Содержание к диссертации
Введение Глава І.
1= 82
Глава 2„
2„
3.
Глава 3=
2=
3.
Заключение
Список использованной литературы
Эволюция политических и правовых взглядов
Ницше.
Формирование политических и правовых взглядов
Ницше.
Методологическая основа политико-правовых
воззрений позднего Ницше.
Государство в политическом учении Ницше.
Происхождение государства и критический анализ
государственно-правовой действительности в
трудах Ницше.
Историческая эволюция государства по Ницше.
Перспективы развития государства.
Правовые взгляды Ницше.
Проблема возникновения и понятия права в
работах Ницше.
Право в системе других социальньж ценностей
(обычай, мораль, религия).
Соотношение права, власти и закона.
47=136 47
Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию политико-правовых воззрений видного философа XIX века Фридриха Вильгельма Ницше. Сложность и неоднозначность, а зачастую противоречивость суждений Ницше до сих пор вызывают научные споры и привлекают внимание специалистов.
В настоящее время имеется уже достаточно обширная литература, в которой анализируются философская, социальная и историческая концепции Ницше. Однако остаются малоизученными политические и особенно правовые взгляды Ницше. Конечно, не они формируют ядро его учения, но эти воззрения составляют неотъемлемую часть его общей схемы миропонимания и тем самым приобретают большую политическую и научную значимость.
Неординарные, а в ряде случаев шокирующие суждения и оценки Ницше оказали заметное воздействие на его современников. Интерес к ницшеанству вышел за рамки жизни самого Ницше. Несомненным является усиление влияния идей мыслителя не только на духовное развитие человечества в XX веке, но и на формирование некоторых политических (в частности, фашистских) структур Германии и Италии. Но на основе его государственно-правовых оценок и предположений формировались также и прогрессивные теории с ярко выраженной гуманистической направленностью (Бердяев Н., Вебер М.).
На современном переломном этапе развития общества продолжаются поиски новых и нестандартных подходов к государственным и правовым реалиям.1 В этой связи особую значимость и остроту приобретают
См. напр.: Карабущенко П.Л. Эгалитаризм и элитаризм как категории правового сознания. Круглый стол. // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 4. С. 170-173.
утверждения Ницше о принципиальной невозможности сосуществования самодовлеющего государства, пронизывающие все сферы общества и высокоразвитой культуры.
Ницше пророчески предостерегал человечество об опасности иллюзий поиска простых путей к созданию "идеального государства", поскольку таковое, по его мнению, уничтожит культуру, человеческую индивидуальность и даже саму государственность. Не случайно еще в XIX он выступил против социально привлекательных и заманчивых по своей простоте социалистических и анархических теорий.
Ницше подметил также теневые стороны развития современных ему демократических государств. Положенные в их основу идеи правового равенства, справедливости и свободы в его глазах представлялись как неосуществимые и противоречащие человеческой природе. Он приходит к парадоксальным выводам, что конституционализм и парламентаризм превращают гениев в серые личности, готовые следовать за "стадом". Правители и органы государственной власти вынуждены постоянно подстраиваться под общественное мнение и завоевывать доверие толпы.
Демократия, по утверждению Ницше, не позволяет провести какие-либо серьезные изменения в обществе, поскольку частая смена должностных лиц является помехой для длительного и глубокого реформирования.
В связи с широким распространением в мире в XX веке различных форм фашистского движения многие исследователи усматривают его идейные истоки в ницшеанстве.1
1 Об этом см.: Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. М.,-Л.,1934; Замкова В. Германский фашизм - одна из главнейших форм тоталитаризма. М.,1994. С. 18-21; Taureck B.H.F. Nietzsche und der Faschismus: Eine Studie iiber Nietzsches politische Philosophic und ihre Folgen. Hamburg, 1989; Tomberg F. Der Streit Nietzsche contra Wagner im historischen Vorfeld des Faschismus. II Wiss. Beitr. Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. 1987. S. 187- 197.
Действительно, многие государственно-правовые идеи (о сверхчеловеке, о расе господ и расе рабов и т.д.) были восприняты и переработаны фашизмом. Но Ницше в то же время выступал против национализма, против манипулирования "массами" с помощью политических средств. Он мечтал о становлении нового аристократического государства, о свободном развитии индивидуальности, что вступало в противоречие с национал-социалистической идеологией и практикой.
Несмотря на большое своеобразие и значимость политико-правового наследия Ницше, оно не было предметом специального и комплексного исследования в российской юридической литературе, в том числе и в учебной. Исключение составляет учебник истории политических и правовых учений под редакцией B.C. Нерсесянца (М., 1995), где взглядам Ницше посвящен отдельный параграф.1
Характерная для сегодняшней России переоценка государственно-правовой действительности и поиски путей всестороннего развития личности делают необходимым более углубленное изучение идейного наследия прошлого и, в частности, монографического исследования политических и правовых воззрений Ницше.
Целью исследования является изучение становления и эволюции политических и правовых воззрений Ницше с учетом идейного влияния на него предшествующих и современных ему мыслителей, разрабатьшающих в своих произведениях сходную политико-правовую проблематику.
Цели исследования определили основные задачи диссертационной работы, которые могут быть сформулированы в следующем виде:
- выявить основные идейные истоки политических и правовых воззрений Ницше;
История политических и правовых учений. Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.,1995.
- определить связь государственно-правовых воззрений Ницше с
другими политическими учениями XVIII - XIX века,
- раскрыть специфику и категориальный аппарат политико-правовой
концепции Ницше;
- установить место и роль политико-правовых идей Ницше в
последующей истории человечества, в частности в XX веке.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Методологической основой диссертационного исследования явились сравнительный, исторический, аксиоматический и системньш методы познания. В процессе исследования политико-правовых взглядов Ницше были использованы труды дореволюционных русских ученых-юристов: Ковалевского М.М., Муромцева С.А., Новгородцева П.И., Трубецкого Е.Н., Чичерина Б. И. и др.
Большую помощь в подготовке данной диссертации оказали важные в теоретическом и методологическом отношении работы отечественных специалистов в области политических и правовых учений: Воротилина Е.А., Деева Н.Н., Зорькина В.Д., Исаева И.А., Кечекьяна С.Ф., Козлихина И.Ю., Лейста ОЗ., Луковской Д.И., Мамута Л.С, Мартышина О.В, Мачина И.Ф., Нерсесянца B.C., Струнникова В.Н. и др.
В диссертации используются также труды отечественных философов, историков и политологов, исследовавших учение Ницше: Бердяева Н.А., Тарле Е.В., Шестова Л., а также Андреевой И.С., Гордеевой Е.Ю., Зорина Г.Д., Кулыги Л.И., Кучевского В.Б., Мочкина А.Н., Немировской Л.З., Одуева С.Ф., Свастьяна К.А. и др.
В диссертации в качестве источниковедческого материала послужили в первую очередь публикации произведений самого Ницше (на русском и немецком языках), а также труды мыслителей прошлого: Гегеля, Гоббса Т., Гумпловича Л., Дюринга Е., Канта И., Макиавелли Н., Ренана Э., Руссо Ж.Ж., Спинозы Б. и др.
В процессе подготовки диссертации привлекались труды немецких ученых в области политических и правовых учений, философии права, а также по социологии, философии и культурологии (Энгельхардта К., Герхардта Ф., Хартунга Г., Янца К.П., Лее Ю.В., Огтманна X., Руппа Г., Таурека Б.Х.Ф. и др.)-
Научная НОВИЗНа определяется тем, что в юридической литературе Российской Федерации впервые предпринимается попытка рассмотреть эволюцию политических и правовых воззрений Ницше в монографическом плане с выявлением их специфических черт. В обширной литературе по ницшеанству эти воззрения не являются предметом специального и всестороннего анализа.
На защиту выносятся следующие положения, характеризующиеся в той или иной степени научной новизной:
Политические и правовые взгляды Ницше начали формироваться ранее, чем определились основные положения его философской концепции. Адекватный методологический и философский фундамент политико-правовые воззрения Ницше приобрели лишь позднее, благодаря сформулированным им идеям нигилизма, "воли к власти", "вечного возвращения", "сверхчеловека".
В развитии политико-правовых взглядов Ницше можно выделить два этапа (в отличие от общепринятого трехчленного деления процесса становления его философских взглядов). Первый период: 1870-1876 гг. -становление политико-правовых воззрений Ницше. Второй период: 1877-1888 гг. -превращение отдельных политико-правовых постулатов Ницше в относительно законченную схему, имеющую свое философское обоснование.
Политические, а особенно правовые взгляды Ницше, изложенные им далее в период наивысшего творческого подъема, отличались разрозненностью и противоречивостью. Ницше не создал стройной и логически завершенной политико-правовой теории.
В основу оценки реальной государственной действительности Ницше положил показатели уровня развития культуры, поощрения в человеке естественных инстинктов, а также закрепления господства аристократии.
На основе критики договорной теории происхождения государства, утверждения о существовании неравенства в первобытном обществе Ницше, опираясь на этимологию понятия "добрый " и "злой", приходит к выводу о насильственном характере возникновения государства.
Ницше выделял тираническую, олигархическую, демократическую и аристократическую формы государства. Наибольшей критике он подверг демократию, которая вырастает, по его мнению, из христианского учения о государстве и нравственности и является формой упадка государства.
Государственным идеалом Ницше был аристократический кастовый строй, где, по его мнению, в наибольшей степени могут быть учтены действительные стремления индивидуума (инстинкты). Хотя сам Ницше критиковал идею идеального государства как утопию, его модель будущей государственности также имела все черты утопичности.
Правовые идеи Ницше складывались на стыке естественно правовой школы и теории насилия. Право у Ницше имеет в своем основании силу (власть) и "некого рода равенство положения". Сочетание этих, казалось бы, внешне несовместимых начал послужило у Ницше базой для утверждений о существовании "права сильнейших" и "права слабейших" и обусловленности права законом.
Зависимость права от силы и всемирных законов "вечного возвращения" и "воли к власти" предопределяет его назначение не как цели государственной политики, а как средства поддержания господства.
Антидемократический характер воззрений Ницше на будущность права нашел свое выражение в утверждении им необходимости существования двух систем права в рамках одного аристократического кастового государства: "права господ" и "права рабов".
Теоретическое и практическое значение диссертации.
Материалы и вьюоды диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем государства и права, а также в преподавании курса истории политических и правовых учений и философии права.