Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Байкова Лилия Ильдаровна

Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект
<
Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байкова Лилия Ильдаровна. Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Уфа, 2004 155 c. РГБ ОД, 61:05-12/181

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.1. Проблемы генезиса мусульманского государства у арабов .

1.1 . Возникновение ислама. Раннее мусульманское государство .

1.2. Этапы развития средневековых арабо-исламских государств . 45

1.3. Роль и место средневековых арабо-исламских стран в типологии государства. 65

Глава II. Эволюция арабо-исламских государств в эпоху новейшего времени и проблемы их классификации .

2.1. Формы государства на Арабском Востоке: страновое разнообразие и региональное единство . 82

2.2. Субрегиональные варианты государственно-правового развития у арабов . 105

Заключение 142

Список использованных источников н литературы 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Последние десятилетия характеризуются возросшей активностью «исламского фактора» на самых разных уровнях: страновом, региональном, международном. События сентября 2001 г,, происшедшие в США, воочию свидетельствуют о том, что небывалая активность исламистов способна провоцировать межгосударственные, а в перспективе и межцивилизационные конфликты, с непредсказуемыми последствиями.

Для того чтобы вести эффективную борьбу с негативными проявлениями «исламского фактора», необходимо изучить все те явления, которые так или иначе связаны с исламом.

Россия - родина миллиона мусульман. Поэтому для нашей страны данная задача приобретает особую значимость. Она всякий раз напоминает о себе, когда в Российской Федерации происходит обострение внутриполитической ситуации, связанное с действиями членов экстремистских организаций, созданных на Северном Кавказе. Об этой задаче в нашей стране вспоминают и тогда, когда возникает потребность «ответа» на исламский «вызов», который периодически исходит от некоторых государств дальнего зарубежья.

В связи с вышесказанным в отечественной и зарубежной науке наблюдается рост интереса ко «всему исламскому»: обществу, праву, государству. «Этот процесс в мировой политике получил название «исламский бум» . Многие исследователи исламского мира и Арабского Востока посвятили свои работы возникновению и развитию именно ислама как религиозной системы, его распространению на территории, прилегающей к Аравийскому полуострову. Поэтому главное внимание ими уделялось социокультурной специфике общества, породившего ислам и исламскую цивилизацию. В полном соответствии с системой приоритетов, сложившейся в отечественной арабистике и исламоведении, феномен исламского

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 6,7.

4 государства считался проблемой второстепенной и даже третьестепенной. Примером может служить название одной из коллективных работ - сборника статей, в основу которого «легли доклады, прочитанные на ежегодных сессиях ленинградских арабистов начиная с 1976 г.». Его название: «Ислам. Религия, общество, государство» - яркое проявление сложившегося в отечественном обществознании подхода.

В этой связи особую актуальность приобретают исследования, обладающие чертами междисциплинарности, но сохраняющие самую тесную связь с юриспруденцией. Определенные перспективы среди них сохраняют и те исследования, для которых характерно объединение сил и средств истории, теории государства и права, их сконцентрированность в рамках специфической междисциплинарной области - «теории истории». Такой подход позволяет реализовать потребности не только в трудах, обобщающих достижения других общественных наук, но и в специализированных научных исследованиях, которые нацелены на изучение возникновения и развития собственно исламского государства.

При таком подходе к объекту познания - исламской государственности - появляется возможность сконцентрировать главное внимание на тех проблемах, которые в отечественной юридической науке оставались на периферии познания. Прежде всего, недостаточно полно изучен сам генезис исламского государства, а также исторические формы мусульманских государств, принадлежащие к самым разным историческим эпохам (средневековья и новейшего времени).

Актуальность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что учеными-юристами до сих пор не решены проблемы, связанные с типологической принадлежностью исламских государств, их классификацией по регионам и субрегионам. Региональная и субрегиональная специфика государственно-правового развития, так или иначе, обнаруживает себя во всем исламском мире, но наиболее ярко она проявляется на Арабском

5 Востоке. К сожалению, отечественные исследователи не уделяют должного внимания государственно-правовым особенностям данного региона.

Отмеченные пробелы в определенной мере призвано восполнить настоящее диссертационное исследование.

Степень разработанности темы. Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с возникновением и развитием арабо-исламских государств, пока не привлек к себе должного внимания отечественной историко-юридической науки. Работа историков-юристов в этой области ограничивается подготовкой соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Единственной работой, принадлежащей крупному историку-юристу, в которой была предпринята попытка рассмотреть арабский государствогенез на монографическом уровне, является труд С.В.Юшкова, опубликованный еще в 1948 г. под названием «К проблеме образования феодального государства». Главное внимание С.В.Юшков здесь уделял своим излюбленным теоретическим конструкциям: «дофеодальному государству» и его социально-экономическим основам -«феодальному укладу» и «классу феодалов», феодальному «перевороту», при котором на смену «дофеодальному государству» приходит «феодальное государство» . Налицо стремление к иллюстрации классово-формационных постулатов примерами из истории Арабского халифата. Подобный подход в значительной мере обесценил результаты работы С.В.Юшкова, которая на сегодняшний день признана устаревшей, а ее содержание нуждается в коренном пересмотре.

Спорные сами по себе концептуальные положения, созданные С.В.Юшковым, приковывали внимание ученых к социально-экономической проблематике, оставляя на периферии исследовательского процесса проблемы собственно истории государства и права. К тому же, за пределами исследования С.В.Юшкова остался весь современный период государственно-правового развития Арабского Востока.

Юшков СВ. К проблеме образования феодального государства. М., 1948.

Образовавшийся пробел в какой-то мере восполняют труды Л.Р.Сюкияйнена - специалиста в области теории и истории мусульманского права, а также ученых-конституционалистов - Н.А.Заварнова, М.А.Сапроновой, В.Е.Чиркина, С.В.Чиркина. Однако в их работах подвергнута анализу теоретико-правовая и конституционно-правовая проблематика. Поэтому данными авторами не ставились и не решались задачи, прямо связанные с историко-теоретическим исследованием генезиса исламской государственности Арабского Востока.

Богатейший фактографический материал представлен в работах отечественных и зарубежных арабистов, исламоведов, востоковедов, специалистов по всеобщей истории. Однако он нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций теории и истории государства и права.

Объектом диссертационного исследования являются исторические разновидности арабо-исламских государств: их становление и развитие, как в эпоху средневековья, так и в период новейшего времени.

Предметом диссертационного исследования являются сущностные признаки и характеристики исламской государственности, проявившиеся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (средневековья и новейшего времени), выделенные путем понятийно-правового постижения.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном исследовании основных этапов и форм исламской государственности, осуществляемом на основе обобщающего историко-теоретического анализа различных концепций государствогенеза, созданных отечественными и зарубежными учеными; выявление их эвристических возможностей на материале одного из исторических государственно-правовых регионов - Арабского Востока. Цель работы состоит и в том, чтобы высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах,

7 как «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и др.

Основные задачи диссертационного исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи:

с использованием данных исторической науки установить основные причины возникновения исламского государства у арабов и выявить роль ислама в этом процессе;

проанализировать параметры первого исламского государства;

установить типологическую принадлежность исторических форм арабо-исламских государств Средневековья и Новейшего времени;

выявить государственно-правовую специфику Арабского Востока -одного из самобытных исторических регионов исламского мира;

определить основные формы современного исламского государства на примере стран Арабского Востока.

Теоретическая основа диссертации. Исследование опирается на анализ трудов как отечественных» так и зарубежных ученых. Раскрывая значение ислама и исламской цивилизации для юридической науки, автор широко использовал работы отечественных арабистов и востоковедов: В.В.Бартольда, О.Е.Беляева, О.Г.Большакова, А.М.Васильева, Л.С.Васильева, П.А.Грязневича, И.П.Петрушевского, М.Б.Пиотровского, Л.И.Климовича и

др.

Особое внимание в диссертации уделяется работам, посвященным
теории и истории государства и права. Среди них были использованы труды:
А.И.Ковлера, В.ВЛазарева, Ф.МРаянова, В.К,Самигуллина,

Л.Р.Сюкияйнена, А.Н.Тимонина, И.Д.Левина, А.Г.Хабибуллина, Р.Х.Гилязутдиновой, Л.М.Энтина и др.

В диссертации были использованы и работы ученых- специалистов в области конституционного права: А.А.Мишина, Г.И.Муромцева, М.А.Сапроновой, Б.А.Страшуна, В.Е.Чиркина и др.

При анализе параметров первого исламского государства автор опирался на классические работы зарубежных авторов - социал- и политантропологов: Х.Дж. М. Классена, Э.Саутхолла, Э.Сервиса и др.

Определяя этапы и формы исламских государств Арабского Востока, устанавливая их типологическую принадлежность, диссертант широко использовал труды зарубежных арабистов и исламоведов: Абу Аль-Аля Аль Маудуди, Г. фон Грюнебаума, А.Массэ, Э.Саида, Сафи ар-Рахмана аль-Мубарафури и др.

Источниковая база диссертационного исследования.

Источниковую базу исследования составили Коран и Сунна, а также Конституции арабских государств. Сложность и глубина стоящих перед диссертантом проблем, обусловили привлечение достаточно широкого круга источников как официального, так и неофициального характера.

Во-первых, это научные труды, посвященные анализу таких явлений, как цивилизация, государство, раннее государство, исламское государство.

Во-вторых, это нормативные и нормативно-правовые акты: Коран, Сунна, конституции государств Арабского Востока.

В-третьих, - материалы периодической печати, в которых содержатся интересные факты, характеризующие современную государственно-правовую жизнь Арабского Востока.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применены методы познания, выявленные и разработанные современной наукой, такие как диалектический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование, посвященное историко-теоретической разработке сущностных признаков и характеристик исламской государственности, проявившихся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (Средневековья и Нового времени). Диссертация выполнена на стыке теории и истории государства и права. В

9 ней сделана попытка междисциплинарного синтеза достижений российского государствоведения и отечественной историографии и российского государствоведения с лучшими образцами американской, арабской и западноевропейской научной мысли. Существенно обогащена теоретическая база исследования, на основе которой выявляется специфика государствообразования у арабов, раскрываются особенности последующей эволюции исламской государственности на материале одного из исторических государственно-правовых регионов.

Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти Мухаммада в Йасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства». В связи с этим следует особо отметить исключительно выдающийся личный вклад Мухаммада как в распространении ислама, так и в возникновении первого исламского государства;

Мединская форма государствообразования - совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно при его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

Исламская государственность - это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два основных этапа:

первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» - религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифами;

второй этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы - Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

- Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи
особенности:

ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к процессам «взрывного» типа;

частичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структур;

наряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

- Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная
роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую
государственность от государственных форм не только Запада, но и других
неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный
обиход новое понятие - «Арабский государственно-правовой регион».

Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, - формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка расширить границы познания истории государства и права зарубежных стран, теории государства и права на специфическом государственно-правовом материале стран Арабского Востока. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований и в процессе преподавания курсов «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», а также для создания учебных пособий.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию в выступлениях автора на межрегиональных всероссийских научно-практических конференциях: «Шариат: теория и практика». Уфа, 26-28 сентября 2000; «Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития». Уфа, 10-11 декабря 2002; в опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три и два раздела соответственно, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникновение ислама. Раннее мусульманское государство

Возросший в последнее время интерес к исламу, определяемый, прежде всего, политической активностью мусульманских стран, с необходимостью предполагает возвращение к истокам этой религии.

Что же представляет ислам? Что явилось причиной столь внезапного возникновения этой религии и столь быстрого её распространения на огромной территории? Быть может, все это продукт случайных обстоятельств или же следствие долгого общественного развития в предшествующий период? Можно ли считать, что с возникновением ислама одновременно возникло и исламское государство?

Этому вопросу уделялось достаточно много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной науке. Особую актуальность данный вопрос приобретает и в наше время.

Что же предшествовало возникновению одной из трех великих религий?

На этот вопрос нельзя найти краткий и однозначный ответ, так как он кроется в совокупности целого ряда взаимосвязанных причин.

На наш взгляд, существует три основные предпосылки возникновения ислама. Несмотря на предлагаемый порядок их рассмотрения, считаем, что ни в отдельности, а именно в совокупности они предопределили рождение ислама.

Одной из предпосылок является географическое положение Аравийского полуострова - места возникновения религии.

Аравийский полуостров - большая территория, расположенная между Европой, Азией и Африкой, омываемая Средиземным, Красным и Аравийским морями. По природным условиям Аравию условно делят на прибрежные районы - Тихаму и центральное плато, окруженное пустынями -Неджд.

К прибрежным районам, где климат намного мягче и где богатая растительность, а, следовательно, и развито земледелие - относится территория современных Омана, ОАЭ, Бахрейна. Остальную, большую территорию занимают пустыня, саванны и редколесье. Естественно, что в данной местности абсолютно невозможно земледелие, но нашло распространение кочевое и полукочевое скотоводство и охота. Из этого следует, что в северной и центральной части в основном обитало кочевое население, а в южной - оседлое.

Климат Аравии не позволял производить сколько-нибудь существенного избыточного продукта - излишки мяса или сельскохозяйственных культур были довольно редки. Однако из-за этого Аравия не становилась менее ценной.

Как уже было сказано выше - этот полуостров располагается между Европой, Азией и Африкой, что и послужило причиной использования Аравии в качестве пути для международных отношений между Востоком и Западом. «Транзитная» роль приносила немалую прибыль населению Аравии. Территорию Аравии пересекали торговые пути, связывающие различные страны.

По мнению Л.Климовича, именно выгодное географическое положение Аравии, ставившее её в роль «буферного государства» между центрами средиземноморского Запада и Востока, вызвало развитие богатых и культурных (по тому времени) царств: раннего Минейского и Сабейского, а затем Химьяритского царства на юго-западе полуострова, в Йемене3.

Первоначально именно географическое положение для развития Аравии сыграло положительную роль. Но в последующем оно же способствовало ее упадку.

Так, в борьбе за торговлю на юге Аравии, приносящую немалую выгоду, развивается настоящая экономическая война между Аксумом и Химьяритским царством. Итогом этой войны стало завоевание аксумами государства Химьяритов, которое произошло в начале VI в. Однако, в последующем, аравийские владения Аксума были завоеваны Ираном.

Нескончаемые междоусобные войны подтолкнули к поиску более безопасных путей для торговых караванов, несущих при этом большие потери. Всё это привело к тому, что ко второй половине VI века дорога, соединяющая Восток и Запад, была уже не сухопутной через всю Аравию, а водно-сухопутной - по Персидскому заливу через всю Персию и Месопотамию к Черному морю. Караванный путь через Аравию пришел в упадок.

Каковы же последствия изменения некогда бывшего привилегированным положения Аравии в географическом и экономическом смысле? На самом деле, последствия были очень тяжелыми.

Во-первых, пришла в упадок южноаравийская торговля, что привело её торговые центры - Мекку и Йасриб (Медину), впоследствии сыгравшие немалую роль в возникновении ислама, в состояние серьезного кризиса. Кроме того, пострадало не только оседлое городское население, но и кочевники-бедуины, обитавшие в центре полуострова, так как от караванной торговли, безопасность которой они обеспечивали, получали большую выгоду.

Во-вторых, кризисная ситуация повлияла не только на экономику Аравии, но и на духовную сферу. Так, в период прохождения торговых путей в Мекке происходили различные ярмарки. На время этих ярмарок четыре месяца в году объявлялись запретными для всяких войн, распрей и т.п. Но в дальнейшем, с исчезновением этих торговых путей, разместившиеся по всему полуострову племена ничего не останавливало. Опять начались беспрерывные междоусобные войны, идеологические споры. По мнению Л.С.Васильева, напряженность кризисной ситуации, нашедшая своё выражение в духовной сфере и идеологических спорах, послужила непосредственным толчком к возникновению новом религии . «Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия»5.

Как видно, географическое положение Аравии сыграло немаловажную роль в возникновении новой религии.

Другой предпосылкой является социально-демографический фактор.

Почему ислам возник именно у арабов? Как уже упоминалось выше, южную часть Аравии заселяли земледельцы - оседлые жители, а северную -кочевники-бедуины.

Однако, по мнению А.Массэ, это деление не может быть строгим, так как были миграции, вызываемые природными условиями, а может быть, и экономическими6. Полагаем, все же такое деление было вполне стабильным, так как такой род занятий складывался из поколения в поколение, а история не знает случаев резкой смены климата на Аравийском полуострове в период существования человека.

Этапы развития средневековых арабо-исламских государств

После утверждения единоличной власти Мухаммада в Медине, противостояние Пророка и его сподвижников и мекканцев не прекратилось, а наоборот, усилилось, что объясняется несколькими причинами.

Во-первых, в Мекке находилось святилище Ка"аба, являющееся местом паломничества всех жителей Аравии независимо от вероисповедания. Установление власти в Мекке означало и обладание святилищем и возможностью влияния на всех жителей Аравии в экономической и духовной сферах. Пророк к этому стремился, мекканцы - опасались.

Во-вторых, «еще до падения Мекки Мухаммад поддерживал связи с областями, лежавшими к югу от центрально-аравийской культурной зоны: однако он не мог пойти на эффективное объединение с йеменскими районами до тех пор, пока мекканская система торговли и транспорта полностью не перешла под контроль мусульман» .

Благодаря военному и дипломатическому таланту Пророка Мекка в 630 г. была завоевана, но она уже никогда не возвратила себе прежний статус.

После сдачи Мекки власть медино-мекканской общины быстро распространилась на окрестные племена и Пророк Мухаммад сразу же осуществил военную экспансию против северных областей Византии и Южной Палестины.

Несмотря на это, государство Мухаммада было лишено политического единства: «подобно Римской империи и ее эллинистическим предшественникам, оно представляло собой совокупность территорий или народов, находившихся в той или иной степени зависимости от уммы, или, по их собственному мнению, от Пророка»70. Немалую роль в отсутствии политического единства в государстве Мухаммада сыграл, на наш взгляд, низкий технический уровень его коммуникаций; данный фактор усугублялся особенностями климатических условий Аравийского полуострова, большую часть которого составляют пустыни.

Мухаммаду не удалось создать единого централизованного гомогенного государства. Об этом говорит тот факт, что с его смертью созданная им политическая система зашаталась. Именно данный период связывается с понятием «ар-рида». Мусульманская историческая традиция называет это движение отступничеством от ислама. Племена, заверившие Мухаммада в своей покорности после его смерти, якобы отреклись от ислама, не пожелав платить налоги мусульманским наместникам.

Между тем, по мнению Е.А.Беляева, среди племен, пожелавших отойти от власти Медины, принявшие ислам составляли меньшинство. Другие же признавали политическую власть или находились под влиянием мединской общины, но продолжали придерживаться своих старых верований (многобожие, ханифизм или христианство) и отправлять соответствующие им религиозные культы. В некоторых племенах образовались группировки, склонные подчиниться влиянию Медины и принять ислам. Но были и такие племена, которые, не испытав влияния мединской общины, не имели представления об исламе71.

Как полагает Е.А.Беляев, «ар-рида» представляла собой подчинение аравийских племен власти медино-мекканской общины, а затем использование их в завоевательных войнах»72.

Так или иначе, тридцатилетнее правление первых четырех «праведных» халифов, последовавшее после смерти Пророка, стало периодом обширных арабских завоеваний, в результате которых в VII-VIII вв. было установлено арабское господство на обширных территориях в Азии, Африке и Европе.

Таким образом, государственному образованию первых халифов были присущи признаки империи, а именно - большая территория и наличие зависимых владений.

Империя арабов относилась к категории «ранней» по классификации, заимствованной Н.Н.Крадиным у западных ученых. В ранней империи метрополия и периферия не составляли прочной взаимосвязанной единой системы и различались по многим показателям, таким, например, как экология, экономика, уровень социального и политического развития. «Поздняя» империя характеризуется менее дифференцированной структурой (Британская, Германская или Российская империи начала нынешнего столетия) .

Одной из разновидностей «ранней» империи, по его мнению, является «кочевая» империя. «Кочевую» империю Н.Н.Крадин определяет как «кочевое общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее относительно большое пространство и получающее необходимые нескотоводческие ресурсы, как правило, посредством внешней эксплуатации (грабежей, войн и контрибуции, вымогание «подарков», неэквивалентной торговли, данничества и т.д.)74.

Однако, несмотря на то, что в истории Арабского Халифата большую роль сыграл кочевой элемент, его следует отнести к смешанному типу -земледельческо-скотоводческой империи, немногим отличающейся от классической кочевой империи75.

По форме государственного устройства Арабский Халифат, несомненно, являлся империей. Причем, как указано выше, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется практически непрекращающимися завоевательными походами, в результате которых присоединялись гигантские соседние территории. Еще во время жизни Мухаммада появляется концепция «дар ал-ислам» - «территория ислама»76 и «дар ал-харб» - «территория войны»77, в связи с чем «первоочередной задачей общины верующих являлось превращение всех арабов-мусульман в хозяев земель древней цивилизации» .С этой задачей в первое время арабы-мусульмане вполне успешно справлялись: в течение трех десятилетий завоевали обширные территории, входившие в состав Византийской империи в Азии и Африке, Иранское царство. Выяснением причин относительной быстроты и легкости арабских завоеваний занимались историки-исламоведы Запада и Востока.

Основной причиной военных успехов, одержанных арабами, по мнению Е.А. Беляева является экономическое истощение Византии и Сасанидского Ирана . Сокращение материальных ресурсов породило их военную слабость, выразившуюся в малочисленности и низкой боеспособности их вооруженных сил, запущенности многих оборонительных сооружений.

По мнению Г.Э. фон Грюнебаума «если детально исследовать ход кампаний, они могут показаться более трудными, а сопротивление более упорным, чем о том свидетельствуют быстрые успехи арабов, которые кому угодно могли внушить самонадеянность».

Формы государства на Арабском Востоке: страновое разнообразие и региональное единство

Для характеристики того или иного государства и выделения его важнейших черт в современной отечественной юридической науке используется термин форма государства. И хотя форма государства изучается в различных общественных науках с позиции своего предмета, в теории государства и права есть общее понятие формы государства, являющееся научной абстракцией. В логический объем этого понятия обычно включаются следующие элементы: форма правления, государственное (территориально-политическое) устройство и государственный (политический) режим.

В отечественной науке, как правило, используется трехэлементный подход. Но далеко не все разделяют эту точку зрения. Так, например, по мнению А.А.Мишина, политический режим не входит в форму государства, а есть самостоятельное явление, не формальная, а содержательная

характеристика государства и всей политической системы .

С точки зрения Л.Н.Энтина, различие взглядов по вопросу о том, относится ли политический (или государственно-правовой) режим к компонентам формы государства, вызвано тем, что некоторые авторы искусственно разрывают содержание и форму, тогда как политический режим отражает их взаимодействие и неразрывную связь. Иначе говоря, политический режим выступает как элемент, равно необходимый и для выявления содержания, и для характеристики формы государства, ибо без него возникает риск неполной оценки государственной формы без учета реально протекающих политических процессов

В.Е. Чиркин полагает, что три вышеуказанных элемента представляют собой лишь определенные стороны формы государства, в которых она проявляется, но не исчерпывают своих качеств до конца. Так, помимо формы правления (а она традиционно ограничивается структурой и взаимоотношениями основных высших органов власти), формы государственного устройства (территориальной организации государства) и формы государственного режима (методы деятельности государства, его органов), есть и другие способы проявления особенностей той или иной формы государства. Самым ярким примером, по мнению ученого, служит «республика советов», в которой каждый из советов - сверху до низу, вплоть до сельского совета, рассматривался как единственный полновластный орган, реализующий государственную власть на своей территории.

Тем не менее, несмотря на различие точек зрения по вопросу об элементах, в которых раскрывается форма государства, главное состоит в том, что она не сводится к простой механической совокупности формы правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. «Это самостоятельная научная категория, обладающая присущими ей качественными признаками» .

Между тем, проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. Так, в ряде конституций (Турции, Сальвадора, Эфиопии) были или есть главы с названием «Форма государства».

В связи с этим, как нам кажется, необходимо классифицировать формы государства, акцентируя внимание не на внутреннем содержании, а на его внешней конфигурации. В советской науке делались подобные попытки при выделении революционно-демократической государственной формы и пробуржуазно-авторитарной государственной формы для стран социалистической и капиталистической ориентации, советской республики в условиях диктатуры пролетариата и так далее. Однако данная классификация, в основном, строилась на идеологическом факторе, не учитывая остальных, не менее важных характеристик государства.

Конечно, неполнота классификации, и даже ее практическое отсутствие, обусловлены рядом субъективных и объективных причин. Во-первых, на протяжении всего развития человечества существовало огромное количество государств, обладающих различными характеристиками, не позволяющими их объединить в наиболее общую классификацию. Во-вторых, в процессе своего развития и функционирования само государство может несколько раз поменять свою форму.

Тем не менее, в российской науке предприняты определенные попытки классификации форм государства.

Так, В.Е.Чиркин выделяет три главные формы государства: монократическую, сегментарную и поликратическую. Данная классификация опирается, прежде всего, не на анализ содержания государственной власти, а на признаки формы как таковой148.

По мнению ученого, для монократической формы главным является принцип единовластия. При этом не имеет принципиального значения, будет вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица, одного органа или системы определенного рода органов. Ими могут быть теократический монарх в султанате Оман, коллегия монархов (Высший совет эмиров семи частей федерации в ОАЭ), «фюрер» в фашистской Германии.

Субрегиональные варианты государственно-правового развития у арабов

Как указывалось выше, арабские государства по территориальному признаку подразделяются на государства африканской, восточно-средиземноморской и аравийской зоны. Территориальная близость предопределила схожесть государственного устройства стран-соседей каждой зоны, обусловленную одним путем исторического развития, влиянием совокупности одинаковых факторов. Между тем, по форме государства три зоны отличны друг от друга, в связи с чем, полагаем, что необходимо говорить и о трех политико-правовых субрегионах: Магрибе, Аравии, Леванте (восточно-средиземноморском субрегионе).

Необходимость выделения Аравии в особый историко-правовой субрегион представляется в том, что в этот регион входят арабские государства, форма правления которых обладает наиболее характерными общими чертами.

Этот субрегион представлен государствами: Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ, Йемен. В основном в данном субрегионе представлена монархическая форма правления (за исключением Йемена), сохранение которой объясняется причинами исторического характера.

Анализ истории и современного развития указанных государств позволяет сделать вывод о том, что во многом в установлении именно данной формы правления сыграли главную роль религиозные традиции, ведущая роль мусульманского духовенства, поддерживавшего на всех этапах исторического развития сильную абсолютную власть монарха.

Институт монархии в арабских странах имеет общие черты, обусловленные схожестью историко-политического развития, единством религии и языка, примерно одинаковой социально-экономической структурой общества. Но по этим же параметрам арабская монархия отличается от европейской. Полагаем, что необходимо выделить следующие отличительные черты арабских монархий.

1. Монарх как глава государства получает свой пост в порядке престолонаследования, в связи с этим стержнем политико-государственной структуры является правящая семья. Отличительной чертой арабской монархии от европейской, является наличие устойчивой и разветвленной элитарной семей но-клановой группы, контролирующей все сферы жизни аравийских государств. Особенностью этой группы явилось сосредоточение в ее руках огромных нефтяных богатств, в связи с чем нередко аравийские монархии называют «нефтяными».

По мнению А.Г.Георгиева и В.В.Озолинга, правящие семейства Аравии, имевшие широкие связи во всех социально-активных слоях общества, стали представлять собой своего рода надгосударственную политическую систему в миниатюре, механизм действия которой был целиком подчинен главной цели - сохранить неослабный контроль за социально-политическими процессами, одновременно приспосабливаясь к ним .

2.Согласно сложившейся со времен Халифата традиции, глава мусульманского государства может занять свой пост, только заручившись поддержкой племенных старейшин и улемов, хотя бы формально.

Так, в Катаре до середины 90-х годов вопрос о наследовании трона традиционно решался представителями наиболее влиятельных семей клана Аль Тани. Конституция Кувейта 1962 г. в специальной статье 4, озаглавленной «Монархия», определяет и форму правления, и порядок престолонаследования. По конституции Кувейт является наследственным эмиратом, наследование в котором осуществляется потомками покойного Мубарака ас-Сабаха - основателя династии. Наследник должен быть назначен в течение года с момента вступления на престол эмира. Его назначение должно быть одобрено на специальном заседании Национальной ассамблеи большинством голосов, после чего эмир создает соответствующий указ.

3.В арабских монархиях никто не может унаследовать престол государства, если он не является мусульманином.

4. Наследственные монархии в арабских странах по аналогии с другими монархическими государствами не устанавливают срок правления монарха. Между тем, именно одна из арабских монархий составляет исключение. Данный принцип не распространен на выборную монархию в

Объединенных Арабских Эмиратах.

В состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива, которые возглавляются наследственными эмирами, входящими в Высший Совет союза. Каждый эмират имеет один голос при обсуждениях на Совете. Глава государства, получающий свой пост в результате выборов, находится на должности в течение пяти лет, но может быть переизбран на следующий срок196.

И хотя в данном случае не наблюдается многих признаков чисто монархической формы правления (передача поста главы государства по наследству, бессрочность и т.д.), тем не менее, прерогативы главы государства, ритуалы, связанные с его должностью, позволяют утверждать, что данная форма правления, особенно в ОАЭ, тяготеет даже к абсолютной монархии.

5. Важнейшим принципом функционирования монархии в арабских странах является отсутствие ответственности у монарха. Персона монарха объявляется священной и неприкосновенной. Ни в одной из конституций не установлены ни форма ответственности, ни орган, который мог бы привлечь монарха к юридической ответственности.

6. В арабских монархиях глава государства (монарх) обладает реальными полномочиями по осуществлению своих функций, занимает центральное место в системе государственных органов. В отличие от европейской модели король в странах Арабского Востока «не только царствует, но и правит».

7. В арабских монархиях провозглашен принцип консультации на основе шуры и равенства. Этот шариатский принцип консультации является определяющим в отношениях главы государства с парламентом и правительством и обязывает главу государства советоваться с другими высшими государственными органами.

Источником этого принципа считается 42 сура Корана- «Совет»: «...И тех, кто отозвался своему Владыке, Молитву совершает (по часам), Дела свои (ведет) по совещанию (с другими)...» (42,38) . Данный принцип подтверждается сунной, согласно которой Мухаммад перед принятием важных решений советовался со своими сподвижниками.

Похожие диссертации на Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект