Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Правовая культура: теоретико-правовой и структурно- видовой анализ 15
1. Правовая культура: понятие, сущность и элементы 15
2. Права и свободы человека и гражданина как структурный элемент правовой культуры 47
3. Правовая активность как связующий сегмент прав и свобод человека и правовой культуры 78
Глава II. Правовая культура в сфере прав и свобод человека и гражданина 115
1. Право на достойную жизнь в контексте правовой культуры 115
2. Правовая культура в реализации права избирать и быть избранным 127
3. Правовая культура в трудовых правах 158
Заключение 174
Литература 182
- Правовая культура: понятие, сущность и элементы
- Права и свободы человека и гражданина как структурный элемент правовой культуры
- Право на достойную жизнь в контексте правовой культуры
- Правовая культура в реализации права избирать и быть избранным
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Проводимая правовая реформа в России в области прав и свобод человека должна обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни государства и общества, создать условия для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, устранения произвола и правового нигилизма из жизни общества.
Права и свободы человека и уровень правовой культуры взаимозависимы. Они не появляются сами собой. Нужны громадные совместные усилия государства, общества и личности для продвижения и развития правовой культуры и прав человека.
Сегодня становится особенно очевидным, что успешное решение задач в области прав и свобод человека невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства и реализации прав и свобод личности.
Проблема правовой культуры становится наиболее острой в периоды общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, устанавливаются новые правовые цели, ценности и средства реализации прав и свобод человека.
Правовая культура — одна из актуальных проблем теории государства и права. Но до настоящего времени научные труды по изучению правовой культуры ограничивались общетеоретическим анализом этого явления либо отдельных его составляющих структурных элементов. Исследования правовой культуры определенных сфер правовой жизни, в том числе в контексте прав и свобод человека и гражданина, не проводились. На основании этого представляется чрезвычайно своевременным исследовать правовую культуру в данной области.
В настоящем исследовании предпринята попытка комплексного анализа последних изменений правовой системы России и выявления путей их позитивного использования для формирования правовой культуры в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Тема актуальна в практическом плане, поскольку, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры личности и общества в целом связано с нахождением соответствующих правовых средств, а с другой, - позволяет использовать культурный потенциал российского общества в оптимизации законодательства, в реализации основополагающих конституционных и законодательных норм, устанавливающих права и свободы человека и гражданина как высшую ценность.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В общественных науках, особенно таких их отраслях, как юриспруденция, политология, психология и других, исследования правовой культуры занимают важное место. Ведь понятно, что без правовой культуры трудно формировать и обеспечивать в действии правовое (законодательное) поле страны, укреплять и совершенствовать политическую систему, развивать институты демократии, способствовать правовому воспитанию граждан и решать многие другие вопросы общественной и частной жизни. Логично, что многих ученых интересуют и проблемы правовой культуры в контексте прав и свобод личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, поскольку практика реализации прав и свобод личности приносит все новый опыт, вскрывает недостатки и слабые места, стимулирует творческий поиск.
Проблемам культуры в целом уделялось большое внимание в российской философии, культурологии, политологии. Можно отметить, в частности, труды Э. Баталова, Л.Н. Гумилева, Н.С. Злобина, Л.Б. Кертмана, Л.Н. Когана, Б.А. Куркина, В.В. Мшвеерадзе, Э.С. Маркаряна, А.К. Уледова, И.Т. Фролова, Д.И. Чеснокова и других.
Значительное место занимает эта проблематика в трудах русских ученых: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.М. Карамзина, В.О. Клю-
чевского, П.А. Кропоткина, Д.С. Лихачева, СМ. Соловьева, Г.В. Плеханова, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и др.
Концептуальные аспекты данной проблемы разработаны в трудах отечественных юристов-правоведов: В.М. Баранова, П.П. Баранова, П.К. Блаж-ко, Г.И. Балюк, Н.В. Витрука, В.В. Головченко, Г.А. Голубева, В.И. Гоймана, Б.Л. Железнова, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, B.C. Каптарь, В.И. Каминской, С.Н. Кожевникова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, Ю.С Решетова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, В.А. Ше-горцова, О.Р. Шапиева, В.П. Федорина, Л.С. Явича и др.
В основу настоящей работы положены исследования правовой культуры (отдельных ее элементов), проведенные Е.В. Аграновской, Г.И. Балюк, Н.Л. Гранат, И.А. Ильиным, Н.М. Кейзеровым, Е.А. Лукашевой, В.П. Сальниковым, А.П. Семитко, Т.В. Синюковой, И.Е. Фарбером.
Список теоретиков, которые, так или иначе, касались вопросов правовой культуры и работы которых использованы при подготовке настоящей диссертации, слишком велик, чтобы привести его полностью. Однако нельзя не отметить работы С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, О.А. Красавчикова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, А.В. Малько, Г.Н. Манова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.Н. Протасова, В.М. Сырых.
Можно было бы назвать много государствоведов, которые касались темы настоящей работы в теоретических исследованиях конституционного устройства государства, законодательного регулирования процесса организации и проведения выборов в различные органы власти (С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай, Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, А.В. Зиновьев, Т.Д. Зражевская, А.В. Иванченко, Е.И. Козлова, СД. Князев, О.Е. Кутафин, М.Л. Луговская, В.И. Лысенко, Л.А. Нудненко, А.Е. Постников, В.В. Смирнов, И.Г. Смолина, Л.В. Четверикова и др). Но ни в опубликованных работах, ни в многочисленных диссертационных исследованиях правовая культура системно не изучена в контексте прав и свобод личности.
Лишь немногие авторы специально обращались к проблемам правовой культуры в сфере определенных прав человека (Г.В. Атаманчук, М.И. Байтин, А.А. Безуглов, А.В. Васильев, A.M. Величко, СБ. Глушаченко, Р.В. Енгиба-рян, В.В. Игнатенко, А.К. Кабанов, Н.М. Кейзеров, Д.А. Керимов, А.И. Ковлер, Е.И. Колюшин, Ю.К. Краснов, О.Е. Кутафин, В.И. Лысенко, Г.В. Мальцев, М.А. Миронов, А.В. Оболонский, В.А. Прокошин, М.Е. Савкин, Ю.А. Тихомиров, В.А. Туманов, СЕ. Хойман, Г.Н. Шмелев исследовали ее в историческом ракурсе; Ю.А. Веденеев, А.В. Иванченко, СВ. Навальный, В.В. Смирнов, Н.В. Тимошенко, B.C. Эбзеев, Л.М. Энсин и другие авторы представили современную интерпретацию этого явления; И.Н. Гомеров осветил политологические аспекты правовой культуры; В.И. Зубрицкий — ее конституционно-правовое содержание; О.В. Дамаскин, Е.В. Корчиго, P.P. Сеченов уделили значительное внимание исследованию правовой культуры избирателей).
Вместе с тем следует отметить, что в условиях строительства демократического правового государства исследования правовой культуры как сложного социально-правового и интеллектуально-психологического явления, в том числе и применительно к правам и свободам человека, ведутся в явно недостаточном объеме и слабой интенсивности. Практически нет крупных монографических работ, посвященных правовой культуре. Редки даже статьи в научных журналах, в которых бы освещались влияние и роль разных аспектов правовой культуры на развитие прав и свобод человека. При относительно высоком уровне разработанности общих вопросов правовой культуры ощущается явный недостаток научно-теоретических разработок в данной области современных проблем правовой культуры в контексте прав и свобод человека.
Объектом диссертационного исследования выступает правовая культура как специфическое, сложное и развивающиеся общественное и правовое явление, имеющее большое значение для реализации прав и свобод человека.
Предметом диссертационного исследования являются место и роль правовой культуры в контексте прав и свобод человека, состояние ее компо-
нентов, проблемы и перспективы совершенствования, а также использования полученных результатов в оптимизации процесса реализации прав и свобод человека.
Цель диссертационного исследования — теоретическое осмысление правовой культуры в сфере прав и свобод человека и гражданина, системное изложение материала, а также определение путей повышения правовой культуры личности, складывающихся в процессе реализации прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие научные задачи:
дать методологическую характеристику и провести комплексное исследование подходов к изучению и определению понятия «правовая культура», ее сущности и структурных элементов, предлагаемых в юридической литературе;
установить специфические особенности прав и свобод человека и гражданина как структурного элемента правовой культуры и исследовать его понятие;
проанализировать соотношение, взаимосвязь и взаимодействие правовой активности как связующего сегмента прав и свобод человека и правовой культуры;
определить особенности и тенденции развития российской правовой культуры в контексте реализации права на достойную жизнь;
выявить и проанализировать факторы, влияющие на состояние правовой культуры в процессе реализации политического права - избирать и быть избранными;
раскрыть приоритеты формирования правовой культуры в трудовых правах.
Методологической основой исследования являются апробированные наукой принципы и методы комплексного изучения социально-правовых явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также комплексный программно-целевой подход к изучению понятия и содержания правовой культуры в контексте прав и свобод личности.
В процессе исследования в работе были использованы различные общенаучные и частнонаучные методы: аксиоматический, диалектический, системный подходы, структурно-функциональный, логико-юридический, сравнительно-правовой, социологический методы исследования, а также анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, абстракция и т.д.
Теоретической основой исследования выступает юридическая, социологическая, политологическая, а также специальная историческая литература по проблемам правовой культуры общества и личности и развития института прав и свобод человека, а также деятельностный подход к правовой культуре, рассматривающий ее в качестве одного из аспектов общечеловеческой культуры, воплощающегося в правах и свободах человека и юридической практике их реализации.
Научная новизна исследования определяется целями, задачами, объектом и предметом диссертационного исследования, принципиально новым подходом к изучению данной проблемы и обусловлена уточнением и развитием на современной научно-теоретической базе концептуального подхода к правовой культуре в контексте прав и свобод человека. В диссертации впервые на монографическом уровне анализируются взаимосвязь и взаимовлияние правовой культуры и прав и свобод личности как составляющих ее элементов.
Важное теоретическое и прикладное значение имеет разработанная понятийная характеристика правовой культуры в контексте прав и свобод человека, определение ее субъекта и объекта, целей, задач и функций, а также проведенный анализ структурных элементов правовой культуры, отечественного опыта в данной сфере, разработанные рекомендации по повышению правовой культуры, предложенная система организационно-правовых мер, направленных на совершенствование этой деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования таюке заключается в следующем:
— дана методологическая характеристика и проведено комплексное исследование подходов к изучению и определению понятия «правовая культу-
pa», ее сущности и структурных элементов, предлагаемых в юридической литературе;
установлены специфические особенности прав и свобод человека и гражданина как структурного элемента правовой культуры и исследовано его понятие;
проанализированы соотношение, взаимосвязь и взаимодействие правовой активности как связующего сегмента прав и свобод человека и правовой культуры;
определены особенности и тенденции развития российской правовой культуры в контексте реализации права на достойную жизнь;
— выявлены и проанализированы факторы, влияющие на состояние
правовой культуры в процессе реализации политического права — избирать и
быть избранными;
— раскрыты приоритеты формирования правовой культуры в трудовых
правах.
Основные положения, выносимые на защиту:
Правовая культура рассматривается как один из аспектов культуры, который имеет сложную структуру, включающую в себя правовые знания; правовое поведение и деятельность; правовые институты. Правовая культура — это правовой режим (качественное состояние правовой организации общества), совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.
В основу изучения правовой культуры в сфере прав и свобод человека необходимо положить ее понимание как качественного состояния правовой жизни общества, характеризующегося уровнем развития источников права, законодательной и правоприменительной деятельности и уровнем правового развития субъектов правоотношений. Некорректно понимать правовую культуру как совокупность исключительно положительных явлений
правовой жизни и допускать возможное отсутствие в обществе правовой культуры. Необходимо признать правовую культуру благоприятной для прав и свобод человека и гражданина средой, состоящей из элементов общественного и государственного строя, помогающих существованию прав и свобод личности. К таким элементам строя могут относиться: демократический режим, социальная и правовая государственность, развитая правовая культура, экономическое благосостояние, устойчивое социально-экономическое развитие.
Обосновано, что для хода и последствий правовой активности имеет значение правовая культура личности, в которой выражаются не только ее правовые знания, поведение и отношение к правовым институтам, но, главное, ее реальная взаимосвязь с правами и свободами человека; на обширном эмпирическом материале сделан вывод, что правовая культура личности весьма противоречива, многослойна, неустойчива, что объясняется недостаточной правовой подготовленностью большинства членов общества. Значение правовой активности личности можно определить как инициативную деятельность в области реализации и обеспечения прав и свобод человека и гражданина и охарактеризовать ее рядом общетеоретических признаков, к которым относятся: свободное (безприпятственное) правомерное поведение личности; активное общение с правом, которое формулируется при устойчивом и беспрерывном участии в правотворческой деятельности государства через органы государственной власти и органы местного самоуправления в процессе реализации гражданином своего субъективного избирательного права или правотворческой инициативы граждан в области местного самоуправления и т.д.; психологическая готовность личности к реализации прав и свобод, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая и неизменная убежденность в высоком назначении права; ориентация на непосредственное взаимодействие и согласованность с общечеловеческими ценностями.
Воздействие правовой культуры на нормативное закрепление права на достойную жизнь и его гарантий осуществляется прямым воздействием на
правовую культуру и правосознание законодателя. Такое воздействие не всегда оказывается эффективным в результате того, что общественные идеалы зачастую могут находить свое отражение в индивидуальном правосознании в формах его деформации, нигилизме и т.д. Более эффективным зачастую оказывается косвенный путь воздействия правовой культуры на правотворчество — посредством общественного мнения - правотворческой инициативы граждан. В последнем случае правовая культура непосредственно влияет на формирование общественного мнения, которое оказывается мощным фактором воздействия на сущность и содержание законотворчества вследствие специфического порядка формирования и функционирования органов власти. С одной стороны, существенное влияние общественного мнения на содержание конечных решений законодателя определяется выборностью органов законодательной представительной власти, с другой стороны — возможностью ее функционирования только при условии признания ее легитимной.
5. В состав правовой культуры в сфере избирательного права включать: достигнутый уровень развития законодательства; уровень развития системы публичных организаций, обеспечивающих избирательный процесс (государственных органов, основными функциями которых являются создание правовых норм, их реализация и контроль за соблюдением законности; органов местного самоуправления; негосударственных некоммерческих организаций); характер избирательных правоотношений; состояние правосознания субъектов избирательного процесса; уровень законности в сфере избирательного процесса; характеристики правового поведения субъектов избирательного процесса.
Определен в избирательном процессе объем правовой культуры, который охватывает и характеризует деятельность избирательных комиссий, поведение избирателей и кандидатов на выборные должности. В избирательном процессе правовая культура реализует ряд функций: познавательную, мировоззренческую, идеологическую, аксиологическую (ценностную), нормативную и информационную; поведенческую, коммуникативную и управленческую, которые подробно описаны в диссертации.
6. В механизм правового регулирования охраны труда включается также уровень правовой культуры всех участников трудовой деятельности. К совершенствованию правовой культуры, регламентирующей охрану труда, относятся: 1. Правовые основы регламентации охранных мероприятий, полномочий участников и субъектов трудовых правоотношений, использования механизма применения ответственности за нарушение порядка и правил исполнения нормативных правовых актов национального и международного уровня условно подразделяются на: призванные обеспечивать здоровье и безопасные условия труда, предотвращать, предупреждать, ло-кализовывать ущерб от производственных травм и профессиональных заболеваний; способствующие гарантировать реализацию и защиту права граждан на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены; наделяющие субъектов трудовых правоотношений правом решать вопросы установления условий трудовой деятельности; обязывающие уполномоченные органы, их должностных лиц обеспечивать надлежащий контроль и надзор за соблюдением трудоохранного законодательства на любых предприятиях, в учреждениях с различными формами собственности; наделяющие правом работников и работодателей, иных участников трудовых правоотношений обращаться к институту юридической ответственности. 2. Проблемы, существующие в механизме организации и обеспечения охраны труда, создания надлежащих условий для осуществления безопасной трудовой деятельности, порождены в значительной степени несоблюдением правопредписаний, прежде всего международного трудоохранного законодательства, что порождается безнаказанностью и безответственностью. 3. Нарушение трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений в сфере обеспечения им безопасных условий трудовой деятельности, стремление работодателей избежать оформления несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нередко имеют место в силу того, что профсоюзы перестали быть истинными представителями работников, их защитниками. 4. Слабое знание содержания и сущности нормативной базы, призванной регламентировать
охрану труда, как работниками, так и работодателями, профсоюзными структурами способствует отступлению от предписаний трудового законодательства, соглашательству в сфере невыделения должных финансовых средств на обеспечение безопасных условий, необходимого оборудования, его оснащения защитными приспособлениями. 5. Практика контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой на объектах предприятий с различными формами собственности, свидетельствует о том, что чаще всего имеют место нарушения законодательства, требующего от работодателя соблюдения особых условий обеспечения трудовой деятельности для отдельных категорий работников (женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних граждан, студентов и учащихся, проходящих практику, инвалидов, граждан с отдельными ограничениями и т.д.).
Научно-теоретическая значимость исследования состоит в том, что на монографическом уровне определяется вклад автора в дальнейшее развитие и модернизацию концепции правовой культуры в контексте прав и свобод человека и гражданина, ее приближение к состоянию соответствия современному уровню развития юридической науки и действующего законодательства, а также решение проблем в этой сфере.
Теоретические выводы, сформулированные в диссертации, вносят определенный вклад в развитие общей теории права, в частности, существенно дополняют и развивают учение о правовой культуре в контексте прав и свобод человека и гражданина, что позволяет не только сформировать научную основу для дальнейшего изучения проблемы, но и оптимизировать процесс формирования правовой культуры сфере прав и свобод человека и гражданина.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что ее положения могут быть использованы для создания и внедрения в практику системы знаний о правовой культуре в контексте прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, проведенное диссертационное исследование соответствующих аспектов теории и практики формирования правовой культуры в области прав и свобод человека и гражданина и анализ
выявленных научно-теоретических проблем позволили предложить пути их решения.
Дальнейшая детализация основных положений диссертации даст возможность более глубоко проанализировать правовую культуру в сфере прав и свобод человека и гражданина как составной части формирования правовой культуры в целом.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации отражены в публикациях автора общим объемом 7,8 п.л., а также в выступлениях на конференциях: «Региональная безопасность в современном мире: политические и правоохранительные аспекты»; «Порядок общества и права человека: конституционный и политико-правовой дискурс»; «Правовой порядок» и др.; использовались в образовательном процессе при чтении лекций по теории государства и права.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории и истории государства и права ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет».
Выводы и рекомендации данного диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе юридических факультетов высших учебных заведений России при чтении лекций и проведении семинарских занятий по отдельным темам по курсу «Теория государства и права», специального курса «Актуальные проблемы теории государства и права», «Актуальные проблемы правовой культуры и правосознания», «Правовой статус личности в Российской Федерации» и т.д., а также при разработке учебных и учебно-методических пособий и материалов по указанным курсам.
Структура и объем диссертации. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Правовая культура: понятие, сущность и элементы
Понятие правовой культуры, на наш взгляд, обозначает сферу общественной культуры, отражающую правозначимые явления и обусловленную правовыми ценностями, представлениями о должных правах и свободах человека и гражданина.
В этой связи мы сделаем попытку провести теоретико-правовой анализ понятия «правовая культура», и в данном случае основополагающую роль в этой категории, по нашему мнению, играет понятие «культура».
Сложность задания любого ученого-исследователя, обращающегося к проблеме или вопросу правовой культуры, заключается не в последнюю очередь в установлении базового определения данного понятия, поскольку культура является в такой степени многообразным феноменом, что практически каждое стремление предоставить универсальную дефиницию заведомо порождает множество достаточно обоснованных споров и возражений. Еще в XVIII веке немецкий философ И. Гердер отмечал, что «нет ничего менее определенного, чем это слово — «культура» . К сожалению, более чем два столетия спустя нам необходимо признать, что «сегодня в сфере гуманитарных наук, наверное, трудно найти правовое и социальное явление, которое породило бы такое обилие самых противоречивых толкований и концепций, как культура»2. Действительно, по подсчетам некоторых авторов, в научной литературе советского периода к концу 90-х годов прошлого столетия можно было насчитать до 500 определений понятию «культура», причем число их динамично растет3 и на сегодняшний день сложно определить, сколько определений понятию «культура» насчитывается.
При этом необходимо обратить внимание на то, что научно-теоретический анализ и систематизация понятий культуры не является целью нашего теоретико-правового исследования, однако в контексте настоящей диссертационной работы у нас вызывает необычайный интерес связь культуры и права их взаимосвязь и взаимообусловленность. В этом аспекте необходимо обратить внимание, прежде всего, именно на ценностно-нормативные аспекты культуры. В качестве примера можно привести одно из определений, в котором указывается, что к явлениям культуры относится и «совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций»4. Аналогичной позиции придерживается Б.С. Ерасов, который утверждает, что культура «раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права»5. Наиболее акцентирован нормативный характер культуры в точке зрения Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, которые предопределяют понятие «культура» как «ненасильственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний»6.
Расширив рамки нашего научно-теоретического исследования, можно обратить внимание на то, что «культура» в философском смысле представляет собой совокупность предшествующих, существующих и будущих, духовных и материальных достижений человека, общества и государства, всего человечества или, в ином аспекте, цельное и целостное, единство науки, искусства, религии и права как видов творческой (культурной) деятельности7.
Подобные воззрения доминируют и в западной социальной философии. В качестве примера можно привести позицию американского антрополога Э. Таткора, который полагает, что культура «в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членом общества» . При этом несложно обнаружить, что во всех приведенных формулировках определения «культура» право как социально-нормативный регулятор включается в «широкое» понятие культуры. В этом значении «культура есть своего рода «среда обитания» права, «система координат», в рамках которой она формируется и действует... В то же время культура, толкуемая в «узком» смысле может выступать лишь как одна из сфер правового регулирования».
Нормативно-правовое или законодательное определение понятия «культура» в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года10, в Конституции Российской Федерации 1993 года11, а
7 О философско-культурологическом определении понятия «культура» см., в частности, разд. «Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния)»: Молчанов С.Н. Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы // Материалы Международной конференции «EVA - 2002. Москва. Информация для всех: культура и технологии информационного общества. 2-7 декабря 2002 г.». М., 2002. С. 211—217. Цит. по: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 45. также в действующем текущем российском законодательстве в целом формально нормативно, в букве закона и лингвистически, и терминологически не определено.
К сожалению, такая же ситуация сложилась и в международном праве. В результате анализа международно-правовых актов нами не было обнаружено не обобщающего, не универсального и тем более общепризнанного конвенционного определения понятию «культура»12. Такая же ситуация сложилась и в международных договорах, которые образуют международные обязательства России в сфере культуры.
При этом одним из относительно универсальных определений термина «культура», который можно отнести к международно-правовому по своей природе и содержанию, является дефиниция культуры как «совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу», закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры. «Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры»13.
Подводя предварительные итоги по вопросу о соотношении права и культуры в «широком» смысле, необходимо констатировать следующее.
Во-первых, право является составной частью, элементом нормативной культуры любого общества. В данном смысле культура как сформировавшаяся система всех представлений об обычаях, традициях и стандартах поведения выступает в роли существенного правообразующего основания, а правовая культура указывает на подвластность права от метакультуры общества и степень воспроизведения этой культуры в правовой системе.
Во-вторых, отличия в правовой культуре России и Запада можно истолковывать как характерное отличительное свойство культурно-исторического, этноконфессионального, политического становления Российского государства, и на этом основании воззрения о правовой неразвитости, отсталости российского права имеют в своем распоряжении не больше смысла, чем известные теории о расовой неполноценности отдельных народов или легенды о скандинавских истоках русской государственности.
В-третьих, совокупность специфических особенностей отечественной правовой культуры, в силу отмеченных ранее оснований содержится в доминировании в правовой культуре именно правовых идей, взглядов и представлений. Вместе с тем в область правовой культуры необходимо включать, наряду с другими правовыми явлениями и феноменами, обусловливаемое правовым сознанием юридически значимое поведение — как правомерное, так и противоправное.
В-четвертых, правовая культура, зарождаясь как внутренняя присущая природе культурная ценность, по принципу обратной связи, направлена на охрану и сбережение культурного достояния народов Российской Федерации, и в этом контексте культура выступает в качестве одной из сфер правового регулирования14.
Исходя из ранее сказанного, можно с полной ответственностью резюмировать тот факт, что в теории права равно с другими понятиями, терминами и юридическими категориями может существовать понятие «правовая культура».
Для определения понятия правовой культуры в научно-теоретической и юридической литературе имеется множество приемов и способов научного исследования.
Права и свободы человека и гражданина как структурный элемент правовой культуры
Россия на современном этапе развития правового государства и гражданского общества отдает предпочтение прогрессивному формированию правовой культуры и немаловажному фактору, влияющему на нее, правам и свободам человека и гражданина и всем сферам жизнедеятельности личности, в том числе и в правовой сфере. Реализация механизмов демократической модификации гражданского общества и правового государства, результативное осуществление зафиксированных в Основном законе целей развития России, становление новой политико-правовой системы гражданского общества, правового государства и признания прав и свобод человека высшей ценностью предполагают значительную работу по повышению уровня правовой культуры народонаселения Российской Федерации.
Конечно, в данной ситуации немаловажную роль играет теоретико-правовая наука, которая активно воздействует на правовую культуру, правосознание общества и отдельных граждан, правопонимание и создает научную основу для формирования в стране гражданского общества и правового государства.
В данном случае степень развитости институтов гражданского общества и правового государства, к которым в том числе относятся права и свободы человека и гражданина, определяется уровнем правовой культуры населения государства, его готовностью соблюдать принцип уважения прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни.
Все это обращает нас к одной немаловажной теоретико-правовой проблеме — определении понятия правовой культуры и ее дефиниции в контексте прав и свобод человека и гражданина. Анализ научно-теоретической и монографической литературы показал, что в правовой культуре заключаются сущностные (аксиологические) черты и признаки юридической категории, что и обусловливает ее роль и значение как несущего фактора развития государственно-правовых механизмов и процессов в обществе .
Права и свободы человека и гражданина относятся к числу фундаментальных ценностей правовой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства прав и свобод человека и гражданина обусловлены их значением как особой формы общественных отношений, их местом и задачами в социальной и правовой системе общества и государства.
В современной российской теории государства и права имеется очень большое количество дефиниций понятия прав и свобод человека. В данных определениях концентрируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного правового и социального явления. Сделаем попытку выразить основные результаты, обобщим положения и структурируем встречающиеся дефиниции прав человека с учетом проблемности правовой культуры личности.
Главным образом, необходимо, на наш взгляд, исследовать проблему о первоисточнике, первооснове прав и свобод человека: принадлежат ли они изначально человеку как таковому, коренятся в социальных взаимодействиях или предоставляются человеку государством. Условно говоря, в первом случае авторы исходят из несколько модернизированной классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход, иногда - антропологический, для третьей — юридико-позитивистское истолкование прав и свобод человека.
Приверженцы классического естественного права всегда утверждали и утверждают, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения. Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации. Естественное право человека — это его субъективное право82. Если одни авторы полагают, что права человека — это свойства человека, то другие рассматривают их «как продолжение» свойств человека .
А.В. Поляков признает неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий: «Самым «естественным», самым не- заметным и самым человечным является изначальное неотъемлемое право — право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений». Исходя из такого понимания первоисточника прав человека, автор предлагает их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: «Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах, и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами».
Позиция, согласно которой права человека как таковые не могут существовать безотносительно к его связям с другими людьми, характерна и для других концепций прав человека . Так, Л.С. Мамут признает имманентность прав человеку только как жизнедеятельному существу, члену «общественного союза»86. «Долг субъекта (индивида, группы, народа), - пишет автор, ссылаясь на Р. Фон Иеринга, — самому обрести (найти) свое право. Обретает ли субъект свое право, защищает ли его, — все это происходит в борьбе, в беспрестанном борении» . Чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать. Таким образом, если А.В. Поляков, исходя из коммуникативной природы прав человека, все же признает, в терминах естественно-правовой теории, само право на комму-род, 2003. С. 34. никацию (и только это право) изначальным и неотъемлемым, то Л.С. Мамут первоисточником всех прав человека считает его участие в социальном взаимодействии. Социальное происхождение прав человека отстаивает и И.Л. Че-стнов, рассматривая их как форму социального статуса, т.е. «фактического положения человека, принадлежащего к определенной социальной группы .
Сторонники как «прирожденных» (естественных) прав, так и «приобретенных» (в процессе социального взаимодействия или в силу определенного социального статуса) выступают против позитивистских концепций «дарования» прав, их порождения государством. Так, Л.С. Мамут обоснованно оспаривает мнение, согласно которому государство выступает как учреди-тель прав и свобод человека . На неотъемлемости прав и свобод человека от государства продолжают настаивать и некоторые другие авторы. Вот характерный пример такого понимания первоисточника прав человека: «Неотъемлемые сущностно и содержательно от государства, они и возникать, равно существовать, реализовывать себя могут лишь в сфере деятельности государства, функционирования его власти».
Право на достойную жизнь в контексте правовой культуры
К правам человека в контексте правовой культуры в широком смысле относятся не только права человека непосредственно в области культуры, но и права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, тесно связанные со сферой правовой культуры. В указанную группу прав относят200: право на свободное развитие и достойную жизнь201. В энциклопедическом смысле «достойное» — это все, что в образе жизни человека имеет превосходные качественные (социальные, нравственные, этические, эстетические и т.д.) характеристики . Сравнительный анализ источников права разных государств свидетельствует о том, что, несмотря на то, что центральная идея, составляющая содержание права на достойную жизнь, с самого момента его зарождения остается прежней - идеей направленности государственной политики на обеспечение достойного существования человека, истоки признания данного права, мотивы, по которым государство берет на себя обязанность его обеспечивать, приобретают очевидную специфику в контексте различных правовых культур. Решение вопроса о том, как именно право-культурные особенности влияют на понимание права на достойную жизнь и признание необходимости его нормативного закрепления, существенно затрудняется тем, что о правовой культуре традиционно говорят применительно к различным уровням проявления ее сущности203. Понятие правовой культуры используют и для характеристики родовой сущности человека, и для фиксации «исторического типа» культуры, соотносимого с социальной структурой общества и присущим обществу на конкретном этапе его исторического развития уровнем развития производительных сил и производственных отношений, и для видового определения культуры локальных общностей (страны, племени, народности, нации и т.д.), и для выражения особенностей культуры отдельно взятого индивида204. Все это вызывает определенные трудности в выборе среза, в котором содержательные особенности правовой культуры определяют специфику истоков признания права на достойную жизнь. При рассмотрении культуры в качестве неотъемлемой характеристики родовой сущности человека предметом исследования становится все то, что создано человеком. Исследование культуры в этом аспекте позволяет интерпретировать право на достойную жизнь в качестве одного из элементов правовой культуры, не присущих природной среде, но ничего нового для понимания специфики истоков признания рассматриваемого права в разных обществах не дает. Научно-теоретический анализ правовой культуры и ее отличительных свойств, типических для обусловленного периода исторического формирования гражданского общества и правового государства, по своей сущности сводится к проблеме раскрытия и рассмотрению историко-правовых факторов, предопределяющих начало признания права на достойную жизнь. Тем не менее, как представляется, конкретно-исторические и право-культурные факторы, несмотря на то, что они всегда действуют одновременно, не могут быть отождествлены, поскольку, по справедливому замечанию В.П. Малахова, «изменения составляют историю, сохранение — правовой культуры. По мнению В.П. Малахова, история динамична, а правовая культура - статична, консервативна»205. Исходя из этого, исследовать характерные отличительные свойства правовой культуры, которые определяют специфику начала общественного и государственного признания права на достойную жизнь, исследуя одновременно правовую культуру в названном срезе, представляется нецелесообразным. Нецелесообразно, по нашему мнению, говорить и об особенностях истоков правовой культуры и права на достойную жизнь применительно к отдельно взятому человеку. Это обусловливается тем, что специфика понимания права на достойную жизнь конкретным индивидом обусловливается не только правовой культурой, но и другими личностными (пол, возраст и т.д.) особенностями. Именно поэтому применительно к названному уровню следует рассматривать куда более широкий круг проблем, чем проблема детерминации истоков признания права на достойную жизнь факторами правовой культуры, где речь должна идти не о особенностях правовой культуры, а о факторах личностного развития, предопределяющих субъективное в представлениях отдельно взятого человека о содержании рассматриваемого права на достойную жизнь. Таким образом, единственным срезом правовой культуры, применительно к которому целесообразно вести речь о факторах, определяющих истоки признания права на достойную жизнь, является понимание правовой культуры как феномена, характеризующего культурные особенности отдельно взятых локальных общностей. Представляется, что именно в данном аспекте содержание правовой культуры предопределяет особенности в истоках признания права на достойную жизнь в разных государствах, что находит свое отражение, в том числе и в действующих в них нормативных правовых актах, закрепляющих право на достойную жизнь. Если речь идет в данном случае непосредственно о содержательных структурных элементах правовой культуры в выбранном нами точки зрения, предопределяющих особенное в понимании истоков признания права на достойную жизнь, то таковыми, по нашему мнению, выступают правовые цен-ности . Именно правовая культура, переходя из поколения в поколение, постигая на каждом этапе историко-правового формирования через общественное и правовое сознание, воссоздаваясь им, в конечном итоге значительно 206 В юридической науке довольно распространенным является мнение о том, что критерии выделения культурных ценностей и их набор меняются от эпохи к эпохе (см., например: Бочкарева СВ. Правовая культура и правовая политика: На примере законодательства Республики Мордовия: Дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2004. С. 18). Однако мы полагаем, что правовые ценности как раз являются наиболее малоподвижным элементом правовой культуры, образуя ее каркас. Изменение правовых ценностей, лежащих в основе правовой культуры, по сути дела, становится свидетельством отмирания одной правовой культуры и возникновения на ее основе другой, качественно новой. воздействуют на совершенную модель системы прав и свобод человека, одним из состовляющих элементов которой выступает право на достойную жизнь.
Правовая культура в реализации права избирать и быть избранным
Отсутствие многовековых исторических традиций формирования и функционирования демократических и политических институтов в Российской Федерации, кризисные процессы в различных сферах общественных отношений на современном этапе обусловливают не всегда адекватное восприятие принципа политического многообразия определенной частью российского общества. Адаптация принципа политического многообразия к неоднозначной по содержанию системе культурно-правовых ценностей современного российского общества носит объективный характер, но во многом будет зависеть от решения социально-экономических проблем, повышения правовой культуры, сбалансированности реконструкции организационных структур политической системы и в реализации политического права избирать и быть избранным. Эффективность реализации названных политических прав связана с правовой активностью, правовой инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение . Легитимность избирательного процесса напрямую зависит от правовой культуры избирателей. Обеспечение осознания ими собственной роли в управлении делами государства требует комплекса мер по воспитанию у граждан соответствующего понимания и отношения к выборам, поддержания положительной мотивации участия в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления, культивирования у граждан ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными. По мнению И.А. Ильина, «есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою... Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны...» . В условиях проведения административной реформы в Российской Федерации весьма важную роль в деятельности органов и должностных лиц всех ветвей государственной власти и местного самоуправления призвана играть политическая и правовая культура. В преддверии предстоящих в конце 2011 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в 2012 г. выборов Президента Российской Федерации представляется необходимым и своевременным рассмотрение отдельных вопросов правовой культуры избирателей, по нашему мнению, проблемы политической правовой культуры в практической деятельности соответствующих должностных лиц органов исполнительной власти, в том числе при организации подготовки и проведения выборов. С учетом обозначенных обстоятельств будет преобладать рассмотрение особенностей проявления политической и правовой культуры в структуре организационной деятельности представителей исполнительной власти, как отмечалось ранее, в процессе подготовки и проведения важнейшего избирательного мероприятия - выборов. Как мы уже отмечали, правовая культура — весьма емкая по своему содержанию социальная и правовая категория. В специальной юридической литературе встречаются различные ее определения применительно к избирательному праву. Например, Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко применительно к избирательному праву отмечают, что правовая культура «в узком смысле — это культура поведения граждан в избирательном процессе. В широком смысле правовая культура - это культура политического и государственно-правового строительства, законотворческой деятельности и правоприменения избирательного законодательства». Представляется, что правовая культура — это не просто отношение к праву (правосознанию), а прежде всего уважение правовых норм и принципов. Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, правовая культура - это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения). Правовая культура избирателей имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой выделяются следующие элементы: - общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности, национальные корни и истоки, обычаи и традиции; - приоритеты в условиях плюрализма, механизм выбора, гражданский консенсус, состязательность в их защите, демократические процедуры и т.д.; - знания, идеи, теории, доктрины, правосознание, правовая информация; — способы действия, комплекс навыков и приемов; - культура правореализации, культура правоисполнительной деятельности; — образ жизни законопослушных граждан и образ жизни и деятельности учреждений; — механизм обновления культурных традиций и других компонентов культуры, инновационная идея в системе культуры . Для своей реализации права избирать и быть избранным правовая культура исторически, юридически и фактически наделяется определенными социальными функциями: — познавательно-воспитательная функция сводится к повышению политической информированности и компетентности граждан для поддержания их стремления к осмыслению политических процессов, для развития в каждом индивидууме гражданской ответственности; — регулятивная функция направлена на конечное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические институты, а также на активное включение масс в этот процесс; - защитная функция нацеливает субъектов политической системы на защиту всех сфер общества;