Содержание к диссертации
Введение
Глава - 1 Становление государственности в Хазарском каганате и системы публичного управления 1. Исходные теоретико-правовые основы, источники и истография иследования ' . \ 2\ | , Социальные и геополитические предпосылки формирования Хазарского государства 3. Социально-политические и правовые предпосылки эволюции государственности Хазарского каганата Глава —2 Исторические этапы развития политико-правовой системы Хазарского каганата 1. Социально-политические, экономические и правовые основания развития Хазарской государственности и формирования системы публичного управления 2. Роль религии в контексте развития Хазарской государственности 3. Падение Хазарского каганата Глава —3 Влияние Хазарского каганата на развитие государственности в странах Восточной Европы 1. Хазарское государство и его место в историко-правовом
развитии Восточной Европы и Кавказа 2. Влияние Хазарского каганата на развитие политико-правовой системы Древнерусского государства Заключение Список литературы и источников
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования связана с особенностью политико-правового развития восточно-европейских народов и процессами становления современной государственности России, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана и других республик бывшего СССР. Хазарский каганат занимал огромную территорию, на которой жили различные народы, находившиеся на различном экономичном и культурном уровне, Хаза-рия просуществовала около 300 лет - со второй половины VII в. до середины X в. Этническая (и социальная) база, на которой возникло Хазарское государство, складывалась из синтеза местных (в основном иранского) и пришлых (тюркского и угорского) компонентов. Именно этот синтез обеспечил устойчивость, стабильность и конечный успех этого государства, которое первоначально было одним из многих политических образований на Северном Кавказе.
Возникновение и развитие Хазарского каганата является одним из интереснейших моментов в истории человечества. Хазарский каганат представлял собой сложное политико-территориальное образование. Принятие же хазарами иудаизма на государственном уровне практически беспрецедентно. Естественно, что время породило массу историй и легенд об этом удивительном народе, государстве и политико-правовой системе.
Влияние хазар заключалось в том, что они силой подчинили некоторые восточнославянские племена - полян, северян, родимичей и вятичей и превратили их в своих данников. Раскопки ранних древнерусских центров показывают, что в их слоях содержатся лишь единичные вещи хазарского происхождения, не оказавшие сколько-нибудь заметного влияния на развитие восточнославянской материальной культуры. Что касается государственности, то "заслугой" хазар в этом было лишь то, что они вынуждали восточных славян консолидировать силы для борьбы за свое освобождение. Древнерусское государство развивалось и крепло в борьбе с хазарской экспансией.
4 Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского каганата. Почти полутора столетняя освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти тор-гово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их существования. Хазарское царство исчезло сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства рассыпалось. Однако, были и негативные результаты победы Древнерусского государства, которые заключались в' том, что Печенеги блокировали торговые пути, ведшие на восток. Результатом этого было почти полное прекращение торговли с Востоком.
Интерес к истории Древней Руси, Хазарского каганата находившегося, в прошлом, на территории современной России, в том числе и к становлению их государственности и права, не ослабевает, несмотря на то, что целый ряд крупных ученых, в том числе и наших современников, трудились над воссозданием российского прошлого, сделав немало открытий. Высоко оценивая сделанное, надо признать, что тема далеко не исчерпана и настало время синтезировать классические исторические знания с археологическими и юридическими, чтобы создать цельную картину эволюции политико-правовых институтов иудейской Хазарии, той Хазарии, которая, как часто полагают, была лишена цельной правовой системы и жила единственно по религиозным, иудейским обычаям государственной элиты (подавляющего меньшинства общества) Хазарского каганата.
Степень научной разработанности темы, теоретическая основа и круг используемых источников. Различным этапам исторического периода
5 развития Хазарского каганата, определяющим хронологические рамки исследования, посвящено значительное число работ выдающихся отечественных ученых — историков, философов, юристов, анализирующих его с позиций соответствующих отраслей научного знания. Это обстоятельство предопределило необходимость обращения к широкому кругу научных источников, относящихся к различным периодам формирования отечественной исторической, философской и правовой мысли.
История государственного устройства и права Хазарского каганата интересовала многочисленных исследователей со второй половины XVIII в по XXI в. Начало Хазароведению в России было положено В. Н. Татищевым, который использовал известия о хазарах не только древнерусских летописей, но и некоторых византийских источников, прежде всего Константина Багрянородного. По сути дела, к пересказу летописных известий с некоторым добавлением материалов других источников сводится хазарская история у С. М. Соловьева. В. О. Ключевский о хазарах сказал немного, хотя, казалось бы, отдавая дань торговой теории происхождения Древнерусского государства, историк должен был более внимательно посмотреть на этот народ, в руках которого длительное время находились важнейшие торговые пути между Западом и Востоком.
Больше внимания хазарской проблеме уделил М. С. Грушевский, который остановился не только на русско-хазарских (политических, правовых и экономических) связях, но и дал краткую характеристику самого Хазарского каганата, его территории, государственного строя и т. д.
Первые труды о хазарах появились в Западной Европе (Германии и Скандинавских странах) во второй половине XVIII в.1 Основывались они на данных еврейско-хазарской переписки, а также на некоторых византийских и поздних восточных (компилятивных) источниках. В первой половине XIX в. увидели свет труды Г. Ю. Клапрота2. Он один из первых использовал до-
1 Suhm P.F. От Chazareni. Copethague, 1754; Thunmann S. Untersuchungen fiber die
Geschichte der ostlichen europaischen Volker. Leipzig, 1774.
2 Klaproth S. Memoires sur les khazars II Journal Asiatigue. 1823. T. 3.
вольно большой комплекс арабских и персидских источников.
В 30-х годах XIX в. вышло из печати несколько превосходных статей В.В. Григорьева, долгое время остававшихся наиболее полными обзорами политической истории хазар, их общественных отношений и государственного устройства. Интерес к хазарам в русской и западноевропейской историографии не затух и в последующие годы, однако, как правило, о них не писали специальных исследований (лишь время от времени печатались статьи по отдельным вопросам хазарской истории и культуры), хотя достаточно часто упоминали в комментариях к тем или иным вновь открытым источникам, либо в трудах по истории других народов Восточной Европы эпохи раннего средневековья.
В XIX в: в России появились две интересные работы Д.И. Языкова и П. В. Голубовского4, одна из которых была специально посвящена хазарам, другая касалась истории двух восточноевропейских народов раннего средневековья — хазар и булгар. Большой интерес вызывает работа Д. Иловайского, который считал славянами болгар (приазовских) и в связи с этим преувеличивал роль славян в Хазарском государстве5
Среди зарубежных востоковедов в деле изучения прошлого хазар надо прежде всего указать на заслуги И. Маркварта, который в своих трудах, посвященных различным проблемам восточноевропейской и кавказской истории, затронул (и весьма плодотворно) и ряд вопросов хазарской истории, в том числе хазаро-византийских, хазаро-арабских, хазаро-закавказских отношений.6 Ряд ценных наблюдений в области истории развития государственности хазар и русско-хазарских отношений сделал В.В. Бартольд.
В конце XVIII - начале XX вв. появляются и собственно правовые исследования М.Ф. Владимирского-Буданова, П.И. Беляева, В. Сергеевича, М.
3 Языков Д.И. Опыт о истории хазаров // Труды Российской АН. СПб., 1840. Ч. 1.
Голубовский П.В. Болгария и хазары - восточные соседи Руси при Владимире Святом // Киевская старина. 1888. Т. 2.
5 Иловайский Д. Разыскания о начале Руси. М., 1882.
6 Marguart J. Osteuropaische undostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903; Idem. Eransahr nach
der Geographie der Ps. Moses Xorenaci. В., 1901.
7 Ковалевского, А.Ф. Кистяковского, Н.С. Таганцева.
Период 20-30-х годов XX в, в области хазароведения ознаменован как продолжением старых, сложившихся ранее традиций, так и появлением некоторых новых аспектов исследования. На первое место следует поставить публикацию П. К. Коковцова еврейско-хазарской переписки. Аналогичную оценку следует дать известной публикации В. Ф. Минорского . Его комментарии к персидскому Анониму X в. в основных чертах сохраняют свое значение благодаря отличному знанию ученым параллельных, в основном арабских, материалов и глубоко научному к ним подходу.
В советской историографии ряд ученых пытались по-новому рассмотреть многие проблемы русской истории государства и права. Серьезные переоценки имели место и в области древней русской истории государства и права, в частности по вопросу о внешних влияниях на нее. В этой связи исследования государственно-правовых проблем получили дополнительный импульс в послеоктябрьский период. Прежде всего, это труды: М. И. Артамонова, СБ. Веселовского, Б.Д. Грекова, Л.Н. Гумилева, Н.Ф. Демидовой, Н.П. Ерошкина, В.В. Мавродина, Б.А. Рыбакова, В.И. Равдоникаса, В.Я. Пет-рухина, А.П. Новосельцева, Е.А. Рябинина, A.M. Сахарова, М.Б. Свердлова, М.Н. Тихомирова, О.И. Фроянова, Л. В.Черепнина.
Особо следует отметить работы М. И. Артамонова, который уже в 1936г. издал книгу о древнейшем прошлом хазар8 и тогда же приступил к подготовке фундаментального труда о Хазарском государстве. Как он писал позже, в основном этот труд был завершен им еще до Великой Отечественной войны, однако в силу ряда причин опубликован только в 1962 г. Вероятно, эта задержка, вызванная и войной, и изданием работы Данлопа.
В 1962 г. вышла в свет первая часть труда востоковеда Б.Н. Заход ера (1898-1960 гг.) «Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и
7 HududAl-Atam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D. /Tr. and
exp. by V.Minorsky with the Preface by V.V.Barthold (1930). Tr. from the Russian. L., 1937.
8 Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. М., 1936.
8 Поволжье в IX-X вв.»9. В этой книге есть специальный раздел о Хазарии. Работа Заходера, особенно ее первая часть10, явилась большим событием в истории изучения восточных известий о народах Восточной Европы в целом и хазарах в частности. Также событием является выход в свет монографии А. Барты,11 которая посвящена истории венгров в период их пребывания на юге нашей страны, а затем их обоснованию в Паннонии. Вполне естественно, что автор немалое внимание обращает на хазарскую проблему. Именно с неё начинается изложение в первой главе («Восточная Европа в IX и X вв.»). Ог-ромный вклад в исследование хазарской проблематики внёс Л.Н. Гумилев .
Проблема хазаро-аланских и хазаро-русских отношений, развития государства и права Хазарского каганата рассмотрена в монографии В.А. Куз-нецова , в статье А. А. Быкова о денежном обращении в Хазарин VIII-IX вв.14, в работах А. А. Кудрявцева о Дербенте15 и американского востоковеда П. Б. Голдена,16 ряд вопросов хазарской истории поднят в публикации Н. Голба и- О. Прицака17, в 1982 г. в Мюнстере вышла в свет диссертация.Д'. Людвига, которая, можно сказать, является последним словом в хазароведе-нии18.
В целом можно отметить, что проблемами возникновения и развития государственности и права занимались многие исследователи. Их работы обогащали сокровищницу государственно-правовых и исторических знаний,
9 Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Вып. 1. С. 139.
10 Вторая часть свода, который был написан Заходером лишь вчерне, опубликована в 1967
г.
1' Bartha A. Hungarian Society in the 9th and 10th centuries. Budapest, 1975.
12 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966.
13 Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.
14 Быков А.А. Из истории денежного обращения в Хазарии в VIII и ГХ вв. // Восточные ис
точники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1974. Вып. 3. С.
26-71.
15 Кудрявцев А.А. Город, не подвластный векам. Махачкала, 1976; Он же. Великий город
на Каспии. Махачкала. 1982.
16 Golden P. Khazar Studies. Budapest, 1980. Vol. 1, 2.; Golden P. Hazar dili II Turk dili arac-
tirmalari Jillagi-Belleten. Ankara, 1971.
Gold N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Gentrury. Itaka: L., 1982. 18 Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren - Reiches im Licht der schriftlic-hen Quelle. Milnster, 1982.
9 способствовали познанию истины, однако комплексное исследование политико-правовой системы Хазарского каганата не являлось предметом исследования юридической наукой.
Эмпирическую основу исследования составили летописные и хроникальные источники, как отечественные, так и зарубежные, кроме того, важное значение имеют памятники права. Для осуществления исследования автором использовались мемуары, записки и сочинения хазарских людей, иностранных дипломатов и путешественников. Прежде всего, следует отметить переписку между сановником испанских Омейадов Хасдаем ибн Шафрутом и хазарским царем Иосифом. Другой документ вышедший из Хазарии, именуется Кембриджским, так как был обнаружен в Кембриджской библиотеке принадлежащий неизвестному автору. Определенный интерес представляют некоторые памятники еврейской литературы XI-XII вв. Это материалы путешественников, проехавших Восточную Европу в эти столетия: Эльдад, Be-ниамин Тудельский, Петахья Регенсбургский.19 Основная информация о хазарах и Хазарском государстве черпается из трудов IX-XIII вв. на арабском и персидских языках. Известия о хазарах находим в географическом труде Ибн Хордадбеха, ал-Йакуби, Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, Ибн Мукаффу, Ибн Русте, Кудамы ибн Джафара, Абу Дулафа Ибн Фадлана, ал-Масуди, ал-Истахри, Абул-Касима Ибн Хаукаля, Шамсаддина ал-Мукаддаси, ал-Марвази, Гардизи, Иакута ар-Руми ал-Хамави, Закарии ал-Казвини, Ибрагима ибн Иакуба, ал-Идриси, Абу Хамида ал-Гарнати, ал-Куфи и других. Особенно следует отметить работы, которые дают информацию о Древнерусском государстве и Хазарском каганате VII — X вв.. Крупнейшими арабскими историками раннего периода были Абу Джафар Мухаммед ибн Джерир ат-Табари, Хамза ал-Исфагани, Абдулла Мухаммед ибн Ахмед бин Юсуф ал-Хваризми и других.
Для истории хазар, огромное значение имеет древнеармянская литература. Наиболее примечательны труды Мовсеса Хоренаци, Анания Ширакаци
19 Три еврейских путешественника XI и XII ст. СПб., 1881.
10 и Левонда (Гевонда). Из ранних сирийских материалов интересно историческое сочинение Захария Ритора Значительный интерес представляет "Хроника" Михаила Сирийца. Это большое сочинение в 28 книгах типа всемирной истории20. Основным Византийским источником о Хазарии является сочинение Константина Багрянородного. Хотя по истории древнерусского летописания существует огромная литература, но скорее всего, летописание на Руси возникло при Ярославе Мудром, когда Хазарского государства уже не существовало. В повесть временных лет вошли известия о хазарах, основанные на преданиях и устной традиции. Их немного, но они уникальны. Речь идет об отношениях полян с хазарами, освобождении юго-восточной группы русского славянства от хазарской зависимости и, наконец, о походе Святослава на Белую Вежу. Для XI в. есть данные о хазарском населении на Тамани.
Хронологические рамки исследования охватывают период с первой четверти VII в. до середины X в.вв. Это судьбоносное время существования хазарского государства и права.
Объектом исследования являются политические и правовые институты, система права в процессе формирования и развития государственности в Хазарском каганате с первой четверти VTI в. до середины X в.
Предметом исследования являются проблемы зарождения и эволюции государства и права Хазарского каганата на всем протяжении исследуемого периода.
Цель исследования заключается в том, что бы показать закономерности развития и эволюции государственных структур и правовой системы Хазарского каганата.
Для достижения этой цели автором решаются следующие задачи:
провести анализ исходных теоретико-правовых основ, источников и истографии по теме иследования;
исследовать социальные, экономические и геополитические предпосылки формирования Хазарского государства;
20 Michei Ie Syrian. Chromque / Ed. par J.-B. Chabot. P., 1899-1905. T. 1-3.
определить социально-политические и правовые предпосылки эволюции государственности Хазарского каганата;
выявить социально-политические, экономические и правовые основания развития Хазарской государственности и формирования системы публичного управления;
определить роль религии в контексте развития Хазарской государственности;
выявить причины падения Хазарского каганата;
определить место Хазарского государства в историко-правовом развитии Восточной Европы и Кавказа;
провести анализ и выявить характер влияния Хазарского каганата на развитие политико-правовой системы Древнерусского государства.
Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы познания, и, прежде всего, диалектический метод, а также частноправовые методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды юристов, историков, экономистов, философов, политологов, социологов и др.
Среди отечественных работ подвергнуты анализу труды: М.И. Артамонова, П.И. Беляева, А.А. Быкова, В.Г. Васильевского, СБ. Веселовского, М.Ф. Владимирского-Буданова, П.В. Голубовского, Б.Д. Грекова, В.В. Григорьева, М.С. Грушевского, Л.Н. Гумилева, Н.Ф. Демидовой, Н.П. Ерошішна, Б.Н. Заходера, Д. Иловайского, А.Ф. Кистяковского, В.О. Ключевского, М. Ковалевского, П.К. Коковцова, И.Ю. Крачковского, А.А. Кудрявцева, В.А. Кузнецова, М.К. Любавского, И.И.Ляпушкина, В.В. Мавродина, В.Ф. Минор-ского, А.П. Новосельцева, В.А. Пархоменко, В.Т. Пашуто, В.Я. Петрухина, М.Н. Покровского, В.И. Равдоникаса, Б.А. Рыбакова, Е.А. Рябинина, A.M. Сахарова, М.Б. Свердлова, В. Сергеевича, СМ. Соловьева, Н.С Таганцева,
12 В.Н. Татищева, М.Н. Тихомирова, А.Я. Федорова, Г.С. Федорова, О.И. Фроянова, Л.В.Черепнина, И.С. Чичурова, В.П. Шушария, Я.Н. Щапов, Д.И. Языкова и др.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что в ней с позиций историко-правовой науки, опираясь на методы, сформированными в рамках таких наук и научных дисциплин, как история, этнография, археология, реконструируется эволюция этнических общностей и регулятивных институтов в направлении формирования и развития государственных структур и правовой системы Хазарского каганата.
Результатами исследования, содержащими элементы новизны, являются: привлечение и авторская интерпретация разнообразного письменного, особенно летописного и хроникального наследия; рассмотрение природы и сущности Хазарского государства и права как в статике, так и в динамике; выявление социально-политических, экономических и правовых оснований развития и падения Хазарской государственности в контексте формирования и развития системы, публичного управления; определение роли религии в эволюции Хазарской государственности, а также места Хазарского каганата в историко-правовом развитии Восточной Европы и Кавказа; выявление характера влияния Хазарского каганата на развитие политико-правовой системы Древнерусского государства.
На защиту выносятся следующие основные положения, в которых отражена научная новизна исследования, содержатся новые концептуальные подходы и выводы:
1. Исследователи относят к 30-м годам VII в. смуту в Западнотюркском каганате и крушение этого государства под ударами китайцев в 50-х годах VII в., что положило начало возникновению Хазарского государства. Автору, представляется это неточным. Диссертантом в исследовании представлены данные о практически самостоятельной хазарской политике в 20-х годах VII в., и это обстоятельство, позволяет датировать образование Хазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Однако, хазарский прави-
13 тель еще признавал верховную власть хакана тюрок, с которым он был в родстве. Но двойной титул хазарского правителя, джебу-хакан, говорит о том, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена. На практике, хазары действовали полностью самостоятельно. В то же время, автор отмечает, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольно значительный период становления-Хазарского каганата, как уже во всех отношениях самостоятельного государства, ставшего главной политической силой Восточной Европы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарским владыкой высшего в кочевом мире титула "хакан" и победоносная борьба с другим прикавказским политическим объединением -Булгарским союзом.
2. На основе данных анализа арабской, армянской и грузинской
истографии автор делает вывод, что население Хазарии делилось на две час
ти: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними было в том, что
тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, в' кон
нице. Однако, простой народ не попал в феодальную зависимость. Показа
тельно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в X в.),
требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой
народ. Сохранение реликтов родовой организации, свободы основным насе
лением и в то же время выделение особого сословия знати (тарханов) свиде
тельствует о том, что Хазария может рассматриваться как раннеклассовое
общество, где социальная дифференциация не достигла большой глубины,
хотя и проявлялась в специфической форме.
3. В виду особого значения в экономике Хазарии транзитной торговли,
автор остановился на особом статусе иностранцев, обитавших в этой стране и
особенно в ее столице. Больше всего было евреев, колонии которых были во
всех хазарских городах. Но кроме них, в Атиле жило много мусульман (куп
цов и ремесленников), христиан, а также существовали колонии русов и сла
вян. Важнее другое - все эти иноземцы были не просто подданными хазар
ского царя, но в своих внутренних делах пользовались судебным иммуните-
14 том, который выглядит гораздо внушительнее, нежели право христиан и иудеев судиться по своим законам в Арабском халифате.
Автор обращает внимание на особенность земельной собственности в Хазарии. На основе еврейско-хазарской переписки диссертант делает вывод, что земля находилась в распоряжении рода и рассматривалась как владение (собственность), полученное от предков, причем это касалось и царского рода. Следовательно, в Хазарии существовало право рода на землю. Аналогичное положение мы знаем в древних Иране и Закавказье, где знатные роды владели землей и только в период раннего средневековья такая родовая собственность на землю стала разлагаться и из нее зародилась частная феодальная (безусловная) земельная собственность. Однако в тех же закавказских странах и Иране была очень сильная царская власть и государство имело по крайней мере право контроля за земельным фондом. У хазарских владык этого не было.
Исследуя налоговую политику Хазарского каганата Автор делает вывод, что значительную часть государственных доходов, которыми распоряжались сначала хакан, а потом царь, составляли торговые пошлины на заставах в узловых пунктах сухопутных, речных и морских путей. Кроме того, покоренные народы и племена платили дань в натуральной форме и деньгами, что было характерно только для начального периода развития Хазарского государства. Однако, в конце IX и X вв. все налоги, сборы и пошлины взимались только в денежной форме (чего не было ни в одной стране мира данного периода), что было связано с транзитной торговлей, в которой главной валютой в VIII-X вв. был арабский серебряный дирхем.
На основе исследования права и системы судопроизводства на основе данных арабской истографии, повести временных лет, сочинения Константина Багрянородного автор делает вывод, что в многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. В частности арабские авторы сообщают,
15 что при царе в Атиле находились семь судей (кади): два для мусульман, судивших по шариату; два для иудеев (хазар, принявших иудаизм, и евреев), судивших в соответствии с Торой; два для христиан, которые вели суд по Евангелию, и один для язычников (славян, русов и других идолопоклонников), который судил согласно языческим обычаям, т.е. "по велениям разума". Между этими судьями а царем имелся посредник ("сафир"), который передавал решения судей царю, и> после утверждения их последним они приводились в исполнение. Такая практика существовала в Хазарии ГХ-Х вв. До этого, верховным судьей был хакан, которого источники называют судьёй ("шо-фет").
Эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII - первой половине VIII в. во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках-находились (или в его руки переходили).внешние сношения'. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека). Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в X ст. сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния.
Исследовав причины принятия иудаизма и его развития в Хазарском каганате диссертант приходит к выводу, что причины две. Во-первых, пора-жение в войне с Арабами в 737 году . Во-вторых, иудеи в исламе не считались язычниками; они были «людьми, писания», против них не надо было вести джихад в его жесткой форме и с ними можно было вести дела, если они не нарушали основных законов и платили соответствующие подати. Та же самая картина была в Константинополе, где признавались гражданские права
В 737 г. Мерваи ибн Мухаммед взял хазарскую столицу, после чего хакан бежал на север. Арабы преследовали его, и в конце концов он запросил мира, обещая принять ислам.
евреев. Многочисленные домыслы публицистов и последователей Л. Гумилева о том, что выбор кагана отдалил немногочисленную верхушку от народа, не соответствуют действительности. Идея о том, что иудаизм погубил каганат, равнозначна тому, что Константинополь погубило православие, и не выдерживает никакой критики. Вообще в данном случае, за исключением самого факта выбора религии, конфессиональная история практически не имеет прямого влияния на историю политическую. Подтверждение этого мы видим и по данным археологии: иудаизм не привел к распаду каганата, не привел и к закату культуры, потому что IX век - это век расцвета и салтово-маяцкой культуры, и хазарских городов.
В отношении развития иудаизма, автор выделил два этапа: в 740 г. хазары приняли модифицированный иудаизм, а около 800 г. - раввинистиче-ский.
9. Влияние Хазарского каганата на Кавказе на разных этапах развития было не однозначное и более того, если на начальных этапах развития хазарского государства влияние было активным, направленным на прирост собственной территории каганата, то в дальнейшем речь может идти, только об удержании не только территории, но и политического влияния. Изменение государственной политики связано с поражения хазар в 737 г. Однако в историографии утвердилась та точка зрения, что борьба хазар с арабами имела результатом спасение европейской цивилизации от натиска ислама. Делаются сравнения с франками Карла Мартелла и т.п. Последнее вообще несопоставимо с событиями на Кавказе в 30-х годах VIII в. Франкский мажордом разгромил арабов,и остановил их натиск в Западной Европе, тогда как в это же время арабы нанесли сокрушительное поражение хазарам в Восточной Европе. Вместе с тем, арабы никогда не пытались закрепиться к северу от Кавказских гор и не могли это сделать, имея у себя в тылу горный Кавказ -очаг постоянного сопротивления. Поход Мервана в Подонье был связан с преследованием войск хакана. Основная цель Мервана сводилась к достижению формального успеха - согласия хакана принять веру победителей - ис-
17 лам. После этого арабский полководец спешно ушел на свои базы в Закавказье.
10. В войне против Хазарского государства Святослав руководствовался определенными политическими мотивами. Хазария выступала против политики Киевской Руси относительно государственного объединения восточных славян. Чтобы завершить объединение всех восточнославянских земель в едином государстве, Русь вынуждена была избавиться от политического противника и конкурента. Победа над Хазарским государством ускорила процесс восточнославянской консолидации, но одновременно открыла кочевникам путь на запад, что создало для Руси новую опасность. С этого времени хозяевами южнорусских степей стали печенежские орды. Результатом этого было почти полное прекращение торговли с Востоком. Также автор делает вывод, что русскими князьями была 'заимствована титулатура главы государства на Руси, который именуется хаканом. Наиболее приемлемое объяснение дают американские исследователи Глоб и Прицак. Это связано с существованием первого протогосударства на Руси на древнем восточном пути в районе Ярославля, о чём свидетельствует Темиревское городище. Соответственно, будучи связанной с Хазарским каганатом элита этого протогосудар-ственного объединения и перенимает у хазар элементы государственного устройства. Можно констатировать, что ориентация на Восток оказалась непродуктивной. Этот Русский каганат был недолговечен и оставил о себе редкие упоминание арабских источников, а также могильники викингов. Киевская Русь к Русскому каганату не имеет никакого отношения, разве что титулатура раз появившись далее живёт самостоятельной жизнью и перенимается киевскими властителями, доживая до времён Ярослава Мудрого. Хазарский каганат, хотя и просуществовал недолго, оставил глубокий след в истории. После гибели каганата народ этой некогда могущественной страны рассеялся по всей территории Восточной Европы, ассимилируясь с местным населением. Это не могло не оставить следа в культуре, традициях и политике восточноевропейских государств.
18 Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы, обладая элементами научной новизны, развивают и дополняют ряд разделов истории отечественного права и государства и истории политических и правовых учений. Кроме того, комплексный характер диссертации предопределяет значимость результатов исследования для политологии, социологии, психологии, а также отраслевых юридических наук. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы: в дальнейших научных исследованиях в рассматриваемой области, в преподавании истории отечественного права и государства, истории политических и правовых учений, при разработке спецкурсов по истории древнерусского государства- и прав, истории отечественного налогового права и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы нашли отражение в научных публикациях диссертанта: научные статьи в научных и .научно-практических сборниках, положения диссертации были апробированы на научно практической конференции «Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы экономики и права» проводимой на факультете права и экономической безопасности СПбГИЭУ (2006 год), при чтении лекций и проведении семинарских занятий. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.