Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-правовые взгляды Джами Кенджаев Шухратджон Юсуфович

Государственно-правовые взгляды Джами
<
Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами Государственно-правовые взгляды Джами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кенджаев Шухратджон Юсуфович. Государственно-правовые взгляды Джами : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Худжант, 2003 211 c. РГБ ОД, 61:04-12/565

Содержание к диссертации

Введение

Глава I: Идейные истоки и мировоззренческие основы учения, основные подходы к государственно-правовой действительности .. 14-57

1. Жизнь и творческий путь. Эпоха Джами 14-25

2. Теоретико-методологические основы взглядов Джамина право и государство 26-38

3. Мировоззренческие основы учения о праве и государстве. Основные подходы к государственно-правовой действительности.39-57

Глава II: Правовые воззрения Джами 58-85

1. Идея верховенства права. Правовая оценка государства 58-66

2. Законопослушание и условия его обеспечения. Идея добропорядочного законопослушника» 67-75

3. Идея «правосудного государства» 76-85

Глава III: Учение Джами о государстве 86-148

1. Трактовка возникновения и социальной природы государства 86-101

2. Джами о задачах и формах государства 102-110

3. Формулировка идеи «социально-однородного государства».. 111-127

4. Этическая оценка государства. Идея «этического государства» 128-148

Глава IV. Проект достижения мира 149-163

Глава V. Идея наилучшего государства и общества 164-186

Заключение 187-196

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено анализу правовых взглядов величайшего персидско-таджикского мыслителя средневекового мусульманского Востока Абдурахмана Джами (1414-1492), выдвинувшего и обосновавшего ряд актуальных идей и концепций по проблемам права и государства. Он по праву занимает достойное место в числе великих философов и мыслителей Востока: Рудаки, Фирдоуси, Фароби, Сино, Омара Хайяма, Носира Хисрава, Саади Шерози и др. Его идеи и суждения вошли в сокровищницу общечеловеческих ценностей, составили идейный фундамент последующей эволюции персидско-таджикской правовой мысли, сохранили спустя столетия такую же актуальность и значение, как и в своё время.

Продолжая традиции персидско-таджикской правовой мысли Джами, так же как и его предшественники, не обошел вниманием актуальные в его время вопросы и проблемы, связанные с разумной организацией власти, защитой прав и интересов людей, обеспечением в государстве верховенство права, законности, порядка и дисциплины, благоустройства общества, его дальнейшего процветания. Традиционные для истории правовой мысли вопросы права и закона, законности и правопорядка, происхождения, понятия, форм и социального назначения государства, власти и государства, государственного управления были в центре внимания Джами.

В ходе их исследования Джами сформулировал ряд оригинальных и актуальных идей и суждений, часть из которых развиты им до уровня концептуальных разработок. Он, в частности, признал возможным в условиях мусульманского средневековья светскую форму правления, предпочитая её тирании, разработал собственную концепцию мудрого правления на основе принципов верховенства права и законопослушания, справедливости и правосудия, разум и

знание возвел до уровня незыблемых атрибутов государственности, на основе чего выдвинул идею и теорию разумного правления. Защиту народа, прав и интересов рядовых членов общества он объявил первейшими задачами государства. Социальное назначение государства и великую миссию государя мыслитель видел во благе государства, общества и всего человечества.

Их решение и в целом функционирование государства Джами не мыслил без права и справедливых законов. Он всячески защищал идею верховенства права, формулировал требование неукоснительного соблюдения законов как основы деятельности, как чиновников, так и подданных. Мыслитель ратовал за законность в государстве и полный порядок в обществе, с которыми связывал торжество справедливости и правосудия в общественной жизни. Им выдвинута - концепция «правосудного правления», содержащая комплекс правил и рекомендаций по разумному и справедливому разрешению правовых споров, обеспечению безопасности людей, защите их чести и достоинства. Ему принадлежит идея социально однородного государства, основанного на равенстве и единении людей с целью совместного служения интересам государства.

Джами выступал за мир и единый миропорядок, создаваемый усилиями всех народов планеты, ратовал за миролюбивую внешнюю политику государств, их сотрудничество и взаимообмен. Он осуждал агрессивные войны, предпочитая им войны оборонительные, во имя защиты отчизны и справедливые, ведущиеся с целью освобождения народов от угнетения и рабства.

Эти и связанные с ними другие идеи и суждения Джами имеют огромное познавательное и практическое значение в современных условиях. Хотя человечество перешагнуло ныне в век двадцать первый, все же такими актуальными и злободневными остаются вопросы и проблемы, о которых рассуждал в свое время великий мыслитель.

Современный мир, к сожалению, не пережил войн и военных конфликтов, возникающих в отдельных регионах земного шара и вероятность которых все ещё велика. Именно в таких условиях актуальны и значимы идеи Джами, как и его предшественников, современников и последователей о мире, необходимости его сохранения и поддержания, неправомерности агрессии, её критика и осуждение.

Попутно хотелось бы заметить, что тот мир, к которому пришел Таджикистан после недавней братоубийственной войны стал возможным (помимо иных факторов) также благодаря сохранившемуся ныне богатому духовному наследию величайших мыслителей прошлого (Рудаки, Фирдоуси, Низами, Джами, Дониш и др.), вобравшему идеи достижения и обеспечения мира, развития сотрудничества и добрососедства народов, создания общего для всех миропорядка. Таким культурным наследием, подобного рода ценными суждениями располагают все народы. Поэтому изучение творчества мыслителей прошлого, в том числе Джами, имеет принципиальное значение в наше время. Оно способствует пропаганде передовых идей прошлого, сближению народов, культурному их взаимообмену, а самое главное достижению мира во всем мире.

Изучение творчества Джами особенно актуально в постсоветском Таджикистане, где происходит переосмысление прежних ценностей, происходит поиск наиболее оптимальных путей общественного развития, базирующихся на сочетании достижений мировой практики и национально-культурных традиций Джами, его предшественники, современники и последователи закладывали основы для формирования в общественном сознании позитивной, цивилизационной оценки государства. Благодаря их усилиям сформировалось в персидско-таджикской мысли линия оценки государства в качестве исконного, благого состояния, полезного установления, позитивно значимого

6 социального явления. Тем самым был намечен отход от негативного восприятия государства как некоего зла, средства насилия над людьми. На этой идейной почве формировалась в истории таджиков идея собственного, национального государства, которая дополнена в наши дни общекультурными ценностями правового государства. Характерные персидско-таджикской правовой мысли традиции позитивной оценки не только государства, но и права, (благодаря идеям верховенства права, строгого исполнения законов, добропорядочного законопослушника, взаимосвязи права и справедливости и т.п.) отвечают ныне целям формирующейся в постсоветском таджики стане правовой государственности.

Данное исследование важно и в плане дальнейших теоретических разработок проблем права и государства. Оно, с одной стороны, пополняя историко-теоретические, юридические знания, с другой -даст новый импульс дальнейшему их развитию. Включение результатов данного исследования в учебный процесс окажет, несомненно, культурно-воспитательное воздействие на студентов, будет способствовать целям познавательного процесса.

Состояние изученности темы. К творчеству Джами

обращались философы, историки, филологи, литературоведы и другие исследователи. К творчеству мыслителя в свое время внимательно относился Е.Э.Бертельс, который в ряде своих трудов параллельно с изложением биографии и сочинений Джами останавливается также на анализе его творчества.' Общий анализ творчества Джами содержится также в «Истории таджикского народа» академика В.Гафурова.2

Творчество Джами привлекало внимание ряда исследователей и в контексте его влияния на классика узбекской литературы Алишера

1 См.: Бертельс Е.Э. Джами. Таджикиздат, 1949; Роман об Александре. - М., -Л., 1948; Навои. -
М., -Л., 1948 и др.

2 См.: Гафуров В.Г. История таджикского народа. - М., 1955.

Навои. В подобного рода исследованиях затронуты вопросы взаимоотношения Джами и Навои, а также отдельные аспекты творчества мыслителя.1

Философские взгляды Джами стали объектом анализа ряда философов. Общий анализ его философских воззрений содержится в работе А.М.Богоутдинова.2 Подробный анализ философии Джами даёт в своей монографии М.Раджабов.3 Социально-утопические взгляды мыслителя специально проанализированы в монографии Р.Комилова.4 Этические воззрения Джами изучены А.Мирзоевым,5 а педагогические - М. Орифи.6

Исследованию наследия Джами ряд своих работ посвятил и С.Брагинский, в которых указывает на значение и некоторые недостатки его творчества, останавливается на характеристике социально-утопических воззрений мыслителя.7 Обшую характеристику творчества Джами дают Рахим Хашим8 и А.Насриддинов.9 Эстетические взгляды мыслителя анализирует Ш.Хусейнзода.10 Обстоятельный анализ мировоззрения Джами содержится в трудах А.Афсахзода.11

Творчество Джами стало предметом исследования зарубежных авторов. На его творчество обращает внимание узбекский автор

1 См.: Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961., Рустамов Э.Р. Узбекская поэзия в первой половине XV века. - М., 1963. Бабаев X. Государственно-правовые взгляды Алишера Навои. Автореф. кондидат юридических наук. - Ташкент, 1975 и др.

I Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Таджикгосиздат. 1961.

3 См.: Раджабов М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века. -Душанбе, 1968.

4 См.: Комилов Р. Теория утопического общества в истории персидско-таджикской культуры. -
Душанбе, 1997

5 Мирзоев А. Абдурахман Джами и проблема воспитания детей // Садои Шарк, 1964., No 12. -
С.9-28

6 Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа, (на тадж. яз.). -Д., 1964.

7 См.: Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. - М., 1966. Очерки из истории
таджикской литературы. Тадж-т, 1956., 12 миниатюр. - М., 1966.

8 См.: Рахим Хашим. Имя, прославленное в веках (на тадж. яз.). -Душанбе, 1964.

9 См.: Насриддинов А. Джами-поэт и великий мыслитель. -Душанбе, 1964.

10 См.: Хусейнзода Ш. Поэзия и поэтизм с точки зрения Джами (на тадж.яз.) // Садои Шарк,
1965., - М.,-С.84-103.

II Афсахзод А. Эволюция мысли Абдурахмана Джами (на тадж. яэ.) - Душанбе, 1981.; Джами-
поэт и мыслитель (на тадж. яз.). -Душанбе, 1989.

Ш.Шомухаммедов.' В честь 550-летия Джами, Тбилисский госуниверситет выпустил на грузинском языке сборник статей, куда вошли статьи Д.Кобидзе «Джами» (жизнь и творчество), К.Пагава «Эпоха Джами», А.Гвахария «Восточные версии «Юсуфа и Зулайхо»», Т.Горешвили «Исторические памятники Герата», В.Котетишвили «Переводы Джами».2

Жизни и творчеству Джами обратили внимание азербайджанские исследователи.3 Наследие Джами стало предметом изучения иранских исследователей Али Асгара Хикмата,4 Аббаса Мехрина Шуштари,"1 Забихулла Сафо.6 По случаю юбилея Джами в Афганистане были изданы две работы Мухаммад Исмаила Мубалига,7 посвященные его творчеству.

Как видно, мировоззрение Джами стало предметом тщательного анализа философов, историков, литературоведов и иных исследователей. Однако оно до сих пор не стало предметом специального юридического анализа. В отечественной юридической науке одним из первых к анализу отдельных аспектов мировоззрения Джами приступил проф. Р.Ш.Сативалдыев.8 Однако пока ещё отсутствует комплексное монографическое исследование правовых взглядов Джами. Этим и обусловлен выбор темы диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования является анализ правовых взглядов Джами, выявление их научно-познавательного и социально-исторического значения.

1 См.: Шомухаммедов Ш. Джами (наузб.яз). -Ташкент, 1963.

2 Джами. Сб-ст. -Тбилиси, 1964.

3 См.: Гулиев A.M. «Абдурахман Джами и азербайджанская литература» // Изв.АН. Азерб. ССР.
Сер. обществ, наук. Баку. 1962., №4; Абдурахман Джами. -Баку, 1964.

4 См.: Али Асгар Хикмат Чоми. - Техрон, 132 х. (1942).

5 См.: Аббос Мехрин Шуштари. Тасаввуф чи буд ва чи бояд бишуд. - Техрон, 1962.
h См.: Забехулло Сафо. Ганчи сухан. -Техрон. 1340 х.

7 См.: Мухаммад Исмаил Мубалиг. Чолиб ва Ибн ал-Араби. - Кобул, 1343., Накди фалсафа аз
нигохи Чоми - Кобул, 1343х.

8 Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского
Востока (На примере «Сиасет-наме», «Кабус-наме», «Синдбад-наме» -Душанбе, 1999.

В этой связи в диссертации поставлены следующие задачи:

1) изучить духовно-культурную и социально-политическую жизнь,
при которых протекало творчество мыслителя, выявить исторические
условия формирования его взглядов;

2) раскрыть идейно-теоретическую базу творчества Джами,
охарактеризовать господствовавшие тогда философские и иные
течения, определить отношение мыслителя к ним, в частности,
суфизму;

  1. выявить принципы и подходы, которыми руководствовался мыслитель при изучении им правовых и государственных явлений;

  2. исследовать правовые взгляды Джами, его трактовку проблем права и закона, обеспечения законности и правосудного правления;

  3. изучить взгляды Джами на государство, его происхождение и эволюцию, социальное назначение и задачи, формы правления и их классификацию;

  4. осветить идею и концепцию мудрого правления Джами, правила и приёмы управления государством, разумной организации и осуществления власти;

  5. осветить разработанный мыслителем проект достижения мира;

  1. разработанный Джами идеал наилучшего государства и общества, его видение путей эволюции общества;

  2. сформулировать выводы и положения осуществленного исследования, выявить моменты преемственности и новизны, актуальность и значение для современности.

Теоретико-методологическое значение диссертации.

В качестве основополагающих в диссертации использованы общепризнанные правила и приёмы анализа юридического знания. Диссертация выполнена на основе основополагающих философских подходов к познанию окружающего мира. В ней нашли применение труды философов, имеющие общеметодологическое значение для

изучения истории восточной мысли, в частности, работы
А.М.Богоутдинова, М.Осими, А.Турсунова, М.Хайрруллоева,

М.Диноршоева, В.К.Чалояна, С.Н.Григоряна и др.

Диссертация выполнена на основе специально-юридических
методов изучения правовых учений, выработанных юридической
наукой, её теоретических положений, трудов ученых-юристов в этой
сфере: В.С.Нерсесянца, Л.С.Мамута, В.Г.Графского, В.Е.Гулиева,
Л.Р.Сюкияйнена и др. В диссертации с учётом специфики персидско-
таджикской политико-правовой мысли нашли применение также
работы историков (Б.Г.Гафурова, В.В.Бартольда и Др.)>
литературоведов (Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского и ДР-)>

исследователей исламоведов (Л.И.Климовича, И.Ю.Крачковского и др.), а также юристов-историков (Ф.Т.Тохирова, А.Г.Халикова, И.Д.Сафарова и др.).

Научная новизна и практическая значимость диссертации.

Данная диссертация представляет собой комплексное исследование государственно-правовых взглядов Джами. Она является первой предпринятой в отечественной юридической науке, попыткой комплексного исследования государственно-правовых воззрений Джами.

Важнейшими научными разработками являются:

теоретико-методологические основы взглядов Джами на право

и государство;

мировоззренческие основы учения мыслителя о праве и

государстве;

основные подходы мыслителя к государственно-правовой

действительности; приёмы и принципы познания проблем права

и государства, нашедшие применения в его творчестве;

идея верховенства права Джами, требования обеспечения

господства в государстве божественных и позитивных

11 правоустановлений;

правовая оценка государства; исследование государства посредством правовых установлений; государство как полезное правовое установление;

законопослушность принцип деятельности чиновников и подданных; условия достижения состояния законопослушности в государстве; идея «добропорядочного законопорушника», его основные параметры; разумная оценка государства;

идея «правового государства»; углубление правовой оценки государства;

трактовка проблем возникновения и социальной природы государства; теологическая оценка государства; её дополнение разумными критериями; всевозможные версии учреждения власти; идея договорного происхождения власти;

задачи и формы государства по Джами; позитивная оценка государства в качестве исконно благого состояния; идея светской монархии;

этическая оценка государства со стороны Джами; его идея «этического государства»;

идея «социально однородного государства»; достижение консолидации всех членов общества;

проект достижения мира; идея создания мира без войн и насилия на основе синтеза внешней политики и морали; этические принципы внешней политики;

идея наилучшего государства и общества. Диссертационное исследование восполняет имеющийся существенный пробел в изучении персидско-таджикской правовой мысли.

Сформулированные в диссертации выводы и положения могут быть применены при преподавании учебного курса «История правовых

учений», при подготовке соответствующих учебников и учебных пособий в ходе дальнейших исследований истории правовой мысли, а также послужить основой последующих теоретических разработок в области права и государства, особенно в контексте поиска социокультурных достижений формирующегося правового государства в Таджики стане.

Апробадия результатов исследования. По теме диссертации
автором опубликован ряд научных статей, посвященных исследованию
государственно-правовых взглядов Джами. Положения диссертации
изложены в докладах, сделанных на научно-теоретических семинарах
и конференциях. Диссертация неоднократно обсуждалась на
заседаниях кафедры теории и истории государства и права
юридического факультета Таджикского государственного

национального университета.

Собранный по теме материал используется при чтении учебного курса «История политических и правовых учений», а также спецкурса «Персидско-таджикская правовая мысль: история и современность».

Структура работы. С учетом целей и задач исследования построена структура диссертационного исследования. Она охватывает введение, пять глав, десять параграфов, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, своевременность её исследования и нынешнее значение.

  1. В первой главе исследуются жизнь и творческий путь Джами, идейные течения того времени, особенно суфизм, методологические и мировоззренческие основы ученого мыслителя, его основные, познавательные подходы.

  2. Вторая глава посвящена анализу правовых воззрений Джами, в контексте чего изучены проблемы верховенства права «закона» и законопослушания, правовая оценка государства, идея правосудного

*

государства, идея «добропорядочного законопорушника».

  1. В третьей главе анализируются воззрения Джами на возникновение, социальную природу, задачи и формы государства, его идея «социально однородного» государства, взаимоотношения государства и человека. Здесь исследуются также его идея «этического государства», этическая оценка государства.

  1. Четвертая глава посвящена анализу разработанного со стороны Джами проекта достижения мира, его видения путей достижения мира во всем мире.

V. Последняя пятая глава диссертации затрагивает отстаиваемый
Джами идеал наилучшего государства и общества.

В заключении подытожены результаты проведенного исследования, выявлены моменты преемственности и новизны в творчестве Джами, его значение для современности.

Жизнь и творческий путь. Эпоха Джами

Жизнь и творчество Абдурахмана Джами относятся к XV веку, который был временем культурно-духовного подъёма и в то же время частой смены власти. После смерти Тимура (в 1405 г.) созданная им огромная империя (включавшая Мавераннахр, Туркестан, Иран, Афганистан, Малую Азию, Южный Кавказ и часть Индии) начинает распадаться. Возникают два самостоятельных тимуридских владения: Хорасан с резиденцией Шахруха (сына Тимура) в Герате и Мавераннахр во главе Улугбека (внука Тимура) с центром Самарканд. После Улугбека власть в Самарканде в 1451г. переходит к другому тимуриду Абусаиду. Правителем Хорасана в 1469 г. становится Султан Хусейн Байкара (правивший до 1506 г.).

Джами родился 7 ноября 1414 года (по мусульманскому летоисчислению в 817 г.) в селении Харджард, расположенном между Гератом и Мешхедом. Полное имя мыслителя - Нураддин Абдурахман ибн Низамиддин Ахмад ибн Шамсиддин Мухаммад. Литературное имя (тахаллус) он получил по месту рождения, а точнее от названия небольшого городка Джам, центра одноименной области, в которой находился Хаджард. Джами - значит «родом из Джами».

Его отец Низамаддин Ахмад, будучи законоведом, занимал в своей области административную должность. Первоначальное образование молодой Джами получил от отца, который был человеком образованным и просвещенным. С четырех лет он посещает школу и овладевает арабской грамматикой. Когда Джами вместе с родителями переезжает в Герат, ему было одиннадцать лет.

Герат как административный центр Хорасана1 был одним из крупнейших, культурных центров Востока. Здесь достигли высшего уровня развития наука, поэзия, музыка, архитектура, живопись, ручные ремесла. Вазир Герата Байсанкур (сын Султана Шахруха) основал здесь замечательную библиотеку, при которой действовал постоянный штат стихотворцев и музыкантов, а также знатоков книжного дела. Именно здесь впервые был составлен сводный текст эпопеи «Шахнаме» Фирдоуси, собрано литературное наследие Дехлави, переписывались диван Хафиза и другие шедевры литературы. Более того, Герат имел торговые и дипломатические связи с Россией, Индией, Китаем, здесь находились дипломатические, торговые, военные миссии. К дворцу Султана стекались учёные, философы, поэты, музыканты.

В Герате Джами продолжает своё образование сначала в медресе Низамийе, затем в медресе Дилкаш, изучает логику, поэтику риторику, философию, астрономию, математику, геометрию. В двадцатилетнем возрасте он уже пишет комментарий к астрономическому трактату и отправляет в Самаркандскую обсерваторию. По приглашению видного астронома Кази-заде" он приезжает в Самарканд, который в период правления ученого и астронома Улугбека переживал культурный подъём. По инициативе Улугбека была осуществлена реформа просвещения, в ходе которой в медресе наряду с исламом и мусульманским законоведением были введены математика, геодезия, медицина, география, была построена знаменитая Самаркандская обсерватория, где вёл научную деятельность сам Улугбек. Поступив в медресе Улугбека (1436г.), Джами совершенствует свои знания в области естественных наук, приблизившись к ведущим учёным Самарканда (в их числе были Улугбек, Кази-заде, Руми и др.).

По завершении медресе, Джами остаётся в Самарканде, продолжая свою научную и творческую жизнь. Однако после смерти Улугбека Самарканд теряет значение научного центра. Начинается отток учёных в Герат, Балх, Нишопур, Багдад, Малую Азию. В 1451г. власть в Самарканде захватывает тимурид Абусаид, в период правления которого усиливается влияние религиозно-дервишского ордена «Накшбандийе», были казнены талантливые деятели науки и культуры, были разгромлены обсерватория Улугбека и его библиотека, насчитывавшая тысячи редчайших рукописей.

В 1451 году Джами, поселившись в Герате, совершает неоднократные поездки в города Средней Азии (Карши, Бухару, Самарканд, Ташкент, Фергану), а также в Ирак и Сирию. В 1472 году мыслитель предпринимает полуторагодичное паломничество в Мекку, в ходе которого посещает Нишапур, Сабзевар, Дамаск, Халеб, Табриз, Курзистан. Таким образом, Джами получает возможность познакомиться с крупнейшими научными и культурными центрами Ирана, Азербайджана, Сирии, Ирака, Аравии, благодаря чему ему удаётся наладить тесные контакты с видными деятелями науки и литературы.

Сравнительная политическая стабильность в Хорасане наступает в начале 70-х годов XV века с восшествием на престол Султана Хусейна Байкара (правил в 1469-1506гг.), ученика и покровителя Джами. По историческим сведениям он поддерживал литературу и просвещение. Так, по сведениям С.Айни, Султан Байкара «будучи сам поэтом и любителем литературы, до некоторой степени покровительствовал просвещению».1 В это время Джами проживал в Хийабане - северо-восточном пригороде Герата.

Джами женился поздно, а его семейная жизнь была омрачена смертью троих из родившихся четырёх его сыновей. Многие строки произведений мыслитель посвящает своему единственному сыну Зийаддину Юсуфу. Джами скончался 9 ноября 1492 г. Все население Герата было охвачено трауром по мыслителю. Его оплакивание продолжалось целый год. Гробница Джама до наших дней остаётся местом паломничества.

Жизнь и творчество Джами протекали в условиях культурного и духовного расцвета азиатских государств. В это время процветали литература, музыка, живопись, развивалось мусульманское богословие и исламское законоведение, определенных успехов достигла светская наука, продолжалась разработка философских проблем. В административных центрах возводились величественные архитектурные ансамбли - административные здания, медресе, торговые кварталы. Прогрессирующая культурная жизнь не могла не повлиять на мировоззрение Джами. Она вдохновляла мыслителя, сыграв в этом смысле роль стимулирующего духовного фактора, своего рода побуждающей силы. В этом заключалась специфика самой культурной жизни Мавераннахра и Хорасана. А.Н.Болдырев, указывая на активизацию роли широких социальных слоев в духовной жизни того времени, отмечает, в частности, что в Герате в эпоху Джами «почти каждый ремесленник - хозяин, каждый лавочник, мелкий мулла, писарь-чиновник и прочие являются или могут являться более или менее активными участниками и носителями блестящей культурной жизни Герата».2 Сам же Джами лично покровительствовал развитию науки и культуры, в том числе спонсировал мероприятия по городскому благоустройству, развитию просвещения, а два медресе были построены за счет собственных средств мыслителя. Не следует сбрасывать со счетов и тот немаловажный фактор, что отдельные правители, будучи сами просвещенными, тоже способствовали оживлению и духовному насыщению культурной жизни. В их числе можно упомянуть правителей - Улугбека и Хусейна Байкара.

Культурная обстановка Герата и Самарканда позитивно повлияли на мировоззрение Джами, создавая необходимые условия для расцвета его творчества. Он поддерживал тесную связь с деятелями науки и литературы. Вокруг мыслителя собирались поэты, учёные, музыканты, художники. У него самого было множество учеников. Он создал собственную школу, воспитанниками которой были видные тогда поэты и ученые. Многие крупнейшие произведения посвящались Джами, создавались под его руководством, либо в той или иной мере испытали его влияние. Е.Э.Бертельс указывая на авторитет Джами, отмечает по этому поводу, что крупнейшие произведения в Мавераннахре и Хорасане «или возникли по прямым указаниям Джами, или носят посвящение ему».1 Джами был наставником Алишера Навои (1441-1505) - великого узбекского поэта и мыслителя, долгие годы служившего при дворе Султана Хусейна Байкара.2 С авторитетом Джами считались даже некоторые властители. Например, по сведениям Е.Э.Бертельса Султан Хусейн Байкара нередко менял свои решения по указанию Джами,3 который, как известно, был к тому же учеником Джами. Мыслитель был также почитаем у других правителей.

Теоретико-методологические основы взглядов Джамина право и государство

Средневековая общественная жизнь мусульманского Востока, характерные ей идейные течения и школы, разнообразные познавательные подходы, методологические установки, общепризнанные идеи и положения составили теоретическую базу формирования мировоззрения Джами. Эпоха мыслителя в идейном отношении была весьма противоречивой, характеризовалась обилием разнообразных и в то же время противоположных течений общественной мысли. С одной стороны, господствовал ислам с его разнообразными сектами, с другой - сосуществовали оппозиционные исламу течения. Развивалась восточная философия с её разнообразными философскими концепциями. Широкое распространение и влияние получает суфизм. Процветает литература в форме поэзии и прозы, которая тоже была формой отражения социальной мысли. Продолжаются научные изыскания.

На этом общем фоне и происходит формирование государственно-правовых воззрений Джами. Однако правовое знание тогда ещё не аккумулировалось в самостоятельную сферу. Оно являлось составной частью общественной мысли средневековья. Как и большинство персидско-таджикских мыслителей, Джами свои взгляды на государство, право и законодательство вырабатывал в качестве философа и поэта, суфия и литературоведа, мыслителя и учёного. Свои правовые воззрения он излагал в контексте общемировоззренческих интерпретаций, касался государственно-правовых проблем в общем потоке своих изысканий, облекая их в литературную, философскую, религиозную формы. Поэтому у Джами, как и у других восточных мыслителей, мы не можем обнаружить специального правового трактата, сугубо посвященного анализу исключительно государственно-правовых проблем.

Они затронуты мыслителем в ходе освещения им общих мировоззренческих проблем, представлявших тогда наибольшую остроту и актуальность. В свою очередь, государственно-правовую проблематику Джами разрешал, руководствуясь устоявшимися тогда и имевшими хождение теоретико-методологическими положениями и представлениями, на базе выводов существующих тогда идейных течений. Поэтому без общего анализа последних невозможно получить целостную картину государтсвенно-правовых воззрений Джами.

Руководствуясь этими соображениями попытаемся

охарактеризовать идейную обстановку эпохи Джами. Тем более, что отношение самого мыслителя к современным ему течениям общественной мысли было неодинаковым.

Век пятнадцатый был насыщен обилием философских течений и концепций. Прежде всего следует упомянуть средневековый восточный пантеизм, который содержал религиозные и идеалистические, материалистические и атеистические представления. Литературные произведения персидско-таджикских мыслителей широко оперировали пантеистическими идеями. Кстати говоря, Гегель неслучайно называл восточных поэтов пантеистами.1 Наряду с Джамолиддином Руми (1207-1263), Шабустари (1260-1320) пантеистом был также и Джами.

Восточный пантеизм как учение о единстве бога и бытия, природы и материи противостоял исламскому богословию, который, напротив, противопоставлял их. Его идейным источником был неоплатонизм, основателем которого являлся Плотин (204-269). Это учение считало, что мир возникает вследствие эманации (истечения) из бога. По Плотину, возвышаясь над мышлением человек сливается с божеством, т.е. происходит возвышение человека к божеству, которое возможно в состоянии экстаза, единения человека с богом.

Влияние неоплатонизма на арабо-язычную философию наблюдалось по нескольким направлениям, в результате чего на мусульманском Востоке складываются суфизм, философия «Братьев чистоты» и аристотелевская философия. Поэтому пантеистические представления в зависимости от позиции исследователя приводили к разным результатам (материалистическим, скептицизму или суфизму). Натуралистический пантеизм Фараби, Ибн-Сина, Ибн Рушда были левой формой пантеизма. Представители же суфизма, напротив, уделяли мало внимания натурфилософии (реальному миру), главные усилия направили на разработку теории слияния человека с богом. Призыв к скептицизму составил суть суфийской теософии.

Однако влияние пантеизма на суфизм было двояко. Часть суфиев считая, что для достижения целей единения человека с богом несущественно выполнение всех без исключения религиозных обрядов, отрицали буквальное толкование Корана, в связи с чем, будучи объявленными еретиками, преследовались исламскими богословами. Другая же часть пыталась примирить суфизм с официальным исламом. В этом деле огромная заслуга принадлежит Газали. Так возникают полярные течения внутри самого суфизма.

Учение об эманации составило также идейную основу философии, «Братьев чистоты», которые будучи учёными-энциклопедистами, занимались социальными и естественнонаучными проблемами. Помимо указанных выше течений вплоть до XVI века в Мавераннахре и Хорасане развивался также мутазилизм, который будучи вольнодумной, еретической школой составил идейную основу для возникновения философии «Чистых братьев».2 Объявив разум критерием познания, мутазилиты поставили вопрос о свободе воли человека, (что противоречило исламскому учению о предопределении, отвергли антропоморфизм (т.е. лишили бога всяких атрибутов).

Помимо философских и еретических течений и школ в эпоху Джами, как и раньше, господствующие позиции занимал ортодоксальный ислам с его догматической теологией-каламом, представители которого - мутакаллимы - ставили своей целью «сохранение принципа веры тех, кто придерживается сунны, и защиты её от той путаницы, которые вносят в неё еретики вместе со своими новшествами.1 Составив ядро целого комплекса «наук об исламе» («улум ал-ислам») калам составил неотъемлемую часть официальной исламской идеологии. В ней бог (Аллах) признан творцом всего небесного и земного, а история вселенной сведена к творческим действиям разумного божества - Аллаха. Признаются существующими посюсторонний и потусторонний мир. Единобожие (монотеизм) основополагающий принцип ислама. Его основу составляет вера в пророчество. Вера во всевышнего Аллаха, в пророчество и в судный день признаются «основой вероисповедания».

Таким образом, эпоха Джами была явно противоречивой в идейном отношении. Она характеризовалась наличием двух главных противодействующих идейных течений - официального ислама (исламской теологии) и философии. Притом, как стало видно, философских школ было множество.

Исследуя духовную жизнь эпохи Джами нельзя не упомянуть о влиянии древнегреческой философии. Её влияние испытали не только восточные перипатетики, аристотелики (Фараби, Ибн-Сина и др.), но и иные мыслители, включая, конечно же, Джами (как и других суфийских пантеистов). На формирование арабоязычной, в том числе персидско-таджикской мысли, ещё на ранних этапах её становления огромное влияние оказал платонизм, а в связи с увлечением математическими проблемами - учение Пифагора и неопифагорийцев. Числовая символика подействовала и на Джами. Сильное влияние оказали также неоплатонизм и перипатетизм (учение Аристотеля), особенно неоплатоновская эманационная теория. Неоплатонизм испытали в целом суфии (включая Джами), исмаилиты, «Братья чистоты», перипатетики. Следует также упомянуть и об углублении естественнонаучных исследований в XV веке, которому во многом способствовал культурный подъём той эпохи. Выдающихся успехов достигает, в частности основанная Улугбеком астрономическая обсерватория и возникшая на её базе Самаркандская школа, которая привлекла видных математиков и астрономов, в числе которых были Салахуддин Мусо ибн Махмуд (Казы-зада), Гияссуддин Джамшед ибн Масуд, Алауддин Али Ибн Мухаммад Кушчи. Среди их достижений можно указать на введение десятичных дробей, точное определение точки весеннего равноденствия, продолжительности звёздного года.

Составной частью духовной культуры эпохи Джами была персидско-таджикская литература в форме поэзии и прозы. Литературу в этом контексте Р.Ш.Сативалдыев усматривает в качестве преобладающей формы выражения персидско-таджикской правовой мысли.1 Филологическую увлечённость М.Хаируллаев так же относит к числу отличительных черт светской культуры мусульманского Востока." Арабскую и персо-язычную литературу Р.Грюнебаум считает «учёными лите р атур ам и».

Идея верховенства права. Правовая оценка государства

Ратуя за справедливый государственный и общественный строй, Джами связывал его возможность с законами, их неуклонным соблюдением. Его идея мудрого властвования, справедливого и правосудного шаха предполагает строгое следование шаха предписаниям права. Широкое оперирование Караном, являющимся главным источником мусульманского права, само по себе говорит о желании мыслителя подчеркнуть необходимость следования нормам и положениям мусульманского права. Мудрое царствование он не мыслил без верховенства в государстве исламского права.

Однако Джами не создал специальной концепции права. Такая задача перед ним не стояла и не могла стоять, поскольку к его времени нормы мусульманского права уже были сформулированы в рамках исламских школ права, основные его положения уже успели сложиться. Мыслитель мог ограничиться их интерпретацией, обоснованием их важности и значимости в обществе. Подобным образом он и поступает. В этом и заключается специфика правовых воззрений персидско-таджикских мыслителей, которые, в отличие от западных мыслителей, не увлекались разработкой концептуальных положений мусульманского права, не вторгались в общепризнанные и освещаемые священным Кораном юридические каноны ислама. Если в средневековой западной Европе параллельно с каноническим правом развивалось позитивное светское право и в связи с этим мыслители были увлечены разработкой его теоретических положений, намереваясь создать собственное учение о праве, то на мусульманском Востоке дело обстояло несколько иначе. Здесь в эпоху средневековья безраздельно господствовало исламское право, о естественном же праве не могло быть и речи. Лишь особая категория исламских правоведов (муджтахиды), обладали правом разработки положений мусульманского права.

Но это не значит, что мы должны пренебрегать восточно-мусульманской мыслью. Сам ислам являлся самостоятельной и в тоже время уникальной правовой теорией, особой юридической мировоззренческой системой, и таковым остается, по сей день. Её становление и развитие связано с деятельностью авторитетных исламских правоведов, среди которых широкую известность получили основатели исламских юридических школ - Абу Ханифа (699-767), Али-Шафиа (767- 819) и др.

Что касается Джами, то он не относится к числу разработчиков исламских правовых положений. Тем не менее, он, так или иначе затрагивал отдельные аспекты и стороны мусульманского права. Он хотя не отразил их в рамках специальной правовой концепции, но касается их в ходе освещения проблемы государства. Попутно следует отметить, что Джами был верен мусульманскому праву, являлся в этом плане правоверным мусульманином, и поэтому, говоря о законах, правовых предписаниях и т.п., подразумевал право ислама, его юридические установления.

Джами пытается уточнить понятия «божественный закон» и «обязательное предписание». «Божественный закон» - это, по его словам, «отречение от бренного мира», а «обязательное предписание» -это дружба с господом».1 В этих словах мыслителя ярко виден отпечаток его суфийских воззрений. Различая указанные понятия, он намеревается вдохновить читателя сначала на отречение от благ реального мира и затем направить на путь сближения и полного слияния с богом.

Чтобы быть более убедительным он специально выделяет понятия «божественный закон» и «обязательное предписание», отводя им соответственно роль своего рода побуждающих начал, направляющих человека на путь поэтапного достижения конечной его цели (естественно с позиции суфизма).

Продолжая эту свою мысль, Джами указывает на «предписание», вдохновляющее человека, и «заповедь» данную им. Тут же пытается убедить читателя, что «лицо отвращаем от мира», и взор «лишь к господу в пути обращаем». Божественные установления Джами обозначает термином «закон», который выступает у него собирательным понятием, вобравшим все религиозные предписания. Оно подразумевает сам ислам и мусульманское право в исламе. При этом, ратуя за разумное правление, считая разум и знание неотъемлемыми качествами мудрой власти, он понятие «закон» напрямую связывает с разумом. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность, единство и общность закона и разума. В результате мыслитель обосновывает важную идею о том, что закон, только благодаря разуму, получает свое реальное воплощение, а в их единстве - залог мудрого правления, средство обеспечения верховенства закона и законности в государстве. Джами исходит из того, что только мудрый шах, руководствующийся в своем правлении знанием, осведомленный о зако ноу становлениях, близко знакомый с законоположениями способен блюсти закон и быть гарантом его жизненного воплощения. Таким образом, достигается идея взаимосвязи мудрости и законности, разумного властвования и неуклонного следования закону, его соблюдения и исполнения.

Эта идея проходит в качестве «центральной» через все творчество мыслителя. Это своего рода кредо творчества Джами. Так, в «Саламан и Абсаль» он преграду на пути возвышения царевича Юсуфа видит в том, что его злоумышленники «попирали разум и закон», предопределённый «богом».1 Здесь Джами не только подчеркивает единство разума и закона, но и руководствуясь религиозным критерием, в качестве весомого аргумента соблюдения закона указывает на его предопределенность всевышним. Точно также поступает мыслитель в другой своей поэме «Юсуф и Зулейха», где, упрекая принцессу Зулейху в её любви к «рабу-еврею», пишет, что та, «не зная меры», отвергла и «разум», и законы «веры».2

Категории «разум» и «законы» Джами связывает также с понятием «честь», подчеркивая тем самым взаимосвязь закона и разумного правления с требованиями морали, важность нравственных устоев в ходе мудрого властвования. Так, в этой же поэме, повествуя о жизни царевича Юсуфа, его упущение он усматривает в том, что тот отвергнул «и честь, и разум, и закон».3

Мыслитель не только указывает на единство разума и закона, но и, пытаясь особо обозначить требования разума, необходимость их строгого соблюдения, возводит последнее в ранг «законов». Так, в указанной выше своей поэме он достоинство своего героя Юсуфа видит в том, что ему «законы разума известны».4

Категория «законы разума» у Джами помимо самих требований разума включает также «законы» разумного властвования, знание которых необходимо в качестве требуемого качества мудрого шаха и справедливого правления.

Критерий разумности закона Джами видит в его соответствии морали. Исходя из этого, он указывает на хорошие, добрые законы, отличая их от законов плохих, неразумных. «Память о муже, - пишет, в частности Джами, - не его дети, а добрые законы и благие деяния».1 Здесь он подразумевает государя и указывает на взаимосвязь добрых законов и адекватных им благих деяний. Тем самым обосновывается идея взаимообусловливаемости отвечающих требованиям морали законов и поступков. В его представлении хорошие законы обусловлены хорошими начинаниями и только морально совершенный шах, нацеленный творить добро и благие деяния, в состоянии принимать соответствующие добрые законы.

Джами оперирует также понятием шариат.2 И именно в подобных случаях он близко подходит к другой своей важной идее - о необходимости его соблюдения, о законопослушности правителей и подданных, наконец, о законности в государстве. «Дорогой праведной идти повелевает шариат»," - пишет Джами. Он, подчеркивая необходимость соблюдения норм шариата, одновременно указывает на то, что шариат требует идти праведным путем. В том-то и заключается, в представлении мыслителя, сила и роль шариата, что указывает на верный путь.

Именно благодаря шариату, человеку обеспечен единственно возможный и вполне разумный поступок. И в данном случае Джами опять - таки обращает внимание на взаимосвязь шариата и разума. Если, по словам мыслителя, «человек будет следовать шариату, то его разум «будет приобщен» к высшей правде, в награду».

Трактовка возникновения и социальной природы государства

Возникновение и эволюцию государства Джами освещает теологически, руководствуясь положениями и канонами исламского-мировоззрения. Признавая бога творцом вселенной, всего небесного и земного, он, естественно, рассматривает политические и юридические институты в качестве творения всевышнего. Возникновение государства он изображает как неразрывную часть общего процесса создания вселенной богом.

Прежде чем перейти к анализу взглядов Джами следует обратить внимание на существенный момент его учения. Дело в том, что Джами, так же как и другие персидско-таджикские мыслители, не воспринимал государство в качестве самостоятельного политическо-юридического института. У него государство отождествляется с личностью монарха (шаха, падишаха, султана и т.п.). Он был ещё далек от исследования государства в качестве сугубо политической, структурной и территориальной, тем более правовой организации общества. Шах, в представлении Джами, и есть само государство. Не случайно в его произведениях речь идёт не о государстве, а о монархе. Вдобавок мусульманская мысль обожествляла личность государя, что прослеживалось практики в функционировании в ту пору теократических мусульманских монархий.

Такое видение государства вытекало из реалий государственной жизни мусульманского Востока, которая не знала иных, помимо монархий, форм государственного правления. На эту черту творчества мыслителей раннего средневековья и её конкретно-историческую обусловленность указывает Р.Ш.Сативалдыев, который пишет: «Если политическая практика древнегреческих городов-государств знала демократию (Афины), аристократию (Спарта), олигархию (Карфаген) и т.п., нашедших вследствие этого прямое отражение в творчестве Платона, Аристотеля, Полибия и др., то для раннесредневекового мусульманского Востока была характерна теократическая монархия».1

Поэтому неудивительно, что у Джами в этом вопросе речь идёт о шахе, чья власть учреждена всевышним и переходит по наследству. Поскольку земным властителем может быть никто иной, как человек, мыслитель считает, что первый властитель-шах получает установленную богом власть от прародителя человеческого рода -Адама. Иначе говоря, своё начало государство берёт от Адама. От него и начинается дальнейшая эволюция государства.

Подобное изложение возникновения шахской власти Джами изображает в поэме «Юсуф и Зулейха», где используется Библейское сказание об Иосифе Прекрасном. Оно перешло и в Коран (сура XII-«Юсуф») и имело на Востоке много народных версий. Согласно легенде, Юсуф (в Библии Иосиф), будучи двенадцатым младшим и любимым сыном Якуба (Иакова), был брошен своими братьями в колодец и затем продан в рабство. Приключения Юсуфа и любовь к нему со стороны царевны Зулейхи составили сюжет многих произведений, включая Джами.

Своё повествование Джами начинает с того, как Юсуф предстаёт взорам Адама. Когда Адам, по словам мыслителя, «развеял» «времён потомки», они «предстали перед ним» согласно «сану», построившись в «отдельные ряды». В одном ряду стояли «святые», в другом - «властители держав». Третий ряд составили «добронравные миряне» всех «состояний, и родов, и званий». Когда Адам взором осматривал эти ряды, его глазам «предстал Юсуф».

Далее Джами в ярких красках излагает образ Юсуфа. Он, по его словам, «был на том собранье как свеча», перед ним померкли «всех красот приметы», людской разум «робеет» перед его умом, а мысль «парит высоко». Удивившись красотою Юсуфа, Адам восклицает: «О кто он, боже, этот человек?», на что был дан ответ, что Юсуф - «свет очей» Адама и он «превратит Египет в свой престол». Далее Джами пишет, что из шести существующих в мире «долей красоты» Юсуфу были «дарованы четыре». «И обнял юношу Адам, - продолжает мыслитель, - даруя добро отеческого поцелуя». Затем он (т.е. Адам) «вознёс о нём слова к творцу вселенной».1

Далее в разделе «Рождение Юсуфа» Джами переходит к освещению эволюции человеческого рода, объясняя это «изменчивостью мира»." По его словам, когда Адам «юдоль скорбей оставил» то греховную обитель возглавил Шис/ а после него «этот лживый дом» возглавил Идрис, оставив после себя «первосвященником» Нуха.4 Потом явились Ибрагим,5 Исхак6 и Якуб,7 который, по словам Джами, служил богу неустанно в Шаме (т.е. Сирии), а потом «пришёл на землю Ханаана». Здесь он произвёл двенадцать сыновей, последним из которых был Юсуф, которого мыслитель облагораживает достойными мудрого властителя качествами. Ибрагим надел «нежную рубаху», Исхак увидел в его созвездие «новую звезду». Он, по словам мыслителя, был «жемчугом благородства», «любимцем отца», «надеждой бытия», «светилом счастья», «земным солнцем».

Как видно, Джами не отделяет процесс учреждения земной власти от общего потока божественного творения вселенной. В его представлении земная власть происходит от бога, а её начало восходит к Адаму.

Однако этим самым Джами свою мысль не завершает. Он не ограничивается изложением только лишь генеологии пророков. Её мыслитель использует в других целях, более конкретнее - для того, чтобы указать на божественный первоисточник земной власти (так же как и земной власти), её божественную сущность и природу. Более того, этим миссия всевышнего в его представлении не завершается. По его утверждению, прежде чем создать «созвездия и планеты» творец дал вселенной «Перворазум» как «свет», или иначе «Свет Перворазум», который «повелевает и всякий исполняет его веленья».1

Джами отделяет акт божественного творения власти от методов обличения им, допуская всевозможные варианты её приобретения. Другими словами мыслитель различает понятия «учреждения» власти и её «приобретения». В этом и своеобразие творчества Джами, который, будучи прогрессивно мыслящим, не мог, естественно, ограничиваться исключительно теологическим подходом к вопросу возникновения и эволюции государства. Он был реалистом и не мог не заметить те политические процессы, свидетелем которых являлся.

В поэме «Юсуф и Зулейха», продолжая своё повествование, Джами проводит мысль о том, что бог вручает власть в начале пророкам, от которых она переходит к шахам-наследникам. Иначе говоря, он выступает в защиту идеи престонаследия, что было характерно мусульманским монархиям. Так, в его поэме Юсуф, видя близость своей кончины, призвал к себе наследника - сына и «взамен себя нарёк его царём», дав ему напутствие править «с благом, счастьем и добром».

В поэме «Саламан и Абсаль»" Джами более подробно излагает версию восхождения на престол царевича. Когда царевич Саламан, по словам мыслителя, «стал достойным «занять престол отца», а также «перстня и венца», старый шах «созвал царей вселенной», устроив им пир, какого «сто веков не делал мир». На этом поприще, продолжает Джами, все цари были приведены «к незыблемой присяге» наследнику -царю. После этого падишах, как пишет мыслитель, «мир положил... под ноги ему», объявив всем странам его «владыкой».4

Как мы видим, в этой поэме Джами, углубляя свою мысль, указывает на ряд важных с его точки зрения моментов. Прежде всего, он защищает (как в этом мы убедились выше) идею престолонаследия, т.е. твёрд в своей мысли о том, что царём может быть исключительно представитель родословной династии или, иначе говоря, царём может стать сын царя. Эта мысль, во-первых, закрывает доступ к власти иным категориям людей, во-вторых, допускает возможность престолонаследия по мужской линии, исключая из него женщин, что было характерно политическим традициям исламского Востока. Далее царевич обличается властью при условии, если он подготовлен к тому моменту осуществлять управление людьми. Не зря Джами в других произведениях особо останавливается на воспитании царенаследников, о чём будет сказано позже.

Похожие диссертации на Государственно-правовые взгляды Джами