Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Педагогическое обоснование проблемы формирования естественнонаучной культуры в условиях непрерывного образования школа-вуз 15
1.1. Понятие естественнонаучной культуры в философии, культурологии и педагогике 15
1.2. Сущность и функции естественнонаучной культуры 32
1.3. Формирование естественнонаучной культуры учащихся профильных классов по экономике как условие их готовности к обучению в вузе .48
1.4. Критерии и показатели сформированности естественнонаучной культуры старшеклассников 65
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию естественнонаучной культуры всистеме школа-вуз 77
2.1. Состояние сформированности естественнонаучной культуры у учащихся профильных классов по экономике 77
2.2. Моделирование процесса формирования естественнонаучной культуры в системе школа вуз 92
2.3. Организация, методика и результаты формирующего эксперимента 106
заключение 143
Литература 147
Приложения
- Понятие естественнонаучной культуры в философии, культурологии и педагогике
- Сущность и функции естественнонаучной культуры
- Состояние сформированности естественнонаучной культуры у учащихся профильных классов по экономике
- Моделирование процесса формирования естественнонаучной культуры в системе школа вуз
Введение к работе
Современные противоречия в системе «Природа - общество» переросли в кризис, поставивший человечество на грань катастрофы. Темпы развития цивилизации увеличиваются с каждым годом, что порождает новые проблемы. Однако причиной возникшего кризиса является не только научно-технический прогресс как таковой, а также неадекватность нравственно-этических оценок человеком собственной деятельности, следствием которых является развитие человеческих потребностей в ущерб природной среде.
В связи с этим перед обществом возникла важная педагогическая проблема - проблема формирования личности молодого человека, владеющего принципами управления собственной жизнью в контексте гармоничного развития системы «Природа - общество». От молодежи сегодня требуется проявление социальной активности, гражданской ответственности, нравственной устойчивости к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономики, способности к активному выстраиванию своего будущего в реальных условиях. Особую актуальность данная проблема приобретает в системе школа-вуз, поскольку формирование личностных качеств, способствующих гармонизации отношений человека с Природой - это динамичный процесс, требующий эффективного педагогического руководства на всех этапах непрерывного образовательного процесса.
Ряд исследователей видят решение данной проблемы в развитии концепций фундаментализации (И.Ю.Алексашина, Т.Е.Зорина, Е.Б.Спасская, А.Д.Суханов) и гуманитаризации (В.В.Сериков, В.М.Симонов) естественнонаучного образования, что в целом согласуется с новой образовательной парадигмой, провозглашающей в качестве идеалов образования фундаментальность, целостность и ориентацию образования на интересы формирования человеческой личности. Однако данные подходы, на наш взгляд, сегодня являются недостаточными для достижения ведущей цели
педагогического процесса, которая состоит в формировании «человека культуры» в широком смысле слова и предполагает гармонизацию всех компонентов общей культуры личности. Поскольку культурная сущность человека является системообразующим компонентом его личностной целостности, мы считаем необходимым рассмотрение в педагогическом аспекте такого важного компонента общей культуры личности, как естественнонаучная культура, которая призвана обеспечить научно обоснованное освоение человеком мира Природы на основе ценностного отношения к объекту деятельности.
Исследование проблем общей культуры личности заметно активизировалось в последние годы. Как правило, предметом исследования выступали отдельные стороны личностной культуры. Мировоззренческий аспект культуры личности рассматривается в работах В.Г.Афанасьева, Л.А.Воловича, В.С.Ильина. Формированию эстетического компонента культуры личности посвящены работы Э.А.Баллера, Л.Н.Когана, А.Г.Харчева и др. Ряд исследователей - Т.В.Боровикова, Т.И.Заславская, И.Б.Иткин, И.А.Сасова и др. - обосновали важность формирования экономической культуры личности в условиях глубоких социально-экономических преобразований в современной России.
Экологизация образования привела к вычленению экологической
составляющей в общей культуре личности, которую рассматривают как
нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека,
характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой. В работах большинства исследователей (Э.В.Гирусов, Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, О.В.Рублева, И.П.Сафронов, Е.В.Сигарева, И.Ю.Солдаткина и др.) экологическая культура представлена как система, состоящая из взаимосвязанных элементов: экологического сознания, экологического отношения и экологической деятельности, и в педагогическом аспекте связана с экологическим образованием и воспитанием.
В целом признавая данный подход, считаем однако, что он не дает возможности целостного применения понятия экологическая культура ко всем сторонам мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Поэтому мы разделяем мнение ряда специалистов (В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов) о том, что мировоззренческий аспект понимания экологических проблем должен быть значительно расширен на современном этапе. Нельзя понять данную систему и смысл существующих в ней противоречий вне обращения к универсальным объективным законам, которым подчиняется глобальная метасистема - Вселенная.
Основанием для построения научно-теоретической концепции и программы исследования формирования естественнонаучной культуры личности послужили работы в области педагогики, философии, культурологии, психологии, естественных наук, синергетики.
Сущность естественнонаучной культуры, ее место в общей культуре, понятийный аппарат определили философы С.В.Власова, Ч.Сноу, Р.Фейнман, И.Т.Фролов, О.В.Ханова, Р.И.Храпко. В основу изучения проблем естественнонаучной культуры, мышления, сознания легли труды В.И.Вернадского, В.Э.Войцеховича, Г.Г.Малинецкого, Н.Н.Моисеева, Ю.Ротенфельда, а рассмотрение социологических аспектов теории и практики формирования естественнонаучной культуры основано на работах А.А.Горелова, В.Н.Лавриненко, В.А.Любичанковского, С.М.Богуславской, А.В.Кокина, О.В.Нагорной, В.П.Ратникова, С.Г.Хорошавиной.
Собственно педагогические аспекты естественнонаучного образования в контексте культуры представлены в работах О.Н.Голубевой, В.И.Данильчук, П.С.Дышлевского, Н.В.Земель, Л.Я.Зориной, Н.И.Ильина, В.И.Серикова, А.Д.Суханова, В.Ф.Хохлова.
При потенциальных возможностях, которые имеет сегодня система школа-вуз, мы сталкиваемся с тем, что старшеклассники и студенты не обладают достаточным уровнем общей культуры в целом и естественнонаучной культуры в частности. Данное обстоятельство
подтверждают результаты опроса учащихся профильных классов по
экономике и студентов экономического вуза, в результате которого было
установлено, что 65% опрошенных не видят необходимости в изучении
естествознания. Данное обстоятельство, на наш взгляд, объясняется тем, что
49% респондентов не находят применения естественнонаучным знаниям в
повседневной жизни, 68% из общего числа опрошенных не имеют
представления о возможности их использования в будущей
профессиональной деятельности. При ранжировании ценностей,
отражающих приоритетные цели существования, 84% опрошенных на первое место выдвигают здоровье, притом, что значимость Природы как ценности отмечают для себя только 9% респондентов. Причина данного противоречия кроется в отсутствии понимания студентами глубокой взаимосвязи между Природой и Человеком, между процессами, происходящими в Природе, и уровнем здоровья людей.
Анализ практики показывает, что учащиеся получают в стенах школы большой объем фрагментарных знаний, не осознавая до конца возможность применения их в практической деятельности, что влечет за собой снижение познавательного интереса, препятствует формированию целостного мировосприятия и самоопределению личности в будущем. Это, в свою очередь, осложняет процесс адаптации выпускников школы к условиям вузовского образования, а также непрерывный процесс формирования личностных качеств, определяющих нравственную устойчивость личности в современных условиях становления рыночных отношений.
Сформированность естественнонаучной культуры в общей культуре личности позволит Человеку ощущать себя частицей Природы в рамках Вселенной, жить в соответствии с ее законами, стремиться к гармонии с ней, что так необходимо в современных условиях. При этом у молодежи должны быть сформированы такие личностные качества как социальная активность, высокая нравственность, гуманность, бережливость, гражданская ответственность, способность оценивать свои действия с позиции принципа
природосообразности. Формирование естественнонаучной культуры в системе школа-вуз позволит обеспечить «сквозную» естественнонаучную подготовку молодого человека, будет способствовать формированию у него ценностного отношения к Природе, соответствующих этому нравственных установок и опыта нравственно-ценностного поведения. Все это дает основание рассматривать проблему формирования естественнонаучной культуры как педагогическую проблему, решение которой связано с преодолением ряда противоречий между:
- отсутствием направленности учебно-воспитательного процесса на
развитие естественнонаучного компонента в общей культуре личности
подрастающего поколения и заказом общества на формирование
самостоятельного, ответственного, творчески мыслящего молодого человека,
стремящегося к гармоничному взаимодействию с Природой;
многообразием попыток введения естественнонаучной информации в процесс общеобразовательной и профессиональной подготовки и отсутствием целостной концепции, раскрывающей сущностные признаки ЕНК и ее значение в формировании личности школьников и студентов;
направленностью образовательного процесса на усвоение объективного знания о Природе и необходимостью формирования ценностного отношения к ней, осознания ответственности, которая ложится на каждого человека в современных условиях;
- ориентированием учебно-воспитательного процесса на экстенсивные
варианты обучения и воспитания и необходимостью использования
инновационных форм и методов обучения, нацеленных на моделирование
ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения
к системам живой и неживой природы, подготовку школьников и студентов к
практической деятельности в системе «Природа - общество» в условиях
насыщенной информационной среды.
Несмотря на то, что базовые учебные программы общеобразовательной школы и Государственные стандарты высшего профессионального
образования включают дисциплины естественнонаучного цикла, в педагогическом процессе отсутствует совокупность организационно-педагогических условий, позволяющая целенаправленно формировать естественнонаучную культуру личности. Это в целом отражается на уровне общей культуры молодого человека и препятствует его эффективной адаптации в системе «Природа-общество».
Выявив комплекс существующих противоречий, можно сделать вывод о наличии ведущего противоречия между требованием современного общества к формированию естественнонаучной культуры личности молодого человека и неразработанностью данной проблемы, как в теоретическом аспекте, так и в практике непрерывного образования в системе школа-вуз.
С учетом этого противоречия была определена тема исследования, проблема которого заключается в выявлении организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование естественнонаучной культуры личности в системе школа-вуз.
Цель исследования - определить организационно-педагогические условия в системе школа-вуз, способствующие формированию естественнонаучной культуры личности молодого человека.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс " в профильных классах средней общеобразовательной школы и в вузе.
Предмет исследования - педагогические основы формирования естественнонаучной культуры личности в системе школ а-вуз.
Гипотеза исследования. Формирование естественнонаучной культуры в системе школа-вуз будет обеспечено, если:
- в основу учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе будет
положено понимание необходимости формирования у молодого
человека естественнонаучной культуры, что будет способствовать
восприятию целостной картины мира в рамках гармоничного развития
человечества в метасистеме Вселенная;
присвоение естественнонаучной культуры станет личной потребностью учащихся и студентов, и будет способствовать их жизненному и профессиональному самоопределению, нравственно-ценностной мотивации к созидательной деятельности, а также нравственной устойчивости молодежи к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономики;
содержание естественнонаучной культуры будет включать
интегративно-образовательный, позитивно-ценностный и
деятельностно-организующий компоненты;
- в процессе формирования ЕНК будет использован элективный специальный курс, в содержании которого будет реализованы межпредметные связи, а также связи между учебным предметом и нравственными установками, учебным предметом и созидательной деятельностью человека. Задачи исследования:
1. Выделить понятие естественнонаучной культуры в качестве
самостоятельного предмета педагогического исследования.
Определить сущность, функции и содержание естественнонаучной культуры, и ее связь с другими компонентами общей культуры личности.
Выявить уровни сформированности ЕНК у учащихся профильных классов по экономике на основе разработанной системы критериев и показателей; смоделировать процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз.
Разработать и апробировать в системе школа-вуз экспериментальную методику формирования естественнонаучной культуры личности; определить организационно-педагогические условия, способствующие данному процессу.
Методологической и теоретической основой исследования являются: философско-психологические положения о ведущей роли деятельности в формировании личности; о ценностном подходе к пониманию культуры и
диалектической взаимосвязи культуры и деятельности; о взаимозависимости развития культуры общества и культуры личности; о единстве теории и практики; концепция целостного системного анализа; идеи личностного подхода; идеи фундаментализации и гуманитаризации образования.
В основу теоретического исследования легли структурно -функциональный (М.С. Каган, Л.А.Зеленов) и культурологический (Тейяр де Шарден, П.А.Сорокин, О.Шпенглер, К. Ясперс) подходы, которые позволяют рассмотреть культуру как систему и определить место естественнонаучной культуры в общей культуре.
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, педагогов и психологов, разрабатывающих деятельностный и ценностный подходы к исследованию культуры (Т.В.Боровикова, В.С.Давидович, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, В.А.Кайдалов, В.Никитаев); идеи личностного подхода (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, И.А.Колесникова, И.С.Якиманская); идеи гуманитаризации образования (В.И.Данильчук, В.А.Извозчиков, А.А.Касьян, В.И.Саранцев, В.В.Сериков, В.М.Симонов); идеи фундаментализации образования (И.Ю.Алексашина, О.Н.Голубева, Т.Е.Зорина, Е.Б.Спасская, А.Д.Суханов); отношенческий подход (В.И.Баранов, Н.Н.Моисеев, А.А.Скворцов, В.А.Ясвин); современные подходы к построению модели специалиста (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, А.И.Щербаков); концепция целостного системного анализа (П.К.Анохин, В.С.Ильин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, В.Д.Шадриков); идеи синергетики (Г.П.Быстрай, Б.З.Вульфов, И.Пригожин, В.С.Степин, Г.Хакен); идеи русского космизма (В.И.Вернадский, В.С.Соловьев, Н.Г.Умов, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский); идеи ко-эволюционного взаимодействия человека и природы (С.Н.Глазачев, Н.Н.Моисеев, А.Я. Наин, И.Т. Фролов, Ю.В. Чайковский).
Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической, философской, психологической, культурологической литературы по теме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта в области
фундаментализации и гуманитаризации естественнонаучного образования; метод наблюдения, диагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование, различные виды опросов); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; математические методы статистической обработки результатов исследования.
Основной базой опытно-экспериментальной работы являлся Смоленский филиал Института управления и экономики (Санкт-Петербург) и специализированные классы экономического профиля, организованные при данном вузе. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 158 школьников и студентов, а также учителя ряда школ г.Смоленска и преподаватели четырех кафедр Смоленского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург).
Этапы исследования.
Исследование проводилось в период с 1998 по 2003 годы и включало в себя три этапа.
На первом этапе (1998 - 2000) осуществлялось изучение состояния проблемы исследования на основе анализа педагогической, философской, психологической, культурологической литературы; определялись цели, задачи и понятийный аппарат исследования. В это же время были сформированы первые представления о путях ее решения, начато проведение констатирующего эксперимента, результаты которого позволили скорректировать цели и задачи исследования, выдвинуть первоначальную гипотезу решения проблемы.
На втором этапе (2000 - 2002) разработана программа опытно-экспериментальной работы и начата опытная проверка выдвинутой гипотезы, в ходе которой происходило ее уточнение. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования естественнонаучной культуры у студентов экономического вуза. Также в этот период был разработан и проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2002 - 2003) была завершена экспериментальная работа по формированию естественнонаучной культуры. Полученные результаты анализировались, систематизировались и обобщались, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования: выделено понятие естественнонаучной культуры в качестве самостоятельного предмета педагогического исследования;
- определена сущность и содержание понятия естественнонаучной
культуры как части общей культуры личности;
смоделирован процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, разработана система критериев, показателей и уровней сформированности ЕНК у старшеклассников;
определены организационно-педагогические условия, способствующие процессу формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз. К ним относятся: интеграция возможностей нормативных курсов на основе межпредметных связей, введение элективного спецкурса, включение в УВП личностно-ориентированных ситуаций и проведение междисциплинарных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в существенном расширении и дополнении понятия «естественнонаучная культура» в педагогическом аспекте, в определении сущности естественнонаучной культуры как части общей культуры личности. В диссертации разработаны организационно-педагогические условия формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз как способ организации познавательной деятельности, ориентированной на ценностное освоение природной действительности субъектом и осознание им своего места в мире Природы. Полученные в исследовании выводы вносят вклад в решение одной из стратегических задач педагогики на современном этапе -формирование «человека культуры», в котором гармонично сплелись знания, морально-этические ценности и опыт нравственно-ценностного поведения.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию естественнонаучной культуры в системе школа-вуз. Разработан и апробирован элективный спецкурс «Человек. Природа. Экономика», а также определены критерии и показатели сформированности естественнонаучной культуры личности. Предлагаемые методические разработки могут быть использованы учителями школ и преподавателями вузов при организации учебно-воспитательного процесса в системе школа-вуз.
Достоверность результатов исследования обусловлена
методологической аргументацией исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к философии, психологии, синергетике и другим наукам, использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования, достаточным объемом выборки в проведении эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
- Естественнонаучная культура - компонент общей культуры личности,
формирование которого в целостном педагогическом процессе способствует
присвоению совокупности нравственных ценностей, определяющих
способности человека взаимодействовать с природой на основе принципа
природосообразности, и обеспечивающих мотивацию к созидательной
деятельности в рамках гармоничного развития человечества в метасистеме
Вселенная.
Содержание естественнонаучной культуры в системе школа-вуз включает интегративно-образовательный, позитивно-ценностный и деятельностно-организующий компоненты и обеспечивает нравственную устойчивость личности к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономики.
Модель формирования естественнонаучной культуры личности в системе школа-вуз включает взаимосвязь и взаимодействие компонентов
ЕНК. В качестве критериев сформированности ЕНК выступают: познавательный, мотивационный и поведенческий критерии.
Основными организационно-педагогическими условиями формирования ЕНК в системе школа-вуз являются: интеграция возможностей нормативных курсов на основе межпредметных связей, введение элективного спецкурса, включение в УВП личностно-ориентированных ситуаций и проведение междисциплинарных мероприятий. Совокупность данных условий предоставляет школьникам и студентам возможности реализации основных компонентов ЕНК в реальном опыте поведения и деятельности, а также способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения исследования нашли отражение в учебном и методическом пособиях, научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в Смоленске (2002, 2003), на Международной научной конференции молодых ученых в Смоленске (2001), на Всероссийской научно-практической конференции в Белгороде (2002).
Внедрение результатов исследования осуществлялось при работе с учащимися Смоленской гимназии экономического профиля, а также со старшеклассниками ряда школ г.Смоленска, обучающимися в специализированных классах экономического профиля по программе довузовского образования при Смоленском филиале Института управления и экономики (Санкт-Петербург) и студентами вышеназванного вуза.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Понятие естественнонаучной культуры в философии, культурологии и педагогике
Сегодня, перешагнув рубеж тысячелетий, мы явно ощущаем возросший интерес к прогнозам, тенденциям и закономерностям, которые определяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности. Впервые в истории человечества сложилась ситуация, когда временной рубеж совпал с этапом переоценки социальных и нравственных норм жизни, когда темпы научно-технического прогресса меняют облик цивилизации так быстро, что его отражение в общественном сознании зачастую складывается стихийно.
Именно поэтому сегодня необходимо выявить основные приоритеты развития, которые будут направлены на достижение равновесия между общественными ценностями и темпами научно-технического прогресса. Процессы, которые сегодня протекают в обществе, связаны с рядом трудностей, прежде всего с ломкой прежних стереотипов мышления, привычек поведения и заменой их на новые, продиктованные развитием цивилизации. Это нередко приводит к смещению ценностных ориентиров, искажению представлений о престижности образования, профессионализме, культуре.
Кардинальные изменения, затронувшие все стороны жизни современного общества, неразрывно связаны с необходимостью активизации процессов духовного возрождения, осмысления современного уровня культурного развития человечества.
Понятие культуры сложное и неоднозначное. До XVIII в. слово «культура» как определенный общепризнанный термин почти не употреблялось, а использовалось как синоним понятия «возделывания» и обозначало целесообразное воздействие человека на природу. Несколько позже оно стало обозначать и воспитание, т.е. воздействие человека на самого себя и на других людей (38). Рассматривая феномен культуры, мы обратились к некоторым ее определениям, которые даны в различных источниках.
Философский энциклопедический словарь дает следующее определение культуры: «культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» (179). Советский энциклопедический словарь дает несколько иное определение: «культура (от латинского kultur -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (166).
Ученые и специалисты, в частности А.Кребер и К.Клакхон, насчитывают не менее 170 определений культуры, по мнению других ученых их около 400. Это свидетельствует об универсальности, всеохватности данного понятия, отсюда и множество подходов к его трактовке.
В методологическом плане довольно четко прослеживаются три основных подхода.
Одним из них выступает позитивнонаучный подход, который представлен в трудах Э.Тайлора и Л.Уайта. В рамках этого подхода анализ культуры не противопоставляется анализу природы.
Длительное время изучение культуры составляло основу антропологии. В работе «Первобытная культура» британский антрополог Э.Тайлор дал первое развернутое определение культуры. «Культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле, - писал он, - слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (172). Следует отметить, что за пределами этого определения осталась суть позиции Э.Тайлора, заключающаяся в рассмотрении культуры с позиции естественных (позитивных) наук.
Л.А.Уайт в исследовании культуры следует традициям Э.Тайлора. По его мнению, понятие «культура» позволяет уточнить суть взаимоотношений человека с окружающим миром и, соответственно, динамику их изменений. При этом мы хотим отметить, что отдельный человек представлялся Уайту организмом, реагирующим на элементы культуры как на внешние стимулы. Поэтому культура, согласно Уайту, определяется как «экстрасоматическая традиция». По сути, культура здесь предстает в качестве внешней искусственной среды обитания людей, которая передается из поколения в поколение (100).
Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем представителями немецкой классической философии, в целом отражают классический подход к определению культуры. Он уходит своими истоками к учениям И.Гердера, И.Канта, Гегеля, К.Маркса. С позиции данного подхода понятие «культура» означает деятельное преобразование мира человеком. Классики относят к культуре не только духовные, но и материальные занятия людей. Но при этом подчеркивается разумность человеческой деятельности, разумная природа человека, в свете которой он способен оценивать прошлое и настоящее, поэтому культура, прежде всего, - это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум.
В рамках классического подхода И.Кант впервые противопоставил «миру природы» «мир свободы» и доказал, что человек способен на самостоятельный выбор и разумный поступок, вопреки естественной необходимости. Свобода, по Канту, состоит в том, что человек не просто слепо потакает своим желаниям, а способен их ограничивать, придавая своим потребностям культурную форму (77). А это значит, что в «классической модели» культуры, начиная с И.Канта, культура противостоит натуре, т.е. природе.
Эта мысль находит свое продолжение и в других определениях понятия культура. При этом один из ее исходных признаков выделяется через соотношение с природой. В этом смысле подчеркивается ее «внеприродность», «созданность», «искусственность». Г.Риккерт писал: «природа есть совокупность всего того, что возникло само собой... Противоположностью природе, в этом смысле, является культура как то, что ... создано человеком. Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти ценности созданы» (147). При этом в понятии «культура» закрепляется общее отличие человеческой жизнедеятельности от других биологических форм жизни. В этом смысле человек оказался вне мира природы. Природа, создавшая человека, на определенном этапе развития стала менять свой облик благодаря его деятельности, и этот новый облик природы, плоды цивилизации мы расцениваем как одно из наших культурных достояний.
Другой исходный признак культуры с позиции классического подхода проявляется через систему человеческих отношений. Культура характеризует особенности поведения, сознания людей в конкретной сфере общественной жизни, а также в сфере отношений между социальными группами. При этом человек рассматривается как социальное существо с определенными взглядами и убеждениями, сформировавшимися как результат воздействия определенных культурных традиций. Такой видели культуру в европейской философии Гердер, Гегель, Маркс, несмотря на существующие разногласия между ними (38, 100). Как мы видим, классическая модель культуры предполагает ясно выраженный гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека.
Гуманистический идеал, признающий ценность человека как личности, находит отражение и в современных трактовках понятия культуры. Тем самым культура выступает как мера реализации и развития человека в процессе его социальной деятельности. Постижение культуры, принятие ее личностью требует активности от самого человека. По мнению В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова и других ученых, одним из путей объяснения понятия «культура» является ее инструменталистская трактовка. Культура - «это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимосвязи с природой и между собой» (89).
Особенностью иного, эволюционного подхода, является динамическое понимание культуры. Культура не застывшее понятие, поскольку человек -носитель культуры выступает активным участником исторического процесса. При этом актуальным становится вопрос о механизме передачи коллективного опыта от одного поколения к другому. По мнению Р.Абдеева, М.Кагана, В.Яковца и некоторых других исследователей этот механизм предполагает определенный социокультурный прогресс в общем направлении исторического развития человечества (100). Известный французский антрополог Тейяр де Шарден считал, что появление этого механизма на определенном этапе развития человека явилось важнейшим шагом для его перехода от биологического к социокультурному развитию (137).
Сущность и функции естественнонаучной культуры
В культуре развивается духовный мир человека. Этим самым культура выступает как мера реализации и развития человека в процессе его социализации. Человек не только потребляет, но и творит культурные ценности, в этом смысле человек и его развитие находятся в центре культуры. Это положение полностью согласуется с культурно-исторической концепцией психического развития человека Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева (37, 105, 108) и может служить методологической основой исследования педагогического аспекта формирования культуры личности.
Содержание культуры личности многоаспектно и потому включает целый ряд структурных компонентов: нравственная, диалоговая, правовая, экологическая, естественнонаучная, экономическая и др. Это обстоятельство позволяет применить системный подход к рассмотрению общей культуры личности. С одной стороны, ее можно представить как систему, состоящую из определенного множества взаимосвязанных элементов. С другой стороны, общая культура личности взаимосвязана и взаимообусловлена культурой общества, которая выступает как метасистема по отношению к ней. Таким образом, четко вырисовывается иерархия, в которой компоненты культуры личности образуют ее целостную структуру, включенную в культуру общества в качестве элемента. Эта иерархия пронизана большим количеством связей как координирующих и субординирующих, так и обратных, что позволяет говорить о культуре как о целостной системе.
Для нашего исследования важно рассмотреть взаимосвязь ЕНК с другими компонентами культуры личности, поскольку каждый из них по-своему проявляется в различных сферах бытия и определяет степень развития других компонентов. Помимо этого, взаимосвязь различных компонентов общей культуры личности обусловлена наличием комплекса знаний, умений, навыков, ценностных ориентации, социальных установок, опыта поведения и деятельности, образующих ее целостную структуру.
Естественнонаучная культура, так или иначе, связана со всеми компонентами культуры личности. Философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая и правовая - выступают в качестве механизма, обеспечивающего равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы, удерживая человека в рамках разрешенных законов; эстетическая - создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; нравственная - одухотворяет отношение личности к природе. Взаимодействие этих типов культур формирует различные стороны ЕНК, которая, в свою очередь, предоставляет им возможности развития на основе научных знаний о мире Природы.
Обращает на себя внимание взаимосвязь естественнонаучной и мировоззренческой культуры, поскольку ЕНК играет важную роль в становлении научного мировоззрения через формирование естественнонаучной картины мира. На современном этапе развития человечества связь этих компонентов культуры личности становится особенно актуальной, поскольку многие естественнонаучные парадигмы, на которых строится естественнонаучная КМ, получают общенаучный статус и занимают достойное место в социально-общественной и общенаучной КМ. Это позволяет говорить о ведущей роли естественнонаучной культуры в формировании мировоззрения и мировоззренческой культуры. В свою очередь, от уровня развития мировоззренческой культуры зависит направленность познавательной деятельности личности, которая во многом определяет формирование естественнонаучной культуры (59, 60).
Естественнонаучная культура обнаруживает взаимосвязь и с экономической культурой, поскольку обе предполагают наличие знаний об объектах экономической деятельности. В отличие от экономической культуры, которая рассматривает природные объекты с позиции возможности их преобразования и использования для удовлетворения потребностей людей, естественнонаучная - осуществляет целостный подход к их изучению и ставит целью обнаружение объективных связей между ними. Кроме того, общество, являясь естественным продуктом развития Природы, в большинстве случаев обнаруживает те же закономерности существования и развития. Знание этих закономерностей необходимо для организации практической деятельности, которая выступает структурообразующим фактором экономической культуры и охватывает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей (23,140,171). В свою очередь хозяйственная деятельность является предпосылкой формирования естественнонаучной культуры, поскольку, по сути, она характеризует взаимодействие природы и общества.
Наиболее тесную взаимосвязь по происхождению и социальной роли в жизни общества ЕНК обнаруживается с экологической культурой. Основу естественнонаучной и экологической культур составляют объективные знания природных закономерностей. Эту взаимосвязь во многом объясняет и единство ценностных ориентации, социальных установок, которые стали необходимы современному обществу. Так, бережное отношение к природным ресурсам является основанием для организации деятельности с позиции как экологической, так и естественнонаучной культуры. Тем не менее, при наличии столь тесной взаимосвязи нельзя не обратить внимания на существующие между ними кардинальные различия.
Во-первых, следует отметить, что в культурно-историческом аспекте естественнонаучная культура имеет более древние корни, и как результат -наиболее богатые традиции в изучении природы. Естественнонаучная традиция исследования природы зарождается еще в древнегреческой натурфилософии, а экология как научное направление появляется лишь во второй половине XIX века.
Во-вторых, подавляющее большинство исследователей (Э.В.Гирусов, Н.М.Мамедов, О.В.Рублева, Е.В.Сигарева, И.Ю.Солдаткина) связывают проблему формирования экологической культуры, прежде всего, с экологическим образованием и воспитанием в процессе социализации личности (42,154,161,168). Формирование естественнонаучной культуры опирается на естественнонаучное образование, которое в целом отражает состояние цивилизации, ее проблемы, поскольку опирается на совокупность знаний в области физики, химии, астрономии, геологии, биологии, экологии и др. наук. В этом смысле экологическое образование выступает в качестве одной из составляющих естественнонаучного и направлено на изучение закономерностей существования и развития экосистем.
В-третьих, в образовательном аспекте ЕНК в отличие от экологической культуры не ограничивается анализом взаимоотношений Человека и окружающей среды в рамках нашей планеты. В работах исследователей (С.В.Власовой, А.А.Горелова, В.Н.Лавриненко, А.В.Кокина, В.П.Ратникова, С.Г.Хорошавиной) отмечается, что формирование естественнонаучной культуры предполагает глубокий анализ характера взаимосвязи органических и неорганических природных систем в масштабах Вселенной на основе поиска общих закономерностей их существования и развития. Тем самым, ЕНК определяет отдаленные перспективы будущего человечества в процессе развития глобальной метасистемы. При этом, естественнонаучная культура как совокупность природосообразных ценностей выступает в качестве системы средств ценностного и научно-обоснованного освоения человеком Природы.
В-четвертых, естественнонаучная культура обнаруживает гораздо более широкое нравственно-ценностное основание по отношению к экологической культуре. Применяя отношенческий подход, исследователи (В.И.Баранов, Н.Н.Моисеев, А.А.Скворцов, В.А.Ясвин) подчеркивают необходимость формирования в рамках культуры нового типа отношения человека к природе субъектно-этического типа, который предполагает утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке, а также «принцип партнерства» во взаимосвязи человека и Природы.
Данные представления не вписываются в рамки понятия «экологическое отношение», они значительно шире и представляют собой основу позитивно-ценностного компонента естественнонаучной культуры. Так, в качестве универсальной ценности ЕНК выдвигает ценность Природы в широком смысле слова, с которой должны соотносится все остальные ценностные системы. Именно это позволяет выделить группу природосообразных ценностей, присвоение которых обеспечит нравственную устойчивость личности к негативным явлениям в процессе преобразующей деятельности человека.
Следовательно, естественнонаучная культура реализуется в гораздо более широком спектре отношений, ценностных ориентации, мотивов и установок к практической деятельности человека. На наш взгляд, все это дает основание рассматривать экологическую культуру как важную составную часть естественнонаучной культуры.
Состояние сформированности естественнонаучной культуры у учащихся профильных классов по экономике
Процесс формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз - это сложный и целенаправленный процесс, организация которого предполагает определение последовательности опытно-экспериментальной работы, включающей в себя:
1) анализ уровня сформированности естественнонаучной культуры у учащихся профильных классов по экономике, определение экспериментальной и контрольной групп;
2) построение модели формирования ЕНК в в системе школа-вуз, которая предполагает разработку содержания, апробацию форм и методов формирования естественнонаучной культуры, поиск оптимальных условий ее развития, прогнозирование результатов опытно- экспериментальной работы, ее возможных позитивных и негативных сторон, установление, в случае необходимости, возможностей корректировки хода формирующей деятельности;
3) реализацию разработанной нами программы формирования ЕНК в экспериментальных группах, а также текущий, промежуточный и итоговый контроль над осуществлением формирующей деятельности - корректировку процесса формирования естественнонаучной культуры на основе результатов текущей и промежуточной форм контроля;
4) осуществление качественно-количественного анализа и интерпретацию результатов экспериментальной работы, сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, их сопоставление с прогнозируемыми и желаемыми результатами, описание методики проведения и результатов опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Смоленского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург) в период с 1998 по 2003 годы в соответствии с установленной последовательностью. В нее были вовлечены учащиеся школ города, обучающиеся в специализированных классах экономического профиля, организованных при данном вузе и студенты факультета экономики и управления СФ ИУЭ.
Прежде чем приступить к моделированию процесса формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, мы обратились к анализу состояния сформированности этого феномена у учащихся профильных классов по экономике. Для проведения анализа требуется комплексный подход, который позволит отразить все многообразие социальных результатов функционирования ЕНК, ее связь с различными аспектами общественного развития.
Анализ литературы (44, 45, 56, 74, 115, 145, 162) позволил сделать следующие выводы о степени научной разработанности интересующей нас проблемы:
- в научных исследованиях крайне фрагментарно представлены вопросы развития личности учащегося средствами естественнонаучного образования, которые способствовали бы формированию ЕНК;
- отсутствует должное внимание к смысловой и ценностной сферам личности в процессе подготовки учащихся в рамках дисциплин естественнонаучного цикла;
- отсутствует целостная концепция, раскрывающая сущностные признаки феномена естественнонаучной культуры;
- наблюдается дефицит представлений о необходимости формирования ЕНК в системе школа-вуз, который испытывает массовая педагогическая практика;
- отсутствует в школе и в вузе методическая база, обеспечивающая формирование естественнонаучной культуры.
Особое внимание в моделировании процесса формирования ЕНК было уделено констатирующему эксперименту, поскольку от исходных данных во многом зависит достоверность разрабатываемой модели и результаты формирующей деятельности.
В соответствии с задачами исследования и для оценки уровня сформированности естественнонаучной культуры нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 158 учащихся профильных классов по экономике, которые в дальнейшем продолжили обучение в вузе на факультете экономики и управления по специальностям «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
На основании разработанной системы критериев и показателей в констатирующем эксперименте оценивался уровень сформированности всех компонентов естественнонаучной культуры. Исследование предполагало использование таких методов, как анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, анализ и обработку данных, обобщение (Табл. 4).
На основе познавательного критерия ЕНК мы оценивали следующие показатели: объем ЕН знаний, уровень развития умений применять эти знания на практике и использовать специальную ЕН литературу, наличие позитивной установки к познанию и ее мотивацию.
Опираясь на позицию Б.У.Родионова, А.О.Татура в отношении требований к уровню обученности, об уровне знаний, лежащих в основе естественнонаучной культуры, мы судим по степени владения старшеклассниками естественнонаучными категориями и понятиями и умению раскрывать их содержание. Эталонный объем знаний (V), необходимый для формирования естественнонаучной культуры, мы определили, исходя из требований Базовых учебных программ общеобразовательной школы и Государственного стандарта высшего профессионального образования в отношении подготовки специалистов экономического профиля, а также исходя из содержания интегративно-образовательного компонента ЕНК. При этом витально-значимому (высокому) уровню соответствует свободное владение объемом (V) в интервале 0,7 = V = 1,0; базово-образовательному (среднему) - 0,4 = V < 0,7; индивидуально-адаптивному (низкому).
Моделирование процесса формирования естественнонаучной культуры в системе школа вуз
После проведения констатирующего этапа эксперимента мы определили ряд задач, решение которых должно найти свое отражение в построении модели процесса формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз. Отметим следующие:
- изучить возможности учебно-воспитательного процесса в профильных классах по экономике общеобразовательной школы и в экономическом вузе по формированию естественнонаучной культуры;
- выявить наиболее эффективные формы, методы и средства формирования естественнонаучной культуры;
- разработать и внедрить в процесс подготовки учащихся профильных классов по экономике и студентов экономического вуза креативную методику формирования ЕНК;
- разработать учебно-методический комплекс, использование которого в системе непрерывного образования школа-вуз позволит раскрыть содержание естественнонаучной культуры для учащихся и студентов.
Процесс моделирования представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения (166). В нашем случае объектом моделирования является учебно-воспитательный процесс в системе школа-вуз, способствующий формированию естественнонаучной культуры школьников и студентов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопрос о моделировании процесса формирования естественнонаучной культуры у старшеклассников и студентов в литературе не рассматривался, притом, что актуальность данной проблемы в современных условиях увеличения темпов социально-экономического развития и нарастания кризиса в системе «Природа-общество» не вызывает сомнений.
В своем исследовании мы обратились к построению модели в целях разработки организационно-педагогических условий формирования ЕНК, поскольку моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом процессе, подсказывает пути их более целостного описания, намечает связи между компонентами. При этом модель позволяет:
- четко определить компоненты, составляющие систему формирования ЕНК;
- достаточно наглядно и точно представить связи между компонентами данной системы;
- проверить соответствие выявленных связей внутри модели с реально существующими связями внутри моделируемого объекта (учебно-воспитательного процесса в профильных классах по экономике и в экономическом вузе);
- прогнозировать результаты внедрения полученной информации в исследуемый процесс благодаря сравнительному изучению различных областей данного процесса.
При разработке модели мы опирались на работы В.Г.Афанасьева, А.М.Волкова, Ю.А.Лаврикова, П.В.Копнина, В.В.Краевского, Н.В.Кузьмина, И.И.Ревзина, А.В.Сиволанова, В.В.Чавчанидзе, В.А.Штоффа и др. (12, 36, 67, 92, 102, 160, 187, 191).
Анализ работ позволил выделить следующие этапы моделирования: - предварительный анализ процесса; - построение и последующее изучение модели; - перенос полученной информации на исследуемый процесс; - анализ достоверности, эффективности модели; - корректировка модели.
На первом этапе важную роль играет проведение исчерпывающего анализа исследуемого процесса, изучение научной литературы и накопленного педагогического опыта. Это, в свою очередь, позволит обеспечить устойчивость проектируемой модели и возможность ее эффективного использования.
Последний этап также имеет огромное значение, поскольку обеспечивает развивающийся характер данной системы, т.е. предполагает ее обновление, введение в систему новых элементов и связей.
Приступая к моделированию процесса формирования ЕНК, необходимо уточнить требования, которым должна отвечать проектируемая модель. В нашем исследовании исходное требование связано с конечной целью, а именно с разработкой организационно-педагогических условий, способствующих формированию естественнонаучной культуры в системе школа-вуз, выступающей в качестве необходимого условия становления личности молодого человека, присвоения им совокупности нравственных ценностей, которые будут определять его способность к освоению природной среды на основе принципа природосообразности. Проектируемая модель призвана обеспечить:
- целостный характер процесса формирования естественнонаучной культуры в системе непрерывного образования школа-вуз благодаря наличию обратных связей в данной системе; органичное включение всех компонентов ЕНК в учебно-воспитательный процесс школы и вуза;
- возможность прогнозирования результатов переноса модели на исследуемый объект на основе структурного анализа различных сторон данного процесса;
- достоверность результатов за счет использования системы критериев и показателей, характеризующих уровни сформированности ЕНК;
- выбор форм и методов, которые способствовали бы стимулированию познавательной деятельности, формированию нравственно-ценностной мотивации к практической деятельности;
- готовность старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению, формирование у них нравственной устойчивости к негативным явлениям реальной жизни в условиях рыночной экономики;
- успешную адаптацию выпускников школы к условиям вузовского обучения, формирование высокого уровня социально-профессиональной компетентности у студентов экономического вуза. Предлагаемая нами модель охватывает процесс от приобретения естественнонаучных знаний и умений, развития личностных качеств, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации до проявления естественнонаучной культуры в поведении и деятельности.
Такой подход вытекает из самой сущности естественнонаучной культуры и обусловлен ее содержанием и структурой, поэтому представляется нам оправданным. Кроме этого, естественнонаучная культура может быть сформирована, если школьники и студенты обладают как минимум определенной суммой естественнонаучных знаний и умений, а также знанием морально-этических норм. Это, в свою очередь, способствуют формированию у учащихся системы личностных качеств, обеспечивающих нравственную устойчивость подрастающего поколения, их самоопределение с точки зрения нравственно-ценностного подхода и готовность к созидательной деятельности в системе «Природа — общество».
Данное положение мы считаем важным еще и потому, что естественнонаучная культура представляет собой динамичный процесс, в центре которого находится личность, не только созидающая и потребляющая материальные, интеллектуальные и нравственные ценности, но способная к саморазвитию. Следовательно, правомерным будет рассматривать феномен естественнонаучной культуры в качестве процесса развития способностей и возможностей человека, как средство саморазвития личности.