Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном российском обществе наблюдаются различные тенденции политико-правового развития, к которым стоит отнести, в первую очередь, борьбу либеральных и консервативных идей. Либеральные реформы 90-х годов ХХ века сделали невозможным возвращение к той социальной системе, которая была построена в Советском Союзе, но одновременно они подняли вопрос о перспективах политико-правовой системы российского общества. Прямое заимствование западноевропейских либерально-демократических моделей гражданского общества оказалось невозможным в силу их несоответствия социально-политическим, экономическим устоям российского общества, распространенностью консервативной идеологии. Поэтому важной задачей является нахождение либерально-консервативного консенсуса, позволяющего совместить достигнутый уровень демократизации общества с особенностями протекания социальных процессов в России и их перспективой.
Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году высказал намерение обеспечить соблюдение в России «разумного консерватизма», в реализации которого предполагается усиление вертикали власти, сопровождающееся укреплением гарантий гражданских прав и свобод. Ведущую роль в регулировании политико-правовых процессов играет государство, степень автономии гражданского общества от которого является крайне дискуссионным вопросом.
Анализ научных разработок либерально-консервативного консенсуса в политико-правовой мысли США и Западной Европы показывает их неприменимость в российском социуме. В связи с этим актуальной задачей современных политико-правовых исследований видится поиск концепций, раскрывающих взаимоотношение государства и гражданского общества.
Обращение к теоретическому наследию Б.Н. Чичерина не случайно. Его теория является примером уникального синтеза либеральных и консервативных тенденций, оказавшаяся невостребованной при жизни мыслителя и подвергнутая забвению в последующие годы. Между тем реконструкция его политико-правовых воззрений относительно гражданского общества позволяет по-новому поставить вопросы о взаимоотношении гражданского общества и государства в современной России, найти стратегию их взаимодействия в решении актуальных проблем, стоящих перед российским обществом.
Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки исследования гражданского общества были заложены еще в трудах античных мыслителей (Платона, Аристотеля), для которых общество и государство представляли единое политико-правовое пространство, что объяснялось особенностями развития и функционирования древнегреческого полиса как основной формы общественного устройства в античном мире.
Необходимость отделения общественных интересов от государственных и, соответственно, потребность в обосновании теоретических и практических предпосылок формирования гражданского общества возникают в политической мысли Нового времени. Особый вклад в концептуализацию гражданского общества внесли труды представителей теории общественного договора, в частности Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Многочисленные исследования, в том числе работы А. Арато, Ю.Н. Давыдова, А.Ф. Филиппова, раскрывают отдельные аспекты применения теории общественного договора к анализу механизмов гражданского общества.
Дальнейшее развитие концепция гражданского общества в его соотношении с государством получила в трудах представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.). Следует указать, что работы И. Канта играют важную роль в реконструкции политико-правовых взглядов Б.Н. Чичерина в силу того, что именно немецким мыслителем был сформулирован вопрос о соотношении свободы и морали, ставший впоследствии фундаментальным в отечественной традиции исследования гражданского общества.
Интересный взгляд на гражданское общество представлен в трудах К. Маркса и А. Токвиля. Несмотря на кардинальное различие данных политико-правовых учений, они стали объектом критики отечественных мыслителей, в первую очередь Б.Н. Чичерина, который постулировал многие свои идеи именно в противостоянии с К. Марксом и А. Токвилем.
В современном политико-правовом дискурсе используются различные определения гражданского общества, но в вопросе соотношения гражданского общества и государства наиболее широко применимым является стадийная концепция. Согласно этой концепции, государство исполняет свои полномочия по регулированию действий индивидов только в силу неразвитости институтов гражданского общества. По мере развития данных институтов государство все более утрачивает свою роль и в перспективе должно полностью уступить место гражданским организациям, построенным на принципах добровольности участия и демократических процедурах осуществления управленческих решений. Б.Н. Чичерин, хотя и считал, что функции государства могут со временем уменьшаться, рассматривал гражданские и политические союзы как различные и взаимодополняющие формы обеспечения свободы индивидов, поэтому для него главной задачей было не описание механизмов передачи полномочий от государства гражданскому обществу, а нахождение оптимальных условий их взаимодействия.
Для определения роли Б.Н. Чичерина в отечественной политико-правовой мысли, а также теоретических предпосылок его концепции необходимо обратиться к трудам западников (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен и др.) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.), в которых проанализированы отдельные аспекты применения западноевропейских правовых норм и политических институтов в российской действительности.
Проблемы возникновения отечественного либерализма, предпосылок его мировоззренческой специфики и ранних условий существования были рассмотрены в трудах классиков отечественной философской мысли: П.Б. Струве, П.И. Новгородцева, Н.Я. Данилевского и др.
На формирование концепции гражданского общества Б.Н. Чичерина оказали большое влияние политико-правовые традиции, доминировавшие во второй половине XIX века в российском общественном сознании, – консерватизм и либерализм. Сущность и методологические основания формирования консервативных идей были выражены в исследованиях К.Н. Леонтьева и К.П. Победоносцева. Теории классического западноевропейского либерализма, а также попытки их приспособления к особенностям политико-правового устройства российского общества были изложены в работах К.Д. Кавелина, П.И. Новгородцева и других либеральных мыслителей.
Особую роль в становлении концепции гражданского общества Б.Н. Чичерина сыграла полемика (пусть даже заочная) с представителями радикально-социалистической мысли – П.А. Кропоткиным и М.А. Бакуниным, которые не считали государство институтом общественной жизни. Социализм в своем классическом марксистском варианте также служил для отечественного правоведа объектом критики, в процессе которой им были высказаны несколько идей, важных для понимания его концепции гражданского общества.
Основным источником для реконструкции системы взглядов Б.Н. Чичерина являются его собственные работы, некоторые из которых в ранний период его творчества были изданы анонимно, а их авторство было установлено благодаря воспоминаниям Б.Н. Чичерина и трудам других ученых.
В современных исследованиях, посвященных личности Б.Н. Чичерина и его взглядам, изучение оснований гражданского общества не является главной целью. Отдельные аспекты концепции гражданского общества, предложенной Б.Н. Чичериным, представлены в работах В.Д. Зорькина, В.И. Приленского, О.Б. Мурзиной, И.А. Кацаповой.
В.Д. Зорькин рассматривает концепцию гражданского общества Б.Н. Чичерина в сравнительно-историческом плане, выявляя ее теоретические предпосылки и отмечая четкое противопоставление чичеринского либерализма позитивистским концепциям государства и права. Отмечая неогегельянское обоснование либерализма Б.Н. Чичерина, В.Д. Зорькин анализирует моменты становления его оригинальной политико-правовой концепции, в частности замену гегельянского принципа борьбы противоположностей в хронологическом аспекте на аспект онтологический. По его мнению, Б.Н. Чичерин в поздний период своего творчества разрушает гегелевскую философию права за счет признания противоположностей как расколотых элементов первоначального единства, не следующих друг за другом, а находящихся в постоянной борьбе. Принципиальное значение имеет точка зрения В.Д. Зорькина, согласно которой «Б.Н. Чичерин выступал не столько за самодержавие, сколько за проведение реформ, обеспечивающих капиталистическое развитие России». С В.Д. Зорькиным полемизирует С.А. Пяткина. Она рассматривала политико-правовую концепцию Б.Н. Чичерина в координатах юридического позитивизма. С.А. Пяткина видит проявление позитивистских воззрений в восприятии русским мыслителем права как явления «беспредпосылочного, не подлежащего критике в силу установленности правовых норм государством».
Важное значение для раскрытия темы диссертационного исследования, в частности для определения роли Б.Н. Чичерина в развитии либеральной политико-правовой мысли, имеют труды современных ученых: А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, В.Л. Иноземцева, Л. Новиковой, И. Сиземской, А.С. Панарина и др.
Проявлению идей либерализма в СССР и вопросу соотнесения социализма и либерализма в рамках советской общественной и экономической системы посвящены работы современных отечественных и зарубежных исследователей – Б.Г. Капустина, А.А. Кара-Мурзы, Д. Шушарина, И. Шапиро, А.А. Френкина, В.В. Согрина и др.
Следует также упомянуть политико-правовые исследования, в которых затрагиваются теоретические вопросы формирования гражданского общества и в связи с этим происходит обращение к идеям Б.Н. Чичерина. Зачастую это обращение носит достаточно критический или полемический характер, но позволяет лучше понять сильные и слабые стороны его концепции, выявить имеющиеся недочеты или попытаться обосновать целостность и концептуальное единство системы его взглядов. В данном контексте особого внимания заслужили работы И.А. Гобозова, В.В. Витюка, А. Валицкого, К.С. Гаджиева, С.И. Дудника и др.
Объектом исследования является система взглядов Б.Н. Чичерина в рамках политико-правовых взглядов XVIII–XX столетий, а предметом – идея гражданского общества в правовом наследии Б.Н. Чичерина и ее трансформация и развитие в исследованиях представителей отечественного либерализма с осмыслением ее практического значения для современной России.
Целью диссертационной работы является исследование теоретических предпосылок формирования идеи гражданского общества, ее концептуализация в системе политико-правовых взглядов Б.Н. Чичерина и отечественной либеральной мысли в целом, а также ее прикладное значение.
Реализация указанной цели осуществляется решением следующих задач:
1. Выявить теоретические предпосылки формирования идеи гражданского общества в политико-правовой мысли XVIII–XIX столетий и оценить степень их влияния на отечественную политико-правовую мысль и непосредственно на взгляды Б.Н. Чичерина.
2. Определить с современных демократических позиций место и роль политико-правовых взглядов Б.Н. Чичерина в целом и в особенности его взглядов на гражданское общество в спектре отечественной политико-правовой мысли XIX века.
3. Раскрыть либеральные основания идеи гражданского общества в ранних трудах Б.Н. Чичерина.
4. Выявить консервативные тенденции в решении Б.Н. Чичериным проблемы взаимодействия гражданского общества и государства.
5. Обосновать тот факт, что идеи Б.Н. Чичерина об «охранительном либерализме» имеют уровень политико-правовой концепции, существенным образом оказавшей влияние на формирование неолиберальной системы взглядов на гражданское общество.
6. Показать особенности достижения либерально-консервативного консенсуса в условиях становления отечественной и в особенности постсоветской демократической политико-правовой мысли с учетом воззрений Б.Н. Чичерина.
7. Выделить те элементы политико-правовой концепции Б.Н. Чичерина, которые длительное время оказываются невостребованными в правовом дискурсе, но имеют перспективы их восприятия в настоящее время, обладают несомненным теоретическим потенциалом при рассмотрении практических вопросов становления гражданского общества.
Методологической основой диссертации является совокупность приемов и методов исследования, которые включают в качестве исходного универсальный диалектический метод познания. Использовались также методы анализа и синтеза, исторический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой методы и др.
Теоретическую основу диссертации составляют труды Б.Н. Чичерина, работы исследователей его научно-теоретического наследия, либеральные и консервативные идеи прошлого и современности, теоретические концепции о государственно-правовом устройстве общества и др.
Научная новизна работы определяется решением перечисленных выше задач и состоит в том, что в ней правовое наследие видного отечественного ученого Б.Н. Чичерина раскрывается не в целом, а целенаправленно в преломлении к его одной из основополагающих идей – идеи о гражданском обществе, которая, по мнению диссертанта, заслуживает причисления к статусу политико-правовой концепции. Новизна работы проявляется также в осмыслении масштабности и оригинальности данной концепции в политико-правовых учениях и определении ее влияния на теорию и практику отечественного государственно-правового строительства, становления гражданского общества.
Содержание новизны раскрывается в следующих основных положениях, выносимые на защиту:
1. Теоретическими основаниями формирования концепции гражданского общества, подвергшимися переосмыслению в авторской трактовке Б.Н. Чичерина, были следующие теории: теория общественного договора, постулировавшая разделение гражданского общества и государства по функциональному критерию; философская система И. Канта, поставившая вопрос о соотношении степени свободы и нравственности в рамках гражданского общества; философия права Гегеля, постулировавшая превосходство государства над гражданским обществом в силу того, что государство является более совершенной формой осуществления совместной деятельности людей, представляя собой реализацию воли единого субъекта.
2. В политико-правовой мысли России второй половины XIX века можно выделить три основных направления: консервативное, либеральное и радикальное (социалистическое). Отвергая безусловный приоритет государства над личностью, Б.Н. Чичерин воспринял из консервативной традиции понимание государства как гаранта общественного порядка, без учета воздействия которого любые попытки реформирования будут обречены на неудачу. В рамках либерализма основной позицией являлось признание свободы в качестве исходной ценности человеческого существования. Такая позиция разделялась Б.Н. Чичериным, но ее реализация была чревата абсолютизацией частных интересов по сравнению с интересами общественной системы. Отмечая усиление социалистических взглядов в обществе, Б.Н. Чичерин резко высказывался против них, отмечая, что равенство не может являться основной характеристикой человеческого общества, в конечном счете свобода и равенство не всегда подразумевают наличие друг друга.
3. Основой человеческого поведения для Б.Н. Чичерина является свобода, нуждающаяся в постоянной рефлексии, определении внешних условий ее существования и тех границ, которые она не должна переходить в обществе, состоящем из осознающих свою свободу индивидов, то есть в гражданском обществе. В связи с этим поднимается вопрос о факторах в человеческом или социальном поведении, дающих возможность ограничивать свободу, не допуская ее перерастание в произвол. Б.Н. Чичерин определяет в качестве подобных «ограничителей» нравственность и право, считая, что нравственность способна воздействовать на личность сильнее, но с трудом подвержена объективации, и в силу этого не может служить основой для постоянных социальных связей. Право же, являясь «внешней» границей свободы, предписывает определенные формы поведения, несоответствие которым может привести к исключению человека из общества.
4. Сохранение законов в качестве источников самоограничения свободы требует, согласно взглядам Б.Н. Чичерина, наличия определенных союзов, создаваемых свободным волеизъявлением отдельных индивидов и служащих реализации их совместных целей и интересов. Из всех возможных союзов наиболее общечеловеческой целью обладает государство, поскольку именно в ней сочетаются два фундаментальных императива человеческого существования – нравственность и право. Только государство, по мнению Б.Н. Чичерина, является выразителем их органического единства. Сферы интересов гражданского общества и государства разделены, но государство устанавливает эти границы и берет на себя функцию распределения общественных благ без права самостоятельного ими пользования. Помимо функции распределения, государство выполняет функцию охраны норм, закрепленных в законодательстве.
5. Теоретическое определение необходимости сохранения государства в условиях процессов создания гражданского общества позволяет охарактеризовать позицию Б.Н. Чичерина как «охранительный либерализм». Под охранительным либерализмом подразумевается теоретическое обоснование потребности общества в сохранении определенных институтов (прежде всего, государства), гарантирующих стабильность перехода к новым формам общественных союзов и незыблемость соблюдения прав и свобод гражданина в процессе складывания гражданского общества.
6. Неолиберализм заимствует из концепции Б.Н. Чичерина представление, что процессы социального и личностного развития не могут рассматриваться изолированно друг от друга, поскольку любая социальная общность кристаллизуется в результате объединения воль и интересов отдельных индивидов. Ведущую роль в сохранении и развитии личности играют правовые нормы, гарантом соблюдения которых выступает государство. Для неолиберализма, в отличие от Б.Н. Чичерина, соотношение государства и гражданского общества носит стадийный характер, то есть синтез общества и государства имеет временное значение и обусловлен неготовностью общества в настоящее время к полноправному управлению общественными процессами.
7. Синтез консерватизма и либерализма, сложившийся в советском обществе, оказался неэффективным из-за игнорирования базовых оснований либеральной мысли. Государство, являвшееся в концепции Б.Н. Чичерина источником соблюдения неотъемлемых прав индивида, получило в рамках советской правовой системы функцию ограничения индивидуальной свободы и подчинения интересов отдельных личностей и общественных союзов интересам самого государства. Вместе с тем, дискретность существования либеральной традиции в России стала важным фактором, позволившим значительно облегчить процесс перевода государственной плановой экономики и общественного сознания в соответствии с принципами современного мирового экономического и политического устройства.
8. Правовые основы существования современного российского общества, заложенные в Конституции РФ 1993 года и дополненные институциональными изменениями (Общественная Палата РФ), выражают тенденцию к созданию в России гражданского общества на основе «охранительного либерализма». Актуальным остается комплексное обращение к трудам Б.Н. Чичерина, поскольку идея достижения либерально-консервативного консенсуса, особенно в условиях модернизации, нестабильности современного российского общества, должна опираться на разработанные им концептуальные основания, так как в противном случае обществу грозят две крайности, одинаково опасные, с точки зрения самого Б.Н. Чичерина: скатывание в ситуацию полной анархии либо новый виток «законсервирования» прав и свобод индивидов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Значение результатов диссертации состоит в том, что они способствуют развитию теоретико-правовых знаний по вопросам демократии, гражданского общества, правового государства, политической системы и др. Они одновременно обогащают историко-правовые знания о развитии отечественной политико-правовой мысли; о влиянии идей ее выдающихся представителей, к которым относится Б.Н. Чичерин, на юридическую науку, на отечественное государственно-правовое строительство и др. Расширяются представления о роли концепции гражданского общества Б.Н. Чичерина в достижении консервативно-либерального консенсуса в современном российском обществе.
Положения и выводы исследования соответственно могут быть полезны при содержательном развитии курсов истории политических и правовых учений, теории государства и права, истории государства и права.
Материалы диссертации могут использоваться в деле упрочения правовой государственности и развития гражданского общества, в работе по повышению правосознания и правовой культуры граждан, включая государственных служащих.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых дисциплин юридического факультета ФГОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации».
Основные положения и результаты исследования изложены автором в 14 публикациях. Они докладывались на шести межвузовских научных конференциях: «Порядок общества и права человека: конституционный и политико-правовой дискурс» (Ростов-на-Дону, 2009); «Правовой порядок и правовая культура» (Ростов-на-Дону, 2010); «Порядок общества и правовые ценности» (Ростов-на-Дону, 2010); «Правовой порядок: актуальные проблемы развития государственно-правовых институтов» (Ростов-на-Дону, 2010); «Порядок общества: проблемы правовой теории и юридической практики в России» (Ростов-на-Дону, 2011); «Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории» (Ростов-на-Дону, 2011).
Отдельные положения и выводы диссертации используются в учебном процессе в Ростовском юридическом институте МВД России, Ростовском филиале Российской академии правосудия при подготовке и проведении занятий по теории государства и права, истории политических и правовых учений, истории отечественного государства и права, гражданского права, политологии.
Структура диссертации определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.