Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской школы
1.1. Формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников как педагогическая проблема 18-51
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы 52-77
1.3. Система формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской школы 78-95
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской школы
2.1. Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры старшеклассников 96-116
2.2. Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в сельской общеобразовательной школе 117-133
Заключение 134-138
Библиография 139-169
Приложения 170-211
- Формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников как педагогическая проблема
- Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы
- Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры старшеклассников
- Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в сельской общеобразовательной школе
Введение к работе
На современном этапе развития социально-экономических отношений в обществе наблюдается общекультурный кризис, характеризующийся огромным информационным потоком, обрушившимся в первую очередь на молодежь, часто не имеющим духовно-нравственной основы. Недостаточное общение детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт и формирующим «здоровую» гуманитарную среду для духовно-нравственного восприятия мира, приводит к изменениям в системе ценностей, размыванию четких границ между добром и злом, нравственным и безнравственным. Этим объясняется то негативное, что есть в современном обществе - возрастание наркомании, алкоголизма, рост преступности. Ученые, деятели культуры, педагоги отмечают, что для общества и личности падение нравов, утрата духовных ценностей чревата непредсказуемыми последствиями. Утверждение академика Д.С. Лихачева о том, что «мы не выживем физически, если погибнем духовно», особо актуализирует проблему духовного воспитания подрастающего поколения [351, 3].
В условиях духовного кризиса проблема формирования духовной культуры учащейся молодежи является наиболее актуальной. Какие приоритеты выберет человечество в XXI веке, во многом зависит от образования. Доминантой современного образования является ориентация на интеллектуальное развитие личности. Опыт убеждает нас, что «знаниецентрированное» воспитание не делает школьников духовно богатыми.
Поэтому одной из приоритетных целей современного воспитания является развитие духовно-нравственной сферы личности учащегося.
В связи с этим, решая задачи совершенствования качества образования и воспитания, необходимо понять и осознать, что одной из причин социально-экономического кризиса и катастрофического снижение уровня здоровья нации является ухудшение духовно-нравственного воспитания, искажение и
деформация духовно-нравственных ценностей и идеалов у значительной части населения, и прежде всего у молодежи.
Духовность и нравственность воспринимаются исследователями неоднозначно. Духовность - это весьма сложное качество человека: одни связывают ее с верой, религиозностью, другие считают, что духовность может быть светской, атеистической. Если рассматривать это понятие в свете сформированное нравственных качеств личности, то, на наш взгляд, духовность - это высшее их проявление. Духовность, нравственность, здоровье как компоненты социализации, превращающие индивид в личность, обогащающие личность правилами взаимодействия с людьми, опытом цивилизованной жизни.
Решение этой сложной проблемы и ответственность по воспитанию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения возлагается обществом на общеобразовательную школу и семью при доминирующей роли первой из них. Общеизвестно, что школа должна не только создавать благоприятные условия для овладения учащимися основами научных знаний, но и формировать личность школьника, развивать его физические, умственные и духовные силы.
Принятая Национальная Доктрина образования предусматривает несколько иной подход в отношении целей и содержания образования. «Продуктом» системы образования в качестве ориентира принимается высококвалифицированный специалист, гражданин России, личность с развитыми духовно-нравственными потребностями. К учителю новой школы, его мастерству и профессионализму предъявляются высокие требования. Новая роль учителя, как нравственного, духовного наставника в жестоком мире, требует от него воспитания у учеников человечности.
Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры ученика занимает сельская общеобразовательная школа. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных цен-
тров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др.) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме. И здесь мы разделяем точку зрения О.В. Михайловой, которая считает, что сельская школа «является ведущим фактором нравственного воспитания подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.
Вместе с тем современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования нравственной устойчивости подростков.
Нравственная устойчивость личности как ее ведущее интегральное качество подразумевает определенный уровень сформированности духовно-нравственной культуры человека, она связана с моралью, социально-этическими нормами поведения, находит целостное выражение в характере, в убежденности, в стойкой жизненной позиции, в умении действовать в различных ситуациях в соответствии с нравственными нормами» [200, 3]. Вследствие чего формирование духовной культуры у учащейся молодежи является важным социальным заказом нашего общества.
Социальное созревание молодежи - сложный социальный и педагогический процесс, который, по мнению ученых-педагогов (Е.В. Бондаревской, В.А. Беляевой, B.C. Библера, А.П. Валицкой, Г.Д. Дмитриева, И.И. Макаровой, А.С. Метелягина, Л.И. Новиковой, Н.Г. Плахова, В.Ч. Ревазова, Т.П. Савкиной, С.А. Смирновой, А.Д. Солдатенкова, Н.А. Трофимовой, И.К. Шквон, Н.Е. Щурковой, М.Г. Яновской и др.), неразрывно связан с формированием духовно-нравственной культуры. Начинается он с момента осознания ребенком своего «Я» и продолжается в течение всей жизни человека. Важным периодом процесса формирования духовной культуры школьника является старший школьный возраст - период социализации и взросления ученика.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в последнее десятилетие личные аспекты проблемы формирования духовно-нравственной культуры у школьной молодежи стали активно разрабатываться.
Различные аспекты нравственного воспитания глубоко исследовались Ю.П. Азаровым, О.С. Богдановой, В.Е. Гуриным, О.Г. Дробницким, И.А. Колесниковой, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым, А.С. Макаренко, И.С. Марь-енко, Л.И. Новиковой, И.Ф. Свадковским, И.Ф. Харламовым. Духовный аспект нравственного воспитания раскрывается в работах В.А. Андрусенко, М.Н. Аплетаева, А.Ф. Ахматова, B.C. Библера, Т.И. Власовой, А.В. Зосимов-ского, В.В. Зеньковского, В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, Т.И. Петраковой, В.Н. Сагатовского, В.А. Сухомлинского, Т.Ф. Яркиной и др.
Проблемы формирования духовного мира, духовной культуры индивидов в условиях меняющейся социальной политики разрабатывались в трудах Б.Г. Ананьева, А.И. Арнольдова, И.Н. Афанасьева, Г.Н. Волкова, П.Я. Гальперина, А.Я. Гуревича, М.В. Богуславского, Е.В. Бондаревской, Д.Е. Иванова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Э.П. Козлова, И.С. Кона, В.Н. Леонтьевой, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, С.Л. Рубинштейна, а также в трудах выдающихся
педагогов прошлого П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева и др.
Следует отметить, что общетеоретические аспекты формирования духовной культуры исследованы в трудах П.П. Блонского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и многих других ученых. Ю.Р. Вишневский и Л.Я. Рубина свои работы посвятили комплексному исследованию социального облика студенчества.
Проблема формирования нравственной позиции учащихся разрабатывается Н.М. Борытко, О.А. Мацкайловой, Н.К. Сергеевым, В.В. Сериковым, Е.А. Тягловой, С.С. Мирошниченко, в работах которых, в большей степени, говорится о субъектной позиции в целом и мировоззренческой позиции в частности.
Отдельные аспекты и положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С.К. Бондыревой, P.P. Валитовой, И.Б. Гриншпун, А.А. Гусейнова, Л.М. Дробижевой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.П. Комарова, П.Ф. Комогорова, Н.В. Кругловой, И.В. Крутовой, В.А. Лекторского, А.В. Логинова, Е.В. Магомедовой, М.С. Мацковского, В.Г. Маралова, И.В. Павлова, Т.Н. Петровой, О.Б. Скрябиной, Г.У. Солдатовой, П.В. Степанова, В.А. Тишкова, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина, Е.В. Швачко, А.Н. Шмакова, Д.М. Шабунина и
ДР-
Проблема ценностей рассматривается учеными-исследователями с позиций: анализа ценностных ориентации, их структуры, классификации, возможных путей развития аксиосферы личности (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здраво-мыслов, В.П. Тугаринов и др.), методологического подхода к формированию системы ценностных ориентации (В.М. Богуславский, Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев и др.), социально-философского аспекта (О.В. Бондаренко, А.Ю. Шад-же и др.), психолого-педагогического становления личности (М.Г. Рогов, Г.Н. Филонов и др.), воспитания духовности (Д.И. Водзинский, И.С. Марьей-
ко, В.А. Макарова, Н.Д. Никанров и др.), поликультурного воспитания молодежи (Г.Н. Волков, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов и др.), образовательных ценностей современной молодежи (В.А. Караковский, И.П. Селезнева, Т.В. Фомичева и др.), идеала (Т.В. Клюкина, М.Ю. Билдонова и др.), формирования ценностных ориентации учащихся и студентов (Е.И. Казакова, В.А. Караковский и др.).
Вопросы формирования нравственной устойчивости личности в различных условиях рассмотрены в работах Л.И. Божович, М.И. Боришевского, Б.А. Вербовецкого, Е.В. Головко, Ф.Р. Гонсалес, К.М. Гуревича, П.Б. Зиль-бермана, М.Г. Казаиной, А.И. Лавриненок, А.Н. Леонтьева, И.С. Марьенко, В.Ф. Матвеева, В.А. Марщука, А.В. Мирошиной, О.В. Михайловой, И.В. Павлова, Е.В. Пеньковой, И.П. Прокопьева, В.Э. Чудновского и др.
Анализ работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о том, что проблема формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников многоаспектна и требует комплексного исследования. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в которых так или иначе раскрываются вопросы нравственного воспитания и духовного становления личности, данная проблема не получила достаточного теоретического освещения и практического решения.
Актуальность ее исследования связана не только с аксиологическим подходом к определению качества образования школьников, но и с преодолением отставания процесса формирования духовно-нравственной культуры учащихся от потребностей общества. В результате обозначилось противоречие между возрастающими требованиями к качеству образования школьников, определяемому уровнем их обученности и показателями личностного роста, в число которых входит и духовно-нравственная культура, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с особенностями формирования духовно-нравственной культуры учащихся в учебном процессе современной сельской школы, с другой сторо-
ны. С учетом этого противоречия проблему нашего исследования мы сформулировали следующим образом: какова система формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы?
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: целостный педагогический процесс современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что успешность формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы определяют следующие педагогические условия:
разработка и внедрение в школьную практику научно обоснованной модели системы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников сельских школ;
конкретизация задач и совершенствование содержания образования, характеризующиеся направленностью на включение ценностного содержания знаний в духовный мир учащихся сельской школы;
духовно-нравственная культура учителей и родителей учащихся, воплощающаяся в практической деятельности по духовно-нравственному становлению и самореализации личности старшеклассника;
определение воспитательного потенциала социально-педагогической среды, где функционирует сельская общеобразовательная школа;
диагностика уровня сформированности духовной культуры старшеклассников и проведение по ее итогам соответствующей корректировки деятельности сельской школы в этом направлении.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предполагалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть формирование духовно-нравственной культуры школь
ников как педагогическую проблему.
2. Проанализировать особенности организации учебно-
воспитательного процесса в условиях сельской школы.
3. Разработать научно обоснованную модель системы формирования
духовно-нравственной культуры и апробировать ее в условиях сельской об
щеобразовательной школы.
4. Определить показатели и уровни сформированности духовно-
нравственной культуры старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили:
труды философов (А.В. Аверьянова, Л.М. Архангельского, П.К. Анохина, Я.Ф. Аскина, В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, В.В. Водзинской, М.С. Кагана, СБ. Крымского, В.Н. Сагатовского, З.Н. Шердакова), в которых раскрывается сущность духовности и нравственного становления личности;
концепции развития духовно-нравственной культуры (С.С. Аверин-цев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, B.C. Библер, Г.П. Выжлецов, Г.Д. Гачев, Ю.Н. Давыдов, Э.В. Ильенков, В.М. Межу ев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов, З.И. Равкин, В.Г. Федотова и др.);
теории духовности (Н.А. Бердяев, Б.З. Вульфов, П.М. Ершов, И.А. Ильин, СБ. Крымский, А.Д. Косичев, В.И. Мурашов, Г.В. Платонов, Д.В. Пивоваров, А.К. Уледов и др.).
Теоретической основой исследования послужили:
психологические концепции духовно-нравственного развития лич
ности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, М.В.
Богуславский, B.C. Братусь, Л.С. Выготский, Э.П. Козлов, А.Н. Леонтьев,
Д.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, СЛ. Рубин
штейн и др.);
идеи развития самосознания (К.А. Абульханова-Славская, Л.Н. Захарова, Б.Т. Лихачев, Л.М. Митина, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко и др.), вопросы развития духовных способностей (Б.С. Алякринский, В.Д. Шадриков);
теоретические основы системного подхода к изучению педагогического процесса (B.C. Ильин, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Ю.П. Сокольников и др.);
идея личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, В.А. Петровский, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
концепции формирования культуры и саморазвития учителя (Е.В. Андриенко, Т.Ф. Белоусова, Н.Р. Битянова, Н.Е. Воробьев, Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик, И.Ф. Комогорцева, В.А. Крутецкий, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, П.А. Просецкий, Ю.М. Рябов, В.А. Сласте-нин, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.);
подходы к определению специфики педагогического взаимодействия (Ю.К. Бабанский, Н.М. Борытко, О.С. Газман, В.В. Горшкова, Н.Б. Крылова, В.Ф. Сафин, Е.Л. Федотова и др.).
Исследование осуществлено с помощью комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования. В процессе работы использовались методы как теоретического, так и эмпирического исследования. Теоретический анализ и синтез философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы позволили сформулировать исходные позиции исследования. Системный анализ предопределил основные концептуальные подходы к разработке показателей духовно-нравственной культуры личности учащихся, позволил выявить ее сущность и специфику.
Методы теоретического анализа специальной литературы, изучения и анализа опыта практической работы учителей раскрыли возможности для
обоснования педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры учащихся в процессе обучения.
Педагогический эксперимент подтвердил верность исходных положений и эффективность реализации разработанной нами модели системы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников сельских школ.
Вспомогательные методы исследования: анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ школьной документации, методы статистической обработки полученных данных и др. - позволили дать теоретическое обоснование полученным практическим результатам и оценить результаты эксперимента.
Использованный исследовательский инструментарий обусловлен теоретической концепцией исследования, апробированностью методик, что увеличивает надежность полученных данных и позволяет анализировать как качественные, так и количественные результаты.
Эмпирическую базу исследования составила опытно-
экспериментальная работа, проводившаяся автором в течение пяти лет в средней школе с. Большая Шильна Тукаевского района Республики Татарстан.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 1997 по 2005 годы поэтапно.
На первом этапе нашего исследования (1997-1999 гг.) изучалось со-
і. г-к '~
стояние проблемы в теории и практике. 'На основе критического анализа на-учных~ источников по проблеме формирования духовно-нравственной культуры учащихся, концепции целостного подхода к организации обучения были определены теоретический замысел исследования и эмпирическая база, организована опытно-экспериментальная работа.
Второй этап (1999-2004 гг.) включал экспериментальную работу по формированию у школьников сельских школ духовно-нравственной культуры,
проверісу выдвинутых положений гипотезы исследования и анализ полученных результатов.
Третий этап (2004-2005 гг.) посвящен теоретическому обоснованию полученных эмпирических данных, уточнению теоретических и экспериментальных выводов и их сопоставлению с выводами других исследователей по затронутым вопросам, внедрению результатов в практику общеобразовательной сельской школы.
Основные положения, выносимые на защиту:
Формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы является важной частью всей работы педагогического коллектива, родителей и общественности по воспитанию личности. Это предполагает рассматривать понятия «духовность» и «нравственность» как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие общечеловеческие ценности, мораль и нравственные нормы поведения, устоявшиеся в данном обществе. Духовно-нравственная культура объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знание, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения людей и т.д.). Ее формирование у подрастающих поколений не происходит стихийно или автоматически, необходима организация специальной работы в этом направлении.
Сельская общеобразовательная школа для формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в силу специфики села (образ жизни сельского жителя, тесная связь учеников с односельчанами - предста-вите'ляМй разных возрастов, '-наций; профессий-ш-т.-пг, 'Значимость для молодежи общественного мнения, совместный сельскохозяйственный производительный труд учеников и взрослых, единые для школьной молодежи и взрослых центры отдыха и удовлетворения своих духовных и культурных запро-
сов, близость к природе, сохранение и исполнение традиций и обычаев народа, проживающего в сельской местности и др.) располагает богатым воспитательным потенциалом. На воспитательный потенциал сельской школы огромное влияние оказывают: сформировавшаяся социально-педагогическая среда, где функционирует школа; сложившаяся совместная работа учителей, родителей учащихся и общественности; наличие учреждений дополнительного образования и культуры, работники которых тесно сотрудничают с педагогическими коллективами школы и др.
Важным средством повышения уровня сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы является внедрение в ее педагогический процесс научно обоснованной модели системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, закономерности, принципы, задачи, основные направления работы, этапы, организационные формы, методы и средства. Критерием ее эффективности является результат.
Успешность формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников сельских школ определяют следующие педагогические условия:
конкретизация задач и совершенствование содержания образования, характеризующиеся направленностью на включение ценностного содержания знаний в духовный мир старшеклассников;
духовно-нравственная культура учителей и родителей учащихся, воплощающаяся в практической деятельности по духовно-нравственному становлению и самореализации старшеклассника;
определение воспитательного потенциала социально-педагогической среды, где функционирует сельская общеобразовательная школа;
диагностика уровня сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников и проведение по ее итогам соответствующей коррекции.
5. Основными показателями, определяющими уровень сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников сельской школы являются: знания учащихся об общечеловеческих ценностях, нравственных нормах и правилах поведения, принятых в обществе; интерес и положительная мотивация к их усвоению и применению в своей жизнедеятельности; духовно-нравственные качества личности (совесть, доброта, вера, надежда, любовь и т.д.); умения и навыки духовно-нравственного поведения учащихся.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели системы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы, в определении показателей, характеризующих духовно-нравственную культуру старшеклассников, и уровней ее сформированности, в выявлении и обосновании педагогических условий, позволяющих повысить эффективность работы сельской школы в этом направлении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе выявленного воспитательного потенциала сельской школы рассмотрены теоретические основы духовно-нравственного становления личности старшеклассника в современных условиях; определены факторы, оказывающие влияние на формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельского социума.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты: а) позволяют повысить роль образования старшеклассников в плане развития их личностных показателей, в частности, сформированности духовно-нравственной культуры; б) содействуют научно обоснованному подходу к определению содержания учебного материала, приобретающему ценностный смысл, и отбору форм и методов обучения; в) могут служить основой для разработки и модификации программ по учебным предметам, изучение которых влияет на формирование духовно-нравственной культуры учащихся старших классов; г) ориентируют на учет факторов, детерминирую-
\6
щих формирование духовно-нравственной культуры учащихся в учебном процессе; д) программа элективного курса «Духовные ценности современной молодежи» может быть внедрена в учебный процесс общеобразовательной школы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе научных выводов обеспечивается: аргументированностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии); соответствием проблемы объекту, предмету, цели и задачам исследования; комплексной методикой исследования, включающей опытно-экспериментальную проверку гипотезы с последующим количественным и качественным анализом полученных данных; длительностью исследования, проводимого с учетом изменяющихся условий; репрезентативностью объема выборок; сопоставимостью результатов теоретико-практического исследования с данными философских, социологических и психолого-педагогических исследований.
Апробация результатов исследования осуществлялась в виде:
публикаций научных статей;
научных докладов и сообщений на региональных, межвузовских, научно-практических конференциях (гг. Набережные Челны, Казань, Пенза и др., 2001-2005 гг.); городских и республиканских семинарах-совещаниях по проблемам совершенствования образования в современной школе;
отчетов на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института;
теоретических положений, использованных в выполненных и защищенных под руководством диссертанта аттестационных курсовых и дипломных работах студентов.
Материалы исследования обсуждались на семинарах-совещаниях и заседаниях районных и школьных методических объединений учителей-предметников и классных руководителей.
Структура диссертации обусловлена логикой проведенного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников как педагогическая проблема
Современное состояние образования, характеризующееся как кризисное, стало предметом активного обсуждения и политиков, и деятелей культуры, и педагогов, и родителей, и научной общественности. Чаще всего в дискуссиях выделяются причины, имеющие внешний характер: недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, неудовлетворительная подготовка педагогических кадров и т.д. Бесспорно, все эти явления отрицательно сказываются на системе образования, но кризис имеет внутренний характер, связанный с утратой смысла образования для человека. В первую очередь это характеризуется отсутствием целей-ориентиров: старые цели и ценности подверглись резкой критике, а новые - до сих пор недостаточно ясны. В этих условиях особую актуальность приобретают идеи гуманистической педагогики, суть которой состоит в безоговорочном признании человека как высшей ценности, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. В связи с этим в нашем исследовании важным является культурологический подход к образованию, который предполагает активное включение человека в мир культуры, становление его собственной культурной позиции, культурного самоопределения и саморазвития как субъекта культуры.
Усвоение культуры есть процесс личного открытия, создания мира культуры в себе. Личность с высоким развитием культуры отличается социальной устойчивостью, продуктивной включенностью в общественную и профессиональную жизнь, психологическим комфортом. В последние годы наблюдается все более возрастающий интерес к формированию и развитию различных сторон культуры личности старшеклассника. Так, формирование информационной культуры рассмотрено в диссертационной работе И.А. До-ниной, коммуникативно-нравственная культура исследовалась О.А. Веселко-вой, экологическая - О.В. Котко, эстетическая - Е.Н. Губановой, культура труда - Н.Н. Бондаревой, технологическая - О.Г. Калашниковой и др. Данное исследование мы посвятили рассмотрению проблемы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников, которая, на наш взгляд, имеет интегральный характер и соотносится с ценностно-ориентационной и прак-тико-действенной сферами личности.
Результаты анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы позволяют констатировать, что существуют различные мнения и подходы, направленные на раскрытие сущности духовно-нравственной культуры. Множество определений объясняется многоаспект-ностью самого объекта. В соответствии с целью нашего исследования необходимо проанализировать содержание ключевого для нашей работы понятия «духовно-нравственная культура», конкретизировать его теоретический статус, выявить основные характеристики и структурные компоненты. Для определения данного понятия представляется целесообразным провести системный анализ понятий «культура», «духовность» и «духовно-нравственная культура». При этом нами использовались работы по философии, педагогике и социологии, изучение которых позволило прежде всего сделать вывод, что в настоящее время универсального определения понятия «культура» нет. Возможны разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формируются от конкретных целей исследования, но целостно-сущностного определения культуры, получившего общепризнанное распространение, не существует. Понятие «культура» раскрыто в зарубежных теориях Г. Гегеля, Э. Тайлора, С. Пуренфорфа, И. Канта, Э. Кассирера, И. Хейзинга, Г. Гадамера, Л. Уайта, Ж. Деррида, О. Шпенглера, 3. Фрейда, X. Ортега-и-Гассета, М. Фуко, Е. Финка, А. Тойнби, М. Вебера, Г. Риккерта, К.Г. Юнга, К. Лени-Строса. В России основные концепции культуры связаны с именами П.А. Сорокина, Н.С. Гумилева, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, Л.Н. Толстого, А.Ф. Лосева, а также Д.С. Лихачева, Э.Ю. Соловьева, А. Меня, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана и др.
Понятие «культура» прошло довольно длительный путь исторического развития. Это понятие латинского происхождения и первоначально обозначало «возделывание», «культивирование» почвы человеком [301, 677]. Важно подчеркнуть, что уже с самого начала слово «культура» имело смысловой оттенок почитания, т.е. культа.
Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона, в которой автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Он начал применять это слово к той стороне человеческого бытия, которую мы сейчас называем духовностью. Соответственно философия для него была «культурой духа и ума, предполагающей поклонение духовной стороне человеческой личности» [250, 5]. Таким образом, первоначально культура рассматривалась с точки зрения духовности.
Начиная со второй половины XVIII в. термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке, и к концу XX века под культурой понимался весь искусственный мир, состоящий из разных видов, способов и результатов человеческой деятельности.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы
Уже не одно десятилетие сельская школа является самым распространенным типом общеобразовательной школы в России.
К началу XXI века в России школы, расположенные в сельской местности, составили 69,8% от численности всех общеобразовательных учреждений. В них обучается около 30,6% учащихся всех школ, что составляет около 5 млн. учеников, и работает 40,7% всех учителей страны, это примерно 685 тыс. человек [222].
Переход России к постиндустриальному этапу своего развития сопровождается усилением тенденции к социальной дифференциации в образовательной сфере, социальной поляризации молодежи. В обществе происходит перераспределение шансов на получение детьми полноценного образования в сторону групп, занимающих верхние позиции в социальной иерархии, монополизация ими каналов получения высокого уровня образования, дающего значительные возможности в современном мире. К числу социальных групп, изначально имеющих ограниченные возможности, неравные стартовые условия, неравный доступ к образованию, относятся сельские дети.
Массовая сельская школа России, отброшенная в результате тяжелого социально-экономического кризиса на несколько десятилетий назад, сегодня не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования, позволяющий им конкурировать с городскими школьниками. Вместе с тем современная жизнь предъявляет к выпускникам сельских школ качественно иные требования. Она определяет необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера.
Исследования ученых подтверждают, что трудности учебного процесса, характерные для сельских школ, преодолеваются с учетом региональных условий, таких как природа и ее ресурсы; история и культура; народные и семейные традиции, обычаи; местные промыслы; наследие выдающихся деятелей культуры и т.д. Под влиянием этих и других факторов складывается воспитательная система сельской школы.
Заметим, что возможности использования регионального компонента в организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы огромны и, самое главное, понятны каждому ученику. Учитель говорит не о чем-то отвлеченном, непонятном, далеком, может, даже о том, что учащиеся никогда не увидят, а о близком, родном и доступном. Чтобы организовать встречу с очевидцами того или иного события, познакомиться с местными художественными промыслами, не надо далеко ехать. Для этого достаточно позвать односельчанина, сходить на встречу к местному старожилу и т.п. Следовательно, важным средством повышения эффективности системы воспитания молодежи на селе является ее построение с учетом региональной специфики, которая опирается на бытовую, семейную сферу, на культуру, обычаи и традиции коренного населения. З.Г. Нигматов, А.Н. Хузиахметов выделяют следующие пути введения данной системы: принятие и реализация опыта воспитания и обучения, накопленного народной педагогикой; стимулирование и повышение общественно-педагогической активности взрослого населения и вовлечение в педагогическую деятельность различных слоев общественности: родителей, стариков, молодежи; опора на прогрессивные традиции народной художественной педагогики, которая реализует национальные, региональные и местные культурно-этнические особенности, внедрение в досуговую деятельность национальных игр, танцев, спортивных состязаний; побуждение исторической памяти детей к родословной своей семьи, к ее традициям, чтобы сформировать у ребенка «чувство дома», «духа семьи», привязанность к «малой родине»; организация в учебно-воспитательном процессе разнопланового и разноуровнего общения учащихся с народной педагогикой [210, 140-141].
«Базой регионализации становится сохранение, возрождение и преобразование ценностей и традиций национальной культуры народов конкретного региона, переосмысление исторического их опыта, формирование национальных ценностей у учащихся, выражающих духовно-нравственные принципы народа» [210, 158]. По мнению А.И. Солженицына, «воспитание ли духовное, воспитание ли умственное, воспитание ли эстетическое должно вестись на национальной основе. Конечно, без шовинизма и без ксенофобии. В том-то и трудность. В том-то и искусство, а это можно» [64, 23].
Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе строится на основе широкого использования национального регионального компонента, который является элементом формирования духовной культуры старшеклассников сельских школ.
Анализ источников показывает, что сельскую школу надо рассматривать в процессе изменения, в движении, а значит, следует вычленить ее признаки, которые определяют специфику организации учебно-воспитательного процесса. Современная сельская школа является частью более крупной социальной и образовательной системы. Существующее многообразие сельских школ привело к необходимости абстрагироваться от реальности с целью выявления их общих черт. При всех региональных, социально-экономических и других различиях имеют место повторяющиеся признаки, которые и определяют деятельность сельской школы. Данный вывод стал основанием для выделения учеными качественных характеристик организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе.
Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры старшеклассников
С целью проверки эффективности разработанной нами модели системы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской школы и обоснования педагогических условий, при которых данная модель обеспечит наилучшие результаты, в период с 1998 по 2004 г. была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой эксперимента стала сельская общеобразовательная школа села Большая Шильна Тукаевского района Республики Татарстан.
В ходе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи: - изучение сложившейся в практике системы формирования духовно-нравственной культуры школьной молодежи в условиях различных типов образовательных учреждений; - внедрение в учебно-воспитательный процесс сельской общеобразовательной школы модели системы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников; - создание оптимальных педагогических условий по совершенствованию формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской школы; - анализ динамики показателей уровня сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников сельской общеобразовательной школы в ходе опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа.
Первый этап - констатирующий - проходил в период с 1998 по 2000 год. На этом этапе была проведена работа по изучению опыта формирования духовно-нравственной культуры школьной молодежи в городских и сельских школах Республики Татарстан, осуществлен анализ нормативных школьных документов (учебных планов и программ, планов учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и воспитательной работы классных руководителей и т.п.), разработана программа эксперимента, определены база опытно-экспериментальной работы, участники эксперимента, контрольная и экспериментальная группы и др. Всего в эксперименте приняли участие 346 учащихся старших классов, 28 учителей-предметников и классных руководителей трех сельских средних школ Тукаевского района Республики Татарстан и 19 работников учреждений дополнительного образования, сельских библиотек и Домов культуры.
В целях изучения уровня сформированности духовно-нравственной культуры учащихся нами были проведены следующие виды диагностической работы: анкетирование, наблюдение и беседы (индивидуальные и групповые) с учащимися среднего и старшего школьного возраста, анкетирование классных руководителей и родителей учащихся, анализ сочинений учащихся и др.
Второй этап эксперимента - формирующий — проходил в период с 2000 по 2003 годы. На этом этапе эксперимента осуществлялась экспериментальная апробация модели системы формирования духовной культуры старшеклассников в учебно-воспитательном процессе сельской школы; проводились занятия по программе элективного курса «Духовные ценности современной молодежи», составленной на основе курса «Общество» (автор Л.Н. Боголюбов) и программы «Нравственность (мораль)», разработанной коллективом ученых под руководством Э.П. Козлова и рекомендованной в 1998 году Министерством образования Российской Федерации для использования в воспитательной работе с учащейся молодежью (см. приложение №1); определены и обоснованы педагогические условия, которые должны были способствовать совершенствованию системы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников; изучалось влияние данной модели на повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры у школьников и т.д. Основными методами диагностики уровня ее сформированности у старшеклассников на данном этапе работы были анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы и проведение контрольных «срезов» до и после формирующего этапа эксперимента.
При определении объема работы на данном этапе эксперимента педагогический коллектив средней школы села Большая Шильна Тукаевского района Республики Татарстан исходил из того, что одним из главных условий успешного формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников является их теоретическая подготовка, являющаяся основой для понимания учащимися всех аспектов этой культуры и осознания ее роли и места в жизни каждого человека и общества в целом. В связи с этим каждый учитель изучил возможности своего предмета и внеклассной работы для формирования духовно-нравственной культуры учеников. Анализ учебных программ также показал, что содержание почти всех учебных предметов может быть использовано и использовалось в условиях эксперимента опытными учителями школы в целях демонстрации нравственных качеств личности через изучение на уроках жизни и служения Родине, науке знаменитых людей и т.п.
Проведение этой работы показало, что наибольшие возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности и сознания заложены в содержании таких школьных дисциплин, как русская и родная литература, русский и родной язык, история, культура родного края и др. предметов общественно-гуманитарного цикла. Эти возможности активно используют учителя-словесники, ведущие уроки русского и татарского языка и литературы. В самой программе заложены произведения литературы, несущие воспитательный аспект. Любовь к Родине, понимание красоты родного края, уважение человеком труда, взаимопомощь и взаимовыручка, терпение и терпимость в произведениях устного народного творчества (мифах, легендах), русских писателей и поэтов вызывают у учащихся подлинные нравственные чувства. На примере таких произведений, в процессе их анализа обращают внимание учащихся на проявление тех или иных нравственных качеств личности отдельного героя в его поступках.
Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в сельской общеобразовательной школе
Целью данного параграфа является определение и обоснование необходимых педагогических условий, реализация которых позволяет обеспечить эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы. При определении педагогических условий мы основывались на направлении в современной педагогике, которое опирается на естественное развитие человека. Данное направление характеризуется тем, что «роль педагога, учителя, фасилитатора ... сводится к созданию условий, в которых человек, получающий образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности» [296, 12]. Следовательно, в русле гуманизации школьного образования необходимо содействовать формированию у учащихся духовно-нравственной культуры в условиях современной сельской школы. Решить эту задачу можно через разработку и внедрение педагогических условий, способствующих данному процессу. Обратимся к анализу самого понятия «педагогические условия». В словаре СИ. Ожегова слово «условие» объясняется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [226, 746]. В философской трактовке «условие - это философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, непосредственно условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают и развиваются» [169, 44]. Данная трактовка понятия «условие» требует педагогического осмысления. Р.Г. Гурова в своем исследовании пытается выявить особенности педагогического условия. Под педагогическим условием она понимает «все то, от чего зависит другое»: «среду, обстановку, в которой пребывают предметы и без которой не могут существовать предметы, явления». Условия должны представлять собой положения нормативного характера, ориентированные на изменение педагогической действительности и тем самым на получение нового педагогического знания о ней, на развитие этого знания». При этом, термин «условие» является структурным элементом системы становления и развития педагогических явлений и процессов [94, 79]. Многие исследователи под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мер, которые сопровождают образовательный процесс, определенным образом структурированы и направлены на достижение поставленной цели (B.C. Леднев, В.А.Ляудис, А.Я. Наин и др.). В нашем случае под педагогическими условиями мы понимаем совокупность средств, мер и обстоятельств образовательного процесса в рамках сельской общеобразовательной школы, способствующие эффективному формированию духовной культуры старшеклассников. В последние годы ученые, разрабатывающие различные аспекты проблемы формирования духовно-нравственной культуры учащихся, рассматривают разные подходы к выявлению педагогических условий, способствующих совершенствованию данного процесса. Так, О.Е. Кучерова в своем исследовании выдвигает определенные условия максимально способствующие процессу воспитания духовных ценностей старшеклассников при изучении литературы. К ним, по ее мнению, относятся следующие условия: - опора на личностный смысл в обучении и воспитании; - инициирование творческих способностей учащихся; - использование совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе; - создание положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал [168, 31]. Согласно нашим теоретическим выводам, формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников сельских школ будет осуществляться более успешно, если будет реализована следующая совокупность педагогических условий: конкретизация задач и совершенствование содержания образования, характеризующиеся направленностью на включение ценностного содержания знаний в духовный мир старшеклассников; духовно-нравственная культура учителей и родителей учащихся, воплощающаяся в практической деятельности по духовному и нравственному становлению и самореализации старшеклассника; определение воспитательного потенциала социально-педагогической среды, где функционирует сельская общеобразовательная школа; осуществление диагностики уровня сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников и проведение по ее итогам соответствующей коррекции. Рассмотрим вышеперечисленные педагогические условия более подробно. 1. Конкретизация задач и совершенствование содержания образования, характеризующиеся направленностью на включение ценностного содержания знаний в духовный мир старшеклассников Изменение и корректировка содержания образования в соответствии с новыми историческими условиями вызвана необходимостью конкретизации задач обучения и воспитания, которые характеризуются все большей направ- ленностью на включение ценностного содержания знаний в духовный мир учащихся. Обращение к культуре как основе образования открывает перспективу принципиально нового философского, культурно-исторического, научно-педагогического обоснования учебно-воспитательной деятельности школы и общества в целом. Общеобразовательная школа выходит на уровень воплощения гуманных принципов и ценностей жизни, провозглашенных Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстыми др. Понятия «духовная культура» и «духовный мир» в ситуации конкретизации задач обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе представляются достаточно функциональными с позиции историчности понятий и высокого уровня их признания в науке, содержательности и предпосылок для структурирования педагогических и социальных структур, способствующих осознанию учащимся своих действий, самого себя, своего я. Мы согласны с мнением В.В. Серикова о том, что «сегодняшний учитель работает с ребенком главным образом на индивидном, а не на личностном уровне, т.е. в поле его зрения, в лучшем случае, оказываются, прежде всего, интеллект, операциональная успешность, исполнение предписанных функций, а не жизненные смыслы, личностная самоорганизация, личностные функции ребенка» [297, 207].