Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рациональное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования Чагай, Леонид Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чагай, Леонид Петрович. Рациональное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 23.00.03.- Москва, 1992.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубочайшие преобразования в современных условиях пронизывают все сферы жизнедеятельности ладей. Сдвиги в процессах обновления будут в большой степени зависеть от оптимального соотношения социально-экономических преобразований и качественных изменений в самосознании общества и кавдого человека, в национальном самосознании общностей и личности. Необходам субъект, способнніі проявить высокую общественную активность, сознательность, интернационалистскую ответственность, решительно поддераать новое и передовое, бороться с негативными явлениями. Без этого невозможны ни нравственное совершенствование общества, ни научно-технический прогресс, ни широкая демократизация, ни создание правового государства.

Повышение степени социально-политической зрелости общества прямо связано с неуіслошшм повышением зрелости зознания, обогащением духовного мира личности. Необходимо Золее глубокое теоретико-методологическое осмысление вопро-зов целеполагания и деятельности каздой личности, развития эе готовности, способности и воли к самосовершенствованию. Современные условия требуют углубления научных представлений з механизмах формирования личности, ее национального само-юзнания, закономерностях этого процесса, возмонных вариан-;ах развития в зависимости от диалектики факторов и условий, їетерлинирущих самореализацию национального "Л" личности.

Без демократизации, раскрепощения личности, укрепления фавствещшх устоев, ориентации па высшие ценности, объеданя-зшде людей, нешслима оптимизация межнациональной сферы.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью разработки концепции азвития национального самосознания личности как главной видущеп силы обновления. 3 настоящее время, когда растлились возможности свободного выбора деятельности, законо-ерна возрастающая роль . национального самосознания.

Как развивается личность, какую целевую установку она выбирает в качестве домпнирущей во многом предопределяется уровнем ее национального самосознания, а также умением, работать над собой. Последнее в огромной степени влияет на трудовую активность, общение, познание окружающего мира. Очевиден тот факт, что в современных условиях уровень осмысления проблем становления и развития личности не адекватен потребностям социальной практики. Кроме того, возникло расхождение между абстрактно излагаемыми, лишенными противоречий умозрительными идеологическими стереотипами и.реальным процессом общественной жизни, противоречивой практикой формирования и развития национального самосознания личности.

Во-вторых, потребностями формирования национального самосознания в соответствии с курсом на преодоление бюрократизма и формализма, отказ от .командно-административных методов. От организационных структур всех степеней требуется искусство реалистического подхода, умение вскрывать, анализировать противоречия, понимать их природу и на этой основе выстраивать систему политических, экономических, социальных мер. Это будет способствовать преодолению в теории и на практике грубейших ошибок, пороаденных устаревшими методами управления, функциональным и технократическим подходами к формированию личности, к оценке ее социальных качеств и свойств, к проблеме человека вообще.

В-третьих, необходимостью решительного поворота от абстрактного к конкретному изучению личности во всем богат- . стве ее социальных взаимосвязей. Это предполагает выявление степени зрелости ее национального самосознания, отражения в нем критических моментов в развитии общества. Без изучения содержания этого реального процесса трудно найти конкретные пути совершенствования воспитательной работы в. соответствии с требованиями сегодняшнего дня, демократизации и,- гласности.

В-четвертых, важностью предвидения изменений в сущностных характеристиках национального самосознания личности в

новых условиях существования и взашлодєйсівия республик бывшего Советского Союза, ставших, независимыми государствами, объединенных в сообщество, создания и широкого использования новых демократических механизмов и структур.

Необходимо учитывать, что проблема формирования национального самосознания личности ставится и реализуется главным образом самой личностью. В то же время этот процесс не может осуществляться без посторонней помощи. Индивидуальное развитие во многом зависит от окружающей общественной и культурной среда, по своему объему превышающей опыт каадого отдельного человека. По все большая роль принадлежит самому человеку, его внутренней активности и деятельности.

Степень научной разработанности проблеми. В современной литературе проблема национального самосознания анализируется различными науками и отраслями знания - философией, социологией, психологией, педагогикой, этикой, этнографией и др., выражающими многообразие взглядов на проблему и характеризую-щима ее комплексный характер. Целенаправленное яе изучение национального самосознания началось сравнительно недавно.

В начале 20-х годов салі термин "национальное самосознание" практически не применялся, но такие его составляющие, как национальная гордость, патриотизм, использовались достаточно широко. Речь шла о задачах ликвидации национального неравенства в первые годы НЭПа, когда обнажились социальные противоречия в стране, отразившиеся на межэтнических отношениях. Акцентировалось внимание на преодоление "шовинистических веяний".

В 30-е годы целостное изучение национального самосознания не могло быть осуществлено в силу складывающейся общественно-политической атмосферы в стране. В 1937 г. перестал издаваться дурнал "Революция и национальности".

В 40-е годы, в канун Великой Отечественной войны, стало возможным обращение к историческому сознанию, исторической памяти народа . По сути за национальным самосознанием призна-1. Ьм.: Лихачев Д. Национальное самосознание Древней Руси, -Москва-Ленинград, 1945; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. - І., 1945.

валось консолидирующее значение, были сделаны шаги в определении вго истоков и форм.проявленім. Определение понятая "национальное самосознание" было дано в 1947 году В.ІЗ Мавроди-ным: "Термин "национальное самосознание" я применяю в смысле сознания единства людей, принадлежащих к данному народу, к данной народности или нации, единство их интересов, психологического склада и т.п. . В дальнейшем в работе П.И.Куш-нера "Национальное самосознание как этнический определи-

тель был поставлен вопрос о специальном научном изучении национального (этнического) самосознания как важного индикатора этнической общности. Он показал историчность развития этнического самосознания, его особенности на разных этапах развития этнических общностей.

В 60-е года необходимость изучения проблемы национального саглосознания была определена в ходе дискуссий по теории национального вопроса, прошедшей в 1966-1969 гг. на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы философии", "Друдба народов", "Советская этнография", а также "Народы Азии и Африки". В работах советских ученых П.И.Кушнера, И.И.Потехи-на, А.Г.Агаева, Н.Г.Вахабова, Г.Е.і'лезермана, А.И.Горячевой, Н.Н.Джандильдина, М.С.Даунусова, С.Т.Калтахчяна, М.Х.Каримова, Т.О.Сурикова и др. рассматриваются некоторые аспекты данной проблемы . Только на страницах дурпала "Вопросы исто-

  1. Мавродин В.В. Формирование русской нации. - Л., 1947. -С. 25.

  2. См.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. -М.: 1949: У1Ї1. - С. 3.

  3. .См.: Агаев А.Г. Социалистический интернационализм, национальное самосознание и патриотизм: //Теоретические вопросы социалистического интернационализма: сборник. - Вып.Т. -М., 1968; Ддунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей //Вопросы истории. - 1966. -J6 4; Его же. Теория и практика национальных отношений. - Алма-Ата, 1969; Его же. Ленинизм и националышй вопрос. - М., 1970; Рога-чев П.М., Свердлин М.А. О понятии .нации //Вопросы истории.

- .1966. -JM; Калтахчян СТ. К вопросу о понятии "нация"'
//Вопросы истории. - 1966. - Га 6; Его яе. Ленинизм о сущ
ности нации и пути образования национальной общности людей,

- Изд-во МГУ, Д970; Бурмистрова Т.Ю* Некоторые вопроси
теории нации // Вопросы истории. -1966. -К 12; Горячева АЛ

, Является ли психологический склад нации признаком нации? // Вопросы истории. - 1967. - & 8.

рий" по этим вопросам выступило около 50 ученых1. Больший- . ством ученых было признано, что национальное самосознание -реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных общностей, и в этом смысле она гносеологически вторична. Была отмечена важная социальная роль этого феномена, конкретизирован вопрос о его месте в системе характерных черт национальной общности, высказаны мнения о его структуре. Попытку пересмотреть сталинское определение нации предпринял В.И.Козлов, который отстаивал точку зрения этнографов о национальном (этническом) самосознании как признаке нации . 3 целом в науке разработка проблем этнического (национального) самосознания с этих пор велась более активно и открыто.

3 70-е годы слонилось представление о национальном самосознании как операционально изучаемом источнике массовых проявлений. В наиболее обобщенном виде оно представлено в работе Ю.З.Бромлея "Очерки теории этноса" (ГЛ., I983J.

Работы последних лет содержат разнообразные научные подходы при анализе категории "национального самосознания". Работы по анализу национального самосознания, как неотъемлемого компонента жизнедеятельности нации, его сущности и социальных функций опубликовали А.Г.Агаев, Э.А.Баграмов, Н.Н.Дкандильдин, А.Ф.^дщдаїлиров, К.Н.Хабибулин и др.

Осмысление проблемы национального самосознания в контексте общественной психологии дано в. публикациях Ю.В.Арутю-няна, А.П.Гаджиева, В.П.Левковича, В.Ф.Панковой, Г.В.Старо-войтовой.

Весомы результаты в исследовании национального самосознания, полученные в этнографической науке. В работах Ю.В.Бромлея, К.В.Чистова, Г.В.Шелепова, В.И.Козлова и др. национальное самосознание рассмотрено в качестве одного из признаков нации, выявлена его многокомпонентная структура, определена объективная основа его формирования. Вместе с тем

  1. Серцова А.П. Социализм и развитие наций. -М.,197,3. -С.16.

  2. См.: Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнограуия. - 1967. - J'» 2.

*

исследованию феномена национального самосознания личности посвящены единичные работы. Наиболее глубоко эта проблема исследована в работах А.Ф.Дашдамирова,

Особая роль национального самосознания как личности, так и:социально-этнической общности, обусловливае/т и особое внимание к противоречиям, лежащим в основе причин его бурного роста в условиях демократизации общества. В ряде публикаций последнего времени многое сделано для их познания, однако они пока не ответили на многие вопросы теории национального самосознания личности. В частности, явно недостаточен анализ имеющихся противоречий процесса формирования и развития национального самосознания личности в современных уоловиях, что снижает методологическую и методическую оснащенность управленческой работы в межнациональной сфере. Дальнейшая разработка теории национального.самосознания личности призвана оптимизировать этот сложнейший процесс в современных условиях. Указанные обстоятельства обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного философско-социологического анализа исследовать современное состояние национального самосознания личности, определить основные направления и методы разрешения противоречий его формирования.

Данная цель достигается в результате решения следующих основных задач:

раскрытия сущности, структуры и функций национального самосознания личности как субъекта деятельности, определения основных этапов и объективных условий формирования национального самосознания личности;

анализа противоречий процесса формирования национального самосознания личности в новых условиях, определения их характера, особенностей, типологии и тенденций развития;

разработки теоретико-методологических и методических . основ разрешения противоречий, управления процессом формирования национального самосознания.

Объектом исследования выступает национальное самосознание личности.

Предметом исследования являются противоречия процесса формирования национального самосознания личности и пути управления их разрешением в современных условиях.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют принципы материалистической диалектики, научные труды видных философов, социологов, психологов, этнографов о национальном самосознании, а также научные знания вообще о проблемах духовной жизни, общественном сознании и самосознании. Использованы решения государственных 'органов, в которых содержатся характеристики современного состояния национальной проблемы и ее основных тенденций, сформулированы конкретные задачи по разрешению межнациональных проблем. Диссертант .опирался на труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, справочные и энциклопедические издания. Эмпирическую базу диссертации составили обширные данные ряда региональных социологических исследований, проведенных с использованием различных методов: анкетирования, экспертного опроса, контент-анализа материалов периодической печати, в т.ч. результаты социологических исследовании,проведенных диссертантом лично з Кокчетавской области Казахстана в 1990 году.

Научная новизна диссертации состоит: І) в постановке самой проблемы исследования, раскрытии сущности, содержания и структуры национального самосознания личности, соответствующих его функций. Национальное самосознание личности - это этноцентричная форма отражения и национальной идентификации человеком самого себя, ценностного осознания своих действий, творческих возможностей, национальных чувств, мыслей, мотивов поведения в сфере национальных отношений, формирующиеся в процессе развития и преемственного усвоения личностью .национального способа духовно-практического освоения действительности, реализации личного национального "я". Национальное самосознание, как идеальный феномен, основывается на мыслительной деятельности, превращенных в факт национального самосозна-

ния материальных раздражений. В структуре национального самосознания автором выделяются функции: познавательная» приспособительная, защитная, функция самоконтроля и ответственности, интегративная, социально-творческая. Содержание национального самосознания характеризуется тем, что именно из действительности (внешней и внутренней) отражено субъектом и функционирует в его национальном самосознании.

2) В анализе гносеологических и методологических основа
ний формирования и развития национального самосознания лично
сти и его механизмов, места в нем установок, национальных по
требностей и интересов. Как и общественное сознание в целом,
национальное самосознание в гносеологическом плане выступает
в формах теоретического и обыденного. Теоретический уровень
национального самосознания включает в себя теоретические зна
ния и практический опыт личности. Обыденный уровень базируется
преимущественно на повседневном эмпирическом опыте людей,
существует в форме отдельных представлений и суждений, не
имещих необходимой философской и научной базы. Это подтвер
ждают данные проведенного опроса среди экспертов и респонден
тов Кокчетавской области. Обработка анкет методом контент-
анализа привела автора к выводам, что в повседневной жизне
деятельности национальное самосознание личности проявляется

в виде единства трех сторон - познавательной (национальное самопознание, национальная идентификация),нравственно-эмоциональной (межнациональное сравнение, национальная саморегуляция) и поведенческой (национальная интеграция, реализация личного национального "Я"), включенное в более всеобъемлющие процессы: национальный способ духовно-практического освоения действительности, межличностное и опосредованное общение личности с явлениями этноцентризма или так называемого "эффекта призмы", склонности оценивать качества других народов через призму своей системы ценностей.

3) В совокупности разработанных философско-социологаче-
ских вопросов формирования и развития национального самосоз
нания личности в современных условиях, в определении' ОСНОВ- '
ных факторов, влияющих на этот процесс, среда которых выделя-

шея: внешний (макро-, микро-, этносреда), внутренний (личностный, реализация личного национального "Я"Л объективные условия государственно-территориальных образований (социально-экономические, духовно-культурные, национально-территориальные и др.), субъективные условия(наличие и деятельность социальных, в том числе государственных, институтов и др.).

  1. В тенденциях развития национального самосознания личности, отражающих реальное состояние общественного сознания в переходный период?таких как: этноконсолидирувдая, национальные приоритеты, стремление к новому статусу в национальных отношениях.

  2. В систематизации и описании основных групп противоречий процесса формирования национального самосознания личности, выявлении их сущности. Выявлены противоречия трех типов:

а) противоречия личностного плана; б) противоречия в условиях межнациональной сферы; в) противоречия в условиях государственно-территориальных образ ований,

6) В разработке основных направлений и методов разрешения
этих противоречий в современных условиях. В методологическом
плане противоречия процесса формирования национального само
сознания могут быть разрешены двуединым путем: изменением
условии, которые их вызывают, совершенствованием общественных
отношений в Содружестве (СНГ) в целом, внутриколлективных
отношений личности в частности,и активизацией мышления и дея
тельности личности по самосовершенствованию, всестороннему
развертыванию своих способностей и улучшению личностных ка
честв на основе национальной самооценки.

Апробация работы.

Различные аспекты исследования излагались и обсуждались в ходе республиканской конференции работников культуры (ноябрь 1990 г.) в Г.Кокчетаве; в лекциях перед различными аудиториями Кзнл-Ординской, Кокчетавской, Ташкентской областей; на заседаниях проблемной группы Российской академии управления. Проведена проверка и адаптация сделанных выводов к современным условиям: автор провел ряд встреч, "круглых столов"

с руководителями различных национальных движений, экспертами. Основные вывода и предложения диссертации опубликованы в республиканском журнале "Замана" (Кыргызстан), в аспирантском сборнике Российской академии управления.

Похожие диссертации на Рациональное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования