Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Шарипова Эльвира Ирековна

Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе
<
Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарипова Эльвира Ирековна. Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шарипова Эльвира Ирековна; [Место защиты: Федер. ин-т развития образования].- Москва, 2009.- 236 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/638

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование культуры мира как ценностно-целевой приоритет образования 14

1.1. Педагогическая интерпретация понятия "культура мира", сущность и ее особенности 14

1.2. Управление процессом формирования культуры мира в школе 51

1.3. Состояние и возможности формирования культуры мира у учащихся 71

Глава II. Развитие педагогической системы школы по формированию культуры мира у учащихся 100

2.1. Организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся 100

2.2. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры мира у учащихся 118

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 153

Заключение 183

Список литературы 191

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале XXI века общественность на уровне государств, мировых религий, различных образовательных систем осознала крайнюю необходимость установить в мире дух доброжелательности, сотрудничества, дух толерантности и дружбы между народами, государствами и людьми. Успех в этом деле зависит как от политики, так и от образования, от результатов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, от интеллектуальных, духовных, нравственных качеств личности. Только образование может гармонизировать знания и нравственную культуру, предотвратить духовную деградацию человечества. Однако кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни, сказывается на состоянии и развитии образования, которое теряет в последнее время свои культурообра-зующие функции, свое влияние на нравственное развитие личности.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления мира на планете, мира внутри человека вызвали необходимость ее рассмотрения и на уровне школьного образования.

Наша страна многонациональна, пестра различными языковыми, культурологическими, национальными, религиозными особенностями и менталь-ностями. Языковое, культурное, этническое многообразие с одной стороны -позитивное явление в нашей системе образования, с другой стороны создает некоторые проблемы, трудности в общении и взаимопонимании. С целью разрешения этих проблем в образовании вводятся механизмы поликультурного образования, проекты межкультурной коммуникации, модели воспитания толерантности и культуры мира.

Однако в практике формирование культуры мира как личностной составляющей осуществляется фрагментарно, что приводит к различным негативным проявлениям на межэтнической почве. В этой связи необходим сие-

темный, комплексный подход к формированию у школьников культуры мира.

Проблема формирования культуры мира находится в междисциплинарной сфере психологии, этнопсихологии, социологии, конфликтологии и педагогики.

Формирование культуры мира как научной проблемы является предметом исследования зарубежных ученых: Д.Ж.Браун, К.Роджер, Ч.Сноу, Д.Адамс, Ф.Майор и др., которые рассматривают культуру мира как набор ценностей, отношений, традиций, обычаев, стандартов поведения и образования.

В педагогике культура мира в основном рассматривается с позиции гуманизма. Я.А.Коменский в основу развития системы образования заложил принцип гармонии в отношениях между людьми. Г.Песталоцци считал первым ростком нравственности чувство доверия, любви к ближним. В основе учения о воспитании и образовании молодежи М.В.Ломоносова были положены принципы народности, демократизма, гуманизма, стержневым качеством личности ученый считал любовь к своей Родине. Известные русские педагоги Н.М.Толстой, С.А.Рачинский, П.Ф.Каптерев полагали, что в основе личности должна лежать высокая нравственная ответственность "за свое бытие". Русские философы И.А.Ильин, В.В.Розанов рассматривают культуру мира с позиции собственного достоинства, внутренней свободы и гражданственности человека.

Идеи гуманного отношения к человеку как стержневой принцип формирования культуры мира отражены в работах К.Д.Ушинского, В.А.Сухом-линского, известных народных просветителей: К.Насыри, И.Я.Яковлева, М.Евсеева, ученых Р.А.Валеевой, Г.Н.Филонова, И.Д.Демаковой, СВ. Евтушенко, В.Ф. Кривошеева и др. Д.С.Лихачев культуру мира относил к одной из составляющих личности.

Отечественные психологи А.Г.Асмолов, Г.О.Солдатова, В.П.Степанов и др. в основе формирования культуры мира выделяют толерантность как признание ценностей многообразия человеческой культуры. Исследователи в области педагогики А.Ю. Белогуров, А.Н.Джуринский, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова и др. видят проблему формирования культуры мира в рамках теории и практики поликультурного образования. Проблема формирования культуры мира средствами национальной культуры рассматривалась в исследованиях И.И.Валеева, Г.Н.Волкова, Ф.Ф.Харисова, Е.Е. Ха-таева, З.Б. Цаллаговой и других исследователей.

М.В.Кабатченко, Г.Д.Дмитриев, М.И. Кошелева, Е.Н.Шиянов, А.Ф.Никитин, Л.А.Харисова говорят о культуре мира как о ценностно-целевом приоритете образования. М.И.Кошелев одной из составляющих культуры мира считает гражданственность. В.С.Лазарев, В.Тищенко отмечают, что в основе культуры мира лежит правовая культура.

В современной системе образования педагогами-практиками используются работы по межэтническому (Б.С.Гершунский, В.П.Комаров, Г.Ф.Хасанова и др.), межличностному (Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Филонов и др.), межъязыковому (В.Ф.Габдулхаков, Ф.Ф.Харисов и др.), межрелигиозному (Г.Р.Балтанова, Л.И.Климович, Р.А.Набиев, Л.А.Харисова и др.) взаимодействию в рамках формирования поликультурной личности..

Однако до сих пор в образовательных учреждениях недостаточно научно обоснованных исследований формирования культуры мира у учащихся.

Изучение состояния научно-педагогической, методической литературы по данной проблеме выявило следующие противоречия, существующие в российской системе образования и определившие актуальность нашего исследования:

между потребностью общества в защите прав, свобод личности, ее безопасности и отсутствием целостной педагогической системы, направленной на формирование культуры мира у учащихся;

между богатством мировой, общероссийской, национальных культур и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий введения его в учебно-воспитательный процесс школы;

между существующей нормативно-правовой базой формирования толерантности и культуры мира у подрастающего поколения и слабой разработанностью механизмов ее реализации в учреждениях образования.

На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия, необходимые для формирования культуры мира у учащихся?

Актуальность решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: "Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе".

Цель исследования: разработать и апробировать в рамках организации образовательного процесса педагогическую систему формирования культуры мира у учащихся в условиях средней школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование культуры мира у учащихся.

Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих проектирование и реализацию системы формирования культуры мира у учащихся средней школы.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проектирование педагогической системы и формирование культуры мира у учащихся средней школы будут эффективными, если:

реализовывать комплекс организационно-педагогических условий,
предусматривающих эффективное формирование культуры мира у учащихся,
предполагающих учебно-методическое обеспечение, готовность педагогиче-

ских кадров школы, нормативно-правовую базу, материально-техническую базу и организационные условия;

использовать когнитивный, аксеологический, деятельностный критерии в качестве индикаторов эффективности реализации управленческой модели формирования культуры личности на основе единства целевого, содержательного, процессуального аспектов учебно-воспитательного процесса.

Исходя из целей и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе научного анализа специальной литературы дать педагогическую интерпретацию понятию культуры мира и определить критерии сформированности культуры мира у учащихся.

  2. Разработать управленческую модель формирования культуры мира у учащихся.

  3. Выявить организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся.

  4. Разработать и апробировать комплексную программу по формированию культуры мира у учащихся.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили современные исследования, ориентированные на формирование культуры мира у учащихся, теории образования и воспитания.

В работе школы мы опирались на основные положения концепции ведущих исследователей в области философско-методологического анализа образования, как процесса трансляции и реализации культуры (В.С.Библер, В.В.Давыдов, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, Г.П. Щедровитский и др.), воспитания личности (О.П.Богданова, Л.А.Волович, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.), сохранения и укрепления здоровья в системе образования (М.М.Безруких, Н.К.Смирнов, Ф.Ф.Харисов, Р.Х.Шакуров и др.), роли мировой, общероссийской, национальной культур в формировании личности (В.И.Андреев, Г.Н.Волков,

Е.К.Жирков, М.И.Махмутов, Н.Д.Никандров, И.М.Рубано, Ю.С. Тюнников, Л.А.Харисова и др.), формирования толерантности (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, П.В.Степанов и др.), теории поликультурного образования (В.П.Борисенков, Г.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский, В.В. Ма-каев, З.А. Малькова, Л.Л.Супрунова и др.).

В процессе работы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы;

синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, обобщение педагогического опыта, методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос);

педагогический эксперимент;

методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования являлись средние общеобразовательные школы №№ 62, 54, 45, 60 Авиастроительного района г.Казани Республики Татарстан.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003-2004 гг.). Этап определения проблем и разработка необходимых изменений в образовательной системе школы. На этом этапе обеспечивается необходимая база для перехода к новому уровню развития школы, он носит диагностическо-прогностический характер. На данном этапе производился анализ уровня культуры мира у учащихся, учителей и родителей; выявлялись основные противоречия в процессе формирования культуры мира у учащихся; анализировались ресурсные возможности школы; проводился анализ существующих нормативно-правовых актов, связанных с проблемой исследования; разрабатывались программно-методические материалы и составлялся пакет диагностических материалов.

Второй этап (2004-2006 гг.). Этап внедрения. Этап формирующего эксперимента, связанный с основными целями и задачами исследования. На данном этапе проводились семинары по обучению педагогов технологиям формирования культуры мира, проектированию содержания образования и воспитания учащихся, организации уроков и других видов деятельности; разрабатывалась концептуальная модель формирования культуры мира. На данном этапе концептуальные положения разработанной программы внедрялись в практику школы; происходило обновление содержания образования и воспитания; разрабатывались авторские программы учителей по предметам; корректировались тематические планы и учебные программы; проводились консультации с целью повышения общекультурной компетенции учителей; разрабатывались технологии контроля за качеством формирования культуры мира у учащихся.

Третий этап (2006-2008 гг.). Этап анализа результатов. Связан с получением отдельных результатов, обобщением опыта работы отдельных учителей и школы в целом, распространением опыта и его внедрением в практику образовательного учреждения через систему научно-практических семинаров, конференций, круглых столов, публикаций педагогов школы, участия в профессиональных конкурсах, анализом результатов опытно-экспериментального исследования. Производились итоговые контрольные замеры по определению уровня сформированности у учащихся отношений, умений и навыков в области формирования культуры мира.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы в условиях школьного образования и воспитания, создании системы работы школы по формированию культуры мира у учащихся. В результате проведенного исследования:

1) дана педагогическая интерпретация понятия "культура мира" и определены пути и методы ее формирования у учащихся;

  1. разработана управленческая модель формирования культуры мира у учащихся;

  2. определены организационно-педагогические условия эффективного формирования культуры мира у учащихся;

  3. разработана и экспериментально апробирована комплексная программа по формированию культуры мира у учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

раскрыто содержание понятия культуры мира у учащихся;

проанализирован уровень разработанности данной проблемы в педагогической науке и практике, степень ее реализации, что позволило определить организационно-педагогические условия формирования культуры мира, включающие управленческую модель, концепцию, комплексную программу, модель общекультурной компетентности педагогов.

Сформулированные концептуальные положения и принципы способствуют разработке методологических основ формирования культуры мира у учащихся. Модель общекультурной компетентности педагогов доказывает необходимость включения теоретических основ исследования в систему повышения квалификации работников образования и профессиональной подготовки учителей.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры мира у учащихся, включающем модель управления, модель воспитательной работы, модель профессиональной компетентности педагогов, механизм введения ценностей мировой, общероссийской, национальной культуры в содержание образования, приемы, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, технологию организации профильных классов.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы нашли отражение в публикациях соискателя.

Многие научно-методические разработки, которые были созданы в ходе опытно-экспериментальной работы, распространены и успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс ряда школ г.г. Казани, Набережных Челнов, Ижевска, Москвы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики и передового опыта; многолетней практической работой в качестве учителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а также использованием математических методов обработки эмпирического материала.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 12 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Системное развитие школы по формированию культуры мира у учащихся зависит от комплекса организационно-педагогических условий, предусматривающих эффективное формирование культуры мира у учащихся: учебно-методического обеспечения, готовностью педагогических кадров школы, нормативно-правовой базы, материально-технической базы и организационных действий.

  2. Культура мира является одной из ключевых качеств личности, которая определяется следующими критериями: когнитивным, аксиологическим, деятельностным. Формирование культуры мира у учащихся предполагает единство целевого, содержательного, процессуального аспектов учебно-воспитательного процесса, что находит отражение в управленческой модели формирования культуры мира у учащихся.

  3. Педагогическая система школы будет способствовать формированию культуры мира у учащихся если ценности культуры мира будут представлены в миссии школы, целях, содержании, технологиях, формах контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось автором в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы №62 Авиастроительного района г.Казани Республики Татарстан (школах №№ 62, 54, 45, 60).

Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях автора; в выступлениях на всероссийских, республиканских и городских научно-практических конференциях и совещаниях (2000-2008 гг.); организации и проведении семинаров, круглых столов по исследуемой проблеме; обобщении опыта работы отдельных педагогов и подготовке их к участию в профессиональных конкурсах; в процессе участия в профессиональных конкурсах "Школа года Республики Татарстан", «Лучшее инновационное образовательное учреждение Российской Федерации»; в проведении практических занятий с педагогами в Институте развития образования Республики Татарстан.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и ' приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Формирование культуры мира как ценностно-целевой приоритет образования" раскрывается гносеологическая сущность понятия "культура мира", дается ее педагогическая интерпретация, раскрываются теоретические основы педагогического проектирования процесса формирования культуры мира в школе, описывается управленческая модель формирования культуры мира у учащихся, анализируются состояние и возможности системы образования по формированию культуры мира у учащихся, определяются структурные компоненты системы работы школы по формированию культуры мира.

Во второй главе " Развитие педагогической системы школы по формированию культуры мира у учащихся" раскрываются концептуальные позиции, анализируется реализация комплексной программы по формированию культуры мира у учащихся, представляются организация, методика и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщаются результаты исследования и приводятся выводы.

В приложении представлены программа "Культура жизнедеятельности", методические материалы.

Педагогическая интерпретация понятия "культура мира", сущность и ее особенности

В современных условиях, когда мир все больше осознает необходимость прекращения разрушающих человеческое бытие отношений, каждая страна, каждый народ делает все возможное, чтобы обеспечить мирное сосуществование, развитие на всех структурных уровнях государства, а также в межличностных отношениях. В этой связи система образования имеет все условия для решения этой насущной проблемы современного общества, так как на всех ступенях российского образования и во все времена идеалами человеческого общества были ценности культуры, толерантности, ненасилия, мирного существования и сотрудничества.

Несколько лет назад в обиход политиков, ученых, практиков вошло новое, емкое, непростое по своему содержанию и не для всех бесспорное понятие "культура мира". В нем оказались сфокусированы мечты и решимость мирового сообщества на рубеже двух веков и тысячелетий привести человечество к отвержению культа войны и силы, переходу к отношениям терпимости, миролюбия, солидарности.

Однако, понятие "культура мира" до сих пор не получило обоснованного научного определения. Современные словари, справочники и энциклопедии не содержат толкований понятия "культура мира". Значение культуры мира в словаре по общественным наукам имеет одно обозначение данного понятия: "Культура мира - это глобальная картина, в которой взаимодействующие локальные культуры являются проявлением внутреннего единства и внешнего многообразия, распространенного во всей системе" [275].

Для более полного и глубокого анализа понятия "культура мира" рассмотрим компоненты этого термина отдельно. Культура как категория нравственности и духовности в современных условиях отражает самую актуальную историческую, социокультурную, педагогическую потребность, от степени удовлетворения которой зависит настоящее и будущее человечества.

В настоящее время в научной литературе существует множество определений термина "культура" и подходов к сущности ее понимания.

Одни ученые рассматривают ее как исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей (А.И.Арнольдов), другие (В.Ж.Келл, Э.С.Маркарян, М.С.Коган, Э.В.Соколов, В.М.Межуев, Г.М.Давлетшин) как способ человеческой деятельности. Ю.В.Бромлеи под культурой, в широком смысле этого слова, понимает "все то, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии" [26, С. 13]. В "Философском энциклопедическом словаре" отмечается, что культура - это "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [236, С.293].

В "Педагогической энциклопедии" понятие "культура" определяется как "исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". Ядром культуры представляются общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. "Культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений", — отмечают авторы "Педагогической энциклопедии". В.Оконь дает такую трактовку данного феномена: "Культура - это совокупность созданных научных, моральных, социальных, художественных и технических ценностей, а также участие, взаимодействие с этими ценностями и создании новых" [162, С.112].

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры: Человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Данная философия признается главной. Гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека. Информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания. Ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек. Нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля над поведением человека.

Мы рассматриваем культуру как личностную категорию, которая включает в себя уровень образования человека, его способности, реализуемые в деятельности, его поведенческий аспект, коммуникативные умения, нормы морали и права. Термин "мир" возник в русском языке после слияния двух раннее существовавших слов (мир и мір) в результате реформы орфографии в 1918 году и упразднения из русского алфавита латинского і.

В словаре "Война и мир в терминах и определениях" под ред. Д.Рогозина дается следующее значение слова "мир":

Мир - категория, определяющая жизненные условия сосуществования государств, характер отношений между народами и государствами (коалициями государств), основывающихся на взаимном учете национальных интересов, проведении внешней политики ненасильственными средствами, отсутствии открытых военных столкновений (вооруженной борьбы) и соблюдении взаимных договорных обязательств.

В "Малом энциклопедическом словаре" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона понятие "мир" выступает как вся связная совокупность множественного бытия; иногда Мир - одна частная область бытия, в каком-либо отношении однородного, например: Мир умопостигаемый, Мир чувственный и пр. Мир в обычном словоупотреблении, всякое обобщение однородного, например Мир красоты, Мир искусства и т.д. Более широкое определение этому термину можно найти в "Малом Академическом словаре", где слово "мир" имеет две группы значений.

Управление процессом формирования культуры мира в школе

Важная роль в процессе формирования культуры мира у школьников отводится управлению. Проблемы управления всегда были предметом многочисленных философских, социологических, психологических и педагогических исследований. Так, известны теоретические исследования общих проблем управления В.Г.Афанасьева, Г.Г.Габдуллина, Д.М.Гвишиани, О.А.Дейнеко, Ю.А.Васильева, Ю.А.Конаржевского, В.И.Попович, А.Файоль, Р.Х.Шакурова и других. Созданию системы управления образованием посвящены исследования Ю.С.Алферова, В.И.Зверевой, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, Т.И.Шамовой, Е.А.Ямбурга и др. [149, С.З].

В научной литературе встречаются разные подходы к понятию "управление". Одни - О.В.Козлова, И.Н.Кузнецов, И.И.Сичов, - под управлением понимают целенаправленное воздействие на коллектив людей, другие — С.Е.Каменицер, В.Г.Афанасьев и др. - воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу; здесь управление рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия на другой объект, также приводящий к изменению последнего. Данная трактовка слабо учитывает субъект-субъектную природу управления, поскольку активность признается только за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме. Третьи - Л.А.Глухов, В.Н.Эйтингон, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, А.Файоль - рассматривают деятельность как совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение цели. Это определение важно с точки зрения ориентированности в определении на получение предметного результата. Четвертые считают, что управление есть взаимодействие субъектов, условие и функции общественных процессов, основанных на разделении труда и кооперации (Фрол Герхад, В.И.Зверев, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова). Такое понимание управления предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний [250, С.234].

Рассматривая школу как самоуправляемую социальную систему, следует отметить управляемую и управляющую подсистемы (объекты и субъекты управления). Управляемая подсистема состоит из взаимосвязанных элементов: педагогического, ученического, учебно-вспомогательного и родительского. Что касается управляющей подсистемы, то она представляет собой совокупность органов управления (дирекция, педсовет, совет школы, методический совет), состав которых изменяется в зависимости от уровня и специфики школы. Если субъектом педагогического управления является учитель, классный руководитель, воспитатель, то в управляющую подсистему входят руководители школы: директор и его заместители, руководители общественных организаций.

Характерно, что в управлении учебно-воспитательным процессом в школе "учитель" и "ученик", являясь объектами управления, одновременно являются и его субъектами в смысле самовоспитания и самообразования.

Рассматривая процесс управления как воздействие на систему, следует отметить, что управление всегда целенаправленно. К целям управления предъявляются следующие требования: реальность, научная обоснованность, адекватность потребностям коллектива, общественная значимость. Именно эти характеристики являются критериями оценки и выбора цели [246, С.74].

В то же время цели управления коллективом оказывают свое воздействие и на принципы управления. Остановимся на специфических принципах управления общеобразовательной школой. Исследователи неоднозначно относятся к количеству принципов. Так, Н.С.Сунцов называет пять принципов, СЯ.Батышев — восемь, Е.С.Березняк - 15. Г.Г.Габдуллин классифицирует принципы таким образом: принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, педагогическая направленность управленческой деятельности в школе, принцип нормативности, принцип объективности, принцип единства педагогических позиций, принцип сочетания государственных и общественных начал [43, С.157-158].

Исследование показало, что управление процессом формирования культуры мира имеет свои специфические особенности: Полиэтнический состав учащихся и учителей; Поликультурность содержания учебно-воспитательного процесса; Наличие национально-регионального компонента в целях, содержании, способах обучения и воспитания; Демократический стиль управления и др. Исходя из особенностей, мы выделяем следующие педагогические принципы по управлению процессом формирования культуры мира в школе: принцип учета особенностей многонациональной языковой среды, сочетания интересов детского и взрослого коллективов; принцип единства педагогических позиций, принцип гуманизма, принцип творческой направленности, принцип взаимодействия школы и семьи, принцип культуросообразности и поликультурности. Раскроем каждый принцип.

1. Принцип учета многонациональной языковой среды имеет центральное значение для формирования культуры мира у учащихся.

Значение данного принципа возрастает в многонациональных школах, работающих в городских условиях, где татарско-русское двуязычие на деле сводится к доминированию русского языка. Посредством создания активной национальной языковой среды возможно преодолеть отторжение от родного языка, отказ говорить на нем и включение учащихся в активную речевую деятельность на родном языке. Речевая деятельность на родном языке является главным видом деятельности, где проявляется уровень национальной культуры учащихся.

2. Принцип взаимодействия учителей, учащихся на основе взаимоуважения в формировании культуры мира исходит из особенностей школы и предполагает обеспечение взаимосвязи развития этих коллективов. В основе принципа лежит содружество поколений, которое выражается в требовательном, но гуманном, доверительном стиле взаимоотношений между взрослыми и детьми. Управление процессом формирования культуры мира подразумевает учет особенностей формирования и развития детского коллектива, а также степень сформированности культуры мира у взрослых. Этот принцип подразумевает взаимовлияние детского и взрослого коллективов. Любое управленческое воздействие на взрослый коллектив осуществляется с учетом его последствий по отношению к учащимся.

3. Принцип единства педагогических позиций. Управление процессом формирования культуры мира принесет успех только тогда, когда педагогический коллектив будет работать в едином русле действий и требований. Единство педагогических позиций складывается из формирования единого взгляда каждого педагога на формирование культуры мира на уроке, во внеклассной работе, в работе с родителями. На основе данного принципа в педагогическом коллективе вырабатываются общие подходы, определенный стиль работы с учащимися. Единство педагогических позиций регулируется администрацией школы.

4. Принцип гуманизма. В основу данного принципа положено активное приобщение учащихся к высшим духовным ценностям отечественной и мировой культуры, усиление их общекультурной, экологической, правовой, эстетической подготовки, расширение специализации, глубокое освоение национальной культуры, традиций родного языка, истории, использование опыта зарубежных образовательных систем. Управление процессом формирования культуры мира выполняет свою важнейшую культурообразующую миссию. Принцип гуманизма неразрывно связан с демократизацией управления школой.

Организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся

Организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся были разработаны в ходе учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы №62 с углубленным изучением отдельных предметов. Реализация педагогической модели по формированию культуры мира у учащихся предполагает создание определенных условий: I. Разработка основных концептуальных позиций по формированию культуры мира у учащихся. В ходе эксперимента была разработана концепция, которая основана на следующих педагогических принципах: Культуросообразности; Поликультурности; Интеграции; Дифференциации; Учета национальных особенностей; Толерантности. Рассмотрим основные концептуальные позиции: 1. Создание целостной системы формирования культуры мира у учащихся. Для этого необходимо хорошо продуманное согласование действий всех участников педагогического процесса (учителей, воспитателей, классных руководителей, учащихся, родителей и т.д.). Для того, чтобы работа носила целостный характер, нужно четко определить дидактические цели (образовательные, воспитательные, развивающие). Цели помогут педагогам выбрать нужные приемы, методы, средства обучения и воспитания.

Для планирования учебно-воспитательной работы необходимо конкретизировать общую стратегическую цель, т.е. уточнить ее составные части: Формирование целостного представления учащихся о татарской, русской, мировой культуре; Формирование эмоционально-ценностных отношений как к родной культуре, так и культурам других народов мира; Развитие творческих способностей учащихся на основе овладения ими культурных ценностей; Формирование национального самосознания и толерантности, национального согласия, гражданственности на основе диалога культур; Развитие практических умений и навыков; Воспитание детей в духе общечеловеческих ценностей; Формирование этнической самоидентификации личности. . Исходя из приведенных задач, проектирования содержания, определенных методов и приемов вычленяются дидактические цели учебных предметов, форм учебно-воспитательной работы. 1. Интеграция ценностей культуры мира и содержания образования и воспитания. Интеграция культур реализуется через соответствующую координацию целей учебно-воспитательного процесса, корректировку содержания образования, использование педагогических технологий, межпредметных связей и адекватных им приемов в процессе обучения. Интегративный подход к процессу усвоения учащимися ценностей и традиций культур предусматривает соблюдение традиционных дидактических принципов: комплексности, системности, содержательности, целостности, межпредметности. Реализация интегративности национальной культуры осуществляется в следующих целях учебно-воспитательного процесса: Формирование целостного представления о национальной культуре, включая такие основные ее компоненты как традиция, язык, история, литература. Создание условий, для самореализации учеником знаний о национальной культуре; систематизация знаний о национальной культуре и ее отдельных элементов; Развитие у учащихся умения распознавать, вычленять национальные особенности культуры из разных предметов и создавать единое целостное представление о ней, умения обобщать и систематизировать накопленную информацию; Воспитание толерантного человека с большой духовной культурой, формирование его национального самосознания.

В содержании образования можно выделить следующие направления реализации интегративного подхода: Включение в содержание учебного материала элементов национальной культуры, которые не предусмотрены программой, т.е. наполнение новым содержанием; Включение в содержание гуманитарных предметов культурологического материала для создания междисциплинарного поля деятельности в виде межпредметной программы, авторских интегративных учебных курсов; Проведение интегративных уроков на основе содержательных элементов национальной культуры; Развитие культуры мира; Интеграция элементов культур в содержание учебных предметов обновляет информационный материал уроков, создает эмоциональный фон, образность процесса обучения, побуждает учащихся к практическим видам деятельности, ассоциирует с научными, предметными явлениями, является иногда и подсказкой. 2. Создание поликультурной среды обучения и воспитания. Сочетание и диалог культур в целях развития мировоззренческих ориентации, культуры личности. Основная идея всего исследовательского проекта и разрабатываемой программы подразумевает, чтобы учащиеся знали прекрасно свой язык, культуру, гордились своим народом, республикой и одновременно изучали иностранные языки, язык того народа, с кем живут по соседству. Чтобы не произошло замыкание в своей национальной культуре, усвоения ее основ следует проходить на фоне достижений мировой культуры. Современная школа сегодня должна стать центром национальных культур. Диалог различных культур, межнациональное общение предполагают следующие компоненты или составляющие аспекты: Познавательный аспект. На уроках, во внеурочное время педагоги используют учебный материал, развивающий познавательную активность учащихся, их стремление узнать о народе, его культуре, языке, стране и т.д. Аксиологический. Чтобы сформировать определенные знания, прежде всего нужно создать мотивационную основу, т.е. научить ребят сопереживать, ценить, дорожить, уважать другой народ, его язык, культуру, традиции; Поведенческий. Важно, чтобы знания, мотивы учеником использовались в жизнедеятельности, в практических делах (пели, танцевали, играли, общались, понимали, творили).

Основными путями решения данной проблемы являются изменения содержания учебно-воспитательного процесса. Примером может являться создание междисциплинарных курсов, например: "Культура мира", "Права человека", "Художественный труд", "Мировая культура", "Этикет общения", "Экология личности" и т.д. Кроме разработки новых курсов следует вводить вариативно-учебный материал, отражающий достижения народа, используя такие приемы, как сравнение, сопоставление, анализ и т.д. Предстоит провести корректировку содержания предметов гуманитарного, культурологического циклов. Учебный материал в урок вводить из различных отраслей знаний, областей культуры, из окружающей среды и объединять общими дидактическими целями.

Поликультурная среда обучения и воспитания предполагает использование таких форм воспитательной работы как: Создание музея, детской организации, центров национальных культур, проведение конкурсов и фестивалей дружбы, языковых недель; В системе дополнительного образования: расширение кружков поликультурной направленности. В системе управления: учитываются национальные особенности детей при организации учебно-воспитательного процесса и дается возможность реализовать свои этнические потребности в языке, ценностях культуры. Также важным аспектом в создании единой поликультурной среды является оформление агитационной наглядности, документации оформляются и на русском, и татарском языках. 3. Взаимосвязь национальной, общероссийской и мировой культур в целях формирования культуры мира.

Такого рода согласование культур следует проводить, исходя из следующего методологического тезиса: "От культуры родного народа к культуре соседнего, а затем к мировой". При этом необходимо помнить, что полноценное формирование личности человека возможно только на основе развернутых представлений о ценностях общероссийской культуры. Решение проблем взаимосвязи национальной и общероссийской культур связано прежде всего с изменениями содержания этнокультурного образования, которое основывается на диалоге культур.

Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры мира у учащихся

Мы вступили в XXI век открытого информационного общества с палитрой богатейшего переплетения национальных культур народов мира и очень важно для каждого этноса сохранить согласие, терпимость и права, создать институт "экологии личности". Именно школа должна стать таким институтом.

В этой связи была разработана комплексная программа по формированию культуры мира у учащихся. Основными задачами программы являются: 1. Введение ценностей культуры мира в учебно-воспитательный процесс школы (содержание, формы и методы). 2. Разработать механизм введения ценностей культуры мира в учебно-воспитательный процесс. 3. Раскрыть культурологический и миросозидательный потенциал содержания учебных предметов и системы воспитательной работы. 4. Создание системы по формированию культуры мира у учащихся на основе целостного использования мировой, общероссийской, национальной культур и мирного образовательного пространства школы. 5. Совершенствование общекультурной компетентности педагогов школы.

Высшим органом управления школой является Педагогический совет, решения которого определяют стратегию развития школы. При организации опытно-экспериментальной работы по формированию культуры мира у учащихся и создания школы культуры мира была разработана программа педагогических советов. Схематично эту программу можно представить следующим образом (табл.1).

Так, на педагогическом совете школы по теме "Организация и механизм введения ценностей культуры мира в учебно-воспитательный процесс школы" определяются понятия нравственности и нравственной культуры личности учителя, производится обмен опытом работы учителями высшей квалификационной категории Т.Н.Семеновой, Ф.Ш.Ибрагимовой, И.А.Насыбуллиной, Е.Н.Сорокиной по формам, методам, средствам формирования нравственности у учащихся. Практическая часть педагогического совета представлена работой секций: "Культура поведения" (организатор и руководитель Л.Е.Мещерякова, психолог школы), "Культура речи" (организатор и руководитель секции Т.Г.Замалетдинова, учитель русского языка и литературы), "Культура внешнего вида" (организатор и руководитель А.Г.Голубева, учитель французского языка), ориентированных на личности учителя, ибо именно учитель, воспитывающий нравственность у учеников, прежде всего сам должен быть высоко нравственен.

Целью данной работы - выработка критериев, свода законов, нравственных норм личности педагога, этику на которую бы могли ориентироваться учителя. При подготовке к педсовету среди учащихся 7, 8, 10, 11 классов учителем Е.А.Спиридоновой и психологом школы Л.Е.Мещеряковой было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить, насколько ученики умеют оперировать понятиями нравственности и согласны ли ученики с тем, что учитель является не только носителем информации, но и человеком, с которым можно поделиться своими проблемами. Результатами данного педагогического совета явились: разработка кодекса чести учителя и ученика, разработка программы по культуре жизнедеятельности человека, целью которой является воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения учащихся основным правилам культуры жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.

Педагогический совет по теме "Формирование толерантности и культуры мира у учащихся" прошел в форме открытого заседания методического объединения классных руководителей "Педагогический ринг". Рассматривались следующие вопросы: - межнациональная толерантность в форме деловой игры "Аукцион идей" (руководитель группы Э.И.Шарипова), на котором были выделены основные характеристики толерантной школы; - межличностная толерантность (руководитель группы И.Е.Романова), где была поднята проблема взаимоотношений учителя и ученика, определились качества личности толерантного педагога; - внутрисемейная толерантность в форме сценария программы "Школьные окна" (руководитель группы Т.В.Гарипова), в основе которого проблемой которого отношения ребенка и родителей; - профессиональная толерантность рассматривалась в форме сценария телевизионной шоу-программы "Большая стирка" (руководитель группы И.А.Митченкова), основная идея которой заключалась в профессиональном самоопределении учащихся и престижности профессии; - вопрос гражданского образования обсуждался с позиций социально-гражданской компетентности (руководитель группы Т.Н.Габдрахимова), в основе которой - совокупность таких областей как социология, этика, право, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества; гражданственности (наличия у человека социально значимых нравственных ценностных ориентиров, отвечающих моральным и правовым нормам); гражданской активности (накопление опыта реальных, социально значимых дел, участие в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепления правопорядка).

Похожие диссертации на Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе