова, М.О.Чеков и др.). Всё это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. Именно этим направлениям деятельности общеобразовательной школы уделяется преимущественное внимание в нашем исследовании.
Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме (О.Г.Дробницкий). Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «подпитывается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, отчасти, религией.
Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства.
Вместе с тем, говоря о возможностях использования потенциала урочной и внеурочной деятельности по литературе для духовно-нравственного воспитания старшеклассников, можно выделить ряд противоречий между:
необходимостью духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей уроков литературы и внеурочной деятельности для его развития;
углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;
развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью воздействий учебных предметов в школе.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается в необходимости формирования и развития у старшеклассников общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения литературы, интеграции учебных предметов, внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования
С учетом сказанного выше была выбрана тема исследования - «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности)», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного использования литературы и внеурочной деятельности по предмету в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - духовно-нравственное воспитание старшеклассников.
Предмет исследования* - педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если:
выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового гуманитарного образования и, прежде всего, литературы;
воспитательный потенциал курса литературы основывается на отечественных традициях духовности, прежде всего, православных;
учтены особенности социокультурного окружения старшеклассников и системы дополнительного образования для построения социально значимой деятельности.
Задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы определить возможности содержания литературного образования, урочной и внеурочной деятельности по предмету в духовно-нравственном воспитании старшеклассников;
Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы и экспериментально проверить;
Обосновать пути духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы и во внеклассной деятельности и экспериментально осуществить проверку их эффективности.
Теоретическую базу исследования составили:
философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А.Абуль-ханова-Славская, Б.Г.Ананьев, И.А.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития старшего школьного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Элышнин и др.);
теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- гуманистические педагогические концепции, основанные на аксио
логическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П.Белозерцев,
В.А.Беляева, Е.В.Бондаревская, Т.И.Петракова, В.А.Сухомлинский,
К.Д.Ушинский, Н.В.Щуркова и др.).
Для разрешения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (сопоставительный анализ и систематизация философских, богословских, психологических исследований по рассматриваемой проблеме), эмпирические (анкетирование, тестирование, изучение работ учащихся, эксперимент).
Экспериментальная база исследования — средняя общеобразовательная школа № 766 Восточного административного округа г. Москвы. Исследованием охвачено 23 учителя и педагога дополнительного образования, 118 учащихся старшей школы.
Работа осуществлялась в течение 5 лет и прошла следующие этапы:
Подготовительный (1999 - 2000) — непосредственно исследовательской работе предшествовала педагогическая деятельность автора в качестве учителя русского языка и литературы и классного руководителя. В этот период был накоплен эмпирический материал через включение школь-ников-в экспериментальную программу по древнерусской литературе; проведён сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников, методики духовно-нравственного воспитания; сформирован понятийно-терминологический аппарат; определены проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.
Теоретический (2000 - 2002) - углублённое изучение теоретико-методологических основ проблемы духовно-нравственного воспитания; определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированности духовно-нравственных качеств старшеклассников в ходе урочной и внеурочной деятельности; проведение констатирующего эксперимента; подготовка публикаций по теме исследований.
Заключительный (2002 — 2005) - апробация основных положений исследования; систематизация, обобщение и оформление результатов исследования; подготовка диссертационной работы к защите; внедрение результатов исследования в практику ряда общеобразовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается:
в выявлении потенциала духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы: определено содержание, формы, методы и средства урочной и внеурочной деятельности по литературе в процессе духовного, нравственного становления старшего школьника;
в определении педагогических условий эффективного использования возможностей учебно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания старшеклассников: опора на базовое содержание образования в сочетании с использованием воспитательного потенциала святоотеческой литературы; объединение усилий школы, семьи, системы
дополнительного образования, общественных организаций, работающих по реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся;
- в раскрытии путей интеграции урочной и внеурочной деятельности,
основного и дополнительного образования в процессе духовно-
нравственного воспитания учащихся старших классов.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала урока в духовно-нравственном воспитании учащегося; определить возможности интеграции основного и дополнительного образования в этом процессе.
Практическая! значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательной школы в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, а также при чтении соответствующих курсов в системе повышения квалификации работников образования. Использование данных материалов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой; совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; преемственностью и последовательностью в реализации теоретических положений; многолетним личным опытом работы в качестве учителя школы; разносторонним изучением практики духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
На защиту выносятся следующие положения.
Осознание учителем онтологической связи литературы с историко-культурными, духовными традициями народа; целенаправленная работа на уроках литературы и во внеурочной деятельности по изучению традиций как социально значимого, ценностного ориентира для школьников является основной предпосылкой оптимального использования воспитательного духовно-нравственного потенциала литературы как школьного учебного предмета.
Педагогическими условиями, способствующими активизации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов на уроках и во внеурочной деятельности, являются:
опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла);
сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;
интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экс-
курсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, филармонические концерты и др.);
учет особенностей социокультурного окружения школы для построения социально значимой деятельности старшеклассников;
использование святоотеческого наследия при изучении литературы в старшей школе как дополнения к ценностному ядру основного образования.
3. Воспитательные возможности уроков литературы увеличиваются пропорционально тому, насколько учитель способствует организации и развитию реального жизненного, духовно-нравственного опыта старшеклассников на основе чтения, обучения, деятельности, творчества во взаимодействии и координации усилий с учителями других учебных предметов, родителями, общественными, культурно-просветительскими организациями, учреждениями дополнительного образования.
Апробация и. внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на научно-теоретических и практических конференциях в Москве (2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.), Малоярославце (2001 г.), Хабаровске (2003 г.), Владимире (2003 г.), Пятигорске (2004 г.), Пскове (2004 г.), Красноярске (2005 г.), Краснодаре (2005 г.), Софии (2005 г.), на курсах повышения квалификации учителей (г. Балашиха Московской области - 2003 г.; г. Нижний Новгород - 2004 г.; г. Краснодар - 2005 г.), на круглых столах в Государственной Думе РФ, а также через публикации и выступления на радио и телевидении.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, представлены существующие противоречия, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; раскрыты его методологические основы, а также методы, научная новизна, теоретическое и практическое значение; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации результатов эксперимента.
В первой главе «Историография проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников» рассматриваются различные подходы к проблемам духовно-нравственного воспитания, отражённые в трудах отечественных учёных, педагогов XIX - XX веков; прослеживается развитие духовно-нравственного воспитания в системах советского периода; формируется положение о русской традиционной культуре и литературе как основе формирования духовно-нравственных ориентации старшеклассников; выявлен ценностный потенциал гуманитарного и литературного образования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию» освещаются вопросы духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами литературы (с использованием ценностного потенциала литературы), взаимодействия урочной и внеурочной деятельности образовательного учреждения с социумом с целью фор-
мирования духовно-нравственных ориентации старшеклассников; проведён анализ опытно-экспериментальной работы.
В заключении представлены выводы исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогической теории и практике
Российское общество переживает системный кризис Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последовавших за ними либерально-демократических реформ в России с особой силой проявились в духовно-нравственной сфере Свобода, с одной стороны, способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни С другой стороны, поставили государство и общество перед необходимостью поиска общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, объединяющих граждан для решения общих задач, интегрирующих общество, способных эффективно стимулировать социально-экономическое и культурное развитие страны Процессы глобализации и технократизации все больше деформируют сознание человека, подменяя традиционную для нашей страны психологию созидателя, творца - примитивной психологией потребителя Воспитательные функции образования и социума сведены к минимуму Дискредитирован социальный институт семьи Больше половины создаваемых в России семей распадаются Разрушение авторитета родителей и старших поколений, неконструктивный конфликтный стиль общения, низкая педагогическая культура - вот далеко неполная характеристика состояния современной семьи Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом Кризису семьи способствуют также тяжелые экономические условия жизни большинства россиян Ежегодно около 200 тысяч дел на родителей, не исполняющих свои обязанности, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, около 250 тысяч родителей попадают в сферу внимания органов внутренних дел Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования По данным Госкомстата России, в 2003 году выявлено 16229 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, не обучающихся в школе в нарушение закона Практически не снижается количество правонарушений среди несовершеннолетних По-прежнему высок уровень криминальной активности подростков На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2002 году состояло 363,2тыс детей, из них более половины обучаются в образовательных учреждениях, 80 тыс - дети моложе 14 лет, 54 тыс - девочки В последнее пятилетие ежегодно в органы внутренних дел доставляется свыше 1 миллиона несовершеннолетних, около 150 тыс из них - женского пола В 2003 году 145,6 тыс подростков задержаны за участие в совершении преступлений Несмотря на происходящий в последние 2-3 года рост общественной активности детей и молодежи, участие подрастающего поколения в социально значимой деятельности, уровень воспитания активной гражданской позиции среди молодежи остаются явно недостаточными Согласно данным опроса, почти 35% опрошенных юных граждан России хотели бы родиться и жить в какой-нибудь другой стране и еще почти 22% затруднились с ответом на этот вопрос Ясно, что более чем у трети детей не воспитана любовь к своей стране и к своей семье Отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, праведности, любви, уважения к честному труду - вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи Анализ многовековой истории и культуры России, ее социально-демографических и культурологических характеристик подтверждает, что ведущее значение в содержании современного духовно-нравственного просвещения, воспитания и образования детей и молодежи должны иметь общенациональные ценности русской культуры (В А Беляева) Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, присутствуют в любом дипамично развивающемся социуме, придают ему мобильность, обеспечивают расширенное воспроизводство демографического, экономического, культурного потенциалов Особое место среди наук, занимающихся проблемами воспитания и становления личности, занимает педагогика, так как предметом ее исследования является развитие и формирование человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методологических принципов воспитания Ясно, что в центре изучения педагогической науки - понятие «человек» (163) Отсюда важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания человека Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить В этом смысле под целью воспитания следует понимать, по мнению Харламова ИФ (163), те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы В М Бехтерев утверждал, что решение вопроса о целях воспитания -это непосредственное дело педагогической науки «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели, - подчеркивал он, -есть во всяком случае дело науки » (15, с 5 ) Определение целей и задач воспитания оказывает непосредственное влияние на разработку педагогической теории Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания Развитие современного общества, характеризующегося интенсивным совершенствованием машинного производства, повышением его технического уровня, развернувшейся компьютерной революцией и развитием информационных технологий, приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает и как объективная потребность общества, и как основная цель современного воспитания Такое воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности Оно включает в себя таюке формирование у школьников социальных, духовных и нравственных отношений как важнейших компонентов их личностного развития Хотя сама идея о всестороннем и гармоничном развитии личности не нова В античной Греции зародилась формула «калокагатии» (от греч kalos - прекрасный, agathos - добрый), которая и положила начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности «Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное святостью, дали Платону полную возможность и право требовать всестороннего гармонического развития человека» (133, с 53) Но эта идея главным образом включала интеллектуальное развитие личности и развитие культуры тела Философ В П Тугаринов отмечал «Прославленный древнегреческий идеал «гармонической личности» не требует ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявляет большие требования к эстетическому и физическому совершенству» (154, с 109)
Ценности русской литературы в свете задач духовно-нравственного воспитания старшеклассников и педагогические условия формирования ценностных ориентации личности
Проблема воспитания духовно-нравственной личности, ее направленности является одной из центральных в современное время в психолого-педагогической литературе Ведь объектом изучения в ней является обширная и многообразная область мотивационно-потребностной сферы человека проявляющаяся в его интересах, ценностях, избирательности поведения, «внутренней позиции» Решение проблемы развития и формирования личности прямо зависит от той общетеоретической концепции личности, которой придерживается воспитатель, и решения им ряда методологических вопросов.
По утверждению И.Ф Харламова, под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений
Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств Формирование - значит «придавать форму чему-нибудь . устойчивость, законченность, определенный тип» (163 с 70-71).
Детализируя психологическое содержание понятий, развитие и формирование личности применительно к ребенку, Л.ИБожович писала «Это, во-первых, развитие познавательной сферы школьника Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребительской сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиям и чувствами В-третьих, возникновение устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера И, наконец, развитие общественной направленности школьника, те обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют» (17, с 291)
Личность же характеризуется, по мнению С Л Рубинштейна, таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности
Философ В П Тугаринов (154) к числу важнейших критериев личности относил разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность Выделяя критерии личности, В П Тугаринов связывал это понятие с возрастной и психической зрелостью человека
Центральным понятием педагогического процесса считал личность и В В Зеньковский, ее истолкование он дает в духе христианской антропологии, в свете православного сознания «Поскольку дело воспитания свободно в постановке своих задач, поскольку оно не стеснено тем, что ему навязывается обществом или государством, оно всецело обращено к личности ребенка, направлено на развитие и раскрытие личности, ее своеобразия, ее даров и сил В этом смысле понятие личности является основным и центральным понятием педагогики,- и чем больше педагогика руководствуется этим понятием, тем настойчивее она выдвигает его основополагающее значение Можно прививать детям какие-либо навыки, сообщать те или иные знания, если это требуется жизнью, но с педагогической точки зрения ясно, что любая программа воспитания должна быть такой, чтобы эти навыки и знания не внешне, не механически закреплялись в личности, но связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью Личность связана всегда с каким-либо социальным целым, она включена в порядок природы, в своей внутренней жизни обращена к миру ценностей, ищет опоры и восполнения в Боге Абсолютный характер понятие личности получает лишь в применении к Богу - в человеке же начало личности является умаленным и ограниченным с разных сторон» (52)
Уточняет понятие личности с православной точки зрения священник Евгений Шестун «Философский и психологический взгляд на проблему личности заключается в том, что мы основываемся в своих рассуждениях на обычном опыте, который не открывает нам ни подлинного личного многообразия, ни подлинного единства природы В случае богословского осмысления природы мы говорим о потенциальном бытии, о достижении подлинного единства природы и раскрытии человеческой личности, мы говорим о возможности и одновременности задания, суть которого выразили в своих творениях священномученик Ириней Лионский и святитель Афанасий Александрийский, святитель Григорий Богослов и святитель Григорий Нисский «Бог сделался человеком, дабы человек смог стать Богом» (171, с 409)
Анализ существующей психолого-педагогической литературы показывает, что в основе педагогической воспитательной системы, и духовно-нравственной в частности, существует многообразие мировоззренческих подходов, которые необходимо учитывать при развитии и формировании личности Мы в своем исследовании, рассматривая процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников и учитывая, что в период ранней юности происходит формирование самосознания, способствующего саморазвитию личности в целом, ее самоактуализации, самоопределению и самореализации на основе определенных ценностей, исходим, прежде всего, из аксиологического, личностно-ориентированного и культурологического подходов
Обратившись к отечественной теории психологии развития, выделяем следующее в характеристике юношеского возраста
Взросление описывается как процесс смены стабильных и критических периодов, медленного, плавного, эволюционного течения развития и бурного, стремительного, революционного Важно рассматривать возрастной кризис не как нечто негативное, мешающее спокойной жизни, а как необходимую движущую силу развития, проявляющуюся в несоответствии между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, оі аничивающими возможность их реализации (112, с 292)
Еще Л С Выготский отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь Основной критерий развития - центральное новообразование переходного возраста -социальное сознание, перенесенное во внутренний план По Л С Выготскому, это и есть самосознание
Социальная ситуация развития - исходный материал для всех динамических изменений ЛИ Божович в ее структуре выделяет ісак внешние социальные условия - выход в самостоятельную жизнь, так внутренний процесс развития, определяющий становление личности, -поиск своего места в жизни Центральное новообразование личности рождение жизненной перспективы, а основная потребность - потребность в самоопределении
Под ведущей деятельностью понимается реализация задач развития на определенном возрастном этапе ДБ Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная молодой человек "ищет себя" в избранной им профессиональной сфере Причем, если в ранней юности наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то в более поздние сроки происходит развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений)
Вместе с тем, развитие человека не ограничивается школьным возрастом и не завершается с переходом в некое "взрослое", стабильное состояние В идеале, это восхождение длится всю жизнь
Организация учебно-воспитательного процесса воспитания ценностных ориентации старшеклассников на уроке и во внеурочной деятельности
Воспитание - важнейшая функция человеческого общества Общество не может отказаться от воспитания подрастающего поколения, не обрекая себя на застой Чтобы жить и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и культурные блага А для этого необходимо, чтобы молодое поколение, приходящее на смену, могло умело использовать, наследуемые ими, духовные ценности и производительные силы В современной социокультурной ситуации, которая характеризуется смещением нравственных ориентиров, стихией стяжательства, вседозволенности и безразличия к судьбам Отечества, существует один из кардинальных путей преодоления духовно-нравственного кризиса российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который бы стал главным мерилом в его осознании Основу воспитания в наше время должны составлять духовные нормы и традиции, умножающие и оттеняющие богатство отечественной культуры Традиционная культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве человека, семьи, общества и государства, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в ее становлении имела святоотеческая культура Этот аспект очень важен в воспитательном плане, так как в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя человеком русской культуры и гражданином России, даже если он атеист или равнодушен к религии, - все равно остается по тысячелетней традиции номинально православным человеком За многие века своего существования отечественная духовная культура накопила колоссальный этический потенциал Для достойного воспитания подрастающего поколения необходимо найти средства и формы передачи этого великого наследия нашим ученикам В рамках выполнения статей Закона РФ «Об образовании», который ставит перед школой задачу обеспечения «интеграции личности в национальную культуру» уместно и целесообразно организовать в общеобразовательных учреждениях изучение отечественной духовной культуры через интегрирование предметов гуманитарного цикла, а также через систему дополнительного образования Для решения этой проблемы имеется достаточно широкая база накопленных экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений Выбор модели образовательного учреждения определяет цели и задачи педагогического коллектива, достижимость конкретных результатов в деле развития, образования и воспитания старшеклассников Анализ педагогической литературы и передовая практика свидетельствуют о том, что под образовательной моделью понимается совокупность трех основных составляющих учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов, соответствующих выбранной модели В свете этого любая образовательная модель является связующей между интересами ученика, его родителей, уровнем потребности общества в образовательных услугах и их качестве Результатом учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов становится степень обусловленности обученности, воспитанности и развития учащихся, способность адаптироваться к конкретным социально-экономическим и политическим условиям жизни в соответствующий исторический период Основной причиной неэффективности системы управления этими процессами является в значительной степени формальная реализация системного подхода его подмена элементарным набором рекомендаций конъюктурного характера, замена деятельности системы комплексом упорядоченных, оторванных от жизни и интересов учащихся моделей общеобразовательных учреждений Такое положение приводит к серьезным противоречиям между учащимися, их семьями и имеющимися возможностями реализации склонностей, интересов личности в конкретных общеобразовательных моделях Деятельность педагогических коллективов представлена как неразрывная цепь разрешеьшя конкретных организационно-педагогических и содержательных вопросов между формализмом и творчеством, поиск путей преодоления этих противоречий (Б Франкфрут) Известно, что период обучения в общеобразовательной школе - это время наиболее интенсивного развития интеллектуальных и нравственных возможностей школьника, особенно старшего школьного возраста, когда складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, обществу Именно в этот период важно соотнести содержание обучения с соответствующей моделью общеобразовательного учреждения Сегодня, очевидно, что только комплексное решение этих задач может дать эффект, необходимый обществу В последние десятилетия появились новые концепции моделей общеобразовательных учреждений, освещенные в трудах Ю К Бабанского, В С Леднева, А В Гаврилина, В А Сластенина, В А Караковского, Е.А Ямбурга, Е И Казаковой и др Исследователями выделяются главные принципьі организации и реализации учебного процесса в рамках новых моделей общеобразовательных учреждений. - принцип самоформирования личности учащегося, - принцип коллективизма, проявляюгіщйся в сотрудничестве учителя и учеников, вьптускников и научных работников системы образования Эти принципы, являясь ведущими в условиях новой гуманитарной парадигмы образования, должны рассматриваться в совокупности с конкретными организационно-педагогическими условиями (в школе, округе, социуме), при разработке новой модели общеобразовательного учебного заведения При проектировании новых моделей общеобразовательных учреждений обязательно реализуется философский принцип единства общего и особенного Общее - содержание образования - строится как базовое «ядро» Особенное - новые формы реализации, определяющиеся конкретными организационно-педагогическими условиями На основе выделения общего и особенного в новых моделях образовательных учреждений позволяют выделить два пути становления их и развития «от практики» и «от науки» Любая школа, в которой начинается процесс создания новой модели или воспитательной системы, имеет уже упорядоченность, нормы поведения и сложившиеся традиции Поэтому при разработке педагогической концепции и выработке целей необходимо ориентироваться не только на проектируемую (идеальную) модель личности, но и на реального современного школьника Итак, первой важнейшей предпосылкой создания модели или воспитательной системы школы являются личностные особенности школьников Другой предпосылкой следует считать особенности окружения школы Здесь имеется в виду социокультурная среда, система учреждений дополнительного образования, наличие внешкольных воспитательных институтов, существующие неформальные объединения, социально-профессиональный состав родителей И последняя, но важнейшая предпосылка - это творческий и профессиональный потенциал педагогического коллектива, накопленный положительный опыт организации учебно-воспитательного процесса, традиции школы (А Гаврилин) Оптимальным является тот путь, когда сочетаются теоретические знания особенностей проектирования новых образовательных моделей или систем с практическим опытом творческого коллектива во главе с директором школы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по духовно- нравственному воспитанию старшеклассников на уроке и во внеурочной деятельности
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 5 лет (с 2000 по 2005г г ) со старшеклассниками в урочное и внеурочное время на базе основного и дополнительного образования В течение этого периода времени изучались интересы старшеклассников, их ценностные ориентации, изменение интересов и ценностных ориентации методом анкетирования, интервьювирования, включенного наблюдения Опытно-экспериментальная работа строилась на проведении констатирующего и формирующего экспериментов В ходе констатирующего эксперимента были проведены педагогическая экспертиза (количество экспертов составило 23 человека), анкетный опрос учащихся 10 - 11 классов (118 старшеклассников) и их родителей (78человек), анализ программ, учебных планов, а также выявлялась общая направленность личности старшеклассника, уровень его нравственности и духовности через адекватное восприятие себя, окружающих и себя На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи -выявить первоначальный уровень направленности личности старшеклассника, -выяснить степень развития у школьников духовно-нравственных качеств, социальных интересов, - определить степень- эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной, внеурочной работы и возможностей дополнительного образования С целью определения значимости и актуальности исследуемой проблемы было проведено анкетирование учителей, учащихся и их родителей Учителям и родителям предлагалось ответить на следующий вопрос. «Считаете ли вы проблему духовно-нравственного воспитания актуальной для современной школы?» Абсолютное большинство опрошенных педагогов (81,6%) и родителей (79,3%) оценили ее как актуальную В формировании ценностных ориентации, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей С этой целью учащимся 10 класса в начале учебного года был предложен тест «Оценка идеальной личности» Инструкция Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойствах личности На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания Какие качества вы более цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание Задание Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности, аккуратность, доброта, настойчивость, ум, принципиальность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, эгоизм, свободолюбие, активность, интеллигентность, уверенность в себе, энергичность, инициативность, самокритичность, чуткость и терпимость В столбик «идеал» под номером 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 -то качество, которое цените чуть меньше и так далее в порядке убывания Во второй столбик «Идеальная личность» запишите человека (героя), которого вы считаете идеальным В третий столбик запишите, какими вы хотите себя видеть в будущем (ответ по желанию) Мы проанализировали ответы старшеклассников 25,5% респондентов в столбик «идеал» под № 1 записали «уверенность в себе»; 22,5% -инициативность, 21,7% - принципиальность, 13,3% - свободолюбие, 10% -добросовестность, 4,2% - ум, 1,3% - доброта, 0,8% - интеллигентность, 0,7% - общительность. Никто из старшеклассников не поставил под №1 такие качества, как скромность, самокритичность, чуткость, терпимость Тестирование показало, что во второй столбик «Идеальная личность» старшеклассники отнесли родителей и ближайших родственников - 24,6%, преуспевающих бизнесменов и предпринимателей - 25,3%, учителей -18,4%, литературных героев - 19,2%, друзей и знакомых -12,5% В третий столбик, какими старшеклассники хотят видеть себя, девушки ответили так богатой, модно и красиво одетой, похожей на маму, похожей на саму себя, но иногда берущей «изюминку» у других, чтобы повторить, хорошим человеком, самостоятельным, свободным, похожей на Мерелин Монро и т д Анализ тестирования показал, что среди причин, оказывающих влияние на выбор идеала старшеклассника, являются опыт общения со знакомыми и родственниками, внутренние качества знакомых людей или литературных персонажей, вешние данные людей Мы видим, что у старшеклассников и идеалы довольно прагматичны, и мечты о будущем материальны связаны с беспечной, независимой жизнью На следующем этапе констатирующего эксперимента мы выявили степень интереса старшеклассников и их воспитателей к духовно-нравственной проблематике Для этого использовали методику М Рокича «Ценностные ориентации», модифицированную Е Ф Шубиной, научным сотрудником Института дошкольного образования и воспитания Респонденту предъявлялось два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке в соответствии с двумя классами ценностей терминальные (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться), инструментальные (убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что значительная часть старшеклассников дали высокую оценку ценностям (терминальным) социального характера таким, как стремительная и удачная карьера, бизнес, материальное богатство, благосостояние и т д (в среднем около 70%) Ценности социального характера распределились так стремительная и удачная карьера или бизнес - 32,4%; материально обеспеченная жизнь - 37,1% Более низкую оценку получили такие нравственные (терминальные) ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т д (в среднем около 40%). Нравственные ценности распределились так любовь и счастливая семейная жизнь - 15,6%, развитие нравственных качеств (достоинство, совесть и т д ) - 9,8%, уважение коллектива, товарищей - 5,3%, наличие хороших и верных друзей - 4,4%, творчество - 4,1%