Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования Бочаров, Михаил Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочаров, Михаил Петрович. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 23.00.03 / Рос. акад. управления.- Москва, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3822-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В канун XXI века,наряду с ошеломляющими технологическими новшествами, беспрецедентными экономическими возможностями, новыми политическими реформами, возвышением и падением культуры, со всей очевидностью обнаружились глобальные проблемы личности. Войны, революции, социальные эксперименты потребовали от человека возвыситься до понимания ответственности за сохранение жизни на Земле, за окружающую среду, предотвращение ядерной войны, ликвидацию бедности, трагической неравномерности развития стран. Постепенно приходит понимание, что положительный выход кз конфронтациошшх противоречий в мире возможен только при вновь пробудившемся уважении к личности. При столкновении с глобальными проблемами у людей зарождается чувство глобальной общности. Снятие идеологических шор позволило понять, что развитие любого общества - всего лишь составляющая мирового процесса самоорганизации.

С другой стороны, для обеспечения на основе эволюционного развития природы и общества прогресса личности требуются духовные основания этого развития, новые духовные начала, шкала общечеловеческих ценностей, выработанных веем ходом истории и признаваемых современными людьми. Возникло противоречие: потребность в осознании общечеловеческих ценностей как приоритетных» определяющих в системе личностных ориентиров( и реальное состояние сознания, где эти ценности пока отсутствуют .

Рассматривая данную проблему с точки зрения глобального управления, можно предположить, что, объединяясь на основе общечеловеческих ценностей, человечество постепенно превращается в систему, способную адекватно анализировать общественное развитие, предвидеть и находить выходы из кризисов. Наряду с философским осмыслением главных тенденций освоения мировой цивилизацией общечеловеческих идей и ценностей, на нынешнем этапе ее исторического развития представляется важной проблема интеграглої в мировую ценностную культуру освободив-

шєйоя от пут тоталитаризма России.

Интеграция в общечеловеческое отягощается для личности TeMj что ее субъективный мир определяется раатовенгоряым групповым (классовым, корпоративным,этническим, национально-государственным) влиянием на индивидуальное. Групповые интересы, и эмоции, укорененный в истории России принцип социальной идентификации, основанный на противопоставлении "мы - они", приходят в столкновение с возрастающей объективной потребностью в общечеловеческом, родовом единстве. Этот конфликт выражается в дезинтеграционных процессах между бывшими республиками Союза и в растущей, вызванной рыночными процессами социальной дифференциации в обществе. Преодолению данного конфликта может способствовать нахождение ценностной модели интегрального развития, ориентированной на взаимовыгодный, устойчивый компромисс различных общностей и, в конечном счете, конкретных людей. Диахрония исторического прошлого России может развернуться в синхронию в случае, если каждая личность осуществит выбор идей и ценностей, которые смогут идентифицировать ее с наиболее адекватно отражающими интересы и потребности тенденциями, типами общества и, в конечном итоге, с человечеством.

Состояние научной разработанности проблемы. Современный социально-философский взгляд на комплекс указанных проблем опирается на глубокий пласт идей выдающихся мыслителей эпох, изучающих личность и общество, специфику их взаимодействия. Со времени постановки Сократом вопроса "Что есть благо?" философская гуманистическая традиция обогатилась ценностным подходом, который эволюционировал в современную аксиологию. Мыслители от Платона до Гегеля, рассматривая взаимоотношения личности и общества, выделяют биологические и социальные детерминанты ценностной теории, степени свободы личности по отношению к обществу, природе и самой себе. Вслед за Боэцием, ' Р.Декартом, Дк.Локком и Э.Кантом к проблемам личности и общества обращаются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые на основе принципа деятельности снимают противоположность между этими понятиями - мир из совокупности "внешних" вещей становится че~

- З -говечским миром, а личность обретает социальное бытие. Насто-:щее исследование опирается на идеи современной теории лично-ти, ставящей во главу угла не растворение личного в обще-твенном, а сочетание этих категорий, дополнение одного дру-иьг.

При анализе и отборе литературы автор столкнулся ссйоль-им количеством книг советских исследователей, которые не могли избежать влияния в трактовке личности идей ложного эциологизма, преувеличивают роль государственного и классово факторов в становлении личности, в духе борьбы с буржу-зным идеализмом развивают "теорию пролетарской личности", звободной от "соблазнов общества потребления", и тем самым

, См.: Allport С-*йГ.Pattern, and growth in personality,N.Y., 1963; Handbook of personality. Theory and research,ей» E.F.Borgatta,7/.W.Lambert ,Chi.,1968; The study of personality .An interdisciplinary appraisal, ed.E.Horbaok,D.Price-Williams W.M. MacCord, H.Y.» 1968;

.Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. - I., 1968;

Bischof b.J. interpreting personality theories,2ed.H.Y.1970;

Буев'а I.П. Человек, деятельность и общение..-М.гПолитиздат, 1978; Замошкин ю.А. Кшзис буржуазного индивидуализма и личность. - М.: Наука, І9Б6; Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика, искусство. -М.: Политиздат, 1990; Кон И.О. Социология личности, - М.: Политиздат, 1967; Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. - М.: Мысль, 1970; Ковалев СМ. 0 человеке, его порабощении и освобождении. - М.: Политиздат, 1970; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. - м.: Мысль, 1972; Личность. Материалы обсуждения ппоблем личности на симпозиуме, состоявшемся

10-12 марта 1970 г. в Москве. -М.:' Знание„ I97T; Maddy s.R. Personality theories. A comparative ana lysis.Hoiaewooa

(M.),1968; Мясищев B.H. Проблема человека в современной философии. - М.: Политиздат, 1969: Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991; Сартр Ж.П. Слова. - М.: Искусство, I96S: Фролов И.Т. 0 человеке и гуманизме. - М.: Политиздат, 1989; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Выслал школа, 1991; Ярошевский Т.М. Личность и общество. - »1,: Политиздат» 1973: Ясперо К. Духовная ситуация времени. Философская вера //Смысл и назначение истории. -М.: Политиздат, 1991.

- 4 -создают основы для манипулирования личностью^ упрочения тоталитарного сознания .

В отличие от этого подхода диссертация опирается на положения и выводы исследований по структуре личности как целостности, ставших этапными в изучении проблемы , основывается на аксиологии ценностей как средства выявления социальных связей и регуляторов человеческой деятельности3.

Сложившаяся в последнее время в отечественном обществоведении трактовка общечеловеческого как ценности страдает однолинейностью4, ряд определений не содержит сущностного значения данного понятия .

Значительное влияние на автора оказали работы ряда современных отечественных ученых, рассматривающих общечеловеческие ценности как социально-философскую проблему в связи с

См.: Косолапов Р.И. Ленинская жизненная позиция. Быть или
не быть личностью; Только об одной звезде» // С чего начи
нается личность: Сб. Ліод общ. ред. Р.И.Косолапова. - 2-е
изд. - М.: Политиздат, 1983; Скурлатов В.И. Молодежь и
прогресс. Философские размышления о драме Свободы, Любви
и Измены в истории. -И.: Мол. гвардия, 1980 и др.
См.: Адлер А. Индивидуальная психология //История зарубеж
ной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986: Джемс У. Психолої
//Психология личности. Тексты. - М.: МГУ,, J982; Заззо Р.
Психология и диалектический материализм //История зарубеж
ной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986: Рассел Б. Челове
ческое познание. - М.: Прогресс, 1957: Франкл В. Человек
в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990; Фромм Э. Иметь
или быть? - М.: Прогресс, 1986; Шпрангер Э. Формы жизни.
- Берлин, 1922. „ ,., л

См.: Weber Max. Geaaoizielte AufaBtze zur Religionseoziolog

Вв.1-3.- Tttbingea, 1920- 21 ; Виндельбанд В. О свободе воли. - М., 1905; Платон. Соч. - 2-е изд. - СПб, 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. - М., 1910 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня. - М.: Мысль. 1965; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме //Избранные философские труды. - Л. ЛГУ,1988.

См.: Мчедлов М.П. Историзм в понимании классовых и общечеловеческих начал .//Драма обновления /Под общ.ред. М.И.Мел куляна. -М.: Прогресс, 1990.

См.: Кругов Н.Н., Крутова О.Н. Общечеловеческое и классовое в морали: Новые горизонты этических исследований // Философские науки. - 1989. - № 3.

- 5 -теорией личности .

При переводе концептуальных установок в частные методики и модели исследователь опирался на разработки ученых, сосредоточивающих внимание на общечеловеческих ценностях как объекте социологического анализа2.

При разработке ценностных моделей духовного развития общества в рамках новых общественных отношений автором учитывались некоторые идеи в исследованиях прогностико-футурологиче-ского плана, появившихся в последнее время^.

Для настоящей работы представляет ценность эмпирический материал социологических исследований ВЦИОМ, службы "Voks populi" Б.Грушита. Проанализированы программные установки общественно-политических движений и партий, действующих на территории СНГ, выступления Б.Н.Ельцина, его советников, документы правительства России, материалы сессий Верховного Совета Российской Федерации, информационно-аналитические обзоры доктора философских наук В.Ф.Левичевой "Новые политические партиидаи-внияи коалиции" 1991 года, документы, представленные в книге "Россия сегодня. Политический портрет в документах 1985-91 гг."4, публикации периодической печати І99Ї-І992 гг.

1. См.
1988.

вилизации": .._ х__ ^ ._ _ ^__ . .. _ш

Глобальные проблемней историческая миссия социалистического общества: Автореф. докт. дисс. -М., 1982; Мамардашвиг? ли М.К. Проблема человека в философии //О человеческом в человеке: Сб. /под.общ.'ред; И.Т.Фролова. -М.: Политиздат, 1991; Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция; Проект Конституции; Мир через полвека //Досье Л.Г. Приложение к "Лит.газете", 1990, янв.

Яковлев А.И. Муки прочтения бытия //Перестройка: надекды и реальность. - М.: Новости, 1991,

2. См.: Гордон J[., Плискевич И. Люди устали от насилия //Не
зависимая газета. - 1991. - № 7 дек.; Гражданкин А.И. Об
щая история, разные судьбы? //Человек. - 1991. - № 4; Сого-
молов А. День гнева... День скорби //Человек. - 1991. - I 4^
Ядов В.А. Личность в условиях модернизации //Человек. -
1991. - 3 и ДР.

I. См.: Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России //Полис. - 1991. - № 5; Мигранян А. Перспективы русского национального движения //Независимая газета. - 1991. - . 14 февр.; Шахназаров Гс1<- Грядущий миропорядок. - М.: Новости, I9S0.

L См.: Россия сегодня, Политический поотоег в документах I9B5-9I гг. - л"„: Мендунар, отношения,," 1991,-

Изучение научной литературы по проблеме диссертации говорит о наличии солидной исследовательской базы для философского анализа восприятия личностью общечеловеческих ценностей. В то же время до сих пор отсутствуют комплексные разработки по изучению феномена общечеловеческого, научной проблемой остается ценностный выбор личностью общественных идей через призму общечеловеческого.

Научную разработанность проблемы духовного возрождения личности, ее приобщения к общецивилизационной системе идей и ценностей, недостаточную социальную технологичность аксиологических методик ценностного выбора для личности показала реализация концепции обновления российского общества. Недооценка роли глобального управления ведет к доминированию тенденции выдавать групповые интересы и ценности за общественные блага, к преувеличению роли технократических сил, действующих в духе прямолинейного рационализма и технократического неодарвинизма, к неприятию во внимание активного влияния личности на общественные процессы как субъекта управления.

Важно разработать и предложить обществу новые эффективные методики социальной диагностики ценностных ориентации личности в соответствии с доминирующими общественными отношениями и процессами, зафиксировать аксиологический взгляд на развитие общества различных общественных сил, определить научно обоснованные варианты оптимального ценностного выбора для личности.

При этом представляется важным учитывать, что при выборе оптимальных вариантов общественных структур, связанных с созданием институтов предпринимательства, парламентаризма, муни-ципальности, личность выступает не только традиционно в виде объекта, но и все больше утверждается как субъект управления обществом и государством.

Эффективность решения проблем управления зависит от выработки обществом стратегических концепций, прочно опирающихся на использование человеческого ресурса, интеллектуальной собственности, что оказывает обратное воздействие на механизм принятия и реализации управленческих решений.

Целью диссертации является философский поиск парадигмы восприятия и усвоения личностью общечеловеческих ценностей, путей оптимизации воздействия на процессы ее ценностного выбора.

Достижению яанной цели способствовало решение следующих задач:

'- переосмыслить феномен общечеловеческого в условиях смены общественных отношений и иной системы восприятия ценностей личностью?

исследовать духовную структуру личности как целостности для выявления внутренних оснований ее идентификации с обществом и человечеством, ее духовного возрождения;

выдвинуть гипотетические модели общественного развития России, лежащие в основе ценностного выбора личности, ее участия в управлении общественными процессами гражданской вдзни.

Объектом исследования являются реальные процессы целостного выбора, способы общественного воздействия на формиро-зание предпочтений, аксиологические аспекты общей теории тичности, спроедарованные на общецивилизационную и отечественную ситуацию.

Предмет исследования - аксиологические проблемы личное/'-юго выбора; способы идентификации личности с целым - обще-:твом, человечеством; общечеловеческие идеи и ценности как *>акторы оценочо-нормативной корреляции меяду развитием миро-юй цивилизации к превращениєїл индивида в личность, способ-:твукщие решению глобальных проблем.

Методологическая база диссертации основывается на принципах общецивилизационного переворота как нового типа теоретк-:еской и практической рациональности, глобального управления, снованного на "человеческом измерении". Основополагающими ля представленного исследования стали идеи ноосферы и соли-арпзма, разработанные П.Леру, ЇЇ.Тейяром де Шардєном и

_ 8 -

В.И.Вернадским-'-. Работа опирается на наследие классической отечественной философской мысли, лежащей в основе общечеловеческих принципов объединения людей и интеграции России в мировую цивилизацию2.

Б основу разработки методик социальной диагностики ценностных ориентации личности как субъекта управления лег ряд идей современного предпринимательства, связанных с повышением роли и ответственности участников процесса управления . Выйти на более глубокие обобщения автору позволили исследования в области теории глобального управления .

Ряд выводов исследования осуществлен на основе сформированной на первой аксиологической игре ведущих экспертов страны первой отечественной "концепции безопасного мира и рефлективного (мягкого) управления безопасностью" по принципу: "не борьба с угрозами, а их профилактирование, уничтожение угроз в зародыше" (под руководством С.Лена, 29 июня -4 июля 1990 г.).

  1. См.: Волгин В.П. П.Леру - один из эпигонов сен-сшонизма //Из истории общественных движений и международных отношений: Сб. - М.: Политиздат, 1957: Шарден Тейяр П. Феномен человека. - М.: Прогресс, 195и; Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - м.: Сов. Россия, 1989.

  2. См.: Бердяев Н.А. И мир объектов //Опыт философии одиночества и общения. - Париж, 1963: 0 рабстве и свободе человека //Опыт персоналистической философии. - Париж, 1939; Белый А. Пути культуры //Вопр. философии. - 1991. - Ш II; Соловьев B.C. Русская идея. - СПб: София. 1991: Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию //Соч. - М.: правда,

. 1989 и др.

3. См.: Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.:
Дело, 1991; Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспеваю-

щей корпорации мира. .- М.: Прогресс, 1991;, Андерсон А.,

Хыодж э.Йух превосходного производства //Как добиться

успеха: Практ. советы деловым людям. - М.: Политиздат,

Ї99І; Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1992.

См.:*Мушакодзи Кинхида. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление //Полис. - 1991. - № 3; Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм //Вопр. фи-лософии. - 1991. - Ш 3: Человек во Вселенной и на Земле //Вопр. философии. - 1990. - И 6; Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. - М.: Новости, 1991.

В работе представлена авторская интерпретация данных социологических исследований крупнейших социологических центров России, контент-анализ основных идей, содержащихся в програшних документах общественно-политических партий и движений, выступлениях ведущих общественных деятелей и ученых Российской Федерации и СНГ.

Научная новизна и практическая значимость исследования определяются выбором одной из самых неразработанных в современной культурологии проблем, которая в новых условиях пока не была предметом специального философского исследования.

В работе обогащается содержание категории "общечеловеческое", переосмысливается триада "общее - особенное - единичное" применительно к личности и вводится понятие "всеобщее"\ открывающее новые эвристические возможности для понимания и принятия личностью общечеловеческого, в частности в преодолении стереотипов, ограничивающих сущностную характеристику человека, в понимании его духовного возвышения. Исходя из этого, выявляются общечеловеческие основания идентификации личности с обществом и человечеством для преодоления ее отчуждения безличными социальными силами.

Рассматривая личность ' ;как целостность, автор использует понятие "базисная структура личности" (совокупность ценностных отношений, выражающая духовные приоритеты личности), которое является общечеловеческим основанием для идентификации с обществом, человечеством и главной характеристикой в общечеловеческой значимости ее отношений. Автор дает интерпретацию сущностного содержания классического определения личности как ансамбля общественных отношений, используя понятие структуры отношений, выстраивая их иерархию, добиваясь зубординании в зависимости от значимости. Определяется зависи-гех или иных отношений от векторов ценностей личности, представляющих собой общественные идеи, выступающие в роли норм і ориентиров для личности. Введением понятия "духовный уклад шчности" (совокупность основополагающих идей, ценностей, :орм жизнедеятельнеети, укоренившихся з сознании личности) ас'Еирлегтся ііред;, -іьлєнд,; о целостном эзборе а возможностях

- то -общественного воздействия. На основе авторской интерпретации материалов сощологических исследований по иерархии ценностей, соотношению коллективного'и индивидуального в структуро современной личности обозначена конструкция общечеловеческих качеств, которые могут служить ориентирами для ее возровде-ния. Исходя из культурологических и исторических особенностей России, формулируются составляющие духовного возрождения личности применительно к российскому менталитету;

. - идентификация с новыми ценностями, рождающимися в условиях кардинальних общественных перемен;

- приобщение к тем достижениям мировой культуры и цивилизации, которых личность долгое время была лишена;

- возвращение к отечественной духовной традиции с приматом духовного, идеалов свободы, миролюбия и "всечеловеческой" справедливости.

Исследование объясняет объективные основания личностного выбора в едином интеллектуальном пространстве человеческих общностей. На основе контент-анализа в качестве оснований для предпочтения предложены гипотетические модели общественного развития ("мягкого вхождения в щшилизационную интеграцию", "пробуксовки кардинальных реформ", "демократической диктатуры", "возвратного движения") и соответствующие им ценности, поддержка которых упрочивает объективные основания ценностного выбора и дает возможности для развития личности в разных общественных условиях.

, Через активный ценностный выбор раскрывается специфика личности как субъекта управления. Выявление субъектно-объект-ных ценностных отношений, построение пирамиды ценностей являются определяющими факторами обновления способов общественного воздействия на личность. Это может служить необходимым условием для оптимального взаимодействия управляющих систем разных уровней, интеграционных процессов между управляющими и управляемыми, предотвращения возможных конфликтов между ними, преодоления неприятия в массовом сознании инновационных идей, нозых коммерческих структур и утверждения связанных с ними общественных отношений.

- II -

Основные идеи работы могут быть использованы в методик.;-,:: и содержании занятий по подготовке и переподготовке управленческих кадров, а также могут лечь в основу разработок по теории социального управления, подготовке и реализации исследовательских программ.

Апробация работа. Основные положения исследования обсуждены в Российской академии управления, на научно-практических конференциях, в ходе проведения автором социологического исследования в коллективе производственного объединения "1-ая Образцовая типография" (Москва, 1991 г.), в лекциях перед различными аудиториями г.Москвы.

Похожие диссертации на Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования