Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Формирование политических и правовых взглядов азербайджанских мыслителей XII века 16
.1 Социально-экономические и политические условия развития азербайджанской политико-правовой мысли XII в 16
.2. Идейные основы формирования воззрений Хагани и Низами 33
ГЛАВА II. Общественно-политические взгляды Хагани и Низами ...57
. 1. Критика пороков феодального общества и государства 57
.2. О причинах недостатков феодального общественного и государственного строя 67
.3. Борьба с несправедливостью феодального государственного правления 99
.4. Политический идеал Хагани и Низами 103
ГЛАВА III. Правовые взгляды Хагани и Низами 114
.1. О справедливости, законности и правопорядке 114
.2. О причинах совершения правонарушений и путях их искоренения... 123
.3. О семье и роли женщины в обществе 136
Заключение 149
Список использованных источников и научной литературы 152
- Социально-экономические и политические условия развития азербайджанской политико-правовой мысли XII в
- Идейные основы формирования воззрений Хагани и Низами
- Критика пороков феодального общества и государства
- О справедливости, законности и правопорядке
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Политико-правовая мысль Азербайджана XII в. представляет собой феномен, в полной мере не исследованный до настоящего времени. Азербайджанские мыслители того времени, прежде всего, Низами Гянджеви и Хагани Ширвани создали произведения, которые по глубине анализа взаимоотношений между людьми, между человеком и властью, личностью и государством могут быть оценены как достижения политической и правовой мысли мирового масштаба. Эти вопросы развития общества и государства, поднятые на такую философскую и теоретическую высоту, неизменно сохраняют свою актуальность.
История политико-правовых учений и взглядов азербайджанских мыслителей изучена очень фрагментарно и крайне недостаточно. Автор настоящей диссертации остановила свой выбор на проблемах развития политико-правовых представлений в Азербайджане XII в., чтобы сформулировать системное представление об уровне развития общественной мысли в Азербайджане.
Настоящее исследование политико-правовой мысли Азербайджана XII века сосредоточено, в основном, на двух ключевых фигурах великих поэтов того времени - Хагани Ширвани, общепризнанном на Востоке мастере философской лирики, и Низами Гянджеви, творчество которого является одной из вершин восточной поэзии. Почему именно они вызывают первостепенный интерес в качестве носителей правовых взглядов, а не государственные деятели, религиозные авторитеты и судьи, многие из которых также достойны внимания исследователя?
Дело, прежде всего, в масштабах влияния, которое Хагани и Низами оказали на своих современников и последующие поколения. Острота социально-политического мышления, соединенная с художественной правдой и выразительной эстетической формой,
создавали огромную силу воздействия на интеллект и чувства людей. На политико-правовых максимах, включенных в образную структуру литературных произведений, лежит печать художественного миросозерцания поэтов, которое формировалось не только социально-политической ситуацией в государствах Ширваншахов и Атабеков, но и раздумьями над мировыми проблемами, неизбежным конфликтом гениального человека с действительностью. Поэтому политико-правовые взгляды Хагани и Низами базируются, в основном, на несогласии с реальной политикой и реальностями современной им правовой жизни, в них много горечи, разочарования и отрицания.
Облеченность политических и правовых воззрений мыслителей восточного средневековья в литературно-поэтическую форму составляют объективную трудность их вычленения и исследования. Однако, вне анализа литературных источников невозможно в полной мере оценить воздействие, которое оказали мыслители Востока на развитие права и государственности своих народов. В частности, изучение творческого наследия Хагани и Низами является непременным условием для понимания истории Азербайджанской государственности.
В современных условиях становления независимой Азербайджанской государственности для азербайджанского общества существуют и иные особые основания и причины для того, чтобы обратиться к истории своей политической и правовой мысли, к истокам своей правовой и политической культуры. Именно в опоре на национальные политические и правовые традиции азербайджанское общество видит возможность сохранения самобытности своей культуры, национальной идентичности. Это ни в коей мере не противоречит концепции интеграции Азербайджана в мировое сообщество, его движения по пути демократии и формирования гражданского общества.
В самом широком плане вопрос о национальной укорененности политических и правовых идей, ценностей очень важен для нынешней
практики государственного строительства и правового развития Азербайджанской Республики, потому что он связан с разработкой критериев оценки конституционных и других политико-правовых институтов в различных ситуациях, но особенно при их заимствовании из других политических систем.
Многие так называемые западные политические и правовые ценности, как свидетельствует глубокое изучение их исторических корней, не являются порождением исключительно лишь западной культуры. Огромную, но пока еще не вполне оцененную роль в их становлении сыграла социальная и политическая философия Востока (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Низами, Хагани и др.). Поиски социальной гармонии и рационализация отношений между властителями и подвластными одинаково волновали западных и восточных мыслителей, они приходили к выводам, если и не одинаковым, то, во многом, совпадающим. Так, в специфических сферах этики, политики, права вырабатывались подлинно общечеловеческие ценности, в которых каждая культура и каждый народ может видеть нечто свое, идущее из собственного прошлого.
Потребность историко-правового анализа воззрений великих мыслителей Средневековья, стремление представить теоретическое обоснование их значимости для понимания национальной государственности Азербайджана обусловили выбор темы диссертационного исследования и определили ее актуальность.
Цель и задачи исследования. Диссертационное исследование имеет целью представление концептуального анализа взглядов на общество, государство и право азербайджанских мыслителей XII в., прежде всего, Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, теоретического обоснования их значимости в развитии политико-правовой мысли Азербайджана и влияния на современное духовное и государственное развитие Азербайджана.
В ходе исследования определены роль политико-правовых взглядов Низами и Хагани в развитии азербайджанской культуры, их соответствие потребностям современной государственно-правовой практики.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
системно описать и провести сравнительный анализ политико-правовых воззрений азербайджанских поэтов-мыслителей XII в.;
обобщить исторические материалы по проблеме исследования, определить степень теоретической разработанности темы;
обосновать возможность правового подхода к изучению их наследия и представить в качестве составной части развития азербайджанской политико-правовой мысли;
охарактеризовать политический строй азербайджанских государств XII в. Ширваншахов и Атабеков и роль азербайджанских мыслителей в их развитии;
проанализировать политические взгляды Хагани и Низами, выявить общие и отличительные черты в их воззрениях на право и государство;
представить взгляды азербайджанских поэтов-мыслителей XII в. на положение женщины в обществе, их отношение к ее правам.
Объектом исследования являются политико-правовые взгляды азербайджанских мыслителей XII в., прежде всего, Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, характеризующие уровень развития политической и правовой культуры азербайджанского общества того времени. Это: представления указанных мыслителей о справедливости, законности, правопорядке, о причинах совершения преступления и путях их искоренения, о семье и положении женщины.
Предмет исследования составляют вопросы истории политико-правовой мысли Азербайджана, в частности, анализ политико-правовых
взглядов таких мыслителей, как Низами Гянджеви и Хагани Ширвани. Предмет исследования в диссертации рассматривается в двух основных аспектах. С одной стороны, изучены вопросы политической теории Азербайджана XII в., условия формирования общественно-политических и правовых взглядов мыслителей того времени. С другой стороны, предметом исследования выступает анализ политико-правовых воззрений мыслителей рассматриваемого периода как социальной утопии, раскрытие противоречий в предлагаемых ими подходах на право и государство.
Степень научной разработанности темы и круг использованных источников. Несмотря на достаточно частое упоминание как в самом Азербайджане, так и за его пределами имен азербайджанских мыслителей Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, их политико-правовые взгляды не были подвергнуты в отечественном правоведении сколь-нибудь подробному анализу. В современной науке творчество рассматриваемых великих авторов, как правило, ограничивается их оценкой как выдающихся поэтов и философов, оказавших влияние не только на азербайджанскую литературу, но и на литературу большинства других народов Востока. Вопросы их политико-правовых взглядов, зачастую, остаются за пределами научного анализа.
Основными исследованиями, посвященными данной проблеме, являются общие работы по истории политико-правовых учений Азербайджана и некоторые специальные научные статьи. В то же время, в научной и учебной литературе отмечается роль социальной утопии Низами, представленной им в последней по времени написания поэме «Пятерице» - «Искендернаме», которая послужила стимулом для развития общественно-политической и философской мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Среди исследований общего характера, посвященных рассмотрению истории политико-правовых учений в Азербайджане,
следует отметить работу М.Ф. Меликовой и Э.Р. Байрамова "История политико-правовых учений Азербайджана"1, в которой авторам удалось выделить основные черты и дать общую характеристику политико-правовых взглядов азербайджанских поэтов-мыслителей XII в. Хагани и Низами; книгу А.К.Рзаева "Очерки политико-правовых учений Азербайджана"2. В большей мере, нежели политико-правовые взгляды Хагани, исследовано творчество Низами. В частности, воззрениям на государство и общество Низами Гянджеви посвящены труды Е.Э. Бертельса, Г. Гусейнова, В. Гахраманова, К.С. Кекелидзе, А.Е. Крымского, Г. Мамедова. Ш.Ф. Мамедова, Дж. Мустафаева, М.Г. Рафили, Г. Рзакулизаде3.
Однако, работы приведенных авторов относятся к 1960-1970 гг. В 1990 г. была защищена интересная кандидатская диссертация А.Сулеймановой "Политические и правовые взгляды Низами Гянджеви". Работа А.Сулеймановой представляется чрезвычайно ценной, если учесть то обстоятельство, что это была первая попытка раскрытия политических и правовых воззрений Низами Гянджеви на монографическом уровне. Но следует отметить, что все указаные работы выполнялись на основе
1 Меликова М.Ф., Байрамов Э.Р. История политико-правовых
учений Азербайджана. Баку. 1984.
2 Рзаев А.К. Очерки истории политико-правовых учений
Азербайджана. Баку. 1983.
3 См., напр.: Гусейнов Г. О социальных воззрениях Низами. Баку.
1946; Гахраманов В. О правовых взглядах Низами. Известия АН
Азербайджанской ССР. 1948. № 7; Мамедов Г. Общественные и
политические взгляды Низами Гянджеви. Баку. 1962; Мамедов Ш.
Философские и общественно-политические взгляды Низами. Москва.
1959; Рзакулизаде Г. Общественно-политические и философские взгляды
Хагани Ширвани. Баку. 1962 и др.
марксистской методологии исследования, которая задавала определенную направленность выводам авторов. Содержащиеся в них оценки не отражают современный уровень исторических и государственно-правовых знаний. После обретения Азербайджаном независимости как в Азербайджанской Республике, так и в Российской Федерации исследования на данную тему, практически, не проводились.
В то же время, представленное исследование подготовлено на основе подходов, выработанных к анализу истории политических и правовых учений советской, российской и азербайджанской юридической правовой наукой. При подготовке диссертационного исследования автор опирается на труды отечественных специалистов в области теории права и государства, истории политических и правовых учений, философии права, конституционного права, международного права, прежде всего: А.С. Автономова, М.В. Баглая, А.В. Васильева, Р.Ф. Васильева, К.Н. Гусова, В.Д.Зорькина, И.А. Исаева, Г.М. Керимова, Д.А. Керимова, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеевой, Г.В. Осипова, А.Х. Саидова, В.Н. Синюкова, В.М. Сырых, В.А. Твардовской, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, О.И. Чистякова, Т.М. Шамбы, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др.
Методология исследования. Автор исходит из того, что в настоящее время правовая методология постоянно обогащается приемами и способами исследования, связанными с достижениями современной культурологии, углублением цивилизационного подхода к историческим типам и формам государства и права. Историко-правовой анализ правовых систем, по мнению диссертанта, должен охватывать культурный контекст исторического бытия этих систем, в особенности памятники культуры, в которых воплотились образцы высокого понимания идей и категорий, выразивших устойчивую, постоянно воспроизводящуюся и потому как бы вечную сущность права, духовный смысл юридических отношений в обществе.
В методологический инструментарий правоведа должны войти способы выявления подобных идей в художественной культуре, фольклоре, героическом эпосе, исторических преданиях, песнях и поэмах, и, конечно, в великих произведениях прошлого (произведениях Гомера, Низами, Фирдоуси и т.д.), отразивших высшую точку духовного подъема своей эпохи. Диссертант считает, что методологическое сотрудничество правоведов с культурологами и литературоведами в наше время весьма перспективно.
В ходе исследования различных аспектов предмета исследования использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический, диалектический и др.
Методологической основой исследования является, прежде всего, метод исторического анализа и сравнительно-правовой метод. Диссертант на основе внимательного и, вместе с тем, критического подхода к имеющейся по данной проблеме научной литературе характеризует уровень развития политико-правовой мысли Азербайджана, труды азербайджанских поэтов-гуманистов XII в. с позиций современного правоведения, преодолевших рамки марксистской теории права и государства. В процессе исследования были использованы многочисленные труды юристов, историков, философов, а также историко-правовые памятники средневекового Азербайджана и другие материалы.
Конкретно-исторический метод применялся при анализе истории
развития общественно-политической правовой мысли Азербайджана,
социально-экономических предпосылок формирования взглядов таких
мыслителей XII в., как Низами и Хагани. Метод сравнительного анализа
был использован при рассмотрении подходов к оценке наследия
указанных мыслителей в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Диалектический метод позволил раскрыть степень
взаимообусловленности правовых взглядов рассматриваемых в диссертации мыслителей и их поэтического наследия. Учитывая особенности стилистики изложения взглядов Низами и Хагани, в диссертации широко использованы методы анализа литературных поэтических текстов.
Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к актуальным проблемам истории государства и права, правовых и политических учений, но и к вопросам теории права и государства, философии, литературоведения и других областей знания. Указанные методы применялись в сочетании с используемыми для познания и объяснения основных закономерностей развития государственно-правовой мысли требований объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности. Это позволило: во-первых, охарактеризовать современный уровень понимания общественно-политических и правовых взглядов Низами и Хагани; во-вторых, определить ценность их наследия для изучения истории Азербайджанского государства и общества; и, в-третьих, представить их роль для современной Азербайджанской Республики.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем представлен анализ политико-правовой мысли Азербайджана XII в., отвечающий требованиям современного уровня знания и современных представлений об истории Азербайджанского государства и азербайджанской политико-правовой мысли. В диссертации разработаны вопросы формирования и динамики азербайджанской политико-правовой мысли средневековья, которые либо вовсе не анализировались в отечественном правоведении, либо изучены в недостаточной степени и не нашли своего научного разрешения.
Системному анализу подвергнуты различные аспекты предмета исследования: общественно-политические и правовые взгляды азербайджанских мыслителей XII в. Низами и Хагани, представлен
политический идеал общественного устройства, раскрываемый в их трудах, показаны идейные основы и исторические условия формирования их правовых и политических воззрений. Такой анализ позволил представить политико-правовые взгляды азербайджанских мыслителей XII в. Хагани и Низами в контексте динамических изменений политического устройства и правовой организации государств Ширваншахов и Атабеков.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, в которых также нашла отражение научная новизна работы:
Для истории Азербайджанского государства политически нестабильный и противоречивый XII в. отмечен появлением и развитием ряда политико-правовых доктрин, значение которых до настоящего времени не в полной мере оценено. Появление указанных теоретико-правовых концепций диссертант связывает с изменением социальной структуры средневекового общества, становлением городов как центров государственной жизни, политическим соперничеством государств и другими факторами.
Особенностью рассматриваемого этапа развития политической и правовой мысли является то обстоятельство, что политические и правовые воззрения мыслителей Востока в своей значительной части облечены в литературно-поэтическую форму. Литературные произведения мыслителей Востока, в частности, Хагани и Низами, выступают в качестве источника наших представлений об уровне развития правовой мысли эпохи. Именно на основе изучения литературных источников средневековой восточной философии современный исследователь может дать комплексный анализ разработанности в конкретный исторический период таких фундаментальных теоретико-правовых понятий, как «право», «законность», «правосудие», «справедливость» и т.д.
Диссертант выделяет характерные черты и особенности политико-правовых воззрений Хагани и Низами, в частности: отождествление государства с личностью его главы, правителя или монарха; признание жесткой зависимости режима управления государством от личных качеств государя, важности воспитания государя в духе гуманности, справедливости, служения благу общества и т.д. В частности, исследуется развитие взглядов Низами на форму правления государства: от идеи «справедливого монарха», «просвещенного правителя» к концепции «народоправства».
В диссертации обоснован вывод, согласно которому политические и правовые взгляды в XII в. в азербайджанских государствах, как и на всем мусульманском Востоке, исходили, в конечном счете, из двух основных источников - мусульманско-правовой доктрины и социально - этической философии. Для мыслителей Азербайджана характерна преимущественно социально-этическая аргументация политических и правовых взглядов, что, по мнению диссертанта, связано, прежде всего, со свободомыслием Восточного Ренессанса, проявившемся в творчестве великих азербайджанских поэтов Хагани Ширвани и Низами Гянджеви.
Политико-правовая мысль Азербайджана в XII в. развивалась в русле исламской идеологии, она является органической частью социальной и политической философии мусульманского Востока. Однако, на нее, как показано в диссертации, значительное влияние оказали другие религиозные идеологии - зороастризм, манихеизм, маздаизм, а также древнетюркские литературно-исторические памятники, азербайджанский фольклор, народные обычаи и традиции.
В научный оборот диссертант вводит самостоятельно разработанные положения, касающиеся оценки взглядов Хагани и Низами, некоторых их современников по вопросам мусульманского
права и таких его составных частей, как шариат, исламское судопроизводство, преступление и наказание. В работе подчеркивается сложность и противоречивость позиций великих азербайджанских мыслителей в отношении прав женщин.
Теоретическая и практическая значимость работы. Анализ истории развития политико-правовой мысли предполагает не только рассмотрение конкретных исторических и литературных источников, но и понимание обусловленности современного состояния государства и общества особенностями исторического развития.
Особое значение при этом приобретают исторически сформировавшиеся на том или ином культурном пространстве (в данном случае, в Азербайджане) ценностные представления о должном состоянии государства и общества, политической системы. Значимость исследования заключается в анализе поставленных в нем проблем с учетом современных представлений об истории Азербайджана, понимания актуальных задач государственного строительства и правового развития Азербайджанской Республики на основе социальных ценностей и гуманистических идеалов, выработанных еще мыслителями древности.
Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по проблемам истории правовых и политических учений, теории права и государства. Настоящее исследование может быть использовано при проведении социально-политического анализа государственно-правовых и духовных традиций Азербайджана.
Диссертационное исследование может быть использовано в процессе преподавания в юридических и гуманитарных учебных заведениях истории правовых и политических учений, теории и истории государства и права, политологии и некоторых других дисциплин.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы одобрены и рекомендованы к защите на кафедре
государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в публикациях автора - монографии и научных статьях.
Материалы исследования использованы автором в его преподавательской деятельности в Бакинском государственном университете им. М.А. Расулзаде, Бакинском славянском университете при чтении курсов лекций по всеобщей истории государства и права, истории политических и правовых учений, а также в выступлениях на научных конференциях.
Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
Социально-экономические и политические условия развития азербайджанской политико-правовой мысли XII в
XII век - значительный период в истории средневекового Азербайджана. В этот период возникают и укрепляются самостоятельные феодальные государства, развивается самобытная национальная азербайджанская культура. XII век занимает в истории Азербайджана уникальное место, так как именно в этом столетии завершается процесс формирования таких азербайджанских государств, как государство Ширваншахов и государство Атабеков. Расцвет самостоятельных государств способствовал бурному развитию литературы, искусства, философии, политико-правовых и других теорий. Они сыграли немалую роль в интеллектуальной жизни того времени, нашли отражение в произведениях таких азербайджанских поэтов, как Абуль-аля-Гянджеви, Иззеддин Ширвани, Фелеки Ширвани, Муджириддин Байлакани, Хагани Ширвани, Низами Гянджеви.
В политической жизни Азербайджана XII век выделяется рядом знаменательных социальных событий, главным из которых была смена феодальной раздробленности централизованными государствами, что в свою очередь приводило к трансформациям в характере феодальной идеологии. Главным событием начала XI в. было изгнание арабских завоевателей из Азербайджана и образование на его территории ряда феодальных государств, среди которых наиболее сильным было государство ширваншахов. В XII в. феодальные отношения достигли своего наивысшего уровня. Развитие этих отношений привело к появлению крупных феодальных земель рядом с существующими государственными землями.
"Развитие общественных отношений обусловливает необходимость правовой регуляции, переходный период от раздробленности к централизации требовал создания единой правовой системы". Государство Ширваншахов, основы которого были заложены в VI веке, переживает в этом столетии, как отмечают исследователи, кульминационную эпоху своего политического развития: "Уже в конце XI века отмечается начало подъема в Ширване, продолжавшегося и в XII веке, когда государство Ширваншахов находилось в зените своего расцвета".5
С другой стороны, в 30-х годах рассматриваемого столетия закладываются основы другого мощного азербайджанского государства -Государства Атабеков. Два эти выдающихся события, естественно, послужили стимулом к невиданному по своей интенсивности развитию политической идеологии в Азербайджане. Понятно, что направленность политических идеологий XII века непосредственно определялась характером существовавших в ту эпоху феодальных государств. Поэтому прежде чем перейти к рассмотрению ведущей проблемы исследования, представляется уместным дать в нескольких словах общую характеристику этих государств.
Государство Ширваншахов, пришедшее на смену государствам древней Мидии, Атропатены и Албании, сыграло большую роль в политической и общественной жизни страны в качестве очередного самостоятельного азербайджанского государства. Хотя Ширван, отличавшийся выгодным политико-географическим местоположением и богатством естественных ресурсов, становился объектом неоднократных нашествий как в эпоху Сасанидов, арабов, так и сельджуков, ему все же удалось сохранить свою относительную политическую самостоятельность. "Область Ширван, где на протяжении тысячелетнего периода (VI - XVI вв.) царствовала старинная династия правителей Ширваншахов, включала плодородные равнины и низменности с прекрасными пастбищами, лугами и лесами",- пишет автор фундаментальной монографии о Государстве Ширваншахов С. Ашурбейли6.
Одним из факторов, способствующих удержанию Ширваншахами политической самостоятельности, выступала находящаяся в их владениях Дербентская крепость. Так, после завоевания Ширвана арабами (642-643 гг.) с согласия халифа Омара (634-644 гг.) их войско покинуло эту область, заключив договор с Ширваншахом, согласно которому на него накладывалась обязанность защиты с помощью местных военных сил крепости Дербента, иными словами северной границы халифата от набегов кочевников. Вот как описывается это событие в труде под названием "Ал камил фи-т-тарих" арабского историка Ибн аль-Насира (1160-1234 гг.): "Он (Ширваншах - Д.М.) явился к Абдуррахману (арабскому военачальнику, взявшему Дербент - Д.М.), произнес слова приветствия и сказал: "Я живу средь лютых, как псы, врагов и безвестных по своему происхождению народов. Именитому и умному человеку не подобает оказывать им помощь против благородной личности... Вы одержали победу над моим городом и моим народом, потому и я за Вас. Моя рука - в Вашей руке, и я готов выдать откуп.
Идейные основы формирования воззрений Хагани и Низами
Среди всех этих источников, конечно же, нельзя упускать из виду азербайджанский фольклор и его многочисленные обычаи и традиции. Среди идейных и тематических истоков азербайджанской политической и правовой мысли XII в. следует особо отметить памятник "Сиясетнаме" ("Книга о правлении"), известный Низами и используемый им в его поэмах. Этот выдающийся памятник политической мысли, авторство которого приписывается Низамульмульку - визирю Великого сельджукского императора султана Алп Арслана (1063-1072) и султана Мелик-шаха (1072-1092), состоит из 51 главы, и был написан с целью назидания правителям, чтобы они в своей политике руководствовались справедливыми устремлениями. Будучи по своему происхождению из аристократического персидского рода, Низамульмульк для наглядности в изложении своих дидактических и теоретических мыслей сообразно своему замыслу использовал назидательные события и происшествия; при этом он, наряду с жизнью и деятельностью халифов обратился также к деяниям персидских царских династий.
Подобная связь с ирано-сасанидскими традициями сближает "Сиясетнаме" с творчеством Хагани и Низами, как в тематическом, так и в идейном отношении. Достаточным будет указать лишь на то, что инцидент между Бахрам Гуром и его визирем, допрос семи смиренных слуг, описанные в четвертой главе, почти точь-в-точь введены в поэму "Семь красавиц" Низами. Кроме того, с целью изучения основных учений хуррамизма и маздакизма Низами использовал, с "Историей" Табари и "Сиясетнаме" в качестве одного из источников. Свои произведения Низами создавал на языке фарси. Однако, как мы уже упоминали, поэты Азербайджана, пользуясь фарсидским языком и отдавая дань традициям иранских классиков, создали свою (азербайджанскую) поэтическую школу, которая прослеживается как в особенностях языка и стиля, так и в идейно-художественной проблематике. В этом отношении опыт Низами весьма примечателен. Исследователь творчества Хагани и Низами Ю. Н. Марр писал: «Низами является своим для Кавказа, в частности для той этнической группировки, которая до последнего времени сохраняла персидскую традицию в своей литературе, - то есть для Азербайджана, где гянджинский поэт все-таки более в почете, чем в Персии».
В формировании азербайджанской политико-правовой мысли этого времени, в особенности в развитии политической мысли, большая роль принадлежит восточной арабоязычной философии, а через нее древнегреческой философии. Среди философов, взращенных арабской философской школой и уделявших значительное внимание государственным и политическим вопросам, следует особо выделить имя Абу Насра аль-Фараби (870-950).
Автор многих переводов сочинений по вопросам государственного и политического устройства и комментариев к ним, а также целого ряда оригинальных произведений, аль-Фараби выступает, в числе первых философов, отошедших от нормативной исламской политико-правовой идеологии и выдвинувших рациональные теории. Аль-Фараби, руководствуясь в своей политической концепции идеями древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля, в особенности политическими взглядами Платона, стремился построить утопический общественный идеал именно на основе модели, выдвинутой Платоном.34.
В облике своего Добродетельного "города" аль-Фараби, конечно же, не стал слепо подражать Платону и пытался используемые им идеи привести в соответствие со своей средой и мировоззрением.
К примеру, аль-Фараби чужда идея "казарменного социализма", теоритические принципы которого разработал Платон. Как аль-Фараби, так и через него представителями азербайджанской политической мысли XII в. у социальной утопии Платона были заимствованы лишь общие ее принципы, главным образом принцип социальной справедливости, ряд же деталей этой утопии был подвергнут ими критическому анализу. Так, например, в разработке положений своего "казарменного социализма" Платон доходит до того, что уничтожает не только частную, но и личную собственность, а потому и семью. Цель Платона - сделать счастливыми не отдельных индивидов, а общество в целом,36 тогда как главной целью для гуманизма восточного ренессанса выступает человеческое счастье.
В перемещении центра философской мысли из Греции и Византии на Восток определенную роль сыграли ряд объективно-исторических причин, главнейшая из которых заключалась в жестоких преследованиях, которым подвергались философы Византии после V в., в условиях полного господства религиозной идеологии. Бежавшие от преследований религиозных и официальных кругов философы-неоплатоники, найдя себе убежище и покровительство в государстве Сасанидов, принялись распространять свои учения в городах Нисибин и Гундишапур. Главная их заслуга состояла в бережном сохранении важнейших памятников античной философской мысли и их пропаганде среди народов Востока.
Критика пороков феодального общества и государства
Феодальное государство, возникшее по своей политической сущьности из рабовладельческого государства и составившее еще один этап в историческом развитии, - есть диктатура класса феодалов над крестьянами. Будучи политическим государством, оправдывающим господство человека над человеком, узаконивающим эксплуатацию, феодальное государство, подобно другому эксплутаторскому строю, вместе с господствующими в нем общественными отношениями было подвергнуто резкой критике демократически настроенных поэтов-мыслителей, воспевающих гуманизм и справедливость, явилось причиной возникновения в их произведениях политических утопий как альтернативных вариантов существующему строю.
В этом смысле не составляет исключения и творчества великих поэтов и мыслителей XII в. Афзаладдина Хагани и Низами Гянджеви. Антигуманистический характер и несовершенство феодальных отношений - вот проблема, которая волновала творцов более всего другого. С.Д. Рзакулизаде, исследовавший общественно-политические и философские взгляды Хагани, справедливо указывает, что "...для изучения истории общественно-политической и философской мысли того или иного народа используются, прежде всего, сохранившиеся философские трактаты. Однако не малую роль играют и произведения писателей и поэтов, в творчестве которых, безусловно, в определенной степени находит свое отражение мировоззрение отдельных классов, отдельных слоев населения". Подходя к проблеме под таким углом зрения, можно констатировать наличие объективного изображения и оценки в творчестве Хагани и Низами окружавшей их общественно-политической среды и общественных отношений, по сравнению с современными им поэтами. И хотя, говоря по справедливости, изучению политико-правовых взглядов этих поэтов-мыслителей в некоторых прежних исследованиях уделялось определенное место, все же никак нельзя считать, что данная проблема исследована полностью и в системном плане. В этом смысле особо должна быть отмечена малая изученность творчества Низами. С другой стороны общественно-политические воззрения этих двух крупнейших мыслителей XII в. не исследовались до сих пор в сравнительно-сопоставительном аспекте. И это, не смотря на то, что ощущается большая потребность в проведении подобных изысканий с целью реального воспроизведения общественно-политической картины указанной эпохи.
Если признать справедливыми даты рождения и смерти Хагани и Низами, установленные на сегодняшний день учеными-литературоведами и историками, то между ними была разница в 14-15 лет, и они умерли примерно в одно и тоже время. Следовательно, наиболее зрелый и плодотворный период творческого пути этих художников слова почти совпадают друг с другом. Хотя некоторыми исследователями выдвинута версия о том, что два поэта-мыслителя были лично знакомы друг с другом, мы не находим каких-либо упоминаний на этот счет в их художественном наследии. Но это не так уж и важно. Они были взращены одной и той же социальной средой, и оба вели борьбу за искоренение одних и тех же социальных бед. Были и предложения относительно того, что одно из своих писем Хагани послал Низами.
Именно так и назвал его Вахид Дестгирди, впервые опубликовавший это письмо в журнале "Эрмеган": " Письмо Хагани в адрес Низами, или из Ширвана в Гянджу".63 Позднее было доказано отсутствие какой-либо реальной основы в такой мысли В.Дестгирди64, однако, учитывая огромное значение этого письма как исторического документа, независимо от того, кому она в действительности адресовалось, считаем уместным привести его текст с некоторыми сокращениями в переводе Е.Э.Бертельса:
"Это приветствие исходит из этой неправедной стороны и лишенной ценности местности, притона насилия и обители лицемерия, места терзаний просвещенных людей и дома почета глупцов, разумею я -Ширвана, злейшего из обиталищ и наиболее дикого из них, - в то место нисхождения счастливейшей планеты и восхода величайшей области, место, где на привязи счастье, где объезжают удачу, где пасутся величайшие заслуги, т.е. в Гянджу, лучшую из областей и приятнейшую из них.
.. .Как у вас дела и как вам живется? Там, где вы находитесь, каков спрос на человечность, какова рыночная цена верности? Товар знаний как покупают? Постройте же мне ковчег, ибо пришел поток лицемерия, дайте мне запасы на черный день, ибо настал голодный день одичания...
...Дабы узнали вы, что сердце мыслями измучено, грудь стала ковчегом скорбей от рук кучки носящих пустые титулы, возводящих свой род к хищникам, обладающих нравом диких зверей, скотской природой, дурным происхождением, не стоят они внимания, и не хочу я смотреть на них.
Еретики, ослы, торгующие верой, Близорукие и длинноухие, Уцепились они за мои тонкие мысли, Масла в светильник помыслов подлили.
А другие - непотребные и пустые, несущие злосчастье и нечистые, более заносчивые, чем злые духи, лишенные своей собственной сути, обладающие путаными мыслями и пустой грудью, отпадающие, словно буква тархима, лишенные имени, как васловый алиф.
Одноглавые, но двуязычные, как пятнистая змея, Одноглазые все, как веретено; в кабаке их величайшая кыбла, сто бассейнов уксуса на лбу у них.
Кучка надутых, ветром носимых, в мозгах - мешок с соломой ослепления, сердца их - печь пламени алчности, распаленная, неостывающая. Ищут они сатанинских дел, любят шахскую власть, недостойные они наследники, ходжи пустохвальные. Наука бесполезная -ожерелье на шее, молитва недоходчивая - клеймо на челе их, по прозванью они - Бу-Зарр, но по нраву - Бу-Лахаб...
О справедливости, законности и правопорядке
Выделение отдельной главы с целью освещения правовых взглядов величайших поэтов-мыслителей XII в. Хагани и Низами обусловлено крайне малой изученностью этой проблемы. Так, если общественным и политическим взглядам названных поэтов посвящены многие статьи, очерки и монографии, то об их правовых взглядах этого сказать нельзя. За исключением одной небольшой статьи,144 какого-либо исследования о правовых взглядах Хагани и Низами, до 1990 г. не было. Именно в этом году была защищена кандидатсая диссертация А.Сулеймановой "Политические и правовые воззрения Низами Гянджеви". В диссертации А.Сулеймановой рассматривается эпоха Низами, азербайджанская действительность XII века и жизнь мыслителя, исследуются вопросы государства и права в творчестве Низами, проблемы войны и мира в эпических произведениях Низами Гянджеви.
Труд А.Сулеймановой является очень ценной, как первая попытка раскрытия политических и правовых воззрений Низами Гянджеви на монаграфическом уровне. Но наряду с тем, не надо упускать из внимания, что работа выполнена в конце 80-х годов и по этой причине автору не удалось избежать марксистской методологии при своем исследовании. А это в свою очередь, привело к тому, что многие проблемы остались незатронутыми, или же подверглись научному, искажению. К примеру, можно указать на такую мысль автора, будто "на мировоззрение мыслителя ощутимое влияние оказала также философия исмаилизма". В действительности же, Низами глубоко ненавидел террористическую деятельность исмаилитов, что нашло свое отражение в его произведениях.
Или же предположение А.Сулеймановой о том, что "Низами предвидел, что путь к такому государству (идеальному - Д.М.) неимоверно труден, сопряжен с жертвами (?! -Д.М.) и что его создание потребует борьбы, лишений, многочисленных страданий", является не чем иным, как отражением революционно-коммунистических взглядов.
Что же касается упомянутой статьи, имеющей объем всего в шесть страниц, ее автор, как он сам отмечает, ведет речь главным образом о мыслях и суждениях Низами относительно уголовного права.
В произведениях и Хагани, и Низами содержится богатый материал по шариату и такой его составной части как мусульманское право. Именно поэтому, принимая во внимание также фактическую не исследователность указанной проблемы, автор сочла целесообразным выделить одно из глав диссертации для ее раскрытия.
Вопросы законности и права были актуальны в произведениях многих мыслителей, начиная с древнейших времен. Уже античные мыслители полагали, что государственная власть должна основываться на праве, а право, по Аристотелю, есть олицетворение политической справедливости. Любая власть, отрицающая право, это власть, не знающая меры, и поэтому власть произвольная, деспотическая.
В произведениях Хагани и Низами уделяется значительное внимание прежде всего вопросам законности и справедливого правосудия, что противопоставляется произволу и беззаконию. Жалуясь на переживаемое ими время, они сетуют на отсутствие законности и правопорядка, вследствие чего, по их мнению допускается ущемление прав людей. Именно об этом пишет Хагани в начале своей поэмы "Дар двухИраков":
Согласно Хагани, правопорядок, существующий в его эпоху, не соответствует принципам человечности и здравому смыслу. Здесь словно все перевернуто с ног на голову. Беззаконье не то, что властвует, оно возведено в ранг закона. В самом факте господства низких и недостойных над людьми благородными, умными Хагани усматривает пример беззаконья.