Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Лысенко Татьяна Ивановна

Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы
<
Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лысенко Татьяна Ивановна. Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2007 230 с. РГБ ОД, 61:07-13/1218

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы 14

1.1 Эстетическая культура как сущностная характеристика личности старшеклассника сельской школы 14

1.2 Компоненты и уровни функционирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы 46

1.3 Программа формирования эстетической культуры сельских старшеклассников 70

Выводы по первой главе 93

Глава II. Опыт формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы 96

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры старшеклассников сельской школы

2.2 Особенности формирования эстетической культуры сельских старшеклассников

2.3 Анализ эффективности программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы 141

Выводы по второй главе 175

Заключение 177

Список использованных источников 181

Приложения 206

Введение к работе

Актуальность исследования. Образование всегда выступало важнейшей составляющей культурного развития общества, в значительной мере определяющей гуманитарный уровень складывающихся экономических, политических, производственных и межличностных отношений. На повышение качества образования направлен один из наиболее масштабных и приоритетных национальных проектов, результаты реализации которого должны существенно повлиять на все сферы жизни нашей страны. В рамках проекта «Образование» особое внимание уделяется сельской школе, высота образовательного статуса которой во многом определяет перспективы развития сельских регионов.

Кризисные явления в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социокультурной и производственной инфраструктуры повлекли за собой дальнейшее ослабление материально-технической базы сельских школ. Как показывают результаты исследований, проведенных Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАО, до сих пор в сельской школе имеет место применение устаревших форм и методов обучения и воспитания, которые не позволяют целенаправленно и эффективно развивать личность школьников.

В настоящее время, когда сельская школа становится центром социокультурной жизни села, актуализируется проблема формирования эстетической культуры выпускников сельских школ. От того, насколько сформирована эстетическая культура сельского школьника, зависит характер его ценностных ориентации, степень продуктивного участия в дальнейшей творческой деятельности. Именно в сельской школе должны быть созданы все условия подготовки взрослеющего человека к жизни по законам красоты.

В этой связи перед педагогической теорией и практикой встает проблема поиска, обоснования и использования эффективных методов формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Философские и психолого-педагогические идеи эстетического развития личности нашли свое отражение в трудах отечественных ученых (В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, А.И. Буров, М.А.Верб, А.Я. Зись, М.С. Каган, Е.В. Квятковский, Н.И. Киящен-ко, О.А Кривцун, В.Н. Лазарев, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, А.Ф.Лосев, Г.А. Недошивин, М.Ф. Овсянников, В.А. Разумный, У.Ф. Суна, Б.М. Теплов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, U.K. Чапаев) и зарубежных мыслителей (Сократ, Платон, Аристотель, Г. Гегель, Ф.Шиллер).

Основательно и детально разработаны компоненты системы эстетической культуры личности: проблему развития эстетического интереса рассматривают Е.В. Квятковский, В.А. Филиппова, Ю.У.Фохт-Бабушкин; эстетических потребностей - М.А. Верб, В.И. Волынкин; эстетического вкуса - В.К. Скатерщиков, Н.Л. Рощина; эстетического идеала - М.С. Каган, О.В. Лармин; эстетических взглядов и оценок - Л.М. Баженова, В.Г. Бутенко, II.Н. Яковлева.

Различные стороны психологии эстетического воспитания раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона.

Педагогическим аспектам формирования эстетической культуры личности средствами различных видов искусства посвятили свои работы П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Д.Б. Кабалевский, СМ. Кар-гапольцев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий.

Особую важность для нашего исследования имеют идеи педа-

5 гогики искусства, раскрывающие значимость общей и эстетической культуры в творческом становлении личности (И.Э. Грабарь, А.Н.Мокрицкий, Б.М. Неменский, П.П. Чистяков, В.Н. Шацкая).

Теоретическим основам реализации закономерностей и принципов эстетического воспитания в образовательном процессе посвящены диссертационные исследования Е.М. Алехиной, О.Б. Гордиенко, Г.Г. Коломиец, А.А. Куриленко, СВ. Масловской, Т.М. Мальгиной, О.В. Плотниковой, Д.Ю. Пантелина, Т.В. Фроловой, С.Д. Якушевой.

Проблемам модернизации сельского образовательного социума посвящены исследования сотрудников Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (Н.Г. Бочарова, М.П.Гурьянова). Специфические особенности обучения и воспитания в сельской школе раскрыты в трудах М.И. Зайкина, Р.Ф. Князевой, А.Е. Кондратенкова, Г.Ф. Суворовой.

Вместе с тем проблема формирования эстетической культуры сельских старшеклассников пока еще не нашла должного отражения в образовательном процессе сельской школы. Во многом это связано с существующими противоречиями между: потребностями общественной практики в сформированной эстетической культуре сельских старшеклассников и недостаточной разработанностью теоретико-педагогических основ данного процесса; стремлением старшеклассников к повышению своей эстетической культуры и реальными образовательными условиями современной сельской школы, не всегда обеспечивающими возможность направленного формирования столь значимого качества личности.

Социальная значимость, практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность обозначенных выше вопросов предопределила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование эстетической культуры старшеклассников

сельской школы».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Объект исследования: эстетическая культура сельских старшеклассников как интегративное личностное качество.

Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы будет осуществляться с большей эффективностью, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

создана образовательная среда сельской школы эстетической направленности;

организован процесс направленного становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей инте-гративного комплекса искусств;

обеспечено включение учащихся старших классов в активную формотворческую художественно-эстетическую деятельность, ориентированную на развитие базовых составляющих социокультурного пространства сельского социума.

Цель исследования, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Выявить теоретико-методологические аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

  2. Уточнить сущность основных понятий и категорий исследования.

  3. Определить критерии и обосновать уровни развития эсте-

7 тической культуры учащихся старших классов сельской школы.

  1. Разработать модель формирования эстетической культуры старшеклассников в образовательном процессе сельской школы в условиях направленной реализации авторской программы.

  2. Подготовить методические рекомендации учителям сельской школы.

Методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания, предполагающая целостное и всестороннее рассмотрение явлений и процессов в их развитии, становлении и формировании; принцип единства теории и практики; идеи личност-но-деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе в условиях утверждающейся гуманитарной образовательной парадигмы; исследования в области социологии села.

Теоретическая основа исследования: Философский уровень диссертационного исследования базируется на научных подходах к понятию «эстетическая культура» (Платон, Аристотель, М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Г.В.Ф. Гегель, М.С. Каган, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов); концептуальных положениях философии и методологии образования (В.В. Краевский, В.М. Рогозин, Л.В. Хуторской, Б.С. Гершунский). Общенаучный уровень исследования составляют основополагающие идеи теорий личности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К.Платонов), деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Г.И. Щукина), общей теории культуры (Б.С. Мейлах, В.М. Межуев, А.В. Пирадов В.К. Скатерщиков), ак-сиологизации образования (А.В.Кирьякова, Г.А.Мелекесов). Технологический уровень исследования включает теорию личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, И.А.Зимняя, И.И. Ильясов, А.К. Маркова, В.Г. Рындак) концепции

8 технологизации образования (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; изучение педагогического опыта; диагностика, анкетирование, интервьюирование; педагогическое наблюдение; беседа, письменный и устный опрос; педагогический эксперимент; математическая обработка диагностических материалов; анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №2», муниципальное образовательно учреждение «Акбулакский лицей»; в опытно-экспериментальной работе участвовало 284 старшеклассника.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (2000-2001) - изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, разрабатывались исходные позиции исследования, проводилась диагностика уровней сформированности эстетической культуры сельских старшеклассников, анализировалось состояние образовательного процесса в сельской школе. Результаты проведенной работы позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования, определить логику формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

На втором этапе (2002-2003) осуществлялся теоретический анализ составляющих процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях сельской школы, обосновывались критерии и показатели ее развития в условиях формирующего воздействия, разрабатывались содержание и уточнялись основные эта-

9 пы реализации авторской программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, уточнялись положения гипотезы исследования.

На третьем этапе (2004-2006) основное внимание уделялось организации и проведению формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, апробации основных положений исследования в образовательном процессе ряда школ п. Акбулак; анализировались и обобщались полученные результаты, оформлялся текст диссертационной работы, определялись направления дальнейшего исследования проблемы.

Научная новизна исследования:

уточнено содержание понятия «эстетическая культура сельских старшеклассников» как интегрального личностного качества, обеспечивающего продуктивную реализацию старшими школьниками идей созидательного формотворчества в социокультурном пространстве современного сельского социума, способствующего утверждению идеалов интеллигентности и гуманности в выразительной сфере межличностных отношений;

выявлена специфика формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, определяемая природно-географическими (естественная красота природного окружения; непосредственность включения школьников в производительный сельскохозяйственный труд и жизнь села), социокультурными (отдаленность от культурных центров; значимость народных обычаев, праздников, обрядов, традиций; авторитет семейного воспитания) и образовательными (особенности построения учебно-воспитательного процесса, малочисленность педагогов и учащихся, состояние учебно-методической базы) факторами;

- определены критерии (рациональный, эмоционально-

10 художественный, деятельностно-поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий, крайне низкий) процесса формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы;

разработана модель формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, логика построения и реализации которой интегрирует личностные потенциалы восприятия и созидания выразительной предметности в расширяющемся социокультурном пространстве сельского социума.

разработана программа формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, педагогическая реализация которой основывается на принципах: интеграции и актуализации художественной составляющей дисциплин гуманитарной направленности; включенности сельских старшеклассников в активную формотворческую деятельность с учетом личностных характеристик и индивидуальных предпочтений;

определены этапы (проектировочный, содержательный, оценочно-контролирующий) реализации программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, включая постоянный мониторинг уровня эстетического развития личности на каждой из образовательно-возрастных ступеней.

Теоретическая значимость исследования определяется обогащением педагогических представлений о содержании и логике эстетического развития сельских школьников, разработкой принципов построения модели формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы; полученные результаты могут выступить основой для дальнейшего изучения путей совершенствования форм и методов формирования эстетической культуры личности, методики преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированных на эстетическое развитие обучаемых.

Практическая значимость исследования:

- разработаны и апробированы методические рекомендации
учителям сельской школы по формированию эстетической культуры
старшеклассников;

- материалы исследования могут быть использованы для ока
зания помощи сельским учителям гуманитарного профиля в орга
низации процесса формирования базовых компонентов эстетиче
ской культуры личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результативность формирования эстетической культуры
старшеклассников сельской школы определяет комплекс следую
щих педагогических условий:

создание образовательной среды сельской школы эстетической направленности;

организация процесса становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей интегративного комплекса искусств;

включение учащихся старших классов в активную формо-творческую деятельность, ориентированную на развитие базовых составляющих социокультурного пространства сельского социума.

2. Создание образовательной среды сельской школы эстетиче
ской направленности представляет процесс и результат вырази
тельной актуализации личностно-развивающего потенциала струк
турных компонентов (природа; народные промыслы, обычаи,
праздники и традиции; семья; учебная и внеучебная деятельность),
осуществляемой в ходе совместной деятельности учителей, воспи
танников и родителей по преобразованию окружающей действи
тельности по законам красоты, истины и добра.

  1. Организация процесса становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей интегративного комплекса искусств способствует формированию у старших школьников личностно-субъективного отношения к миру человеческого бытия путем непосредственного участия в организуемых мо-тивационно-проблемных ситуациях событийного характера, использования интегрированных уроков литературы с различными видами искусства (театр, живопись, музыка).

  2. Включенность сельских старшеклассников в самостоятельную творческую деятельность, ориентированную на развитие составляющих культурно-образовательного пространства сельского социума, предполагает укрепление связи между поколениями, сохранение и обогащение традиций народной культуры и народной педагогики, воспитание любви к родному дому, развитие народных промыслов и ремесел, сохранение окружающей природы и памятников культуры.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивалась применением методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; методологической непротиворечивостью исходных теоретических позиций; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразными источниками информации; статистической значимостью экспериментальных данных; соотнесением полученных результатов с данными других психолого-педагогических исследований, широкой апробацией теоретико-практических результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на международных (Москва-

13 Оренбург, 2003; Тамбов, 2004), всероссийских (Санкт-Петербург, 2004; Оренбург, 2001; Шуя, 2004) и межрегиональных (Орск, 2002; Челябинск, 2003) научно-практических конференциях, путем публикаций результатов диссертационного исследования в научно-теоретических и научно-методических сборниках и журналах, а также при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий для учителей школ Акбулакского района.

Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на кафедре общей педагогики Оренбургского государственного университета и кафедре педагогики и методики начального образования Акбулакского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», учительских районных конференциях.

Личный вклад автора состоит:

в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования эстетической культуры личности в образовательном процессе современной школы;

разработке модели формирования эстетической культуры сельских старшеклассников;

выявлении и обосновании педагогических условий практического внедрения модели в образовательный процесс сельской школы;

в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации и педагогической интерпретации полученных данных.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и приложений.

Эстетическая культура как сущностная характеристика личности старшеклассника сельской школы

Глубокий кризис современного российского общества заставляет обратить внимание на проблемы нравственно-эстетического воспитания. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей.

Образование и воспитание всегда выступали важным показателем развития общества, его культуры. Духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества. Это находит отражение в документах федерального значения, определяющих основные направления реформирования образования: «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», федеральной программе «Развитие системы образования на селе», национальном проекте «Образование».

Модернизация отечественного образования направлена на саморазвитие личности, способной продуктивно реализовать себя в современных условиях развития общества, и ориентирована на ценности, надолго определяющие качество ее жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме.

В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» следующим образом определена цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина с учетом традиций отечественной и мировой культуры, системы ценностей и потребностей современной жизни, формирование личности, способной к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию [цит. по 71, с.17].

Формирование эстетической культуры сельских старшеклассников, рассматриваемое нами как проблема педагогики, не может быть исследована нами вне общего контекста развития эстетики как философской науки и эволюции взглядов на эстетическое воспитание.

Слово «эстетика» - одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительного исторического пути. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях ("эстетика одежды", "эстетика интерьера") это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество, как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы [101, с.6].

Известно, что отдельные эстетические проблемы интересовали философов в древности, однако, термин «эстетика» был введен в научный обиход в XVIII веке. В 1735 году немецкий философ А. Баумгартен образовал его от древнегреческого слова "aistheticos", означающего в переводе «воспринимаемое чувствами, ощущениями». А так как, с точки зрения Баумгартена, достигаемое в чувственном познании совершенство есть прекрасное, то единственной областью его воплощения является искусство (наличие прекрасного за пределами искусства - в реальном ли мире или какой-либо иной области деятельности людей - Баумгартеи решительно отрицал), он определял эстетику как науку о прекрасном и условиях его воплощения в искусстве.

Первоначально эстетическое знание было воплощено в систему общефилософских размышлений о мире, античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии [101, с.8]. Исходя из того, что прекрасное может воплощаться и в поступках людей и что, следовательно, нравственность включает в себя прекрасное начало, древнегреческие мыслители глубоко разработали вопрос о значении искусства как средства воспитания. Цель искусства - подражая красоте, внутренне присущей мирозданию, способствовать утверждению красоты в общественной жизни человека. Так, Пифагор представлял предмет своих желаний в гармонии между телом и духом, между разумом, чувством и волей, между всеми людьми, а также между людьми и богами. Проблема восприятия прекрасного впервые в истории эстетики поставлена в трудах Гераклита. Сократ связывал представления о прекрасном с понятием целесообразного, сближая эстетические понятия с этическими. Демокрит выдвинул категорию меры и призыв жить, наслаждаясь прекрасным [101].

В своих диалогах Платон дает многосторонний анализ проблемы красоты, описывает различные уровни восприятия прекрасного и высказывает мысль о специфичности эстетического переживания; Аристотелем разработаны теории катарсиса, мимезиса, предложена структурная характеристика прекрасного [167].

Средневековая эстетическая мысль развивалась в контексте богословия. В условиях безраздельного господства религии и церкви, эстетика утверждала бога как абсолютную сверхчувственную данность, единственный источник всякой красоты. Наиболее известными западноевропейскими средневековыми эстетиками были Аврелий Августин, Фома Аквинский. Эпоха Возрождения продолжала разрабатывать уже имеющиеся понятия меры, гармонии, пропорции, композиции. Эстетические взгляды разрабатывались преимущественно в сфере художественной практики, то есть самими художниками, композиторами [101, с.8].

Эстетика в XVII-XVIII вв. развивалась в эпоху преобразования общества. Продолжая гуманистические традиции Возрождения, просветители переносят акцент с эстетико-гносеологической на этико-эстетическую проблематику, исследуя возможности человека, его предназначения и качества, анализируя его внутреннюю, субъективную жизнь. Так, Вольтер видел в художественном творчестве средство преобразования мира, подчеркивая, что искусство является порождением человеческого разума и его воли; Д. Дидро считал главным для искусства его нравственное предназначение.

Этап немецкой классической эстетики, воплотившейся в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Гегеля был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охвативших весь комплекс проблем эстетической науки [101, с.38]. Идеи развития способностей человека, развития искусства, эстетической культуры как средства развития личности, значение искусства для развития художественных способностей человека получают свое продолжение в трудах философов XIX века.

Программа формирования эстетической культуры сельских старшеклассников

В сложившейся политической и социальной ситуации развития российского государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воcпитанию личности в образовательном учреждении. Качественное изменение воспитательной практики возможно лишь при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса.

Ни одна школа не может заявить о себе как о гуманитарной, современной, новой, если она ограничится передачей детям знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность.

Личность ученика в такой системе не объект педагогических воздействий, а полноправный субъект образовательного процесса. Моделируя образ такой личности, необходимо исходить из социального заказа общества, из представлений о личности ближайшего окружения школьника (родителей, сверстников, учителей) и его собственной. Мы придерживаемся мнения, что моделировать нужно и отношения взаимного сотрудничества. Формирование такого рода отношений происходит в деятельности. Большую часть времени ребенок проводит в стенах школы, где реальная жизнь наполнена многообразной деятельностью: учебной, трудовой, общественно полезной, творческой, досуговой. В школе ведется достаточная по содержанию и разнообразная по формам учебная и внеклассная деятельность, включающая каждого ученика в познавательную, художественно-творческую, общественно полезную деятельность.

Современная сельская школа имеет возможность строить свою деятельность, моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики.

Под спецификой сельской школы понимаются особенности ее организационно-педагогической деятельности, обусловленные социально-экономическими и социокультурными условиями ее функционирования. К данным условиям относятся следующие: а)организационно-педагогические структуры деятельности школы, модели организации образовательного процесса; б)регионально-национальный и школьный компоненты учебного плана школы в контексте отбора содержания образования на основе ценностей социума; в) организационные формы учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования с учетом наполняемости классов, социального и национального состава учащихся, их состояния здоровья, воспитательно-образовательного потенциала окружающей среды; г) характер взаимодействия школы со средой ближайшего окружения [52, с. 35].

Важным условием формирования эстетической культуры сельских школьников мы считаем убеждение, что все дети от природы наделены различными способностями. Задача педагога представить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдет себе близкий род занятий. Всестороннее и творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом.

Используемый педагогический инструментарий в учебно-воспитательном процессе сельской школы должны способствовать формированию эстетической культуры учащихся сельской школы и обеспечивать процесс, в котором взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельность учащихся, интегрированы усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы, способы жизнедеятельности.

Эстетическое отношение к окружающей среде по причине его универсальности, целостности, интегративности способно в современных условиях существенно повлиять на развитие действительно гуманного отношения к природе, окружающему миру. Утверждение морально-эстетических ценностей в деятельности людей и гуманности во многом зависит от системы воспитания.

Теоретическую модель критической, гедонистической и прагматической функции эстетического воспитания разработал в 70-е годы XX века Д. Кербс. Он заявил о необходимости привлечения на занятия не только явлений искусства, формотворчества, фантазии, визуальной коммуникации, но и прекрасного в людях, ландшафтах, предметах природы, стимулирования всех форм чувствования и действий.

Употребление понятия «модель» было введено еще в XVII веке известным немецким философом и математиком Г. Лейбницем. Он рассматривал ее как удобную форму знаний об окружающем мире, своего рода информационного эквивалента конструируемого в определенных практических целях объекта.

Под моделью следует понимать мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отражая и воспроизводя объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

В процессе моделирования должна быть создана модель, адекватно отражающая сущность и важнейшие качества воспитательной системы (гуманистичность, целостность, целенаправленность, управляемость, динамичность, саморегулируемость, открытость). Используемые технологии моделирования должны способствовать построению модели формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы как целостного социально-педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельность учащихся, интегрированы усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы, способы жизнедеятельности

Модель формирования эстетической культуры сельских старшеклассников предполагает развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса с выходом в перспективе на создание целенаправленной, целостной, гибкой и открытой в своем развитии системы и создание школы, работающей в творческом режиме, накапливающей положительный опыт.

Нашу задачу мы видели в поиске наилучшего варианта организации учебно-воспитательного процесса с использованием всех имеющихся возможностей для повышения результативности работы школы

Важной составляющей является не только логико-содержательная сторона данного процесса, но и последовательность во времени, этапность данного процесса. Разработка модели формирования эстетической культуры сельских старшеклассников предполагает прежде всего выделение ее концептуальных основ как методологической и теоретической базы экспериментальной части исследования.

Мы используем принцип интеграции тенденции развития образования и культуры. Значение данного принципа определяется тем, что «если субъект инновационной деятельности решает видоизменить конкретную образовательную систему с помощью так или иначе прстраиваемых действий, то он одновременно проецирует на образование культурные представления и ценности»[226, с. 65].

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры старшеклассников сельской школы

Созданию школьного театра уделялось особое внимание, здесь выражаются многие положительные личностные качества. Движение к эмоциональному раскрепощению, обучение чувствованию и развитию художественного воображения идет через игру, сочинительство, фантазирование. Все это давала театрализованная деятельность. Эффективность внедрения экспериментальной работы проявилось в заметном повышении уровня развития по основным диагностическим показателям.

Школьный театр не рассматривался только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали мышление, познавательный интерес, пробуждали фантазию и воображение, учили сочувствию и сопереживанию.

Программа формирования эстетической культуры позволяла разработать систему уроков и внеклассных занятий, когда ученику интересен и важен, прежде всего, сам процесс интеллектуального и эстетического общения. Сценическое искусство близко к детской игре. Для большинства сельских старшеклассников первые «театральные пробы» происходили именно в школе. Важно, что встречи в школьном театре создавали условия для раскрытия творческих возможностей учащихся, выявляли их индивидуальность. Старшеклассники воспитывались в деятельности, в которой складывались отношения, повторялись, закреплялись нравственные положения в опыте, их привычках, характере. Одной из важных целей деятельности школьного театра являлось стремление воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, учителями, родителями. Этому способствовало общение в неформальной, почти домашней обстановке. Не менее значимой представлялась и другая задача: формировать творческую активность старшеклассника. Сотрудничество взрослого с детьми во время репетиций осуществлялось от сценарного решения и содержания материала, но отличительной особенностью являлось то, что и сам учитель на некоторых встречах стал не только организатором и советчиком, но и активным исполнителем. Каждая репетиция может готовиться и проходить по-разному, но в процессе подготовки спектакля школьники испытывают чувства открытия, обретения, прозрения. Театрализация, как вид эстетической деятельности в условиях сложившейся воспитательной системы школы, способна поддерживать хорошее самочувствие подростка в школе, удовлетворить его социальные ожидания. Спектакль нагляден. Зритель - школьник не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.

Театральный спектакль являлся одной из основных форм творческой самореализации учащихся, помогал ощутить атмосферу культуры, оценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, получить целостное представление о мире.

Этому способствовало создание яркого образа культуры, эпохи, исторических событий, человека этой эпохи. Все это удавалось добиться с помощью включения зрительного и музыкального ряда, создания имитированной среды, театрализации танцев и песен, ролевой игры, костюмирования и других приемов и средств, стимулирующих эмоциональную сферу. Школьники получали возможность «прожить» событие, ощутить близость далекой эпохи, почувствовать образ мысли героя.

Включенность в театрализацию как вид эстетической деятельности учитывало возрастную специфику, возможный и реально существующий уровень театрального спектакля. Старшеклассники непосредственно не отождествляли себя с героями спектакля. Наряду с эмоциональным углубляется и рациональное восприятие спектакля, чему способствовало увеличение и расширение эстетического опыта, эстетических знаний, полученных в процессе обучения. Их внутреннее соучастие в спектакле выражалось в сопереживании мыслям и чувствам действующих лиц. За поступками героев они искали движущие ими внутренние силы, становящиеся предметом их размышлений и критических оценок. По утверждению И.Кона, главное приобретение юности, это открытие своего внутреннего мира, открытие неизвестных эмоций, неиспытанных чувств. Старшеклассники ищут в спектакле подтверждение или отрицание возникающих у них жизненных концепций, базирующихся не только на их личном, эстетическом опыте, но и сложившихся в результате полученных знаний, наблюдений за окружающей средой [82].

Овладение основами театральной культуры мы начинали с обучения восприятию сценической речи. На первом этапе - анализ текста: распределялись роли, прослушивались отдельные эпизоды, намечались смысловые и эмоциональные акценты, что позволяло воспитывать чуткое, внимательное отношение к красоте звучащей речи.

Второй этап - введение в чтение некоторых элементов действенного начала: вскрывались мотивы и логика поведения героев, выявлялись движущие ими страсти, реализуемые в их взаимоотношениях. .Теоретические знания об эстетических категориях: прекрасном и безобразном, комическом и трагическом приобретают реальное воплощение в характерах персонажей, их поступках, получало развитие эстетическая оценка явлений.

Анализ эффективности программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы

В рекомендации обосновывалась необходимость изучения духовного мира старшеклассников для успешной реализации программы формирования эстетической культуры, раскрыты методы и приемы диагностики. Предложены планы бесед со старшеклассниками по заявленной проблеме, структура педагогических наблюдений, разработаны анкеты, темы творческих работ.

Важным элементом сотрудничества педагогов и учащихся являлась совместная эстетическая деятельность, включающая инте-гративную направленность предметов гуманитарного и эстетического циклов, введение спецкурсов, факультативов, внеклассная работа (литературно - музыкальные гостиные, творческие конкурсы, школьный театр, эстетизация школьной среды)

Систематические наблюдения за учащимися в процессе учебных занятий и после их завершения, беседы со старшеклассниками и с учителями, изучение продуктов творчества учащихся (творческих письменных работ, рисунков, театральных спектаклей и др.), позволили составить определенное мнение о проявлении эстетических интересов и потребностей сельских старшеклассников и тенденциях в процессе формирования их эстетической культуры.

В процессе совместной эстетической деятельности старшеклассники получали возможность пристальнее взглянуть на себя, оценить себя как личность с определенными эстетическими интересами, способностями, обладающими навыками и умениями творческой эстетической деятельности, познать особенности своего эмоционально - чувственного мира, ощутить себя как частицу мирового культурного пространства.

Руководствуясь материалами, полученными в ходе формирующего эксперимента, мы предприняли попытку охарактеризовать процесс формирования эстетической культуры сельских старшеклассников с точки зрения совместных действий педагогов и учащихся, направленных на: 1) диагностику эстетической культуры, изучение эстетической воспитанности сельских старшеклассников, их эстетических интересов и потребностей, способностей и наклонностей, качеств личности, навыков и умений в творческой эстетической деятельности. 2) формирование у сельских старшеклассников установки на расширение эстетического кругозора, потребности в эстетическом самосовершенствовании. 3) организацию эстетической деятельности старшеклассников сельской школы, способствующую формированию эстетической культуры, по следующим направлениям, как культура учебного труда, эстетическое отношение к искусству, природе, эстетика поведения, общения, внешнего вида. Развивающий эффект сотрудничества учителя и ученика особо ценен - он способствовал интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию учащихся и педагогов. Через общение, содействие, сопереживание в полной мере развивалась эмоционально - чувственная сфера воспитанников, формировались их нравственно - эстетические качества. Таким образом, исследование вопроса диагностики сформированное эстетической культуры сельских старшеклассников в деятельности учителей и классных руководителей позволили сформулировать определенные выводы и практические рекомендации: Готовность сельского педагога к формированию эстетической культуры старшеклассников является необходимым педагогическим условием в реализации программы формирования эстетической культуры и предусматривает: - изучение характера эстетической культуры старшеклассников сельской школы - ее содержания, мотивов, стимулов, способов и средств, выявление затруднений, испытываемых учащимися в общении с искусством, определение уровней сформированности эстетической культуры. - изучение нравственно - эстетических качеств личности, эстетических интересов, потребностей, способностей, творческих наклонностей, ценностных ориентации, особенностей эмоционально -чувственной сферы, умений и навыков творческой эстетической деятельности. Необходимым условием успешного осуществления формирования эстетической культуры старшеклассников является обеспечение учителей и классных руководителей педагогическим инструментарием, который включает: - рекомендации педагогам по вопросам формирования эстетической культуры. - планы бесед, педагогических наблюдений, анкеты, тематику творческих работ. - характеристики показателей сформированности эстетической культуры. - критерии выделения уровней сформированности эстетической культуры. - разработку совместной художественно - эстетической деятельности. Использование методических рекомендаций сельскими учителями позволило изменить представления педагогов о значимости и целесообразности реализации программы формирования эстетической культуры сельских старшеклассников. Данный курс был призван актуализировать и скорректировать знания и практические умения педагогов сельской школы по основам эстетических знаний. Объективные знания о характере эстетической- культуры старшеклассников обеспечивали эффективность реализации предложенной программы. Учителя и классные руководители благодаря предложенному инструментарию получили возможность определять уровни эстетической культуры старшеклассников, изучать характер эстетических интересов и потребностей, осуществлять совместную эстетическую деятельность.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы