Введение к работе
Актуальность теш исследования. Глубочайшие преобразования в современных условиях пронизывают все сферы жизнедеятельности ладей. Сдвиги в процессах обновления будут в большой степени зависеть от оптимального соотношения социально-экономических преобразований и качественных изменений в самосознании общества и каздого человека, в национальном самосознании общностей и личности. Необходим субъект, способный проявить высокую общественную активность, сознательность, интернационалистскую ответственность, решительно поддержать новое и передовое, бороться с негативными явлениями. Без этого невозможны ни нравственное совершенствование общества, ни научно-технический прогресс, ни широкая демократизация, яп создание правового государства.
Повышение степени социально-политической зрелости эбщества прямо связано с неуклонным повышением зрелости )ознания, обогащением духовного шра личности. Необходимо 5олее глубокое теоретико-методологическое осмысление вопросов целеполаганая и деятельности каздой личности, развития ;е готовности, способности п воли к самосовершенствованию. Іоврегленше условия требуют углублешія научных представлений. > механизмах формирования личности, ее национального самопознания, закономерностях этого процесса, возможных вариан-ах развития в зависимости от диалектики факторов и условий, ;етершнирущнх самореализацию национального "Л" личности. Без демократизации, раскрепощения личности, укрепления равственных устоев, ориентации на высшие ценности, объеданя-іщзе людей, немыслима оптимизация межнациональной сферы.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом обсто-тельств. Во-первых, необходимостью разработки концепции азвитня национального самосознания личности как главной викущей силы обновления. 3 настоящее время, когда расшиблись возможности свободного выбора деятельности, законо-эрна возрастающая роль . национального самосознания.
Как развивается личность, какую целевую установку она выбирает в качестве домшшруодей во многом предопределяется уровнем ее национального самосознания, а также умением, работать над собой. Последнее в огромной степени влияет на трудовую активность, общение, познание окружающего мира. Очевиден тот факт, что в современных условиях уровень осмысления проблем становления и развития личности не адекватен потребностям социальной практики. Кроме того, возникло расхождение между абстрактно излагаемыми, лишенными противоречий умозрительными идеологическими стереотипами и -реальным процессом общественной жизни, противоречивой практикой формирования и развития национального самосознания личности.
Во-вторых, потребностями формирования национального самосознания в соответствии с курсом на преодоление бюрократизма и формализма, отказ от .командно-адглинистративных методов. От организационных структур всех степеней требуется искусство реалистического подхода, умение вскрывать, анализировать противоречия, понимать их природу и на этой основе выстраивать систему политических, экономических, социальных мер. Это будет способствовать преодолению в теорші и на практике грубейших ошибок, порожденных устаревшими методами управления, функциональным и технократическим подходами к формированию личности, к оценке ее социальных качеств и свойств, к проблеме человека вообще.
В-третьих, необходимостью решительного поворота от абстрактного к конкретному изучению личности во всем богатстве ее социальных взаимосвязей. Это предполагает выявление степени зрелости ее национального самосознания, отражения в нем критических моментов в развитии общества,( Без изучения содержания этого реального процесса трудно найти конкретные пути совершенствования воспитательной работы в соответст-вии с требованиями сегодняшнего дня, демократизации И'гласности.
В-четвертых, важностью предвидения изменении в сущностных характеристиках национального самосознания личности в
новых условиях существования и взаимодействия республик бывшего Советского Союза, ставших независимыми государствами, объединенных в сообщество, создания и широкого использования новых демократических механизмов и структур.
Необходимо учитывать, что проблема сторнирования национального самоеознания личности ставится и реализуется главным образом самой личностью. В то же время этот процесс не модет осуществляться без посторонней помощи. Индивидуальное развитие во многом зависит от окружающей общественной и культурной среды, по своеіду объему превышающей опыт каждого отдельного чатовека. По все большая роль принадлежит самому человеку, его внутренней активности и деятельности.
Степень, научной разработанности проблеми. В современной литературе проблема национального самосознания анализируется различными науками к отраслями знания - философией, социологией, психологией, педагогикой, этикой, этнографией и др., внра^аодпш многообразие взглядов на проблему и характеризующими ее комплексный характер. Целенаправленное ze изучение национального самосознания началось сравнительно недавно.
В начале 20-х годов сам термин "национальное самосознание" практически не применялся, но такие его составляющие, как национальшя гордость, патриотизм, использовались достаточно широко. Речь шла о задачах ликвидации национального неравенства в первые года НЭПа, когда обнажились социальные противоречия в стране, отразившиеся на межэтнических отношениях. Акцентировалось внимание на преодоление "шовинистических веяний".
В 30-е годы целостное изучение национального самосознания не могло быть осуществлено в силу складывающейся общественно-политической атмосферы в стране. В 1937 г. перестал дздаваться яуртал "революция и национальностип.
В 40-е годы, в канун Великой Отечественной войны, стало
возмогший обращение к историческому сознанию, исторической
замята народа1. По сути за национальным самосознанием призна-
L. им.: Лихачев Д. Национальное самосознание Древней Еуси, -Москва-Ленинград, 1945; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. - Л., 1945.
_ 4 -
валось консолидирующее значение, били сделаны шаги в определении вго истоков и фори проявления. Определение понятия "национальное самосознание" было дано в 1947 году В.В Мавроди-ным: "Термин "национальное самосознание" я применяю в смысле сознания единства людей, принадлежащих к данному народу, к данной народности или нации, единство их интересов, психологического склада и т.п. . В дальнейшем в работе П.И.Куш-нера "Национальное самосознание как этнический определитель"2 был поставлен вопрос о специальном научном изучении национального (этнического) самосознания как важного индикатора этнической общности. Он показал историчность развития этнического самосознания, его особенности на разных этапах развития этнических общностей.
В 60-е годы необходимость изучения проблемы национального самосознания была определена в ходе дискуссий по теории национального вопроса, прошедшей в 1966-1969 гг. на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы философии", "Друкба народов", "Советская этнография", а также "Народы Азии и Африки". В работах советских ученых П.И.Кушнера, И.И.Потехм-на, А.Г.Агаева, М.Г.Вахабова, Г.Е.і'лезермана, А.И.Горячевой, Н.Н.ІІдандильдина, М.С.Дзунусова, С.Т.Калтахчяна, М.Х.Каримова, Т.ССукикова и др. рассматриваются некоторые аспекты данной проблемы . Только на страницах аурнала "Вопросы исто-
-
Мавродин В.В. нормирование русской паща, - Л., 1947. -
-
См.:" Краткие сообщения" Института этнографии АН СССР. '-М.: 1949: Ш, - С. 3.
-
См.; Агаев А.Г. Социалистический интернационализм, национальное самосознание и патриотизм.: //теоретические воцро сы социалистического интернационализма: сборник. - Вып.1. И., 1968; Днунусов М.С. Нация как социально-этническая, общность людей //Вопросы истории. - 1966. -1Ь 4; Его яе. Т орня -и: практика национальных отношений. - Алма-Ата, 1969; Его же. Ленинизм Е шциональнцЕ вопрос. -),1,, 1970; Рога-чев П.М., Свердлин М.А. О понятии нации //Вопросы истории
<.- - 1966.-^ І; Калтахчян СТ. 1С вопросу о. понятии "нация" //Вопросы истории. - 1966. - В 6; Его ze. Ленинизм о сущности нации и пути образования национальной общности лкще . - Изд-во МГУ, Д970; Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы -теории нации //Вопросы истории. -1966. -JS 12; Горячева А - Является ли психологический склад нации признаком нации? // Вопросы истории. - 1967. - 1Ь 8.
рий" по этим вопросам выступило около 50 ученых1. Большинством ученых было признано, что национальное самосознание -реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных обіцностей, и в этом смысле она гносеологически вторична. Была отмечена важная социальная роль этого феномена, конкретизирован вопрос о его месте в системе характерных черт национальной общности, высказаны мнения о его структуре. Попытку пересмотреть сталинское определение нации предпринял В.И.Козлов, который отстаивал точку зрения этнографов о национальной (этническом) самосознании как признаке нации2. В целом в науке разработка проблем этнического (национального) самосознания с этих пор велась более активно и открыто.
В 70-е годы слозшлось представление о национальном самосознании как операционально изучаемом источшже массовшс проявлений. В наиболее обобщенном виде оно представлено в работе Ю.З.Бромлея "Очерки теории этноса" (М., 1983}.
Работы последних лет содержат разнообразные научные подходы при анализе категории "национального самосознания", работы по анализу национального самосознания, как неотъемлемого компонента жизнедеятельности нации, его сущности и социальных (Тункций опубликовали А.Г.Агаев, Э.А.Баграмов, Н.Н.Лдандильдин, А.Ф.дашдаїлиров, К.Н.Хабибулин и др.
Осмысление проблемы национального самосознания в контексте общественной психологии дано в. публикациях Ю.В.Арутю-няна, А.П.Гаджиева, В.П.Левковича, В.Ф.Панковой, Г.В.Старо-
Весомы результаты в исследовании национального самосознания, полученные в этнографической науке. В работах Ю.В.Бромлея, К.З.Чистова, Г.В.Шелепова, В.И.Козлова и др. национальное самосознание рассмотрено в качестве одного из признаков нации, выявлена его многокомпонентная структура, определена объективная основа его формирования. Вместе с тем
[. Серцова А.П. Социализм и развитие наций. -М.,1973. -С.16. 2. См.: Козлов В.И. О понятии этническом общности // Советская этнография. - 1967. - 1І 2.
*
исследованию феномена национального самосознания личности посвящены единичные работы. Наиболее глубоко эта проблема . исследована в работах А.Ф.Дашдамирова.
Особая роль национального самосознания как личности, так и социально-этнической общности, обусловливае/г и особое внимание к противоречиям, лежащим в основе причин его бурного роста в условиях демократизации общества. В ряде публикаций последнего времени многое сделано для их познания, однако они пока не ответили на многие вопросы теории национального самосознания личности. В частности, явно недостаточен анализ имеющихся противоречий процесса формирования и развития национального самосознания личности в современных условиях, что снижает методологическую и методическую оснащенность управленческой работы в межнациональной сфере. Дальнейшая разработка теории национального самосознания личности призвана оптимизировать этот слоянейшй процесс в современных условиях. Указанные обстоятельства обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Цель исследования состоит з том, чтобы на основе комплексного философско-социологического анализа исследовать современное состояние национального самосознания личности, определить основные направления и методы разрешения противоречий его формирования.
Данная цель-достигается в результате решения следующих основных задач:
раскрытия сущности, структуры и функций национального самосознания личности как субъекта деятельности, определения основных этапов и объективных условий формирования национального самосознания личности;
анализа противоречий процесса формирования национального самосознания личности в новых условиях, определения их характера, особенностей, типологии и тенденций развития;
разработки теоретико-методологических, и методических основ разрешения противоречии, управления процессом форми-м рования национального самосознания. ',
Объектом исследования выступает национальное самосознание личности.
Предметом исследования являются противоречия процесса формирования национального самосознания личности и пути управления их разрешением в современных условиях.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют принципы материалистической диалектики, научные труды видных философов, социологов, психологов, этнографов о национальном самосознании, а также научные знания вообще о проблемах духовной жизни, общественном сознании и самосознании. Использованы решения государственных органов, в которых содержатся характеристики современного состояния национальной проблемы и ее основных тенденций, сформулированы конкретные задачи по разрешению межнациональных проблем. Диссертант опирался на труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, справочные и энциклопедические издания. Эмпирическую базу диссертации составили обширные данные ряда региональных социологических исследований, проведенных с использованием различных методов: анкетирования, экспертного опроса, контент-анализа материалов периодической печати, з т.ч. результаты социологических исследований,проведенных диссертантом лично в Кокчетавской области Казахстана в 1990 году.
Научная новизна диссертации состоит: І) в постановке самой проблемы исследования, раскрытии сущности, содержания и структуры национального самосознания личности, соответствующих его функций. Национальное самосознание личности - это этноцентричная форма отражения и национальной идентификации человеком самого себя, ценностного осознания своих действий, творческих возможностей, национальных чувств, мыслей, мотивов поведения в сфере наодональных отношений, формирущнеся в процессе развития и преемственного усвоения личностью национального способа духовно-практического освоения действительности, реализации личного национального "Я". Национальное самосознание, как идеальный феномен, основывается на мыслитель-аой деятельности, превращенных в факт национального самосозна-
ния материальных раздражений. В структуре национального самосознания автором выделяются функции: познавательная, приспособительная, защитная» функция самоконтроля и ответственности, интегративная, социально-творческая. Содержание национального самосознания характеризуется тем, что именно из действительности (внешней и внутренней) отражено субъектом и функционирует в его национальном самосознании.
2) В анализе гносеологических и методологических основа
ний формирования и развития национального самосознания лично
сти и его механизмов, места в нем установок, национальных по
требностей и интересов. Как и общественное сознание в целом,
национальное самосознание в гносеологическом плане выступает
в формах теоретического и обыденного. Теоретический уровень
национального самосознания включает в себя теоретические зна
ния и практический опыт личности. Обыденный уровень базируется
преимущественно на повседневном эмпирическом опыте людей,
существует в форме отдельных представлений и суждений, не
имевдих необходимой философской и научной базы. Это подтвер
ждают данные проведенного опроса среди экспертов и респонден
тов Кокчетавской области. Обработка анкет методом контент-
анализа привела автора к выводам, что в повседневной жизне
деятельности национальное самосознание личности проявляется
в виде единства трех сторон - познавательной (национальное самопознание, национальная идентификация),нравственно-эмоциональной (межнациональное сравнение, национальная саморегуляция) и поведенческой (национальная интеграция, реализация личного национального, "Я"), включенное в более всеобъемлющие процессы: национальный способ духовно-практического освоения действительности, межличностное и опосредованное общение личности с явлениями, этноцентризма или так называемого "эффекта призмы",, склонности оценивать качества других народов через призму.своей системы ценностей.
3) В совокупности разработанных философско-социологиче-
ских вопросов формирования и развития национального самосоз
нания личности в современных условиях, в определении основ-.
них факторов, влияющих на этот процесс, среди которых выделя-
готся: внешний (макро-, микро-, этносреда), внутренний (личностный, реализация личного национального "Я"А объективные условия государственно-территориальных образований (социально- экономические, духовно-культурные, национально-территориальные и др.), субъективные условия!наличие и деятельность социальных, в том числе государственных, институтов и др.).
-
В тенденциях развития национального самосознания личности, отражающих реальное состояние общественного сознания в переходный период,таких как: этноконсолидирувдая, национальные приоритеты, стремление к новому статусу в национальных отношениях.
-
В систематизации и описании основных групп противоречий процесса формирования национального самосознания личности, выявлении их сущности. Выявлены противоречия трех типов:
а) противоречия личностного плана; б) противоречия в условиях межнациональной сферы; в) противоречия в условиях государственно-территориальных образований.
6) В разработке основных направлений и методов разрешения
этих противоречий в современных условиях. В методологическом
плане противоречия процесса форіщювания национального само
сознания могут быть разрешены двуединым путем: изменением
условий, которые их вызывают, совершенствованием общественных
отношений в Содружестве (СНГ) в целом, внутриколлективных
отношений личности в частности,и активизацией мышления и дея
тельности личности по самосовершенствованию, всестороннему
развертыванию своих способностей и улучшению личностных ка
честв на основе национальной самооценки.
Дпробация работы.
Различные аспекты исследования излагались и обсуждались в ходе республиканской конференции работников культуры (ноябрь 1990 г.) в г.Кокчетаве; в лекциях перед различными аудиториями Кзыл-Орданской, Кокчетавской, Ташкентской областей; на заседаниях проблемной группы Российской академии управления. Проведена проверка и адаптация сделанных выводов к современным условиям: автор провел ряд встреч, "круглых столов"
с руководителями различных национальных движений, экспертами. Основные выводы и предложения диссертации опубликованы в республиканском -журнале "Замана" (Кыргызстан), в аспирантском сборнике Российской академии управления.