Содержание к диссертации
Введение
Глава I Формирование толерантных взаимоотношений подрастающего поколения на основе этнической культуры как социально-педагогическая проблема 19
1.1 Понятия «толерантность», «этническая толерантность», «толерантные взаимоотношения» в философской, социологической, психологической и педагогической науках 19
1.2 Предпосылки, критерии, уровни, условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе принципов толерантности 46
1.3 Роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений подрастающего поколения в современных условиях 68
Выводы по главе 89
Глава II Совершенствование учебно-воспитательного процесса как условие оптимизации процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры 94
2.1 Повышение этнопедагогической культуры учителей как условие организации эффективной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений 94
2.2 Формирование навыков межкультурной коммуникации и толерантных взаимоотношений на основе этнической культуры у старшеклассников 124
2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе использования воспитательного потенциала этнической культуры 138
Выводы по главе 160
Заключение 165
Список литературы 170
Приложения 188
- Понятия «толерантность», «этническая толерантность», «толерантные взаимоотношения» в философской, социологической, психологической и педагогической науках
- Роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений подрастающего поколения в современных условиях
- Повышение этнопедагогической культуры учителей как условие организации эффективной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений
- Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе использования воспитательного потенциала этнической культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. Современное российское общество, многонациональное и многоконфессиональное, наряду с позитивным опытом мирного сосуществования, традициями добрососедства, народной демократией, воспитательной практикой и имеющимся педагогическим потенциалом, наталкивается на ряд проблем, вызванных как общечеловеческими цивилизационными процессами - глобализацией, миграционными процессами, аккультурацией, так и разрушительными войнами, революциями и катастрофами, потрясающими те или иные регионы мира. В таких условиях выживание человечества требует толерантности в отношениях между государствами, народами и людьми. Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и то же явление, плюрализм мнений и оценок и т.п. - то, чему ему сегодня необходимо научиться.
Согласно исследованиям отечественных и зарубежных ученых, «самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого на Земле), сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке» (Ю.А. Шрейдер).
Формирование толерантных взаимоотношений на основе этнической культуры - одно из направлений разрешения данной проблемы. Зачатки теории толерантных взаимоотношений можно найти в трудах таких мыслителей прошлого, как А. Аврелий, Аристотель, Г.В. Лейбниц, Тертуллиан и др. Идеи о предоставлении равных возможностей и справедливых взаимоотношений между людьми разрабатывались Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. Вклад в решение этой философской, социальной и педагогической проблемы внесли Т. Кампанелла и Т. Мор, отечественные исследователи В.Г. Белинский, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, М.В. Ломоносов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Разработкой вопросов формирования толерантных взаимоотношений на основе аксиологического подхода занимались Р.Р. Бандура, Е.В. Бондаревская, Е.В. Брянцева, О.С. Газман, А.С. Гаязов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Н.К. Крупская, Н.Д. Никан- дров, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.Ф. Никитин, А.И. Ореховский, Н.И.Пирогов,
-
Н. Радищев, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, С.Т. Шацкий и др. Эти же вопросы нашли свое отражение и в диссертационных исследованиях последних лет: С.А. Ашинова (2006), Е.М. Карпезина (2009), Н.Л. Кобесашвили (2009), Н.В. Недорезова (2005), В.А. Панина (2005), А.П. Цуканова (2006).
В отечественной психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы: идеи и подходы гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов,
-
А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов и др.), педагогики сотрудничества (О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Л. Иванов, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эль- конин и др.), педагогики ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогики культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.). Несмотря на это и факт рассмотрения понятия «толерантность» в политической и философской литературе (В.С. Библер, М. Ганди, А.Д. Сахаров, Л.Н. Толстой и т.д.), оно не получило глубокого научного осмысления. Проблема же формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры в отечественной литературе практически не рассматривалась.
Таким образом, в практике обучения и воспитания в школе наблюдается ряд противоречий между: потребностью общества в формировании толерантных взаимоотношений у старшеклассников и отсутствием интегрированной программы их формирования на основе этнической культуры; отсутствием инновационных технологий формирования межнациональной толерантности у старшеклассников в ходе обучения и воспитания и недостаточным вниманием педагогов к решению данной проблемы; проявлением интолерантности среди обучающихся в учебных заведениях и недостаточной педагогической рефлексией и подготовкой учителей к формированию межнациональной толерантности у старшеклассников на основе этнической культуры.
Сформулированные противоречия послужили основанием для постановки проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в полиэтнической среде на основе этнической культуры народов Северного Кавказа?
Цель исследования: разработать педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа и экспериментально установить их эффективность.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.
Гипотеза исследования: процесс формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников может стать педагогически наиболее эффективным при обеспечении:
диагностики поэтапного формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе воспитательного потенциала этнической культуры, раскрытия ее особенностей, сущности, миротворческих идей;
разработки и применения в опытно-экспериментальной работе концепции и модели формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа;
повышения профессиональной и этнопедагогической компетентности педагогов, их методологической, методической, научно-педагогической базы, необходимой для формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников;
введения в учебно-воспитательный процесс аксиологического и этнокультурного компонента, обеспечивающего толерантное отношение к сверстникам, применения новых индивидуальных и коллективных форм работы в организации приобретения старшеклассниками социального опыта толерантных взаимоотношений, сочетания традиционных, нетрадиционных и интерактивных форм внеклассной и учебно-воспитательной работы;
- использования педагогического мониторинга этнокультурной компетентности и личностного продвижения в процессе формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников согласно разработанным критериям, уровням, показателям.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
-
-
Уточнить и конкретизировать сущность и структуру толерантности в образовательной сфере, обосновать роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений.
-
Разработать совокупность критериев, показателей и уровней сформированно- сти толерантных взаимоотношений старшеклассников.
-
Определить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.
-
Разработать и обосновать модель формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.
-
Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий формирования толерантных взаимоотношений старших школьников.
Методологической основой исследования явились философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу толерантности как предмета междисциплинарного исследования; идеи о единстве общего, особенного и единичного в развиваемом объекте; регуляции социального поведения личности; единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения и воспитания.
Теоретической основой исследования явились представления о принципах и подходах к поликультурному образованию (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супру- нова, М.Г. Тайчинов и др.), личностно-ориентированной системе образования (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов и др.), концепции менталеобразующей функции образования (Б.С. Гершунский, Е.В. Бондаревская и др.) и единстве кавказского менталитета (Р.Г. Абдулатипов, Г.С. Денисова, О.Н. Дамениа и др.), теории социального взросления и этнической социализации личности (А.В. Брушлинский, Е.П. Белинская, Б.А. Вяткин, М.Р. Гинзбург, В.С. Саблин, Д.И. Фельдштейн и др.); вопросы использования педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования толерантных отношений у старшеклассников (Л.А. Саркисян, А.А. Саркисян, А.А. Погодина и др.). Мы также опирались на научные труды и положения, затрагивающие проблемы нового глобального мышления и воспитания толерантности (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, А.В. Бабаян, В.С. Библер, С.К. Бондырева, Е.В. Брянцева, Р.Р. Валитова, А.А. Егизарьянц, Л.И. Науменко, Г. Марку- зе, В.Г. Маралов, А.В. Макарчук, Н.В. Мольденгауэр, Т.Ю. Прокофьева, Д. Радьяр, Ж. Семлен, В.А. Ситаров, Н.Ю. Синягина, Г.У Солдатова, Э. Фромм, В.Г. Цогоев и др.); проблемы ненасилия как принципа в философии, этике, педагогике (Р.Г. Апресян, Ж. Ванье, М. Ганди, А. Гжегорчик, А.А. Гусейнов, М.Л. Кинг, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, П.А. Сорокин, М.Т. Степанянц, В.С. Степин, Л.Н. Толстой, Г. Торо, Р. Холмс, Л.А. Шайгерова, Г.М. Шеламов, Р. Эмерсона и др.); диалога культур как фактора формирования толерантных отношений (А.А. Адусаламов, B.C. Библер и др.), роли этнической культуры в формировании толерантных отношений (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, З.К. Каргиева, А.С. Койчуева, С.Б. Узденова,
-
-
-
К. Кочисов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров, Е.Е. Хатаев и др.); теории формирования опыта личности как системы отношений (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
-
Л. Рубинштейн и др.); идеи деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), общефилософские и социокультурные вопросы толерантности (Р.В. Вали- това, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Г. Олпортидр.); толерантности в рамках анализа процесса межличностного общения (Г.А. Асмолов, Г.С. Кожухарь, С.Л. Братченко, Г.У Солдатова и др.). Вопросы веротерпимости или конфессиональной толерантности были разработаны в трудах П. Бейль, Н.А. Бердяева, Р.Р. Валито- вой, Д. Локка, А. Меня, Е.В. Магомедовой, М. Монтеня, В.С. Соловьева и др.
Источниковую базу исследования составили нормативные документы, исследовательские и теоретические материалы (специальные труды отечественных и зарубежных авторов), учебно-методические пособия, диссертационные исследования и другие работы по различным аспектам рассматриваемой проблемы.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов, которые можно классифицировать как констатирующие (анкетирование, тестирование, оценивание, ранжирование), созидательные (опытно-экспериментальна работа), диагностирующие (экспертные оценки, методы моделирования социально-педагогических ситуаций, социальные пробы), контролирующие (педагогический мониторинг, сравнительный анализ). Основной метод - формирующий эксперимент. Осуществлялась также систематизация и обобщение результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняло участие 422 учащихся старших классов (экспериментальные классы) и 222 учащихся (контрольные классы) МОУ СОШ Северного Кавказа, в том числе по Карачаево-Черкесии - № 6 г.Карачаевска, Кош-Хабльской СОШ Хабезского района, № 16, и № 17 г.Черкесска, Сары-Тюзской СОШ Усть-Джегутинского района; Октябрьской СОШ Прикубанского района; по Кабардино-Балкарии - Чегемской СОШ № 2; 48 педагогов средних образовательных школ региона, из них 26 - приняло непосредственное участие в формирующем эксперименте.
Основные этапы исследования. Исследование проходило с 2006 г. по 2012 г. и включало три взаимосвязанных этапа.
На I этапе (2006-2007 гг.) проходило теоретическое осмысление проблемы, теоретико-методологических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования толерантности у молодежи.
На II этапе (2008-2010 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность работы, апробировалась программа опытно-экспериментальной работы, совершенствовались, уточнялись и корректировались отдельные стороны педагогического процесса.
На III этапе (2010-2012 гг.) были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы воспитания толерантных взаимоотношений у старшеклассников на основе этнокультуры народов Северного Кавказа. На всех этапах исследования осуществлялась апробация результатов, публикация научных статей.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
на основе целостно-системного, этнопедагогического, аксиологического, культурологического, антропологического, средового, деятельностного подходов раскрыты единство, ценностная взаимосвязь и воспитательный потенциал этнокультурных традиций и этнической педагогики по формированию толерантных взаимоотношений, предложена система их формирования в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся старших классов во взаимосвязи с национальными, российскими и общечеловеческими ценностями;
на основе выбранных критериев (мотивационно-потребностный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический) и уровней (высокий, достаточный, средний (недостаточный), критический (интоле- рантный)) выявлена динамика формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников в толерантно ориентированной образовательной среде;
на основе авторской модели научно-методического обеспечения процесса формирования толерантных взаимоотношений, содержащей целевой, содержательный, организационно-методический и оценочно-результативный структурные компоненты ,уточнены особенности общественного и семейного воспитания народов Северного Кавказа, влияния социокультурного окружения на формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников;
уточнены и проанализированы полученные в процессе опытно-экспериментальной работы изменения в уровнях формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников: гностический уровень (самооценка; самопринятие, оценка поведения и позиции других людей, ценностная система и мировоззрение в контексте толерантного поведения); конструктивный уровень (тактика поведения по отношению к окружающим, основанная на интериоризации национальных и культурных ценностей); деятельностный уровень (реальные взаимодействия в системах «ученик - ученик», «ученик - класс», «ученик - учитель»; проявление толерантных отношений, сохранение автономии и т.д.); аналитико-результативный уровень (анализ поведения в ценностной системе, рефлексия, определение «границ» толерантности и т.д.); выявлена зависимость между уровнем сформированности толерантных взаимоотношений старшеклассников и уровнем приобщения их к нравственным ценностям этнической культуры народов Северного Кавказа;
доказана эффективность использования разработанных спецкурсов для старшеклассников «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества» и программы повышения квалификации учителей «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа» для достижения целей исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем расширено представление о сущности и специфических особенностях процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры в условиях полиэтничного региона с позиций целостно-системного, этнопедагоги- ческого, аксиологического, культурологического, антропологического, средового и деятельностного подходов; обоснованы основные содержательно-технологические параметры формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в контексте этнической и мировой культур (цели, задачи, содержание, источники, идеалы, условия, средства, методы); осмыслены организационно-педагогические условия актуализации проектируемого содержания этнорегионального компонента в рамках организации толерантно ориентированной образовательной среды с учетом ценности этнической культуры народов Северного Кавказа. Обобщения и выводы исследования о сущности и специфических особенностях процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников Северного Кавказа существенно обогащают имеющиеся в педагогической теории представления об объективных возможностях эффективного использования народного опыта в решении задач исследуемой проблемы в условиях поликультурного образовательного пространства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы формирования в условиях учебно-воспитательного процесса у старшеклассников толерантного поведения к представителям разных национальностей; построении логически последовательного педагогического воздействия в условиях школы для формирования плюрализма этнокультурного поведения; разработке эффективных форм и методов передачи знаний об этнических и национальных ценностях, постулирующих толерантные отношения. Представленные в работе модель, критерии и уровни сфор- мированности культуры толерантных взаимоотношений, авторские рекомендации могут быть использованы для повышения уровня общекультурной и профессиональной компетентности педагогов (методологическая, духовно-нравственная культура, профессиональные и психолого-педагогические знания), развития у них способности формировать толерантные отношения, педагогической рефлексии, уровня владения ими этнопедагогическими знаниями. Они могут быть полезны при разработке пособий по межкультурной коммуникации, рассмотрении вопросов по теории и методике воспитания, педагогике межнационального общения и др., при разработке технологий по овладению старшеклассниками этническим опытом позитивного межнационального общения и толерантных взаимоотношений.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности толерантных взаимоотношений старшеклассников.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анализ культурно-исторического пути развития толерантности как качества личности у народов Северного Кавказа показывает, что на воспитание толерантных взаимоотношений оказывает позитивное воздействие этническая культура, которая определяет национальные стереотипы поведения, основанные на ведущих гуманистических идеях человеколюбия, добрососедства и мира в традиционной педагогической системе горцев. В современных условиях оптимизация этого процесса обусловлена использованием воспитательного потенциала этнической культуры и педагогики во взаимосвязи следующих компонентов: мотивационно-потребностный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический.
-
-
Формирование толерантных взаимоотношений в ходе обучения и воспитания проводится педагогами с высокой этнопедагогической подготовкой, усовершенствованной в ходе реализации программы для учителей «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа» по разработанной нами структурной модели, включающей четыре составляющих: 1) целевую; 2) содержательную; 3) процессуальную; 4) оценочно-результативную. Этапами формирования толерантных взаимоотношений являются информационно- целевой; ценностно-мотивационный; содержательно-деятельностный; рефлексивно- оценочный. Реализация опытно-экспериментальной работы по структурной модели предусматривает использование традиционных и внедрение инновационных форм и методов воспитательной и учебной работы, которые отражены в содержании спецкурсов для старшеклассников «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества».
-
Необходимыми и достаточными педагогическими условиями по формированию толерантных взаимоотношений у учащихся на основе этнической культуры народов Северного Кавказа являются: 1) совершенствование этнопедагогической и этнокультурной подготовки учителей к формированию толерантных взаимоотношений у учащихся по программе «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа»; 2) диагностика сформированно- сти толерантных взаимоотношений старшеклассников и разработка стратегии формирования мотивационно-ценностного отношения к модели толерантного взаимодействия и формирование навыков межкультурной коммуникации и толерантного опыта у старшеклассников как основы формирования толерантных взаимоотношений; 3) разработка и апробация спецкурсов для старшеклассников «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества»; организация условий, сочетающих в школе традиционные, активные, интерактивные формы обучения и воспитания; 4) соотнесение полученных установок и навыков толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике через включение учащихся в социальную деятельность (КТД, взаимопомощь и др.); 5) разработка структурной модели, включающей такие составляющие, как целевая, содержательная, процессуальная и оценочно-результативная и ее реализация. Определение содержания этапов формирования толерантных взаимоотношений (информационно-целевой; ценностно-мотива- ционный; содержательно-деятельностный; рефлексивно-оценочный) с использованием рефлексивных упражнений и коллективных форм деятельности для приобретения навыков толерантного поведения, а также педагогический мониторинг личностного продвижения учащихся в процессе формирования у них культуры толерантных взаимоотношений.
-
Оптимизация и эффективность формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников диагностируется согласно разработанным нами в ходе реализации педагогических условий критериям, показателям и уровням, она зависит также от социально-экономических, социокультурных и этнокультурных особенностей среды, гармонизации объективных (природных) и субъективных факторов народного воспитания, их использования в разработке новых педагогических технологий и форм работы для внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Основой результативности педагогической деятельности в данном случае является педагогический мониторинг, т.е. отслеживание промежуточных результатов процесса, оперативная их коррекция, прогнозирование дальнейших изменений этого процесса.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД.Алиева». Материалы исследования докладывались на Научно-практической конференции «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2006-2008, 2011-2012), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России» (Черкесск, 2007), Научной сессии «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2008), Первом научном форуме «Толерантное пространство современности» (Кисловодск, 2008), Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения» (Омск, 2008), Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования» (Черкесск, 2010, 2011).
В процессе экспериментальной работы разработаны и апробированы спецкурсы для старшеклассников «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества» и программа повышения квалификации для учителей «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа», которые использовались в практике работы школ национальных республик региона. Отдельные положения диссертации нашли внедрение в практике работы учителей школ и преподавателей вузов Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы (274 наименования) и приложения.
Понятия «толерантность», «этническая толерантность», «толерантные взаимоотношения» в философской, социологической, психологической и педагогической науках
В последние годы в России проблема толерантности стала одной из важных социально-педагогических проблем, что обусловлено разными причинами - от психолого-педагогических до общественно-экономических.
Курс на становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ, предусматривающих права и свободы человека, должен опираться на широкую поддержку, консолидацию общества. При этом конструктивное взаимодействие социальных групп с различными этнокультурными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на основе общей для всех концепции социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование необходимых для согласного проживания всех наций и народностей установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействия и конструктивной профилактики различных видов (молодежного, религиозного, межнационального) экстремизма имеет для многонациональной России большую актуальность. В этом плане для россиян имеет особую значимость формирование толерантности и толерантных отношений молодежи [5; 10; 22; 143; 158; 202; 215; 216; 218; 228; 234; 246].
Важным для нашего исследования явилась категория «отношение», которая была предметом изучения таких зарубежных учёных и общественных деятелей, как Гегель, Г.Геффдинг, А.В. Лейбниц, Д. Локк и др., а также отечественных ученых-философов: Г.М. Гак, О.Г. Дробницкий, Г.Д. Левин, Н.С. Мальков, И.Н. Новинский, Н.Ф. Овчинников, А.П. Пузанов, М.М. Руткевич, В.Н. Сагатовский, В.Н. Свидерский, В.П. Тугаринов, А.И. Уемов, А.П. Шептулин и др.). Теоретические основания межличностных отношений рассмотрены в трудах М.А. Алемаскина, А.А. Бодалева, А.С. Белкина, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова, В.Г. Ольшанского, В.Н. Паниотто, А.В. Петровского, К.К. Платонова и др.
Анализ научной литературы показывает, что в педагогической науке понятие «отношение» является базовой категорией и рассматривалось в русской педагогике учёными, писателями, общественными деятелями: В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.И. Новиковым, Н.Н. Пироговым, Л.Н. Толстым, К. Д. Ушинским и т.д., а в советской педагогике Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Г. Шацким и др., как основа будущих нравственных черт подрастающего поколения. Н.И. Новиков, автор журнала «Детское чтение для сердца и разума», на рубеже XVIII-XIX вв., считал, что у детей надо воспитывать доброжелательное отношение к людям. А.С. Макаренко практически одним из первых определил отношение основным объектом процесса воспитания.
Категория «отношение» прямо или косвенно затрагивается в трудах А.В. Караковского, Б.Т. Лихачева, Л.Н. Маленковой, Н.Д. Никандрова, Н.Е. Щурковой и т. д., а также в диссертационных исследованиях последних лет.
Исходя из компонентов, составляющих структуру отношений и элементов индивидуального сознания (по В.Н. Мясищеву), нами были определены содержание отношений, уровни и формы проявления отношений личности к другому, на основании которых можно судить о характере и уровне развития личности.
Сформированность толерантных взаимоотношений у школьников определяется, как известно, следующими критериями: информированностью (показатели: знает, частично знает, не знает); восприимчивостью (показатели: принимает, не всегда принимает и не принимает) и поведением личности (показатели: проявляет, не всегда проявляет, не проявляет).
Другое понятие, очень важное для нашего исследования -«толерантность» как научная категория стала интересовать российскую науку значительно позже, чем зарубежную. Об этом говорят отечественные ученые, считающие, что российскому мышлению сам феномен толерантности остается в значительной мере чуждым вплоть до нашего времени. В частности, И.В.Цветкова пишет, имея в виду отношение к толерантности: «Наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость», т.е. скорее подпадает под категорию интолерантности [244, 151].
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность - моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.
Первые суждения, которые можно отнести к этому понятию, появились уже в Древней Греции. Аристотель в своем сочинении «Никомахова этика» описывал особый душевный склад, позволяющий человеку «одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними» [18, 294]. Н.В.Круглова, анализируя наследие древнегреческих философов, появление первых идей о толерантности связывает с развитием самого человеческого общества, с возникновением скептических идей как признака эволюции культуры. По ее мнению, широкому распространению скептицизма способствовал культурный, религиозный и философский плюрализм в обществе, а первыми скептиками она называет софистов и именно с них начинает рассмотрение становления идей о толерантности [120, 18-21].
В числе прочих философских идей, идеи о природе терпимости рассматриваются в трудах Тертуллиана (П-Ш вв.), А. Аврелия (IV-V вв.), Г.В. Лейбница (XVII в.) и др. В наиболее полном виде идеи о сущности терпимости представлены в работах Дж. Локка, являющегося автором Декларации. По мнению ряда авторов, именно они составили теоретический фундамент современных научных представлений о толерантности. При описании этого понятия Д.Локк использовал, например, следующие фразы: предел произвола покорности, нравственное единство и т.п. [140, 91-134]. Основоположник философского феноменологического течения И.Кант не рассматривал специально понятия «толерантность», но в своей «Метафизике нравов» говорит о правах человека как гарантии терпимости [94]. Дж.С.Милль одним из первых заявил о человеке как об автономном носителе прав и обосновал терпимость как свойство, способствующее прогрессу общества [154].
История изучения толерантности показывает, что в Великобритании возникла одна из самых первых миротворческих организаций. В 1816 г. в Лондоне было создано «Общество для установления всеобщего и прочного мира». Это дало импульс для развития миротворческой лексики. Такие международные миротворческие термины, как «consensus» (согласие), «human rights» (права человека), «tolerance» (терпимость), «holocaust» (холокост), «peace education» (воспитание в духе мира), «peace conflict resolution» (мирное разрешение конфликтов), широко используются в мировой практике, связанной с правами человека, предотвращением конфликтов, культурой мира.
Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках. Так, в английском языке оно означает готовность быть терпимым, а во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам. В китайском языке - быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание, а в русском языке - умение принять другого таким, какой он есть.
Обратимся к тому, как трактуется термин «толерантность» в современной отечественной педагогике, психологии, социологии.
Под толерантностью в социологии понимается терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных [271]. В социологии толерантность — это «культурная» направленность, в основе которой лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
Психологи рассматривают толерантность как свойство биологической или социальной системы; принятия другой системы или ее элементов [81; 234; 237].
Толерантность - это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество [21,141]. Вместе с тем, существуют достаточно далекие друг от друга определения. В психологических словарях отражен скорее лишь психофизиологический аспект толерантности, т.к. в них, как правило, трактуется толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [119,357].
Роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений подрастающего поколения в современных условиях
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире в документах ООН и ЮНЕСКО названа в числе приоритетных. В докладе Международной комиссии по образованию в XXI в. отмечается, что одна из важнейших функций образования - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимосвязь государств и этносов в сознательную солидарность. Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и мог определить место, которое он занимает в мире, с другой - привить ему уважение к другим культурам. Таким образом, одной из важнейших черт, необходимых современному молодому человеку, является этнокультурная компетентность, которая представляет собой совокупность объективных представлений и знаний о своей и другой этнической культуре.
Все социально и нравственно значимые ценности, в число которых входит толерантность, как показывает анализ педагогической литературы, формируются в ходе обучения и воспитания.
В научной литературе рассматриваются вопросы о влиянии национальной, российской и общечеловеческой культур на формирование личности. На первый ряд выходят ценности этнической культуры, и выявляется основополагающая роль этноса (И.А.Арабов, Л.Н.Гумилев, Ю.В.Бромлей, К.И.Бузаров, В.А.Караковский, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Ф.С.Эфендиев). Вопросы взаимовлияния национальных и общечеловеческих ценностей, их роли в формировании ценностей личности рассматриваются в трудах И.А. Арабова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, З.Г. Гасанова, А. А. Гусейнова, Р.К. Грдзелидзе, А.И. Измайлова, А.С. Койчуевой, А.Р. Лурия, К.Б. Семенова, СБ. Узденова, Д.Н. Узнадзе, ЯМ. Ханбикова, Н.З.Чавчавадзе, А.Ю.Шадже, И.А.Шорова. Эти ученые внесли в теорию педагогики свое видение вопроса о разумном соотношении общечеловеческих и этнических ценностей, роли национальной культуры, в т.ч. традиционной этнопедагогической культуры в формировании личности.
В формировании толерантных взаимоотношений позитивная роль принадлежит этнической идентификации. В последнее время этническая идентификация личности стала одним из основных показателей этнической принадлежности, следовательно, она играет большую роль в формировании устойчивых нравственных качеств личности и ее базовых ценностей.
Идентификация (лат. identificare - отождествлять) - отождествление людьми друг друга и себя с определенной культурной категорией (личностными чертами, групповыми нормами, ценностями и т.д.) [232]. Важное значение имеет и идентификация культуры - самоощущение человека внутри конкретной культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации в конечном итоге коренятся в эволюционной потребности индивида в определенных формах групповой идентификации [232]. Идентификация этническая - отнесение людьми друг друга и самих себя к определённой этнической группе, имеющей общий язык, территорию, этническую культуру, национальный идеал [232].
Идеал (греч. idea - идея, первообраз) - образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.
Все эти понятия имеют значение для нашего исследования и не должны рассматриваться вне теории этноса, которая является основой для объяснения сущности этнокультуры.
В современном обществе, изобилующем различными межнациональными кризисами, как никогда велика роль культуры как стабилизатора межнациональных и межконфессиональных отношений. Национальная культура является источником, из которого черпает свои принципы, методы и закономерности народная практика воспитания; она же лежит в основе отношения к национальным ценностям. По отношению к национальной культуре можно судить о сформированности ценностных ориентацией личности, в том числе, о сформированности толерантности.
Согласно взглядам Л.Н.Гумилева, этнос - это группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и, наконец, умирают. Ученый рассматривал этнос как явление географическое, природное. Вместе с тем он выделял психологические характеристики этноса - самосознание и стереотип поведения. «Этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения» [70, 14-15]. Исследователь подчеркивал, что «именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов» [70, 14-15].
Ю.В. Бромлей рассматривал этносы как социальные сообщества, связанные с социально-историческим контекстом. По его утверждению «этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в самоназвании» [49, 96]. Согласно представлениям Ю.В. Бромлея, свойства этноса (язык, культура, этническое самосознание) формируются лишь в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых [49, 98].
В.А. Тишков определяет этническую общность как группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности. Эти признаки являются результатом особых усилий, особенно процесса нациестроительства [223, 12-13].
В многочисленных философских, социологических, этнологических и психологических исследованиях существуют и другие подходы к пониманию этноса. В русском языке понятие «этнос» (с греч. - племя, группа, народ) в некоторой степени связано со словом «нация». Одни государствоведы и философы отстаивают историко-стадиальные представления об этносе: первыми типами этнической общности людей были роды и племена, затем народность, возникшая в эпоху раннеклассовых обществ, и, наконец, нация как наиболее развитая историко-культурная общность, являющаяся результатом соединения, «сплавления» представителей различных племен и народностей [185, 20]. Сторонники этой позиции указывают на то, что нация — это высший этап развития этноса, сложившийся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики.
В настоящее время во многих странах мира нацию понимают как гражданскую общность, определенную государственными границами. Как отмечал А.Д. Карнышев, причисление людьми себя к той или иной нации зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте [99, 184].
Итак, поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, сознательно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориально государственную и (или) социокультурную систему, то понятие «нация» шире и сложнее понятия «этнос» [95].
Каждая нация, этнос, народность имеет свою этническую культуру, систему воспитания, отраженную в ведущих идеях народной педагогики, которые напрямую связаны с формированием ценностей, в число которых входит толерантность. Поэтому их знание, отражение основ этнической культуры, регулирующих социальные нормы в образовательном процессе, являются основой формирования толерантных взаимоотношений.
В данном отношении необходим культурологический подход к образованию, что подтверждается анализом научной литературы. Так, по утверждению П.Ф. Каптерева, важнейшая задача образовательного процесса - помочь детям овладеть созданным человечеством культурным достоянием, ибо человеческая природа изменяется и улучшается культурой. Он писал: «Продолжительные культурные упражнения влияют на орган душевной деятельности - мозг, не только увеличивая его объем, но и делая способным к более сложной и тонкой деятельности. Культурная деятельность, совершаемая из поколения в поколение... производит внутренние изменения в строении мозга, которые, помаленьку закрепляясь, становятся наследственными» [96, 51]. Эффективность образования, по П.Ф.Каптереву, зависит от механизмов усвоения культуры [96].
Повышение этнопедагогической культуры учителей как условие организации эффективной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений
Учитывая важность этнопедагогической подготовки учителей, мы предложили, на основе мониторинга профессиональной и этнопедагогической готовности по формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников, программу повышения квалификации учителей «Формирование толерантных взаимоотношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа». Впоследствии она была внедрена в практику работы школ национальных республик региона.
В ходе реализации программы мы проводили лекции, семинары, деловые игры по этнографии, этнопедагогике и соционормативной культуре народов Северного Кавказа, тренинги по формированию толерантных взаимоотношений, обзорные лекций по общей педагогике, дидактике, методике воспитательной работы.
Программа, разработанная нами, предусматривает усвоение учителями историко-культурных, этнопедагогических, этногеографических, общепедагогических знаний и состоит из следующих разделов.
1. Историко-теоретический раздел программы. Основные понятия: эволюция научных понятий «этнос», «этническое сообщество», «этническая традиция», «этническая культура». Этнос как явление, его свойства и признаки. Этническое самосознание. Формирование этнического самосознания. Этнос и язык. Языковая картина Северного Кавказа. Традиционная хозяйственная практика: ландшафтная специфика, производящее хозяйство и т.д. Этнические стереотипы поведения. Язык и поведение. Этимология понятия «культура». Типология культуры.
Этнознаковые функции культуры. Понятие «традиционная народная культура». Традиционное народное творчество как форма памяти, ориентированная на сохранение связи с прошлым во имя будущего; трансмиссия ценностей. Календарь, обряд, ритуал как символы бесписьменного типа культуры. Фольклор и народная музыкальная культура Северного Кавказа: история формирования, жанровая стилистика. Этническая история Северного Кавказа в легендах, мифах, сказаниях. Нартский эпос как выражение культурных связей народов Северного Кавказа. Народная культура в зеркале диалектного словаря. Опыт совместного проживания наций и народностей в разных республиках, роль в миротворчестве этнопедагогических идей.
2. Фольклорно-этнографический раздел программы. Основные понятия: традиционная бытовая культура, народные знания, фольклор, народное искусство. Традиционная бытовая культура как совокупность всех явлений жизненного уклада традиционного общества: трудовая деятельность, бытовая практика, отношения в семье и обществе, соционормативная культура. Универсальный характер человеческой деятельности. Ограниченность связи «между создаваемой вещью, строением человеческого тела, социальной организацией коллектива и представлениями об устройстве мира» (А.К.Байбурин) [31]. Специфика содержания категории «знание» в традиционной культуре. Отсутствие разделения на рациональные «правильные» знания (отношение к природе, производящему хозяйству технологии и т.д.) и иррациональные (религиозные представления, суеверия, магия, заклинания, астрономические и метеорологические знания, мифология и т.д.). Модель мира в традиционной культуре. Целостность представлений о мире. Фольклор как художественное выражение различных традиционных знаний и представлений. Стремление к преодолению сложившегося стереотипа в современных исследованиях. Пограничные дисциплины (этнолингвистика, этнопсихология и др.), субдисциплины (историческая этнография и др.), междисциплинарные исследования. Этнические и художественные особенности фольклора народов Северного Кавказа. Народный календарь как явление духовной культуры. Дом как мир. Символика жилища. Семья в традиционном обществе. Типы, формы семьи, демографические события жизненные циклы. Дети в семье. Этнокультурные традиции семейного воспитания. Семейные обряды. Семья на Кавказе сегодня: демографический аспект. Народные праздники и увеселения. Игровая культура горцев и ее традиции. Народные состязания и борьба. Народное искусство. Этнографический и искусствоведческий подходы. Параллелизм и взаимодействие с профессиональным искусством. Народное искусство Северного Кавказа. Местные стили. Необходимость сочетания дифференцированного и интегративного подхода в изучении, восприятии и передаче информации этнокультурного наследия новому поколению.
3. Этнопедагогический раздел программы. Основные понятия: этнокультурные традиции, воспитание, педагогика культуры (этнокультуры). Мир детства в традиционном обществе. Традиционные формы воспитания детей русского и горских народов по этнографическим источникам. Детство и этнокультурная среда как предмет социо-, психолого-педагогических исследований. Фольклор как художественно-мировозренческая концепция народного воспитания и обучения. Детский фольклор: взрослый мир глазами детей. Дети в XXI в. Этнокультурная среда современного города. Менталитет современного молодого поколения. Современные дети и народная культура. Традиционная народная культура и этнокультурологическое направление в современном образовании. Методологическое обоснование этого процесса. Освоение культурного наследия и включение его в мир своей жизни и представлений о мире - общая основа для созидательной деятельности народа и для научной теории (культурно-историческая психология и деятельностный подход Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева). Этнокультурные традиции воспитания - тема современных педагогических исследований. Этнопедагогические исследования в педагогике. Народная школа и ее традиции на Северном Кавказе. Этнопсихология горской семьи и ее влияние на воспитание детей.
Применение данной программы значительно повысило уровень профессиональной готовности учителей, что и было выявлено в результате самоанализа и в ходе подготовки учителей к опытно-экспериментальной работе (таблица 3, диаграмма 1).
К опытно-экспериментальной работе привлекались учителя, имевшие высокий и средний уровень подготовки. Особое значение отводилось их умению диагностировать личностные качества старшеклассников.
Важное значение имел анализ ценностных приоритетов старшеклассников, использовавшийся нами для реализации опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе средних школ Северного Кавказа. По Карачаево-Черкесии это были ученические коллективы средних школ №16, № 17 г. Черкесска, № 6 г. Карачаевска, Кош-Хабльской школы Хабезского района, Сары-Тюзской сош Усть-Джегутинского района, Октябрьской средней школы Прикубанского района. По Кабардино-Балкарии - Чегемской сош № 2. В эксперименте принимали участие 48 педагогов средних образовательных школ Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, из них 26 — педагоги, участвующие в эксперименте. Все эти школы, особенно городские, можно причислить к числу полиэтнических и поликультурных, т.к. в них обучается большое количество учеников разных национальностей.
В Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках проживают: в первой - представители пяти статусных народов, во второй -представители трех статусных народов и около сорока других. Несмотря на опыт многовекового совместного проживания этносов, в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках существует ряд нерешенных межэтнических и межконфессиональных проблем, приводящих к межэтнической напряженности. Поэтому необходимым фактором стабильности и мира является формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников.
Реализация программы констатирующего эксперимента предусматривала анализ учебных программ и учебников социально-гуманитарного блока дисциплин, изучаемых в старших классах средней общеобразовательной школы, с целью выявления их потенциальных возможностей в формировании толерантности учащихся старших классов.
Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе использования воспитательного потенциала этнической культуры
Разрабатывая в ходе опытно-экспериментальной работы комплексно-целевую программу педагогического сопровождения процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников, мы руководствовались следующими концептуальными положениями и принципами:
- формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников -объективная необходимость профилактики интолерантности и для разрешения межэтнических противоречий;
- создание толерантноориентированной среды и внедрение идей толерантности в учебно-воспитательный процесс - необходимое условие формирования толерантных взаимоотношений, сопровождающееся изменением рефлексивно-смысловой, нравственной позиции и предполагающее обучение и воспитание конструктивного поведения на основе этнической культуры в социальном взаимодействии;
- приобщение к ценностям этнической культуры (мир, добрососедство, эмпатия) толерантности формирует мировоззрение, в основе которого лежит идея толерантного взаимодействия с обществом, способствующая толерантным взаимоотношениям с социальными группами, сверстниками, представителями иной культуры и религии согласно образовательным критериям и показателям;
- формирование толерантных взаимоотношений должно осуществляться учителями, имеющими высокую культуру и нравственную готовность к его осуществлению.
Программа педагогического сопровождения экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений в ходе учебно-воспитательного процесса призваны решить следующие задачи:
- ввести школьников в мир национальных, общероссийских, общечеловеческих ценностей с целью удовлетворения потребности в знаниях;
- изменить стереотипы поведения учащихся с учетом идеи толерантности через целеполагание; привить им понимание возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;
- сформировать навыки анализа (интерпретации) благоприятных (неблагоприятных) условий макросреды, способствующих толерантному (интолерантному) взаимодействию обучающихся в межкультурном и межэтническом взаимодействии, обозначить «границы» толерантности;
- создать позитивные позиции при рассмотрении этнических и религиозных вопросов, провести профилактику проявления национализма и веротерпимости;
- выявить необходимые и достаточные педагогические условия в микросреде, опирающиеся на учет двустороннего характера коммуникативного взаимодействия «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик — коллектив».
В формирующем эксперименте участвовали две группы испытуемых: экспериментальная группа, состоявшая из 442 старшеклассников и контрольная группа, состоявшая из 222 старшеклассников.
Экспериментальная группа подвергалась педагогическому воздействию в контексте комплексно-целевой программы педагогического сопровождения формирования у учащихся толерантных взаимоотношений в опытно экспериментальной работе и контрольно-корректировочных мероприятий по мере формирования толерантности у учащихся (педагогический мониторинг, экстренное педагогическое реагирование). Старшеклассники экспериментальной группы прошли обучение в ходе реализации спецкурсов «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества», в которых были определены цели, задачи, учебный материал, направленный на формирование толерантности. Контрольная группа не подвергалась целенаправленным воздействиям и учебно-воспитательная работа велась традиционно.
Комплексно-целевая программа педагогического сопровождения процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в ходе своего внедрения в учебно-воспитательный процесс прошла следующие этапы: информационно-целевой, ценностно-мотивационной, содержательно-деятельностный и рефлексивно-оценочной.
Информационно-целевой этап. Задача данного этапа - создать у учащихся информационный фонд по проблеме толерантности в мире, опирающийся на историко-культурные, философско-религиозные, этнопедагогические и этнопсихологические знания.
Ценностно-мотивационной этап. Основная задача - сформировать у обучающихся позитивную мотивацию к активному включению себя в процесс формирования собственной толерантности. Ведущий принцип этапа - определение значимости ценности этнической и общечеловеческой культуры мира, толерантного поведения молодежи, а также формирование у них индивидуального целеполагания.
Содержательно-деятельностный этап. Задача этого этапа - на социальном материале, в результате практических действий обучить учащихся старших классов отработке навыков толерантного поведения в системах «ученик - ученик», «ученик - коллектив», «ученик - учитель». При этом использовались основы этнической культуры: «ученик - старший по возрасту», «ученик - младший по возрасту», «младший - старшая женщина» и т.д.
Рефлексивно-оценочной этап. Основная задача - сформировать навыки анализа результатов межэтнических, коммуникативных, деловых взаимодействий, их рефлексию и определение «границ» толерантного поведения.
На протяжении всех четырех этапов постоянно проводился педагогический мониторинг, который являлся адекватным инструментом исследования, сопровождения и управления учебно-воспитательным процессом. Цель мониторинга состояла в реализации непрерывного, научно-исследовательского, планово-деятельностного, диагностико-прогности-ческого отслеживания формирования толерантных взаимоотношений учеников, а также наблюдения за динамикой этого развития, в соответствии с условиями комплексно-целевой программы педагогического сопровождения.
Подробнее остановимся на содержании, нормах, эталонах и оценке педагогического мониторинга.
В процессе прохождения комплексно-целевой программы группа педагогов на основе разработанной диагностики оценивала на каждом этапе изменения в поведении, установках, ценностях, происходящие у старшеклассников, по следующим критериям уровней формирования у них толерантности:
- гностический уровень (изменения в самооценке, самопринятии, оценке поведения и позиции других людей, ценностной системы, мировоззрении в контексте толерантного поведения). Ученик должен обладать необходимым уровнем знаний по культуре мира, ненасилию, правилам коммуникативной толерантности, обладает этнокультурной компетентностью;
- конструктивный уровень (изменения в тактике поведения по отношению к окружающим, основанные на интериоризации национальных и этнокультурных ценностей);
- деятельностный уровень (изменения в реальных взаимодействиях в системах «ученик - ученик», «ученик - класс», «ученик - учитель»; проявление толерантных отношений, сохранение автономии и т.д.);
- аналитико-результативный уровень (изменения в анализе поведения, ценностной системе, рефлексия, определение «границ» толерантности и т.д.).
Для систематизации процедуры сбора экспертных оценок нами предлагался стандартизированный бланк (карта наблюдения), где были выделены уровни и критерии коммуникативной, этнической и социальной толерантности. Мы рассматривали сформированность толерантных взаимоотношений как результат принятия ценностных ориентации на культуру мира, коммуникативную и поведенческую толерантность, через которую возможно реализовывать принципы этнической и социальной толерантности.
Похожие диссертации на Формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа
-
-
-
-