Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Османкина Татьяна Николаевна

Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы
<
Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Османкина Татьяна Николаевна. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2000 186 c. РГБ ОД, 61:01-13/1008-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

1. Исторические и теоретические основы гражданского образования 11

2. Национальная идея как ценностно-смысловая основа гражданского образования 28

3. Процесс формирования гражданственности как предмет исследования 43

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ

1. Изучение ценностных ориентации школьников 59

2. Аксиологизация обществоведческих курсов как фактор развития гражданственности 76

3. Активизация субъектной позиции старшеклассников в жизнедеятельности школы 96

4. Позитивная динамика процесса формирования гражданственности старшеклассников 113

5. Противоречия процесса становления гражданской позиции школьников 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

ЛИТЕРАТУРА 148

ПРИЛОЖЕНИЕ 161

Введение к работе

Актуальность исследования: социокультурная ситуация в России второй половины 90-х годов создала объективные предпосылки для перехода к новой гуманистической парадигме образования, основанной на единстве общечеловеческих и национальных ценностей. Объективно возникла потребность демократического обновления всех сторон жизни личности, коллектива, общества. Однако она не может быть реализована, если отсутствует национальная политика в области проводимых реформ. В условиях нестабильности экономического и социального развития, смены идеологий, правового нигилизма, гражданской инфантильности ключевой становится проблема реализации гражданского образования как основного пути формирования морально-нравственных качеств, гражданского сознания, ответственности, гражданской позиции у молодого поколения россиян.

Международная комиссия «Образование XXI века» (март 1993 г.) в качестве одного из основных направлений своей деятельности определила гражданское образование. Оно рассматривается как комплекс социально-педагогических мер, позволяющих гражданам принимать ответственное участие в жизни демократического общества. Признается приоритет интересов личности перед интересами государства, необходимость гражданского общества как регулятора правовых отношений. Однако эта позиция не имеет в педагогике достаточно разработанного обоснования.

Актуальность исследования, таким образом, обусловлена рядом противоречий:

• между нормативными законодательными актами, ориентирующими систему отечественного образования на подготовку достойных граждан, и отсутствием условий их выполнения;

• между необходимостью преобразования образовательной системы с учетом историко-культурных и социально-экономических особенностей нашей

страны и отсутствием объединяющей, системной идеи гражданского образования;

• между потребностью общества в подготовке социально активных граждан и реальной школьной практикой, зачастую ограничивающей роль учащихся преимущественно учебно-познавательной деятельностью.

В основу разрабатываемых в настоящее время Национальной доктрины образования и Федеральной программы его развития заложены идеи сохранения, воспроизведения и претворения в жизнь общероссийских интересов, национально-патриотических ценностей.

В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, позволяющих провести специальное исследование по проблеме формирования гражданственности школьников. Идея народности, создание российской национальной школы, воспитание патриотизма являлось актуальной проблемой российской педагогики со времен М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С.Пушкина. Цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена.

Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на признании особенностей русского менталитета, на необходимости развития национального самосознания, становления гражданина. Яркими приверженцами этой идеи выступали педагоги, писатели, ученые, общественные деятели: Ф.М. Достоевский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой.

Идея воспитания истинного патриота России нашла отражение в работах Н.И. Бердяева, П.П. Блонского, И.А. Ильина, В.В. Розанова, СТ. Шацкого.

Советские педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский рассматривали вопросы формирования гражданственности в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности.

В трудах современных ученых-философов А.П. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.С. Розова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова акцентируется аксиологический характер гражданского образования.

В педагогике проблема гражданского образования школьников изучается с различных позиций: общетеоретической (Б.З. Вульфов, З.А. Малькова, В.Ю. Троицкий, Г.Н. Филонов, В.М. Шепель); дидактической (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.И. Купцов, Ю.Е. Соколов, А.Ф. Никитин); мировоззренческо-ценностной (Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, В.Д. Повзун, З.И. Равкин).

Исследование по проблеме гражданственности невозможно без знания общих закономерностей развития личности, которые разрабатывались в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Важными для исследования проблемы гражданственности являются:

• общепедагогические гфинципы, разработанные Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным, Г. И. Щукиной;

• труды ученых: В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Петровского по проблеме содержания образования;

• теоретические выводы Н.В. Кузьминой, К.М. Левитана, В.Г. Рындак о значимой роли личности учителя в образовательном процессе;

• научные идеи И.Н. Андреевой, О.С. Газмана, В.В. Коврова, А.В. Мудрика, СВ. Сальцевой, В.А. Семенова, связанные с проблемой социализации личности.

Специально проблему гражданского образования учащейся молодежи в современных условиях рассматривают А.В.Беляев, И.О. Волжина, А.С. Гаязов, Е.В.Известнова, В.И.Кожокарь, С.Е.Матушкин.

Вместе с тем, анализ имеющихся исследований показал недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы, что и обусловило

выбор темы исследования: «Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - формирование гражданственности старшеклассников.

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования гражданственности старшеклассников.

Гипотеза исследования - формирование гражданственности старшеклассников будет более успешным и эффективным, если:

• в содержании программного материала вычленить культурно- исторический вектор русской национальной идеи, являющейся стрежнем гражданского образования;

• образовательный процесс обеспечивает личностный выбор и присвоение старшеклассниками ценностей и ведущих мировоззренческих идей (патриотизм, российская государственность, свобода), синтезированных в национальную идею: Духовность, Соборность, Православие.

• в учебно-воспитательном процессе школы актуализируется аксиологическое ядро содержания обществоведческих дисциплин;

• в образовательном процессе присутствует положительная, эмоционально окрашенная, гражданская позиция педагога;

• активизируется субъектная позиция старшеклассника в жизнедеятельности школы;

• учебно-воспитательный процесс открыт социально-экономическим, политическим, культурным тенденциям развития городского социума;

• будут определены критерии и уровни сформированности гражданственности старшеклассников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в ходе работы ставятся следующие задачи:

• осуществить теоретический анализ состояния проблемы;

• осуществить диагностику ценностных ориентации старшеклассников;

• разработать интегративную программу актуализации и аксиологизации гражданско-правовых знаний старшеклассников;

• определить критерии и уровни сформированности гражданственности старшеклассников;

• выделить функции гражданственности старшеклассников. Методологической основой исследования являются основные

положения теории ценностей и теории деятельности. Исходными позициями данного исследования являются принципиально значимые философские идеи: о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей образования, разработанные П.Ф. Каптеревым, М.М. Рубинштейном и наиболее целостно представленные затем СИ. Гессеном; о выживании человечества как единой общности (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, К.Н. Вентцель); диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер). Эти идеи помогли определить ценностно-смысловое поле гражданственности.

В соответствии с поставленными задачами использовались методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; монографическое изучение опыта работы школ в аспекте рассматриваемой проблемы; беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ учебных планов и программ, проективный рисунок, методы математической статистики, сочинения-миниатюры, конструирование педагогических ситуаций. База исследования:

общеобразовательные учреждения г. Сургута: школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов; школы-лаборатории № 8, № 45; гимназия №3.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

На первом, теоретическом (1987-1998 г.г.), в условиях работы автора в качестве учителя истории осуществлялось накопление эмпирического материала и определение теоретических основ исследования, изучались философская, историческая, педагогическая, психологическая, научно-методическая и учебная литература по проблеме.

Второй этап (1998-1999 г.г.) включал в себя подготовку теоретической базы исследования, определение его источниковедческой и методологической основы, выбор основных концепций и проведение констатирующего эксперимента.

На третьем этапе - формирующем и аналитическом этапе исследования (1999-2000 г.г.) продолжалась опытно-экспериментальная работа с целью доказательств основных положений гипотезы, определения уровней сформированности гражданственности и проведения сравнительной динамики их развития, осуществлялся анализ выполненного исследования и обобщение накопленного материала, его обработка

Научная новизна состоит в том, что:

• исследование выполнено в русле аксиологического подхода к становлению и развитию личности;

• уточнено понятие «гражданственность» как интегративное качество личности, ориентированной на Отечество как ценность;

• определено ценностно-смысловое значение национальной идеи как стержневой основы гражданского образования старшеклассников;

• определены критерии и уровни процесса формирования гражданственности старшеклассников;

• выделены функции гражданственности старшеклассников (мотивационно-побудительная, познавательно-оценочная, регулятивная);

• обозначен характер взаимодействия социума и школы, как открытой образовательной системы.

#

Практическая значимость исследования.

• разработана интегративная программа актуализации и аксиологизации гражданско-правовых знаний старшеклассников;

• предложен практический вариант взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями в деле формирования гражданственности старшеклассников.

На защиту выносятся следующие положения:

• положение о роли и значимости национальной идеи, как ценностно-смысловой основы гражданского образования, которая выступает связующим звеном между системой базовых ценностей и идеологией;

• уточненное понятие «гражданственности» как интегративного качества личности в социально-правовом, эмоционально-психологическом, морально-эстетическом и педагогическом аспектах;

• превращение школы в открытый вовне и внутрь социальный институт через диалог с внешкольными политическими, социальными и культурными учреждениями, развитие внутришкольной демократии, как важнейшего условия формирования гражданственности;

• формирование гражданственности старшеклассников состоится при реализации комплекса следующих достаточных педагогических условий: актуализации аксиологического ядра обществоведческих дисциплин; обеспечении в ходе образовательного процесса возможности личностного выбора и присвоения старшеклассниками гражданских ценностей и мировоззренческих идей; при наличии положительной эмоционально окрашенной гражданской позиции педагога; активизации субъектной позиции старшеклассника в жизнедеятельности школы.

Педагогические условия реализуются на основе:

• обеспечения приоритета национальных духовных ценностей;

• реализации принципа систематизации содержания и интеграции гражданско-правовых знаний;

• обогащения содержания гражданского образования ценностями:

Патриотизм, Долг, Свобода, Совесть, Ответственность;

• осознания старшеклассниками глубинных культурно-исторических основ российской государственности;

• соединения учебно-познавательной деятельности школьников с их активно-созидательной деятельностью;

• полифонического духовного взаимодействия: учитель - ученик - коллектив, на основе уважения прав и достоинства школьников, педагогов,

родителей.

Апробация результатов осуществлялась на Международном конгрессе

«Права личности и образование: глобальные и региональные проблемы и

перспективы» (Ханты-Мансийск, 2000 г.); на Всероссийской научно практической конференции «Социокультурная динамика Ханты-Мансийского

автономного округа» (г.Сургут, 2000 г.), региональной научно-практической

конференции «Ценностно-содержательные основы воспитания личности в

образовательном пространстве Ханты-Мансийского автономного округа»

(г.Сургут, 1999 г.г.), на конкурсе «Школа года - 97» (г. Москва, 1997г.).

Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, разнообразием методов, результатами, полученными в опытно-экспериментальной работе.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Исторические и теоретические основы гражданского образования

Глубокие и разносторонние перемены в социально-политической ситуации России, нестабильность общества, привели к смене социальных ориентиров и иерархии общественных ценностей, принципиально изменили требования, предъявляемые обществом к личности. Социально востребованными стали такие качества личности, как адаптированность к современным экономическим условиям и тенденциям развития, интеллектуальная и социальная мобильность, инициативность, обладание нравственной гражданской позицией и, в конечном итоге, способность внести свой вклад в экономическое и социальное возрождение страны. Это привело к осознанию необходимости смены знаниецентристской парадигмы образования на личностно-ориентированную парадигму. Ведущим способом реализации такой модели является социализация личности в системе гражданского образования.

Гражданское образование характеризуется обращенностью к человеку, как субъекту культуры, его собственной истории, призывает к действиям, возвышающим человека над простым существованием, и придает его жизни необходимое достоинство через включение в процесс социокультурного творчества своего народа. Оно не является особым видом образования и лежит в основании национального образования, определяя его общую направленность.

«Образование - это продукт и источник собственной культуры. Всякое хорошо поставленное образование, - подчеркивал СИ. Гессен, - по необходимости будет национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию» (54, С.354). Разработка вопросов гражданского образования в педагогике имеет свою историю. В античной, западноевропейской и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега (4,5,9,122,163).

Введенное Аристотелем понятие «гражданское общество» рассматривается им как союз свободных и равноправных граждан, объединенных государством - полисом. Свободнорожденный гражданин, по мысли Платона и Аристотеля, принадлежит государству, ощущает себя его частицей (4). В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого - во взаимных обязанностях и ответственности. При этом целью воспитания является воспитание воина - патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, политических функций (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) (4). Таким образом, в античном обществе складывается ядро понятия «гражданственности», которое включает в себя патриотизм, законопослушность, чувство долга, социальную активность, равенство перед законом.

С появлением христианства в педагогике формируется принцип уважения к ребенку как христианину и лишь затем как к гражданину. Великий мыслитель Я.А. Коменский (109), исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает «Панпедию» как программу универсального, гражданского воспитания всего человечества (109,С383). Существенную часть программы «Панпедия» составляет формирование у детей умения жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить другого человека.

Ж.Ж. Руссо видел явное противоречие между формированием человека - гражданина и воспитанием «естественного человека», взирающего на мир собственными глазами, чувствующего то, что ему подсказывает его сердце, зависящего исключительно от собственного разума, а не от власти авторитета. Руссо отказался от какого-либо трафарета в воспитании, провозгласив, что ребенок должен стать тем, чем ему предписано стать судьбой (114, С Л 6).

И.Г. Песталоцци (114) отмечал, что ребенок должен сам себя творить, осознавая свои индивидуальные способности. Воспитание превращается в способ обеспечения личностной независимости человека. Он пытался сблизить крайние позиции и призывал развивать в каждом человеке чувство свободы и независимости, стремясь обеспечить свободу человека в обществе через овладение профессией. Фактически его теория воспитания предлагала «решение парадокса Руссо, в рамках которого считалось невозможным одновременно формировать «естественного» человека».

Отечественные культурно-педагогические традиции свидетельствуют, что на всех этапах развития российского образования концепция «разумного гражданского и народного воспитания», основанная на идеях служения Отечеству, имела большую популярность. К середине XVIII века в общественно-педагогической мысли России сложились два подхода к пониманию сущности, целей гражданского воспитания. Утилитарно-охранительный подход, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящему режиму, и общественно-патриотический, развивавший идеи государственности, патриотизма, возводивший служение Отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Общим идеологическим основанием указанных направлений служила система религиозно-нравственных ценностей. Многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина» - первое в России руководство по граждановедению - была примером выражения утилитарно охранительной концепции. Русский педагог П.Ф. Каптерев оценивал ее как догмат о безусловном повиновении человека власти. «Во времена Екатерины II, - отмечает П.Ф. Каптерев, - педагогика еще не доросла до понимания и воспитания человека и гражданина, поэтому появились только слова «гражданин», «человек», «должности человека», но соответствующих этим словам понятий еще не было. Вместо них существовало лишь понятие «подданный», беспрекословно подчиняющийся власти» (192, С.222). Понимание гражданского воспитания как послушания, повиновения власти остается по существу неизменным в охранительно-утилитарном направлении до конца XIX века. Так, Н.А. Миллер-Красовский заявляет: «Всякая гражданская обязанность есть не что иное, как безусловное подчинение нашей индивидуальности воле правительства и отечественным законам» (142, С. 120).

Общественно-патриотическое направление, обнаруживая связь с ведущими тенденциями развития зарубежной педагогики, в содержательном отношении отличалось продуктивностью, разнообразием взглядов в понимании сущности гражданственности, путей и средств гражданского образования и воспитания (19).

Отстаивая право на инакомыслие, его идеологи сознательно шли на конфликт с официозом (Ф.Г. Салтыков, Н.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Например, видный просветитель Н.И. Новиков, возражая против официальной педагогики, утверждал, что «главным предметом воспитания является то, чтобы образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (19, С.223).

Процесс формирования гражданственности как предмет исследования

Смена образовательных парадигм, необходимость перехода от "культуры полезности к культуре достоинства" (А.Г. Асмолов) (8) ставит перед школой задачи формирования человека XXI века: гражданина своей страны, гражданина мира, со сложившейся иерархией ценностей, ориентированных на общечеловеческие и национальные идеалы; обладающего гражданско-правовыми знаниями, высоким уровнем общей культуры, духовности; убежденного патриота, готового работать на благо своего Отечества.

Поэтому в ходе разработки проблемы формирования гражданственности в качестве исходного выступало понятие - "готовность к деятельности", которое синтезирует ценностное отношение в поступок. В научной литературе существуют различные подходы к определению сущности понятия Готовность к деятельности", Она рассматривается как наличие способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); как качество личности (К.К. Платонов, В.И. Ширинский); как временное ситуативное состояние (П.А. Рудин); как отношение (А.В. Веденов); как синтез свойств личности (В.А. Крутецкий, СМ. Лыбин). Эти подходы обусловлены как спецификой рассматриваемой структуры деятельности, так и несовпадением теоретических подходов исследования. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне (Е.А. Антипов, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов); другие на функциональном (Н.Д. Левитов, Е.Л. Ильин, Л.С. Нерессян, Г.М. Гаева). Мы придерживаемся первого подхода и рассматриваем гражданственность на личностном фоне, т.е. как личностное образование, которое понимается нами как целенаправленное выражение личности, включающее взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, ценностные ориентации, настроенность на определенное поведение, как выражение сформированности определенной системы качеств. Исследования показали, что для формирования гражданственности старшеклассникам необходимо осознание социокультурных особенностей гражданской общности, а, следовательно, гражданских знаний, отражающих объективные свойства и связи объектов и явлений социокультурной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека, обуславливается формирование гражданской самоидентификации, определяющей собственную принадлежность к общности, Отечеству.

В ходе опытно-экспериментальной работы был собран достаточно обширный материал, позволяющий раскрыть структуру гражданственности старшеклассников. Соотношение полученных экспериментальным путем материалов с результатами теоретического анализа позволило раскрыть содержание компонентов структуры гражданственности. Как сложное личностное образование гражданственность включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой, инструментально-деятельностный. (Схема 1).

Содержание когнитивного компонента составляют знания об историческом прошлом, настоящем своего Отечества, национальных, художественных, интеллектуальных, этнических и иных традициях народа, о правах и обязанностях гражданина.

Эмотивный (эмоционально-волевой) компонент включает в себя отношение к Отечеству, чувство ответственности, уверенность в себе, чувство долга, патриотизма, сопереживание, мужество, решительность, инициативность, самостоятельность, способность дать критический анализ социально-политическим событиям, оценку поступкам как нравственным, так и безнравственным.

Инструментально-деятельностный компонент составляют: потребность утверждать в окружающей среде нравственные образцы поведения, ценностное отношение к правам и свободам, готовность к деятельности. Личная ответственность перед семьей и обществом, способность к предвидению результатов поступка, умение убедить и переубедить другого человека.

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство - показатель гражданственности. Раскрыть сущность гражданственности, - значит, выявить внутренние связи компонентов между собой.

Важную функцию в структуре гражданственности выполняет когнитивный компонент, включающий гражданско-правовые знания, умения. На основе гражданско-правовых знаний складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знания - центральное звено ценностных ориентации. Следовательно, в ценностном освоении личностью действительности "нельзя упустить ни познания мира и объективных общественных отношений, ни познания общечеловеческого и своего собственного миропонимания, ни активной роли самой личности. Эти стороны ценностного освоения действительности тесно взаимосвязаны. Субъектная W позиция личности в ценностном освоении действительности во многом определяется местом и ролью ценностных ориентации в общей структуре личности" (101.С.47).

Изучение ценностных ориентации школьников

За последние несколько лет произошли серьезные изменения, связанные не только с социально-экономической и политической ситуацией в стране, но и с изменениями самого характера освоения Севера. Закончился период "дикого" освоения, и начался этап планомерного заселения и благоустройства. Современный город настолько далек от той среды, в которой сформировались стержневые элементы русской культуры и нравственности, что ученики нашей школы, для которых городская среда часто является единственно мыслимой и возможной, просто не могут воспринять эти непреходящие ценности без специальных педагогических усилий, без образования. По данным лаборатории социологических исследований СурГУ (1998 г.), 57% респондентов осознают, что проблемы образования и состояние сегодняшней России глубоко связаны. 35% опрошенных отметили, что без решения проблем образования "не вытянуть" Россию. 42% респондентов утверждают, что образовательная проблематика является базовой для вопроса стабилизации развития экономики. 48% опрошенных отмечают связь вопросов образования с решением сложнейших национально-культурных вопросов. Участниками опроса названы три основных фактора социально-экономического развития города Сургута: производственный капитал; природные ресурсы и люди. Важнейшим национальным ресурсом России, залогом ее исторической перспективы является именно человеческий капитал, отмечают 75%. Формированием этого национального ресурса занимается именно образование.

Система образования Сургута имеет ряд отличительных характеристик, определяющихся тенденциями социально-экономического, демографического, культурного развития города. Город неоднороден в этнокультурном и конфессиональном отношениях. У нас в городе живут представители 50 национальностей и каждая третья семья интернациональная. Значимым для поликультурного пространства города стало создание сети воскресных школ с этнокультурной компонентой (Украинская Родына, Татарская национальная автономия и т.д.). В ходе исследования было установлено, что представители ь» разных наций и конфессий готовы спорить, о том, чей язык звучнее, чей бог истиннее, а вот в вопросах того, что детей нужно учить достойно и что другая вера и другой язык могут быть преподаны всем детям, чьи семьи этого хотят - в этом все едины. В условиях Сургута, с позиции исследователей, необходимо подчеркнуть, что именно образование способно предостеречь от деструктивных действий на национальной основе, именно образование может оказаться тем полем согласия, единения, которое сейчас мучительно ищут наши политики. На Ф нем действительно могут решаться не только образовательные проблемы, но и формироваться такие важнейшие ценности, как человечность, толерантность, долг, ответственность перед Отечеством. По данным опроса родителей, иерархия ценностей определилась следующим образом: на первом месте стоит уверенность в завтрашнем дне -33%; на втором - семья, воспитание ребенка - 29%; на третьем - обеспеченность материальными благами - 26%; на четвертом - удовлетворение духовных потребностей - 9%. Именно семья является важнейшим институтом социализации отмечают опрошенные.

Социокультурный параметр семьи зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на производстве; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический -определяется структурой семьи.

Для определения влияния образовательного уровня родителей на формирование гражданственности старшеклассников мы разделили выпускников на тех, чьи родители имеют среднее образование (группа 1); высшее техническое (группа 2); высшее гуманитарное образование (группа 3).

Выяснилось, что (42%) старшеклассников считают, что на их представления об Отечестве, обществе больше всего повлияли родители. Среди первой группы выпускников такой ответ дали 22%, среди второй - 34%, среди третьей - 38%. Выпускники из семей, где родители имеют высшее образование, оценивают влияние семьи на формирование своей гражданской позиции значительно выше, чем выпускники из семей, чьи родители имеют среднее образование.

При этом на вопрос относительно необходимости углубления знаний о правах и свободах личности и полезности этих знаний для собственного развития больше всего (56%) положительных ответов дали дети из семей, гдеродители имеют среднее образование.

По некоторым показателям резко выделяется группа выпускников из семей, где родители имеют высшее техническое образование. В частности, они выразили большую готовность защищать свои права в случае их нарушения, оказались политически терпимее, выше оценили значимость национальных ценностей среди общечеловеческих.

Это позволяет нам утверждать, что в этих семьях больше сторонников демократических ценностей и норм, чем в других. Объясняется это тем, что демократия предполагает наличие рационального мышления, которое более свойственно именно лицам с техническим, чем с гуманитарным образованием (12).

Среди выпускников из семей, где родители имеют среднее образование, оказалось много приверженцев ценностей коллективизма. Готовность активно участвовать в политической жизни общества продемонстрировали 89% старшеклассников из этой группы, желание достичь материального благополучия - 34%. Они продемонстрировали крайнюю нетерпимость по отношению к лицам, чьи взгляды не соответствуют их собственным.

Что касается выпускников из семей, где родители имеют высшее гуманитарное образование, то для них характерно пассивное отношение к жизни общества. Большинство - 46% , считают, что не стоит принимать участие в выборах. Они имеют относительно высокий уровень терпимости и высоко оценили значимость национальных ценностей среди общечеловеческих. Кризисность и противоречивость социальной ситуации в России отразились на представлениях старшеклассников об идеале гражданина. В нашем исследовании отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 45% опрошенных, и только 13.2% указали, что не имеют их. При чем 31.8% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос. Лишь у 23.5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 29% - не совпадают, а 35.5% не смогли определиться в этом.

Похожие диссертации на Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы