Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис идеи прав человека Амирханов Амирхан Ахмедханович

Генезис идеи прав человека
<
Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека Генезис идеи прав человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амирханов Амирхан Ахмедханович. Генезис идеи прав человека : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Махачкала, 2006 212 с. РГБ ОД, 61:06-12/1819

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Истоки теории прав личности 13

1.1. Права и свободы человека в Древнем мире 13

1.2. Роль христианства в формировании концепции прав человека 27

1.3. Права человека в исламе 35

1.4. Концепция прав человека в теории естественного права 43

1.5. Законодательное закрепление прав человека 62

Глава вторая Права человека в международном праве 74

2.1. Международно-правовые механизмы, обеспечивающие права человека и гражданина 74

2.2. Права человека и Европейское право 98

Глава третья Становление института прав человека в России 128

3.1. Идеи прав личности в России в XIX веке 128

3.2. Конституционное и законодательное закрепление естественных прав человека в Российской Федерации 149

Заключение 193

Библиография 198

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Права человека, их генезис, социальные корни и значение - одна из наиболее актуальных проблем в истории человеческой цивилизации. Данный институт права развивался в течение нескольких тысячелетий, начиная со времен Древней Эллады и по сегодняшний день. Сотни поколений философов, политических деятелей и юристов сформировали огромный пласт, именуемый правами человека. Каждый этап в истории человечества ознаменован своими достижениями в области прав человека.

Зарождение концепции прав человека принято связывать с древнегреческими полисами, где идеи демократии, свободы и равенства были сформулированы впервые. Достижения римской юридической мысли и творчество римских юристов оказали и продолжают оказывать огромное влияние не только на развитие права, но и на развитие мировой культуры в целом. Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право явилось фундаментом для романо-германской правовой системы.

В историческом процессе становления понятия человеческая личность, ее уникальности и неповторимости значительная роль принадлежит религиозной философии. Важнейшим вкладом мировых религий в современную цивилизацию является концепция личности, которая провозгласила идеи равенства, справедливости, человеколюбия, милосердия и братства, по своей сути являясь первоосновой признанных мировым сообществом основных прав и свобод человека.

Идея прав личности неразрывно связана с естественно-правовой концепцией прав человека. Ее основные положения сформировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, которое стоит над позитивным. Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Дж. Локка, Ж-Ж.

4 Руссо, Ш-Л. Монтескье, И. Канта и других. По их мнению, согласно теории естественного права установленные законы должны соответствовать естественным велениям природы. Гражданские законы также должны строиться исходя из требований естественного права; последнее должно выступать критерием справедливости устанавливаемого в государстве закона.

Особое значение в развитии прав и свобод имело документальное принятие законов, сыгравших большую роль в развитии этого важнейшего института. Концепция естественного права впервые была выражена в Англии в 1215 году в Великой хартии вольностей. Затем на протяжении длительного периода времени был принят ряд исторических документов, таких, как Петиция о правах 1628 года, Хабеас корпус акт 1679 года, Билль о правах 1689 года, провозгласивших незыблемость врожденных прав человека.

Дальнейшим шагом на законодательном уровне явилось принятие Декларации независимости США 1776 года. В тексте Декларации независимости обоснованы теоретические положения, касающиеся естественных прав и свобод личности, она, по своей сути, явилась «первой декларацией прав человека».

Современные достижения в области прав и свобод человека связаны с последствиями Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми нарушениями прав личности. Вопросы их защиты вышли за пределы внутригосударственных задач и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Международная защита чести и достоинства личности стала возможна после осознания мировым сообществом непоправимых последствий попрания прав человека. Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений. ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах,

5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказаний за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых, актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры в XX веке.

' Актуальность рассматриваемой темы обусловлена еще и тем, что для

современной России нет более значимых проблем, чем права человека и их обеспечение. Острота и драматичность ситуации в стране порождена нашим тоталитарным прошлым, национальной политикой, игнорировавшей самобытность и своеобразие народов. Продвижение России по пути формирования правового государственного строя в значительной мере зависит от степени гарантирования и обеспечения прав и свобод граждан.

Щг В условиях все возрастающей роли права в жизни общества на первый

' план выдвигаются вопросы, связанные с правами личности. Проблема прав

личности как многоаспектная, правовая и социальная проблема, нуждается в глубоком изучении и представляет собой широкое поле для исследовательской деятельности.

Степень научной разработанности темы исследования. Оценивая уровень отечественной науки в области прав человека, необходимо отметить, что данный институт права уже был предметом исследования ряда ученых. Вопросам прав человека и механизмам их реализации посвящены работы многих ученых-правоведов, в числе которых М.И. Абдулаев, С.С. Алексеев,

щ К.И. Амирбеков, Л.И. Антонова, М.В. Баглай, В.М. Баранов, Ю.Я Баскин, В.В.

Бойцова, Л.В. Бойцова, Н.С. Бондарь, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, П.П. Глущенко, Ю.И. Гревцов, В.М. Жуйков, А.В. Зиновьев, В.Д. Зорькин, И.А. Исаев, М. А. Исмаилов, В.А. Карташкин, А.И. Королев, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, С.А. Малинин, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, A.M. Муртузалиев, Б.Л. Назаров, B.C. Нерсесянц, А. X. Рамазанов, С.А. Пяткина, В.П. Сальников, В.Е. Сафонов, Л.Р.

*к Сюкияйнен, В.А. Туманов, Л.С. Явич и др.

Следует отметить большой вклад, который внесли вышеуказанные авторы в изучение данного института права, в их работах исследование прав человека имеет важное теоретическое и практическое значение.

Над развитием концепции прав личности работают ведущие научные институты, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Вопросы, связанные со становлением и обеспечением прав человека, являются основным предметом деятельности международных организаций, в частности, Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского Союза и ряда других, что обуславливает высокое практическое значение данного института права.

Вместе с тем, несмотря на целостное исследование данных вопросов, права человека и их реализация остаются серьезным камнем преткновения как в отношениях между людьми, так и в отношениях между государствами. Не все стороны данного многогранного понятия достаточно полно изучены из-за многоаспектное и сложности самого явления. Кроме того, практически нет исследований, посвященных рассмотрению исторической особенности становления концепции прав человека в Дагестане. Происшедшие за последнее время в республике события - всплеск радикально настроенных криминальных элементов, разгул преступности, процветание бюрократизма и коррупции - все это следствие попрания основ человеческого общежития и, в частности, естественных прав личности.

Указанные и некоторые другие обстоятельства продиктовали объективную необходимость диссертационного исследования с целью глубинного понимания основ института прав человека, его зарождения и развития. Все отмеченное послужило основанием для выбора темы диссертации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу становления и развития института прав и свобод человека.

Предметом исследования выступает конкретный исторический процесс становления и развития концепции прав человека.

7 Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является всесторонний анализ генезиса идеи прав человека. Указанная цель обуславливает конкретные задачи исследования:

- рассмотреть, как складывались взаимоотношения личности и права в
историческом процессе генезиса концепции прав человека;

- проанализировать процесс развития института прав человека и
гражданина в соответствии с конкретным периодом времени;

проанализировать процесс становления международных органов в сфере обеспечения прав человека;

исследовать историко-правовые особенности становления и развития концепции прав и свобод личности в России и, в частности, в Республике Дагестан;

- на основании проведенного исследования формулировка авторского
определения прав человека.

Методологической основой исследования послужили научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области общей теории права, истории права, международного права. Наряду с основным общенаучным методом теоретического познания при осуществлении анализа прав человека автор широко применял такие методы, как исторический, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический и метод правового моделирования.

Нормативную базу исследования составляют международно-правовые акты, гарантирующие права и свободы личности, универсальные международно-правовые механизмы в области обеспечения прав человека, в том числе сложившиеся в рамках европейского права, законодательство Российской Федерации и Республики Дагестан.

Эмпирическую базу исследования составили:

- статистические данные МВД Республики Дагестан за период с 2000 по 2005 годы;

- отчеты Уполномоченного по правам человека в РФ за период с 2000 по 2005

годы;

- отчеты общественных правозащитных организаций.

Научная новизна диссертации состоит в проведении исследования в аспектах, недостаточно изученных современной юридической наукой. В работе предпринята попытка системного исследования генезиса идеи прав человека. Анализируя понятие идеи прав человека, автор формулирует основные характеристики данного явления. Кроме того, он предлагает способы развития данного института права в условиях Республики Дагестан. В диссертации, с учетом международного опыта, дается анализ состояния прав человека в России, его влияния на специфику этнокультурных и социальных условий. К элементам научной новизны можно отнести такие разделы исследования, которые посвящены анализу философии мировых религий и их значению в становлении института прав и свобод личности.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие выводы и основные положения:

1. В историческом процессе становления концепции прав личности, ее неповторимости и уникальности значительный вклад внесли мировые религии. Так, согласно христианскому и мусульманскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, тем самым, выделив и вознеся его над другими творениями, определив ему высокий статус венца творения и господина на земле. Таким образом, мировые религии внесли большой вклад в вопрос о статусе человеческой личности, ее уникальности и неповторимости. Обосновывая положение человека как наместника Бога на земле, мировые религии впервые затронули вопрос о правах и свободах данных Богом, таких как равенство, свобода и личная неприкосновенность, право на жизнь, право на достоинство, честь и доброе имя, право на неприкосновенность собственности и частной жизни, свобода вероисповедания, право стремления к счастью и многие другие.

2. Реализация теоретических идей естественно-правовой направленности
впервые была воплощена на государственном уровне в условиях первого
мусульманского государства. Данная система государственного устройства
позволила обеспечить подлинное равенство между людьми, в основу которого
были заложены принципы верховенства закона, неотвратимости наказания,
механизм гарантий прав и свобод человека и гражданина и т.д. Принципы, ко
торые принято именовать правовыми и демократическими, были заложены
основателем исламского государства еще в VII веке нашей эры человеком,
который вознес правовые идеи, в том числе и идеи прав человека, на
государственный уровень, чем обеспечил их обязательную реализацию. Таким
образом, мусульманское право, начиная с законов государства и заканчивая
предписаниями в отношениях между людьми, пропитав все сферы об-

г- ществеиной жизни, показало пример первого в мире государства, в котором бы-

ли гарантированы права и свободы не только его граждан, но и представителей различного рода общин.

3. В развитии концепции идей естественного права в России необходимо
отметить деятельность таких выдающихся мыслителей Дагестана, как
Мухаммада Ярагского и Джамалудито Казикумухского. Они утверждали, что
духовность народа невозможна при колониализме и при откровенном
неравенстве людей. В своем учении они сформировали социально-
политические и духовно-нравственные идеи, которые оказались
неподвластными времени. Красной нитью через все пункты их учения
проходит утверждение, что человек должен быть абсолютно свободен. С этим
связано положение о необходимости сбросить с себя чужое и чуждое иго.
Основой учения дагестанских мыслителей выступал человек как свободная
личность. Отстаивая тезис о свободе личности, мыслители обосновывали право
на свободу всего населения мира, поэтому воззвания имамов Мухаммада
Ярагского и Джамалудина Казикумухского выходили далеко за пределы
Дагестана. Они были одними из первых, которые не только выдвинули лозунг

10 свободы, но и своей активной пропагандистской и политической деятельностью довели этот лозунг до, российской и европейской общественности.

  1. Учение Мухаммада Ярагского и Джамалудина Казикумухского было воплощено в жизнь третьим имамом Дагестана и Чечни - Шамилем. Имам Шамиль, известный как талантливый полководец, герой освободительной войны, менее известен как философ и реформатор, который осуществил государственное устройство общества, основанного на верховенстве закона. На территории Имамата действовала особая система права, выраженная в законодательных актах, известных как низамы Шамиля. Низамы регламентировали большинство отраслей права: государственного, уголовного, гражданского, административного, земельного, финансового, семейного и др. Демократизм установленных низамами норм превосходил все известные до той поры правовые системы. Низамы способствовали укреплению правопорядка и уменьшению числа правонарушений, удовлетворению материальных и духовных потребностей, нормализации семейно-брачных отношений, обеспечению защиты прав и интересов граждан Имамата.

  2. Россия, добросовестно выполняя взятые на себя международно-правовые обязательства, ввела мораторий на применение смертной казни. Введение моратория выступает, по сути, как правовой эксперимент его приемлемости в масштабах Российского государства. В условиях переходного периода, когда России предстоит еще пройти долгий путь по преодолению правового и экономического кризиса, установлению основ правового государства и утверждению верховенства закона, подобная мера выглядит преждевременной.

6. Сложившаяся опасная криминальная обстановка в России, в частности в
Республике Дагестан, связанная с угрозой терроризма и другими формами
преступности, диктует необходимость повышения эффективности деятельности
правоохранительных органов в сфере защиты прав человека. Должна быть
создана оптимальная система юридических гарантий, посредством которых
будет обеспечена охрана и защита прав и свобод российских граждан.

1. На основании проведенного исследования генезиса идеи прав человека, гуманистических концепций ученых различных правовых школ, считаем возможным сформулировать свое определение прав человека как современного правового института, который сложился в результате закономерного развития человеческой цивилизации, происходящий из природы человеческого естества, охраняемый международным сообществом и на государственном уровне, комплекс универсальных равных возможностей пользования благами и свободами для удовлетворения своих неотъемлемых потребностей, направленных на достижение благосостояния и социальной защищенности.

Теоретическая и практическая значимость исследования
предопределяется анализом генезиса прав человека и повышением
эффективности реализации правового статуса личности в России. Положения и
выводы, содержащиеся в работе, имеют практическое значение для
совершенствования законодательной базы в сфере прав и свобод человека, а
также нацелены на решение имеющихся на современном этапе России проблем
по реализации правового статуса личности. Очевидно их значение в процессе
нормотворчества и практики построения российского демократического
общества. '-

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, как преподавателей, так и государственных и муниципальных служащих. Итоги диссертационного исследования могут применяться для разработки специальных и факультативных курсов, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях и семинарах, в опубликованных научных статьях и в педагогической деятельности.

Анализируемые в диссертации проблемы явились предметом обсуждения на кафедре теории государства и права ДГУ, а также на заседаниях цикла уголовного права и общеправовых дисциплин Махачкалинской специальной средней школы милиции МВД России.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографии.

Права и свободы человека в Древнем мире

Права и свободы личности являются достижением человеческой цивилизации. Под правами личности принято понимать единый комплекс прав и свобод, представляющих собой установленные национальными законами и международно-правовыми нормами юридические возможности граждан, принадлежащие человеку в результате его рождения, отражающие общечеловеческие моральные нормы, в которых приоритет отводится справедливости, равенству и свободе. Права и свободы человека и гражданина, по своей сути, являются фундаментальными общечеловеческими ценностями, ключевым моментом которых следует считать принцип равного достоинства всех людей, признание за человеком принадлежащего ему высшего свойства обладать разумом, волей и чувствами.

Но прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о правах человека вообще, целесообразно, на наш взгляд, обратившись к истории, проследить генезис их становления. Известно, что с момента зарождения человеческой цивилизации прогрессивных мыслителей древности беспокоили вопросы о свободе, равенстве, о принципах устройства справедливого общества. Как на заре древности, так и сейчас на институт прав и свобод человека и гражданина оказывали и оказывают большое влияние . факторы государственного устройства общества, политического режима, экономики и культуры. В условиях рабовладельческого строя идея равенства от рождения была невозможна в силу известных отношений, существовавших в тот период, основанных на попрании свободы одних людей другими, где человека можно было купить, продать, безнаказанно лишить жизни. Но даже в пору таких отношений были люди, которые выступали против эксплуатации одних людей другими, считая всех равными от рождения.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Условия прогресса теоретического мышления складывались неравномерно, в силу специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли его развитие. Появление права было обусловлено возникновением государств. Так, первыми государственными образованиями принято считать государства Ближнего Востока, в которых впервые были кодифицированы законы, устанавливающие справедливость во взаимоотношениях между людьми. Их политико-правовая мысль была основана на мифологических представлениях о порядке, справедливости и власти, что давало возможность политически организовать человеческое общество. Правители древности настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти. Эти представления нашли отражение в древнем правовом памятнике XVIII века до н.э. - законах Хаммурапи, в которых сказано о том, что данные законы ниспосланы верховным богом Мардуком для обеспечения справедливости среди людей. Во введении к законам говорится: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей».

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Китаем, где развитие правовой мысли протекало относительно самостоятельно. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было на Ближнем Востоке, уходит своими корнями в мифологическое мышление. Фундаментальную роль во всей истории политической и этической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 до н.э.). Мысли Конфуция в форме его бесед с учениками сохранились в книге «Лунь юй» (Беседы и суждения). На протяжении многих лет эта книга оказывала влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Конфуций сосредоточил свое внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим и обществу. Порядок, по его представлению, устанавливался благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей; благородный муж, считал Конфуций, должен быть вежливым, точным в службе, человечным и справедливым к людям. Разработанная Конфуцием концепция: «помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь» и «не делай другим того, что не желаешь себе», имела большое значение в вопросе о положении человека в обществе, провозглашала идеи братства и справедливости, тем самым способствовала развитию института прав человека в древнем мире.

Греческая античная философия, сформировавшаяся в VII-VI вв. до н.э., своим характером и направленностью содержания отличавшаяся от древневосточных философских культур, явилась, по сути, первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Древнегреческие философы, выйдя за рамки мифологического менталитета, попытались научно обосновать первоосновы мира и вплотную занимались изучением основ натурфилософии. В процессе развития античной философии и в связи с происходившими изменениями в общественных отношениях появился новый тип мыслителей, которые обратили внимание на проблематику, связанную именно с политической жизнью гражданина греческого полиса. Поиски естественных основ права и закона в самой природе человека были сформулированы и развиты софистами, которые в своих воззрениях отмечали тот факт, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права, обусловленные природой естественного права.

Роль христианства в формировании концепции прав человека

Как известно, христианство возникло в 1—II столетии в восточных провинциях Римской империи. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усилением эксплуатации народов Римской империи. Попытки изменить общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь «божьего спасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия - христианство, которая провозгласила равенство всех людей без различия на сословия, на нации, на происхождение: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского» .

Официальная римская религия не могла бороться с распространением христианства, так как с одной стороны она была тесно связана с римским деспотическим государством, законодательно оформившим положение власть имущих, гнёт бедноты и эксплуатацию рабов, а с другой стороны, все большая притягательность новой христианской религии, с ее пафосом отрицании старого, дискредитировавшего себя порядка, с ее страстной верой в скорый приход божественного спасителя, побуждала все новые и новые группы населения искать опоры и утешение в христианской религии. Первоначально христианство складывалось как движение недовольных масс, рабов, вольноотпущенников и бедноты. Оно выражало протест угнетённых и одновременно давало им надежду на лучшее будущее. Его главной чертой стала вера в мессию, призванного разделить страдания народа. Сильно развитые мистические верования того времени способствовали как нельзя лучше религиозным поискам интеллигенции и народных масс античных городов. Вобрав в себя идеи иудаизма, сплавленные с идеями античной, главным образом стоической философии, и наделенное чертами популярных народных культов, это религиозное течение оказалось лучшим претендентом на роль новой мировой религии. Монотеистический характер христианства как нельзя лучше соответствовал и уровню религиозных запросов, и форме объективной организации общества. Первые христиане подвергались большим гонениям и насилию. Официальные круги Римской империи, не имея возможности идейно противостоять распространению христианства, объявив её религией вне закона, пытались силой запретить её, поэтому первых христиан называли апологетами. В условиях постоянных преследований первые христиане продолжали вести борьбу за распространение христианства. Нередко, проявляя самоотверженность и самопожертвование, сознательно обрекая себя на страдания и мученичество, проявляя высокие морально-волевые качества. Наряду с обеспечением нормального функционирования христианских организаций и ведением миссионерской деятельности, христианские апологеты уделяли много внимания разработке теоретического обоснования своего вероучения. В борьбе против языческих верований апологеты на основе Евангелия пытались обосновать первостепенные философские вопросы. Они были первыми христианскими богословами, которые пытались приспособить философские учения к потребности собственных концепций. К христианству постепенно вследствие политического бесправия также стали приходить состоятельные слои римского общества из рядов римской аристократии, богачей, купцов, зажиточных ремесленников. Социальная структура христианских общин, состоявших сначала лишь из рабов и бедноты, начала меняться, и, в конечном итоге, христианство распространилось на всём средиземном побережье.

Во время правления императора Константина Великого христианство было признано официальной государственной религией. На долгие века христианская доктрина стала основополагающей в общественно-политической жизни Европы.

Крупнейшим христианским мыслителем и-основоположником церкви был Аврелий Августин, разработавший основные положения христианской философии. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Учение Августина оказало влияние на всю христианскую Западную Европу, достигнув такого уровня, который стал определяющим фактором средневекового мышления. В его философии высшей сущностью всего выступает Бог, который является наиважнейшим предметом познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух и человеческую мысль, помогает людям находить правду. Бог является высшим благом и причиной блага. Направленность к Богу для человека естественна и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Таким образом, философия Августина пронизана теоцентризмом, сосредоточенном на Боге как едином, совершённом абсолютном бытие.

В своей работе о «Граде Божьем» он говорит, что Бог создал человека свободным и наделил его волей, предоставив возможность жить по - человечьи и по - божьи. Способность жить по - человечьи порождает испорченная грехом природа человека, а возможность жить по - божьи рождает благодать божья: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека»1. Смысл человеческой жизни Августин видел в освобождении души от земного низменного и в стремлении достичь царства божьего. Подобная двойственность природы человека является важнейшей чертой всего христианского мировоззрения. Взгляды Августина на человеческую природу и человеческую историю в целом отличались от предшествовавших представлений.

Международно-правовые механизмы, обеспечивающие права человека и гражданина

Международное право уделяет значительное внимание защите прав и свобод человека и гражданина. Суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела и уважение прав и свобод человека представляют собой основные элементы современного мирового порядка и признаются всеми государствами. Вместе с тем взаимодействие этих принципов порождает значительное число вопросов о пределах применения каждого из них. Объективно возникает вопрос, возможен ли суверенитет государства, с точки зрения его права, произвольно и независимо от существующих международных норм и стандартов, а, с другой стороны, позволяет ли принцип уважения прав человека требовать от государств соблюдения этого принципа, несмотря на собственный суверенитет. Данный вопрос взаимодействия международного и внутригосударственного права обсуждается уже давно как в отечественной, так и в зарубежной науке . Высказываются различные точки зрения, как дополняющие друг друга, так и прямо противоречащие. Стало быть, на вопрос о том, входят ли проблемы защиты прав человека только во внутреннюю компетенцию государства, не может быть однозначного ответа. По мнению А. Шопенгауэра, «право существует независимо от государства, последнее может только подавить право, но не уничтожить»2. В этой связи международно-правовой механизм защиты прав человека принято считать контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Международный контроль в этой связи выступает как гарантия выполнения договорных обязательств. Таким образом, основной смысл международного контроля трактуют как проверку деятельности государств в соответствии с принятыми на себя обязательствами . Особенность принципов международно-правового контроля заключается в том, что они являются правовой базой для национального правозащитного законодательства и одновременно являются критерием в сфере защиты естественных прав и свобод".

Институт контроля в международном праве в области защиты прав человека образовался и начал активно действовать после Второй мировой войны. Международная защита чести и достоинства личности стала возможна после осознания мировым сообществом непоправимых последствий попрания прав человека. Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений. ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны4. «Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех в число целей Организации Объединенных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед Второй мировой войной и в ходе ее», - подчеркивается в исследовании ООН по правам человека3. Признание приоритета общечеловеческих ценностей дало толчок кардинально новому направлению их защиты. Прежде всего это выразилось в принятии международно-правовых документов в области прав человека, в основе которых лежит идея о том, что человеческое достоинство является причиной существования прав, которые принадлежат человеку от рождения и являются неотчуждаемыми и неотъемлемыми . «Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их. защита и содействие им -первейшая обязанность правительства. Их уважение - существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира»". Эта концепция воплощена в таких международно-правовых документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которым права человека вытекают из присущего человеческой личности достоинства .

Защита достоинства человека, его прав и свобод вписана в Устав ООН в качестве одной из основных целей ее деятельности. В Преамбуле подтверждается вера народов всех Объединенных Наций в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности4.

Идеи прав личности в России в XIX веке

После Петровских реформ в России в течение XVIII-XIX веков происходит активная адаптация опыта правового и политического строительства. Переход от патриархального абсолютизма к абсолютизму просвещенному, который апеллировал к разуму и требовал знания закона, ознаменовался активным строительством законотворчества, что обусловило изменение в социальной структуре российского общества. Сформировались новые нормы права, возникла потребность в кодификации и систематизации действующего законодательства, была осознана необходимость теоретического осмысления основ права.

Первые попытки систематизации права можно встретить уже во второй половине XVIII века. В большинстве своем они представляют собой первоначальный опыт преломления западной философии права в русло отечественной, духовной, этической и правовой традиции. В период небывалого подъема русской гуманитарной науки в том числе и права, были созданы отечественные правовые концепции. При этом вопросы личности, ее отношение к основам существования общества и государства всегда находились в центре внимания русских ученых-правоведов.

Обсуждая вопрос об отношении права и нравственности, юридическая мысль решала проблему истоков национального права и даже шире - национального бытия. Характерной чертой русских правоведов было глубокое знакомство как с классическими политико-правовыми работами Локка, Руссо, Канта, Гегеля и других, идеи, которых они активно использовали, так и со взглядами современных для них авторов: позитивистов О. Конта, Дж.Ст. Милля, Дж. Остина; основоположника исторической школы права Ф.К. Савиньи; Р. Иеринга.

Наиболее значительно концепция индивидуальных прав была представлена в правовых доктринах либерального направления, с которыми связано возрождение философии естественного права.

Осмысление философии либерализма оказывается сложнейшей задачей из-за многозначности самого понятия, которым часто не исчерпывается характеристика тех или иных умонастроений. На наш взгляд, всегда нужно иметь в виду, что либерализм - творение западноевропейской культуры, корни которого уходят в античность. Именно античность дала нам такие четко определенные понятия, как правовая личность и субъективное право, а также методы участия граждан в управлении государством. «Либерализм - система индивидуалистическая, дающая человеческой личности и ее правам превосходство над всем остальным. Однако либеральный индивидуализм не абсолютен, а относителен. В нем личность стоит на первом месте, а ценность общественных групп или учреждений изменяется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей отдельных субъектов. Таким образом, основное предназначение государства и всех прочих общественных объединений защита и обеспечение этих прав» . В процессе своего развития человечество выработало оптимальную, с точки зрения защиты права, модель государственности, именуемую «правовым государством». «Государство, принципиально отказывающееся от навязывания гражданам своих планов, осуществляющее им полную свободу, государство, не требующее жертвоприношений во имя будущего и не оправдывающее насилие величием своих исторических задач»

В эпоху просвещения, выступая за отмену крепостного права, гуманизацию общественных отношений и справедливое распределение общественных богатств, идеи демократического либерализма получили свое развитие в трудах А.П. Куиицына (1788-17841 г.) - профессора права Царскосельского лицея и Санкт-Петербургского университета. В знаменитом лекционном курсе «Право естественное», в своих книгах и статьях он излагал воззрения на общество, государство и политику, которые явились выражением либеральной философии, использующей теорию общественного договора и естественного права. По утверждению Куницына, каждое общество основывается на договоре, которым совокупляются или особенные лица, или целые семейства1. Согласно договору, заключенному между народом, источником власти и монархом, государство образуется волеизъявлением свободных индивидов, для обеспечения неотъемлемых прав, защиты жизни, имущества и свободы, не гарантированных в естественном состоянии.

Целью общественной жизни, по мнению Куницына, является общее благо, а ее основой - неотчуждаемые и неотъемлемые права и свободы личности. Каждый человек в праве требовать от других, чтобы с ними поступали как с существом разумным, одаренным свободной волей. В равном обществе всякий подлежит только тому закону, которому подчинил себя первоначально"". Куницын полагал, что всякое не разумное ограничение производственной и иной деятельности приносит вред, ибо ввергает народ в нищету: «Введение совершенного равенства и совершенной свободы во всех занятиях есть самое простое средство довести все классы государства до высочайшей степени благоденствия»3.

Похожие диссертации на Генезис идеи прав человека