Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Давтян, Ваграм Рафикович

Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.)
<
Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давтян, Ваграм Рафикович. Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.) : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Давтян Ваграм Рафикович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2011.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/940

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Принятие Всеобщей декларации прав человека и становление концепции прав человека в советской юридической науке (1946-1956 гг.)

1.1. Концепция прав человека в СССР: предпосылки формирования 12

1.2. Права человека и права граждан СССР: национальный и международно-правовой аспекты 26

1.3. Критика буржуазных концепций прав человека в первые послевоенные годы (1946-1956 гг.) 43

Глава 2. Эволюция концепции прав человека: «эпоха развитого социализма» (1956-1984 гг.)

2.1. Общетеоретические представления о правах человека в 50-60-е годы XX века 52

2.2. Развитие концепции прав человека и гражданина в связи с принятием Конституции СССР 1977 года 71

2.3. Идеи прав человека в советской науке международного права 79

2.4. Критика советскими юристами буржуазных концепций прав человека в период «холодной войны» (1964-1984 гг.) 91

Глава 3. Концепция прав человека в условиях «перестройки» (1985-1991 гг.)

3.1. Советская концепция прав человека: итоги развития 105

3.2. Проблема прав человека в международной идеологической борьбе: 1985-1989 гг 123

3.3. Изменения идейных позиций советской юридической науки в 1990-1991 гг 136

Заключение 146

Список использованных источников и научной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Права и свободы человека

являются важнейшей составляющей современной системы

общечеловеческих ценностей, завоеванием цивилизации в правовой и политической сферах, общепризнанным критерием социального и государственного развития на современном этапе. Вместе с тем, существует смысловая вариативность самой идеи прав человека, которая связана с политико-юридической практикой.

Права человека могут и должны рассматриваться в различных аспектах: как теоретическая концепция; как политический фактор; как институт позитивного права; как предмет юридической практики. Сама идея прав человека имеет длительную и насыщенную историю — ее генезис оказывал и продолжает оказывать существенное влияние как на массовое политическое и правовое сознание, так и на современную юридическую науку, а также на все основные институты современного государства и права.

Необходимо учесть и то обстоятельство, что идея прав человека не может рассматриваться вне исторического контекста, конкретных политико-правовых условий и того юридического оформления, которое приемлемо для данного государства.

Особое значение, в этой связи, имеет изучение концептуальных подходов к идее прав человека, существующих в исторический период, непосредственно предшествовавший нынешнему этапу развития российской государственности. Анализ советского опыта в области осмысления и формирования практических подходов к проблеме прав человека способствует выявлению особенностей современного подхода к данному вопросу и определению его места в общем развитии мировой политико-правовой мысли.

Специфика советской концепции прав человека была обусловлена, прежде всего, господствующим в то время марксистско-ленинским подходом к исследованию права. Нельзя не признать, что данный подход определенно влияет и на современную юридическую науку, что, в частности, проявляется в представлениях о доминирующей роли экономического фактора в развитии права, в объяснении различных правовых явлений материальными потребностями человека и т.д. Идеи марксизма, безусловно, оказывали и продолжают оказывать серьезное влияние на методологию исследований в области права. Главным образом благодаря тому, что эти идеи позволяют анализировать феномен права исходя из объективных социальных условий, рассматривают его как проявление общественного сознания и акцентируют внимание на обусловленности права социальными интересами и исторически сложившейся структурой общества.

Вместе с тем, марксистско-ленинская идеология, а точнее, основанная на ней практика, существенно ограничивала возможности развития юридической науки в СССР. Прежде всего, в силу своей идеологической нетерпимости, препятствующей объективной оценке социальной действительности.

Следует особо отметить , что советская юридическая наука столкнулась с необходимостью выработки собственной теоретической концепции прав человека, невзирая на. то, что сама идея прав человека, как правило, признавалась «буржуазным порождением». Исходя из этого, советское государство не признавало приоритета естественных и неотчуждаемых прав личности. Тем не менее, начиная, с 40-50-х годов XX века, социальная ценность прав человека, в целом, не ставилась под сомнение, а советские ученые-юристы приступили к разработке отечественной концепции прав человека на основе философии исторического материализма.

Эволюция идеи прав человека в СССР представляет теоретический интерес еще и потому, что она оказала непосредственное влияние на развитие советской правовой системы. Некоторые положения советской юридической мысли, касающиеся прав человека, сохраняют актуальность и в наше время. Другие - требуют критической оценки и переосмысления, с учетом накопленного исторического опыта.

Степень разработанности темы. Теоретические представления о советском подходе к проблеме прав человека- довольно слабо изучены в современной российской юридической науке. Данная тематика не становилась предметом монографических исследований, а в работах по вопросам прав человека и истории правовых учений эта проблематика освещалась недостаточно.

В работах В.О. Елеонского, И.А. Исаева, Е.А. Лукашевой, B.C. Нерсесянца, Г.Б. Романовского, В.М. Сырых, А.А. Чеснокова и других ученых-правоведов дается общая характеристика советской юридической науки, анализируются ее отдельные направления (социологическое, психологическое, позитивистское правопонимание и др.), выявляется взаимосвязь между состоянием правовой идеологии и развитием политико-правовой системы в СССР. Однако в них не содержится системный и многосторонний анализ советской концепции прав человека.

Объектом исследования является состояние советской юридической науки в период 40-80-х годовХХ века в области исследования прав и свобод человека.

Предметом исследования являются основные теоретические подходы и идеи советских ученых-юристов о природе и социальном назначении прав человека.

Целью исследования является системный анализ основных тенденций развития научной концепции прав человека в советской юридической науке в период 1946-1991 годов.

Задачи исследования:

- выявить основные предпосылки формирования концепции прав человека в Советском Союзе; раскрыть соотношение международно-правового и

внутригосударственного закрепления прав человека в СССР период 1946-1956 гг.;

- определить основные формы и направления критики советскими учеными-юристами буржуазных концепций прав и свобод человека;

- выявить изменения в теоретических представлениях о правах человека в СССР в 60-70-е годы;

- исследовать основные принципы, на которых базировалась советская концепция прав человека;

- изучить причины пересмотра теоретических подходов советской юридической науки к вопросам прав человека в период «перестройки» и кризиса советской союзной государственности (1985-1991 гг.).

Теоретические основы исследования составили фундаментальные положения общей теории права и государства, содержащиеся в научных трудах следующих авторов: М.И. Абдуллаев, С.С. Алексеев, С.Н. Бабурин, И.Н. Барциц, Н.С. Бондарь, СВ. Бошно, А.В. Васильев, Р.Ф. Васильев,В.Б. Исаков, А.Д.! Керимов, Д.А. Керимов, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, И.Н. Куксин, О.Э. Лейст, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Т.Д. Матвеева; М.Н. Марченко, О.О. Миронов, B.C. Нерсесянц, СИ. Носов, Г.Б. Романовский, О.Ю. Рыбаков, З.А. Станкевич, В.М. Сырых, А.Г. Хабибулин, Т.М. Шамба, А.И. Экимов, И.С Яценко и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: диалектический, конкретно-исторический, структурно-функциональный и др., а также ряд частно-научных методов -формально-юридический, сравнительно-правовой.

Сравнительный метод использован при выявлении изменений теоретических концепций (диахронное сравнение), а также при сопоставлении положений советской юридической науки с представлениями западных ученых-юристов. Исследование базируется на принципе историзма, который требует рассматривать явления духовной жизни общества, в том числе научные идеи, в контексте конкретно-исторических условий их появления и развития.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составили опубликованные научные работы таких правоведов, как Е.В. Аграновская, И.П. Блищенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, А.Я. Вышинский, В.А. Карташкин, Д.А. Керимов, И.А. Ледях, А.И. Лепешкин, Е.А. Лукашева, Н.С. Малеин, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, Б.Г. Манов, Н.И. Матузов, А.П. Мовчан, М.Ф. Орзих, Я.А. Островский, В.А. Патюлин, П.М. Рабинович, Ф.М. Рудинский, В.В. Рудницкий, Н.А. Придворов, М.С. Строгович, Р.А. Тузмухамедов, В.А. Туманов, Г.И. Тункин, Я.А. Уманский, А.А. Ушаков, И.Е. Фарбер, О.Н. Хлестов, СВ. Черниченко, В.Е. Чиркин, В.М. Чхиквадзе, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич, A.M. Яковлев и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором системно и комплексно исследовано развитие теоретических представлений советских ученых-юристов о правах человека в период с 1946 по 1991 годы.

Анализ данных представлений показал, что советская концепция прав человека базировалась на соединении классической и характерной для юридического позитивизма идеи о праве как мере свободы со специфически воспринятым субъективным правом как социальной ценностью. Выявлено и обосновано значение основополагающего принципа единства прав и обязанностей как стержневого для советской концепции прав человека.

Автором предпринята попытка научного осмысления исторически возникшей и проявившейся (особенно после 1956 г.) двойственности советского подхода к проблеме прав человека, при которой традиционные марксистские критерии применялись, прежде всего, в критике буржуазных концепций прав человека, а оценка существующего в Советском Союзе положения с правами человека осуществлялась, в основном, сквозь призму господствующей в то время идеологии. На защиту выносятся следующие основные положения:

- проведенный диссертантом анализ базовых положений марксистско-ленинского подхода к правам человека позволил прийти к выводу, что идея прав человека в советской юридической науке была представлена в различных формах: в форме «субъективных прав» как юридически закрепленных социальных дозволениях, адресованных любым лицам, в форме «прав личности» как проявлении социалистического гуманизма, в форме «прав гражданина» как набора конкретных правомочий, предоставленных государством гражданину СССР;

- автор отмечает влияние, оказанное формирующейся после окончания Второй мировой войны советской доктриной прав человека (видные участники ее создания - А.Я. Вышинский, А.И. Лепешкин, ЯЛ. Уманский) на подготовку и принятие Всеобщей декларации прав человека ООН. Главным образом, в плане включения в текст этого важнейшего документа положений, касающихся социально-экономических прав человека, фиксации в нем упоминания о праве наций на самоопределение, о необходимости обеспечить уважительное отношение к правам человека и- основным свободам для всех, без различия национальности, расы, пола, языка, религии; а также учета конкретных социально-экономических и культурно-исторических условий при предоставлении гарантий их реализации;

- диссертантом выявлено, что в советской юридической науке общее понятие прав человека базировалось на своеобразном сочетании идеи коллективизма с классическим представлением о праве как мере свободы. При этом, советские правоведы (Н.В. Витрук, Г.В. Мальцев, П.М. Рабинович) исходили из того, что в СССР интересы личности и государства не должны и не могут расходиться, а необходимость обеспечения прав граждан неразрывно связана с устойчивостью советского социалистического строя. В этих условиях основное предназначение субъективного права заключалось не только в обеспечении реализации интересов самого обладателя прав, но и интересов того коллектива, членом которого он являлся, и общества в целом. Все это находило свое выражение в известном принципе «единства прав и обязанностей»; 

- автор обосновал положение о том, что развитие идеи прав человека в СССР в 70-е годы XX века привело к восприятию данного феномена в единстве четырех его основных характеристик: содержание — мера дозволенного поведения; источник - классовый (позднее - общесоциальный) интерес; форма - нормативное положение, установленное или санкционированное государством; цель - построение бесклассового коммунистического общества и всестороннее развитие личности. Существенное влияние на применение приоритетного классового подхода к пониманию идеи прав человека оказало присоединение СССР в 70-е годы к Международным пактам о правах человека, а также появление концепции «социалистического гуманизма» и «общенародного государства». В «чистом виде» классовый подход действовал лишь при критике буржуазных концепций прав человека;

- диссертант пришел к выводу о том, что первостепенное значение в рамках советской доктрины прав человека на всех этапах ее становления и развития имели социально-экономические праваграждан СССР, обеспечение которых считалось несомненным приоритетом социалистического государства. Права человека воспринимались, прежде всего, как права трудящегося, в связи с чем, активно исследовались трудовые права граждан и коллективов (В.А. Масленников и др.). Подобный подход приводил к тому, что политические, личные и иные права и свободы, значение которых постоянно возрастало на международном уровне, внутри Советского Союза рассматривались как второстепенные;

- автор выделяет аксиологический аспект учения о правах человека в СССР, который доминировал в представлениях советских юристов (Н.И. Матузов, В.М. Чхиквадзе, И.Е. Фарбер) и выражался в том, что только конституции и законодательство социалистических стран в с состоянии гарантировать условия для всестороннего, гармоничного- развития человеческой личности, в то время как соответствующие законы буржуазных государств являются декларативными, поскольку сам социально-экономический строй не гарантирует равноправие граждан;

- на основе анализа научных трудов советских ученых-юристов (Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон, Л.С. Явич и др.) периода «перестройки» (1985-1991 гг.) диссертант делает вывод о том, что в указанный период происходит процесс «размывания» марксистского подхода к правам человека и, соответственно, оказываются востребованными отвергаемые ранее западные доктрины. Изменению идейных и научных позиций советских правоведов способствовали такие факторы, как: официально открытая критика отдельных периодов советской истории (прежде всего, развенчание сталинского тоталитаризма), новая реабилитация жертв политических репрессий, фактическое разрушение «административно-командной» системы, нарастающая пропаганда рыночных отношений и частной инициативы, установка на приоритетность общечеловеческих ценностей в тесной взаимосвязи с задачей построения, гражданского общества и правового государства, а также переход к традиционному европейскому пониманию идеи прав человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов исследования сделаны выводы, развивающие представления о развитии советской юридической науки.

Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы при совершенствовании правовой политики государства в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, внедрены в- учебный процесс по дисциплинам «Конституционное право Российской Федерации» и «Права человека». Результаты исследования докладывались диссертантом на научно-практических конференциях: «Интерпол и Европол: актуальные проблемы взаимодействия и сотрудничества в борьбе с международной преступностью и терроризмом» (Волгоград, апрель 2006 г.), «Проблемы обеспечения законности и правопорядка на современном этапе» (Волгоград, октябрь 2010 г.), а также отражены в опубликованных научных статьях автора.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и списка использованной литературы. 

Концепция прав человека в СССР: предпосылки формирования

С философско-правовой точки зрения права человека можно определить как социальные возможности, присущие людям в силу принадлежности к единому человеческому роду и необходимые для обеспечения существования человека в качестве биосоциального существа, для нормальной жизнедеятельности которого требуется сообщество (коллектив).

Так как организованный характер общественного бытия неизбежно предполагает определенное ограничение воли индивида и зачастую порождает тенденцию к нарастанию таких ограничений, то5 основной функцией прав человека как идеи и как социального института является функция «ограничения ограничений» (на это указывает термин «права и свободы»).

Другими словами, права и свободы человека призваны юридически обеспечивать возможность использования качеств, необходимых всем людям для развития личности - интеллекта, талантов и способностей, а также для удовлетворения духовных и материальных запросов. В самом широком и абстрактном смысле права человека — это формально равное предоставление людям необходимых возможностей для достойной жизни.

Концепция прав человека исходит из того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом: Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства, его органов и ограничивают влияние государстваша социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Указанное означает, что каждая личность является субъектом комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.

Это еще раз подчеркивает то, что права и свободы человека не являются сугубо правовой проблемой. В ней синтетически переплетаются правовые, политические, мировоззренческие, моральные, философские и другие аспекты, что придает дополнительную сложность ее решению, ибо требует многоуровневого и многогранного исследования1.

Исследуемая тема предполагает анализ советской концепции прав человека с трех сторон: 1) в рамках концепции прав, свобод и обязанностей граждан СССР, разрабатываемой на уровне таких научных дисциплин, как общая теория государства и права, а также государственное (конституционное) право; 2) с точки зрения науки международного права; 3) в плане идеологической критики буржуазных учений о правах человека.

Поскольку тема исследуется в исторической перспективе, это требует краткого экскурса в предысторию проблемы эволюции идеи прав человека в советской юридической науке 1946-1956 годов.

К содержанию прав человека, к их интерпретации и реализации в обществе, а, следовательно, и к механизму защиты и реализации этих прав необходимо подходить конкретно-исторически. Современный перечень прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества.

Как известно, впервые идея прав человека появляется на.исторической сцене в Древней Греции, когда возникает феномен политического сообщества равноправных граждан. Таким образом, идея гражданина предшествует идее прав и свобод человека. Институт гражданства возникает в античном мире, в древнегреческих государствах-полисах, и поэтому можно сказать, что первоначально идея прав и свобод человека возникает в форме права граждан участвовать в политической жизни. В Древней Греции и Древнем Риме гражданам гарантировались политические права на свободу, на решение государственных дел, на участие в правосудии и т.д. Но этими правами наделялись только свободные граждане, не занятые физическим трудом; гражданских прав были лишены рабы, составляющие большинство населения полисов, и некоторые другие категории свободных граждан (латины, перегрины в Риме).

Параллельно учениям о равенстве людей перед законом всегда существуют философско-правовые концепции, которые предлагают другую модель взаимоотношений человека и закона, основанную на. идее беспрекословного подчинения индивида государственной власти. В. этих теориях государственная власть выступает компетентным посредником между законом и людьми, например, в лице императора или коллегиального политического профессионально-юридического органа. В то время, когда Демокрит, Демосфен, Перикл и др. выдвигали идеи равенства граждан перед законом и демократического государственного строя, в Китае легист Шан Ян создал философско-правовую теорию абсолютной власти как необходимого условия установление правового порядка в огромном государстве. Здесь нужно заметить, что каждая из этих теорий адекватна социокультурным условиям, а также размерам государства, которые определяют сложность передачи управленческих импульсов от центра власти к периферии.

Права человека и права граждан СССР: национальный и международно-правовой аспекты

Советские теоретики права с момента появления юриспруденции социалистического государства опирались на марксистский историко-экономический и этатистский подход к трактовке природы прав и основных свобод личности1. Основополагающая идея этого подхода состоит в том, что человеческое существо есть продукт конкретно-исторических общественных отношений господства-подчинения, формирующихся, прежде всего, в сфере материального и духовного производства, - таково учение исторического материализма. Присущие индивиду особенности неразрывно (хотя и неявно для индивидуального сознания) связаны с его положением в обществе, разделяемом на классы (кроме коммунистического общества).

Так как наиболее существенной характеристикой общества является его классовая структура, то право трактуется как «возведенная в закон воля-высшего класса»2. Именно этот тезис К. Маркса стал центральной формулой всей советской теории государства- и права. В этой связи все советские конституции закрепляли в законодательном порядке итоги общественного развития, вернее, их специфические интерпретации, которые исходили от идеологического аппарата. Конституции должны изменяться вместе с изменением общественных отношений. Изменяются даже конституционные принципы, так.как они порождены историческим развитием общественных отношений и всегда соответствуют интересам господствующих классов: «формы нашего государства будут меняться в зависимости от развития нашей страны и изменения внешней обстановки», — писал И.В. Сталин1.

Эти важнейшие положения советской теории права вытекают из основополагающего принципа марксистского мировоззрения - принципа, историзма. Принцип историзма методологически противостоит, по мнению марксистов, принципу абстрактной универсальности прав человека, характерному для теории «естественного права». Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» писал, что вполне логичное с исторической и классовой точки зрения признание равенства прав всех людей в американской конституции не отрицает «существующее в Америке невольничество цветных рас: классовые привилегии были уничтожены, расовые привилегии освящены» .

Советские юристы диалектически (но не антагонистически) противопоставляли понятию «права человека» понятие «права граждан», опираясь на следующий ход мыслей: абстрактно-гуманистическая идея прав человека, чтобы стать действующей силой, должна быть воплощена в конкретно-юридическом понятии «права граждан». Социалистическая конституция, писал И.В. Сталин, «не ограничивается фиксированием формальных прав гражданка переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав»3.

Другими словами, феномен прав человека соотносится в советской юриспруденции с феноменом прав граждан так же, как идея- гарантии человеческого достоинства, выражаемая термином «права человека», с понятием «права граждан», имеющее конкретное классовое и историческое содержание. Интересно, что обозначенный подход балансирует на грани, разделяющей материализм и идеализм. Такое положение вещей, видимо, было обусловлено тем, что реалии государственного строительства .требовали от теоретиков марксизма-ленинизма усложнения представлений об отношениях базиса (материального аспекта исторического процесса) и надстройки (идейного аспекта). Именно это сделал И.В. Сталин в работе «Марксизм и вопросы языкознания». В этой работе он пишет: «Надстройка для того и создается базисом, чтобы она служила ему, чтобы она активно помогала ему оформиться и укрепиться, чтобы она активно боролась за ликвидацию старого, отжившего свой век базиса с его старой надстройкой. Стоит только отказаться надстройке от этой ее служебной роли, стоит только перейти надстройке от позиций активной защиты своего базиса на позицию безразличного отношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряла свое качество и перестала быть надстройкой» .

Учение И.В. Сталина о социалистическом государстве исходит из того, что первая форма социалистического государства - диктатура пролетариата— отмирает по мере перехода к бесклассовому обществу. После ликвидации всех классов кроме трудящихся, государство и народ отождествляются («общенародное государство»). На этом историческом этапе, класс трудящихся, пролетариат совмещает в себе «законодателя, и исполнителя, военную охрану, и создает аппарат, который может перевоспитать массы»2. Концепция пролетариата как единого носителя всех общественных свойств опирается на солидаристскую установку: так, например, А.Я. Вышинский в своей речи на Генеральной Ассамблее ООН утверждал, что социалистическое общество и государство - это коллективный человек3.

Общетеоретические представления о правах человека в 50-60-е годы XX века

Преемственность и одновременно конфликтность в отношениях между различными этапами развития советского государства наглядно проявились в тех изменениях, которые произошли в советской концепции прав человека после XX съезда КПСС.

Н.С. Хрущев, осудив сталинскую политику и определив ее как «культ личности», открыл новый этап эволюции советской истории и истории идеи прав человека в советской юридической науке. Постановление Президиума ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 года задало рамки допустимой критики сталинизма.

В юридической печати начинают появляться статьи, в которых предпринимаются попытки ревизии теоретического наследия 1940-1950-х гг. Так, в статье 1962 года С.С. Алексеев подверг резкой критике взгляды А.Я. Вышинского на проблемы истины в судебном праве и соучастия в преступлении, его определение социалистического права. Автор делает следующие выводы:

1) А.Я. Вышинский приспособил советскую правовую науку для оправдания фактов нарушения социалистической законности;

2) необходимо пересмотреть эту теорию в свете курса партии на социалистическую демократию и возрождение принципов коллективного партийного и государственного руководства.

Выходит ряд публикаций, авторы которых призывают вернуться к работам таких советских правоведов, как Д.И. Курский, П.И. Стучка, Н.В. Крыленко, Е.Б. Пашуканис2. Эти юристы, по мнению ряда авторов, заложили основы для комплексного исследования предмета советской юридической науки, так как использовали социологический и философский подход, тогда как А.Я. Вышинский и его сторонники насаждали вульгарный нормативизм.

При этом не упоминается, правда, что Д.И. Курский, П.И. Стучка, Н.В. Крыленко, Е.Б. Пашуканис развивали идеи классового насилия, «революционной совести» и «пролетарского правотворчества», не основанные ни на каких академических исследованиях, будь то социологических или психологических. «В своей основной деятельности — уголовной репрессии — народный суд абсолютно свободен и руководствуется, прежде всего, своим правосознанием», — писал, например, Д.И. Курский3.

Авторы начала 1960-х годов не акцентируют внимания на том факте, что теории 1920 — начала 1930-х годов носили волюнтаристский характер. Дело в том, что советским юристам требовалось каким-то образом узаконить отход от модели права конца 1930 — начала 1950-х годов, не порвав при этом с марксистско-ленинской традицией советской юриспруденции. Поэтому и понадобилось обращение к наследию советского правоведения 1920-х - начала 1930-х годов. Правда, оно преимущественно носило формально-риторический характер.

В действительности основные положения идеологии советского государства и права оставались прежними: - принцип всесилия государственно-партийной власти (единовластие, государственно- политический централизм); принцип социального равенства (минимизация социальной стратификации, или, если применять терминологию того времени, — «стирание классовых перегородок»); принцип государственного суверенитета (геополитическая независимость от внешних сил).

В рассматриваемый период происходит ослабление действия первого принципа и наращиваются усилия юридической науки и практики по последовательному претворению в жизнь принципов равенства, и государственного суверенитета. Это было обусловлено, с одной стороны, нежеланием политической элиты придерживаться прежнего жесткого авторитарного курса5 управления страной, а с другой стороны, внешней политикой по отношению к странам социалистического лагеря и странам «третьего мира»: СССР мог оказывать, и объективно оказывал сильное-влияние на эти страны своим примером в достижении таких целей, как укрепление суверенитета и преодоление социального неравенства. Кроме того, курс на социальное равенство поддерживался широкими массами.

Обозначенные задачи напрямую коррелировали с проблемой прав человека. СССР поставил перед собой грандиозную цель - достичь общественно-государственного устройства особого типа. Этот тип государства получил в литературе название «социального государства». Советский Союз был первым опытом социального государства, который послужил примером для подражания во всем мире.

Советская концепция прав человека: итоги развития

В середине 80-х гг. тема прав человека заняла центральное место, как во внешней, так и во внутренней политике советского руководства, возглавляемого M.G; Горбачёвым.. На XXVII съезде КПСС было заявлено,. что мораль советского человека «впитала в, себя как общечеловеческие нравственные ценности- так шнормы поведения людей и отношений между ними...».

В работах середины 1980-х годов также появляется термин «общечеловеческие нравственные ценности»; «Формула «права, человека» стала утрачивать сугубо эгоистическую окраску, наполняться v все; более действительно общедемократическим,, общечеловеческим содержанием»,. — пишет С.С. Алексеев?.

Все это совпало с тем? фактом, что как раз; к середине- 1980-х годов советская- юридическая наука накопила необходимый потенциал для придания системного характера философско-юридическойї концепции: прав человека. Идеологическое руководство;ЄССЕ приняло? решение опереться в своем «новом, курсе» на идеологию прав человека, тем более что в этой области советской юриспруденцией были достигнуты реальные успехи, на внешнеполитическом фронте идеологической борьбы.

Как было показано в предыдущих: главах, накопление- теоретико-методологического потенциала для создания, стройной теории; прав человека шло на протяжении всей истории существования советской юридической науки. К середине 80-х годов накопился значительный по объему эмпирический и теоретический материал дляг последнего этапа формирования советской теории прав человека в юридической науке; последним этот этап станет потому, что в этой фазе истории распадется СССР, а с ним прекратит свое существование и советская юридическая наука.

В 1986-1987 гг. вышел ряд работ, в которых были обобщены многолетние труды советских юристов в области прав человека, даны конкретные юридические рекомендации по правоприменению, выработаны принципы ведения идеологической работы. В эти годы выходит особенно большое количество монографий и статей, посвященных международно-правовому аспекту прав человека1.

В октябре 1986 года после встречи советского и американского лидеров в Рейкьявике был объявлен новый внешнеполитический курс СССР. Это был курс на снижение военных расходов, на сворачивание активной силовой политики, на выстраивание сугубо оборонительной военной- доктрины, предусматривающей сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Все это, конечно же, могло нанести определенный урон внутриполитическому и внешнеполитическому имиджу СССР. Компенсировать предполагаемый урон, видимо, была призвана активная идеологическая кампания с расчетом на положительный международный резонанс в связи с корректировкой политики СССР в сфере защиты прав человека.

На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986 года) было заявлено, что расширение, углубление и усиление гарантий прав советских граждан является необходимым условием политики «перестройки». Развитие демократии в СССР было связано с нахождением адекватных современному миру форм реализации политических, экономических, социально-культурных и личных прав граждан. «Выдвижение прав и свобод граждан в качестве центрального звена развития социалистической демократи» — важный аспект нового политического мышления, подчеркивающего роль человеческого фактора в революционных преобразованиях общества. Внимание к этим проблемам органично вытекает из стратегической линии КПСС на расширение социалистической демократии, а отнюдь не продиктовано желанием получить одобрение тех, кто» обвиняет социалистический строй в нарушении прав человека, игнорировании или принижении роли личности»1.

На внешнеполитическом направлении усилилась активность критиков советской системы защиты и гарантий прав человека, а на внутриполитическом - деятелей диссидентского и правозащитного движения в СССР: Это были последние годы жесткого противостояния Запада и СССР в «холодной войне», и одним из центральных пунктов расхождения философско-правовых позиций по-прежнему оставались права человека. Как писал В.М. Чхиквадзе, «у коммунистов нет оснований уходить от разговора о правах человека.

Похожие диссертации на Идея прав человека в советской юридической науке (1946-1991 гг.)