Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный этап строительства в Республике Казахстан суверенного, правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, III, обусловил комплексное и вдумчивое изучение идей государственно-политического наследия прошлого республики Возросший интерес в казахстанском обществе к данной проблеме объективно отражает процессы государственной и этнической самоидентификации и самоопределения. "Без восстановления исторической памяти, - как было отмечено в выступлении президента страны НА. Назарбаева на праздновании дня независимости республики в декабре 1998 года, - немыслимо понять себя как народ, выяснить, кто мы и откуда, начертить план будущего и превращать его в биографию молодого государства не с чистого листа, а с учетом и пониманием гигантского пути, проделанного государством" 121.
При этом сегодня особое внимание уделяется тем аспектам жизнедеятельности человека и общества, которые раньше замалчивались или освещались крайне тенденциозно С этой точки зрения, исследование ранних этапов государственности, изучение государственных и правовых взглядое отдельных представителей национальной интеллигенции актуализируется целым рядом обстоятельств политического, научного и конкретно-практического характера Исследование и осмысление опыта государственно-правового устройства Казахстана в начале XX века и в годы гражданского противостояния, поиск социальных истоков буржуазной, национальной государственности приобретает на современном этапе строительства демократического Казахстана особо важное значение в контексте ретроспективы историко-правовых исследований в целом
Одним из наиболее ярких, незаурядных сынов казахского народа, сыгравший немаловажную роль в истории края, в становлении и развитии юридической мысли, был Мустафа Чокай, который являлся одним из основателей Туркестанской автономии, апологетом идей пантюркизма, создателей "Туркестанского национального комитета", 'Туркестанского национального совета", Туркестанского легиона.
Теоретически переосмысление национально-либерального движения казахской интеллигенции имеет важное значение не только в духовном возрождении народа, но и в деле современного государственного строительства Высокообразованные и стойкие в своих убеждениях представители казахской интеллигенции породили идею суверенитета и независимости Казахстана В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстаяцев» среди негативных сторон нынешнего развития республики отмечается «наш менталитет, *'ф^"«пд"»ятг"іт нет?'"-""'"* поколениями людей, которые воспитывались в духе коммуш сти^сйи*йййнцшнвад
некоторые с энтузиазмом воспользовались недавними изменениями, но очень многие - нет»/3/.
До настоящего времени государственно-правовые взгляды Мустафы Чокая получили лишь поверхностное освещение, в контексте более общих проблем исторического развития. Не были проанализированы факторы, повлиявшие на становление юридических представлений М Чокая, его взгляды на проблему государственного устройства тюркских народов, роль и место Мустафы Чокая в организации и деятельности "Туркестанского национального комитета", "Туркестанского национального совета" и Туркестанского легиона. Более совершенный научно-познавательный инструментарий, имеющийся в распоряжении современной юридической науки, позволит полней раскрыть потенциал общественной значимости выбранной проблемы диссертационного исследования.
Данный аспект проблемы имеет ценностное, прагматическое, конкретно-практическое значение Роль и место личности в истории в переломные для страны моменты объективно возрастает Это было верно для начала XX века, это сохранило свою актуальность и на современном этапе для нашего государства Эволюция политической деятельности Мустафы Чокая проходила под влиянием бурной политической жизни в России I мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, его работа в мусульманской фракции в IV Государственной Думе России Динамике политического роста Мустафы Чокая, укреплению политико-правовых убеждений способствовали его профессионализм журналиста, юриста, публициста и страстного националиста. Это непрерывный анализ политической и экономической ситуации в России и Туркестане, взвешенная критика национальной политики большевиков, умение делать точные прогнозы в отношении большевистской России в контексте всей мировой политики. Изучение политико-правовых воззрений и взглядов ярких представителей предшествующих поколений обогащает современную науку, позволит избежать ошибок и просчетов, допущенных в предыдущий период В этой связи несомненно, что осмысление государственно - правовых взглядов Мустафы Чокая, его многогранной и неоднозначно трактуемой жизни и деятельности будет способствовать более глубокому пониманию его эпохи, особенностей и трудностей национально-государственного строительства в тот период в казахском обществе.
Степень научной разработанности проблемы. Государственно-правовые взгляды Мустафы Чокая получили определенное освещение в контексте тех или иных проблем истории государства и права Казахстана, однако юридические аспекты его деятельности до сих пор не подвергались специальному исследованию.
В общей совокупности существующей литературе по исследуемой проблеме представляется рациональным выделить четыре этапа характеризующих деятельность Мустафы Чокая Охарактеризуем каждую из
5 них. Так, хронологические рамки первого этапа будут охватывать период с начала первой русской революции (1905-1907 года) до начала Великой Отечественной войны (1941 год), то есть работы, написанные непосредственно при жизни самого Мустафы Чокая. Второй этап начинается с 1941 года и завершается в середине 1960-х годов. Третий этап длится с середины 1960-х годов до середины - конца 1980-х годов. И, наконец, четвертый этап хронологически совпадает с процессами попыток демократизации советского общества, распадом Союза Советских Социалистических Республик, приобретением суверенитета и началом строительства правового государства в Республике Казахстан.
Предложенная периодизация динамики научных, историко-юридических и юридических исследований по проблемам эволюции государственно-правовых взглядов Мустафы Чокая в общих чертах соответствует и синхронизирована с общепринятым хрестоматийным вариантом периодизации отечественных наук в советское и постсоветское время.
Главной характеристикой первого периода является взаимососуществование и столкновение различных направлений и течений в достаточно значительном объеме имеющейся литературы тех лет, явное присутствие полемического пространства.
Первое - официальное, для него присуща опора на марксистскую идеологию и строго соблюдаемый "классовый подход" К их числу следует отнести общие работы, анализирующие различные аспекты создания национальных государств в ходе событий февраля-октября 1917 годов, советского строительства, дающие характеристику основным политическим партиям и движениям, существовавшим в Казахстане в то время, их лидерам, и в которых встречается разрозненная, не представленная в систематизированном виде, но, все же, обладающая определенной ценностью информация о государственно-правовых взглядах Мустафы Чокая - идеолога пантюркизма и одного из создателей национально-политического объединения, государства 'Туркестанская автономия".
Особый интерес, в данном контексте, представляют работы, написанные историками, философами и политологами В их числе следует назвать "Историю Казахстана" и "Историю национально-революционных движений на Востоке" С.Д. Асфендиярова, "Очерки по истории Алашорды" С. Брайнина и Ш. Шафиро, "Еще раз о грузинской эмиграции" М. Кахиани, "О мелкобуржуазных партиях" И.О. Попова и так далее /4/.
В эту же группу официальной историографии необходимо включить немногочисленные, но имеющие бесспорный познавательный интерес статьи и очерки по отдельным вопросам государственных и правовых взглядов представителей национальной интеллигенции Казахстана, оценивающие их деятельность с точки зрения того времени и опубликованные на страницах центральной и местной периодической печати 151.
Третий историографический блок, трактующий эволюцию
государственной и правовой мысли Казахстана с марксистских позиций, представлен работами самих политических деятелей советской власти В книгах Сафарова Г. "Колониальная революция. Опыт Туркестана", Т Рыскулова "Революция и коренное население Туркестана" и других не только показана историческая ситуация в республике накануне революции и в первые годы установления власти большевиков. В них содержится значимая информация о становлении и развитии политических воззрений казахской интеллигенции и о практических попытках воплощения их идеалов в регионе/6/.
Вместе с тем, в этот же период существовало и другое течение в раскрытии данного круга проблем Для представителей этого направления, чьи работы долгое время были недоступны для широкого круга читателей, характерным являлось наличие критического подхода в оценке действий официальных институтов власти, советской политической системы в целом Однако на практике это не означало априорную апологетизацию всего эмигрантского и оппозиционного движения Более того, в работах этого порядка как никогда ярко прослеживается неоднородность и внутренние противоречия эмиграции 111. Констатация разнообразных подходов, взглядов и оценок исследуемой проблемы свидетельствует о реальном существовании полемического пространства.
На дальнейшее освещение проблемы наложила отпечаток позиция государства, не допускавшая далее никаких отклонений от официальной идеологии. Это обусловило узость источниковой базы для всех последующих работ вплоть до конца 1980-х годов. Существенный научно-изыскательный импульс центрально-азиатским исследованиям придала перепись населения СССР 1970 г., которая обнаружила существенный рост мусульманского населения страны. Были высказаны прогнозы о вероятном распаде СССР, что привлекло внимание к его юго-восточным границам как к вероятному очагу новой волны национально-освободительного движения В связи с этим в теоретическом плане актуализировалась проблема истоков антиколониальной борьбы в регионе в первой половине XX века, где серьезному анализу подверглись идеология и практика джадидизма и его ответвлений /8/, а также мусульманский национал-коммунизм как проявления азиатского коммунизма 191. Но, тем не менее, уже на этом этапе развития науки были сделаны первые опыты в составлении и публикации сборников документов и материалов, имевших опосредованное отношение к теме диссертационного исследования. В первую очередь следует отметить сборник документов по истории Алаш-Орды, составителем которого явился Н И Мартыненко /10/.
Для второго этапа изучения эволюции государственно-правовой мысли в Казахстане в контексте тех или иных более общих проблем исторического и юридического развития в целом был свойственен скорее экстенсивный подход, определявший преимущественно количественные показатели. Опубликованные в тот период работы Г Ф Дахшлейгера "Ленин и первые шаги социа-
7 диетического строительства в Казахстане", АН. Нусупбекова "Фальсификация истории и историческая правда", Дахпглейгер Г.Ф "В И Ленин и первые шаги социалистического строительства в Казахстане", Е. Семенихиной и других, расширили фактологическую базу исследований, дополнили уже сложившиеся представления о социально-политической обстановке в стране /11/.
В полной мере это относится к значительному количеству созданных в это время диссертационных исследований по отдельным сюжетам из прошлого республики или посвященных персоналиям, сыгравшим немаловажную роль в определенные периоды истории края. В их числе можно выделить работы С Б. Баишева, Г.Ф Дахшлейгера, МП. Кима, З.Л. Акишевой, СМ. Кснжебаева, А.Н. Нусупбекова, М.С. Сапаргалиева и другие исследования /12/.
Научные произведения того периода принимают ярко выраженный идеологизированный характер, соответствовавший предельно идеологизированным социоориентирам, господствовавшим в обществе В значительной степени это относится к работам П.М Пахмурного, С.Н. Покровского, исследовавших проблемы установления советской власти, вопросы гражданской войны и иностранной интервенции в различных регионах республики, историю зарождения, развития и разгрома басмаческого движения на юге Казахстана и в среднеазиатских республиках, а, соответственно, затронувших жизнь и деятельность, государственно-политические взгляды и конкретную политическую карьеру одного из незаурядных представителей казахского народа, видного юриста Мустафы Чокая /13/.
На страницах газет "Казахстанская правда", "Степная правда", в журнале "Большевик Казахстана" в тот период появились многочисленные публикации эмоционального характера, в центре внимания которых находились, в первую очередь, процессы репрессий и последовавшей позднее реабилитации Это относилось не только к деятелям оппозиционных советской власти политическим лидерам, но к участникам Великой Отечественной войны, волей обстоятельств попавших в плен и принявших участие в Туркестанском легионе. Позднее, после победы во второй мировой войне, их осудили и сослали в лагеря/14/. -
XX съезд партии, чье воздействие на общество сильно преувеличивалось в советской историографии, на практике оказал не столь глубокое влияние на изучение деятельности и государственно-правовых взглядов представителей оппозиции вообще и М Чокая, в частности. Критика культа личности, сталинизма, тоталитаризма велась с позиции и во имя сохранения именно советской политической системы. Это способствовало, в основном, развитию публицистического жанра.
В собственно общественно-политической литературе общего плана оценки трагических судеб противостояния установлению тоталитаризма последующей эмиграции по-прежнему носили одиозный характер и были адекватны сложившейся государственно-патриотической концепции истории, крае-
угольным камнем которой были формационный подход и исторический материализм Но, несомненно, что работы С.Б Баишева "Победа социализма в Казахстане", Т.Е. Елеуова "Установление и укрепление советской власти в Казахстане", Ю.И. Романова "Дружба, рожденная в борьбе" и другие, также способствовали накоплению фактологических знаний о роли месте отдельных представителей казахской интеллигенции в становлении и развитии национальной юридической школы /15/
Для третьего этапа развития отечественной историографии проблемы формирования и эволюции теоретических постулатов Мустафы Чокая и различных аспектов его практической деятельности на пути создания единого обшетюркского государства в том или ином ракурсе, начавшегося в середине 1960-х годов и длившегося до середины-конца 1980-х годов, характерным явилась постепенная реабилитация сталинизма и культа личности Трагические события в историческом прошлом нашего региона предстают как неизбежные, обусловленные «беспрецедентностью процессов революционного преобразования кочевого казахского аула» /16/.
Для большинства работ этой группы свойственным было абсолютизирующее отношение к источникам и, в особенности, к партийным документам. В полной мере это относится к трудам по истории партийных организаций края и, в связи с этим, анализировавшим вопросы эволюции государственно-правовых взглядов отдельных представителей оппозиционных советской власти сил, в том числе и организатора Туркестанской автономии -Мустафы Чокая. В первую очередь, это монографии С Баишева, С. Бейсембаева, С 3 Зиманова, исследовавших различные аспекты проблемы «Ленин и Казахстан», работы Д.Л. Голинкова, КВ. Гусева, Г.З Иоффе, Г.Ф. Дахшлейгера, В П Осипова и других по политической истории СССР в целом и Казахстана, в частности /17/
Однако именно на этом этапе в докторских и кандидатских диссертациях были разработаны и вынесены для широкого обсуждения краеугольные, наиболее проблемные вопросы государства и права Казахстана 1920-1930-х годов, ее отдельные мало и совсем неразработанные сюжеты, к числу которых, несомненно, относится и тема настоящего диссертационного исследования. В том или ином контексте данные вопросы получили в определенной степени освещение в работах Ж.Б. Абылхожина, А Б. Галиева и других/18/
В этот же период для широких кругов читателей была издана серия
сборников художественного плана, в романтических, идеалистических красках
представлявших противостояние советской власти деятельности
первоначально "контрреволюционной оппозиции" внутри страны, басмаческому движению, его лидерам - Иргашу, Энвер-паше, Мад-Эмину, а впоследствии, работе "закордонных эмигрантских центров и наймитам фашизма", которых в Казахстане олицетворяли в том числе и Мустафа Чокай, и Вели Каюм-хан, и "Туркестанский национальный комитет", и
"Туркестанский национальный совет", и Туркестанский легион, и туркестанские легионеры. /19/.
Основным недостатком произведений, созданных в этот период времени, явилась неразработанность источниковых корпусов Из этого закономерно вытекала односторонность в выборе и освещении тем, отсутствие комментариев и анализа стержневых советско-партийных документов Следствием стала недооценка роли и места отдельных личностей, носителей наиболее передовой мысли. Однако именно на третьем этапе был создан основной, самый многочисленный историографический пласт по проблеме, в том числе и на российском материале
К числу позитивных моментов следует отнести, в первую очередь, совершенствование научно-познавательного инструментария. Это позволило представителям общественных наук, юристам и историкам, очертить новую сферу актуальных и злободневных вопросов при исследовании проблем деятельности и динамики теоретических положений в области юриспруденции отдельных представителей казахской интеллигенции и, в том числе, Мустафы Чокая. Во-вторых, в научный оборот был введен широкий круг источников, преимушественно по деятельности российской эмиграции, обработка некоторых из них представляет значительный интерес и в контексте эволюции отечественной историографии на современном этапе.
Четвертый, заключительный, этап в истории изучения проблемы диссертационного исследования в общеисторическом и историко-юридическом развитии совпал с глубинными переменами в социально-экономической и политической жизни республики В результате того, что был снят механизм давления на независимую научную мысль, в казахстанской науке появился ряд работ, которые смело можно интерпретировать как принципиально новый историко-графический пласт. В настоящее время ученые получили возможность исследовать сюжеты, доселе табуированные государством Особый интерес в этом контексте получила история государства и права нашего общества в после-октябрьский период и история казахстанской эмиграции.
За последнее десятилетие вышел целый литературный массив, по новому трактующий экономические /20/, социальные /21/, политические /22/ аспекты развития нашего края в 1920-е годы и не оставляющие вне пределов своего внимания политические кредо наиболее ярких представителей национальной интеллигенции. Из этих работ представляется целесообразным выделить в самостоятельный блок труды, анализирующие как динамику казахского национального движения, в общем, в интересующий нас период, так и отдельные его аспекты, в частности Среди них следует отметить монографии на русском и казахском языках С С Сартаева/23/, Г С Сапаргалиева/24/, К А Жиренчина/25/, М Кул-Мухаммеда/26/, МК Козыбаева/27/, Г Р Усеиновой/28/, М.Б. Койгельдиева/29/, Т Омарбекова/30/, АХ Касымжанова/31/, К.Н Нурпеиса /32/и других.
На современном этапе создан самый многочисленный и, несомненно, самый весомый блок работ, посвященных непосредственно теме диссертационного исследования. В первую очередь, следует отметить серию публикаций Б. Садыковой, анализирующих различные периоды жизнедеятельности Мустафы Чокая и Ж. Мулдахметова/33/
Несомненно, значительным вкладом в изучение государственно-правовых взглядов наиболее ярких представителей национальной интеллигенции Казахстана явилось издание Казахской энциклопедии, в которой в обобщенном виде расположена информация о А. Байтурсынове, А. Букейханове, А. Ермекове, М Дулатове и т.д Все эти статьи для издания были написаны М Кул-Мухаммедом Так же стоит отметить его исследования, посвященные жизни и деятельности первого магистра правоведения республики Жакипа Акпаева/34/ Непосредственно о Мустафе Чокае написал работу М. Койгеддиев /35/.
В целом для современных казахстанских ученых свойственным является переход в сферу прикладной методологии. Речь идет об опыте построения теорий "среднего уровня", которым присуще активное применение и осмысление результатов исторической деятельности Доказательством этому представляется богатейшая фактологическая база. В ней удачно сочетается накопленный предшествующей историографической традицией материал и использование нового, значительно расширенного, источникового корпуса. Системообразующими характеристиками исследования по кругу проблем, выносимых в рамках предлагаемой диссертации в новой генерации являются инициативная разработка адекватного понятийно-категориального аппарата, совершенствование научно-познавательного инструментария, расширение теоретико-концептуальной базы Примером подобного подхода является монография Мендикуловой Г М "Исторические судьбы казахской диаспоры Происхождение и развитие", в качестве одного из сюжетов которой выступает жизнь и деятельность Мустафы Чокая в эмиграции /36/
Однако следует отметить, что для ряда работ данной категории характерным является нигилистская критика не столь давно, казалось бы, незыблемых догматов Но было бы иллюзией предполагать, что упразднение цензуры может служить гарантией развития науки Сегодня, порой, вместо вдумчивого исследования с научных позиций, прошлое оценивается с точки зрения нынешнего дня без учета конкретно-исторической обстановки тех лет В результате, либо почти вековая история СССР предстает в этих произведениях чередой ошибок, либо в них прослеживается явная апологетизация роли и места отдельных личностей.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования вытекает из научно-теоретической и практической актуальности данной проблематики и заключается в исследовании государственно-правовых взглядов М. Чокая и их значимости для современности в условиях суверенного Казахстана
В соответствии с поставленной целью основное внимание в процессе научного поиска было сосредоточено на решении следующих комплексных задач:
рассмотреть в общих чертах эволюцию государственно-правовой мысли Казахстана начала XX века;
представить цельную картину генезиса историко-юридической мысли на примере наиболее выдающихся представителей национальной интеллигенции начала XX века; уделить особое внимание влиянию событий в России и на международной арене на распространение идей пантюркизма и панисламизма в крае;
исследовать факторы, обусловившие формирование государственно-правовых взглядов Мустафы Чокая, его отношение к идеям пантюркизма; определить основные этапы развития политико-правовых взглядов Мустафы Чокая;
провести анализ основополагающих положений концепции Мустафы Чокая по важнейшим вопросам государственно-правового устройства, таким как вопросы о правах и свободах граждан, о нравственности, о государстве, о тоталитаризме и демократии, о путях построения демократических государств в национальных республиках и так далее;
дать характеристику историко-юридической оценки власти диктатуры пролетариата и советского государства, основных мероприятий большевиков в период укрепления командно-административной системы, определить главные направления критики советской политической системы в эмигрантский период деятельности Мустафы Чокая;
исследовать результаты воплощения в жизнь некоторых политико-правовых взглядов Мустафы Чокая.
Объект исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают государственно-правовые взгляды Мустафы Чокая по различным юридическим проблемам, его отношение к вопросам государства, права, нравственности, свободы граждан.
Предметом исследования являются общественные отношения существующие в период непосредственной деятельности видного юриста и политического деятеля Мустафы Чокая.
Теоретической и методологической базой исследования является новый цивилизационный подход к истории государства и права, признающий человека в качестве главной исторической ценности В процессе изысканий по проблемам эволюции государственных и правовых взглядов Мустафы Чокая применялись общенаучные и специально-научные методы
Для адекватной интерпретации источникового знания необходима опора на достаточно выверенные и апробированные теоретико-концептуальные и методологические версии, наработанные современной наукой.
Методологической базой диссертации явились общенаучные и специально-историко-юридические, специально-юридические научно-исследо-
вательские методы Среди общенаучных методов в равной степени привлекались как теоретические, так и синкретизированные, теоретико-эмпирические подходы исследования Индуктивные и дедуктивные -обусловили диверсифицированное освещение содержания и сущности, основных положений государственных и правовых взглядов Мустафы Чокая как в дореволюционный период, так и в условиях эмиграции Анализ и синтез в своем неразрывном единстве способствовали выявлению ключевых, системообразующих аспектов исследуемой проблемы. Исторический и логический методы, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системный подход определили комплексное и всестороннее освещение исследуемой проблемы, в динамике, в генезисе своего существования.
Общенаучные методы, примененные в ходе диссертационного исследования, послужили, в свою очередь, основой для следующего уровня научно-исследовательских методов - методов специально-научных Поскольку рассматриваемая проблема находится на стыке двух наук - исторической и юридической, постольку был задействован целый комплекс специальных методов В этой категории необходимо выделить генетический, сравнительный и системный методы.
Сопоставление государственно-правовых взглядов наиболее известных представителей национальной интеллигенции было бы невозможным осуществить без применения сравнительного метода Данный метод был применен также в процессе диссертационного исследования для выявления аналогий в распространенных в тот период времени государственно-правовых концепций.
Также в работе использован генетический метод Без использования данного метода было бы нереальным раскрыть всю противоречивость динамических процессов, характеризующих отечественную науку 1920 - 1940 годов, выявить сложный механизм причинно-следственных связей между реалиями укрепляющейся командно-административной тоталитарной политической системы и эволюцией государственных и правовых взглядов Мустафы Чокая.
Теоретико-методологические основы диссертационной работы строились на системном анализе объекта исследования, предполагающего как предметно-смысловую, так и критическую обработку фактологического материала. Поэтому при написании диссертационного исследования широко использовался системный метод. Данный метод наиболее адекватен и эффективен при исследовании общих и особенных явлений в исторической динамике В данном контексте отдельные положения М Чокая и его взгляды на государство и право, тоталитарные режимы и Советскую власть, в частности, подвергались системному анализу, выявлялись системообразующие факторы, повлиявшие на формирование государственно-правовых взглядов исследуемого ученого
13 Практическая значимость данного диссертационного исследования выражается в том, что выводы и предложения могут быть использованы многопланово. Изложенный теоретический материал может быть использован в общетеоретичеких, отраслевых научных исследованиях, а также, материалы и выводы диссертации могут быть применены во время учебного процесса при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам теории государства и права, истории политических и правовых учений, истории государства и права Казахстана. Положения диссертации могут быть использованы при изучении истории казахской диаспоры и их государственно-правовых взглядов в первой половине XX века, при подготовке соответствующих учебных и методических пособий.
Научная новизна работы состоит в том, что данный труд является первым диссертационным исследованием, направленным на специальное изучение государственно-правовых взглядов Мустафы Чокая как известного юриста и политического деятеля, сыгравшего значительную роль в истории государства Казахстана При этом многогранная практическая деятельность Мустафы Чокая как крупного публичного политика и государственного деятеля своего времени рассматривается в контексте попыток реализации его политико-правовых воззрений
Совокупность принципов, приемов и методов исследования определили и уровень научной новизны настоящей работы, которая заключается в следующих ключевых аспектах:
- Впервые в специальной постановке комплексно изучены государственно-
правовые взгляды Мустафы Чокая, что дает более полное представление об
эволюции государственно-правовой мысли Казахстана и казахской эмиграции
в первой половине XX века.
На базе обширного источникового материала показана многогранная деятельность Мустафы Чокая по строительству независимого государства, объединившего бы все тюркские народы.
В диссертации на основе архивных материалов получили дополнительное освещение малоизвестные сюжеты из истории государства и права Республики Казахстан, такие как проблемы Туркестанской автономии, Туркестанского национального комитета, государственно-правовые взгляды депутатов Государственной Думы от Казахстана и др.
- В рамках представленной работы обобщены, осмыслены и получили
конкретное преломление теоретические положения основ государства и права
в представлении Мустафы Чокая, показана динамика его взглядов в
доэмигрантский и послеэмигрантский периоды жизнедеятельности
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованной методологической базой и методами исследования. При помощи общенаучных и частнонаучных методов познания исследуется большой объем монографической, специальной литературы, историко-юридических и политико-правовых документов, нормативно-правовых актов,
что позволяет наглядно обосновать достоверность научных выводов и результатов полученных в процессе проведенных диссертационных исследований
Основные положения, выносимые на защиту. Ретроспективный политико-правовой анализ государственно-правовых взглядов Мустафы Чокая показал, что проблемы, рассмотренные в трудах данного исследователя не теряют значимости по сей день
В рамках диссертационной работы на защиту выносятся следующие основные положения-
в своем становлении как личности и политического деятеля Мустафы Чокай испытал влияние трех культурно-национально-традиционной казахской, духовно-религиозной восточной и светско-европейской русской Это воздействие оказало решающее влияние на государственно-правовые взгляды М. Чокая, выразившегося в оценке государства и права как явлений цивилизации и культуры;
разработка основных этапов развития государственно-правовых взглядов М Чокая Первый этап - становление политико-правовых представлений М Чокая. Этот этап охватывает время детства, юношества, студенческие годы, примерно до 1916 года. Второй этап - активная государственно-правовая деятельность М Чокая, с начала 1917 года по 1920 годы Он является представителем Временного правительства в Туркестане, премьер-министром Туркестанской Автономии Он теоретик и убежденный идеолог в создании единой государственности тюркских народов. Третий этап - с 1920 по 1940 годы Он яркий критик тоталитаризма и тоталитарных режимов—советского строя и германского фашизма
исследование основного содержания и особенностей государственно-правовых взглядов М. Чокая показало, что М Чокай является одним из духовных вдохновителей и создателей теоретических основ идей единой и целостно-неделимой тюркской государственности В качестве главных оснований образования государственности он выдвигал этнический фактор, территориально-географическую среду, фактор историко-духовной и культурной общности, единое языковое пространство
рассмотрены некоторые итоги попыток реализации в жизнь политико-правовых взглядов М. Чокая. Практические шаги по созданию единой тюркской государственности были противоречивыми и непоследовательными, плоды и результаты их - кратковременными, а последствия их для судеб реализаторов, во многом, явились тяжелыми и трагическими.
Апробация работы. Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби. Теоретические положения и выводы исследования были изложены и обсуждены на научно-теоретическом семинаре КазНУ имени аль-Фараби, на заседаниях кафедры, а также на международных научно-теоретических конференциях "Демократия Государство Право. XXI век" (КИПМО, 2000г), "Воплощение в жизнь национальной идеи о государственной независимости
15 Республики Казахстан" (КИПМО 2001г.), на международной научно-практической конференции "Казахстан на пути к государственной независимости: история и современность". (Семипалатинск, 2001 г), в Вестниках Семипалатинского Государственного Университета имени Шакарима.(2001г), в журнале "Абай". (2001г.)
Материалы исследования были апробированы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по теории и истории государства и права, истории правовых и политических учений, а также в опубликованных научных трудах
Структура работы. Цель и задачи исследования предопределили объем и структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.