Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историко-юридическое направление в либеральной политической мысли России второй половины XIX века
1.1. Значение концепции государственной (юридической) школы в русской историографии для развития социологической юриспруденции 21
1.2. Государственнический либерализм в социологической юриспруденции В.О.Ключевского 55
1.3.Особенности применения В.О.Ключевским научной методологии к исследованию политико-правовых явлений 75
Глава II. Учение В.О.Ключевского о государстве и праве
2.1. Историческое изучение права: эволюци-я от юридического позитивизма к социологии права 98
2.2. Теория закрепощения-раскрепощения сословий на службе у государства 134
2.3. Концепция национального государства 154
Заключение 202
Список литературы 213
- Значение концепции государственной (юридической) школы в русской историографии для развития социологической юриспруденции
- Государственнический либерализм в социологической юриспруденции В.О.Ключевского
- Историческое изучение права: эволюци-я от юридического позитивизма к социологии права
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Изучение государства и права в постоянно изменяющихся исторических условиях состоит в необходимости поиска новых государственно-правовых форм в связи с изменяющимися общественными ценностями, сравнение которых в исторических эпохах и культурах имеет непосредственное практическое значение, так как дает возможность вырабатывать реальную модель политико-правовых преобразований. Необходимость учета исторического опыта нации при осуществлении преобразований в государстве, сравнительно-исторический юридический анализ бытия государственно-правовых явлений дает возможность определить степень подготовленности общества к осуществлению реформ в различных сферах жизни.
Формирование общественных отношений происходит одновременно с меняющимися формами юридического закрепления отношений собственности, личности и государства, и соответствующими изменениями в содержании юридических терминов. Наблюдая эволюцию содержания понятий в теории и истории государства и права, можно в соответствии с результатами наблюдений выстраивать логику преобразований, исследовать характер правоотношений в соответствии с целями их субъектов. Право должно выражать идеи законности, а государство должно поддерживать их реализацию, ибо существование независимой личности зависит от правового определения степени личной свободы.
В диссертации на основе историко-правового исследования анализируются юридические условия существования свободной личности, законодательное закрепление ее статуса, связь нормы права с правоотношением, нравственностью и религией, соотношение динамики и статики права, правовых и социальных ценностей.
Актуальность изучения политико-правовых взглядов
В.О.Ключевского в изменившихся исторических условиях состоит в выявлении необходимости следования ценностям национального государства в соотнесении с ценностями европейского политико-правового опыта при осуществлении реформ в сфере законодательства, управления государством, местного самоуправления и др. Степень соответствия характера и целей реформ задачам, которые решало русское государство в истории, дает ответ на вопрос о вариантах развития государства в целом.
Анализируя частно-правовые и государственно-правовые процессы, можно выстроить модель взаимодействия общества и государства. Выбор приоритета дает возможность говорить о двух вариантах развития России в начале XXI века. Как указывал В.О.Ключевский, первый вариант состоит в том, что верховная власть, для быстрого создания той или иной модели государственного порядка, должна опираться на силу, в том числе - на вооруженную. При этом юридический процесс развивается сверху вниз, организуя общество на незыблемых юридических началах. При таком варианте развития государства в обществе устанавливается жесткая юридическая регламентация, так как верховная власть опирается не на общество, а на силу своего аппарата. Роль права при этом варианте развития государства возрастает, но не общество, а верховная власть является его источником. Во втором варианте развития государства частно-правовой процесс, перерастая в публично-правовой процесс, приводит к узакониванию государством таких юридических форм, которые вырабатываются самим обществом, государство тогда определяет лишь границы права, а не его основания. При этом развитие права происходит медленнее, так как не политические, а экономические отношения преобладают во втором варианте.
Господство права во втором варианте обеспечивается не политическими средствами, а тем, что общество само приходит к
осознанию необходимости правопорядка, в соответствии с целями общества происходит утверждение государства общего блага, социального по своему назначению и правового по своей природе.
В связи с объявленными в обществе целями построения правового и социального государства политико-правовые взгляды В.О.Ключевского имеют важное методологическое и ценностно-ориентационное значение, так как полностью отвечают провозглашенным в обществе целям и опираются на обширный историко-социологический материал.
Необходимо признать, что в современных условиях для определения варианта развития государства еще более возрастает значение правильно выбранных юридических форм, так как последние придают государству в переходных условиях существования легитимный характер. Таким образом, возрастает роль исторического метода в исследовании связи форм права и государства.
Историко-правовое исследование, заключающееся в анализе эволюции русской юридической мысли от направления юридического позитивизма к социологической юриспруденции, связано непосредственно с исследованием государственного устройства, форм собственности и их юридического закрепления, форм представительства, что имеет большое идеологическое значение. Тематика изучаемых проблем и попытки общества найти органичные формы для выражения идеи нации, могут быть использованы для сближения различных политических точек зрения, партийных программ в целях реализации национальной модели конституционализма - построения государства общего блага с учетом исторических и культурно-религиозных ценностей России. Учитывая мировой опыт строительства государств, необходимо руководствоваться теми задачами, которые ставит обществу его история.
В.О.Ключевский подчеркивал связь задач с законным пространством действия верховной власти и формой ее существования. Изучая в большей степени динамику соотношения частного права и публичного, он
6 обратил внимание на то, что независимо от иностранного политико-правового влияния, реальное право, которое определяет детально все стороны нашей жизни, основывается на силе юридической традиции, обычае делового оборота. С другой стороны, реальное право, учитывая международно-правовой аспект, необходимость усиления интегративных связей между государствами, вбирает в себя элементы права других национальных систем.
Изучение проблемы взаимодействия общества и государства выходит за рамки рассмотрения чисто национальных правовых систем и связано со всей совокупностью существующих в мире правовых доктрин. В настоящее время можно заметить, как вместе с осуществлением реформ в области государственного строительства, происходит реформа общей теории государства и права. Несомненно, что опора юридической теории на историко-правовой опыт поможет выявить степень соответствия указанных практических целей теоретическим рекомендациям.
Идеи социологии права имеют непосредственное практическое значение, так как позволяют преодолеть те или иные абстрактно-идеалистические правовые схемы и определения в силу практической целесообразности изучения конкретного воздействия нормы права на правоотношение. Цели социологической юриспруденции, соединенные с принципами нормативизма, помогают учесть связь мирового юридического опыта и особенностей конкретного периода в России. Преодолевая чисто юридический подход к социальным явлениям, социология права ориентирует общество прежде всего на то, чтобы право отвечало не только сфере нормативного долженствования, но и целям практической солидарности общества. В то же время, основание права на законности, четких нормативных критериях и оценках, не дает возможности отделить цели социальной солидарности от общепринятых мировых стандартов права. Волюнтаризм уравновешивается историзмом. Образование новых форм государства и права невозможно без учета
исторического процесса складывания правовых программ и соответствующей им практики образования права.
Тема диссертационного исследования основана на анализе теории факторов развития общества в концепции В.О.Ключевского - личности, общества, природы, которым соответствует сфера социальная, политическая, экономическая. Предметом исследования в целом является взаимосвязь между элементами методологической схемы В.О.Ключевского, конкретно-историческое сочетание условий, образующих правовые отношения. При этом изучение государственно-правовых явлений происходит в связи с изучением динамики права, конкретно-исторического перехода форм частного права в публичное. Исследование государства строится в сравнительном анализе с другими историческими формами общественных союзов.
Актуальность темы исследования определяется значением научных трудов В.О.Ключевского, развившего идеи государственной (юридической) школы в русской историографии. Кроме историко-социологических исследований он много внимания уделил истории государства, права, изучению юридических условий свободы личности, а в историко-правовом аспекте дал определения важнейших юридических дефиниций, показал, какие интересы и отношения влияют на изменение их содержания и приводят их в действие. Актуальность темы диссертации связана с тем, что интерес к проблеме правового государства способствовал изучению научного наследия И.А.Ильина, Е.Н.Трубецкого, В.С.Соловьева, П.И.Новгородцева, К.Д.Кавелина, В.И.Сергеевича, А.Д.Градовского, Б.Н.Чичерина и др. Необходимо также отметить, что данная проблема изучалась и в трудах русских историков Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, которые не просто изучали историю государства и права, но непосредственно считаются основателями концепции государственной (юридической) школы в русской историографии. Многие их труды писались применительно к
конкретной действительности, но интересна не только концептуальная
или методологическая связь, так как работы К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина,
С.М.Соловьева, В.О.Ключевского схожи как по общей тематике, так и по
названиям. Нам представляется, что существовала общая концепция
историков и юристов (социология права и государства), которая в
современных исторических условиях актуальна для изучения становления
государственно-правовых идей (юридический позитивизм,
социологический позитивизм, новая школа естественного права), генезис
и эволюция которых происходили именно в период второй половины XIX
в.- начала XX в., когда В.О.Ключевский продолжал развивать концепцию
государственной (юридической) школы в новых условиях. Его заслуга в
истории политико-правовой мйсли состоит в развитии идей
государственно-правового развития России на основе историко-
социологического анализа, показавшего, какие силы в обществе приводят
в действие механизм социально-юридического регулирования. Его
концепция по своим общим принципам близка научным положениям
школы социологического позитивизма (М.М.Ковалевский,
С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич, Л.Дюги и др.). Общий курс русской истории В.О.Ключевского, имея социологические задачи, в целом, подчиняется идее показать с опорой на социальные факты логику развития юридических отношений и юридическую природу социального взаимодействия, а историческая основа его юридической концепции позволяет оперировать фактическим материалом, выстраивать юридические факты в соответствии с природой правоотношений.
Большое практическое значение имеет изучение особенностей научной методологии В.О.Ключевского, которая, в целом, построена на соотношении гражданского общества и государства, - как модели горизонтально-вертикальных связей. Данный подход ориентирован на выявление динамики права, в соответствии с эволюцией его формы рассматривается динамика государства. Учение о юридических условиях
свободы личности находится в центре государственно-правового процесса, выявление социально-юридических основ статуса личности, его эволюция в истории занимает главное место в методологической схеме В.О.Ключевского.
Состояние научной разработки темы. Политико-правовые взгляды В.О.Ключевского не исследованы. Вместе с тем, проблемы социологии права и государства, которые продолжал исследовать В.О.Ключевский, изучались в трудах представителей государственной (юридической) школы в русской историографии и теоретиков школы социологической юриспруденции. Изучая работы представителей названных школ, можно судить и о состоянии научной разработки темы.
Социология права и государства получила распространение в конце XIX - начале XX вв., хотя традицию социологической юриспруденции можно начинать с «Политики» Аристотеля и его учения о социальном назначении государства. Цицерон рассматривал государство как организацию общества для достижения общей пользы. Большое влияние на развитие социологического подхода в правоведении оказали идеи О.В.Холмса. Существенным развитием социология права обязана становлению и эволюции концепции исторической школы права (Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта и др.). Заслугой этой школы является выработка органического подхода, который на последующих этапах в развитии юридической мысли эволюционировал в направлении социологической юриспруденции. Несомненно, методология исторической школы права развивалась под влиянием концепции государства Гегеля. Р.Иеринг, выходец из исторической школы права, развивая реалистическое направление или «юриспруденцию интересов», на основании методологии социального позитивизма, рассмотрение интересов субъектов правоотношения, идею целеполагания в развитии форм государства и права и идею борьбы за права сделал основанием переходной концепции (реалистическая школа) от юридического
позитивизма к социологической юриспруденции. Л.Гумплович, О.Конт, Г.Спенсер, Л.Дюги, М.Ориу, Е.Эрлих являются основателями социологии государства и права. Наибольшее развитие данная концепция получила в сер. XX в., особенно в прагматической юриспруденции Р.Паунда.
Школу предшественников русской социологической юриспруденции можно начинать еще с «проспект-проектов» Ю.Крижанича (В.О.Ключевский). Но, несомненно, данное направление вырабатывалось в России под влиянием русской исторической школы или государственной (юридической) школы (С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин). У истоков социологии государства и права стояли И.Ф.Эверс и Т.Н.Грановский. С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин в последующем модифицировали свою концепцию от юридического позитивизма к социологической юриспруденции. Идеи социологии получили развитие в трудах последователей юридической школы А.Д.Градовского и В.О.Ключевского.
Социологическая юриспруденция имела распространение в период реформ второй половины XIX в. Юридическая наука в тот период вбирает в себя многие элементы социальных наук - социальной истории, социальной статистики, этнографии и др. Непосредственными основателями направления социологии государства и права являлись в первой половине XIX века - В.Майков, П.Лавров, Н.К.Михайловский. Проблемный подход в социологии отразился на разделении традиционных наук на спецкурсы по истории семьи, хозяйства, права, религии (В.Чернов, Н.Кареев, П.Милюков, П.Струве).1
Стремление к объединению социологической школы выразилось в создании в 1916 г.«Русского социологического общества им. М.М.Ковалевского». Среди признанных юристов-социологов, оказавших большое влияние на развитие социологической юриспруденции со
1 Голосенко И.А., Козловский ВВ. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995. С.25.
11 второй половины XIX в., видное место занимают В.И.Сергеевич, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский, Н.М.Коркунов, Б.Н.Чичерин, В.М.Хвостов, Е.В.Спекторский, С.И.Гальперин, Г.Ф.Шершеневич, Н.А.Гредескул. Среди представителей исторической социологии (школы В.О.Ключевского) обычно называют имена В.И.Герье, П.Г.Виноградова, П.Н.Милюкова, Р.Ю.Виппера и др.1
Из основных направлений русской социологии с 60 гг. XIX в. можно назвать: органицизм (социальная онтология), позитивистская монадология (Н.М.Коркунов), антипозитивистский холизм (социология философской системы С.Л.Франка, неогегельянская концепция Б.Н.Чичерина, неославянофильская система Н.Данилевского и К.Леонтьева), антипозитивистская монадология (возрожденная школа естественного права на основе неокантианства), интегрирующая социология (соединение холизма и монадологии в системе П.А.Сорокина) и др.2
Проблемы социологии права не были предметом специального анализа в послереволюционный период, в настоящее время они занимают видное место в трудах А.Н.Медушевского, В.П.Казимирчука, Ю.И.Гревцова, В.Н.Кудрявцева и др.
Большинство исследователей научной концепции В.О.Ключевского считали ее положения составной частью концепции юридической школы (А.Е.Пресняков, С.И.Тхоржевский, М.Н.Покровский, А.Н.Цамутали и др.), его научное мировоззрение изучали как юристы, так и историки права (В.М.Хвостов, А.Ф.Кони, Б.И.Сыромятников, М.М.Богословский, В.И.Сергеевич, С.А.Котляревский и др.), обращая внимание на то, что большое привлечение социологического материала и использование методологии социологической науки В.О.Ключевским подчинялось задаче раскрыть природу юридического положения общественных
1 Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 161.
См.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.С. 40.
классов. Историк, по их мнению, стремился, прежде всего, к объяснению сущности права и функций учреждений через изучение динамики соотношения частного и публичного права, через понятия «интересы» и «отношения». Культурологический и цивилизационный подходы при рассмотрении основ человеческого общежития в исторической системе В.О.Ключевского способствовали изучению социальной среды, непосредственно связанной с положительным правом. Подобный подход объяснялся тем, что он изучал эволюцию частных и общественных союзов, обращая внимание на связь юридических отношений с типом общественно-хозяйственных связей, религиозных, природных и др. Социология для В.О.Ключевского оставалась частью исторической науки, а утилитарный (прикладной) характер социологических исследований являлся для него методологической основой для объяснения социального бытия юридической нормы, составными элементами которого являются смысл, цель и назначение нормы.
Исследованию концепции русской истории В.О.Ключевского
посвящено множество работ таких ученых, как А.А.Зимин,
А.И.Карагодин, Р.А.Киреева, М.В.Нечкина, А.Н.Цамутали,
Э.Г.Чумаченко, А.М.Сахаров и др. С позиций социологической науки концепция В.О.Ключевского исследуется в трудах А.Е.Преснякова, И.А.Голосенко, Н.Д.Маркова, А.В.Понеделкова, А.Н.Медушевского.1
Большой научный интерес и практическую пользу для исследования политико-правовых взглядов В.О.Ключевского имеет монография
См.: Пресняков А. В.О.Ключевский // Русский исторический журнал, 1922, №
8. С. 203; Голосенко И.А. В.О.Ключевский: историк и социолог // Социологи
ческие исследования, 1993, №9. С. 113-120; Марков К Д. Проблема своеобразия
русского исторического процесса в социологической концепции
В.О.Ключевского // Мордовский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики. Саранск, 1974. С. 89-100; Понеделков А.В. Сравнительный анализ взглядов Г.Моска и В.О.Ключевского на элиту // Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт. Р-н-Д., 1997. С.45-52; Медушевский А.Н. История русской социологии. М, 1993. С. 171-199.
Н.В.Иллерицкой,1 его взгляды на государство и право, привлекаемые для анализа проблем теории и истории государства и права, анализируются в работах М.Н.Марченко, В.Г.Графского, О.Э.Лейста и др. Но, в целом, правовые взгляды В.О.Ключевского по сравнению с его политической и социологической концепцией еще недостаточно исследовании.
В последнее время возрос интерес к политико-правовым взглядам К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина и других представителей государственной (юридической) школы. Необходимо отметить в этой связи актуальность изучения юридической концепции В.О.Ключевского, который завершил ее методологическое развитие, являясь учеником основателей названной школы С.М.Соловьева и Б.Н.Чичерина. Еще С.А.Котляревский обратил внимание на практическую значимость правовых взглядов В.О.Ключевского для науки государственного права.
Для исследования политико-правовых взглядов В.О.Ключевского в связи с эволюцией историко-юридического направления от юридического позитивизма к социологической юриспруденции имеется необходимая методологическая база.
Большую практическую пользу при этом могут оказать труды по общей теории и истории государства и права. Подходы к изучению правового статуса личности, динамики соотношения государства и права, связи природы юридических фактов и правоотношений, сформулированные в трудах современных ученых В. Г. Графского, Н.В.Иллерицкой, С.А.Комарова, О.Э.Лейста, М.Н.Марченко, Н.И.Матузова, А.В.Малько, В.С.Нерсесянца, имеют большое методологическое значение. Составной частью методологии данной работы являются результаты историографических, социологических и политологических исследований о государстве и праве.
Иллерицкая Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX в. М., 1998.
Котляревский С. Что дает «Боярская Дума» В.О.Ключевского для государствоведения? // Сборник статей, посвященных В.О.Ключевскому. СПб., 1909.
Объектом исследования является система научных взглядов В.О.Ключевского на изучение историко-правового наследия.
Предметом исследования являются взгляды В.О.Ключевского на государство, право, положение личности и общественных классов в связи с динамикой социально-юридического процесса, изучаются различные точки зрения на экономические, социальные, политические и юридические аспекты его научного наследия.
Цель работы состоит в комплексном анализе политико-правовых взглядов В.О.Ключевского и выявлении характерных принципов его научной методологии в изучении социально-юридической реальности, что служит, в целом, задаче исследования основ правового и социального государства на основе методологии сравнительного правоведения.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- определить методологическое значение либеральной школы
юристов в русской историографии и выявить условия возникновения
исторического направления в правоведении;
раскрыть связь политических и правовых взглядов В.О.Ключевского, подтвердить, что их можно считать составной частью концепции историко-юридического направления;
показать связь особенностей научной методологии В.О.Ключевского с изучением социолого-юридической проблематики, рассмотреть значение научных трудов историка для развития концепции и методологии социологической юриспруденции;
- раскрыть значение исторического подхода при исследовании
эффективности права и социальной среды, которая непосредственно с
ним связана;
- проанализировать некоторые аспекты научных положений
теоретиков социологической юриспруденции в России для определения
места и роли взглядов В.О.Ключевского в истории политических и правовых учений;
рассмотреть трактовку В.О.Ключевским учения о юридических условиях существования свободной личности;
показать практическую значимость политико-правовых взглядов В.О.Ключевского, определив его место в общепринятой классификации политических и правовых учений;
сформулировать принципы концепции национального государства В.О.Ключевского, показав их значение для анализа эволюции формы государства в связи с изменениями в форме права.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы и логические приемы, используемые в теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений. Из числа частных юридических методов в диссертации наибольшее применение получили сравнительно-исторический и формально-юридический методы.
Теоретические обобщения и выводы объединены на основе метода реконструкции научных положений ряда учений и интерпретированы в соответствии с задачами данной работы.
Научная новизна. Политико-правовые взгляды В.О.Ключевского изучались в отечественной историографической, политической и философской литературе, но целостной монографической работы о В.О.Ключевском, как историке права, нет. В большей мере правовые взгляды историка изучались в отдельных работах дореволюционного периода (М.М.Богословский, Б. И. Сыромятников, С.А.Котляревский, В.М.Хвостов, П.Н.Милюков и др.). В последнее время возросло изучение трудов В.О.Ключевского-социолога. Одной из первых попыток объединить концепцию русской истории В.О.Ключевского и концепцию русской государственной (юридической) школы сделала Н.В.Иллерицкая.
В настоящей диссертации сделана попытка путем обобщения и реконструкции отдельных идей В.О.Ключевского воссоздать целостное представление о его взглядах на государство и право.
По сравнению с государственническим либерализмом и юридическим позитивизмом второй половины XIX в. В.О.Ключевский сделал шаг вперед, раскрыв чисто технические схемы юридических позитивистов, наполнив их социальным смыслом, введя в исследование вопросов государства и права понятия «интересы» и «отношения», с помощью которых рассматривал динамику частно-правового и публично-правового процессов, указав на необходимость отличия фактических отношений от юридических, отметив зависимость формы государства не только от формы права, но и от системы факторов (природа, личность, общество). В.О.Ключевский исследовал связь идеи правового государства с национальной идеей, которая проявилась в решающем влиянии общества на образование права, указывая на ограниченность формально-юридического подхода в объяснении явлений социальной жизни. Вместе с тем, он отмечал необходимость строгого следования юридической норме, что позволяет, усилив социальную трактовку сущности права, оставаться в пределах правового пространства. Иными словами, совместив в своей концепции конкретно-социологический подход с формально-юридическим, создал схему, которая, в сущности, является моделью механизма социально-юридического регулирования.
Впервые в научный оборот вводятся идеи В.О.Ключевского, связанные с критикой юридического позитивизма, анализируются в отдельном исследовании элементы его учения о государстве и праве. Особый интерес представляет изучение юридических условий свободы личности в связи с построением государства «общего блага», социального и правового государства.
Новым подходом в данной работе является изучение школы предшественников В.О.Ключевского, отметим, что взгляды К.Д.Кавелина
и Б.Н.Чичерина на государство и право в последнее время были переосмыслены, оценено, в целом, их позитивное значение. Однако основателями юридической школы могут считаться, по нашему мнению, также Т.Н.Грановский и, особенно, С.М.Соловьев, чья концепция являлась непосредственным основанием предмета и методологии государственной (юридической) школы. В диссертации впервые исследуется значение их научных трудов для развития юридической мысли России, раскрывается связь правовых взглядов В.О.Ключевского с концепцией С.М.Соловьева и Б.Н.Чичерина, на которую указывали еще его современники, отметив то, что в рамках названной школы В.О.Ключевский развивал новое направление.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одной из первых попыток изучения трудов В.О.Ключевского с юридических позиций. Признав его роль в развитии и становлении социологической юриспруденции, можно говорить о существовавшей общей концепции историков и юристов (социология права и государства).
Основные положения, выносимые на защиту.
Философия и социология истории тесным образом связаны с философией и социологией права. В.О.Ключевский видел в диалектике взаимодействия государства и общества изменение соотношения между частным и публичным правом. Так как правопорядок вбирает в себя начало личности и начало государственности, то личная свобода сочетается с правопорядком. В.О.Ключевский отмечал взаимозависимость динамики права и смены формы государства, поэтому осуществление государственно-правовых преобразований требует соединения личной воли и историзма, что позволит преодолеть элементы радикализма в обществе.
Заслугой исторического направления в правоведении является внесение элемента среды в изучение юридической проблематики. Соединение формально-юридического подхода и органически-
социологического подхода в юриспруденции В.О.Ключевского актуально, так как позволяет правильно соотносить форму права и его содержание. Исторический подход В.О.Ключевского к изучению государства и права дает возможность преодолеть как жесткий юридический догматизм, так и радикальный социальный реформизм, потому что историзм указывает на необходимость следования идее нации при осуществлении государственно-правовых преобразований.
3. Создание правового государства требует учета социального опыта,
так как сфера права отражает не только законы формальной логики, но и
опыт, факты. В силу этого требуется анализ и классификация
исторических фактов, которые в конкретно-социологическом и
юридическом планах могут являться основой для изучения
правоотношений. В.О.Ключевский указывал на связь идеи нации с
общецивилизационным развитием, поэтому социальное назначение права
определяется и степенью соотношения в нем интересов внутренней и
международной политики.
Внешние формы государства зависят от эволюции структуры общества, его институционального развития. В.О.Ключевский указывал, что в подобном развитии проявляется соотношение частного права и публичного, которое отражает характер связи гражданского общества и государства. Итак, образуемая социологическая общность является моделью саморазвития гражданского общества, находящего выражение в конкретно-исторической государственной форме.
Для реализации модели социального и правового государства В.О.Ключевский видел необходимость в создании программы общественного развития и в четком выражении цели этого развития в конституирующих общество законах. Только на этом пути достижимо проведение государственного интереса в целях защиты личности на основе привлечения всего общества к участию в управлении и законодательстве. Правовое государство должно обеспечивать
уравновешивающее развитие различных социальных объединений, так как основная цель правового государства - общенародная польза.
Идея социальной солидарности общества в государстве лучше всего выражена в правах отдельной личности, которые, по В.О.Ключевскому, должны соответствовать общему интересу, выступающему основой правопорядка. В.О.Ключевский указывал на участие личных интересов в образовании общественного и правового порядка, но их сохранение в реальности обеспечивает законодательство. Значение государства не уменьшается, а возрастает в обеспечении равновесия личных интересов и общественных отношений.
Необходимо учитывать, что права личности создает общество, в котором личность утверждает свой статус. Недостатки правовой политики государства, по мнению В.О.Ключевского, приводят к перенесению борьбы из правового пространства в социальную сферу, поэтому социальный радикализм - следствие ошибочной политики в сфере права. Достижение соответствия социальных целей с юридической теорией, практикой законотворчества и применения права обеспечивает создание реального механизма социально-юридического регулирования.
8. Сближение власти и общества возможно лишь на твердых
основаниях права, на создании системы конституционализма, основным
положением которого является равновесие прав и обязанностей.
В.О.Ключевский предлагал, чтобы в самих законах формулировалась цель
национального государства, или государства общей пользы, но при этом
возрастала роль народного представительства и местного
самоуправления.
Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется широким использованием юридической, политологической, философской, социологической и иной литературы, нормативно-правовых источников.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что отдельные положения работы вводятся в научный оборот впервые и могут быть использованы для углубления сравнительно-исторического юридического анализа современных проблем строительства государства и права. Результаты исследования в ряде случаев дополняют положения общей теории государства и права, истории политических и правовых учений, а отдельные выводы работы помогут расширить рамки их предметов, так как исследуемая тема является продолжением исторической традиции в изучении государства и права, правового статуса личности. Исследование, в целом, расширяет рамки изучения либерального направления в истории юридической мысли России.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы излагались на заседаниях кафедры правоведения Коломенского государственного педагогического института, научно-практических конференциях: «Политика. Власть. Право» (Коломна, 2000), «На пути к правовому государству: трудности и достижения» (Курск, 2001), опубликованы в виде статей, апробированы в процессе преподавания курсов теории государства и права, истории политических и правовых учений.
Структура и объем диссертации предопределяются целями и задачами работы в соответствии с выбором предмета исследования и методов. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Значение концепции государственной (юридической) школы в русской историографии для развития социологической юриспруденции
Сущность концепции государственной (юридической) школы в русской историографии составило положение об определяющей роли государства в историческом процессе. Анализируя историю государства, государственных учреждений, историю права и его формы, основатели русской юридической школы (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин) продолжили исследование проблемы факторов развития государственно-правового процесса, сформулированной основателями исторической школы права в Германии (Гуго, Савиньи, Пухта, Вайц, Эйхгорн и др.).
Широкое использование научных методов объясняется влиянием позитивизма с середины 50-х гг. XIX в., преобладающий государственнический подход связан с влиянием юриспруденции Г.Гегеля. Русская государственная (юридическая) школа развивала традицию исторического изучения государственно-правовых вопросов, восходящую к немецкой исторической школе права, что впервые четко проявилось в России, в исследованиях по всемирной истории Т.Н.Грановского, который, применяя социологические схемы в изучении истории государства и права, существенно повлиял на взгляды основателей русской юридической школы. Вместе с С.М.Соловьевым Т.Н.Грановский являлся основателем либерального направления в политической мысли России. Ему была посвящена диссертация Б.Н.Чичерина «Областные учреждения России в XVII веке», с которой он вошел в данную школу (1856). Работы К.Д.Кавелина «Взгляд на юридический быт древней Руси» (1847) и С.М.Соловьева «О родовых отношениях между князьями древней Руси» (1846) составили общую концепцию исторического направления в правоведении. Показывая, что «государство было исходной точкой всего общественного развития» , Б.Н.Чичерин во второй половине XIX в. завершил научное оформление концепции государственной школы. Ему посвящена одна из лучших работ В.О.Ключевского «Состав представительства на земских соборах древней Руси».
Нравственно-правовая философия Б.Н.Чичерина базировалась на определенной связи этического и юридического подходов. Учениями, повлиявшими на его юридическую концепцию, можно назвать научные системы Г.Гегеля, И.Канта, Г.Гуго, К.Савиньи и др. Преимущественное исследование государственного права составляло сферу исследований не только Б.Н.Чичерина, но и С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина. Учение Б.Н.Чичерина о человеческой личности и ее свободе нашло органичное продолжение в исторических работах В.О.Ключевского, как и многие иные элементы, составлявшие суть общей концепции. В.О.Ключевский, по существу, даже названия к ряду своих работ выбрал по аналогии с работами Б.Н.Чичерина, взяв и многие положения из его философско-правовой системы, придав им больший историзм и динамизм.
В отличие от Б.Н.Чичерина В.О.Ключевский придавал праву практическую, утилитарную ценность, не довольствуясь чисто юридической и метафизической связью терминов, не отрицая, что право в своей основе содержит идею правды-справедливости. Б.Н.Чичерин, признавая за формальным значением права роль установления нормы для деятельности лица, все же указывал на отличие этого формального значения от процесса самого осуществления права. «Представление Чичерина о праве как принудительной силе связано с требованием обеспечения духовной свободы лица...». Проблему соотносимости принуждения и свободы Б.Н.Чичерин разрешает на основе соотношения публичного права и частного, определяя частное право по признаку юридического равенства сторон, участвующих в гражданско-правовых отношениях, публичное право связывая, напротив, с определением различия правомочий публичной власти и граждан как участников отношения.1 А.П.Альбов указывает на то, что Б.Н.Чичерин в отличие от учения Гегеля является в большей мере сторонником учения о свободной воле, «которое важно для понимания как права, так и самой личности...». Свобода у Б.Н.Чичерина является основой развития общественного строя и не только как естественно-правовое состояние, но и как «формально-юридическое начало». Таким образом, сущность свободы раскрывается через ее правовое определение.
Государственнический либерализм в социологической юриспруденции В.О.Ключевского
Развитие социологического направления в правоведении продолжил В.О.Ключевский, его политические взгляды формировались под влиянием государственнического либерализма С.М.Соловьева и Б.Н.Чичерина. Являясь последователем государственной (юридической) школы в русской историографии, он уделял большее внимание социальным аспектам истории, обращая в истории права внимание на юридические основы социальных фактов. Идеология государственнического либерализма оказала решающее влияние на его политико-правовые взгляды, но предметом научных исследований стала не только история государства, а историческая социология, конкретная история, общесоциологическая теория, история права. Методами историко-правовых исследований В.О.Ключевского стали прежде всего социологические методы, органический и формально-юридический подходы, развившего в рамках государственной школы собственное направление (историческая социология), сочетая родовую теорию С.М.Соловьева с теорией городовой торговой Руси и юридическими схемами Б.Н.Чичерина. По признанию современников В.О.Ключевский являлся историком-юристом экономического направления. Рассматривая многие проблемы по новому, он, по мнению В.Е.Иллерицкого, «в целом оставался на позициях государственной школы, считая государство движущей силой в истории», превратив Боярскую думу «в творца государственного порядка», модернизировав формы правовой зависимости, смешивая нормы «феодального и буржуазного общества».
Докторская диссертация В.О.Ключевского на тему «Боярская дума древней Руси» может считаться начальным этапом русской исторической социологии. Он был «признанной главой господствующей в нашей историографии с конца прошлого века школы историков-социологов», как соредактор массового журнала «Научное слово» оказал большое влияние на распространение и популяризацию идей социологии, в том числе идей историко-юридической школы. В 1906 г. В.О.Ключевский отходит от политической деятельности, а его политическая программа все более становятся либерально-охранительной или консервативно-либеральной. С.А.Муромцев, В.И.Сергеевич, Н.М.Коркунов, Б.Н.Чичерин, Г.Ф.Шершеневич являлись юристами-социологами.3 Н.И.Кареев указывает на то, что В.О.Ключевский принадлежал к школе исторической социологии (В.И.Герье, П.Н.Милюков, П.Г.Виноградов и др.), но социология, как и юриспруденция, являлись для него составными частями исторической науки. В соответствии с разделением наук на спецкурсы В.О.Ключевский посвятил отдельные из них исследованию социально-юридических проблем.
В.О.Ключевского и Б.Н.Чичерина (автора «Социологии») объединяет рассмотрение государственно-правовых вопросов с экономической точки зрения. Изучая составные элементы общества и их влияние на государство, они неизбежно объединяли историко-органический подход с формально-юридическим подходом. Если Б.Н.Чичерин определил взаимосвязь юридических событий-фактов от экономических, социальных и политических факторов, то у В.О.Ключевского данная зависимость получила системное выражение (природа, личность, общество). Причем, изменения в этой системе одного из элементов приводят к изменению юридической характеристики сословий, групп, классов и целой государственной системы. Заслуга В.О.Ключевского состоит в стремлении объяснить изменения в структуре формально-юридических правил изменением самого содержания этих правил, особенно степенью эволюции хозяйственных отношений. Таким образом, теория Б.Н.Чичерина о связи экономических, социальных и политических явлений с юридическими получила системное развитие в экономико-правовой модели и в теории факторов развития общества В.О.Ключевского. Изучение права при данном подходе предполагает выявление взаимовлияния общества на государство и государства на общество.
Историческое изучение права: эволюци-я от юридического позитивизма к социологии права
Историю права В.О.Ключевский вместе с представителями «молодого поколения» государственной (юридической) школы в русской историографии выделил в особую сферу исторической науки, что подчинялось идее создания системы конституционализма, основным положением которого является равновесие прав и обязанностей. Данное понимание права соединяло принципы историзма и волюнтаризма.
В.О.Ключевский в отличие от С.М.Соловьева стремился в большей степени «вскрыть реальное социальное содержание правовых понятий и институтов». А.Н.Медушевский видел у В.О.Ключевского переосмысление формулы Чичерина-Соловьева в стремлении «установить социальную природу явления», «выявить специфику политических институтов», «применить классовый подход к явлениям».2
Связь правопонимания В.О.Ключевского и Г.Еллинека заключается в одновременном анализе генезиса государственных и юридических форм, с точки зрения В.О.Ключевского Московское государство образовалось путем возведения частного права в закон. Создавая теорию параллелизма, Г.Еллинек считал, что «государство и право развиваются параллельно, «идут нога в ногу», исходя из того, что создаваемое государством право обязывает не только подвластных индивидов, но и само государство.
Правила, которыми регулируется игра и борьба личных интересов, их совокупность составляют право, которое «охраняет общие интересы и выражает общественные отношения, отливая те и другие в требования и положения, обычай или закон».4 В.О.Ключевский полагает, что «совокупность... рамок и правил составляет право», которое должно соотносится с реальной действительностью. Е.Н.Трубецкой подчеркивал, что историзм «позволяет учитывать национальное, что игнорировала старая естественно-правовая школа права», отмечая, что «нет права, общего всем нациям». И в этом смысле В.О.Ключевский, на материалах историко-социологических исследований пришел к аналогичному выводу: право есть результат истории. Отмечая роль интересов, их борьбы в образовании права, он выделяет в праве прежде всего стремление «обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю». Сравним это высказывание с определением права Е.Н.Трубецким: «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой» . Если Е.Н.Трубецкой видит в праве прежде всего предоставление и ограничение внешней свободы, то В.О.Ключевский указывает на «обеспечение» свободы - внешней и внутренней; если Е.Н.Трубецкой делает акцент на регулятивно-охранительных функциях права, то В.О.Ключевский на гарантиях, на механизме реализации нормы.
В.О.Ключевский показывает связь нормы права с правоотношением, причем право у него выступает как итог, как «соглашение вечно борющихся начал». Он стремился примирить сторонников исторической школы права и школы естественного права, историзм и личную волю на основе общих (нравственных) принципов, тем самым построив свою концепцию на единстве и взаимозависимости положительной и естественной нормы.
Указание на борьбу интересов в образовании права В.О.Ключевским близко пониманию Р.Иеринга, который, по словам Е.Н.Трубецкого, подчеркивал участие в образовании права исторического коллективного опыта и идеи разума, «причем исторический опыт служит средством для осуществления диктуемой разумом цели права»2.