Введение к работе
Актуальность проблемы. В изучении общественно-политических и правовых идей в дореволюционном Казахстане немало белых пятен. К тому же теперь приходится переосмысливать прежние нами оценки и подходы по ряду вопросов, уже исследованных.
Духовная жизнь и идейное взросление казахской интеллигенции XIX и начало XX в.в. произошли под влиянием ряда внутренних и внешних факторов развития общества, среди которых ииеяв существенное значение пробуждение казахского общества и формирование в нем демократических идейных течений, более теояап овязь малочисленной образованной части местного.населения о Россией, с её духовной жизнью, в то же время оказывалась отсталость казахского общества и низкий уровень грамотности населения* Казахстан был колониальной территорией Росоин.
Во второй половине XIX и начале XX в.в. в казахском обществе происходило залетное изменение в озяэв о проникновением в Казахстан прогрессивных, демократических и просветительских идей, которые изменили структуру и направление общественно-политической и правовой мысли рассматриваемого периода, обогатили их. Однако, на этом пути стояла царокая империя, ей колониальная политика.
На становление отдельных национальных общественных деятелей, на их взгляды отразились особенности дореволюционного хазахского общества, их стремление х просвещению народа п как-то приобщиться х обмену процеооу и прогреооу цивилизация. Общеотвенно-политичеоииа и правовые взгляды Ябрап іатиз-оарина, которые предотааляют ооновяой предмет настояного исследования, теоно связаны о эго миропониманием в другими
- h -
оборонами ого воззрений. Исходя из этого и имея ввиду более ц-злосяасо познание й.Аяг&мсарина как общественного деятеля, цаии уделено в работе значительное внимание процессу формирования его взглядов и факторам, во многом предопределявший направление его идейной аизни и деятельности.
При выборе темы диссертации мы исходили не только из того, что сама по себе фигура И.Алтынсарина значительна в иото-раи Казахстана и изучение его взглядов ва*но в научной и познавательной значениях. Актуальность проблематики состояла ив той, что политические и правовые аспекты его воззрений являлись нераскрытыми сторонами общественной деятельности. Правдас на атом пути познания были свои трудности, связанные о недостаточной разработанностью общих проблем политико-правовой организации Казахстана рассматриваемого периода.
Степень .HjOTSHBjyjTj? ладбдзмк- Исследователями проделана немалая работа по выяснению я изучении наследия ряда видных общественных деятелей дореволюционного Казахстана. * А вот подход к общественной биографии остается односторонним* Одним sa первых к личности И-Алтынеарина обратились ученые філологи.
Хо Иаргудан A-4-t Ч Вадиханов» ооб- ооч. 5-touax, Алма-Ата, IS86 Зиманов СгЗ,: Атишев А4 Политические взгляды Ч^Валвханове- Алма-Ата, 1965г Зиманов С.З., Идрисов К.З.
Общеотренно-подитичесние взгляды Ііухамедвана Сералина. Алыс-шч, 1989: Зиманов С-3-.; В-И-Ленин в советская национальная государственность в Казахстане. Алма-Ата, 1970? Бейоембиев КБ Очерки иотории обдеотвенно-политичеокоя я философокоя мыоли в Кавахстане. Алма-Ата, 1976?
Кулыелеев Т 11 Уголовное обычное право казахов. Алма-Ата: 1955- "
Сапаргалие? ГсКарательная политика царизма в Казахстане.
Алма-Атаt 1966 я др.
Иг литературоведческие исследования Остаются довлеищиии среди работ, посвященных И.Алтынсарину и, безусловно, они имеют большое научное значение. В исследовании его литературного наследия большая заолуга'принадлежит С.Сейфуллину, М.Ауэзову, С.Цуканову, Е.Иоиаилову, Б.Кеняебаеву, М.Габдуллину, А.Дерби-салину. С.Кирабаеву и др. Ценность их работ для нао состоит в тоы, что они, рассматривая различные стороны литературной и педагогической деятельности И.Алтынсарина, так или иначе затрагивают и социально-политическое содержание его произведений, его общественные взгляды. Имеются специальные исследования, выполненные философами и историками. Нин в основной охватывались его философские, этические, просветительские воззрения. Больший достижением является издание трехтонного собрания оо-чинений, изданного в 1975-1978г.г. под редакцией профессора Б.Сулейменова.
Была к дореволюционная литература об И.Алтыноарииа. Она представлена в основной воспоминаниями его современников в учеников. Наши прочтены более полные рукописные тексты отдельных воспоминания. 2
1. Казиханова Б. Этические взгляды И.Алтыноарина.Адма-Ата,
1973; Уразбэков К. Этические воззрения И.Алтынсарина.
Алма-Ата, 1974; Бурабаев М.С. Ядеиные связи общественно-
политической мысли в Казахстане, в России -втор. пол.ХУИ-
нач. XIX в.в. Алма-Ата, 1987; Ламашоз А. И.Адтынсарнн
его русские друзья и последователи. Алма-Ата, 1938, я др.
2, Ильминский Я.й. Воспоминание об Я.Алтынсаране, Казань.
1891. Балгымбаэв Г. Воспоминание об И.Алтынсарине, первом
инспехторе народных училищ ТургаЗокоа облаота (рухопзоь);
Цозохин А., Соколове. Письмо учителей об Алтывоаргаа.
ЦГА республики Татарстан, $.968« оп.1, д.136, а.211.
Положихельно оценивая в целой вклад исследователей в изучение наследия и взглядов И.Алтынсарина нельзя не отметить, что многие из них были "скованы" классовый подходок, занимались лакировкой и очищением его взглядов, подгоняя их к идеологический и методологический атампан, что было обязательный условием в условиях Советского толитарного решка.
Что касается политических и правовых воззрений И.Алтын-сарина, то о них меньше всего говорилось в выполненных о нём исследованиям. Эху часть можно считать "белый" пятном в изучении его наследия. .
Цель и.задачи исследования;
- изучение условий, истоков и этапов формирования Ибрая
Алтыноарина как видного представителя общественно-политичес
кой и правовой мысли казахского народа во вхорой половине
XIX века;
- проникнуть в особенности взглядов И.Алхыноарина и идейно-
прооветительских концепций и попытаться через них раскрыть
его политико-правовые взгляды;
- проследить связь практической деятельносхи И.Алхыноарина
о его политико-правовыми идейными установками;
- определить отношение И.Алхынсарина к институтам обычного
права и судебно-административной системы и преобразованиям
в 60-80-х годах в Казахстане.
Теоретической и методологической базой исследования является как общий диалектико-материалистический ыетод научного поанания, так и специальные научные методы, а именно: логический, иоюричеокмй» системно-структурный, сравнительный.
Наии изучались и перенимались испробованные изіоди и подходы изучения наследия выдающихся деятелей культуры, общественной жизни, данные в трудах советских исследователей. В качестве источниковедческой Оаэы нами иопользованы труды самого И.Алтынсарина, многочисленные документы архивных фондов республики Казахстана, Татарстана, Оренбургской, Тургайокой областей, г.г.Москвы, Петербурга. Разнообразные документы и материалы архивных фондов, уяе известные и неизвестные, легли в основу нашего исследования. .
ручная новизна и практическая значимость исследования.
Научной новизной исследуемой темы является, прежде всего новизна постановка проблемы. До сих пор не было специального исследования, посвященного общественно-политическим и правовым взглядам Ибрая Алтыноарина. В истории общественно-политической ыыоли в дореволюционной Казахотане И.Алтынсарин прежде всего известен как педагог-просветитель, литератор, а затон уже как общественный деятель. Ученые иоолвдователи, бовецая ту или иную сторону деятельности И.Алтынсарина, в какой-то мерз, разумеется, затрагивали его общественно-политические и правовые воззрения, но не изучали втого вопрооа специально.
В нашей предлагаемой работе даэтсп, как нам кажетоя, более развернутая характеристика среды а окружениям И.Алтынсарина, в которой воопитывалсп, обучалоп и духовно возмужал, что оказало больаое влияние на формирование его обоих воззрений. Нами введена в его окружение новая лнчноогь-Г.Балгьмбаев, ученик, ооратник И.Алтыноарина. Ов в I907-I9I7r.r. занимал высокий поот ичопектора народных училжщ ТоргайокоМ облаоти.
- 8 -Г.Балгьшбаев оставил очень ценное воспоминание об И.Алтынса-рине. Внимательно читая это воспоминание, мы убеждаемся, что при совместной работе, а иногда и сопровождая его в служебных поездках по отепени, он был очевидцем ыногих интересных встреч Алтынсарина о разными людьми. Благодаря воспоминаниям Балгымбаева, мы впервые подробно узнаем о знатных людях степного края, которые уважали Алтынсарина,влияли на него, были с ним в близких отношениях. Также наии были обнаружены в архивных фондах г.Казани документальные данные о деятельности родного тестя Алтынсарина Чулака Айбаоова, в то время работавшего помощником начальника Западной части Оренбургского об-лаотного управления. Нами введены в научный оборот некоторые другие материалы. В частности, обнаружены некоторые новые факты из архивных фондов г.Казани, из личного фонда Н.И.Ильмино-кого, где приводится ряд неопубликованных его переписок с выошими должностными лицами Туркеотанокого края, по волрооам инородческого образования, затрагивается деятельность И.Алтынсарина.
Нами покааан интерео И.Алтыноарина к политико-правовым вопрооам и особенности его взглядов по отношению к роли и месту обычно-правовых институтов в казахском обществе. Дается анализ его специальных работ, в чаотности " Очерк обычаев при оватовотве и свадьбе у киргизов Оренбурокого ведомства", вышедшей в 1870 году в г.Казани. Эта книга получила в общественных н научных кругах того времени выоокую оценку. О ней в географическом обцеотве отзывались так: "Іивооть, с которой раоскаваны вое условия и подробности брака в ореде киргизских
- 9 -кочевников, верность рассказа, действительность,», наконец литературные достоинства языка, по мнении общего собрания, делают стать» г.Алтынсарина ценным приобретением по части этнографии киргизов, бытовая жизнь которых до сих пор мало еща исследована. Признав эти достоинства за очерком г.Алтынсарина, общее собрание определило его статью в географическое общество для напсчатания в периодических изданиях общества, ^ Хорошо знавший степную организацию казахов В.Плотников в своей рецензии отмечал, что эта работа "Имеет несомненный интерес и по обилию подробностей, характеризующих бытовую особенность киргизской жизни, составляет богатый материал для этнографии этого народа". ^ Нами сделан вывод о том, что И.Алтынсарин был не только выдахвдшся прооветителеы и общественным деятеле!» своего времени. Он ащв был ученым, большим знатоком обычно-правовых норм казахского народа, одним из первых исследователей правосудия казахского общества, осаованаого на обычном праве во второй половина XIX в.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно открывает новую страницу в изучения наследия И.Алтывоари-на, обогощает иоторическое, историко-культурное знаниа о дореволюционном казахском обществе» Материалы а содержание работы могут быть использованы в учебных яуроах по истории Госпублики Казахстан»
I. Из протокола общего собрания Оренбурского отделения 1ВД Русского географического общеотва от 27 февраля 1868года.
?. Плотников Вл. Заметки на статью г.Алтынсарина "Очерк киргизского обычая при оватовстве а овадьбе". Запаокз ирон-бургокого «тлілі, йнпуск I. Казань, 1870, 0.122.
- 10 -Апробация исследования. Диссертация обсувдалась на заседаниях проблемной группы в Институте государства и права,Национальной академии Республики Казахстан, на кафедрах Аркалыкс-кого педагогического института.
Основные положения диссертации изложены на республиканских , вузовских научных конференциях. По теме исследования опубликованы четыре научные работы.