Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Мирзоева Фарогат Баротовна

Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
<
Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мирзоева Фарогат Баротовна. Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Душанбе, 2002 154 c. РГБ ОД, 61:03-13/1489-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и практические основы гуманистического воспитания в преподавании таджикской литературы

1.1. Гуманизм - одна из граней личности 8-25

1.2. Специфические особенности национального гуманизма и их отражение в классической и современной таджикской литературе 25-61

1.3. Возможности гуманистического воспитания в программах, учебниках, учебных пособиях по таджикской литературе для 7-9 классов 74-84

1.4. Состояние гуманистического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Таджикистан

Выводы по первой главе 84-86

Глава II. Формирование гуманистических качеств личности школьника в ходе изучения классической таджикской литературы в 7-9 классах

2.1. Эффективные методы гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах 87-109

2.2. Формирование гуманистических качеств личности во внеклассной учебной работе в 7-9 классах 109-137

Выводы по второй главе 137-138

Заключение 138-144

Список использованной литературы

Введение к работе

к В системе непрерывного образования ведущая роль принадлежит об-

щему среднему образованию. Именно оно закладывает основы духовного облика высоконравственной личности, строит базу для дальнейшего образования и самообразования.

Культурное и социально-экономическое состояние каждого этапа развития нашего общества отражалось в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. В эпоху самосознания и самопознания членов общества происходит обновление средней школы в направлении максимального удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей развивающейся личности.

Формирование всесторонне развитой личности не было реально гуманистически направленным, так как в достаточной мере не учитывались

* внутренние потребности самих учащихся, перспективы успешного реше-

ния этой задачи открываются через гуманизацию образования как одного

V' из основных направлений формирования современной школы.

*> В условиях перехода суверенного Таджикистана на новый путь, путь

самоусовершенствования и самопознания решающую роль в этом процессе должна сыграть школа, где впервые осознаются такие понятия, как Родина, Мать, Доброта, Любовь, Благородство, Мужество и т.д.

Анализ практики обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных школах республики выявил несоответствие существующего уровня подготовки к самостоятельной жизни сегодняшним требованиям общества.

Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества потребовали решительного подъема уровня нравственных устоев молодого поколения. Воспитывая учащихся в духе человечности, правдивости, школа должна воспитать совершенного в моральном плане человека, человека- созидателя. Для этого необходимо постоянно совершенствовать методику обучения и воспитания школьника.

Культура таджикского народа- одна из древнейших культур в мире. История таджикского народа богата именами великих мыслителей: А. Ру-даки и А. Фирдавси, Абуали ибн Сино, Носири Хисрава, Муслихиддина Саади и Джалолиддина Руми и др., которые воспевали такие привлекательные человеческие качества, как любовь и доброту, щедрость и благородство. Западные исследователи и ученые всегда подчеркивали, что гуманизм и гуманистические идеи впервые нашли отражение в литературе народов Запада.. Однако, следует отметить, что еще 2700 лет назад Зар-душт (Зороастр) в своей священной книге «Авесто» воспевал доброту и щедрость человека. А девизом всех его сторонников было: «Благое дело, благие намерения и благие поступки». Прочитав священную книгу зороа-стрийцев «Авесто», можно убедится в том, что местом зачинання истинного гуманизма является Восток. Разве Муслихиддин Саади не является отцом гуманизма? Тысячи людей, прочитав произведения Абдурахмана Джами и Хусайна Воизи Кошифи, восхищаются не только красноречивостью, но и их гуманистическим содержанием. Замок всех проблем жизни общества в политических, научных и культурных сферах открывается в первую очередь ключом литературы. Изучая таджикскую классическую литературу -сокровищницу гуманистических идей, школьники постигают истинно человеческие качества её героев и на их примеров учатся гуманизму.

Проблема воспитания гуманистических качеств у учащихся средней школы исследованы рядом ученых. В трудах ученных-педагогов К.Н.Аргентина, Н.И.Болдырев, И.Х.Каримовой, С.Кенджаева, А.А.Литви-енко, А.Т.Михайлова, К.И Монича, Л.Н. Нестеренко, А.В.Тихонова, Н.М.Шевченко, особо выделяются вопросы гуманистического воспитания и формирования гуманистических убеждений молодого поколения в процессе изучаемого программного материала. Не последнюю роль в решении этой нелегкой задачи играют личностные качества учителя, классного руководителя, климат в семье школьника.

Времена меняются. Созидание -процесс сложный и длительный. Этот процесс предполагает наличие доброй воли людей -субъектов созидания. Принято считать, что самым главным «агентом будущего является сфера образования. Именно образование определяет будущее, предопределяет личностные качества каждого человека, его поведение, нравственный и духовный потенциал.

XX век был отмечен не только выдающимися достижениями в науке и
технике, обогащением культурного наследия человечества, успехами в
сфере литературе и искусства. Он претерпел и трудно поправимые дефор
мации нравственных идеалов и ценностей.

Несет ли образование свою долю ответственности перед человечеством за неблагоприятные тенденции в нравственной и духовной сферах? Разумеется! Сфера образования, несомненно, имеет непосредственное отношение ко всему, что происходит в мире. Но причиной подобных катастроф является сам Человек, который потерял способность противостоять Злу, потерял Веру в нравственные, духовные ценности Мира и человеческое в жизни.

XXI век обращается к человечеству: народам всех стран и отдельному
человеку с вопросом: «Быть или не быть?». А если быть, то в каком каче
стве должен выживать человек?

Можно ли оставаться в стороне от этих проблем? Ведь никакие богатства, никакие надежды не смогут защитить человечество от безнравственного человеческого равнодушия. Необходимы единение, духовное интеграция человеческих сообществ против развала общества, падения человеческих нравов, человечности.

Это вовсе не призыв к слепой вере в торжество Добра над Злом, но в этом спасение человечества от войны против человечества.

Вопросы гуманизма всегда была и остается актуальной педагогический проблемой. Поэтому нами избрана тема «Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7-9 классов в процессе преподавания таджикской литературы».

Основу данного исследования составляет теоретическое осмысление и практическая проработка идеи гуманистического воспитания в практике усвоения школьниками таджикской литературы в 7-9 классах средней общеобразовательной школы.

Проблему настоящего исследования составило воспитание гуманности и формирование гуманистических качеств при изучении таджикской литературы учащимися 7-9 классов средней общеобразовательной школы, ведущее совершенствованию личности ученика.

Целью исследования является теоретико-практическое обоснование идеи гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов (на материале таджикской классической и современной литературы), разработка научных основ конструирования задач гуманистического воспитания в системе непрерывного образования, определение гуманистических сторон таджикской литературы и ее воздействия на личность ученика.

Вполне понятно, что многочисленные проблемы организации педагогического процесса могут быть успешно решены лишь на уроке.

Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс гуманистического воспитания в современной таджикской общеобразовательной школе средствами таджикской литературы.

Современные учащихся 7-9 классов -это будущие строители новой жизни а Таджикистане, от их сегодняшнего воспитания и образования зависит будущее общество, ибо в подростковом возрасте у ребят главным образом складывается мнение о мире, обществе, человечности и о человеческих отношениях.

Предмет исследования -содержание и процесс гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов посредством обучения таджикской литературы и проведения внеклассной учебной работы.

Гипотезой исследования предполагается, что, возможно, причиной нравственных неурядиц, разгорания жестокости в последние годы в Таджикистане является недооценка роли гуманистического воспитания в системе нравственного воспитания, ибо заслоном такому негативу может

стать формирование основных нравственных качеств человека, как любовь, Доброта, Великодушие, Благородство, Справедливость. Эффективное преподавание таджикской литературы, воспитание обучаемых на гуманистических ценностях, изучаемых произведений во многом будет способствовать гуманистической направленности формирования личности учащегося.

В соответствии с поставленной целью и избранной гипотезой исследования в работе решаются следующие задачи:

  1. Определение источников гуманизма, вскрытие генезиса развития идеи гуманистического воспитания.

  2. Выявление специфических особенностей гуманистического воспитания в учебном процессе.

  3. Определение содержания гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах общеобразовательных средних школ Республики Таджикистан.

  4. Разработка и апробирования новых форм, путей, методов и средств гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикской литературы, внеклассной учебной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские учения о гуманизме, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Государственный стандарт образования и Концепция национальной школы РТ. Источниками исследования являются соответствующие труды философов, педагогов, психологов, методистов по данной проблеме, а также учебно-методическая документация, средства обучения таджикской литературы в школе, практическая деятельность передовых учителей 7-9 классов.

Этапы исследования

Первый этап -(1993-1995 гг.). Теоретическое обоснования избранной темы исследования, изучение состояния гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах общеобразовательной сред-

ней школы, ознакомление практической деятельностью учителей средних школ.

Второй этап -(1995- 1997гг.). Проведение констатирующего эксперимента с уточнением результатов гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов на базе материалов таджикской литературы.

Третий этап (1997-1999 гг.). Осуществление обучающего эксперимента с выяснением эффективности предложенных систем работы по осуществлению гуманистического образования в школах №№ 53, 34, 10, 11 города Душанбе, №81 Ленинского, №27 Кофарнихонского районов, №№1,3,10,50, Муминабадского, №№ 1,3,54, Вахшского, №№1,2,3,59 Бох-тарского районов Хатлонской области, обработка полученного материала, сравнительный анализ исходных данных, выводы, разработка рекомендаций.

На защиту выносятся: -теоретическое обоснование и практическое подтверждение идей гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов в процессе преподавания таджикской литературы в средней общеобразовательной школе ; педагогические условия, принципы, составляющие основу гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикской литературы в школе;

-содержание, пути и средства формирования гуманистических качеств личности у учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикской литературы .

Научная новизна исследования заключается в попытке теоретического обоснования проблемы формирования гуманистических качеств личности у учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикский литературы на уроках и вне учебных занятиях. При этом выявлены и обоснованы общедидактические и психологические возможности использования содержания таджикской литературы в системе непрерывного гуманитарного образования для развития гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что:

-разработана общепедагогический подход к воспитанию учащихся, предложены пути создания педагогических условий для формирования гуманистических качеств личности;

-определены содержание, пути и средства формирования гуманистических качеств личности учащихся 7-9 классов;

-реализованы разработанная система работы по гуманистическому воспитанию учащихся 7-9 классов, направленная на повышение эффективности учебного процесса и способствующая развитию гуманистических качеств личности школьника.

Научная достоверность выводов исследования подтверждена всесто-ронным анализом динамики формирования гуманистических качеств учащихся 7-9 классов в ходе педагогического эксперимента.

Апробация работы осуществлена:
-на международной научно-практической конференции в г.Душанбе по те
ме «Проблемы воспитания в народной педагогике» (1998). ,
-на Республиканской научно-практической конференции по проблеме
«Школа и будущий учитель», посвященной 1 100 летию Государства Сама-
нидов(1997).

-на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского Государственного педагогического университета (1996-1998 гг.).

-на международной конференции "Подготовка педагогических кадров: опыт, проблема и пути их решения". Душанбе, 2001 г.

-на проекте "Поддержка системы образования в Хатлонской области", организации "Спасите детей" Великобритании, -в 8-й публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в объеме 152 машинописных страниц.

Гуманизм - одна из граней личности

Древняя мудрость гласит, «для человека нет более интересного объекта, чем сам человек». Ученые исследователи, великие мыслители решали труднейшие задачи в области медицины и искусства, астрономии и химии. Ими даже открыт путь в космос, изучены многие вопросы, касающиеся внеземной цивилизации. Д.Дидро считал человека высший ценностью, создателем всех культурных ценностей на земле разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Этот бесконечный процесс созидания происходит благодаря разуму человека. Возможно, поэтому для человека до сих пор остаётся интересным объектом исследования сам Человек.

Придя в реальный мир, человек становиться его частью, в том числе частью человеческого общества. Он может изменить многие природные процессы, может воссоздать и даже разрушить Вселенную. Ведь человек -очень сложная формула, имеющая сложную структуру. Внешний вид -есть первая оболочка человека, но главная оболочка -его внутренний мир, где сосредоточен главный его клад, его сущность, которую следует не только исследовать и понять, но и создавать, развивать с тем, чтобы накопленные ценности он мог бы использовать в своей жизни -не только для себя, но и во имя других.

Только внутренний аспект быть результатом того или иного действия, всем людям присуще созидательное начало. Созидательная деятельность приносит материальные плоды, но существует и другой созидательный процесс -это процесс созидания собственной личности. Суть вопроса заключается в том, какую именно личность мы хотим создать?

Человек с цельным характером обычно считается тот, у кого слово не расходится с делом, кто живет согласно своим принципам, кто действует по велению своей совести. Такая жизнь свидетельствует о единстве духа и тела. Зрелый человек тот, в ком созрело умение любить, заботиться о ближнем. Ведь любовь есть источник благородности. «Любовь является великим украшением жизни» -говорил А.В.Луначарский (48, с.39). пред-ставители наиболее радикальной секти ислама -муазилиты признали за человеком свободу воли и свободу действия. «Он (человек) -господин всех своих поступков. От него одного зависит: делать добро и воздерживаться от всего безнравственного, ибо бог дал ему здравый ум, достаточное понимание добра и зла, чуткое ухо и зоркие глаза». (45, с. 111)

Следовательно, любить, совершать добро, быть искренним -все это полностью зависить от самого человека.

Жизнь человека есть испытание. Сумеет ли человек выдержать эти испытания зависит только от него самого. Сумеет ли он выбрать истинный путь, путь добра и любви. «Какая бы беда ни постигла тебя, это дело рук твоих» (Ислам, Коран, 42:30) (95, с. 108)

Решая эти проблемы человек совершенствуется. Человек -это не только homo то есть человек разумный, но и еще человек любящий.

Любовь и есть сердце гуманизма. Ведь человек -это существо, в котором происходит постоянное противоборство. Он наделен способностью выбора между двумя противоборствующими силами. От того, что преобладает в человеке -добро и зло -зависит исход этой борьбы. Говоря о доброте, о гуманности, хотелось бы выявить истоки, цели и содержание понятия гуманизм. Западные исследователи цивилизации народов мира отстаивают, что гуманизм является , что наряду с народом Запада, народы Востока также внесли свой вклад в дело развитии гуманизма. Источником Восточного гуманизма считалось и считается «Авеста», священная книга зо-роастрийцев автором данной книги является Зардушт, который проповедовал зороастризм.

Сегодня между нами и «Авеста» 2700 -лет. Чтобы понять гуманистический смысл книги достаточно назвать три правила, три лозунга этой книги: «Доброе слово -добрые намерения и доброе дело». Обращаясь к педагогическому наследию Востока и Запада, мы находим красивые и мудрые высказывания, источником которых является «Авеста».

При этом доктриной зороастризма является тезисы о том, что зло и страдания зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами своего счастья. А для борьбы со злом человеку необходимо прежде всего очиститься, причем не только духом и помыслами, но и телом. Разве эти мысли не доказательство того, что Зардушт считал человека творцом своего счастья. Разве это дает свободу выбора и его жизни, ведь человек кузнец своего счастья.

В 53-ей статье «Авесты» начертано: «О, великий Ахурамазда, покровительствуй нам, чтобы добрые мысли были на нашей стороне». (114, с.91)

Когда Зардушта спросили о его сокровенном желании и о том, к чему он стремиться, он ответил, что его единственное желание -это творение добра и стремление только к добру. Зардушт всегда поощрял добро и наказывал зло. Ведь зло разрушает и уничтожает, а добро создает и строит. Таджики 2700 лет гордятся тем, что имеют такую книгу, как «Авеста» и мы можем с уверенностью возразить западным исследователям, что у гуманизма несколько корней, один из которых исходит с Востока, источником которого является именно «Авеста».

Поэтическую часть «Авесты» составляют «готы -гимны», их автором традиционно считается Зардушт.

В одной из гот (45) изложено учение о трех эрах жизни.

Первая -это древняя, изначальная жизнь. Тогда царило добро в обоих мирах -телесном и духовном, а «Всемудрого и Всеведущего было слово -заклинание, от которого станали нечестивцы. (29, с.55) На земле царили свет и человеческое счастья. Первым из людей который совершил преступление, был как становится известным из другой готы, правитель Йимма Вивахват, который, чтобы ублажить людей» дал им поесть говяжьего мяса.

Наступил конец этой эры и началась следующая -нынешняя жизнь, в которой происходит ожесточенная борьба между духами Добра и Зла, и их земными приверженцами.

Последняя эра -это возрожденная, «вторая грядущая жизнь», которая в конечном счете установится в обоих мирах после победы Добра над Злом.

Как свойственно многим ранним формам сознания, вера в преопреде-ление не только не исключала признания свободы воли и выбора, но даже порою выдвигала ее на первый план, так, в готах, например, подчеркивается, что, хотя Верховный Владыка- всеведущ, но выбор между Добром и Злом представлен людям. При этом люди должны своими действиями доказывать приверженность Добру, делами своими помогать духам Добра бороться с дэвами: «Пусть наступит конец грабежу! Дайте отпор ему!» (48) (29, с.57) «Не слушайте заклинаний -«Мантра»- приверженцев Лжи, сокрушайте их оружие, ибо несут они нужду и гибель дому, области и стране (31).

Убедительно выражен постулат «вольному воля» и в то же время высказывается прямо противоположная идея о предопределенности всего волею Ахуры Мазда:

Да исполнится по желанию каждого желаемое, которым по своей воле распоряжается Ахура Мазда.

Я же желаю достичь силы и юности: (43) (29, с.57).

Не забыты и колеблющиеся: «Тот, кто ныне колеблется между Добром и Злом, будет отвечать в судный день за доброе дело и за злое» (48:4) (29, с.60)

Уже в нынешней жизни будет воздано добром -праведному человеку злом -приверженцу лжи.

Перед наступлением второй жизни будет свершен последний Суд огнем расплавленным металлом, и тогда злодеев настигнут вечные мучения, а праведным людям уготовано вечное блаженство. Пламя огня отделит праведников от лжецов.

«Грядущая счастливая «вторая жизнь» наступит и на земле, которой будут управлять справедливые цари, благодетели стран Саошйанты. Об этом молит Заратуштра: «Когда же придут к нам благодетели стран, чтобы остановить грабеж (Эшмы) и утвердит наилучший порядок (Арты) (47.12) (29, с.65)

Заратуштра уверяет людей, что он ведет по дороге добра и справедливости:

Не только в Древнем Иране, но и на прелестной индийской земле рождались поборники гуманистических идей. Показательно возникновение философии Будды. Буддизм -одна из мировых религий. Основателем его был Сидхарта Гайтана Будда. Гайтана Будда предсказывал пришествие в будущем нового Будды, который принесет с собой и истину, поможет людям создать праведный, совершенный мир. Имя его будет Майтрея (Любовь). Будда видел главную проблему человечества в том, что «Легко творить злое дело, что вредит тебе самому, но очень трудно творить доброе дело, что полезно тебе самому» (76, с.6)

Будда считает творит зло и сам страдаешь, а если не творишь зла, то и сам становишься чист. И чистое, и нечистое -все это от самого себя: не может один принести очищение другому.» (76, с.9)

Специфические особенности национального гуманизма и их отражение в классической и современной таджикской литературе

Гуманизм -это детище Востока. Восток же -земля, где жили и творили такие великие мыслители и поэты, как Рудаки и Фирдавси, Низами и Саади, Джами и Сино и многие другие великие люди. Мы не ставим перед собой задачу исследовать классическую персидско-таджикскую литературу, в этом нет необходимости. Ее корифеи от Рудаки до Джами, от Хилоли до Бедила нам хорошо знакомы. И если истоками гуманизма, о чем говорилось выше, являются «Авеста», «Библия», «Коран» и другие священные книги, то их религиозные мысли о человеке, о его свободе, о доброте, о великодушие очень красиво и тонко воспеты поэтами -классиками.

Абдуабдулло Рудаки является основоположником таджикской классической литературы. Жизнь и деятельность Рудаки протекали в эпоху расцвета государства Саманидов. Выходец из народа, великий поэт и музыкант Рудаки согласился быть придворным поэтом Насра II не ради богатство и славы, а для того чтобы быть услышанным народом. Стихи следовало зафиксировать на письме, а письменная поэзия культивировалась только при дворце.

Как гуманист, Рудаки то уговорами и наставлениями, то угрозой божьей кары хотел удержать господствующие классы от насилия над бесправными, стремился сгладить классовые противоречия и как -то облегчить жизнь бедняков.

Не для насилия и убийства мечи в руках блестят,

Господь не забывает зла и воздаст стократ. (3, с.47) .

Однако поэт прекрасно понимает, что одними призывами и угрозами не устранить противоречий, существовавших между бедными и богатыми. Разве испугается змея и сжалится кошка над мышью, которая пищит, попав в затруднительное положение.

Рудаки -гуманист, учил молодежь быть добрыми и чуткими, внимательными к людям, оказывать им помощь:

Слепуя прихоть подавляй и будешь благодарен!

Калек, слепых не оскорбляй -будешь благодарен!

Не благороден, кто на грудь упавшему наступит,

Нет! Ты упавших поднимай -будешь благороден! (3, с.49)

Рудаки употребляет в поэзии слово «мужчина», которое в это понимании означает, обладающий самыми лучшими человеческими качествами: добр, отзывчив, щедр, готов помочь тому кто в беде и нужде, защищать слабых.

Великий Рудаки превыше всего ставил гуманное отношение к людям. По его словам, если смотреть на мир глазами разума, а не чувствами, то можно увидеть, что мир подобен морю, преодолеть которое можно только на корабле, построенном из добрых дел. Поэтому он призывает людей к доброте:

На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Мир -это море. Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел. (3, с.99).

Поэт подчеркивает: как человек относится к другим людям так же и другие будут относиться к нему.

Рудаки призывает богатых людей делиться своим богатством с нуждающимися людьми:

Блажен тот, кто давал другим и ел сам,

Несчастлив тот, кто ел и не давал другим. (3, с. 169).

Уметь делиться с другими. Это было подлинно гуманистическое требование поэта, получившее свое развитие в трудах просветителей последующих поколений.

Человек «хорошего нрава», по мнению Рудаки, должен быть великодушным, мужественным и обладать качествами вожака. Они вырабатываются в борьбе с жизненными невзгодами:

Именно в тяжелых невзгодах проявляются,

Величие души, мужество военачальника. (3, с. 169)

Другой важной стороной «хорошего нрава», о котором говорил Рудаки -это хорошие, сердечные отношения между людьми, взаимоуважение придает смысл жизни:

Нет в этом мире радости сильней,

Чем лицезренье близких друзей.

Нет на земле мучительнее муки,

Чем быть с друзьями славными в разлуке. (4, с.59)

Рудаки поощряет умение мириться не только с друзьями, но и врагами . ведь залог мира и спокойствия, ибо имея врага, очень трудно жить.

Не наживай врагов, ибо один враг -

Это уже много, а друзей и тысячи мало. (4, с.59)

Рудаки был не только любимым поэтом своего народа, но и его мудрым наставником. Как гуманист, он в свое время выступал в защиту трудового народа. Он хотел, чтобы в мире торжествовали человечность, справедливость, чтобы люди жили в мире, согласии. Ведь мир создан для добрых дел.

А.Фирдоуси: Если хочешь познать поэта, то ты должен отправиться в страну поэта, -писал Гёте. Воспевая гуманизм великий А.Фирдоуси вознес человека на самую вершину.

Молодость А.Фирдоуси совпала с расцветом государства Саманидов. Язык дари был общим литературным языком. На этом же языке была написана «Шахнаме» -«Книга о царях» или «Царская книга». Вся поэма содержит три больших части: мифологическую, героическую и историческую. Во вступительном разделе книги следуют один за другим краткие сказы о сотворении мира и человека, о том, как была составлена эпопея, воздается хвала разуму. Наиболее проникновенно и глубоко звучат строки похвалы разуму от лица великого А.Фирдоуси:

Разум выше всего, что дарует нам бог,

Разум выше и лучше из лучших дорого

Вечно разума слово -его не прервешь,

Разум -жизнь основа, его не прервешь,

Разум -свет путеводный во мраке земном,

Разум -высший судья в этом мире и том.

Жизнь -горечь и сладость идут от него,

И убыток и радость идут от него. (106, с.26)

Воспевая разум, А.Фирдоуси считает, что лишь от разума идут добро и зло, ненависть и любовь, вражда и мир.

В мифологической части поэмы показано, как постоянно нарастает власть человека над демонами зла. Мощь человеческого рода нарастает из царства в царство, достигая, казалось, апогея при мудром Джамшеде. Но Джамшед возгордился, противопоставив себя остальным людям. Служение людям добру Джамшед захотел подменить служением лично ему и наступила расплата. Царь -дракон Заххок погубил его и на тысячу лет установил свою власть. Поэт очень красноречиво в одной строфе характеризует ужасы тирании Заххока: «Правда скрылась, а порок стал господствовать». Образом Джамшеда поэт показывает правителям, что народ есть очень великая сила, и насилие, зло не могут восторжествовать. Царь, который отрывается от народа, не может долго оставаться на троне. Почва под таким троном не прочна. Поэт считает, что источником и зла и добра является правитель, ведь от него зависит как пойдут дела в государстве.

Но А.Фирдоуси показывает, что при всех временах оставались добрые люди, которые помогали нуждающемуся. И при правлении Заххока нашлись два героя, которые сумели спасти одного из каждых двух юношей, приносимых в жертву змеям Заххока. Сцена столкновения кузнеца Ковы с царем Заххоком по своей драматичности -одна из наиболее ярких в «Шах-наме», как бы утверждающая сила народная повергнет зло в прах, народ может бороться за свою свободу и независимость. Изображая в поэме восстание Ковы, Фирдоуси как бы подсказывает народу, что тот сам может изменить свою жизнь:

Кто хочет повергнуть насилие во прах Тот пусть, не страшась, поспешит за мною. (106, с.31) Конкретно и образно выразил поэт основную идею борьбы Добра и Зла, непременной победы Добра над Злом. Поэт утверждает мысль о том, что высшим выражением Добра является благо народа. Поэт, который поставил перед собой задачу художественным словом доказать законное право иранских царей на власть, пришел влекомый поэтическим вдохновением к боле высокой идее: не власть царя, а благо народа -высший закон.

В древнеиранском поэтическом творчестве, устном и письменном, как и во всей мировой литературе эпохи античности и раннего Средневековья, гуманистическая идея прошла через две ступени художественного воплощения, соответствующие историческим условиям двух больших переходных эпох в истории человечества -от родового строя к классовому, рабо- владельческому обществу и от рабовладельчества к феодализму. Первая ступень знаменуется созданием образа человека -борца против злых божеств, человека брата.

Третья ступень возникает в переломную эпоху, когда в рамках феодализма возникают и формируются, особенно в городах, предпосылки нового буржуазного строя. Самосознание человека постепенно высвобождается от «религиозно -церковной санкции, литература находит» человека как свободную, самостоятельную личность. На этой ступени и сложился Ренесанс в искусстве и литературе.

Для гуманистической идеи «Шахнаме» характерно то, что она вобрала много из образов, выработанных предшественниками А.Фирдоуси, особенно древнеиранской литературной традицией. Таковы образы человека -богоборца (Рустам), человека тираноборца, другие образы героев, наделенных чувством глубокого человеколюбия и высокого человеческого достоинства, будь то иранцы или туранцы. Проникая в глубину «Шахнаме», мы обнаруживаем, что Фирдоуси поднимается до высот ренесанской идеи свободной личности, противостоящей самому року, до образа борца за вечные идеалы человечества.

Возможности гуманистического воспитания в программах, учебниках, учебных пособиях по таджикской литературе для 7-9 классов

В объяснительной записке к учебной программе по таджикской литературе говорится: «...уроки литературы развивают у учащихся патриотизм, гуманизм, честность, трудолюбие, скромность. Простоту и другие человеческие качества, призывают их работать и жить как любимые положительные герои» (101,27)

Изучение литературы в средней школе играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. На примере литературных героев ученики учатся благородству поступков, любви к людям, уважения к обществу, верности Отечеству.

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» гласит: «В задачи обучения и воспитания как составных частей образования в условиях демократического правового светского государства входит подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов». (47, с.33)

Для успешного достижения поставленных целей в программы по литературе для средних школ для изучения включены произведения гуманистического содержания. Ведь предстоит воспитать человека, который сможет изменить не только свою жизнь, но и судьбу общества.

В концепции национальной школы отмечается: «Бесценные сокровища классической литературы не только воспитывают в подрастающем поколении такие качества, как устойчивость морали, но они являются источниками обогащения содержания образования». (62, с. 15)

Литература как предмет изучения несет в себе разнообразные функции. Так, познавательная функция литературы открывает ученику возможности познать самого себя, осознать себя как личность и занять определение место в обществе.

Художественная ценность литературы заключается в ее эстетике и идеологической направленности. Только в комплексе ученики могут изучить содержание, закономерности и признаки развития литературы.

Учебные программы и учебники по таджикской литературе из года в год совершенствуются. Последняя программа, изданная в 1994 году, является более оптимальной. В ней особое место отводится изучению классической литературы. Ей отдается 70% времени, предусмотренного учебным планом на таджикскую литературу.

1000-летняя таджикско-персидская литература учит гуманизму, патриотизму, обогащает духовную жизнь людей.

По новой программе (101) на изучение произведений классиков таджикской литературы отводится от 12 до 15 часов в неделю. Сегодня образованием взят курс на гуманизацию учебного процесса, а поэтому учителю представляется свобода выбора наиболее эффективных методов формирования будущего гражданина -гуманиста на материале произведений великих мастеров таджикской литературы.

В Законе «Об образовании» говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государственных образовательных уровней». (47, с.7)

Исходя из этой программы по литературе (1994 г.), мы сделали попытку определить гуманистический потенциал литературы для 7-9 классов^ 01)

Согласно утвержденным программам разработаны учебники по таджикской литературе для 7-го класса под редакцией III. Хусейнзода, Г. Мирзоева и А. Абдувалиева , для 8-го класса под редакцией А. Афсахзода (Душанбе, 1987), для 9-го класса Т. Мирова (Душанбе, 1982). В учебнике по таджикской литературе для 7-го класса усилены воспитательные возможности изучаемого программного материала.

Так, изучая творчество Абуабдулло Рудаки основоположника таджик-ско-персидской литературы, учащиеся знакомятся с его стихотворениями, заучивают их наизусть, четверостишия, в которых говорится о том, что 4 качества делают человека счастливым: это здоровья, добрая имя, добрые поступки и мудрость.

Имя славное, рассудок, мягкий нрав, здоровье тела,

Все четыре добрых свойства благородным бог дает.

Муж, который всеми ими от рожденья обладает,

Пусть, не ведая печали, долгий век свой проживает.

Отрывки из поэмы великого А.Фирдавси «Шахнаме» (например «Рустам и Сухроб») раскрывают гуманистические идеи поэта. Он учит, как надо любить свою Родину, свой народ, защищать его, презирать предателей. Устами своих героев А.Фирдавси говорит о том, что война разрушает мир, губит человеческие жизни.

Воспитывая подростков в духе миролюбия, доброты, человечности, нужно учитывать, что учащиеся этого возраста очень чувствительны и у них развивается свое «Я». В учебнике по литературе для 8 класса на материале творчества Саади -отца восточного гуманизма , можно успешно реализовать эти проблемы. «Саади и несправедливый царь», «Глупость и мудрость», стихотворения о мужестве и человечности хорошая основа для гуманистического воспитания учащихся.

При ознакомлении с рассказами из «Бахаристана» Джами учащиеся постигают, что труд есть один из компонентов гуманизма. Забота о других, сопереживание, труд на общее благо. Таковы рассказы «Благородный муравей», «Черепаха и скорпион» и др.

Приведенные в учебнике отрывки из повести «Смерть ростовщика» Садриддина Айни вызывают у учащихся ненависть к жадным, скупым людям. Ведь жадность -самое низкое качество людей. Она довела Кори, героя этой повести, до могилы. Анализируя содержание повести Айни, учащиеся могут придти к выводу, что деньги это не истинное счастье для человека, а жадность никогда не была путем достижения счастья.

Материалы учебника для 9-го класса Т.Мирова служат дальнейшему углублению знаний о классиках таджикской литературы. Ряд стихотворений Абуабдулло Рудаки учат старшеклассников различать истинное благородство в людях:

Слепую прихоть подавляй, и будешь благороден! Калек, слепых не оскорбляй - будешь благороден! Не благороден, кто на груд упавшему наступит, Нет! Ты упавших поднимай - будешь благороден! (7, 55с.) или Блажен тот, кто давал другим и ел сам, Несчастлив тот, кто ел и не давал. (7, 56с.)

Творчество Абулкасыма Фирдавси - большое подспорье в деле обучения и воспитания. В учебнике проанализирована поэма «Сиёвуш», посвященная теме установления мира между Ираном и Тураном. Сиёвуш - борец за мир и против войны. В образе Сиёвуша перед учащимися предстает нравственно чистый и миролюбимый человек. Поэт утверждает победу добра над злом. Героический образ Сиёвуша из поэмы «Сиёвуш» -прекрасный пример для нравственного воспитания учащихся.

Рубай Абуали Ибни Сино - это гимны знаниям человеческой мудрости. В учебник по литературе для 8-го класса включены наиболее убедительные из них, к примеру:

Душа как стекло, а наука фанарь,

А без масла фанарь некогда не горит.

И разум считается маслом таким. (6, 145с.)

Главное место в учебнике по литературе для 8 класса отведено творчеству Насира Хусрава, посвященному великому труженику- дехканину:

Бех аз санои олам дехкон аст,

Ки вахшу тайрро рохатрасон аст. (7, с. 153)

(Самым полезным является труд крестьянина, он заботится и о птицах, и о зверях).

Эффективные методы гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» подчеркивается, какое важное значение сегодня приобретает гуманизация учебно-воспитательного процесса в школах Таджикистана.

Литература, как предмет и есть путь к гуманизации учебного процесса. Правильно поставленное преподавание литературы будет способствовать воспитанию человека, не только обладающего определенными знаниями, но и будущего гражданина своей страны, настоящего гуманиста.

В процессе смены общественного строя, ориентированного на основах демократизации, ощущающего личную ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбы окружающих людей.

Современная педагогика и практика работы лучших учителей и прежде всего таких педагогов-эксперименталистов, как Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Т.И.Гончарова, Е.И.Ильин, В.Ф.Шаталов и другие доказали что эффективное обучение сегодня, причем обучение радостное, трудное, но победное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества.

Именно урок является тем звеном в цепи педагогического процесса, в котором, говоря словами М.Н.Скаткина, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны». Если не все, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке». (112, с. 149)

Школьный урок- главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется главная учительская потребность -передать, отдать, обучить.

«педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала -способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-целостного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении , основой убеждений». (39, с. 103)

Преподаванию таджикской литературы в школе отводится ответственная роль по формированию гуманистических качеств у учащихся. При изучении творчества Саади Шерози -поэта, воспевающего человечность, в 9 классе проводится урок на тему «Саади -гуманист». Герои произведений Саади «Гулистан» и «Бустон» учат доброте, великодушию, человечности..

Перед учителем поставлена проблема подвести учащихся к пониманию сущности гуманизма. Без этого цели урока не достичь. Началом урока послужил вопрос: «Как Вы понимаете слово «гуманизм»?

После получения разных по содержанию ответов предложили заслушать отрывок из стихотворения Муслихиддина Саади Шерози:

Сыны человечьи тело одно,

Что было из праха сотворено.

Коль тело одно, только ранена часть,

По телу всему в трепетанье впасть

Эти строки поэт написал еще в XVI веке, но он сумел поднять гуманистическую идею до осознания братство между всеми народами, без различия веры и рас. Учащимся было предложено еще глубже вникнуть в сущность этих строк. Для этого учитель задает несколько проблемных вопросов:

1. Живут ли люди разных национальностей на Вашей улице?

2. Как Вы общаетесь с ними?

3. Как по -вашему люди другой национальности чем-нибудь отличаются от Вас?

4. Если Вы полюбите девушку или парня другой национальности или веры, то это может помешать Вам быть вместе?

Результаты показали, что учащиеся экспериментального класса, в котором был проведен урок, более обширно и содержательно ответили на вопросы.

До этого урока учащиеся считали, что гуманизм -это гуманитарные предметы.

А после изучения и проведения урока о гуманисте Саади, они отвечали: гуманизм -это человечность, доброта и дружба между людьми.

Человек гуманный -это значит справедливый, честный, щедрий, который поддержит тебя в трудную минуту.

Великий Саади убеждал, что все национальности и народности равны. Идеи гуманизма в творчестве Саади -благородный источник для воспитания молодежи.

Если человек -это глаза, рот и уши,

То где же разница между стеной и человеком.

Будь человеком истинным, так как

И птица может слово нам сказать

Доброту Саади считает одним из важнейших качеств человека:

Будь благодарен, мудр, добром и хлебом,

Дари людей -ведь одарен ты небом.

Никто не вечен в мире -все уйдет,

Но вечно имя доброе живет.

Учитель обратился к учащимся с вопросами:

1. Что такое доброта?

2. Как Вы думаете, что живет дольше Добро или Зло?

3. Можно ли ждать от добра добро?

Отвечали учащиеся 9-х классов средней школы №81 Ленинского района.

Анализ данных таблицы показал, что учащиеся экспериментальных классов более четко представляют себе такие понятия как Доброта, Зло, Благородство, Щедрость. Особенно полно они ответили на второй вопрос («Как Вы думаете, что живет дольше Добро или Зло?»). Это показывает, что литературное произведение способно формировать гуманистические качества у учащихся подросткового возраста.

Человек -царь природы. Но без других людей он -никто. Признавая эту гуманную идею, Саади считает, что человек должен иметь верных друзей:

Другом не считай того, кто с громкостью,

Говорит о помощи людской.

Другом ты считай того, кто с нежностью

Под руку возьмет в твой трудный час. Затем учащиеся ответили на вопросы:

1. Кого Вы считаете истинным другом?

2. Вас оставлял друг в трудную минуту?

По полученным результатам опроса, оказалось, что большинство учащихся экспериментального класса ответили: «Нет», поясняя свой гуманный поступок.

Так из урока в урок, умело извлекая крупицы мудрости из изучаемых произведений, вдумчивый учитель формирует гуманистические убеждения будущих граждан страны.

Изучая на уроках, посвященных творчеству Носира Хусрава, учитель также заостряет внимание учащихся на гуманизме его произведений. Поэт принадлежал к исмаилитам, но всегда был защитником интересов трудового народа. В его «Рушноинома» (Книга просветления) и «Саодатнома» (Книга о счастии) проблемы человека и человечности выдвигаются а передний план.

Носири Хусрав верит, что силой своих знаний человек способен изменить мир, что к мудрости и счастью придёшь через знания:

Желанное счастье послушно тому лишь,

Кто ясному разуму чутко послушен.

Чтобы выяснить, как поняли это двустишие учащиеся, он предлагает такие вопросы:

1. Что такое счастье?

2. Каков путь к счастью?

3. Что ценнее деньги или знания?

4. Продаются ли знания?

У учителя нелегкая задача -это убедить школьника, что деньги не вечны, а знания -невысыхающий источник и отобрать, присвоить их себе никто не в силах. Так, учащиеся подводятся к пониманию того, что есть истинные и мнимые ценности.

Носири Хусрав, как истинный гуманист, считал, что человек должен проявлять заботу о страждущих, о престарелых родителях:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал свое родное чадо.

В качестве домашнего задания можно предложить записать самые теплые, нежные слова, которые они могли бы сказать своим родителям, близким, друзьям. Этим самым можно проверить знают ли они такие слова. Кроме того, учащихся попросили объяснить афоризм «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно, за собой повести».

Похожие диссертации на Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)